Разрешенные виды использования земельных участков – 37. /

Содержание

Вид разрешенного использования объектов капитального строительства

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с изменением вида разрешенного использования участка и расположенных на нем капитальных объектов.

Мы осуществляем комплексное правовое сопровождение проектов, связанных с изменением РВИ участков и зданий, включая выбор оптимального вида разрешенного использования для осуществления конкретного проекта, обращение в уполномоченный орган с просьбой изменить вид разрешенного использования, взаимодействие с государственными органами по любым возникающим вопросам.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по сопровождению процедуры установления и изменения вида разрешенного использования капитальных объектов, в том числе, осуществляет:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка и влияния данных действий на возможность использования капитальных объектов;
  • полное сопровождение процедуры
    изменения вида разрешенного использования земельного участка и капитальных объектов;
  • оспаривание действий (бездействия) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки  Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Вид разрешенного использования капитальных объектов

Под видом разрешенного использования объектов капитального строительства понимается его допустимое функциональное назначение (индивидуальный жилой дом, торговый центр, объект производственного назначения и т.д.).

В настоящее время самостоятельное регулирование порядка установления или изменения вида разрешенного использования отсутствует. При этом сведения о конкретном функциональном назначении нежилых зданий не отображаются в едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с текущей судебной практикой, вид разрешенного использования объекта капитального строительства определяется ВРИ земельного участка, на территории которого расположен данный объект капстроительства.

В связи с данными обстоятельствами следует сделать вывод, что в настоящее время самостоятельная система учета и классификации видов разрешенного использования объектов капитального строительства отсутствует.

Ответственность за нарушение разрешенного использования объекта капитального строительства законодательно не предусмотрена.

Соответственно изменение разрешенного использования объектов капитального строительства осуществляется в рамках изменения разрешённого использования земельного участка. Для которого, в свою очередь, может потребоваться изменение правил землепользования и застройки, получения разрешения на условно разрешённый вид использования и т.д.

Для оценки возможности изменения ПЗЗ, получения разрешения на условно разрешённые виды и т.д. мы осуществляем градостроительный аудит земельного участка – оценку возможности обосновать внесение в ПЗЗ тех или иных параметров. Для этого определить какие изменения соответствуют актуальной градостроительной политике в населённом пункте, а какие явно противоречат действующим нормативам и стратегическим планам развития населенного пункта в связи с чем будут отклонены. С этой целью мы производим осмотр участка и прилежащей территории, изучение всей имеющейся градостроительной документации. Перспективы пересмотра градостроительного регламента участка оцениваются исходя из его местоположения, окружения (застройки, фактического и планируемого использования смежных территорий их градостроительного регламента), транспортного развития, обеспеченности инфраструктурой различных видов, вхождения в зоны с особыми условиями использования, иных фактических обстоятельств. Также учитываются стратегические планов развития населённого пункта в целом, отраженные в генплане и иной документации.

При этом в г. Москве принят классификатор видов функционального назначения капитальных объектов, который, по существу, уточняет классификатор видов разрешенного использования земельных участков применительно к объектам капстроительства.

Органы власти г. Москвы по собственной инициативе присваивают функциональное назначение расположенным на земельном участке объектам капитального строительства при подготовке ГПЗУ, проектов планировки территории, выдаче разрешения на строительство, формировании адресной инвестиционной программы и в иных случаях.

Получить сведения о присвоенном функциональном назначении правообладатель участка может по итогам соответствующих госуслуг (т.е. из выданного ГПЗУ или принятого проекта планировки территории) либо путем направления соответствующего запроса в Информационно-аналитическую систему управления градостроительной деятельностью г. Москвы.

Вместе с тем, порядка изменения функционального назначения капитальных объектов, равно как и ответственности за нарушение функционального назначения капитального объекта законодательство г. Москвы не устанавливает.

Юристы Правового центра ДВА М обладают обширным опытом сопровождения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства. Мы проведем грамотный анализ перспектив изменения вида разрешенного использования капитального объекта, подготовим обоснованную правовую позицию и представим Ваши интересы в органах государственной власти и в суде. Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

www.2m.ru

Выбор вида разрешенного использования земельного участка • Правовой центр Эгида

Просмотров: 22379

Для начала следует разобраться, что представляет собой вид разрешенного использования земельного участка.

Нормативного определения указанного понятия не существует. Однако анализ действующего законодательства позволяет сказать, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

Услуги нашего центра

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В настоящее время процесс зонирования территорий (образование территориальных зон) законодательно определен только в отношении земель населенных пунктов и регулируется Главой IV Градостроительного кодекса РФ. В отношении земель других категорий ст. 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой классификатор не утвержден.

В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее – Градостроительный кодекс)

разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Между тем, в силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки

вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними вспомогательные виды разрешенного использования).

Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.

Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами. Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны

.

Поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, а при включении его (их) в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается) кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей (подпункт 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39).

egidacentr.ru

Как выбрать 1 из 113 видов разрешенного использования участка

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливает, что на участке можно производить, строить или выращивать.

ВРИ земельного участка периодически меняются в нашей стране.

Поэтому нужно иметь бесплатный инструмент, который поможет легко выбрать правильный вид разрешенного использования земельного участка.

По состоянию на март 2017 года я насчитал 113 видов разрешенного использования.

В этой статье я расскажу и покажу в видео:

Как за 7 минут выбрать нужное разрешенное использования земельного участка?

Каждый вид разрешенного использования имеет 3 параметра:

  • наименование вида разрешенного использования,
  • описание ВРИ,
  • код вида разрешенного использования.

Самым ценным является описание вида разрешенного использования, потому что оно показывает, что на конкретном земельном участке можно делать, строить, выращивать, разводить и т.д.

Обратите внимание, что не следует путать вид разрешенного использования с категорией земель.

Всего насчитывается 113 видов разрешенного использования, а категорий земель только 7. 

  • земли населенных пунктов;
  • земли лесного фонда;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли водного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли запаса.
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д.

На одной категории земель можно осуществлять несколько видов разрешенного использования.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельного участка смотрим в Классификаторе.

Данный классификатор можете бесплатно скачать с Яндекс.Диск.

Как я уже упоминал, виды разрешенного использования, содержащиеся в Классификаторе, периодически меняются.

Поэтому гораздо безопаснее не просто скачать текущую редакцию классификатора, но и научиться за 1 минуту находить актуальную, действующую редакцию.

Это обезопасит от ошибок использования утратившего силу документа.

В видео я показал, как найти классификатор и

Как за 7 минут найти нужные виды разрешенного использования?

Твердое намерение получить земельный участок гораздо легче реализовать с помощью Пошаговой инструкции:

Как получить земельный участок в 2019 году без специальных знаний

Простое описание правил игры по получению земли помогут получить кусочек Родины без торгов или на аукционе.

Готовые шаблоны заявлений, схем, и жалоб на отказы администрации окажут помощь в преодолении чиновничьего нежелания предоставлять землю.

Вопросы задавайте в комментариях.

Я постараюсь помочь.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно                       —   9 оснований;
  • обственность за плату                               — 10 оснований;
  • в аренду                                                      — 16 оснований;
  • в безвозмездное пользование                  — 14 оснований;
  • в постоянное (бессрочное) пользование —   4 основания.

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте здесь.

Загрузка таймера

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

paruslex.ru

Результаты практического применения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков: достоинства и недостатки

В последние годы правовое регулирование в сфере земельно – имущественных отношений претерпевает существенные изменения. Одним из основных нормативных правовых актов, значительно повлиявших на реформирование земельного законодательства, стал утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [1]. 

Классификатор разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р [2], пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации [3] и определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков (далее также – ВРИ, виды разрешенного использования).

Классификатор направлен на устранение бессистемности, излишней конкретизации, ненужного разнообразия видов разрешенного использования, сложившихся в результате многолетней практики самостоятельного установления ВРИ органами местного самоуправления путем закрепления их в правилах землепользования и застройки муниципальных образований.

Классификатор ВРИ представляет собой единую систему типологии видов разрешенного использования земельных участков. Он устанавливает определенный стандарт видов разрешенного использования — их наименования, содержание и кодовые обозначения. В описании вида разрешенного использования приводится разрешенная деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

Виды разрешенного использования земельных участков изложены в Классификаторе не просто путем последовательного перечисления. В структуре Классификатора отдельные виды разрешенного использования объединены в более крупные группы. Данная группировка использована не только для наиболее понятного восприятия содержащейся в Классификаторе информации, но и как показывает практика, удобна в применении разработчиком правил землепользования и застройки при подготовке градостроительного регламента.

Стоит отметить то обстоятельство, что описание содержания видов разрешенного использования является достаточно широким и включает в себя обширный спектр видов деятельности, разрешенных к осуществлению на земельном участке, в том числе, предусматривает размещение объектов, которые раньше должны были быть включены в состав вспомогательных видов разрешенного использования. Так, например, в содержание видов разрешенного использования «Жилой застройки» включено размещение гаражей, автостоянок. Кроме того, часть видов разрешенного использования земельных участков, связанных с жилой застройкой, содержит в своем составе выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых, декоративных культур, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха. В данном примере речь идет о сопутствующем использовании земельного участка, которое неразрывно связано с его основным назначением, и, по сути, является вспомогательным видом разрешенного использования.

Данное обстоятельство исключает необходимость закрепления в градостроительном регламенте размещение объектов, требующихся для полноценного функционирования территории (таких как объекты, предназначенные для временного хранения автомобильного транспорта, объекты, обслуживающие жилую застройку и пр.) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования в жилых, общественно-деловых и иных зонах, что, безусловно, является положительным моментом.

Кроме того, Приказ № 540 содержит отдельную оговорку о том, что содержание всех видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков. Из этого следует, что объекты инженерно-технического обеспечения зданий, строений, сооружений являются разрешенными во всех территориальных зонах.

Учитывая то, что функционирование практически любого объекта не представляется возможным без инженерных сетей (связь, водопровод, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), ранее их указание было необходимо в градостроительном регламенте всех территориальных зон в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, а с принятием Классификатора, закрепившего возможность размещения и эксплуатации линейных объектов совместно с любым видом разрешенного использования земельного участка без необходимости отдельного указания таких объектов, содержание градостроительных регламентов значительно упростилось.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют то, что Классификатор ВРИ существенно облегчил работу по подготовке правил землепользования и застройки за счет унификации подходов, ликвидации разночтений, возникающих при определении видов разрешенного использования, исключения их излишней детализации, приводящей не только к перегруженности градостроительных регламентов, но и к последующей необходимости их частой корректировки.

Казалось бы, унификация и упорядочивание ВРИ путем введения Классификатором единой терминологии с четко определенным содержанием, должны устранить проблемы двоякого толкования и неправильного определения видов разрешенного использования при подготовке проектов правил землепользования и застройки, что, в общем — то, и произошло. Однако структура Классификатора и некоторые формулировки ВРИ при практическом применении вызывают больше затруднения, нежели устраняют неточности.

В результате практической деятельности по подготовке документов градостроительного зонирования специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным правоприменителям пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых вопросов, вызванных нововведенными видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе.

Стоит отметить, что разработчики Классификатора, понимая значимость его принятия и в то же время осознавая не безупречность первой редакции, изначально предвосхищали неизбежное возникновение необходимости корректировки в целях его улучшения. Так, М.В. Бочаров, заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечал, что «Его совершенствование будет продолжаться также и в связи с появлением новых видов деятельности (в качестве примера можно привести институт некоммерческого найма), так и с целью лучшего приспособления классификатора для прочих нужд – оценки, предоставления земельных участков и т.д. При этом в его совершенствовании необходимо проявлять определенную сдержанность и мудрость. Потребности и условия многих регионов могут отличаться (так, в некоторых городах существуют особые традиции зонирования и наименования), но нужно понимать, что классификатор должен служить интересам страны в целом, и последующие его изменения должны быть обоснованы вескими причинами» [4].

Вместе с тем, до внесения необходимых изменений, осознавая не совершенность Классификатора, а также проявляя «сдержанность и мудрость» правоприменители, сталкиваясь с проблемами в процессе его использования, пытались самостоятельно найти оптимальные решения преодоления таких проблем и адаптировать Классификатор с учетом специфики муниципальных образований.

Один из главных, существенных недостатков, связанный с определением видов разрешенного использования для жилой застройки, был выявлен при первом же применении Классификатора на практике. В результате использования установленных норм сложилась неоднозначная ситуация в части определения ВРИ для зоны малоэтажной жилой застройки, являющейся характерной, как правило, для большинства муниципальных образований страны.

Классификатор не предусматривал основной вид разрешенного использования, отражающий потребности и соответствующий в полной мере назначению зоны малоэтажной жилой застройки. В первоначальной редакции Классификатора был предложен вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», под которым фактически понималось индивидуальное жилое строительство, а именно «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры», что автоматически исключало возможность его применения, как ВРИ, предусматривающего строительство многоквартирной жилой застройки малой этажности. Таким образом, Классификатором не был предусмотрен вид разрешенного использования, к которому однозначно и бесспорно можно было бы отнести 2-3 этажные многоквартирные жилые дома.

В поисках наиболее подходящего решения был рассмотрен вариант включения в градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки такого основного ВРИ, как «блокированная жилая застройка» с максимальным количеством блоков до 10, что, в свою очередь, делает данную застройку приближенной к многоквартирным жилым домам. Такой вариант применения видов разрешенного использования не совсем подходит для муниципальных образований, где планируется или существует застройка многоквартирными жилыми домами в 2-3 этажа с количеством квартир больше 10.

Осознавая некую проблематичность данного подхода, в поисках иных решений, был найден еще один вариант, заключающийся в установлении основного ВРИ «среднеэтажная жилая застройка» и ограничении его в параметрах — этажность до 3-х этажей. Однако необходимо отметить, что данное решение могло противоречить нормативам градостроительного проектирования, которые предусматривают для среднеэтажной жилой застройки количество этажей от 4 и выше. Так, к примеру, региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, утвержденные Постановлением Правительства Ханты –Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 № 534 – п [5], предусматривают для среднеэтажной жилой застройки этажность от 4 до 8 этажей. Поэтому, стоит признать, что ни один подход в полной мере не устранял сложившуюся проблему и не являлся оптимальным решением.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразным и результативным выходом являлось внесение изменений в Классификатор, которые позволяли бы однозначно определять вид разрешенного использования земельных участков и объектов, расположенных на них.

В продолжение вопроса жилого строительства, необходимо остановиться на еще одном пробеле, связанном с отсутствием возможности размещения жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный ВРИ, несмотря на его актуальность и распространенность как в городских округах, так и в поселениях, не предусмотрен Классификатором. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в виде недопустимости формирования земельного участка под такой вид разрешенного использования и, как следствие, размещения такого ВРИ.

Справедливости ради стоит отметить, что Классификатором не полностью упущен вопрос дачного строительства. Так, размещение дачных домов было предусмотрено ВРИ «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», однако, данный вид разрешенного использования применим лишь к землям населенного пункта, что не исправляет возникшую проблему.

Учитывая, что данный вопрос является крайне актуальным, а ВРИ востребованным для многих муниципальных образований, в целях устранения пробела также возникла необходимость внесения изменений в Классификатор, в части дополнения соответствующим видом разрешенного использования.

Кроме того, в некоторых случаях отрицательную реакцию у правоприменителей вызывало нелогичное и неуместное распределение ВРИ по группам. В частности, несовместимое сочетание было закреплено в ВРИ «коммунальное обслуживание», который включал в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

Данный ВРИ содержал противоречивые для одной группы виды разрешенного использования. Поскольку такой ВРИ, как «коммунальное обслуживание» характерен для включения в качестве основного и вспомогательного видов разрешенного использования в градостроительный регламент многих территориальных зон, установление в нем некоторых ВРИ, просто недопустимо. К примеру, «коммунальное обслуживание» подлежит включению в качестве основного вида разрешенного использования в ряд общественно — деловых зон, что, в свою очередь, автоматически вызывает негативное отношение к возможности размещения в них «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора», учитывая степень негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов, в то время как «газопроводы, линии связи, канализации и т.д.» не просто допустимы, а являются необходимыми ВРИ для нормального функционирования объектов расположенных в данных территориальных зонах. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающих заводы, полигоны по захоронению и сортировки бытового мусора, являются специальными объектами, требующими установления санитарно — защитных зон, и подлежат включению в соответствующую группу ВРИ «Специальная». Ранее эту проблему пытались решить путем установления такого ограничения в градостроительном регламенте, как запрет на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и санитарному благополучию, что подразумевало под собой недопустимость размещения заводов и полигонов, требующих установления санитарно – защитных зон. Вместе с тем, указанное выше обстоятельство предопределяет потребность разграничения объектов, содержащихся в описании ВРИ «коммунальное обслуживание», и исключения «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора».

Содержание некоторых ВРИ вызывало в ходе работы вопросы, аргументированные ответы на которые не были найдены. Например, один из таких вопросов связан с описанием содержания ВРИ «автомобильный транспорт», закрепляющего «размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта», на что возникает вполне разумный вопрос: «а как же дороги в границах населенного пункта?». Полагаю, что доводов, обуславливающих правильность данной формулировки, нет, и это является недочетом, требующего корректировки Классификатора путем внесения изменений.

Также вопросы вызывали описания видов разрешенного использования «деловое управление» и «банковская деятельность», которые включают в себя тождественные объекты: «Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством,…, банковской, страховой деятельностью,…» и «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые». Каким критерием необходимо руководствоваться при выборе ВРИ для включения организации в сфере банковской деятельности, остается загадкой. В целях устранения путаницы при выборе вида разрешенного использования целесообразно исключить объекты банковской и страховой деятельности из ВРИ «деловое управление».

Кроме того, Классификатор содержит закрытый перечень видов разрешенного использования, что исключает возможность учета индивидуальных особенностей территории в градостроительном проектировании. Например, установлен закрытый перечень объектов, которые могут быть размещены на земельном участке с видом разрешенного использования «Развлечения». При этом виды развлекательных сооружений не ограничиваются дискотеками, танцевальными площадками, ночными клубами, аквапарками, боулингом, аттракционами, ипподромами, игровыми автоматами или игровыми площадками. Достаточно распространен на практике бильярд или пейнтбол, которые не включаются ни в одну из категорий. Закрытый перечень содержит и вид разрешенного использования «Спорт», в котором также учтены не все объекты, востребованные на практике, например, отсутствуют картодромы. Поэтому наиболее разумным выходом является установление формулировок расширительного толкования содержания ВРИ, включающих в себя множество различных объектов, которые невозможно перечислить в Классификаторе для недопущения перегруженности.

Учитывая изложенные выше недостатки и пробелы, а также важность применения Классификатора в практической деятельности и его влияние на земельно — имущественные отношения, назрела острая необходимость внесения изменений с учетом выявленных проблем.

Именно поэтому в конце 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» [6] (далее также – Приказ № 709).

Приказ № 709 направлен на уточнение формулировок отдельных видов разрешенного использования и дополнение Классификатора рядом новых ВРИ на основе правоприменительной практики. В частности, в Классификатор были внесены следующие изменения, устраняющие вышеперечисленные проблемы.

В новой редакции Классификатора малоэтажная жилая застройка разделена на индивидуальное жилищное строительство и малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Введены новые виды разрешенного использования, среди которых – «ведение дачного хозяйства», предполагающее размещение жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Также уточнены описания ВРИ, в том числе, «Коммунальное обслуживание», «Деловое управление», «Автомобильный транспорт», «Специальная деятельность», «Спорт» и другие.

В Классификатор также внесен ряд иных изменений, устраняющих другие недостатки, выявленные при его применении. Данные изменения, безусловно, улучшают содержание Классификатора и повышают эффективность его использования в ходе практической деятельности.

Однако, несмотря на существенные корректировки Классификатора ВРИ, вопросы, требующие его дальнейшее совершенствование все же остались.

Так, по-прежнему сохранились закрытые перечни в описании видов разрешенного использования («Культурное развитие», «Спорт», «Развлечения» и др.), что не позволяет учитывать индивидуальные особенности территории при подготовке документов градостроительного зонирования. Не полностью устранено дублирование тождественных формулировок («научная и селекционная работа») в разных ВРИ. Кроме того, Классификатором охвачены не все виды объектов, подлежащие на практике включению в градостроительный регламент. К примеру, нет однозначного ответа, к какому виду разрешенного использования относить аптеки, пожарные депо и другие. Вместе с тем, в Классификаторе присутствуют ВРИ («Резервные леса»), целесообразность закрепления которых ставится под сомнение в силу регулирования их правового положения федеральным законодательством.

В заключение хотелось бы сказать, что принятие Классификатора, бесспорно, является важным достижением, играющим огромную роль в упорядочивании земельно-имущественных отношений посредством введения единого подхода при установлении видов разрешенного использования земельных участков, включая унификацию наименований таких видов, их описания и содержания, а его влияние на эффективное установление видов разрешенного является положительным и значимым.

 

 Библиографический перечень: 

  1. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» //СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СПС КонсультантПлюс.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.
  4. Интервью с М.В. Бочаровым о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков //Управление развитием территории. 2014. № 3. С. 16-20.
  5. Постановление Правительства ХМАО — Югры от 29.12.2014 № 534-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» //СПС КонсультантПлюс.

itpgrad.ru

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в 2019 году, основные и вспомогаетльные, изменение вида целевого использования, объединение и перераспределение участков, штраф и ответственность за нецелевое ипользование

1011

Понятие вида разрешенного использования

В отечественном законодательстве отсутствует определение термина «вид разрешенного использования земли» или ВРИ, хотя таковой можно назвать одним из ключевых в процессе определения правового режима землепользования конкретного участка.

Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ, правовой режим земельного надела устанавливается исходя из того, к какой группе ВРИ он относится согласно проведенному зонированию.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Иными словами, ВРИ это одна из существенных характеристик земельного участка, которая оказывает значительное влияние на его дальнейшее использование. Следствием установления определенной категории земли является конкретный правовой режим землепользования.

При выполнении зонирования определенной территории, как правило, возникает множество вопросов и сложностей, поскольку данная процедура затрагивает законодательные акты из самых различных отраслей права. Это очень сложно и порой нарушает процесс целостности восприятия законодательных норм.

Для упрощения был разработан специальный классификатор, в который внесли полный список видов разрешенного использования земельного участка, позволяющих упростить процесс зонирования, исключить нецелевое использование земельного участка и внести больше понимания в данный вопрос. Классификатор позволил упорядочить все имеющиеся виды деятельности граждан на земельных участках и выделить в отдельные группы те из них, которые имеют особое значение для общественных и правовых взаимоотношений.

В практическом применении классификатор ВРИ также имеет существенное значение, поскольку позволяет определить правовой режим для конкретного участка, а не только для общего земельного массива. ВРИ оказывает влияние на кадастровую и рыночную стоимости земли, может стать причиной изменения размера коэффициента для исчисления земельного налога.

Виды разрешенного использования земель

До того момента, как официально был принят Земельный кодекс РФ, норм, регулирующих проведение зонирования государственной территории и использование ВРИ для конкретных наделов земли не существовало. Все наделы проходили разделение на основании своего целевого использования. Категории земель, в свою очередь, обобщались под основным ВРИ.

Некоторые правовые моменты были указаны в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства» от 1968 года и в принятом позже Земельном кодексе РСФСР.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Первые попытки установки принципа назначения правового режима относительно участка с учетом ВРИ были предприняты в 2001 году, но официально утвержден Классификатор ВРИ был только 1 сентября 2014 года Приказом Минэкономразвития России № 540.

Градостроительный кодекс выделяет следующие ВРИ:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные;

Основной вид ВРИ определяется сразу же после того, как земельный надел был образован, причем, его выбирает собственник участка из перечня предложенных видов деятельности относительно конкретной территориальной зоны.

Условно разрешенный тип не считается основным, однако может быть введен после проведения необходимых согласований и обращения в специально созданную комиссию по землепользованию.

Вспомогательные ВРИ относятся к дополнительным и не могут иметь самостоятельного статуса. Иными словами, вспомогательные могут применяться только совместно с одним из вышеуказанных типов. В качестве примера можно привести такие ВРИ, как земля для возведения гаражных построек или объектов инженерных коммуникаций.

Классификатор видов разрешенного использования

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2016 года, как уже отмечалось ранее, был введен в прошлом году. Данный документ представляет собой реестр из трех граф и нескольких разделов, где указаны: наименование обобщенного и уточненного вида разрешенного использования земельных наделов, а также соответствующий код. В реестре содержится 13 обобщенных ВРИ и 101 уточненный вид разрешенного использования. Разделение на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования в классификаторе не происходит.

Еще одной особенностью документа является то, что для каждого описания и наименования введен свой индивидуальный код, который в дальнейшем используется для обозначения в документации на участок.

Также, все виды использования в реестре допускают возможность постройки линейных объектов, к примеру, линии электропередач или водопровода. Исключением являются железная дорога и автотрасса.

При разработке классификатора использовался принцип преемственности, согласно которому ранее принятый рубрикатор должен сочетаться с новым. При определении ВРИ следует в первую очередь учитывать целевое назначение земли и территориальную зону, где она расположена.

В классификатор включены следующие виды разрешенного использования земель:

  • с/х-использование;
  • жилая застройка;
  • общественное использование капитальных объектов;
  • предпринимательская деятельность;
  • рекреационное назначение;
  • производство;
  • транспортная сфера;
  • оборонные объекты;
  • работы по особой охране и изучению природы;
  • использование лесов;
  • водные объекты;
  • земли общего использования
  • садоводческая, дачная, огородническая деятельность.

Установление и изменение вида разрешенного использования

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2016 года может потребоваться в нескольких случаях:

  • при возведении на участке объекта, имеющего иное назначение;
  • в случае смены основного назначения уже имеющейся недвижимости;
  • при уточнении ВРИ.

Общий порядок процедуры описан в ст. 36-39 ГрК РФ и предусматривает осуществление следующих действий:

  1. Владелец земли составляет заявление установленного образца и собирает необходимые документы.
  2. Пакет документов передается в уполномоченный орган (специальная Комиссия при администрации).
  3. Администрация выносит решение об изменении вида разрешенного использования
  4. Заявитель обращается в Росреестр для внесения изменений в кадастровый учет земельного участка.

Пример по видам разрешенного использования земельных участков

Максим С. провел межевание, оформил необходимые документы и в результате стал владельцем земельного участка в несколько соток в центре города. Максим решил построить там летнее кафе.

В документации, которую мужчина подал в земельный отдел, он указал вид деятельности из классификатора «4.6 – Общественное питание». После рассмотрения, документ был возвращен Максиму, с указанием того, что код указан неверно.

Бизнесмен обратился с жалобой к вышестоящему органу на действия сотрудника ведомства, на что получил ответ, согласно которому работник поступил абсолютно правильно, вернув заявление, поскольку выбирать вспомогательный ВРИ без определения основного запрещено.

В результате Максим подал заявление вновь, где указал общественное питание как вспомогательный вид, а код «4.0 – Предпринимательство» — в роли основного.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Разрешенный вид использования наделов или ВРИ не имеет четкого определения, однако является одним из определяющих терминов земельного права.
  2. Градостроительный кодекс выделяет: основные, условно разрешенные и вспомогательные типы пользования.
  3. Все виды разрешенного использования были объединены в специальный классификатор.
  4. Смена ВРИ производится в оговоренном законом порядке, путем подачи соответствующего заявления в уполномоченное ведомство.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по видам разрешенного использования

Вопрос: Здравствуйте. Я собственник надела. Сейчас основным ВРИ установлен «6.0 – Производственная деятельность», а в качестве дополнительного был использован «6.9 — склады», поскольку там размещены склады.

Недавно на участке было обнаружено небольшое месторождение нефти, и я бы хотел заняться теперь недропользованием. Подскажите, могу ли я это сделать, без корректировки и подачи декларации о смене ВРИ? Грозит ли мне штраф за отсутствие такого заявления и будет ли это считаться нарушением?

Ответ: Здравствуйте. В комментариях к классификатору ВРИ 2015 года указано, что если обобщенный вид пользования установлен в качестве основного, что в вашем случае имеет место, вы можете осуществлять на своем участке все виды деятельности, указанные в качестве вспомогательных.

Иными словами, вы имеете полное право начать использовать участок для добычи нефти, поскольку код «6.1 – недропользование» входит в основной код 6.0. без дополнительного уведомления или подачи заявления.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

zk-expert.ru

Виды разрешенного использования земельных участков (классификатор)

Важно! Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Виды разрешенного использования земельных участков

 

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

 

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основные виды разрешенного использования.
  2. Условно разрешенные виды использования.
  3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

I. Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства (для ИЖС)
  • для ведения личного подсобного хозяйства (для ЛПХ)
  • для дачного строительства
  • для ведения дачного хозяйства
  • для сельскохозяйственного производства
  • для организации фермерского хозяйства
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства
  • для ведения сельского хозяйства
  • под малоэтажное жилищное строительство
  • для сельскохозяйственного использования
  • для жилищного строительства
  • жилая, коммерческая застройка
  • иное разрешенное использование

II. Условно разрешенные виды использования земельных участков

 

Перечень условно разрешенных видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. 

 

Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

 

III. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

 

Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 

Примерами вспомогательных видов функционального использования территории могут быть встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или открытые стоянки для временного хранения автотранспорта.

 

Правовой режим земельного участка

Первичное установление категории земельного фонда

Целевое назначение земельных участков

Изменение целевого назначения земельного участка

Разрешенное использование земельных участков 

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

pravoross.jimdo.com

Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка?

Главная » Земля » Как выбрать вид разрешенного использования?

В нашей стране существует около 113 видов разрешенного землепользования. Большинство из них обычные граждане использовать не могут, однако, чтобы при выборе участка земли правильно выбрать данную характеристику, целесообразно изучить тонкости хотя бы некоторых категорий. Иначе можно столкнуться с массой трудностей при оформлении землевладения в собственность.

Как выбрать вид разрешенного использования земли

Для начала нужно отыскать Классификатор видов использования, точнее его последнюю редакцию, действующую на настоящий момент. Самая последняя версия принята в соответствии с приказом №540 Минэкономразвития.

В данный документ довольно часто вносятся изменения. Поэтому при ознакомлении с классификатором обратите особое внимание на дату его публикации и узнайте, не было ли выпущено более новой редакции нормативного правового акта.

Последние изменения легко отследить на сайте КонсультантПлюс. Открыв ресурс, выберите вкладку «Некоммерческие интернет-версии», где можно ознакомиться с содержимым необходимых документов совершенно бесплатно.

Далее кликнем на кнопку «Начать работу». В появившемся окне нажимаем на вкладку «Карточка поиска». Появляется поисковая форма. Ищем строки «Дата» и «Номер» – их необходимо заполнить в первую очередь.

В первой графе введите 1.09.2014 – именно в это время утвержден приказ Минэкономразвития №540, выбрав в появившемся окне пункт «Точная дата». Таким же образом заполняем строку «Номер». Нажимаем F9 или кнопку перехода на документ.

Система выдает акты, подходящие к запросу. На данный момент он всего один – это и есть действующая редакция приказа.

Если рядом с названием документа будет находиться красный значок, это означает, что на безвозмездной основе получить доступ к нему через систему можно только в определенные часы. В какие именно – будет указано на сайте. Можно попытаться также оформить заказ, тогда интересующий акт будет направлен на электронную почту.

Если документ скачан на другом портале, необходимо обратить внимание на дату редакции. Она должна соответствовать той, которая указана на сайте КонсультантПлюс.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Что содержит данный документ?

В нем имеются следующие пункты:

  • Во вступительной части содержатся основные сведения о приказе, который вводит в действие классификатор;
  • Таблица, содержащая в себе три столбца. В первом указывается непосредственное наименование категории землепользования, во втором внесена основная информация о ней, а в третьем – код, присвоенный тому или иному виду.

Объем классификатора – 38 листов.

На что обратить внимание при выборе вида разрешенного использования

При изучении классификатора можно заметить, что некоторые виды использования имеют больший объем по сравнению с другими, и даже могут объединять в себе несколько этих типов. Например, растениеводство – как понятно из названия данный тип связан с выращиванием различных культур в сельском хозяйстве.

В него также входят другие виды пользования – те, которым присвоен код 1.2-1.6. Из этого следует, что категория 1.1 – расширенный тип использования земли, в него входят овощеводство, зерновые культуры, и т. д.

Данному факту уделите особое внимание, и при выборе категории обязательно смотрите на ее описание и кодовый номер. Стоит помнить, что вид может входить в более широкую группу. Оцените ситуацию и определитесь, может ли использоваться данная категория при работе с документами в конкретном случае.

Рассмотрим еще один вид использования – магазины. Его описание подразумевает, что объект недвижимости будет использоваться для постройки здания, в котором будут продаваться различные товары, притом его площадь не должна быть свыше 5000 кв.м.

Для возведения данного сооружения требуется разрешение на строительство. Объект, не относящийся к категории капитального строительства, не будет считаться магазином. Если участку присвоен данный вид использования, но возведенные постройки не отвечают требованиям классификатора, его владелец будет нести ответственность за нецелевое использование земель.

Чем отличается ВРИ ведение садоводства и ведение дачного хозяйства

Стоит уделить особое внимание рассмотрению категорий под кодом 13.2 и 13.3 ведение садоводства и ведение дачного хозяйства.

Садоводство, как понятно из названия, подразумевает выращивание различных культур: бахчевых, ягодных, плодовых. Также на участке данного вида землепользования можно возвести небольшой дом (садовый), в котором можно отдыхать. Но делить его на отдельные квартиры при этом запрещено.

При выборе категории дачного хозяйства владельцы участков получают возможность построить на нем дом, в котором должно быть максимум три этажа. Предназначено строение для отдыха, и разбивать его на квартиры также нельзя. На участке можно выращивать различные растения, плодовые и ягодные культуры.

При детальном изучении можно заметить, что садовый дом может использоваться лишь для отдыха. А построенное в рамках категории дачного хозяйства помещение может использоваться как для отдыха, так и для постоянного проживания. Из этого следует, что прописаться в садовом доме нельзя, а вот регистрация в дачном доме не запрещена.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Если в наличии имеется градостроительная документация и результаты зонирования территории, принят генеральный план застройки, то сменить категорию землепользования можно только после внесения изменений в данную документацию.

Это относится и к участкам, сведения о которых внесены в государственный реестр кадастра вместе с координатами – изменение вида использования земель осуществляется только в декларативном порядке, после того, как собственник подаст соответствующий запрос в органы кадастрового учета.

Если бумаги планирования и зонирования находятся на стадии разработки, вид разрешенного использования меняется только после выдачи разрешения органами местной власти после написания заявления заинтересованным лицом.

Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка можно здесь

На данный момент разработан специальный регламент, в котором содержится вся информация, необходимая для смены вида использования земель, установление соответствия данной категории классификатору.

Все сведения можно найти на официальном ресурсе РПГО, где имеются все административные регламенты. Местные органы власти на данный момент занимаются переводом всей своей документации в электронный вид.

Процедура изменения вида землепользования, разрешенного законодательством, включает в себя несколько этапов:

  • Сначала обратитесь в многофункциональный центр с ходатайством, которое будет отсюда направлено в соответствующий орган местной власти. Под его контролем должна находиться территория, где расположен участок;
  • Далее происходит межведомственное взаимодействие: заказываются необходимые бумаги из ЕГРН, выписки, предоставляемые органами, в ведении которых находится архитектура;
  • Власти могут отказать заявителю сразу после получения всех документов. Это означает, что бумаги градостроительства утверждены и изменения в них внести невозможно;
  • В иных случаях документация подлежит рассмотрению межведомственной комиссии, в дальнейшем отправляется на градсовет, если не возникает необходимость в проведении публичных слушаний. Последние не нужны только тогда, когда изменения связаны с ИЖС или рекреацией – все остальные решения принимаются только на подобных собраниях;
  • После обработки документации в МВК и градсовете, протокол заседания направляется в местные органы самоуправления, который и принимает за три дня решение по данному вопросу;
  • Решение направляется в кадастровую палату, его копия выдается собственнику земли.

Внедрение электронной технологии подачи заявления существенно облегчила жизнь гражданам: теперь, чтобы начать процедуру перевода земель между категориями, не нужно идти в офис и сидеть в очередях. Производится предзапись, также возможно подать документы через Интернет, обязательно проведя последующую сверху копий и оригиналов.

Срок рассмотрения ходатайства – 23-45 дней.

Решение также можно получить посредством Глобальной сети. Его направляют в личный кабинет гражданина на сайте Госуслуг.

uropora.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *