Москва станции метро красивые – 11 самых красивых станций московского метрополитена

ФотоТелеграф » Самые красивые станции Московского метрополитена

В мире можно насчитать много красивых станций метро, но безусловно московские станции займут в этом списке достойное место. А в целом, Московский метрополитен является одним из самых красивейших.

Корреспондент ФотоТелеграфа пробежался с фотокамерой по наиболее впечатляющим станциям. Конечно, охватить удалось не все, поэтому пишите в комментариях, какие станции московского метро вы также считаете красивыми, и мы обязательно сделаем продолжение этой публикации. (30 фотографий)

1. “Киевская” (Арбатско-Покровская линия). Открыта в 1953 году. несмотря на то, что находится на кольце, станция была конечной на протяжении 50 лет, до 2003 года. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

2. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Украшена большим количеством живописных полотен. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

3. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены фрески, изображающих трудящихся Советской Украины («Архитекторы», «Физкультурники», «Энергетики», «Строители», «Овощеводы» и проч.) (Вячеслав Лопатин / ФТ)

4. Фреска “Танец”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

5. “Новослободская“. Станция открыта в 1952 году. Название — по одноимённой улице. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

6. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди (архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном), а на остальных – геометрические узоры и пятиконечные звёзды. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

7. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

8. “Белорусская” (кольцевая). Станция открыта в 1952 году. Названа по Белорусскому вокзалу, близ которого расположена. Кстати, в первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

9. Панно с символикой СССР на потолке станции “Белорусская”. Всего же здесь 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

10. “Комсомольская”

(кольцевая). Открыта в 1952 году. Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Архитектурно станция «Комсомольская» – апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

11. Учитывая местоположение – у трех вокзалов – станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

12. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. На двух были изображения Сталина, которые потом заменили изображением Ленина. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

13. Ленин и герб Советского Союза в конце зала станции “Комсомольская”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

14. “Проспект Мира” (кольцевая). Открыта в 1952 г. До 1966 года называлась “Ботанический сад”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

15. “Площадь Революции”. Открыта в 1938 году. Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади. Главный элемент оформления – 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

16. В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации они пострадали, от них остались лишь разрозненные части. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить. Они расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 г. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

17. Знаменитая статуя пограничника с собакой, которой изначально терли нос московские студенты на удачу перед экзаменом. Теперь, наверное, трут все. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

18. Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

19. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

20. “Аэропорт”. Открыта в 1938 году. Названа по бывшему Центральному московскому аэродрому, находившемуся поблизости, на Ходынском поле. Линии на потолке символизируют стропы парашюта. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

21. “Киевская” (кольцевая). Открыта в 1954 году. Названа по находящемуся рядом вокзалу. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

22. В зале мы видим 18 пилонов, которые украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

23. Станция была последней и самой «богатой» на изображения Сталина. Остался только Ленин. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

24. “Краснопресненская”. Станция открыта в 1954 году. Название по улице Красная Пресня. Тема художественного оформления — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

25. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

26. “Маяковская”. Открыта в 1938 году. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

27. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

28. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, приехавший на «Маяковскую» на поезде со стороны станции «Белорусская». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

29. Украшением станции являются размещённые в потолочных нишах мозаичные панно из смальты на тему «Сутки советского неба». Плохо то, что, чтобы их увидеть, надо задирать голову. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

30. “Выставочная”. Не красивая станция, но необычная. Зал над платформой украшен галереей фотографий на тему истории метростроя. Открыта в 2005 году. Названа по расположенному рядом Экспоцентру. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

fototelegraf.ru

Самые красивые станции московского метро

Одно из самых красивых метро мира это определенно московское метро. Давайте смотреть правде в глаза- оно жутко перегружено, оно не вылизано как например в Шанхае, переход с радиальной на кольцевую в 8-30 утра напоминает марш пингвинов и вызывает уныние при одном упоминании пересадки. Но московсое метро реально одно из красивейших, которое я видел. Итак, если хотите прогуляться по самым красивым станциям московского метро, то добро пожаловать!

Что хочется отметить, так это индивидуальность станций. Когда только начали строить метро, в 30-50-х, каждая станция имела свою неповторимую историю создания, свой дизайн и архитектуру. Со временем, когда при Хрущеве стали уходить от «архитектурных излишеств», все стало намного проще и настало время типовых проектов, ничем не отличимых друг от друга кроме таблички с названием. Но я очень рад, что с приходом 2-х тысячных станции опять стали приобретать свой, неповторимый индивидуальный дизайн. И это хо-ро-шо!

Начнем с «Электрозаводской». Дата открытия станции: 15 мая 1944 года. Ничем особо не примечательная станция, если бы не супер крутое оформление свода вестибюля с использованием 318 оригинальных светильников. Это бомба! Очень круто смотрится!

01.

Едем дальше по синей ветке. «Площадь Революции», дата открытия станции: 13 марта 1938 года. Одна из самых знаменитых станция благодаря бронзовой собаке в скульптурной композиции «Пограничник с собакой». Если потереть у нее нос, это принесет удачу. Нос трут как правило «true москвичи» по привычке, либо гости столицы из экзотики. Нос гладко отполирован и потихоньку становится все меньше 🙁

02.

Так же спросом пользуется бронзовый петушок, флаг сигнальщика и наган матроса. Но до собаки им далеко 🙂 Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации.

03.

Станция «Арбатская», дата открытия станции: 5 апреля 1953 года. Эта станция изначально находилась значительно выше, но в 1941 году в туннель попала бомба и весь участок «Площадь Революции- Киевская» заменили на участок глубокого заложения. В 1976 году на станции «Арбатская» был снят один из первых клипов Аллы Пугачёвой на песню «Арлекино». Кстати крутое, малобюджетное видео)

04.

Завершает наше небольшое турне по Арбатско-Покровской ветке станция «Славянский бульвар».

05.

Самая красивая станция из тех, которые открыты в наше время. Вот это я и называю возрождением архитектуры метро, его вторым дыханием!

06.

В открытии участвовали Дмитрий Медведев и Юрий Лужков. Дата открытия станции: 7 сентября 2008 года.

07.

Переходим на другую ветку..Иногда красоту форм можно найти даже в переходе. Главное, чтобы это был не час пик 🙂

08.

Для кого как, а мне нравится станция «Трубная», очень красиво сделанная станция. Как и «Славянкий бульвар» относится к «новой волне» возрождения московского метро.

09.

Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились- кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор. Дата открытия станции: 30 августа 2007 года.

10.

Вас наверно удивит что здесь делает фото довольно страшненькой станции «Римская»? Ничего удивительного, просто я жил на этой станции. Да и фотка получилась очень неплохая 🙂 Поэтому пусть будет! *но вне рейтинга конечно :)*

11.

Ну все, пересаживаемся на Кольцевую- здесь самые красивые станции и очень много тайн и историй. Например: cохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной колдуном Яковом Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. Станция «Проспект Мира», дата открытия: 30 января 1952 года.

12.

Cтанция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира. Она задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы, поэтому ее строили с особым размахом. Она должна была поражать гостей, приехавших в столицу Советского Союза. Строил станцию А. В. Щусев, архитектор Мавзолея и гостиницы «Москва». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.

13.

Едем дальше- станция «Киевская», дата открытия станции: 14 марта 1954 года. Кстати, на кольцевой ветке при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против часовой — женский, что служит для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.

14.

«Киевская» хороша не только кольцевая, но и особенно радиальная. В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро.

15.

На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. Поэтому проекты были переделаны 🙂 Дата открытия станции: 5 апреля 1953 года.

16.

Утром 2 октября 2010 года почти полностью обрушилась фреска «Праздник в Киеве» (около 10 м2) в западном торце станции. Восстановление фрески заняло почти три года.

17.

В завершении обзора кольца- самая красивая станция Кольцевой линии, «Новослободская». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.

18.

Первоначально, витражи пилонов должны были сделать из уранового стекла, но Госплан закупку не одобрил и витражи сделали из цветного стекла латвийскими художниками в Риге.

19.

По замыслу архитектора создавалась станция-грот с приглушённым, мягким светом с элементами «чего-то сказочного, декоративного». В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».

20.

Ну и первое место по праву достается самой красивой и лаконичной станции- «Маяковская». Дата открытия станции: 11 сентября 1938 года. Я не знаю чем она так цепляет, в ней нет ни богатого убранства, ни грандиозного оформления…Но красивее её я не видел.

21.

Единственным украшением станции являются размещённые в потолочных нишах 35 мозаичные панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

22.

В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище.

23.

А какие ваши любимые станции метро? Не обязательно московского…Proof- картинки приветствуются 😉

На этом посте я заканчиваю свое прощание с Москвой. Надеюсь во время нашей следующей встречи она будет такая же, как я ее оставил.

UPDATE (от 9 февраля 2017): Так как я заебался удалять спам в этом посте по нескольку раз на дню, то закрываю комментарии к этой записи, сорян!

Мои последние отчеты о Москве:
~Прощальная Москва~

lastdjedai.livejournal.com

Самые красивые станции московского метро (часть 1)

Вот уже на протяжении многих столетий Москва является одним из наиболее красивых городов мира, который способен удивить любого своим великолепием, масштабами, а также роскошным архитектурным и культурным наследием. В столице России каждый человек сможет найти место, которое придется ему по душе. Ведь в этом городе есть все, начиная от яркой ночной жизни и заканчивая всемирно знаменитыми музейными центрами с ценным собранием экспонатов.

Тем не менее, наслаждаться прекрасным могут даже те туристы, которые по стечению обстоятельств оказались в Москве проездом, имея в запасе всего несколько часов для знакомства с местными достопримечательностями. Для этого достаточно спуститься в столичное метро, которое без преувеличения считается одним из самых красивых в мире. Так, приезжие замирают от восхищения, рассматривая мозаики на станции метро «Киевская», упорно трут нос скульптуры собаки на «Площади Революции», полагая, что это принесет удачу, делают без устали снимки фотографий на «Маяковской». Ведь такой красоты нигде в мире нет.

https://flic.kr/p/G8SU1B

Московский метрополитен является исторически первым и крупнейшим метро в СССР и в России. Он считается шестым в мире по интенсивности использования и седьмым по длине эксплуатируемых линий. Первая линия метро открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Система состоит из 14 линий общей протяженностью 379 км в двухпутном исчислении. В Московском метро насчитывается 222 станции, 44 из которых признаны объектами культурного наследия, а свыше 40 являются памятниками архитектуры. По планам правительства Москвы к 2021 году должны быть построены еще 29 станций, а протяженность линий при этом возрастет более чем на 55 км.

Станция метро «Маяковская»

Станция Московского метрополитена «Маяковская» относится к Замоскворецкой линии и расположена между станциями «Белорусская» с северной стороны и «Тверская» – с южной. Она находится в Тверском районе Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового  кольца  и  названа  в   честь  поэта  В. Маяковского. Эта станция была открыта 11 сентября 1938 года.

20170808_185334 Métro station Mayakovskaya

«Маяковская» – это первая в мире станция глубокого заложения колонного типа (глубина заложения  составляет  34  м).  Этот  удивительный  архитектурный  проект  принадлежит А. Душкину, который работал над ним вместе с художником А. Дейнеки. Талантливый архитектор сумел создать станцию, весь образ, которой можно передать одним словом «сталь». Интересно то, что «Маяковская» стала первой станцией метро во всем СССР, где на смену мощным пилонам пришли легкие стальные колоны. Общая ширина платформы составляет 14,3 м, а длина – 156 м. Станция имеет статус объекта культурного наследия.

Хоть архитектура «Маяковской» и относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей добавляет ей черты стиля «ар-деко». Станция представляет собой трехнефный зал с массивными колонами, но элементы декора создают впечатление легкости и изящности. Колонны и арки станции отделаны нержавеющей сталью. Они украшены родонитом и мраморовидным известняком. Особое внимание при строительстве станции было уделено освещению, которое создает камерную атмосферу. На потолке центрального зала размещены 34 округлые ниши со светильниками, промежутки между залами освещаются рядами бра. В перспективе зала освещённые ниши смотрятся как люстры.

https://flic.kr/p/nC94c2

Основными декоративными элементами станции «Маяковская» являются панно из смальты, количество которых изначально было 35, а сейчас одно утеряно из-за строительства гермозатвора. На мозаиках представлены различные сцены и символы советского периода: знамя СССР, девушка с веслом, авиамоделисты, цветущие деревья, ранее утро, комбайн, самолеты в небе, Спасская башня и другие.

«Маяковская» имеет два входа выхода – южный и северный наземные вестибюли. Первый  был  открыт  вместе  со  станцией,  а  выход  встроен в здание концертного зала им П. И. Чайковского. Второй же выход станции открыт в 2005 году. Выйдя через южный вестибюль можно попасть на Триумфальную площадь, а минуя через северный выход – на 1-ую Тверскую-Ямскую улицу.

Moscow '11

Станция метро «Площадь Революции»

Станция Московского метрополитена «Площадь Революции» расположена на Арбатско-Покровской линии между станциями «Курская» и «Арбатская». Она находится на территории Тверского района Москвы. Свое название «Площадь Революции» получила от одноименной площади, которая расположена между Манежной и Театральной площадями. Она имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль. Эта станция была открыта 13 марта 1938 года.

Главным архитектором и руководителем проекта был А. Душкин, на то время действующий член Академии архитектуры СССР. Конструкция станции является пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения составляет 34 м). Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, которые расположены параллельно относительно друг к другу. Общая ширина платформы составляет 22,5 м, а длина – 155 м. Станция метро «Площадь Революции» имеет статус объекта культурного наследия.

Ploshchad Revolyutsii Metro Station

В архитектурном оформлении станции было использовано много скульптурных изображений, которые выполнены из бронзы. Всего их установлено 76. Они представляют собой фигуры людей советской эпохи: рабочего, матроса, солдата, студента, пионера, пограничника и другие. Есть и парные скульптурные изображения – отца и матери с ребенком.

В целом на станции представлены 20 разных образов, при этом 2 из них повторяются дважды, а 18 – четырежды. Скульптуры располагаются согласно хронологическому порядку, начиная от октябрьской революции и завершая декабрем 37-го года. Интересно, что из-за узости сводчатого объема арочных проходов почти все фигуры кроме пионеров представлены сидящими, вставшими на колено или пригнувшимися.

Ploshchad Revolyutsii Metro Station- Moscow

Среди москвичей и гостей города скульптуры на станции метро «Площадь революции» всегда пользовались повышенным вниманием. С ней связан целый ряд своеобразных традиций. Так, начиная с 1938 года, в периоды сессий, к скульптуре пограничника с собакой студенты выстраивались в живую очередь. Каждый стремился прикоснуться к собаке и потереть ей нос или лапу. Считалось, что это принесет удачу. Кроме этого, многие верят, что исцелить безответную любовь поможет прикосновение к изящной ножке девушки.

На платформах станции для ожидающих пассажиров есть скамейки, которые выполнены из дуба. Они установлены здесь с момента открытия и не были заменены. Большое внимание было уделено освещению всей станции и скульптурам. Правильно расставленные лампы создают ту атмосферу, которую задумывали архитекторы при создании проекта.

Ploshchad Revolyutsii at night

Станция «Площадь Революции» имеет два наземных вестибюля. Западный располагается на площади Революции и общий со станцией «Театральная». Восточный вестибюль располагается в Богоявленском переулке. Рядом со станцией метро «Площадь Революции» находится большое количество достопримечательностей.

Станция метро «Киевская» (Кольцевая линия)

Станция метро Московского метрополитена «Киевская» расположена на Кольцевой линии между станциями «Краснопресненская» и «Парк культуры». Она находится в районе Дорогомилово Москвы. Свое название получила по Киевскому вокзалу (южный вестибюль построен в здании Киевского вокзала). Станция «Киевская» связана пересадками с двумя одноимёнными станциями, одна из которых располагается на Арбатско-Покровской линии, другая – на Филёвской. Эта станция была открыта 14 марта 1954 года.

Moscow Kievskaya metro station (1954)

Идею строительства «Киевской» выдвинул Н. Хрущев. На тот момент уже было две станции «Киевская», но ни одна из них ему не нравилась. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие несколько десятков архитекторов. Победу в конкурсе получил киевлянин Е. Катонин, который входил в состав коллектива Академии архитектуры Украинской ССР. Он и возглавлял весь процесс строительства. Конструкция станции является пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина заложения составляет 54 м) с одной островной платформой.

Архитектурные решения, которые использовались при строительстве, не были новаторскими. Массивные и громоздкие столбы большого диаметра, классические сводчатые потолки, отделка мрамором – основные элементы, которые на то время можно было наблюдать в оформлении почти всех других станций.

Основным мотивом всех мозаик, созданных на станции метро «Киевская», является русско-украинская дружба. Здесь есть 18 изображений, на которых каждый посетитель может рассмотреть сцены важных исторических событий между двумя народами. Все эти панно сделаны из кусочков смальты. Также, в центре основного зала можно увидеть портрет В. Ленина, который выполнен в технике мозаики. Он украшен лепниной в виде флагов и памятной надписью.

metro station kievskaya

Станция метро «Киевская» имеет два вестибюля: южный (наземный), который совмещён со станцией Арбатско-Покровской линии, и северный (подземный), он общий со станцией Филёвской линии. Наземный южный вестибюль находится на Киевском вокзале. Подземный северный вестибюль располагается под Киевской улицей.

Каждый день в московское метро спускаются несколько миллионов человек. Местные жители следуют привычными маршрутами на учебу или работу, а гости столицы пытаются разобраться в переплетениях линий и переходов, и мало кто оглядывается по сторонам. И напрасно, ведь многие станции столичной подземки достойны не просто внимания, но и восхищения, и рассматривать их можно ничуть не меньше, чем известные наземные достопримечательности Москвы.

www.miraterra.ru

Самые красивые станции московского метро — Атлас — Серия путеводителей Медузы

В начале 30-х годов почти не знающая личных автомобилей социалистическая Москва находилась в состоянии сильнейшего транспортного коллапса — передвигаться по уже тогда громадному городу можно было только пешком или на переполненных до отказа старых трамваях. Строительство метрополитена обсуждалось московскими властями уже три десятилетия, но открытие первой линии 15 мая 1935 года состоялось только ценой неимоверных усилий комсомольских бригад, часто работавших практически вручную в сложнейших геологических условиях. Первая линия, с самого начала и до сих пор обозначаемая на схемах красным цветом, начиналась тогда от станции «Парк культуры» и тянулась до окраинного района Сокольники. Именно с ее станций и разумно начать экскурсию по метрополитену.

Стартовать можно на «Кропоткинской» — тогда входом в систему для вас окажется павильон Самуила Кравеца: расположенная в створе Гоголевского бульвара высокая арка, в 2016 году освобожденная от соседствующих торговых рядов. «Кропоткинская», до 1957 года называвшаяся «Дворец Советов», вообще особый случай, поскольку при постройке она воспринималась как подземный вестибюль будущего главного здания страны (если не мира) — готовившегося к сооружению на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов с циклопической статуей Ленина на вершине. Оформление интерьера станции досталось тем не менее малоизвестному на тот момент архитектору Алексею Душкину. Его поразительный успех на «Кропоткинской» во многом объясняет то, что впоследствии он оказался самым заметным архитектором метрополитена — из выбранных для этой прогулки десяти станций им сделаны четыре. Типичный для ранних станций колонный зал — конструктивно точно такой же, как на соседней «Парк культуры», — превращен Душкиным в нечто совершенно необычное благодаря мраморным колоннам, которые распускаются цветками за несколько метров до потолка, продолжаясь вверх штукатурными звездами.

Кропоткинская

В четырех перегонах к северу от «Кропоткинской» находится еще более тихая, тоже лишенная пересадки на другие линии станция «Красные ворота» — один из первых образцов другого конструктивного типа подземного зала, пилонного. Автор — петербургский академик Иван Фомин, адепт изобретенной им в постреволюционной ситуации «пролетарской дорики». В простом и строгом зале каждый облицованный темно-красным мрамором пилон превращен Фоминым в памятник снесенной к тому времени триумфальной арке исторических Красных ворот. Проходы между пилонами через один закрыты стенками, потому что своды станции сделаны еще из бетона, а не из быстро пришедшего ему на смену металла — уже при сооружении станции выяснилось, что им нужны дополнительные несущие опоры.

Отсюда стоит подняться на улицу к южному вестибюлю станции. Четверная арка, как бы втягивающая пассажира внутрь системы, была спроектирована лидером архитекторов-рационалистов Николаем Ладовским, автором рифмующейся с павильоном «Красных ворот» «параболы Ладовского» — революционного плана размыкания и продолжения в бесконечность (как минимум к Ленинграду) одного из московских колец.

Следующая станция — «Комсомольская-радиальная», произведение Дмитрия Чечулина, молодого ученика Алексея Щусева (который создал среди прочего мавзолей Ленина). Чечулин выстроил под тремя московскими вокзалами типовой, хоть и богато украшенный колонный зал, снабдив его одной необычной деталью — верхними боковыми галереями, ведущими к центральному мостику. Через них пассажиры входили на станцию, а покидали — по лестницам с торцов. Это позволяло эффективно разделять огромные в то время потоки железнодорожных пассажиров — собственно, они и до сих пор достаточно велики, чтобы пожалеть о том, что эта система забыта и галереи практически пустуют. Створ пешеходного тоннеля к Лениградскому и Ярославскому вокзалам окружен редко замечаемым спешащими людьми двойным панно работы Евгения Лансере — одного из лидеров дореволюционного «Мира искусства» и родного брата Зинаиды Серебряковой. Изображенные Лансере юные метростроевцы — живые и даже часто забавные люди, совсем не характерные для господствующего в художественном оформлении метрополитена соцреализма.

Следуя с толпой, тут можно перейти на станцию «Комсомольская-кольцевая», расставшись тем самым с открытой в 1935 году первой очередью метрополитена и мгновенно перенесясь на семнадцать лет вперед. «Комсомольская», как и прочие станции Кольцевой линии, задумывалась как памятник военному триумфу советского народа, и тут этот триумф (а заодно и триумф сталинского ампира) показан как нигде масштабно. Для первой и последней работы в метро самого Алексея Щусева (он не дожил до ее открытия) понадобились конструкции уникальных, никогда более не использовавшихся размеров: ширина центрального нефа тут одиннадцать метров вместо обычных восьми, а высота — девять вместо обычных пяти с половиной. Это до сих пор самая большая по объему станция метрополитена, и одна из самых впечатляющих — хотя едва ли самая изящная. Просторный интерьер в стилистике «московского барокко» украшен мозаичными панно Павла Корина, буквально иллюстрирующими речь Сталина на легендарном параде 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Еще два панно, воспевавшие самого Сталина и его наркомов, были позднее заменены Кориным на изображения Ленина и Родины-матери.

Панно на станции метро «Новослободская»

Идущий против часовой стрелки поезд Кольцевой линии через одну станцию останавливается на «Новослободской» — ровеснице щусевской «Комсомольской», которая, однако, совершенно на нее не похожа. Эта последняя в московском метро работа Алексея Душкина решена как условно древнерусская аркада, где проходы к платформам чередуются с совершенно новым в метро элементом — подсвеченными изнутри витражами, выполненными рижскими мастерами-стекольщиками. Несмотря на то что автором эскизов к ним стал тот же Павел Корин, тут, кроме отдельных красных звезд, нет вообще никакой идеологии — сплошные вазоны, геометрические узоры и представители мирных профессий вроде географа, пианиста или агронома.

Две станции «Киевская» — Кольцевой и Арбатско-Покровской линий — посвящены воспеванию дружбы между русским и украинским народами. Первой весной 1953 года открылась радиальная станция — ее украсили керамическим фризом в фольклорном духе и серией из 24 фресок, изображающих трудящихся советской Украины. Кольцевая станция открылась ровно через год, прямо к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией, но еще важнее было то, что за это время СССР возглавил неравнодушный ко всему украинскому Никита Хрущев. В итоге заказ на оформление «Киевской-кольцевой» ушел непосредственно в Киев — и Москва обзавелась станцией с восемнадцатью смальтовыми панно, иллюстрирующими всевозможные аспекты русско-украинского братства. На одном из них, посвященном присоединению Западной Украины в 1939 году, можно отыскать единственное уцелевшее в метрополитене изображение Сталина (до ХХ съезда только на этой станции их было семь).

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии — еще один памятник пышности ранних 50-х. Открылась она в 1953 году вместе с целым глубоким участком, заменившим прежнюю линию мелкого заложения от Кремля до Киевского вокзала, — поэтому в московском метро до сих пор есть по две не связанные между собой «Арбатские» и «Смоленские». Новая, глубокая «Арбатская» построена архитектором Леонидом Поляковым в стилистике условного «московского барокко», но огромная длина (220 метров, московский рекорд для подземных станций), высокий эллиптический свод и текучее богатство убранства делают ее несколько галлюцинаторной, напоминающей сновидение о бесконечном интерьере какого-нибудь мастера московского модерна вроде Федора Шехтеля.

Следующая станция, «Площадь Революции», составляет с «Арбатской» самый решительный контраст — это сдержанный, даже строгий проект Алексея Душкина, относящийся к 1938 году. В угловых нишах должны были помещаться барельефы, но скульптор Матвей Манизер радикально отошел от планов Душкина и сделал серию из 20 повторенных по четыре раза ростовых бронзовых фигур в странных «микеланджеловских» формах — согнувшихся или вставших на колено, чтобы уместиться в ниши. Соразмерные и легко доступные пассажирам фигуры Манизера приобрели особый статус московских идолов, с которыми связаны многочисленные народные суеверия. К примеру — если с утра потрогать флажок в руках у сигнальщика, день будет удачным; идущим на свидание стоит коснуться туфли бронзовой девушки; перед экзаменом нужно потереть нос пограничной овчарки. В итоге самые чтимые скульптуры находятся под угрозой частичного уничтожения; у каждого из четырех собачьих носов иногда выстраивается настоящая очередь, и если раньше они всего лишь блестели, то теперь начинают откровенно утрачивать форму.

Площадь Революции

Пересев с «Площади Революции» на «Театральную» (предсмертная работа Ивана Фомина, призванная, по его собственным словам, «служить аванзалом Театральной площади»), можно доехать до последней станции этого маршрута — «Маяковской». Эта станция, открытая в 1938 году, тоже, как и «Кропоткинская», совершенно особый случай, но по несколько другим причинам. Во-первых, это первая в мире станция колонного типа глубокого заложения — ничего подобного не будет построено на протяжении десятков лет. Автор станции — снова Алексей Душкин, который смог выжать из новаторского конструктивного решения со стройными металлическими опорами максимальный художественный эффект. В его руках «Маяковская» превратилась в невиданный гибрид сталинского неоклассицизма с модным в те годы в США стилем ар-деко. Уходящая вдаль череда блестящих арок, облицованных сталью, создает тут совершенно особый оптический эффект. Такие же арки меньшего размера обрамляют проходы к платформам — московские школьники многих поколений любят запускать по их желобам монеты, которые, пролетев свод, опускаются на другой стороне. Углы колонн отделаны пластинами полудрагоценного камня родонита. Каждая из 34 секций центрального зала раскрывается в отдельный купол, где расположены мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Эта серия называется «Сутки советского неба»: то в утренних, то в вечерних, то в ночных небесах кружат самолеты, парят бипланы и парашюты, висят в прыжке волейболисты или колышутся ветви яблонь. Рассматривать мозаики можно только по одной, до предела задрав голову. Во время войны «Маяковская» использовалась как защищенный от бомб зал для торжественных собраний: 6 ноября 1941 года тут на праздничном заседании Моссовета выступал Сталин. Это значит, что именно она воспринималась современниками как самая красивая во всем московском метрополитене — и несмотря на то, что к 2016 году число его станций увеличилось чуть ли не в десять раз, с этим по-прежнему не поспоришь.     

atlas.meduza.io

Очень красивые станции московского метро – Варламов.ру

На днях подвели итоги конкурса на дизайн двух новых станций Большой кольцевой линии московского метро – «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон». Конкурс был международным, в нём участвовали архитекторы из разных стран (Италия, Венгрия, Аргентина, Латвия и т.д.), но победили в итоге москвичи.

Очень приятно, что у нас дают проектировать дизайн станций хорошим архитекторам по итогам открытых конкурсов, а не всяким колхозникам из проектных институтов.

Если всё пойдёт как надо, скоро в Москве появятся ещё две крутые станции метрополитена. Возможно, у туристов, привыкших к «дворцовым» видам старых станций метро в центре Москвы, возникнут новые точки притяжения.

Выбирая победителей конкурса, жюри исходило из следующих критериев:

– соответствие контексту района и расположению станций;
– соблюдение требований комфортного и безопасного передвижения для всех категорий пассажиров;
– использование современных технологий и материалов;
– экономическая целесообразность и реализуемость с учетом технических требований метрополитена.

Первое место в конкурсе на дизайн станции «Нагатинский затон» заняла архитектурная мастерская za bor (Москва). Основной концепцией проекта стало создание «музея в метро».

Рыбки на стенах наземного вестибюля – это не просто рыбки: «Дизайн станции посвящён обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона».

Дизайн минималистичный, но с сюрпризами.

«Крупные реалистичные изображения рыб на стенах станции будут выполнены из натурального камня в технике мозаичного панно».

Конкурс на дизайн станции «Кленовый бульвар» выиграло архитектурное бюро ARCHSLON.

По мнению авторов проекта, их концепция отражает историю и культурное своеобразие района.

«Например, в дизайне вестибюля используются архитектурные элементы, напоминающие о дворце Алексея Михайловича в Коломенском, а элементы освещения будут выполнены в стиле сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища».

Забавно, что даже «стакан» эскалаторного смотрителя предусмотрели )

Ну что, как вам будущие «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар»?

Обратите внимание, что интересный, запоминающийся дизайн часто рождается именно в результате архитектурных конкурсов. Очень важно, что в них могут участвовать архитекторы из разных стран, и город выбирает для себя оптимальный проект.

Тут можно отметить подход главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который считает, что станции столичного метрополитена должны быть индивидуальными, и надо стремиться к тому, чтобы они представляли архитектурную ценность:

«Когда у тебя даже хороший дизайн, но он начинает повторяться, то сначала это вызывает вопросы и сомнения, а потом начинает раздражать.

<…>

Чем в городе больше мест, которые имеют свой характер и узнаются, тем город богаче, интересней и привлекательней для жизни. Мне кажется, в метро важно свою изюминку на каждой станции находить».


Скоро в Москве появятся и другие станции метро, право разработать дизайн которых архитекторы получили по итогам конкурсов: «Солнцево», «Новопеределкино», «Терехово», «Нижние Мнёвники», «Ржевская», «Шереметьевская» и «Стромынка».

Надеюсь, ими действительно можно будет гордиться.

-=Спецпроект в рамках сотрудничества с Москомархитектурой=-

Новые станции метро в Москве

varlamov.ru

Самые красивые станции метро Москвы — Topkin

Станции метрополитена могут многое рассказать об истории города и о самих жителях. Метрополитен живет своей подземной жизнью и имеет очень развитую инфраструктуру. Поскольку жители столицы очень много времени проводят в подземке, добираясь на работу, у каждого из них есть своя особенно любимая и красивая станция метро Москвы.

Станция «Маяковская»

«Маяковская» была открыта в 1938 году и стала одной из первых советских станций метро, которая получила престижную награду в Нью-Йорке на Всемирной выставке. Первоначально она называлась «Триумфальной», а уже позже была переименована в «Маяковскую». Стиль интерьера можно определить, как ар-деко и выглядит он очень авангардно. Поскольку проект станции предполагал сильное углубление, ее опоры были созданы не из бетона, а из специальных металлических арочных конструкций, в разработке которых принял участие известный авиаконструктор А.Путилин.

Здесь находятся 34 овальные ниши, освещаемые изнутри и украшенные мозаичными панно. Единственный минус заключается в том, что вся эта красота видна, только если стоишь глубоко в самой нише. Станция имеет 2 наземных вестибюля, один из которых был встроен в Концертный зал им. П.И. Чайковского и открыт в том же году, что и сама станция. Второй вестибюль был пристроен в 2005 году и здесь же находится бюст самого поэта. Станция «Маяковская» находится на первых позициях в рейтинге «самые красивые станции метро Москвы».

Станция метро «Киевская»

Эта станция начала строиться с приходом к власти Н.С.Хрущева и носит название одноименного железнодорожного вокзала, который находится рядом со станцией метро. На картинах и панно изображена вся история дружбы русского и украинского народов, а также в оформлении присутствует и военная тематика. В 2009 году станция «Киевская» была оборудована новыми турникетами. Один из выходов оформлен во французском стиле и очень напоминает Парижский метрополитен.

Станция метро «Курская»

Эта станция московского метрополитена стала первой, которая была построена возле Курского вокзала. Строительство было закончено в 1950 году, и с тех пор станция несколько раз реставрировалась. Здесь есть два вестибюля – северный и южный. В центре находится огромный подземный зал, в котором сходится вся сложная система наземных и подземных объектов, обслуживающих поток пассажиров.

В центре зала есть огромная колонна с лепниной напоминающей растительные мотивы. Стены зала оформлены мрамором желтого и розоватого оттенков. Кассовый зал  более темный и в него ведут три лестницы. Стены лестничной камеры сделаны из мрамора белого цвета. Наземный вестибюль представляет собой монументальное здание и чем-то напоминает храм.  В 1961 году был демонтирован памятник Сталину, находящийся в апсиде и название города Сталинград на горельефе медали было заменено на Волгоград.

Станция метро «Комсомольская»

Строительство этой станции было закончено в 1934 году, изначально планировалось назвать ее «Каланчевская площадь». Впоследствии было принято решение дать название этой станции в честь молодых комсомольцев, которые трудились на ее строительстве. Проект «Комсомольской» является одним из самых масштабных во всем московском метрополитене.

Примечательно, что с увеличением потока пассажиров в ней все равно очень просторно – входящие и выходящие люди движутся по специальным балконам. Живописцу Е.Лансере, который занимался оформлением панно, удалось с большой точностью воссоздать образы молодых строителей и их одежду.

«Площадь революции»

Открывшаяся в 1938 году, эта станция привлекает многочисленные толпы студентов, которые свято верят в чудесную силу скульптур, расположенных на этой станции. Например, считается, если перед экзаменом потереть нос у собаки пограничника, сдача пройдет успешно и незачет не грозит.

В процессе работы над проектом, руководителям партии пришла идея создать целую галерею образов революционных героев, хотя вначале эта станция планировалась как развлекательная. Скульпторы, работающие в авральном режиме, все же уложились в отведенные сроки, только вот сами герои получились какими-то согнутыми. Это произошло, потому что не хватало свободного пространства, и установка подобных скульптур не была запланирована вместе с общим проектом станции.  Но на их счастье Сталину очень понравилась эта идея, и он одобрил работу скульпторов.

Примечательно, что прототипами бронзовых скульптур были реальные люди.

У каждой из этих станций своя богатая история и особенный колорит, поэтому сложно сказать, какие самые красивые станции метро Москвы. Главное это то, что в их строительство наши предки вкладывали всю свою душу.

topkin.ru

Самые красивые станции московского метро

Одно из самых красивых метро мира это определенно московское метро. Давайте смотреть правде в глаза- оно жутко перегружено, оно не вылизано как например в Шанхае, переход с радиальной на кольцевую в 8-30 утра напоминает марш пингвинов и вызывает уныние при одном упоминании пересадки. Но московсое метро реально одно из красивейших, которое я видел. Итак, если хотите прогуляться по самым красивым станциям московского метро, то добро пожаловать!

Что хочется отметить, так это индивидуальность станций. Когда только начали строить метро, в 30-50-х, каждая станция имела свою неповторимую историю создания, свой дизайн и архитектуру. Со временем, когда при Хрущеве стали уходить от «архитектурных излишеств», все стало намного проще и настало время типовых проектов, ничем не отличимых друг от друга кроме таблички с названием. Но я очень рад, что с приходом 2-х тысячных станции опять стали приобретать свой, неповторимый индивидуальный дизайн. И это хо-ро-шо!

Начнем с «Электрозаводской». Дата открытия станции: 15 мая 1944 года. Ничем особо не примечательная станция, если бы не супер крутое оформление свода вестибюля с использованием 318 оригинальных светильников. Это бомба! Очень круто смотрится!

01.

Едем дальше по синей ветке. «Площадь Революции», дата открытия станции: 13 марта 1938 года. Одна из самых знаменитых станция благодаря бронзовой собаке в скульптурной композиции «Пограничник с собакой». Если потереть у нее нос, это принесет удачу. Нос трут как правило «true москвичи» по привычке, либо гости столицы из экзотики. Нос гладко отполирован и потихоньку становится все меньше 🙁

02.

Так же спросом пользуется бронзовый петушок, флаг сигнальщика и наган матроса. Но до собаки им далеко 🙂 Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации.

03.

Станция «Арбатская», дата открытия станции: 5 апреля 1953 года. Эта станция изначально находилась значительно выше, но в 1941 году в туннель попала бомба и весь участок «Площадь Революции- Киевская» заменили на участок глубокого заложения. В 1976 году на станции «Арбатская» был снят один из первых клипов Аллы Пугачёвой на песню «Арлекино». Кстати крутое, малобюджетное видео)

04.

Завершает наше небольшое турне по Арбатско-Покровской ветке станция «Славянский бульвар».

05.

Самая красивая станция из тех, которые открыты в наше время. Вот это я и называю возрождением архитектуры метро, его вторым дыханием!

06.

В открытии участвовали Дмитрий Медведев и Юрий Лужков. Дата открытия станции: 7 сентября 2008 года.

07.

Переходим на другую ветку..Иногда красоту форм можно найти даже в переходе. Главное, чтобы это был не час пик 🙂

08.

Для кого как, а мне нравится станция «Трубная», очень красиво сделанная станция. Как и «Славянкий бульвар» относится к «новой волне» возрождения московского метро.

09.

Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились- кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор. Дата открытия станции: 30 августа 2007 года.

10.

Вас наверно удивит что здесь делает фото довольно страшненькой станции «Римская»? Ничего удивительного, просто я жил на этой станции. Да и фотка получилась очень неплохая 🙂 Поэтому пусть будет! *но вне рейтинга конечно :)*

11.

Ну все, пересаживаемся на Кольцевую- здесь самые красивые станции и очень много тайн и историй. Например: cохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной колдуном Яковом Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. Станция «Проспект Мира», дата открытия: 30 января 1952 года.

12.

Cтанция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира. Она задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы, поэтому ее строили с особым размахом. Она должна была поражать гостей, приехавших в столицу Советского Союза. Строил станцию А. В. Щусев, архитектор Мавзолея и гостиницы «Москва». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.

13.

Едем дальше- станция «Киевская», дата открытия станции: 14 марта 1954 года. Кстати, на кольцевой ветке при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против часовой — женский, что служит для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.

14.

«Киевская» хороша не только кольцевая, но и особенно радиальная. В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро.

15.

На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. Поэтому проекты были переделаны 🙂 Дата открытия станции: 5 апреля 1953 года.

16.

Утром 2 октября 2010 года почти полностью обрушилась фреска «Праздник в Киеве» (около 10 м2) в западном торце станции. Восстановление фрески заняло почти три года.

17.

В завершении обзора кольца- самая красивая станция Кольцевой линии, «Новослободская». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.

18.

Первоначально, витражи пилонов должны были сделать из уранового стекла, но Госплан закупку не одобрил и витражи сделали из цветного стекла латвийскими художниками в Риге.

19.

По замыслу архитектора создавалась станция-грот с приглушённым, мягким светом с элементами «чего-то сказочного, декоративного». В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».

20.

Ну и первое место по праву достается самой красивой и лаконичной станции- «Маяковская». Дата открытия станции: 11 сентября 1938 года. Я не знаю чем она так цепляет, в ней нет ни богатого убранства, ни грандиозного оформления…Но красивее её я не видел.

21.

Единственным украшением станции являются размещённые в потолочных нишах 35 мозаичные панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

22.

В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище.

23.

А какие ваши любимые станции метро? Не обязательно московского…Proof- картинки приветствуются 😉

На этом посте я заканчиваю свое прощание с Москвой. Надеюсь во время нашей следующей встречи она будет такая же, как я ее оставил.

Мои последние отчеты о Москве:
~Прощальная Москва~

moscow-walks.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *