Как строились дворцы и соборы – СОБОРЫ. История Средних веков, рассказанная детям

СОБОРЫ. История Средних веков, рассказанная детям

— Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.

— Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это дом Божий. Его могущество передается тому, кто представляет Его на земле, — епископу. Есть и другая причина, более низменная: почти все соборы находятся в городах, а города соревновались, кто построит самый большой, самый высокий, самый красивый собор.

— Зачем нужны были соборы?

— Прежде всего это было место богослужения, здесь собирались для молитвы, на мессу и прочие службы, на религиозные церемонии. В соборе живет епископ и постоянно присутствуют каноники, составляющие совет при епископе. Утром, днем и вечером каноники проводят службу — проще говоря, славят Бога, истинного хозяина этого места. Поют они на хорах. Если вы зайдете в какой-нибудь собор, то почти наверняка вас впечатлят размеры хоров и деревянные кресла, соединенные в ряд (иногда их украшает великолепная резьба), на которых сидели и пели каноники.

— Но как в огромном соборе можно было расслышать слова священника или пение каноников?

— В соборах начали проповедовать где-то с XIII века, то есть с 1200 года. Проповедник обращается к верующим, излагает им жизнь и учение Христа, рассказывает о Деве Марии, о ветхозаветных пророках, толкует Евангелие — священную книгу христиан, главное действующее лицо которой — Христос. Рассказывает о святых, ободряет или укоряет паству, дает наставления… Верующие слушают стоя, и слышно им, наверное, плохо, но проповедник изъясняется не только словами, но и жестами. Средние века — эпоха красноречия и выразительной жестикуляции.

— В собор приходили только на службы или там собирались и по другим поводам?

— Там проводились разные мероприятия, в том числе праздники. Но тогда уже существовали и общие залы для собраний — не обязательно было идти в церковь, чтобы собраться вместе!

— Как соборы строились?

— Почти все сохранившиеся соборы выстроены из камня. Но в бедных областях с обширными лесами церкви поначалу строили из дерева: прекрасные образцы еще уцелели в Скандинавии и на юге Польши.

В Средние века соборы украшались богаче других зданий. Особенностью того времени была традиция красить их в разные цвета (сейчас она ушла, а известные нам соборы не сохранили красок). Убранство включало в себя резьбу, гобелены, фрески — росписи на стенах, прямо по штукатурке. Самая искусная резьба украшала капители (верхушки) колонн внутри здания и портал, то есть главный вход, снаружи. Появлялись все новые формы, или стили, резьбы. Говоря об интерьере, можно еще упомянуть баптистерий — это большая каменная чаша, стоящая в отдельном закутке; во время крещения ее заполняли освященной водой. Баптистерии было принято обильно украшать. Почему? Потому что крещение — это главное таинство в христианстве. Иудеем или мусульманином можно родиться — христианином не рождаются. Человек — ребенок или взрослый — становится христианином, когда его голову окропляют крестильной водой.

— Вы сказали, что стиль резных украшений менялся.

— Конечно, а благодаря развитию техники строительства менялся и облик всего здания. Обычно выделяют два периода. С X века (то есть примерно с 900 года) соборы постепенно стали строить сводчатыми. Вместо потолка делали свод, к которому как бы сбегались стены. Правда, до XII века в церквях почти всегда было сумрачно, люди не испытывали потребности освещать их. Этот стиль, или искусство, называется романским. Затем возникло стремление к свету, даже Бога стали отождествлять в первую очередь со светом. Технический прогресс, освоение больших пространств, все более искусное использование железа и других металлов привели к тому, что в XI–XIII веках появились величественные готические соборы. Кажется, я уже говорил, что «готический» означает «варварский»: готы — те самые варвары-германцы, которые в V веке завоевали Римскую империю. И вот в эпоху Возрождения искусство предыдущих столетий стали называть варварским, готическим, в XVII веке название закрепилось — а в начале века XIX-го романтики, как мы видели, снова ввели его в моду.

— Мы слышали, что в соборах или в их постройке есть некая «тайна»…

— Да нет. Соборы великолепны и устроены очень сложно, даже запутанно, отсюда миф о том, что в них есть тайники. Но этот миф родился гораздо позже, в XVIII веке, в цехах, или организациях, которые сами считались тайными, — я имею в виду франкмасонов («вольных каменщиков»), возводивших себя к строителям соборов. Хотя в некоторых соборах (например, Шартрском) действительно находили планы тайного хода наподобие лабиринта, который поначалу сбивал с толку посетителя.

— Строительство соборов обходилось дорого?

— Дорого. Иногда пишут, что сеньоры «безвозмездно предоставляли» рабочих для постройки соборов. На самом деле все происходило по-другому: все люди, занятые на строительстве соборов, — архитекторы, каменщики, всевозможные ремесленники, — все получали плату. Процесс длился очень долго, а когда заканчивался, рабочие уезжали на следующую стройку.

— А кто им платил?

— Главным образом церковь, иногда знатные и богатые горожане, реже короли и сеньоры. Собор стоил очень дорого, и его постройка могла затянуться надолго — тем более что работы прерывались как раз из-за отсутствия средств. Стоило случиться экономическому спаду, войне, эпидемии, и строительство останавливали из-за нехватки денег для оплаты труда рабочих. Поэтому многие соборы так и остались незавершенными, например в Нарбонне, в Кёльне (достроен только в XIX веке). Но самый знаменитый — в Сиене, в итальянской области Тоскана.

— Мы забыли про витражи. На экскурсиях рассказывают, что средневековые простолюдины учили Библию и Евангелие по сценам, изображенным на витражах.

— Витражи характерны для соборов готического стиля. Именно тогда придумали делать окна из кусочков разноцветного стекла, скрепленных железом. Сейчас лишь по витражам можно представить, какими красочными были соборы и некоторые церкви. Полюбоваться цветными витражами можно, среди прочего, в парижской Сент-Шапель, построенной при Людовике Святом в середине XIII века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Дворцы мира ::

Дворец - монументальное здание, в котором проживали королевские семьи или главы государства, высокопоставленные сановники и епископы. Само слово произошло от "княжий двор". Со временем дворцами стали называть важнейшие общественные здания.

Самые ранние из известных - королевские резиденции египетских фараонов в Фивах (Храм Амона в Карнаке). В Восточной Азии, в Таиланде, Японии и Китае императорские палаты состояли из многих низких павильонов в окружении огромного сада, в отличие от одного здания средневековой Европы.

Дворцы Европы

Во Франции было четкое различие между дворцами и замками. Дворец всегда располагался в городе, как королевская резиденция Пале-де-ла Сите, или пап в Авиньоне. Замок, напротив, в сельской местности, и имел крепостные сооружения. Исключением можно назвать Версальский дворец - резиденцию короля Франции за пределами города, но на французском языке это поместье называется Шато де Версаль, а официальной резиденцией был Лувр, лишенный оборонной архитектуры, так как был полностью окружен городом. Епископы также имели дворцы в городе и замки в провинции. Такое же разделение было в Италии, Испании, Австрии. В

Германии разграничение соблюдалось не всегда.

В Англии, по молчаливому согласию, не было никаких ограничений использования названия от места расположения. Однако, не все могли так величественно именоваться, как Букингемский дворец - резиденция британских монархов. Так, дворец Болье получил свое название когда его приобрел Генрих VIII. Дворец Бленхейм построили на месте заброшенного королевского поместья в Вудстоке, благодаря чему он и унаследовал честь носить такое имя. Расположенный в деревне, он явно продемонстрировал, что "дворец" не имеет конкретных городских ограничений в Англии.

В Италии любой городской особняк, построенный с пышностью, назывался дворец. Было совсем не обязательно при этом быть дворянином, многие древние особняки в Венеции принадлежали к классу патрициев. В средневековье они также использовались как склады, коммерческие предприятия, или жилые дома.

Дворцы Испании поражают своим великолепием. Один из них - Королевский дом в Мадриде. Его декор и дизайн, безусловно, необходимо увидеть во время путешествия по Испании. Архитектура не имеет аналогов: кажется, она впитала талант тысячи архитекторов всех известных стилей. Королевские апартаменты поражают не только своей красотой, но и размером. Это крупнейший палац в Европе с почти 3000 комнат. В настоящее время он открыт для туристов, а королевская семья проживает в небольшом поместье Сарсуэла. Особое внимание заслуживают Севильский Алькасар (изящная смесь мавританского и европейского стилей), Альгамбра, Королевская резиденция Аранхуэс.

Дворцы Украины появились значительно позже. Правители строили для себя поместья в виде замков и усадеб, следуя архитектурным традициям Европы. Яркий пример - Массандровский дворец - имение российского императора Александра III во французском стиле времен Людовика XIII. По заказу графа Воронцова английский архитектор разработал Алупкинский дворец - смесь шотландской и английской готики с мавританской архитектурой. Усадьба Разумовского - большой архитектурно-парковый комплекс - была построена по проекту Камерона. Дворец Потоцких - один из крупнейших в Европе в классическом стиле - спроектировал французский архитектор Ля Круа, внутреннюю отделку - голландец Меркс.

Дворцы Азии

В Китае прекрасным примером традиционной архитектуры является Запретный город - императорская резиденция в центре Пекина, самый крупный жилой комплекс в мире. Другие примеры: Летняя резиденция, в пригороде Пекина, и Мукден в Шеньяне. Президентский дворец в Нанкине отображает европейское влияние архитектуры. В отличие от массивных строений Европы, дворцы и замки Китая состоят из множества крупных и мелких построек с парками и дворами.

Индия стала родиной большого числа дворцов и огромных империй. История Индии насчитывает множество династий, которые правили в различных частях страны. Хотя большинство строений античного периода уничтожено, некоторые средневековые здания были восстановлены. Эти великолепные сооружения являются примером великих достижений архитекторов и инженеров того времени. Плавающие цветы в огромных фонтанах и великолепных бассейнах, дорические колонны, декоративные кронштейны и лестницы, льющийся свет в больших окнах - в Индии находятся самые интересные древние крепости и дворцы с истинно королевским величием, блеском и великолепием. Раджпуты ("сыны раджи") были известны как храбрые солдаты, предпочитающие умереть, чем попасть в плен. Они также были большими ценителями искусства и блестящими строителями.

allcastle.info

10 готических соборов средневековой Европы

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV.  А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва  было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков:  зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

phototravelguide.ru

Архитектура средневековья и строительство, храмы, соборы, постройки

В период становления феодального общества, как и при рабовладельческом строе, задачи, вставшие перед строительной техникой, определялись необходимостью сооружать крепости, феодальные замки и т. п. Были одинаковы и технические приемы сооружения таких объектов: ручной труд крепостных, сгонявшихся на строительство укреплений, мало отличался от труда рабов.

Содержание статьи

Строительство храмов

С помощью простой техники в средние века создавались разнообразные архитектурные сооружения. Высшие достижения строительного мастерства и архитектурного искусства воплощены прежде всего в храмах. В Византии их строили, используя в качестве материала в основном раствор и кирпич. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.

Шедевром строительной техники Византии являлся храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. при императоре Юстиниане. По размерам и роскоши это сооружение превзошло все другие современные ему храмы. Центральное пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Внутренние помещения были отделаны мрамором и мозаикой.

Первые храмы на Руси

Византийское строительное и архитектурное искусство оказало значительное влияние на развитие архитектуры многих стран, в том числе и архитектуру Руси, куда с принятием в конце X в. христианства стали проникать и технологии каменного строительства. До того времени практически все постройки на Руси были деревянными. Из дерева строили не только жилые дома, но и монастыри, церкви и даже крепости. Орудиями труда при этом служили топор, тесло (инструмент вроде тяпки с острым лезвием), струг (рубанок), долото. В XIII—XV вв. появились сверла и пилы.

При князе Владимире Святославовиче, обратившем русский народ в христианство, в Киеве была построена Десятинная церковь. Это был огромный 25-купольный храм общей площадью в 542,5 м2, с великолепными фресками, мозаикой и мраморными резными парапетами. В начале XI в. на Руси было возведено много прекрасных архитектурных сооружений, среди которых особо следует выделить знаменитый Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней. Собор имел 13 куполов.

Состав строительного материала

Строительным материалом в Киеве и других южных и юго-западных княжествах был обожженный кирпич — илинфа. Его производили в мастерских, оборудование которых состояло из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Помимо строительного кирпича на Киевской Руси изготовляли также изразец — обливной облицовочный кирпич.

Основой связующей раствора была известь; в раствор добавляли толченый кирпич, щебень, золу и другие вещества. Отделывали здания красным шиферным камнем, тесанным известняком и мрамором. Широко применялись черепица и плитка.

Ранняя архитектура Европы, готический стиль

Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Поэтому стены были массивными, нередко укрепленными контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали: его основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарю, где находился жертвенник и где происходила основная часть богослужения.

В середине XII в. появилось новое художественное направление — готика. Готический стиль выразился прежде всего в произведениях зодчества, в которых очевидно стремление придать больше легкости и свободы тяжелым и массивным формам, создаваемым в прошлом. С этой целью полукруглую арку стали постепенно заменять островерхой или стрельчатой, которой раньше придавалось лишь второстепенное значение.

Возникла новая система сводов, потребовавшая соответствующего преобразования архитектурных форм. Стрельчатая арка, устремленная ввысь, взамен круглой арки стала основой архитектурных сооружений. Повинуясь закону стрельчатой формы, все прочие части вытягивались вверх, приняли теперь более стройный вид, а внутренние пространства потребовали для освещения более высоких и широких оконных проемов.

Столбам внутри зданий придавали форму стройных колонн, в соответствии с которыми стены были разделены пилястрами в боковых и главном нефах (помещениях, ограниченных колоннами) церквей. Соответственно, более легкий и стройный вид был придан боковым опорам с отходящими от них откосными дугами, подпирающими выдающуюся часть среднего нефа соборов. Отделка соответствовала общему характеру здания, которое завершали высокие, стройные и постепенно утончавшиеся к верхушке башни, возвышавшиеся справа и слева над главным входом.

Во внешней отделке и орнаментовке все более проявлялся переход от господствовавших до сих пор строгих очертаний к формам, заимствованным из живой природы — к фигурам животных, людей и даже к фантастическим существам, например, химерам, установленным на всемирно известном соборе Нотр-Дам в Париже. Цветные витражи причудливо преображали солнечный свет и создавали у посетителей иллюзию реального присутствия в храме библейских святых и самого Иисуса Христа. Но не только христианские персонажи можно было видеть на витражах соборов — там нашлось место и для сцен из жизни простого люда, властителей и сказочных животных. Иными словами, средневековый храм стремился быть для верующего целым миром в миниатюре.

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался 🙂 :

oldinvent.ru

Глава III СОБОРЫ И ЗАМКИ. История Средних веков, рассказанная детям

— Когда мы говорим «Средневековье», на память приходят не только рыцари, но еще и замки, соборы.

— Вполне закономерно. Но все-таки это не были обычные жилища и церкви. Большинство средневековых домов содержались скромно или вовсе убого, крестьяне жили в особенной бедности, иногда в нищете. Каменные постройки появились далеко не сразу, даже в городах очень долго строили из дерева, чем и объясняется высокая частота пожаров: в Средние века сгорела масса домов, храмов, деревень и городов!

Воображение занимают два типа зданий, ставшие символами Средневековья: укрепленный замок и собор, жилище рыцаря и жилище Бога, точнее — служителей Бога, то есть епископов. Замок свидетельствует о могуществе и авторитете рыцаря; в соборе проявляется власть Бога, она передается через Его главного представителя — епископа. Епископ — глава церковного округа, который называется епархией (прежнее разделение на епархии почти совпадает с современным). Церковь, «дом Божий», где епископ ежедневно молится, проповедует и проводит службы, называется собором.

— Но что связывает собор и замок?

— И для образованных людей, и для народа эти два типа жилища являются указанием на значительность, высокое положение хозяина. Противопоставление высокого и низкого переносится в физическое пространство: желая доказать свою устремленность вверх, люди возводят башни и такие высокие стены, что их видно отовсюду. Иными словами, высокое означает прекрасное и великое. Это противопоставление высокого низкому, выраженное в строительстве соборов и замков — я хочу сказать, выраженное наглядно, мы его видим своими глазами, — очень важно для Средневековья. Оно очевидным образом соотносится с противопоставлением земного небесному, «здешнего» — «нездешнему». Отсюда значение, которое придается крепостным стенам и башням. Внушительные башни бывают у средневековых церквей. Богатые горожане тоже строили дома с башнями, но, к сожалению, их разрушили, когда Средние века уже закончились.

Вы наверняка знаете, что у мусульманских мечетей также есть башни, очень тонкие, вознесенные к небу, — минареты. Это значит, что наши религии соревновались друг с другом и в архитектуре «домов Божьих». Напоминаю, что ислам, или мусульманство, был основан пророком Магометом (сейчас чаще говорят Мухаммад) в начале VII века (в 622 году), — он почти ровесник Средневековья. Но к исламу мы вернемся позже.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Самые величественные и роскошные дворцы мира

Во все времена дворцы, которые являлись резиденциями самых могущественных людей своего времени, представляли собой образцы величественности, роскоши и великолепия. В мире насчитывается сотни подобных зданий, большинство из которых даже в наше время не перестают поражать воображение своей красотой, мощью, историей и совершенством.

Некоторые из этих величественных сооружений до сих пор выполняют свое историческое предназначение, являясь официальными резиденциями монарших особ или глав государств, некоторые же стали необитаемы, превратившись в музеи, выставочные галереи или места, где очень состоятельные и влиятельные люди предпочитают проводить банкеты и всевозможные мероприятия.

Дворцы с их неповторимой архитектурой и множеством парадных залов, украшенных королевскими и княжескими вензелями, все еще хранят дух своей эпохи. На возведение своих апартаментов монархи не жалели ни средств, ни времени, ни даже жизней своих подданных. И, наверное, выражение «красота требует жертв» можно с уверенностью применить к любому из дворцов, строившихся для монархов средневековья.

Кроме того, что сказочные дворцы королей, императоров и султанов утопали в роскоши, они еще строились по самым передовым технологиям своего времени. Водопровод, канализация, паровое отопление, лифты и другие, обычные сейчас, но фантастические в те времена, блага цивилизации в большинстве своем появлялись вначале именно во дворцах монархов или их вельмож.

В сегодняшнем выпуске мы подготовили для вас подборку из 10-ти одних из самых величественных и роскошных дворцов мира. Смотрим фото и описание к ним.

Смотрите также: 20 самых восхитительных гостиничных номеров со всего мира • В Париже обнаружили квартиру, простоявшую нетронутой более 70 лет 

Дворец «Гугун»

«Гугун» или «Пурпурный запретный город» в Пекине, пожалуй, можно назвать одним из самых древних дворцовых комплексов. Строился он с 1406 по 1420 гг. как резиденция китайских императоров, занимает площадь в 730 тыс. кв. метров и имеет 8707 комнат. В его возведении было задействовано более 1 миллиона строителей, мастеров резьбы по камню, художников и других специалистов. Дворец «Гугун» - первое в мире здание, где не использовалось печное отопление. Тепло во дворец поступало по специальным трубам из автономной котельной. Однако, несмотря на величественность дворцового комплекса, потраченные на него силы и средства, императоры Поднебесной не слишком жаловали эту резиденцию, предпочитая жить и работать в других дворцах. В настоящее время «Гугун» является национальным музеем Китая.

Дворец Потала

Дворец Потала в Тибете. История этого величественного здания уходит еще в 637 г.н.э, когда тибетский правитель Сонгцен Гампо построил здесь свою первую резиденцию. По ходу времени старый деревянный дворец не раз горел, его разрушали захватчики и, в конце концов, он полностью разрушился. На его месте в 1645 году началось строительство нового дворцового комплекса, который впоследствии стал резиденцией тибетских Далай-лам. Строительство дворца продолжалось на протяжении 50 лет. Общая площадь этого гигантского сооружения составляет 360 тыс. кв. м. В настоящее время дворец Потала является как музеем, так и местом паломничества буддистов со всего мира.

Лувр

Крупнейший и один из самых знаменитых музеев мира - парижский Лувр когда-то был резиденцией французских королей. Изначально в 1190 году на месте дворца была построена крепость , которая достраивалась и видоизменялась. В 1317 году король Карл V решил устроить здесь свою резиденцию. Со временем старый дворец стал разрушаться и очередному французскому монарху - королю Франциску I с 1528 по 1546 год пришлось заниматься перестройкой Лувра и превращением его в великолепную королевскую резиденцию. Работы продолжались вплоть до 1594 года, когда уже новый монарх Генрих IV решил объединить Лувр с соседним дворцом Тюильри, создав величественный дворцовый комплекс. Но на Генрихе IV реконструкции дворца не закончилось - следующие за ним монархи, в том числе и Наполеон Бонапарт, также приложили руку к превращению Лувра в один из самых красивых дворцовых комплексов в мире. Общая площадь Лувра – более 106 тыс. кв. м.

Версаль

Дворцово-парковый комплекс Версаль – одно из красивейших сооружений не только в Европе. Строительство дворца было начато в 1661 году королем Людовиком XIV, известным как «король-солнце», и продолжалось вплоть до 1710 года. Королевской резиденцией Версаль был до 1789 года и по праву считался образцом архитектурного изящества и роскоши. Сам королевский дворец, как и его внутренняя отделка, были выполнены известными скульпторами, художниками и архитекторами «Великого века». Также Версаль славится своими великолепными парками и фонтанами. Затраты на строительство дворцового комплекса считаются одними из самых огромных в мировой истории. Перерасчет расходов на современные деньги до сих пор ставит в тупик, как историков, так и финансистов. Сумма колеблется от 3 миллиардов до 260 миллиардов евро! Впечатляет и общая площадь дворцового комплекса Версаль - она составляет более 100 гектаров.

Дворец дожей

Дворец дожей в Венеции – величественный памятник итальянской готической архитектуры. Он был построен в период с 1309 по 1424 гг. и являлся не только резиденцией дожей (выборных правителей) венецианской республики, но и офисом, как теперь говорят, силовых структур. Здесь располагались Верховный суд, Большой совет с сенатом, тайная полиция и другие влиятельные ведомства. Позолоченные лестницы, огромные залы с изящной лепниной, настенной живописью и полотнами известных мастеров поражают своим великолепием и мощью. Дворец дожей вместе с собором Святого Марка и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль Венеции и является одной из ее основных достопримечательностей.

Букингемский дворец

С 1837 года Букингемский дворец является официальной резиденцией британских монархов. До этого здание принадлежало герцогу Букингемскому, который построил его в 1703 году. В 1762 году дворец был приобретен королем Георгом III для своей частной резиденции и претерпел ряд кардинальных изменений. Официально дворец стал королевским в 1837 году при вступлении на Британский престол королевы Виктории. Королева, в честь которой названа целая эпоха в искусстве, естественно не могла не внести свои изменения в архитектуру и внутреннее убранство дворца. За годы ее правления к основному зданию были пристроены дополнительные сооружения и даже передвинута Мраморная арка – парадный вход в королевскую резиденцию. Сегодня хозяйкой Букингемского дворца является нынешняя королева Великобритании Елизавета II, находящаяся на британском престоле уже более 60 лет. Территория королевских владений, где располагается Букингемский дворец, составляет 20 гектаров, 17 из которых занимают сады. Во дворце 775 комнат. Два месяца в году (август-сентябрь) Букингемский дворец открыт для посещения туристами.

Петергоф

Дворцово-парковый комплекс Петергоф по замыслу Петра I должен был стать самой роскошной царской летней резиденцией, сравнимой с великолепными дворцами европейских монархов. Его строительство началось в 1714 году под личным руководством царя и частично по его эскизам. Уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа, но еще на протяжении многих лет дворцовый комплекс достраивался и перестраивался, возводились новые фонтаны и парки, был прорыт Морской канал и построены новые дворцы «Монплезир» и «Марли». Начатое Петром I блистательно завершили его потомки. Петергоф является одним из красивейших дворцовых комплексов не только в России, но и в Европе. К сожалению, во время Великой Отечественной войны Петергоф был разграблен немецко-фашистскими захватчиками и частично разрушен. Благодаря усилиям советских, а впоследствии российских историков, архитекторов и художников, дворцово-парковый комплекс был восстановлен и сейчас является музеем-заповедником. За величественность, изящество и роскошь Петергоф часто называют русским Версалем.

Пражский Замок

Пражский Град или, как его еще называют, Пражский Замок можно по праву считать одной из самых больших в мире официальных президентских резиденций. Ранее замок являлся резиденцией чешских монархов, теперь же здесь рабочее место президента Чехии. Возникновение крепости связывают с основанием Праги. Замок расположен на высоком холме, что делало его непреступным для врагов. Строительство Пражского Замка началось в 1135 году князем Собеславом I с возведения первого каменного княжеского дворца. Затем на протяжении столетий замок разрастался, превратившись в итоге в величественную резиденцию чешских монархов и некоторых императоров Священной Римской империи, куда в свое время входила территория Чехии. Существенных изменений и перестроек Пражский Град претерпел во времена правления императоров Карла IV и Фердинанда I. До самого конца XX века территория замка была закрыта для общественности, но с приходом к власти в 1989 году президента Чехии Вацлава Гавела двери дворцовых залов и парки открылись для посещения. Пражский Град считается уникальным сооружением готической архитектуры и сокровищницей художественных и исторических ценностей Чехии.

Дворец Долмабахче

Дворец Долмабахче, расположенный на европейской части реки Босфор в Стамбуле, раньше являлся официальной резиденцией османских султанов, теперь же в этом величественном сооружении находится резиденция премьер-министра Турции. Дворец строился с 1842 по 1853 гг. для султана Абдул-Меджида I, который пожелал иметь дворец в стиле барокко, не уступающий по роскоши и изысканности резиденциям европейских монархов XVIII века. Долмабахче, что в переводе с турецкого означает  «Насыпной сад», изменялся не один раз. Каждый новый султан вносил свою лепту в его благоустройство, расширение, внешнее убранство и богатые интерьеры. За несколько десятилетий дворцовый комплекс так разросся, что его общая площадь составила 45 тысяч кв. метров. Известно, что на отделку интерьеров и Хрустальной лестницы дворца ушло около 14 тонн золота, а общая стоимость строительства составила более 5 миллионов золотых фунтов - по тем временам это громадная сумма. Среди главных достопримечательностей Долмабахче - 5-тонная люстра из богемского стекла, подаренная британской королевой Викторией, а также собрание полотен великого русского живописца Ивана Айвазовского, выполненных им специально по заказу султана. После падения монархии во дворце жил и работал первый президент турецкой республики и лидер нации Ататюрк. После его смерти Долмабахче стал музеем. В 2007 году турецкий парламент вернул дворцовому комплексу политическую функцию, сделав его официальной резиденцией премьер-министра в Стамбуле.

Дворец Истана Нурул Иман

Нельзя обойти стороной и современные дворцы и резиденции правителей, построенные в наше время и блистающие не меньшей роскошью и великолепием, чем их средневековые «собратья». Среди современных дворцовых комплексов особо выделяется резиденция султана Брунея Хассанала Болкиаха - Истана Нурул Иман (в переводе – «Дворец света»), который на сегодняшний день является одним из самых роскошных и величественных резиденций современных правителей. Дворцовый комплекс расположен в столице Брунея - городе Бандар Сери Бегаван и выполняет функцию официальной резиденции главы государства. Во дворце также находятся апартаменты самого султана и членов его семьи. Кроме того, здесь располагаются правительственные офисы и мечеть, способная вместить 1,5 тыс. человек. Как крупнейшая в мире жилая резиденция действующего главы государства, дворец Истана Нурул Иман занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Общая площадь здания составляет более 200 тысяч кв. метров. В нем 1788 комнат, 5 плавательных бассейнов, банкетный зал на 4 тыс. персон, 18 лифтов, подземный гараж на 153 автомобиля и конюшни на 200 лошадей. Во дворце также хранится коллекция картин знаменитых живописцев, в том числе и полотно Ренуара, приобретенное султаном в 1980 году за $70 миллионов.

В следующем выпуске мы познакомим вас с другими не менее величественными, роскошными и знаменитыми дворцами и резиденциями правителей разных эпох.



lugaland.com

Збигнев Херберт о строительстве соборов (вторая часть)

Средневековая традиция выводила происхождение строителей соборов от строителей храма Соломона. Генеалогия вполне почтенная и в то же время мистическая. Фигура архитектора была окружена ореолом тайны, точь-в-точь как в современных романах о средневековых строителях соборов. Это наполовину маг, наполовину алхимик, астроном крестовых сводов, таинственный человек, приходящий издалека, который обладает эзотерическим знанием совершенных пропорций и строго оберегаемым секретом конструкции. На самом же деле начала этой профессии были куда скромней, и архитектор растворялся в безымянной толпе мастеров. Уже само определение архитектора в средневековых текстах крайне зыбко и многозначно, что свидетельствует о его еще не вполне уточненном положении и функциях в возведении собора. Чаще всего это был каменщик, и занимался он физическим трудом точно так же, как остальные его собратья. Зачастую роль архитектора исполнял опекун строительства, аббат или епископ, человек образованный и опытный, побывавший во многих странах, что имело особое значение, так как нередко новые соборы были копиями уже существующих прославленных храмов.

Роль архитектора уточняется, его значение растет одновременно, можно сказать, с ростом готических соборов. Положение и значимость этой профессии окончательно определяются к середине XIII века. Но вот мы читаем текст примерно того же периода и недоуменно разводим руками. Моралист и проповедник Никола де Бьяр с возмущением говорит: «На больших строительствах установился обычай, что есть там мастер, который распоряжается словесно, но весьма редко, а то и вообще никогда не прикладывает рук к работе; меж тем плату он получает большую, чем остальные». Далее не без презрения рассказывается, как мастер, надев перчатки и держа в руках линейку, приказывает другим: «Обтесывай этот камень так-то и так-то», а сам не работает. В точности как многие нынешние прелаты, добавляет Никола де Бьяр, чтобы уж в полной мере выразить свое негодование.

Приведенный текст со всей очевидностью доказывает, что становление новой профессии было отнюдь не легким. Архитектура не изучалась в университетах. Так что наряду с опытными ремесленниками среди представителей этой профессии случались и талантливые любители, как, например, знаменитый Перро, «который из скверного лекаря стал хорошим архитектором», математик и астроном Рен или комедиограф Ванбру. Бывали даже простые люди (о чем упоминает Пич) и даже неграмотные, как тот деревенский каменщик, что построил на Мальте большую церковь с куполом. Монахи многих орденов также посвящали себя этой профессии. В Средние века монахи-цистерцианцы пользовались репутацией конструкторов и даже послужили причиной спора между папой и Фридрихом II, который принуждал их строить свои замки.

Архитектура не числилась среди свободных искусств. Несомненно, это уязвляло архитекторов, и они старались компенсировать эту несправедливость, самовольно присваивая себе университетские титулы magister cementariorium (магистр цементных дел), magister lapidorum (магистр каменных дел). Известно, что это вызвало протесты парижских адвокатов, которые не желали быть на одной ноге с каменщиками.

Однако вершиной стала надпись на надгробной плите Пьера де Монтрейля, архитектора Людовика Святого и создателя Сент-Шапель. В ней он не только назван совершенным цветком добрых нравов, но и почтен нигде более не встречающимся титулом docteur es pierres (доктор каменных дел). Однако то апогей личной карьеры, и он не должен заслонять скромные начала этой профессии.

Кем для нас является архитектор? Это тот, кто составляет проект. Сохранились ли проекты средневековых соборов? Только с середины ХIII века. К этому периоду относится бесценный альбом Виллара де Оннекура, речь о котором пойдет ниже. Правда, имеется проект аббатства Сен-Галл и план раздела вод для Кентерберийского аббатства, но трудно назвать эти эскизы планами по причине их наивной перспективы, напоминающей детские рисунки. Отсутствие главного источника для познания истории архитектуры легко можно объяснить высокой ценой пергамента. Вполне возможно, планы делали на других, менее стойких и не столь долговечных материалах. А может быть, — и это будет очередное, наряду с отсутствием сметы строительства, кощунство в адрес строителей соборов, — в головах инициаторов строительства контур будущего сооружения вырисовывался не слишком отчетливо.

Подрядчики, занимавшиеся строительством соборов в Страсбурге, Кельне, Орвието, Вене, Сиене, Флоренции, ревниво оберегали свои проекты, которые в XIV-XV веках появляются уже в большом количестве. В этот период возникают tracing houses, chambres aux traits — небольшие, как бы мы их сейчас назвали, чертежные бюро, подчиненные архитектору. Пергамент подешевел, техника рисунка сильно развилась, и тем не менее трудно на основе этих материалов восстановить историю строительства. Потому как чаще всего рисовали планы фасадов и никогда — общие. А вдобавок совершенно не заботились о точности и сохранении масштаба. Так что это были скорей как бы общие наброски, а не детальные технические рисунки для исполнителей. Точно так же дело обстоит и с моделями из воска или покрытого гипсом дерева, которые держат на картинах святые и дарители. Все они были средством для установления взаимопонимания между архитектором и патроном строительства, а не между проектировщиком и исполнителем.

По счастью, случайно сохранился документ, позволяющий глубже и доскональней, чем все остальные дошед¬шие до нашего времени свидетельства и планы, заглянуть в мастерскую архитектора. Это первый и единственный известный нам средневековый учебник, малая энциклопедия строительства, и одновременно тетрадь для заметок, рисунков, практических советов и изобретений. Имеется в виду альбом Виллара де Оннекура. К сожалению, тридцать три уцелевших пергаментных листа составляют лишь половину альбома. Отсутствует часть, посвященная деревянным конструкциям и плотницкому делу, которое для строителей соборов имело исключительно важное значение. И тем не менее материал, содержащийся в этом vademecum (наставление, руководство в какой-либо области; букв.: иди за мной) архитектора, прямо-таки переливается со страниц альбома.

Страницы из альбома Виллара де Оннекура.
Полностью альбом можно увидеть тут: http://classes.bnf.fr/villard/feuillet/index.htm
Там же можно почитать про автора рисунков (сайт на французском).

Чего тут только нет! И механика, и геометрия, и практическая тригонометрия, и эскизы соборов, и изображения животных, людей, орнаменты, архитектурные детали. Дело в том, что Виллар, родившийся в маленькой пикардийской деревне, отличался неутолимой любознательностью. Он много путешествовал, видел готические соборы в Мо, Лане, Шартре, Реймсе, был также в Германии и Швейцарии, добрался даже до Венгрии — и всюду отмечал и зарисовывал все, что его заинтересовало: план хоров, кузнечика, розетту, льва, человеческое лицо, возникающее в узоре листа растения, обнаженную натуру, снятие с креста, фигуры в движении. Одни рисунки схематичны, вписаны в треугольник или прямоугольник, словно Виллар водил тяжелой рукой скульптора. Другие, как, например, коленопреклоненная фигура, поражают искусной декоративностью и совершенной передачей драпировки. Интересовали его и изобретения: пила, способная резать в воде, колесо, которое само вращается (извечная мечта о перпетуум-мобиле), а также то, что американцы назвали бы gadgets: как сконструировать ангела, который всегда указывает пальцем на солнце, как добиться, чтобы скульптура орла поворачивала голову к священнику, читающему Евангелие, или же как сделать хитроумное устройство, позволяющее епископу во время долгой мессы согревать руки.

Романисты изображают средневековых архитекторов как секту, ревниво стерегущую свои секреты. Если эти тайны действительно были такими важными, то они несомненно должны были относиться к точным наукам. Таким образом, если принять это положение, то архитекторы оказались бы единственными в Средние века людьми, которые знали свойства геометрических фигур, а также начала сопротивления материалов и основные законы механики. Альбом Виллара на сей счет молчит. Он является собранием практических рецептов, этакой поваренной книгой средневекового архитектора.

Из истории науки нам известно, что объем математических знаний у людей средневековья был более чем скромным. Подтверждение тому — переписка двух ученых середины XI века — Рагимбольда из Кельна и Радольфа из Льежа. Суровый современный исследователь заявляет: «Анализ писем свидетельствует о невежестве этих людей». Оба ученых не способны ни провести простейшее геометрическое доказательство, ни определить величину внутреннего угла в треугольнике.

Неизвестно, как долго пришлось бы дожидаться нового Эвклида, если бы не арабы, при посредничестве которых Европа в XII—XIII веках познакомилась с Аристотелем, Платоном, Эвклидом и Птолемеем. Благодетельные последствия обретенного знания не обошли также и архитекторов. Существует, правда, нелегкая для разрешения проблема: как они ими воспользовались?

Наши деды, жившие в XIX веке, были неисправимыми оптимистами, когда говорили о рационализме готической архитектуры. Скорей уж стоит присоединиться к мнению тех, кто утверждает, что строители соборов обладали эмпирическим знанием, приобретенным благодаря опыту, а не расчетам и измерениям. Там, где правит интуиция, легко ошибиться. Катастрофы при строительстве готических соборов случались гораздо чаще, чем мы были бы склонны полагать, и они отнюдь не ограничиваются известным происшествием в Бове или неудачной попыткой расширения сиенского Duomo. Экспертиза собора в Шартре через сто лет после его постройки установила весьма тревожное его состояние. Поперечный неф грозил обрушением, портал необходимо было усилить конструкцией из железа. Состояние парижского собора Нотр-Дам в XVI веке было ничуть не лучше. Почему так происходило? Чаще всего фундаменты оказывались недостаточно прочными, чтобы нести устремляющееся ввысь сооружение. Эту вертикальную устремленность прекрасно демонстрирует высота центрального нефа поочередно возводимых соборов. Сане — 30 метров, Париж — 32, 50, Шартр — около 35, Бурж — 37, Реймс - 38, Амьен — 42 и, наконец, Бове — 48 метров.

История строительства Миланского собора, которую мы знаем достаточно подробно благодаря протоколам комиссий экспертов, доказывает нечто, что должно возмутить рационалистов. Представим себе: стены уже возведены на значительную высоту, а тут спорят не о деталях орнамента, а о принципиальной проблеме — плане собора. Французский архитектор Жан Миньо яростно критикует итальянских архитекторов и произносит классический афоризм «Ars sine scientia nihil est» («Искусство без знания ничто»). Вот только эта самая scientia проживала в стране эмпирии, так как ни одна из спорящих сторон не была способна привести научные обоснования отстаиваемых ею положений.

Известно, что в алхимии секретов стократ больше, чем в химии, а областью, которая до сих пор остается самой эзотерической, является кулинарное искусство. Главнейшей тайной средневековых архитекторов была их способность возводить сооружения в соответствии с планом, но знание их включало также тысячи, как мы сейчас выразились бы, кухонных секретов — вроде умения распознавать разновидности камня или приготавливать различные строительные растворы.

Сохранение этих секретов было обязательным не только для архитекторов, но и для мастеров-каменотесов, каменщиков, штукатуров, а также тех, кто делал растворы из извести, то есть находился на низкой иерархической ступеньке. Впрочем, подобные же правила обязательны были и в профессиях, не имеющих ничего общего с архитектурой.

Настоящей конституцией строителей соборов был и две английских рукописи: одна, называющаяся «Regius», была написана около 1390 года, а вторая — «Cook» — появилась сорок лет спустя. Наряду с правилами религиозными, моральными, а также касающимися обыденной жизни в рукописях этих содержится особый пункт о необходимости хранить тайну. А именно предписывается не пересказывать разговоры, которые ведутся в ложах и других местах, где собираются каменщики. Долгое время историки считали, что это был запрет разглашать некие эзотерические формулы или секреты. Однако, как показали новые исследования, он распространялся на чисто технические и профессиональные вопросы, например, как укладывать камень, чтобы его положение было наиболее близким к тому, какое он занимал в скальном массиве, из которого был вырублен.

Долго считалось, что средневековые каменщики узнавали друг друга по неким таинственным, секретным знакам. Однако новейшие исследования установили, что обычай этот был обязателен только в Шотландии и связан он с работой с особым видом камня, который туда ввозили. То есть предписание это имело характер защиты высококвалифицированных мастеров от менее квалифицированных и вызвано было чисто местными условиями.

Спор насчет того, как строились соборы — more geometrico (согласно геометрии) или «интуитивно», как соты в ульях, не может быть решен окончательно и бесповоротно, ибо это зависело от времени, места, уровня знаний и образования конкретного архитектора. Александр Некам, живший в конце XII века обладал гениальной интуицией, его осенило, что сила тяжести направлена к центру Земли, однако практический вывод, который он сделал из этого, был достаточно пугающим, и, к счастью, никто из архитекторов им не воспользовался; одним, словом, он предложил делать стены по мере их возведения расширяющимися снизу вверх.

Остается еще проблема модулей, то есть некой произвольно выбранной величины, которая как коэффициент повторяется в размерах разных элементов строения, таких как длина нефа, высота колонн, соотношение ширины трансепта и главного нефа. Несомненно, что средневековые архитекторы использовали модуль. Американский археолог Самнер Кросби открыл, что для собора Сен-Дени модуль, причем применяемый весьма последовательно, составлял 0,325 метра, то есть примерно равен парижскому футу. Но был это не столько конструктивный принцип, сколько эстетический. Ведь было хорошо известно, что использование простых геометрических соотношений создает гармонию пропорций.

Поначалу архитектор был одним из ремесленников, получал поденную плату, работал физически как каменщик, и даже, что нас безмерно удивляет, еще в XVI веке в Руане ему платили меньше, чем каменщику, но зато выдавали ежегодную премию. Однако со временем материальные выгоды этой профессии становятся все более явными, доказательством чему служит тот факт, что поденную плату архитектор получал вне зависимости от того, был он на строительстве или нет. К этому добавляется еще вознаграждение натурой — одежда. Поначалу она рассматривалась как некое подобие ливреи, то есть определяла, что носящий ее является слугой опекуна строительства. Но когда мы узнаем, что в 1255 году архитектор Джон Глостер получил плащ на меху, какой носили обычно дворяне, то понимаем: это уже явный знак возведения в дворянское достоинство. Управляющие стройкой, желая привязать архитектора, дарили ему коня, дом; он получал также привилегию трапезовать за столом настоятеля. В Италии и особенно в Англии материальное положение руководителя строительства было гораздо лучше, чем во Франции. Годовой заработок мастера составлял на острове восемнадцать фунтов, меж тем как доход с земли в сумме двадцати фунтов давал право на получение дворянства. В ХIII веке придворный архитектор Карла Анжуйского имел титул протомагистра, конную свиту и был причислен к рыцарям.

Большинство готических соборов является творением многих архитекторов. Тем не менее всегда старались, чтобы строительством как можно дольше занимался один человек. Пожизненные договоры не были редкостью. В них мы обнаруживаем пункт, по которому архитектор в случае неизлечимой болезни или утраты зрения получал до конца жизни пенсию. В позднем Средневековье архитектор зачастую работал на нескольких стройках, однако имеется и драконовский договор заказчиков строительства собора в Бордо с Жаном Леба, имевшим титул «macon, maitre apres Dieu des ouvrages de pierre» («каменщик, мастер после Бога каменных строений»). По нему Леба только раз в году мог покинуть строительство, чтобы навестить семью. Вне всяких сомнений, архитекторы были заинтересованы в поездках, так как экспертизы были источником достаточно высоких доходов, а также увеличивали авторитет и значение выдающихся мастеров.

* * *

Под конец следует разобраться с легендой об анонимности строителей соборов. Десятки их имен дошли до нашего времени не только благодаря записям хронистов или реестрам выплат. Средневековые строители с радостью и гордостью подписывали, если можно так выразиться, свои произведения.

В Шартрском соборе на полу находится единственный сохранившийся узор, который долго не привлекал внимания исследователей. Это лабиринт в форме круга диаметром восемнадцать метров, по которому верующие на коленях совершали паломничество. То был как бы сокращенный вариант паломничества в Святую Землю. Так вот, в центральной части этого лабиринта, являющегося дальним отголоском критской цивилизации, находилась памятная плита. К сожалению, ни один из оригиналов не сохранился до нашего времени, однако существует описание и нам известно содержание двух надписей. И это не стих из Евангелия — как можно было бы предположить — и не фрагмент литургического текста. Надпись же в Амьенском соборе звучит совершенно неожиданно для сторонников тезиса об анонимности средневековых строителей. Вот она:

«В год благодати Господней 1220 было начато строительство сего храма. Епископом тогда был Эрварт, королем Франции Людовик, сын Филиппа. Тот же, кто был мастером, прозывался Робер из Люзарша, после него пришел мастер Тома из Кормона, а после него его сын Рено, каковой и поместил эту надпись в год от Рождества Господня 1288».

На белом мраморе были изображены портреты этих трех архитекторов, к тому же рядом с епископом. Притом не только руководители строительства сообщали свои имена потомкам. На знаменитом тимпане в Отене есть надпись: «Gislebertus fecit hoc opus» («Жильбер сделал это»). Встречаются также подписи под архитектурными деталями, такими как капители или замковые камни. На ключе свода в Руанском соборе виднеется горделивое утверждение: «Durandus me fecit» («Меня сделал Дюран»). Клеман из Шартра подписал свой витраж.

И наконец, значки на камнях. Средневековье тоже знало сдельную работу, но она применялась скорей при строительстве замков, когда трудились принудительно набранные работники, о чем свидетельствуют стены Эг-Морт. Отметки такого типа на камнях соборов встречаются в исключительных случаях, ставили их, вероятней всего, новопринятые рабочие, в квалификации которых мастера еще не были уверены. Зато чрезвычайно важное значение имели значки, которые ставили в каменоломнях, особенно если строительство получало камень из разных мест. Правилом было обязательное возведение стен из одного и того же или близких видов камня, что гарантировало прочность, а также давало возможность производить исправления при последующей реконструкции.

Трудно себе представить, чтобы можно было правильно разместить толпы скульптур, населяющих порталы, карнизы и галереи соборов, без предварительного определения точного местоположения каждой из них. Разумеется, случались и ошибки. Символы месяцев в соборе Нотр-Дам были установлены в обратном порядке. Строители Реймсского собора не хотели допустить ничего подобного. Тем более что их собор штурмовала армия из трех тысяч изваяний. Потому они старательно обозначили на стенах место каждого из них.

Настоящие подписи мастеров на камнях появляются относительно поздно. Это геометрические фигуры, треугольники, многоугольники, изображения инструментов, например кельмы, буквы алфавита. Знаки эти были наследственными. Если отец и сын вместе работали на строительстве, к знаку сына, чтобы отличить его от отцовского, добавлялась какая-нибудь черточка. Значки, поначалу простые, со временем усложняются, становятся изощренней; их используют и архитекторы. Архитектор Александр из Бернара добавляет к своему имени звездообразную пентаграмму. Скромный значок работника, оттиснутый, чтобы его не обманули при расплате, становится подписью и символом профессиональной гордости.

* * *

Столетняя война нанесла смертельный удар искусству строительства соборов. Но симптомы кризиса проявились уже в конце ХIII века. По Европе шла волна преследования мысли: в 1292 году в тюрьме умирает Роджер Бэкон, свобода высказывания в университетах изрядно урезана. Стремящаяся к централизации, особенно во Франции, королевская власть лишает городские коммуны многих прав и подчиняет их своим целям. Щедрая до той поры молодая буржуазия перестает жертвовать на возведение башен, над которыми собираются тучи войны. Процесс над тамплиерами становится символом конца эпохи.

Замедляется экономическое развитие, демографическая кривая падает, усиливается инфляция. Об этом говорится в песенке, родившейся в 1313 году:

Il se peut que le roy nous enchante,
Premier nous fit vingt de soixante,
Pouis de vingt, quatre et dix de trente.
...Or et argent tout est perdu,
Ne james n'en sera rendu.

Наверно, король нас околдовал,
Сперва шестьдесят он превратил в двадцать,
Потом двадцать в четыре и тридцать в десять
...Золото и серебро все пропало
И никогда уже не вернутся (фр.).

Крах итальянского банка Скали, последствия которого ощутила почти вся Европа, совпадаете началом Столетней войны. На смену церковной архитектуре приходит крепостная. Возвращается эпоха толстых стен.

Пустеют строительные площадки незавершенных соборов. Искусные своды и высокие арки никого уже не интересуют.

Сыновья тех, кто ваял улыбку ангела, вытачивают пушечные ядра.

Источник: Збигнев Херберт «Варвар в саду»

Вообще очень хорошая книжка ) местами напоминает «Гений места» .. так что при случае купите )
Я еще немного позже выложу главы про Арль и альбигойцев. Есть еще довольно забавная глава о тамплиерах (она называется «Защита тамплиеров» и написана в виде обращения к суду, там в общем больше литературы, чем фактов, но если кому-то интересно, могу тоже выложить 🙂

ru-middle-ages.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о