Сколько категорий в составе земель в российской федерации – 7. /

Содержание

Состав земель в Российской Федерации. Отнесение земель к категориям

Состав земель в Российской Федерации. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Целевое назначение (разрешенное использование) предполагает, что земельный участок будет использоваться с учетом установленных ограничений. Существует огромное количество видов разрешенного использования: садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство, индивидуальное гаражное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство, размещение (строительство) различных объектов и др. Конкретные виды разрешенного использования предусматриваются зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

5 января 2005 г. вступил в силу ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», осуществляющий правовое регулирование отношений, возникающих в связи с изменением целевого назначения земель. Порядок перевода и состав представляемых документов определен в статьях 2 и 3 Закона. Особенности изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель предусмотрены статьей 7 Закона.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

juristic.pro

Категории земельных участков в РФ 2018

Понятие «земельный участок» имеет более пяти смысловых значений. В юридической сфере под земельным участком понимают объект земельных отношений, имеющий установленные границы, которые позволяют индивидуально определить конкретную территорию на местности. Совокупность земельных участков, расположенных в границах определенной территории, складываются в понятие «земли».

Все земли в Российской Федерации распределены по определенным категориям, которые различаются между собой конкретным целевым назначением. Причиной введения понятия «категория» связано с необходимостью сохранения и защиты земли как природного объекта. По этой причине каждая категория земли не только отражает фактическое состояние и статус территории, но и устанавливает определенный режим использования земельных участков — вид разрешенного использования.

Целевое назначение земель в РФ

Под целевым назначением земель в юриспруденции понимается совокупность экологических, биологических, геологических и иных характеристик, позволяющих определить индивидуальный способ и порядок использования земли.

Другими словами, целевое назначение земли определяет, каким способ можно использовать территорию в зависимости от того, чем она занята.

Так, если на земле находится лес, то эта территория должна относиться к землям лесного фонда, которые могут использоваться для определенных целей. Разумеется, строительство промышленного комплекса на такой земли будет нерациональным и опасным для окружающей среды. Поэтому возведение таких строений должно осуществляться на той территории, где земле, растениям и животным не будет причиняться вред или он будет минимальным.

По этой логике законодатель в статье 7 Земельного кодекса установил семь категорий земель, которые делятся в зависимости от установленного целевого назначения:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Порядок определения категории земли, а также отнесения отдельных участков к той или иной категории определяется статьями 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы, которые содержатся в этом правовом акте, являются общими и распространяются на все процессуальные мероприятия, проводимые на территории страны.

Специальным правовым актом, устанавливающим конкретные требования и порядок перевода земель из одной категории в другую, является Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Конечно, законодателю очень трудно в одном нормативном правовом акте указать все тонкости перевода, обозначить конкретный порядок действий и формы бланков, заявлений, документов. Поэтому для детального регулирования процедуры на основе вышеуказанных законов органами власти разрабатываются внутренние регламенты и инструкции.

Состав земель в РФ

Земельное законодательство выделяет семь категорий земельных участков, из которых состоит вся территория нашей страны. Государством ведется постоянный мониторинг использования земли, которое осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром). Ежегодно эта служба готовит подробные доклады о составе земель в стране, территория какой площадью принадлежит к той или иной категории.

Ниже представлены официальные статистические данные по землям РФ по состоянию на январь 2017 года.

Актуальную информацию о разделении земли на категории можно посмотреть на одном из сервисов Росреестра — публичной кадастровой карте. Закрепленные сведения о конкретной категории определенного земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Ознакомиться с такими сведениями можно путем заказа электронной выписки из ЕГРН или в своих правоустанавливающих документах.

Земли населенных пунктов

К таким землям относятся территории, занятые городами, селами и деревнями. Данная категория предусматривает размещение многоэтажной и частной застройки, парков, объектов культуры, коммуникаций и объектов небольшого производства и торговли. Другими словами, на такой земле можно строить все, что непосредственно необходимо для функционирования населенного пункта.

Конкретный перечень видов разрешенного использования земельных участков на землях населенных пунктов содержится в градостроительном регламенте, который устанавливается для определенной зоны застройки территории. Градостроительные регламенты перечислены в Градостроительном кодексе Российской Федерации и муниципальных правовых актах, например, правилах землепользования и застройки определенного населенного пункта.

Но в границах населенного пункта могут встречаться и другие категории земель, например, земли промышленности или лесного фонда. В то же время на сельскохозяйственных землях могут находиться строения. Поэтому категория земель устанавливает общие виды разрешенного использования, а вся конкретика содержится в большом количестве правовых актов.

Земли сельскохозяйственного назначения

Данная категория земель располагается, чаще всего, за пределами городов и сел и предназначена для выращивания сельскохозяйственных культур. Такие земли включают большой перечень видов разрешенного использования, в том числе под животноводческое или сельскохозяйственное производство.

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрен порядок и цели использования данной категории, а также установлен перечень видов недвижимости, которые можно размещать на таких землях.

Часть данной категории составляют земли запаса, которые выделяются для сохранения и повышения плодородности почвы. Кроме того, к запасным землям относятся территории, обработка которых больше не осуществляется.

Земли промышленности и специального назначения

Данная категория предусматривает размещение больших производственных комплексов, в результате деятельности которых может наноситься вред окружающей среде. Такие земли находятся под постоянным контролем со стороны надзорных органов и имеют четкое регулирование характеристик производства и выброса отходов.

Кроме того, такие земли предусматривают размещение военных объектов и космических комплексов, а также транспортную сеть.

Земли особо охраняемых территорий

Земля данной категории находится в собственности Российской Федерации, регионов или муниципальных образований. Она предназначена для заповедников, культурных парков, требующих особых условий охраны.

На такой территории действуют определенные правила использования земли, которые издаются отдельно для каждого особого объекта. Эти правила часто предусматривают возможность возведения жилых строений, если они будут находиться в границах населенного пункта, но любое производство запрещено.

Земли лесного и водного фонда 

На землях таких категорий находятся водные объекты, а также лесные хозяйства. Правовое регулирование оборота таких земель предусматривает большой объем императивных норм, запрещающих, например, владение участками, в которые входят водные объекты.

Отличие категорий земель от видов разрешенного использования

Эти два правовых понятия тесно связаны между собой, но в то же время отличаются. Категория земель — широкое понятие, означающее возможное целевое использование земли. Каждая категория включает в себя перечень видов разрешенного использования земельных участков.

Например, земельный участок в черте города, на котором расположен магазин, имеет категорию земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — под объекты розничной торговли. Земельный участок под парикмахерской относится также к землям населенных пунктов, но вид разрешенного использования уже будет другим — под объекты бытового обслуживания населения.

Вид разрешенного использования земельного участка выбирается владельцем самостоятельно из перечня предусмотренных видов для определенной категории земель и зоны застройки. Вид разрешенного использования меняется самостоятельно. Только в некоторых случаях требуется сбор необходимых документов и получение разрешения со стороны администрации. Для смены категории земельного участка установлена специальная процедура, регламентированная правовыми актами.

Перевод земель из одной категории в другую

Порядок смены категории земельного участка подробно регламентирован Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Такой перевод может понадобиться, например, в случае расширения границ населенного пункта путем строительства на территории сельскохозяйственных земель.

Для смены категории земельного участка необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган.

  • Если участок находится в федеральной собственности — в Правительство Российской Федерации.
  • Земля, принадлежащая субъекту, или земли сельскохозяйственного назначения — в региональный орган исполнительной власти.
  • Если собственником является муниципалитет или частное лицо, с ходатайством следует обращаться в орган местного самоуправления.

Процедура

Перевод земельного участка из одной категории в другую осуществляется в несколько этапов.

1) Заинтересованное лицо подготавливает и направляет в уполномоченный орган ходатайство, форма которого устанавливается органами власти. Ходатайство должно содержать кадастровый номер участка, установленную и требуемую категорию земель, обоснование необходимости перевода.
2) К ходатайству прилагается копия удостоверения личности, а также согласие правообладателя на перевод. Например, требуется согласие муниципалитета, если происходит смена категории принадлежащих ему сельскохозяйственных земель. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает выписки из Единого государственного реестра недвижимости и сведения ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В определенных случаях требуется заключения экологической экспертизы, которую также уполномоченные орган запрашивает самостоятельно.
3) После поступления ходатайства орган принимает решение о назначении его рассмотрения. Если обратилось ненадлежащее лицо или приложены документы, не соответствующие требованиям законодательства, в рассмотрении ходатайства будет отказано.
4) По результатам рассмотрения уполномоченный орган выносит акт о смене категории земель или отказе в удовлетворении ходатайства, о чем уведомляет заявителя. Правительством России такое решение принимается в течение трех месяцев, муниципалитетом и региональным органом — в течение двух месяцев.

Причины отказа

Законом предусмотрен закрытый перечень случаев, в результате которых в переводе земель из одной категории в другую будет отказано:

  • если законом установлено ограничение на перевод;
  • государственная экспертиза дала отрицательное заключение;
  • установлено несоответствие документам территориального планирования.

Отказ на смену категории земель можно обжаловать в судебном порядке.

Особенности перевода земель из одной категории в другую

Федеральным законом № 172-ФЗ предусмотрен ряд особенностей для смены категории земли.

  • Перевод сельскохозяйственных земель из одной категории в другую осуществляется в исключительных случаях, перечисленных в законе.
  • Для перевода земель промышленности, на которых находятся разрушенные здания, требуется утверждение проекта рекультивации.
  • Земли особо охраняемых территорий переводятся в другую категорию только в случае утраты своего особого значения.
  • Перевод земель лесного или водного фонда осуществляется для создания особо охраняемых зон или в случае размещения объектов государственного или местного значения.

Источники:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/.
  3. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. и доп. вступ. в силу с 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/.
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.07.2016) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.
  5. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Министерства экономического развития РФ № 540 от 01 сентября 2014 г./ – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70636874/.

bigland.ru

Состав земель в Российской Федерации. Отнесение земель к категориям

Состав земель в Российской Федерации. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Целевое назначение (разрешенное использование) предполагает, что земельный участок будет использоваться с учетом установленных ограничений. Существует огромное количество видов разрешенного использования: садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство, индивидуальное гаражное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство, размещение (строительство) различных объектов и др. Конкретные виды разрешенного использования предусматриваются зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

5 января 2005 г. вступил в силу ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», осуществляющий правовое регулирование отношений, возникающих в связи с изменением целевого назначения земель. Порядок перевода и состав представляемых документов определен в статьях 2 и 3 Закона. Особенности изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель предусмотрены статьей 7 Закона.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf

3. Состав земель в российской федерации.

Так долго ожидаемый Земельный кодекс Российской Федерации наконец-то принят. Он заменил во многом устаревшие нормативные правовые земельные акты 90-х годов. теперь дело за исполнением требований головного закона в области регулирования земельных отношений.

согласно статье 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса:

«1.Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1). земли сельскохозяйственного назначения;

2). земли поселений;

3). земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения;

4). земли особо охраняемых территорий и объектов;

5). земли лесного фонда;

6). земли водного фонда;

7). земли запаса.»

Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведённые 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой.

Полагают, что перечень категорий располагается от «высших» категорий к «низшим» в зависимости от их ценности и характера использования.

 В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило, единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции, земли других категорий служат пространственным базисом для проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера и т.д. Земли поселений, например, используются для строительства и размещения зданий, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд населения.

4.Кадастровое деление рф

Кадастровое деление - деление территории РФ, осуществляемое в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Порядок кадастрового деления территории РФ, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством РФ (ст. 18 Закона о государственном земельном кадастре).

Под кадастровым делением понимается административное деление территории Российской Федерации для целей нумерации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы.

Вся территория Российской Федерации, включая территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа.

Кадастровым округом признается часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Государственный реестр земель кадастрового округа является составной частью Единого государственного реестра земель.

Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы.

Кадастровым районом признается часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа.

Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы.

Кадастровый квартал - это наименьшая единица кадастрового деления территории кадастрового района, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план).

В процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера.

Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.

studfiles.net

5. Состав земель рф. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Статья 7 ЗК: Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Статья 8.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6. Источник права - это форма выражения правовых норм.

Источники земельного права - это нормативные правовые акты, которые содержат нормы земельного права. Источники земельного права образуют земельное законодательство.

Все нормативные правовые акты в зависимости от юридической силы расположены по строго иерархической системе и делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

Законы РФ принимаются в особом порядке, который установлен Конституцией РФ. Законодательным органом является Федеральное Собрание (Парламент России), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает законопроект в трех чтениях, при каждом из которых проводится голосование депутатов, представителей народа. Другая палата – Совет Федерации либо одобряет, либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Принятый закон направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон или отклоняет его. Многоступенчатая процедура принятия федерального закона служит гарантией предупреждения, исключения непродуманных решений на законодательном уровне, обеспечивает профессиональное и квалифицированное их рассмотрение как важнейшего источника права.

Конституция РФ - основной закон государства, устанавливает ос­новные начала гражданского права (свобода экономической деятель­ности, многообразие и равенство форм собственности, неприкосновен­ность права собственности), обладает прямым действием на территории РФ.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ, а также иных принятых в соответствии с ним федеральных зако­нов. Гражданское законодательство, согласно Конституции РФ, нахо­дится в исключительной компетенции РФ.

Особое место в земельном законодательстве занимает кодифицированный нормативный акт - Земельный кодекс РФ. ЗК РФ является базой для развития всего текущего земельного законодательства на территории РФ. Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет земельного права, регулируются специальными законами. Например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве» и др. Лесной, Водный кодекс, законодательство о недрах, законы об охране окружающей среды применяются к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому субъекты РФ вправе принимать законы, которые регулируют земельные отношения в пределах территории этого субъекта. Законы субъекта РФ должны соответствовать Земельному кодексу и другим федеральным законам.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить федеральным законам.

Правительство РФ вправе принимать постановления в пределах полномочий, определенных ЗК и иными законами, указами Президента РФ. В случае противоречия их Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, постановление Правительства может быть отменено Президентом РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ).

К подзаконным нормативным актам министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные правовые акты), органов исполнительной власти субъектов РФ относятся приказы, регламенты, положения, инструкции, правила и т.д. различных ведомств. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий.

На таких же условиях могут издавать свои акты, содержащие нормы земельного права и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Статьей 4 Земельным Кодексом РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

В статье 5 ГК РФ предусмотрен обычаи делового оборота - это сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, но не противоре­чащие установленным им обязательным положениям, независимо зафиксировано ли оно в каком либо документе. Обычай, противоречащий положением законодательства или договора, не применяется.

Федеральные законы, по общему правилу, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления их в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация полного его текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Датой принятия закона считается день его принятия Государственной думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией. Все законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы. По общему правилу они могут применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления их в законную силу; вступают в действие одновременно на всей территории РФ и распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

studfiles.net

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации. 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Комментарий к статье 7
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи земли в РФ по целевому назначению подразделяются на те же 7 категорий, что и по ЗК РСФСР 1991 года. В то же время имеется ряд терминологических и смысловых изменений.
1.1. В названии статьи перед словами "Российская Федерация" появился предлог "в": "состав земель в Российской Федерации". В предыдущем Кодексе говорилось о "составе земель Российской Федерации". Произошедшее изменение можно объяснить желанием законодателя предотвратить терминологическую и смысловую путаницу в тех случаях, когда речь идет о землях РФ как объекте федеральной собственности.
1.2. В качестве критерия подразделения земель на категории названо "целевое назначение" этих земель. Ранее - "основное целевое назначение". Это изменение, скорее всего, сугубо стилистическое.
1.3. Изменилось наименование категории "земли поселений"; ранее - "земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)". Здесь налицо влияние Градостроительного кодекса РФ .
--------------------------------
См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ. Ст. 5 и др. // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.
1.4. Изменилось наименование: категория "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения" трансформировалась в "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Суть изменений такова. "Земли энергетики" "поднялись" в перечне на второе место. Название земель для космического обеспечения приведено в соответствие с терминологией Закона Российской Федерации "О космической деятельности" . Появилось указание на "специальный" характер назначения рассматриваемой категории земель.
--------------------------------
См.: Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности". С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 147-ФЗ // Росс. газ. 1993. N 186. 6 окт.; СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5609.
1.5. Изменилось название и такой категории земель, как "земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения". Теперь это "земли особо охраняемых территорий и объектов". И здесь произошла унификация терминологии законодательных актов смежных отраслей законодательства .
--------------------------------
Речь идет, например, о терминологии Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
2. Пункт 2 статьи 7 содержит две нормы. Первая устанавливает, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Вторая, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
2.1. Принадлежность земли к той или иной категории (подразделение их на категории) установлена п. 1 ст. 7 Кодекса, нормы которой были прокомментированы выше. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую регулируются нормами ст. 8 Кодекса (см. названную статью и комментарий к ней).
2.2. Материального определения терминов "разрешенное использование" и "зонирование территорий" Кодекс не дает. Нормы, регламентирующие зонирование территорий, содержатся в ряде федеральных законов.
2.2.1. Прежде всего это Градостроительный кодекс РФ. Названный Кодекс определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование (ст. 1). Он регламентирует также зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности (ст. 37), содержит другие нормы о зонировании территорий.
2.2.2. Закон Российской Федерации "О государственном земельном кадастре" устанавливает понятие "территориальная зона". Он определяет ее как часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 1).
2.2.3. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет, что при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков (п. 1 ст. 12).
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства), разрешенном использовании земельных участков (перечень ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования). Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения (п. 2 ст. 12).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст. 14).
2.2.4. Федеральный закон "Об охране озера Байкал" предусматривает экологическое зонирование Байкальской природной территории. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ст. 2).
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.
3. Пункт 3 ст. 7 предусматривает возможность установления особого правового режима использования категорий земель, указанных в п. 1 этой статьи, для коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей. Здесь же определены два необходимых для этого условия. Такой режим может быть установлен: в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности; б) в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3.1. Единый перечень коренных малочисленных народов РФ определен Правительством РФ . В Единый перечень включено 45 наименований таких народов, с указанием субъекта РФ, на территории которого они проживают.
--------------------------------
См.: Постановление Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации". С изм. и доп., внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 года N 740 и от 28 марта 2001 года N 236 // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081; База данных :ВерсияПроф.
3.2. Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни установлены Федеральным законом "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 1972.
3.2.1. Он устанавливает, что под территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 1).
3.2.2. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в данном Федеральном законе определено как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (там же).

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о