Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование – 39.10. , , /

Содержание

Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование / Бизнес / Госуслуги Москвы

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц:

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Департамента и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента и работников Государственного казенного учреждения города Москвы "Московский центр недвижимости" рассматриваются руководителем Департамента или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала при наличии технической возможности.

5.4. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа исполнительной власти, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

14.5. Жалоба не позволяет установить те решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных им организаций, которые обжалуются (не определен предмет обжалования).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее 5 дней со дня регистрации жалобы письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случа

www.mos.ru

14 способов получить в безвозмездное пользование земельный участок

В 2-х случаях безвозмездное пользование земельным участком  является первым этапом получения земли в собственность бесплатно.

Иными словами, передача земли в безвозмездное пользование, в некоторых случаях является шагом к получению участка в собственность.

Рассмотрим основания, когда земельный участок получают в безвозмездное пользование.

На какой срок дают земельный участок в безвозмездное пользование?

По общему правилу, срок безвозмездного пользования землей выбирает сам гражданин или организация, которые подают заявление на получение участка.

Однако из этого правила есть исключения.

Чтобы вы не запутались, при описании каждого из способов получения земельного участка, я буду указывать срок безвозмездного пользования.

Если какой-то из способов не содержит в своем описании срока, то это означает, что действует общее правило, то есть срок безвозмездного пользования определяет сам заявитель в своем заявлении.

Какие земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование?

В бесплатное пользование могут быть переданы участки, находящие в государственной и муниципальной собственности.

Также в безвозмездное пользование могут передаваться земли, которыми владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кто может получить землю в безвозмездное пользование?

Как вы уже поняли,  речь пойдет о 14 оснований для предоставления земли в безвозмездное пользование. На самом деле в кодексе насчитывается 18 оснований.

Однако некоторые родственные основания я объединил, чтобы вам было легче ориентироваться в объеме информации.

Право безвозмездного пользования участком, снимает проблему платного приобретения земли. Но не всем одинаково везет с правами.

Начнем описание с самых интересных оснований, а закончим статью наименее привлекательными для граждан.

1. Безвозмездное пользование земельным участком под ИЖС, ЛПХ или КФХ

Гражданин может получить землю в безвозмездное пользование для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство,
  • ведение личного подсобного хозяйства,
  • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Иными словами, гражданин имеет возможность получить от государства или местной администрации землю в бесплатное пользование, чтобы построить на нем индивидуальный дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься бизнесом в виде крестьянского (фермерского) хозяйства.

Выглядит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.

Любой ли гражданин может получить землю в безвозмездное пользование?

Да, любой.

На этот счет в законе, в частности, подпункте 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, нет никаких ограничений.

На какой срок можно получить участок в безвозмездное пользование?

Земельный участок предоставляется на срок не более 6 лет.

В любом ли районе, городе или поселке можно получить земельный участок в безвозмездное пользование?

Нет, не в любом.

Получить землю в безвозмездное пользование можно не в любом городе, районе или поселке, а только в тех муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.

Проще говоря, если в регионе принят областной, краевой и т.д. закон о безвозмездном пользовании землей, то в этом законе перечислены населенные пункты и районы, на которых можно получить землю в безвозмездное пользование.

В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное  пользование не получится.

Как узнать, принят ли в области или крае закон о безвозмездном пользовании?

Можно направить запрос в региональное правительство о предоставлении информации о наличии или отсутствии закона, по которому можно получить землю в безвозмездное пользование.

Но ответ придется ждать 30 дней, потому что именно такой срок установлен для ответа на письменные запросы граждан.

Можно обратиться за консультацией к юристу. Но это тоже потребует времени, а возможно и оплаты за консультацию.

В видео я показал:

Как бесплатно, за 2 минуты  выяснить: принят в вашей области закон о безвозмездном пользовании землей или нет?

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно                       —   9 оснований;
  • обственность за плату                               — 10 оснований;
  • в аренду                                                      — 16 оснований;
  • в безвозмездное пользование                  — 14 оснований;
  • в постоянное (бессрочное) пользование —   4 основания.

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте здесь.

Загрузка таймера

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Посмотрите данное видео, и вы сможете «прокачать» любой регион России на предмет возможности получения в нем участка в безвозмездное пользование.

И в завершении, поделюсь с вами новостью, которая многих из вас порадует.

После 5 лет безвозмездного пользования земельным участком его можно получить в собственность бесплатно.

О таком шикарном подарке от нашего государства я узнал из пошаговой инструкции:  Как получить земельный участок.

Это открытие еще раз укрепило мое убеждение в том, что  чем больше мы узнаем из профессиональных источников, тем шире наши возможности.

О бесплатном получении земельного участка после 5 лет безвозмездного пользования читайте в этой статье.   А мы переходим ко второму основанию получения земли.

2. Безвозмездное пользование земельным участком для специалистов.

Второе основание очень похоже на 1-ое, но имеет два отличия.

Отличие состоит в том, что:

  • земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование не любым гражданам, а только тем, кто имеет определенное образование и работает по основному месту работы по соответствующей специальности,
  • земельный участок предоставляется специалистам только для ИЖС и для ЛПХ. Для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства по этому основанию получить участок нельзя.

Во всем остальном, земельные участки для специалистов предоставляются так же, как описано в 1-ом основании.

В частности, региональная власть должна принять закон, в котором указать районы, на территории которых должен работать специалист по основному месту работу, а также наименование специальностей.

Договор безвозмездного пользования со специалистом заключается на срок до 6 лет.

По истечении 5 лет специалист имеет право получить участок в собственность бесплатно, при условии, что он все 5 лет работал по основному месту работу и использовал участок по целевому назначению.

Проверить мои выводы вы можете в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

О том, как за 2 минуты узнать, где в России можно получить земельный участок в безвозмездное пользование, смотрите видео выше.

3. Служебный жилой дом дает право на безвозмездное пользование участком.

Не самое распространенное основание.

Суть его состоит в следующем: если гражданину предоставили служебное жилое помещение в виде жилого дома, то данный гражданин может получить земельный участок, на котором располагается этот дом, в безвозмездное пользование.

Срок безвозмездного пользования участком определяется периодом времени, в течение которого гражданин имеет право пользоваться служебным домом.

Иными словами, пока не расторгнут договор найма служебного жилого помещения в виде жилого дома, до тех пор можно безвозмездно пользоваться землей.

Если вас заинтересует данный способ получения земли, то используйте подпункт 8 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

4. Земля на лесных участках для осуществления сельскохозяйственной деятельности

Гражданин может получить земельный участок в безвозмездное пользование в лесу.

Земля на лесных участках предоставляется только гражданам для осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд.

Под сельхоз деятельность, как вид бизнеса, по данному основанию получить участок в безвозмездное пользование не получится.

Кстати, следует отметить, что к подобной сельскохозяйственной деятельности относится так же пчеловодство.

Если вы пчеловод, то получая землю по данному основанию, не говорите чиновникам, что продаете мёд.

Пусть слуги народа будут убеждены, что ваши пчелки трудятся только для ваших собственных нужд. Это облегчит получение земли в безвозмездное пользование на лесном участке.

Безвозмездно пользоваться землей по данному основанию можно сроком до 5 лет.

Подробнее см. подпункт 9 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

5. Земли для охото- лесо- сельскохозяйственного и иного использования.

Признаюсь, сначала меня слабо заинтересовало данное основание получения земли в безвозмездное пользование.

Однако по мере его изучения я изменил свое мнение и сейчас с вами поделюсь им.

Гражданин или организация могут получить в безвозмездное пользование земельный участок для следующего использования:

  • сельскохозяйственное использование земли,
  • охотхозяйственное использование,
  • лесохозяйственное использование,
  • иное использование, которое не предусматривает строительства зданий и сооружений.

На каких землях можно получить такие участки?  

В безвозмездное пользование для указанных целей можно получить земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются.

Федеральные органы власти, в ведении которых находятся временные неиспользуемые земли, утверждают Перечни земельных участков, которые можно получить в безвозмездное пользование.

Данные перечни публикуются на официальных сайтах федеральных органов власти в течение 2 недель с момента утверждения.

Перечень земельных участков, которые предлагает Министерство обороны можно посмотреть на официальном сайте

Получить такой участок можно сроком до 5 лет.

Подробности см. в подпункте 10 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

6. Служебные земельные наделы предоставляются работникам в безвозмездное пользование

Единого списка категорий работников, которым положены служебные наделы земли, не существует.

Для отдельных отраслей экономики могут приниматься законы РФ или законы регионов, в которых устанавливается порядок предоставления служебных наделов.

Как правило, земельные наделы предоставляются работникам транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, предприятий охотничьего хозяйства и природных заповедников и национальных парков.

Срок безвозмездного пользования служебным наделом равен сроку трудового договора с работником.

Признаюсь, мне не приходилось встречать законы, которые устанавливали возможность получения служебного надела.

За более детальной информацией можно обратиться к подпункту 2 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

7. Земля для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Граждане, которые относятся к коренным малочисленным народам, могут получить в безвозмездное пользование земельные участки сроком до 10 лет.

Земля предоставляется исключительно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Иными словами, малочисленные народы Севера не могут получить землю по данному основанию в Краснодарском крае.

Земля выделяется для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни и промыслов.

Данное основание для безвозмездного пользования предусмотрено подпунктом 13 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

8. Взамен изъятого земельного участка выдадут другой участок в безвозмездное пользование.

Если гражданин или организация владели земельным участком на праве безвозмездного пользования и этот участок изъяли для государственных или муниципальных нужд, то вместо изъятого участка предоставят другой.

Все просто, один участок забрали, другой дали.

Не очень интересное основание.

Тем не менее, подробности можно посмотреть в подпункте 16 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

9. Бюджетные организации могут получить землю в безвозмездное пользование только на 1 год.

Раздавая всем землю в безвозмездное пользование, государство не могло обойти само себя.

Поэтому оно предусмотрело возможность давать в бесплатное пользование участки следующим организациям:

  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий;
  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

Напрашивается вопрос:

Почему госструктурам земельные участки дают в безвозмездное пользование только на 1 год?

Простым гражданам землю дают в пользование сроком до 6 лет, а государственным организациям только на 1 год.

Ответ прост.

Дело вовсе не в том, что государство в 6 раз сильнее заботиться о гражданах, чем о своих структурах.

Просто вышеуказанные структуры имеют исключительное право получать землю в постоянное (бессрочное) пользование.

Поэтому им нет особой нужды владеть землей на праве безвозмездного пользования длительный срок.

Проверить мои выводы можно в подпункте 1 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

10. Дальневосточный гектар дают в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.

Любой гражданин России может один раз в жизни получить земельный участок площадью не более 1 га в безвозмездное пользование.

Срок безвозмездного пользования одним гектаром земли составляет 5 лет.

По истечении пятилетнего срока земельный участок можно получить в аренду или в собственность бесплатно.

Дальневосточный гектар – это красивая инициатива г-на Ю.П. Трутнева, Посмотрим, сколько желающих через 5 лет захотят или смогут сохранить свои участки.

Данное основание получения участка см. в подпункте 18 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

11. Некоммерческая организация может получить землю в безвозмездное пользование.

Несмотря на ужесточение контроля, за деятельностью некоммерческих организаций (НКО), некоторые из них не утратили возможность иметь землю на праве безвозмездного пользования.

Каким некоммерческим организациям могут дать землю в безвозмездное пользование?

Всего 3 группы некоммерческих организаций могут рассчитывать на бесплатное пользование землей:

  1. НКО, созданные гражданами для ведения огородничества или садоводства.

Некоммерческие организации граждан, созданные для огородничества и садоводства, могут получить землю в безвозмездное пользование  сроком до 5 лет.

Если НКО получает землю для садоводства, то на нее возложат обязанность подготовить проект планировки территории и проект межевания. Кроме этого, НКО садоводов также должна будет провести кадастровые работы для образования земельных участков.

НКО огородников должна сделать только проект межевания территории и провести кадастровые работы.

  1. НКО, созданные гражданами, в целях жилищного строительства.

Срок, на который такие НКО могут получить землю, устанавливается  отдельными федеральными законами.

  1. НКО, созданным субъектами РФ, в целях жилищного строительства.

Третья группа не очень нам интересна, потому что не относится к простым гражданам.

Кому интересны подробности, см. подпункты 11, 12 и 15 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

12. Религиозные организации могут получить землю в безвозмездное пользование.

Церковь и другие религиозные организации могут получить в бесплатное пользование землю в 2-х случаях:

  • если земля предоставляется для размещения зданий и сооружений религиозного и благотворительного назначения.
  • если на земле находятся здания, которыми религиозные организации владеют на праве безвозмездного пользования.

В первом случае землю дают на срок до 10 лет.

Во втором – на срок пока религиозная организация владеет зданием или сооружением.

подробности см. в подпунктах 3, 4 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

13. Если с вами заключен договор или контракт, который финансируется из бюджета, то вы можете получить землю в пользование безвозмездно.

Данный способ, как правило, касается организаций, которые выполняют работы для государственных и муниципальных нужд, работают по оборонному заказу и т.д.

Земля предоставляется на срок, в течение которого исполняется контракт или договор.

Поскольку для большинства обычных россиян этот способ получения земли не интересен, то не будем на нем долго останавливаться.

Точное описание этого способа получения земли можно посмотреть в подпунктах 5 и 14 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

14. Безвозмездное пользование землей для развития жилищного строительства.

И завершающий способ получения земли связан с законом о содействии развитию жилищного строительства.

Государство предоставляет застройщикам землю в безвозмездное пользование, для того чтобы увеличить объемы многоэтажного строительства жилья.

Поскольку большинство граждан все таки хотят получить земельный участок для личного использования, то описывать подробно все условиями получения застройщиками земли в безвозмездное пользование не очень интересно.

Подробности этого способа получения земли застройщики найдут в подпункте 17 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

На этом описание 14 оснований для получения земли в безвозмездное пользование  завершено.

Если у вас возникли вопросы или вы знаете другие основания для приобретения участка в бесплатное пользование, то пишите в комментариях, я обязательно отвечу.

В завершении, хочу напомнить, что для практического получения земельного участка недостаточно только знать основания.

Для фактического приобретения земли нужно знать пошаговый алгоритм действий, который приведет к цели.

Технология получения земельного участка в 2019 году

Узнать больше

Местные чиновники, как правило, не знают либо не хотят исполнять законы, которые содержат наши с вами права и основания для получения земли.

По этому поводу можно долго негодовать, но гораздо эффективнее, используя пошаговый алгоритм действий и готовые шаблоны документов, не дать чиновникам шанса оставить вас без земельного участка.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

paruslex.ru

Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование

Выдел участка в безвозмездное пользование прописан в ст. 24 ЗК РФ.

На сегодняшний день вопрос безвозмездного пользования земельными участками является одним из самых актуальных как в юридической науке, так и на практике.

Это связано с тем, что подобная тема имеет ряд правовых нюансов, которые необходимо учитывать в процессе пользования наделом лесного, сельскохозяйственного или иного предназначения. Регламентация порядка выдела земельного участка в безвозмездное пользование прописана в ст. 24 ЗК РФ.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Срок безвозмездного пользования земельным участком

Что собой представляет договор безвозмездного пользования земельным участком? Данный вопрос регулируется ГК РФ, а именно, статьями 689-701 указанного нормативно-правового акта.

Согласно данному правовому акту договор безвозмездного пользования земельным участком заключается между двумя сторонами. Собственник надела (в нашем случае это либо государство, либо муниципалитет) по контракту должен передать в безвозмездное пользование участок, а вторая сторона принять и использовать территорию согласно целевому предназначению.

Законодательный порядок подразумевает, что договор безвозмездного пользования имеет типовую форму, которая соответствует соглашениям гражданско-правового характера. Форма договора – письменная. Образец акта можно получить в уполномоченном органе государственной или же муниципальной власти. Кроме того, образец можно найти в свободном доступе в Интернете либо на портале государственных услуг.

Договор безвозмездного пользования подразумевает включение в контракт основополагающей информации, которая касается:

  • категории земельных наделов (например, лесного назначения), к которым причисляется участок;
  • кадастровый номер земельного участка, который выступает в качестве предмета срочного договора;
  • вид пользования землей, который разрешает законодательный порядок;
  • площадь надела лесного, сельскохозяйственного или иного предназначения, который передается в срочное пользование второму участнику соглашения;
  • месторасположение участка, который выступает в качестве объекта предоставления гражданам.

Предоставление земельных наделов лесного, сельскохозяйственного, садоводческого или иного предназначения осуществляется на конкретный срок, который закрепляют условия безвозмездного пользования (не стоит путать с контрактом аренды).

Срок должен быть согласован обеими сторонами контракта, что будет отражено в договоре безвозмездного пользования. После того как истечет срок, договор может быть либо расторгнут, либо продлен.

Регистрация права срочного пользования земельным наделом и расторжение договора аренды

Регистрация бессрочного или срочного договора является обязательным условием того, чтобы документ приобрел юридическую силу. Если одно из условий не будет прописано в контракте, то заключение подобного договора будет признано неосуществленным. Иными словами, регистрация права в уполномоченных органах будет невозможна.

Кроме того, регистрация договора срочного безвозмездного пользования земельным участком не считается необходимостью в том случае, если соглашение (не путать с контрактом по поводу аренды) заключается на срок до 1 года.

В том случае если договор безвозмездной эксплуатации (не аренды) подразумевает более длительный срок, то государственная регистрация обязательна.

Договор безвозмездного пользования земельным наделом лесного, жилого, сельскохозяйственного или коммерческого назначения может быть расторгнут обеими сторонами правового соглашения. Расторжение предусматривается как земельным законодательством, так и иными гражданско-правовыми актами.

Досрочное расторжение должно быть аргументировано, иными словами, участник контракта должен представить весомые доказательства наличия объективных причин для осуществления подобного действия. Полное расторжение договора происходит в случае смерти одного из участников соглашения, независимо от того, истек срок пользования или нет.

Круг лиц, кому предоставляются в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

На сегодняшний день законодатель предусматривает шесть оснований, с учетом которых происходит выделение земельного участка лесного, сельскохозяйственного, садоводческого или иного назначения. Но нас интересуют лишь некоторые из них, в частности:

  • Если предоставление земли происходит из государственного или муниципального фонда юридическим лицам. При этом основанием безвозмездного пользования территорией будет служить административный акт, который был составлен уполномоченными органами, но в рамках своей компетенции.
  • Если предоставление земельного участка осуществляется по заявлению религиозной организации. Как и в предыдущем случае детерминантой легитимности эксплуатации надела будет считаться административный акт, подписанный управомоченным на то органом государственной или муниципальной власти.
  • Если предоставление надела из муниципальной или же государственной собственности происходит юридическим лицам, с которыми заключен контракт на освоение территории, в том числе строительство сооружения для осуществления нужд государства.
  • Если предоставление территории происходит из фонда государства и муниципалитета, но с учетом главных оснований, прописанных в Лесном кодексе РФ. В данном случае речь может идти о наделении правом безвозмездного пользования как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, предоставление земельного участка для срочного, безвозмездного пользования (не аренды) лесного или сельскохозяйственного назначения по официальному договору возможно только ограниченному законодательством кругу лиц, категории которых прописаны в действующих нормативно-правовых актах.

Причем выдел территории осуществляется только уполномоченными на то властными органами на федеральном или муниципальном уровне.

Вопрос-ответ

Что значит предоставление участка?

Не вполне понятно, что значит формулировка "на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года". Это дата постановки на учет участка или дата договора купли/продажи участка у текущего собственника? Вопрос возник в связи с планирующимся продлением дачной амнистии.

Регина 30.04.2019 19:28

Добрый день.

"Предлагается восстановить действие дачной амнистии до 1 марта 2022 года в отношении жилых домов, жилых строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года. Таким образом, оформление прав на них должно осуществляться в упрощённом порядке — при наличии права на земельный участок потребуется технический план, подготовленный в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем».

Если Вы спрашиваете в контексте произошедших изменений, описанных выше, то дата предоставления это дата, которая должна стоять в Вашем документе, подтверждающий право на земельный участок.

Сайботалов Вадим Владимирович20.06.2019 06:52

Задать дополнительный вопрос

advokat-malov.ru

Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, работниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, работника ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность;
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Жалоба может быть подана заявителем через ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    1. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета, указанного в пункте 1.3.1.1 административного регламента, Портала.

      При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    2. Жалоба может быть подана заявителем через ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

      Жалоба может быть подана заявителем через СПб ГКУ «МФЦ». При поступлении жалобы СПб ГКУ «МФЦ» обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между СПб ГКУ «МФЦ» и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

    Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (указывается адрес и справочный телефон), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

gu.spb.ru

Безвозмездное срочное пользование земельными участками: регулирование

С юридической точки зрения право безвозмездного срочного пользования, предусмотренное Земельным кодексом РФ, является обязателственным правом. Земельные участки при безвозмездном срочном пользовании предоставляются владельцам на срок, который может быть установлен законом – для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, договором – для участков, находящихся в частной собственности, на период трудовых отношений – в порядке служебных наделов.

Важно! Коммерческие организации не могут передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, которые являются их участниками, учредителями, руководителями или членами ее органов контроля или управления – п. 2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:

  1. когда земельный участок принадлежит государству – участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
  2. когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
  3. когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам - участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.

Договор безвозмездного пользования

Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, договор безвозмездного пользования предполагает, что одна из сторон договора берет на себя обязательство по передаче земельного участка в безвозмездное временное пользование другой стороне договора, при этом, последняя сторона обязуется возвратить полученный участок в предусмотренный договором срок, в том же состоянии, в котором он ему был передан владельцем, с учетом вычета нормального износа. Следовательно, по договору вторая сторона выступает в качестве землепользователя и имеет следующие обязанности:

  • использовать отмеченный в договоре земельный участок в строгом соответствии с указанным в документации целевым назначением земли и ее принадлежности к отдельной категории земель;
  • сохранять межевые, геодезические и другие знаки специального значения, которые установлены на участках согласно законодательных правил;
  • применять только разрешенные способы использования земли, которые не наносят вред окружающей среде;
  • реализовывать мероприятия, предусмотренные для охраны земель, водных и лесных объектов и других природных ресурсов, в том числе, выполнять меры пожарной безопасности;
  • когда сроки освоения земли предусмотрены договором, обеспечивать своевременное использование полученных участков;
  • выполнять все требования санитарно-гигиенических, градостроительных, экологических и иных правил и норм, установленных законом;
  • не допускать деградации, загрязнения и иных ухудшений плодородия почвы;
  • выполнять другие требования, предусмотренных земельным законодательством РФ и иными Федеральными законами.
Важно! К главным правовым особенностям договора пользования земли можно отнести его безвозмездность и срочность. После окончания срока, названного в договоре, земельный участок должен быть возращен его первоначальному владельцу.

В договоре безвозмездного пользования земельным участком большое значение имеет предмет соглашения, которым выступает земельный участок или его часть, сведения о котором занесены в государственной кадастр недвижимости. В документе обязательно указывается информация и необходимые сведения, позволяющие осуществить определенную и точную идентификацию земельного участка, это:

  • категория земель, к которой относиться данный участок;
  • кадастровый номер предмета договора;
  • вид разрешаемого пользования участком;
  • площадь земли, передаваемой второй стороне;
  • местоположение участка (его точный адрес).
Важно! В случае, если в договоре отсутствуют указанные сведения, условия сделки считаются не согласованными, следовательно, договор считается не заключенным.

Документы, необходимые для регистрации договора безвозмездного пользования землей:

  1. документ, удостоверяющий личность собственника передаваемого участка либо его представителей;
  2. доверенность на представителя, если он действует от лица собственника земли;
  3. кадастровый паспорт участка земли;
  4. копию и оригинал учредительных документов организации с приложением всех дополнений;
  5. платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию договора.
Важно! В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного использования земли, который имеет срок действия менее одного года, не подлежит регистрации в Росреестре, тогда как соглашение со сроком действия более одного года, напротив, обязательно к регистрации.

Расторжение договора: когда документ прекращает действовать, досрочное расторжение

Если в договоре не прописан конкретный период действия, каждая из сторон, как и в любой другой сделке, имеет право провести досрочное расторжение договора в любое время, заранее поставив в известность вторую сторону о своем намерении. Причины досрочного расторжения могут быть разными:

  • первоначальный владелец земельного участка может расторгнуть договор если:
    • земля плохо содержится, что приводит к ухудшению ее состояния;
    • земля используется не по назначению;
    • земельный участок передан третьей стороне без разрешения собственника;
  • пользователь земельного участка может расторгнуть договор, если:
    • возникли форс-мажорные обстоятельства, которые от него не зависят;
    • были обнаружены скрытые недостатки объекта, которые мешают нормальному использованию;
    • собственник не исполнил своевременно своих обязанностей по передаче участка пользователю либо не исполнил иные обязанности, предусмотренные договором;
    • присутствуют права третьих лиц, которые не были зафиксированы договором.

Полное прекращение действия договора безвозмездного пользования землей происходит в случае смерти землепользователя либо ликвидации юридического лица, которая выступала в качестве землепользователя. В случае смерти собственника земли, его обязанности по договору переходят к его наследникам, а при реорганизации юридического лица – к правопреемнику.

Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование

Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:

  • находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
  • находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Отличие безвозмездного пользования от аренды

Схожесть с правовым отношением аренды права безвозмездного пользования очевидна - в обоих случаях установлено обязательственное право на участки земли. Кроме того, в обоих случаях земля передается новому пользователю для использования, однако, в случае аренды – это возмездное пользование, а в другом, соответственно, безвозмездное. Принципиальным отличием аренды от безвозмездного пользования земельными участками можно назвать тот факт, что при аренде участок передается арендодателю не только в пользовании, но и во владение, что позволяет ему использовать комплекс мер владельческой защиты объекта, чего полностью лишен пользователь земли в порядке безвозмездного использования.

pravovedus.ru

что это, стороны договора и его сроки

Безвозмездное срочное пользование земельными участками допускается на основании договора, заключаемого между владельцем и будущим пользователем. Договоры такого типа требуют обязательной регистрации в Росреестре. Поскольку землю собственник уступает пользователю на конечный отрезок времени, то перехода права собственности не происходит, недвижимость остается на балансе правообладателя.

Оформление земли в безвозмездное срочное пользование бывает:

  1. Государство является собственником земли и передает ее в пользование муниципалитету, госучреждениям, государственным органам власти, а все прочие лица могут договориться только об арендной сделке.
  2. Частный собственник заключает договор с другим частным лицом (физическим или юридическим).

Договор безвозмездного пользования

Основные правила составления договоров безвозмездного пользования землей содержатся в ст. 689-701 ГК РФ.  Суть договоров такого типа состоит в том, что владелец земли передает безвозмездно ее пользователю (физическому или юридическому лицу) на конкретный срок, по истечении которого пользователь возвращает участок в том же состоянии, в каком он был на дату подписания договора.

Обязанности пользователя по договору состоят в следующем:

  1. Использовать землю только так, как разрешает ее категория, вид разрешенного использования.
  2. Оберегать от повреждений специальные знаки (межевые и геодезические).
  3. Заботиться об охране окружающей среды.
  4. Соблюдать требования пожаробезопасности.
  5. Если стороны указали сроки освоения земель, обеспечить их соблюдение.
  6. Соблюдать градостроительные и санитарно-гигиенические нормативы.
  7. Не допускать ухудшения плодородности, загрязнения земли.
  8. Соблюдать законодательство, относящееся к землепользованию.

Важнейшие характеристики договора – его срочность и безвозмездность. Помимо этого, к существенным сведениям, которые обязательно вносятся в договор, относятся:

  • Кадастровый номер участка.
  • Категория землепользования.
  • Вид разрешенного использования (код по Классификатору ВРИ).
  • Площадь участка.
  • Точный почтовый адрес участка.

Если какого-либо из перечисленных пунктов нет в договоре, его очень легко опротестовать в суде ввиду отсутствия достаточного согласования.

Какие документы нужны для подписания договора?

Чтобы зарегистрировать договор срочного безвозмездного пользования землей в Росреестре, дополнительно потребуется собрать следующий пакет документов:

  1. Паспорта сторон, либо доверенности на имя представителей.
  2. Кадастровый паспорт участка.
  3. При участии юридических лиц предоставляются копии учредительных документов с дополнениями.
  4. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию договора.

Не регистрируются в обязательном порядке только те договора, срок действия которых составляет менее 12 месяцев.

Расторжение договора

Если стороны не захотели указывать в договоре срок его действия, то это дает право любой из сторон в любой момент отказаться от него. Для этого нужно известить вторую сторону и договориться о сроках прекращения договорных обязательств.

Среди причин досрочного расторжения договоров безвозмездного пользования земельными участками по инициативе владельца можно назвать следующие:

  • Ненадлежащее исполнение обязательства по охране плодородия земель.
  • Вид разрешенного использования земли не соответствует фактическому использованию.
  • Земля передана третьей стороне без надлежащего согласования с собственником.

Пользователь участка может отказаться от сделки, если:

  1. Имеют место некие форс-мажорные события, не зависящие от пользователя.
  2. Выявлены скрытые недостатки участка, вследствие которых его нельзя использовать так, как пользователь намеревался.
  3. Земля не была вовремя передана пользователю, либо собственник нарушил иные существенные условия договора.
  4. В договоре не учтены законные интересы третьих лиц, имеющих отношение к этой земле.

Смерть любой из сторон, равно как и ликвидация юридического лица – это достаточное основание для досрочного прекращения договора. Если умер собственник участка, то наследники принимают на себя обязанности по договору. Если же ликвидируемое лицо имеет правопреемника, то обязанности по договору переходят к нему.

Порядок передачи земли

Территория, указываемая в договоре, может являться государственной или частной собственностью. Ст. 24 ЗК РФ перечисляет все ситуации, при которых заключаются договора безвозмездного срочного пользования:

  1. Частные собственники отдают в пользование свои земли другим гражданам или организациям.
  2. Государственная собственность уступается муниципальным органам не для целей строительства на срок до 12 месяцев.
  3. Земля из собственности промышленных предприятий, лесничеств, охотхозяйств, транспортной отрасли.
  4. Муниципальные или государственные органы передают землю компаниям, подписавшим госконтракт на строительство, финансируемое из местного или федерального бюджета.
  5. Государственные или муниципальные земли передаются жилищно-строительным кооперативам.
  6. Государственные или муниципальные земли оформляются под застройку религиозным и благотворительным организациям.
  7. Государственные или муниципальные лесные участки передаются частным лицам.

Каждый из перечисленных случаев имеет свои особенности, которые отражаются в условиях договора.

Отличия безвозмездного пользования от аренды

Между этими двумя категориями договоров много общего. И в первом, и во втором случаях пользователь получает участок, о котором обязан заботиться, а по истечении договора вернуть собственнику в прежнем состоянии. И в том и в другом случае пользователь должен использовать землю, так ее неиспользование является достаточным условием для расторжения договорных отношений.

Помимо главного отличия – возмездности, договоры отличаются еще и тем, что арендатор получает землю во владение на правах аренды, тогда как при безвозмездном пользовании речь о владении не идет.

Как получить землю в безвозмездное пользование?

Каждый из нас вправе получить участок в безвозмездное срочное пользование для:

  • Строительства жилья для своей семьи.
  • Ведения подсобного хозяйства.
  • Занятия фермерством.

Земля предоставляется муниципальными или государственными органами на срок до 6 лет. Получить участок возможно только в тех субъектах федерации, в которых принят соответствующий закон. Узнать о том, имеется ли в отношении данного населенного пункта данный закон, можно через запрос в региональное правительство. Срок получения официального ответа составляет 30 дней.

Участок, в отношении которого пользователь в течение 5 лет исполнял добросовестно все условия договора, может быть передан пользователю в собственность бесплатно при своевременной подаче соответствующего заявления. Здесь многое зависит от оперативности действий заявителя, а также от желания собственника заключить сделку такого рода. Стоит заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который поможет максимально сократить время оформления, чтобы уложиться в отведенный законом год.

law03.ru

Предоставление земельных участков религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование. Разъяснение руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) / Официальные документы / Патриархия.ru

12 марта 2015 г. 16:34

Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако редакционная почта журнала «Приход» свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев.

Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Комментарий опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2015).

Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».

Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит приведенной норме.

Практика заключения краткосрочных договоров обусловлена положением п. 2 ст. 26 ЗК РФ, согласно которому «договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации». Для того чтобы не регистрировать договор, московские власти предлагают заключить его на 11 месяцев. Подписывая краткосрочный договор на таких условиях, руководитель религиозной организации должен отчетливо представлять правовые последствия данного шага.

По истечении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор подлежит прекращению (подп. 1) п. 1 ст. 47 ЗК РФ). Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в случае, если пользователь (в данном случае — религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае — в лице Департамента городского имущества г. Москвы), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако в таком случае собственник земельного участка (в лице Департамента) получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

Таким образом, краткосрочный договор не обеспечивает в достаточной степени права религиозной организации на земельный участок. Именно поэтому Юридическая служба Московской Патриархии не рекомендует заключать договоры безвозмездного пользования земельными участками на 11 месяцев.

Что касается новой редакции ЗК РФ, то она существенно меняет предусмотренное действующей редакцией ЗК РФ правило о сроке действия договоров безвозмездного пользования, заключенных в целях предоставления религиозным организациям государственных (муниципальных) земельных участков для строительства зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Согласно подп. 3) п. 2, п. 3 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. При этом срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица, то есть религиозной организации.

Таким образом, начиная с 1 марта 2015 года, религиозная организация вправе самостоятельно (путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган) предложить приемлемый для нее срок действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным под строительство зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Патриархия.ru

www.patriarchia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *