Шотландия архитектура – Архитектура Шотландии

Архитектура Шотландии

Готический стиль в архитектуре Шотландии

В процессе многовековой борьбы за свою независимость формировалась шотландская народность с очень яркой и самобытной культурой. А вместе с ней и ее архитектура.

В шотландской архитектуре, как в народном жилище, так и в замковых, культовых сооружениях, отмечается сочетание живописной композиции с суровой простотой и компактностью.

В 11 веке сформировалось официально единое шотландское королевство, которое было очень тесно связано с Англией. Именно поэтому зодчие Шотландии находились под влиянием норманнской строительной культуры. А уже начиная с 13 века в Шотландии повсеместно распространился готический стиль.

Замечание 1

Яркий пример этого – церковь в Эдинбурге в аббатстве Холируд , построенная французскими, шотландскими и фламандскими мастерами. Она имеет готический свод.

При этом в архитектуре Шотландии была особенность — предпочтение в ней отдавалось деревянным перекрытиям над центральным нефом. Эта особенность прослеживается в знаменитом соборе в Глазго. Геральдическим орнаментом украсили архитекторы дубовый потолок в гранитном соборе в Абердине. Самым крупным из культовых готических зданий Шотландии является собор в Сент-Андрусе с очень высоким хором и башней в центре.

Рослинская капелла или по-другому Коллегиальная церковь Святого Мэтью – яркий пример культовой готической архитектуры Шотландии. Данное сооружение относит к позднеготическому периоду. Капелла, созданная в пятнадцатом веке Уильямом Синклером, по-прежнему остается предметом исследований диковинных таинственных символов, которые украшают ее интерьеры, происхождение которых предположительно связано с рыцарями-тамплиерами.

Шотландская самобытность в архитектуре

В конце тринадцатого века в Шотландии начались множественные войны за независимость с англичанами, которые пытались подчинить Шотландию. Именно зарождение национального самосознания поспособствовало выработке самобытных форм шотландской архитектуры церквей. Вместе с суровыми, даже грубоватыми и достаточно низкими сводами получили распространение непопулярные в то время в Англии цилиндрические своды, которые были усилены подпружными арками. В архитектурных сооружениях преобладали:

  • невысокие башни;
  • широкие восьмигранные или круглые опоры, с базами в форме колоколов;
  • геральдический орнамент был раскрашен и позолочен.

Однонефные небольшие приходские церкви в то время строились из тесаного камня и полностью покрывались цилиндрическим сводом. Хор практически всегда отсутствовал, а неф был разделен на два помещения. Но в шестнадцатом веке после реформ данные перегородки убрали, чтобы облегчить проведение проповеди. В больших церквях, например в Стерлинге, Линлитгоу, в Эдинбургском соборе, одному священнику было трудно вести проповедь, и поэтому неф разделяли там глухими стенами поперек на отдельные отсеки.

Крепостная архитектура

Замечание 2

В шестнадцатом веке в Шотландии начинает формироваться крепостная архитектура. Именно с этого временного периода Шотландия становится страной замков.

Их массовое появление было спровоцировано частыми вторжениями английских феодалов, а также внутренними распрями воинствующих кланов.

Сформировался и определенный специфический тип шотландских замков, которые представлены вздымающимися от земли глухими, четырехгранными башнями-донжонами, имевшими наверху зубцы, башенки-турели, машикули. Внутри толстых стен как правило была сделана винтовая лестница. Гористый характер местности в Шотландии усиливал неприступность замков.

Постепенно, с прекращением войн замки перестраивались, а оборонные особенности архитектуры были принесены в жертву комфорту. Ликвидировались зубчатые парапеты, плоское покрытие сменяло двускатные кровли, машикули превращались в декоративный карниз. Несмотря на это башни, которые характеризовали величие рода, сохранялись.

С конца пятнадцатого века при замках стали сооружать двухэтажные холлы-дворцы. Постепенно холл становился центром ансамбля, и замок превращался во «дворец с башней». Над верхними этажами выстраиваются ряды круглых или же прямоугольных башенок, создавая баронский стиль силуэтов таких замков, как Келберн, Стюарт, Фрейзер, Килкой и других.

Ренессанс в шотландской архитектуре

В конце пятнадцатого века в архитектуру шотландских замков проникают черты ренессанса. Предположительно, первой постройкой в ренессанском стиле на Британских островах является капелла замка Стерлинг, коорая возводилась по рисункам приехавшего из Италии Кокрена. Очень красивая ренессансная постройка в начале шестнадцатого века появилась в ансамбле знаменитого замка Дерлтон.

Рисунок 1. Замок Дерлтон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Шотландский дом

В Шотландии можно встретить и множество меньших башен, которые представляют собой остатки укрепленных жилищ овцеводов и горцев. Каменная башня, сложенная на известковом растворе являлась лучшим укрытием в неспокойные времена.

Шотландский дом — здание с толстыми стенами из камня, узкими дверями, маленькими окнами, очень высокими дымовыми трубами. При этом камень домов грубо штукатурили и затем белили. Наличники окон окрашивали очень яркими цветами.

Рисунок 2. Шотландский дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После утраты независимости Шотландией, строительство замков на этой территории прекратилось. Одновременно с утверждением кальвинизма и строительство церквей старого типа прекратилось. Шотландцы-архитекторы Ванбру, Чеймберс, Гиббс, братья Адам практически перестали строительство на родине и предпочли богатую Англию и ее быстрорастущие промышленные центры.

Постепенно строительство сосредоточилось в городах. В горной Шотландии практически все города новые. В городах главная — «высокая» улица являлась центром, в котором располагалась ратуша — «толбут», и иные важные городские сооружения. В обычной городской застройке преимущество отдавалось рваному камню, грубо оштукатуренному и побеленному. Двускатные кровли покрывали соломой, сланцем.

Война за независимость вызвала длительный застой в шотландском искусстве, замедленное развитие городов и ремесел, и как следствие архитектуры.

spravochnick.ru

Памятники архитектуры в Шотландии

Стоячие камни Драмтроддан «Мегалитическое сооружение, объединяющее три камня, один из которых к настоящему времени уже упал, датируется периодом с 2000 до 1000 года до н.э. Два стоячих камня возвышаются на три метра над землей….» Национальный монумент Уоллеса «Монумент Уоллеса — это башня, возведенная в честь национального героя Шотландии 13 века Уильяма Уоллеса. Монумент был построен в 19 веке, в результате кампании по сбору средств, которая проходила в пе…» Башня Смайлхолм «20-ти метровая башня Смайлхолм стоит на вершине Дамского утеса (Lady Hill), откуда открывается потрясающий вид на окружающую местность. Она создавалась с целью защиты от случайных набегов англичан. …»
Парусник в порту Глазго «Гленли («Glenlee») – это трехмачтовый без верхних парусов обитый сталью барк, который был полностью оборудован и спущен на воду 3 декабря 1896 года, стоимость 24,000 фунтов стерлинг…» Некрополь Глазго «Некрополь Глазго – это своеобразный музей-кладбище, место захоронения 50000 человек. Лишь немногие фамилии указаны на надгробиях, да и далеко не у каждой могилы есть памятник. После открытия кла…» Университет Абердина «Абердинский университет — высшее учебное заведение Абердина. В своем современном виде университет был создан в 1860 году путем объединения двух колледжей: Королевского (1495 года) и Маришаля (15…»
Мост через реку Ойч «Мост через реку Ойч — старинный подвесной мост, построенный недалеко от озера Лох Ойч, которое является частью Каледонского канала. Когда-то этот мост был важной частью дорожной сети, соединяющей севе…» Постройка Эдинс Холл «Круглая каменная постройка Эдинс Холл сухой кладки, датируется железным веком. Строения такого типа встречаются только на территории Шотландии. Архитектура таких построек представляет сложнейший приме…» Памятник Тримонциум «Этот руинизированный монумент — часть акрополя Тримонциума, построенного римлянами в защиту от Шотландцев. Форт функционировал два временных периода за всю свою историю — с 80 по 105 год нашей эры и п…»
Касл Ло: укрепление на холме « Касл Ло – это небольшой укрепленный форт на склоне холма, датированный Железным веком. Он находится под опекой фонда «Историческая Шотландия» и в далекие времена включал часток…» Честерс: укрепление на холме «История этого укрепленного сооружения уходит своими корнями в период железного века. Располагается оно в Восточном Лотиане, одной из областей Шотландии. Название «Chesters» происходит от ла…»

uk.rukivnogi.com

Замки Шотландии

Замок Драм «На протяжении нескольких столетий замок Драм оставался резиденцией главы клана Ирвинов. Считается, что башня замка была возведена в 13 веке архитектором Ричардом Сементариусом, который построил Мост Д…» Замок Ботвелл «Этот огромный средневековый замок стоит на крутом берегу реки Клайд в Северном Ланаркшире, Шотландия. Строительство замка было начато в 13 веке предками клана Морей, для того чтобы охранять стратеги…» Замок Крейтс «Замок Крейтс был построен в 16 веке Барнеттами из Лейса и принадлежал этой семье на протяжении 400 лет. Крейтс построен на земле, которую пожаловал Барнеттам король Роберт Брюс в 1323 году. В период …»
Замок Лохлевен «Замок Лохлевен – руинированный замок на острове Кастл в озере Лох-Левен.  Замок был возведен предположительно в 1300 году во время войны за независимость Шотландии. Во второй половине 14 с…» Замок в Олд-Уик «Замок в Олд-Уик (The Castle of Old Wick) – построенный в 12 веке, является наиболее хорошо сохранившимся Норвежским замком в Шотландии. Он был создан тогда, когда норвежское графство Оркни (Orkn…» Замок Килдрамми «Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день замок Килдрамми разрушен практически до основания, он, бесспорно, является самым огромным замком восточной Шотландии, датированный 13 веком. Он также был …» Замок Норхэм «Замок Норхэм, Графство Нортумберленд, Великобритания, был основан в 1121 году по приказу Ранульфа Фламбарда (Ranulf Flambard), епископа Дарема. Целью постройки была защита собственности епархии на сев…» Холирудский дворец «Холирудский дворец в Эдинбурге, расположенный в конце улицы, под названием Королевская миля (the Royal Mile), является официальной резиденцией королевы в Шотландии. Дворец построен в стиле барокко, а…» Замок Дун «Замок Дун — это цитадель близ селения Дун, построенная в конце 14 века. Все здания Дуна, Шотландия, были построены в один период времени, и они сохранились до наших дней практически неизменными. Зам…» Замок Роваллан «Замок Роваллан располагается по соседству с городом Килмор (Kilmaurs) на берегу Carmel Water. Предположительная дата основания замка — 13-ое столетие. Говорят, Роваллан (Rowallan) был местом рождения …» Замок Кейс «Замок Кейс представляет собой частично разрушенный замок, расположенный на отвесных скалах на берегу бухты Синклера, менее чем в одной миле к северу от центра одноименной рыбацкой деревни Кейс. Точная…» Замок Стерлинг «Стерлингский Замок входит в плеяду крупнейших и самых значительных шотландских замков с исторической и архитектурной точки зрения. В Касл-Хилл открывается впечатляющий вид на замок. С трех сторон он …» Форт Джордж «Форт Джордж это массивная крепость 18 века, возможно лучшее артиллерийское фортификационное сооружение в Европе. Он был построен в период, последовавший за сражением при Калодене(1746 г), положившем к…» Замок Сталкер «Замок Сталкер – это четырехэтажная башня-темница, стоящая на небольшом острове приливов Лох-Лейч, в бухте Лох-Линн. Замок Сталкер один из наиболее хорошо сохранившихся средневековых башен на за…» Дворец Скоун «Дворец Скоун (или Скон) был построен Уильямом Аткинсоном в 1808 году для графа Мэнсфилда. Здание из красного песчаника с зубчатой крышей является классическим образцом позднего Георгианского готическо…» Эдинбургский замок «Эдинбургский замок — это огромная крепость, которая была построена Давидом I на вершине потухшего вулкана в столице Шотландии. Замок, построенный в 1130 году, уже 800 лет возвышается в самом сердце Шо…» Замок Скибо «Замок Скибо расположен к западу от города Дорнох, в графстве Хайленд. Хотя замок восходит к 12 веку, нынешний его вид практически полностью относится к концу 19 – началу 20 века, когда замком вл…» Замок Данвеган «Замок Данвеган располагается в 1,5 милях к северу от города Данвеган на острове Скай, северо-запад Шотландии. Он является старейшим непрерывно обитаемым замком в Шотландии, на протяжении 800 лет он бы…» Замок Килхурн «Замок Килхурн (Kilchurn) был построен приблизительно в 1450 году сэром Колином Кэмпбеллом, первым Лордом Гленорчи. Сооружение представляло собой пятиэтажную башню с внутренним двором, защищенным внеш…» Замок Гламис «Замок Гламис расположен около села Гламис в Шотландии. Сегодня часть замка является музеем и открыта для посещений, другая же часть замка служит домом для графа и графини Страсмор и Кингхорн. Семья гр…» Замок Данноттар «Замок Данноттар – разрушенная средневековая крепость, находится на скалистом мысе. Строения, дошедшие до нас – это в основном постройки 15-16 веков, но есть мнение, что во времена темного …»

uk.rukivnogi.com

Архитектура Шотландии • ru.knowledgr.com

архитектор Энрик Мирэлльз и открытый в октябре 2004.]]

У

архитектуры Шотландии есть длинная и разнообразная история из-за Крутого берега реки Скары к дизайну шотландского Здания парламента. Шотландия также произвела некоторые самых особенных из архитекторов, таких как Джеймс, Джон и Роберт Адам, Александр Томсон и Чарльз Ренни Макинтош, который все касаются популярных тенденций в шотландской архитектуре; все, однако, создали шотландские стилистические интерпретации и часто сознательно впрыскивание традиционных шотландских форм в их работу. Братья Адама были лидерами первой фазы классического возрождения в королевстве 18-ого столетия Великобритания.

Доисторическая эра

Доисторическая архитектура найдена всюду по Шотландии. Крутой берег реки Скары — большое построенное из камня неолитическое урегулирование, расположенное на заливе Skaill на западном побережье Материка, Оркни. Названный «британскими Помпеями», Крутой берег реки Скары — самая полная неолитическая деревня Европы, и уровень сохранения таков, что это получило статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999. Кельтские племена во время Бронзового века оставили немного физических остатков своего жилья, но каменные христианские памятники и кельтские кресты вынесли эрозию. Protohistorical, которыми Шотландия во время Римской империи была, в отличие от остальной части Великобритании, широко нетронутой римлянами, но есть остатки римских фортов в Trimontium и Inchtuthil.

Средневековье

Шотландия известна ее резко помещенными замками, многими из который дата с позднесредневековой эры. Замки, в смысле укрепленного места жительства лорда или дворянина, прибыли в Шотландию как часть Дэвида, которого я — поддержка нормандских и французских дворян, чтобы поселить с феодальными сроками пребывания, особенно на юге и востоке, и был способом управлять оспариваемой низменностью. Они были прежде всего деревянным строительством небольшой-рощи-и-стены-замка, поднятой горы или небольшой рощи, преодолеваемой деревянной башней и большим смежным вложением или стеной замка, оба обычно окружаемые fosse (канава) и палисад, и соединились деревянным мостом. Они изменились по размеру от очень большого такого как Бас Инверури к более скромным проектам как Balmaclellan.

В Англии многое из этого строительства было преобразовано в камень «keep-bailey» замки в двенадцатом столетии, но в Шотландии большинство из тех, которые были в длительном занятии, стало каменными замками «ограды» с высокой приведенной в боевую готовность стеной занавеса. Около баронских замков были королевские замки, часто большая и обеспечивающая защита, квартирующая для странствующего шотландского суда и местного административного центра. К 1200 эти включенные укрепления в Эре и Берике. Во время войн шотландской Независимости Роберт я принял политику разрушения замка, вместо того, чтобы позволить крепостям быть легко взятыми обратно и затем проведенными англичанами, начиная с его собственных замков в Эре и Дамфрисе, и включая Roxburgh и Эдинбург.

После войн Независимости новые замки начали строиться, часто в более великом масштабе как «ливрея и обслуживание» замки, предоставлять сохраненным войскам жилище, как Tantallon, Лотиан и Doune около Стерлинга, восстановленного для Роберта Стюарта, Герцога Олбани в четырнадцатом столетии. Наибольшее число позднесредневековых укреплений в Шотландии, построенной дворянами, приблизительно 800, имело дизайн дома башни. Уменьшенные варианты зданий башни в южной Шотландии были известны как башни кожицы или pele здания. Защиты зданий башни были прежде всего нацелены, чтобы обеспечить защиту против меньших диверсионных групп и не были предназначены, чтобы поднять существенную оппозицию организованному военному нападению, ведущий историк Стюарт Рид, чтобы характеризовать их как «защитимых, а не защитных». Они были как правило быть высоким, квадратным, построенным из камня, crenelated здание; часто также окруженный barmkyn или укрепленным двором замка, окруженный стеной внутренний двор, разработанный, чтобы считать ценных животных надежно, но не обязательно предназначенными для серьезной защиты. Они были построены экстенсивно с обеих сторон границы с Англией, и конфискация Джеймса IV Светлости Островов в 1494 привела к непосредственному взрыву здания замка через область. Вооружение пороха существенно изменило природу архитектуры замка, с существующими замками, приспосабливаемыми, чтобы позволить использованию оружия пороха объединением портов оружия «замочной скважины», платформ устанавливать оружие и стены, приспосабливаемые, чтобы сопротивляться бомбардировке. Ravenscraig, Керколди, начатый приблизительно в 1460, является, вероятно, первым замком в Британских островах, который будет построен как форт артиллерии, включая оплоты «D-формы», которые лучше сопротивлялись бы стрельбе из орудия и на котором могла быть установлена артиллерия.

Архитектура приходской церкви в Шотландии была как правило намного менее тщательно продуманной, чем в Англии, со многими церквями, остающимися простым oblongs, без трансептов и проходов, и часто без башен. В горной местности они были часто еще более простыми, многие построенные из каменной кладки щебня и иногда неотличимыми от внешней стороны из зданий фермы или зданий. Однако, были некоторые церкви, построенные в более великом континентальном стиле. Французский основной масон Джон Морроу был нанят при создании Собора Глазго и восстановлении Мелроуз Абби, обоих продуманных прекрасных примерах Готической архитектуры. Интерьеры церквей были часто тщательно продуманы перед Преобразованием, с чрезвычайно украшенными зданиями причастия, как те выживающие в Deskford и Kinkell. Резные фигурки в Часовне Росслина, созданной в середине 15-ого столетия, продуманно изображая прогрессию семи смертельных грехов, считают некоторыми самыми прекрасными в Готическом стиле. Позднесредневековые шотландские церкви также часто содержали тщательно продуманные памятники похорон, как могилы Дугласа в городе Дугласа. Начало шестнадцатого столетия видело, что шпили короны основывались на церквях с королевскими связями, символизируя имперскую монархию, как в Соборе Св. Эгидия, Эдинбурге.

Ренессанс

Воздействие Ренессанса на шотландской архитектуре было замечено как происходящий в двух отличных фазах. Во-первых, с начала пятнадцатого столетия отборное использование романских форм в церковной архитектуре, чтобы сопровождаться второй фазой Относящегося к эпохе Возрождения здания дворца, на которое более непосредственно влияют, с конца пятнадцатого столетия. Перепринятие низко-массивной церкви с полукруглыми арками и столбами, в отличие от Готического перпендикулярного стиля, который был особенно доминирующим в Англии в позднесредневековую эру, возможно, было под влиянием тесных контактов с Римом и Нидерландами, и, возможно, было сознательной реакцией на английские формы в пользу континентальных. Это может быть замечено в нефе Собора Данкельда, начатого в 1406, фасад Св. Марии, Хаддингтон с 1460-ых и в часовне Колледжа Королей епископа Элфинстоуна, Абердин (1500-9). Приблизительно сорок соборных церквей были основаны в Шотландии в последних пятнадцатых и ранних шестнадцатых столетиях. Многие, как Тринити-Колледж, Эдинбург, показали комбинацию стилей Готического шрифта и Ренессанса.

Обширное строительство и восстановление королевских дворцов, вероятно, начались при Джеймсе III, ускоренном при Джеймсе IV, достигая его пика при Джеймсе V. Эти работы были замечены как прямое отражение влияния Относящихся к эпохе Возрождения стилей. Линлитгоу был сначала построен при Джеймсе I, под руководством владельца работы Джон де Вальтун и упоминался как дворец, очевидно первое использование этого термина в стране, с 1429. Это было расширено при Джеймсе III и начало соответствовать модному четырехугольному, возвышаемому над углом итальянскому signorial дворцу palatium объявления moden castri (дворец стиля замка), объединяя классическую симметрию с нео рыцарскими образами. Есть доказательства итальянских масонов, работающих на Джеймса IV, в господстве которого был закончен Линлитгоу, и другие дворцы были восстановлены с Итальянскими пропорциями. Джеймс V столкнулся с французской версией Относящегося к эпохе Возрождения здания, посещая для его брака с Мадлен Valois в 1536, и его второй брак с Мэри Облика, возможно, привел к долгосрочным связям и влияниям. Работа от его господства в основном игнорировала замкнутый стиль, принятый в Англии при Генри VIII, и приняла формы, которые были опознаваемо европейскими, начинаясь с обширной работы в Линлитгоу, первое шотландское королевское место жительства, которое будет описано как дворец. Это сопровождалось перезданиями в Holyrood, Фолкленды, Стерлинг и Эдинбург, описали как «некоторые самые прекрасные примеры Относящейся к эпохе Возрождения архитектуры в Великобритании». Вместо того, чтобы по-рабски копировать континентальные формы, большая часть шотландской архитектуры включила элементы этих стилей в традиционные местные образцы, приспосабливая их к шотландским идиомам и материалам (особенно камень и harl). Работа, предпринятая для Джеймса VI, продемонстрировала продолженные Относящиеся к эпохе Возрождения влияния, с Придворной церковью в Стерлинге, строящем классический вход в 1594 и Северное Крыло Линлитгоу, построенного в 1618, используя классические фронтоны. Подобные темы могут быть замечены в частных домах аристократов, как в Wark в марте, Стерлинг (c. 1570) и замок Crichton, построенный для Графа Bothwell в 1580-ых.

Преобразование

Приблизительно с 1560 Преобразование реконструировало церковную архитектуру в Шотландии. Кальвинисты отклонили украшение в храмах, без потребности в тщательно продуманных зданиях, разделенных на ритуал, приводящий к широкомасштабному разрушению средневековой церковной обстановки, украшений и художественного оформления. Была потребность приспособить и построить новые церкви, подходящие для преобразованных услуг, особенно помещая кафедру проповедника и проповедуя в центре вероисповедания. Многие самые ранние здания были простыми остроконечными прямоугольниками, стиль, который продолжал встраиваться в семнадцатое столетие, как в замке Dunnottar в 1580-ых, Гринок (1591) и Durness (1619). Церковь Greyfriars, Эдинбург, построенный между 1602 и 1620, использовала это расположение с в основном Готической формой, но что в Dirleton (1612), имел более сложный классический стиль. Изменение прямоугольной церкви, которая развила в постпреобразовании Шотландию, было «T» — сформированный план, часто используемый, приспосабливая существующие церкви, которые позволили максимальному количеству прихожан быть опрятным кафедра проповедника. Они могут быть замечены в Kemback в Дудочке (1582) и Prestonpans после 1595. Это продолжало использоваться в семнадцатое столетие в качестве в Weem (1600), Анструтэр Истер, Дудочка (1634-44) и Новый Cumnock (1657). В семнадцатом столетии греческий взаимный план использовался для церквей, таких как Cawdor (1619) и Fenwick (1643). В большинстве этих случаев одна рука креста была бы закрыта как проход лэрда, означая, что они были в действительности «T» — церкви плана.

Уникальный стиль большого частного дома в Шотландии, позже известной как баронские шотландцы, был расположен в происхождении к периоду 1560-ых. Это держало многие особенности высоких окруженных стеной Средневековых замков, которые были в основном сделаны устаревшими оружием пороха и, возможно, были под влиянием французских масонов, принесенных в Шотландию, чтобы работать над королевскими дворцами. Это привлекло здания башни и башни кожицы, сохраняя многие их внешние особенности, но с большим планом местности, классически «Z-планом» прямоугольного блока с башнями, как в замке Colliston (1583) и замке Claypotts (1569-88). Особенно влиятельный была работа Уильяма Уоллеса, основного масона короля с 1617 до его смерти в 1631. Он работал над восстановлением разваленного Северного Диапазона Линлитгоу с 1618, Дома Winton для Джорджа Сетона, 3-ьего Графа Winton и начал работу над Больницей Херайота, Эдинбург. Он принял отличительный стиль, который применил элементы шотландского укрепления и фламандских влияний к Относящемуся к эпохе Возрождения плану как используемый в Château d’Ancy-le-Franc. Этот стиль может быть замечен в зданиях лордов, построенных в Caerlaverlock (1620), Доме Мурены, Эдинбург (1628) и замок Drumlanrig (1675-89), и чрезвычайно влиял, пока баронский стиль не уступил более великим английским формам, связанным с Иниго Джонсом в более позднем семнадцатом столетии.

Список шотландских архитекторов

См. также

  • Архитектура Англии
  • Воздух, Малкольм, Здания Великобритании, Гида и Географического справочника, тюдоровского и Относящегося к эпохе Якова I, 1982, Barrie & Jenkins (Лондон), ISBN 0091478316
  • Рождество, Джордж, «Снабжая церкви», в Религии, Культуре и Обществе в Ранней Современной Великобритании: Эссе в честь Патрика Коллинсона, редакторов Энтони Флетчера, Питера Робертса, 2006, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521028043, 9780521028042

Внешние ссылки


ru.knowledgr.com

Шотландия — это… Что такое Шотландия?

  • Шотландия — Scotland (англ. / англо шотл.) Alba (гэл.) …   Википедия

  • Шотландия — адм. полит, часть (истор. провинция) Великобритании. В V VI вв. кельт, племя скотты переселились из Ирландии на С. о. Великобритания. К середине IX в. они подчинили себе жившие там народы, после чего занятая ими территория получила англ, название …   Географическая энциклопедия

  • Шотландия — (Scotland) административно политическая часть (историческая провинция) Великобритании. Занимает северную часть острова Великобритания и прилегающие острова: Гебридские, Оркнейские и Шетлендские. Основная территория Шотландии с запада и севера… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Шотландия — административно политическая часть Великобритании, занимает северную часть острова Великобритания и прилегающие острова. Главный город Эдинбург. В древности территория Шотландии была населена пиктами и гэлами, в конце 5 начале 6 вв. здесь… …   Исторический словарь

  • шотландия — каледония Словарь русских синонимов. шотландия сущ., кол во синонимов: 1 • каледония (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Шотландия — (Scotland), сев. часть Великобритании. В кон. 18 в. в городах, расположенных на Среднешот ландской низм ти, начался пром. переворот, а в 19 в. произошел резкий скачок в развитии тяжелой индустрии. Растущий рынок сбыта мяса и шерсти привел к… …   Всемирная история

  • ШОТЛАНДИЯ — страна, занимающая северную треть острова Великобритания. Отделена от Англии преимущественно возвышенностью Чевиот Хилс и р.Туид. К западу от Шотландии по другую сторону от Северного пролива (пролива Св. Патрика) находится Северная Ирландия.… …   Энциклопедия Кольера

  • Шотландия — (Scotland)         административно политическая часть Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Занимает северную часть о. Великобритания и прилегающие острова: Гебридские, Оркнейские, Шетлендские. Ш. имеет некоторые автономные …   Большая советская энциклопедия

  • ШОТЛАНДИЯ — (Scotland) ист. область в Великобритании (до сер. 17 в. была независимым гос вом). Занимает сев. часть о. Великобритания и прилегающие мелкие острова, а также Гебридские, Оркнейские и Шетлендские о ва. Площ. 78,7 тыс. км2. Нас. 5227,7 тыс. чел.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Шотландия — (Scotland), административно политическая часть (историческая провинция) Великобритании. Занимает северную часть острова Великобритания и прилегающие острова. Имеет некоторые автономные права. 78,8 тыс. км2. Население 5,1 млн. человек (1994),… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Каменный дом в Шотландии | Блог «Частная архитектура»

    Дом Мельница (Mill House) в Шотландии от WT Architecture.

    Взяв за основу остатки стен каменной сельскохозяйственной постройки, архитекторы из эдинбургской студии WT Architecture создали современный загородный дом.

    Преобразование выполнено с минимальным вторжением в историческую ткань здания — количество новых проёмов сведено к минимуму, каменные стены были аккуратно восстановлены и обновлены. Внутри же всё было выстроено по новому проекту с использованием белой штукатурки и фанеры. Кровля также выполнена заново.

    Название: Дом Мельница (Mill House)
    Расположение: Scottish Borders, Шотландия
    Архитектура: WT Architecture
    Фото: Andrew Lee и WT Architecture

    Все фотографии и проектная графика:

    www.magazindomov.ru

    Архитектура в ранней современной Шотландии • ru.knowledgr.com

    Архитектура в ранней современной Шотландии охватывает все здание в пределах границ королевства Шотландия с начала шестнадцатого века к середине восемнадцатого века. Период времени примерно соответствует ранней современной эре в Европе, начинаясь с Ренессанса и Преобразования и заканчиваясь началом Просвещения и Индустриализации.

    Народная архитектура использовала местные материалы, такие как камень, торф и, где это возможно, древесина. Большая часть населения была размещена в небольших деревнях и изолированном жилье. Наиболее распространенная форма жилья всюду по Шотландии была длинным домом, разделенным людьми и животными. Приблизительно десять процентов населения жили в городах с самоуправлением в смеси деревянно-кирпичных и каменных домов.

    Воздействие Ренессанса на шотландской архитектуре началось в господстве Якова III в конце пятнадцатого века с восстановлением королевских дворцов, таких как Линлитгоу и достигло своего пика при Джеймсе V. Преобразование оказало главное влияние на духовную архитектуру с середины шестнадцатого века вперед, приведя к простым церквям, лишенным украшения. С 1560-х большие частные дома были построены в отличительном стиле, который стал известным как шотландский Баронский. Такие здания сочетали ренессансные функции с теми из шотландских замков и зданий башни, приводящих к более крупным, более удобным местам жительства.

    После того, как Восстановление в 1660, там было модой для великих частных домов в проектах под влиянием Относящегося к Афине Палладе стиля и связало с архитекторами сэра Уильяма Брюса (1630–1710) и Джеймса Смита (c. 1645–1731). После закона Союза в 1707, угроза Восстаний якобита привела к созданию военных защит, таких как форт George под Инвернессом. Шотландия произвела некоторых самых значительных архитекторов восемнадцатого века, включая Колена Кэмпбелла, Джеймса Гиббса и Уильяма Адама, который все имели главное влияние на грузинскую архитектуру через Великобританию. Влияние Джеймса Гиббса привело к церквям, которые использовали классические элементы с pedimented прямоугольным планом и часто со шпилем.

    Народная архитектура

    Народная архитектура Шотландии, как в другом месте, использовала местные материалы и методы. Дома бедных обычно имели очень простое строительство и были построены группами семьи и друзей. Камень многочислен всюду по Шотландии и был общим строительным материалом, используемым и в mortared и в сухом каменном строительстве. Как в английской народной архитектуре, где древесина была доступна, crucks (пары кривых древесных пород) часто использовались, чтобы поддержать крышу. С отсутствием длинного промежутка структурная древесина crucks иногда поднимались и поддерживались на стенах. Стены часто строились из камня и могли заполнить промежутки торфом, или намазанный глиной. В некоторых регионах wattled стены, заполненные с торфом, использовались, иногда на каменной основе. Заполненные торфом стены не были длительны, и должны были быть восстановлены, возможно, так же часто как каждые два или три года. В некоторых регионах, включая юго-запад и вокруг Данди, использовались твердые глиняные стены, или комбинации глины, торфа и соломы, отдали с глиной или известью, чтобы заставить их защитить от непогоды. Различные области использовали торф или солому метлы, вереска, соломы или тростников для кровли.

    Большая часть раннего современного населения, и в Среднешотландской низменности и в Горной местности, была размещена в небольших деревнях и изолированном жилье. Поскольку население расширилось, некоторые из этих урегулирований были подразделены, чтобы создать новые деревни, и более неплодородная земля была улажена с sheilings (группы хижин, занятых, в то время как летнее пастбище использовалось для задевания), становясь постоянными урегулированиями. Стандартное расположение дома всюду по Шотландии перед сельскохозяйственным улучшением было живущим в коровнике или длинным домом, с людьми и домашним скотом, разделяющим общую крышу, часто отделяемую только стеной разделения. Современники отметили, что дома в Северном нагорье имели тенденцию быть более сырыми с одноместными номерами, разрежьте в длину окна и глиняные этажи, часто разделяемые большой семьей. Напротив, много домов Низменности имели отличные комнаты и палаты, были одетыми с пластырем или краской и даже застеклили окна.

    Возможно, десять процентов населения жили в одном из многих городов с самоуправлением, которые выросли в более поздний Средневековый период, главным образом на востоке и юге страны. Особенность шотландских городов с самоуправлением была длинной главной улицей высоких зданий, с vennels, переулками и переулками, уводящими его, многие из которых выживают сегодня. В городах традиционные соломенные деревянно-кирпичные здания были вкраплены большим камнем и таунхаусами с крышей сланца продавцов и городского дворянства. Большинство деревянных соломенных зданий не сохранилось, но каменные дома периода могут быть замечены в Эдинбурге в Доме леди Стэр, Доме Ачезона и Земле шестиэтажного Кожаного саквояжа, раннем примере тенденции построить вверх во все более и более переполненных городах, произведя горизонтально разделенные арендуемые квартиры. Много городов с самоуправлением приобрели городские тюрьмы в этот период, который действовал как ратуши, суды и тюрьмы. У них часто была кожица колоколов или башен с часами и аспекта крепости. Старый Tolbooth, Эдинбург был восстановлен на заказах Королевы Шотландии Мэри с 1561 и разместил парламент до конца 1630-х. Другие примеры могут быть замечены в Оловянной амальгаме, Culross и Стонхейвене, часто показывая влияния из Низких Стран в их ступивших вороной фронтонах и шпилях.

    Ренессанс

    Обширное строительство и восстановление королевских дворцов, вероятно, начались при Якове III (r. 1460–88), ускоренный при Джеймсе IV (r. 1488–1513) и достигнутый его пик при Джеймсе V (r. 1513–42). Влияние ренессансной архитектуры отражено в этих зданиях. Линлитгоу был сначала построен при Якове I (r. 1406–27), под руководством владельца работы Джон де Вальтун и упоминался как дворец с 1429, очевидно первое использование этого термина в стране. Это было расширено при Якове III и напомнило четырехугольный, возвышаемый над углом итальянский signorial дворец или palatium объявление moden castri (дворец стиля замка), объединив классическую симметрию с неорыцарскими образами. Есть доказательства, что итальянские масоны были наняты Джеймсом IV, в господстве которого был закончен Линлитгоу, и другие дворцы были восстановлены с Итальянскими пропорциями.

    В 1536 Джеймс V посетил Францию для своего брака с Мадлен Валуа и вступит в контакт с французской ренессансной архитектурой. Его второй брак с Мэри Облика два года спустя, возможно, привел к долгосрочным связям и влияниям. Архитектура от его господства в основном игнорировала замкнутый стиль Англии при Генрихе VIII и приняла формы, которые были опознаваемо европейскими. Вместо того, чтобы по-рабски копировать континентальные формы, большая часть шотландской архитектуры включила элементы этих стилей в традиционные местные образцы, приспособив их к шотландским идиомам и материалам (особенно камень и harl). Здание в Линлитгоу сопровождалось, восстанавливая в Холирудском дворце, Фолклендском Дворце, Стерлингском Замке и Эдинбургском замке, описанном Роджером Мэйсоном как «некоторые самые прекрасные примеры ренессансной архитектуры в Великобритании».

    Многие технические задания на строительство были запланированы и финансированы Джеймсом Гамильтоном из Finnart, Стюардом королевского двора и Владельцем Работ Джеймсу V. Он был также ответственен за архитектурные работы над замком Blackness, Замком Ротсея, домом в Crawfordjohn, New Inn в Монастыре Собора Сент-Эндрюса и жилье в Бэлмерино Абби для больной королевы Маделин. Работа, предпринятая для Джеймса VI, продемонстрировала продолженные ренессансные влияния; Придворной церкви в Стерлинге построили классический вход в 1594, и Северное Крыло Линлитгоу, построенного в 1618, использует классические фронтоны. Подобные темы могут быть замечены в частных домах аристократов, как в Wark в марте, Стерлинг (c. 1570) и замок Crichton, построенный для Графа Босуэлла в 1580-х.

    Преобразование

    Приблизительно с 1560 Преобразование коренным образом изменило церковную архитектуру в Шотландии. Кальвинисты отклонили украшение в храмах, не видя потребности в тщательно продуманных зданиях, разделенных в целях ритуала. Это привело к широкомасштабному разрушению Средневековой церковной обстановки, украшений и художественного оформления. Новые церкви были построены, и существующие церкви адаптированы к преобразованным услугам, особенно помещая кафедру проповедника централизованно в церкви, как проповедование было в центре вероисповедания. Многие самые ранние здания были простыми остроконечными прямоугольниками, стиль, который продолжался в семнадцатый век, как в замке Dunnottar в 1580-х, Гринок (1591) и Durness (1619). У этих церквей часто есть окна на южной стене (и ни один на севере), который стал особенностью Преобразования kirks. Была непрерывность с материалами перед преобразованием, с некоторыми церквями, используя щебень для стен, как в Kemback в Дудочке (1582). Другие использовали одетый камень и несколько добавленных деревянных шпилей, как в Бернтайленде (1592). Церковь Greyfriars, Эдинбург, построенный между 1602 и 1620, использовала прямоугольное расположение с в основном готической формой, но что в Дирлетоне (1612), имел более сложный классический стиль.

    Изменение прямоугольной церкви развило в постпреобразовании Шотландию, и часто использовало, приспосабливая существующие церкви, был «T» — сформированный план, который позволил максимальному количеству прихожан быть около кафедры проповедника. Примеры могут быть замечены в Kemback и Престонпансе после 1595. Этот план продолжал использоваться в семнадцатый век в качестве в Weem (1600), Пасха Анстратера, Дудочка (1634–44) и Новый Cumnock (1657). В семнадцатом веке греческий взаимный план использовался для церквей, таких как Cawdor (1619) и Фенвик (1643). В большинстве этих случаев одна рука креста была бы закрыта как проход лэрда, означая, что они были в действительности «T» — церкви плана.

    Баронские шотландцы

    Уникальный стиль больших частных домов в Шотландии, позже известной как шотландцы, Баронские, порожденные в 1560-х и, возможно, был под влиянием французских масонов, принесенных в Шотландию, чтобы работать над королевскими дворцами. Это держало многие особенности высоких окруженных стеной Средневековых замков, которые были в основном сделаны устаревшими оружием пороха и также привлекли здания башни и башни кожицы, которые были построены в их сотнях местными лордами с четырнадцатого века, особенно в границах. Эти здания оставили защитимые стены занавеса замков, укрепленных убежища, которые были разработаны, чтобы пережить набег, а не длительную осаду. Они обычно имели три истории, как правило коронованные парапетом, проектирующим на карнизах, продолжающихся в круглые сторожевые башенки в каждом углу. Новые здания, построенные с конца шестнадцатого века дворянами и лэрдами, были прежде всего разработаны для комфорта, не для защиты. Они сохранили многие внешние особенности, которые стали связанными с дворянством, но с большим планом местности, классически «Z-планом» прямоугольного блока с башнями, как в замке Colliston (1583) и замке Claypotts (1569–88).

    Уильям Уоллес, основной масон короля с 1617 до его смерти в 1631, особенно влиял. Он работал над восстановлением разрушенного Северного Диапазона Линлитгоу с 1618, Дома Winton для Джорджа Сетона, 3-го Графа Winton и начал работу над Больницей Херайота, Эдинбург. Он принял отличительный стиль, который применил элементы шотландского укрепления, и фламандские влияния к Ренессансу планируют подобный используемому в Château d’Ancy-le-Franc. Этот стиль может быть замечен в зданиях лордов, построенных в Caerlaverlock (1620), Доме Мурены, Эдинбург (1628) и замок Drumlanrig (1675–89), и высоко влиял, пока Баронский стиль не уступил более великим английским формам, связанным с Иниго Джонсом в более позднем семнадцатом веке.

    Содружество и восстановление

    В течение бурной эры гражданских войн и объединения Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии, значительное здание в Шотландии было в основном ограничено военной архитектурой. Многоугольные крепости с треугольными оплотами в стиле следа italienne были построены, чтобы предоставить жилище английским солдатам в Эре, Перт и Лейту, и 20 фортов меньшего размера были построены так же далеко друг от друга как Оркни и Сторновэй. Контроль Горной местности был обеспечен новым strongpoints в Inverlocky и Инвернессе. Университеты видели улучшение своего финансирования, поскольку им дали доход с деканатов, более не существующих епархий и акциза, позволив завершение зданий включая колледж на Главной улице в Глазго. После Восстановления в 1660, крупномасштабное здание началось снова, под влиянием растущего интереса к Классицизму.

    Дворцы и здания состояния

    Сэр Уильям Брюс (c. 1630–1710), считается «эффективным основателем классической архитектуры в Шотландии» и была ключевая фигура в представлении Относящегося к Афине Палладе стиля в страну. Андреа Палладио (1508–80) был влиятельным архитектором, который работал в области Венеции в шестнадцатом веке и чьи здания характеризуются симметрией, прекрасной пропорцией и формальными элементами, оттянутыми из Древней Классической архитектуры. В Англии введение Относящегося к Афине Палладе стиля связано с Иниго Джонсом (1573–1652). Архитектурный стиль Брюса включил Относящиеся к Афине Палладе элементы и был под влиянием Джонса, но также и одолжил у итальянского Барокко и был наиболее сильно под влиянием сэра Кристофера Рена (1632–1723) интерпретация Барокко в Англии. Брюс популяризировал стиль загородного дома среди шотландского дворянства, которое поощрило движение к более ориентированной на досуг архитектуре, уже принятой в континентальной Европе. Он построил и реконструировал загородные дома, включая Дом Престонфилда и замок Thirlestane. Среди его самой значительной работы был его собственный Относящийся к Афине Палладе особняк в Кинроссе, основывался на Озере поместье в Ливене, которое он купил в 1675. Здания Брюса были преобладающе построены, используя хорошо скроенную каменную кладку тесанного камня на façades; каменная кладка щебня использовалась только для внутренних стен. Как Инспектор и Надзиратель Королевских Работ Брюс предпринял восстановление Королевского дворца Холируд-Хауса в 1670-х, дав дворцу его существующую внешность. После смерти Карла II в 1685, Брюс потерял политическую благосклонность, и после Славной революции 1688 он был заключен в тюрьму несколько раз как подозреваемый якобит.

    Джеймс Смит (c. 1645–1731), работал масоном на восстановлении Брюсом Холирудского дворца. В 1683 он был назначен Инспектором и Надзирателем Королевских Работ, ответственных за обслуживание дворца. С его тестем, основным масоном Робертом Милном (1633–1710), Смит работал над парком Caroline в Эдинбурге (1685), и замок Drumlanrig (1680-е). Загородные дома Смита следовали за образцом, установленным Уильямом Брюсом, с hipped крышами и pedimented фронтами, в простом, но солидном Относящемся к Афине Палладе стиле. На Дворец Гамильтона (1695) выходили гигантские коринфские колонны и pedimented вход, но иначе ограничили. Дворец Далкита (1702–10) был смоделирован после дворца Вильгельма Оранского в Туалете Het в Нидерландах.

    Церкви

    К более позднему семнадцатому веку и пресвитерианские и епископальные крылья церкви приняли скромно размерную и простую форму церквей, которые появились после Преобразования. У большинства был централизованный план двумя или тремя руками в прямоугольной или договоренности T-planned. Шпили продолжали быть основной функцией, или централизованно на продольной оси, или на фронтоне конца, как имел место в церквях перед преобразованием. В результате было мало барочной расточительности в церкви, замеченной на континенте и Англии. Некоторые незначительные инновации могут указать на движение назад к episcopacy в эру Восстановления. Церковь Лаудера была построена Брюсом в 1673 для Герцога Лодердейла, который защитил епископов в господстве Карла II. Готические окна, возможно, подчеркнули старину, но ее основной греческий взаимный план остался в пределах существующих общих основ новых церквей.

    Главные исключения к общему греческому взаимному плану находятся в работе Смита, который стал Иезуитом в его юности. Они включали восстановление Аббатства Холируда, предпринятого для Джеймса VII в 1687, который был снабжен оборудованием в тщательно продуманном стиле. В 1691 Смит проектировал мавзолей сэра Джорджа Маккензи из Rosehaugh, в Greyfriars Kirkyard, круглая структура, смоделированная на Темпьетто ди Сан Пьетро, разработанном Донато Браманте (1444–1514). Двигатель к епископальным формам вероисповедания, возможно, привел к большему количеству линейных образцов, включая прямоугольные планы с кафедрой проповедника в конце напротив входа. Латинская Взаимная форма, все более и более популярная во Встречном католицизме Преобразования, также использовался, как в Кэнонгэйте Кирке Смита (1688–90), но пресвитерианская революция 1689–90 произошла перед ее завершением и алтарем был заблокирован, эффективно преобразовав его в T-план.

    В начале восемнадцатого века

    После того, как закон Союза 1707, выращивая процветание в Шотландии привел к потоку нового здания, и общественного и частного. Угроза восстания якобита или вторжения означала, что Шотландия видела больше военного здания, чем Англия в этот период. Военные структуры положились на основании наклоненного и повернули спроектированную каменную кладку и глиняные начинки, чтобы отклонить и поглотить огонь артиллерии. Этот поток военного здания достиг высшей точки в строительстве форта George под Инвернессом (1748–69) с его оплотами проектирования и оплотом.

    Загородные дома

    Шотландия произвела некоторых самых значительных архитекторов начала восемнадцатого века, включая Колена Кэмпбелла (1676–1729), Джеймса Гиббса (1682–1754) и Уильяма Адама (1689–1748), все из которых были под влиянием Классической архитектуры. Кэмпбелл был под влиянием Относящегося к Афине Палладе стиля и был приписан основание грузинской архитектуры. Историк архитектуры Говард Кольвин размышлял, что был связан с Джеймсом Смитом и, возможно, даже был своим учеником. Он потратил большую часть своей карьеры в Италии и Англии и развил конкуренцию с товарищем Скотом Джеймсом Гиббсом, который обучался в Риме и также занялся, главным образом, в Англии. Архитектурный стиль Кэмпбелла включил Относящиеся к Афине Палладе элементы, а также формы от итальянского Барокко и Иниго Джонса, но был наиболее сильно под влиянием интерпретации сэра Кристофера Рена Барокко. Уильям Адам, передовой шотландский архитектор его времени, проектировал и построил многочисленные загородные дома и общественные здания. Среди его самых известных работ Дом Хоптауна под Эдинбургом и Дом Вареного пудинга в Банфе. Его отдельное, обильное, стиль был основан на Относящемся к Афине Палладе стиле, но с барочными мотивами, вдохновленными работой Джона Вэнбру и Континентальной архитектуры. После его смерти его сыновья Роберт и Джон взяли семейный бизнес и стали ведущими британскими архитекторами второй половины века.

    Неоклассические церкви

    В восемнадцатом веке установил образцы продолженной церкви, с T-образными планами со шпилями на длинной стороне, как в Новой церкви, Дамфрис (1724–27) и Приходская церковь Ньюбатла (1727–29). Приходская церковь Гамильтона Уильяма Адама (1729–32), был греческий взаимный план, надписанный в кругу, в то время как церковь Киллина Джона Дугласа (1744) была восьмиугольной. Рожденный шотландцами архитектор Джеймс Гиббс высоко влиял на британскую духовную архитектуру. Он ввел сознательно старинный стиль в своем восстановлении церкви св. Мартина на полях, Лондона, с крупным, steepled портик и прямоугольный, план с крылом стороны. Подобные образцы в Шотландии могут быть замечены в Св. Андрее в Квадрате (1737–59), разработаны Алланом Дрегорном и построены основным масоном Манго Нэсмитом, и в Часовне Donibristle меньшего размера (законченный в 1731), разработанный Александром Макгиллом. Собственный дизайн Гиббса для Св. У Николаса Веста, Абердин (1752–55), был тот же самый прямоугольный план, с нефом-и-проходами, перепрыгнувшим баррелем расположением с добавленным pedimented фронтом. После закона о Терпимости 1712 Члены епископальной церкви начали строить ограниченное число новых часовен включая часовню Св. Павла Александра Джеффри в Абердине (1721), молитвенный дом, разработанный Макгиллом в Монтроузе, Эдинбургская часовня, открытая в 1722 и Св. Андрей зеленым в Глазго (1750–52), который принял более простую версию pedimented прямоугольного плана Гиббса.

    См. также

    • Архитектура в средневековой Шотландии
    • Архитектура Шотландии

    Примечания


    ru.knowledgr.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *