Фотография камней окружающий мир – Окружающий мир 2 класс Как написать о своем отношении к миру камней?

Презентация к уроку окружающего мира по теме "В мире камней".

Окружающий нас мир Интересно познавать, Его тайны и загадки Мы готовы разгадать!

Камень с незапамятных времён прочно вошёл в жизнь человека

Много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями люди расчленяли туши убитых зверей.

Изучением камней, или как их ещё называют горные породы и минералы, занимается наука геология. Люди, которые их изучают – геологи.

Тема :

«В мире камней»

КОЛЛЕКЦИЯ – собрание каких-нибудь предметов

Учебная задача:

найти сведения

о незнакомых камнях.

Название

Гранит

Цвет

Прочность

Каменный уголь

Розовый, красный, серый с чёрными крапинами.

Кремень

Особые св-ва

Очень прочный и твёрдый.

Чёрный блестящий.

Использование

Твёрдый, но хрупкий, колется.

Каменная соль

Состоит из разных по размеру зёрен.

Желтоватый с чередованием тёмных и светлых полос.

Мел

Хорошо горит.

Белая, серая.

Твёрдый.

Строительство фундаментов, набережных, дорог, отделка станций метро.

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств.

Белый.

Твёрдая, но колется.

Пемза

При трении двух камней можно высечь искры.

Янтарь

Твёрдый, но легко колется и крошится.

Растворяется в воде.

Светло-коричневая.

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень, в зажигалках.

Яшма

При письме на поверхности оставляет след

Для приготовления пищи.

Твёрдая и шершавая.

Золотисто – жёлтый.

В строительстве, при изготовлении мелков.

Торф

Твёрдый.

Серовато-зелёная или красно-синяя и др..

Пористая (похожа на губку), лёгкая, не тонет в воде.

Иногда в нем можно увидеть остатки растений и насекомых.

Твёрдая, прочная.

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство.

Тёмно-коричневый с остатками растений.

Для изготовления ювелирных украшений: бус, колец, серёжек.

Твёрдый, но легко крошится.

С причудливыми разводами и узорами.

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок.

Хорошо горит.

Как топливо и удобрение.

План работы : 1.Определи цвет камня (используй лупу).

2.Проверь камень на прочность (попробуй разломить). 3. Прочти в таблице об особых свойствах камня, если сможешь, проверь их. 4.Узнай, где камень используется. 5. Прочти название камня.

Гранит

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда

Гранит

Слюда

Полевой шпат

Кварц

Этот камень красивый и очень прочный, поэтому его используют в строительстве

Мел

Это разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов, которые можно увидеть только под микроскопом.

Меловые горы

Кремень

В древности осколки кремня использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.)

Каменная соль

(Минерал галит) – это та самая соль, которую мы добавляем в пищу.

Яшма

Полудрагоценный поделочный камень.Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале , на Алтае. В древности из яшм делали перчатки и амулеты , якобы оберегавшие от расстройств зрения и от засухи . В наше время это популярный материал для художественных камнерезных изделий, каменной мозаики.

Торф

Горючее полезное ископаемое. Его не трудно узнать: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался.

Каменный уголь

Чёрный блестящий камень. Он хорошо горит, выделяет много тепла. Поэтому люди используют его как топливо.

Пемза

Лёгкий светло-коричневый камень. Внешне он похож на губку, но твёрдый и шершавый, как тёрка.

Природные камни -

это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности. Их используют в хозяйстве.

Искусственные камни

  • Фарфор
  • Керамика
  • Стекло
  • Кирпич
  • Бетон

ИГРА «Отгадай-ка!»

О каком природном камне идёт речь?

Белый камешек растаял, На доске следы оставил

МЕЛ

Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны

ГРАНИТ

Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий

Каменный уголь

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением

ТОРФ

Учебная задача:

найти сведения

о незнакомых камнях.

Рефлексия учебной деятельности

1. На уроке я узнал …

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно …

4. Мне понравилось …

Спасибо за урок!

compedu.ru

Почему камни разные? Клуб почемучек :: Это интересно!

Добрый день, участники и читатели Клуба почемучек. Помните, вчера я показывала нашу коллекцию камней? Она нам пригодилась не только для урока окружающего мира в школе, но и для ответа на вопрос, который прислали мне мама Светлана и ее доченька 5,5 лет: "Почему камни разноцветные?" Чтобы ответить на этот вопрос, мы познакомимся с самыми основами науки геологии. Название "геология" произошло от двух латинских слов "гео" - "земля" и "логия" - "наука". То есть, ученые-геологи, которые занимаются геологией, изучают все, что связано со строением нашей Земли: что находится в ее недрах, из чего она состоит и какие процессы происходят в ее глубинах. Мы уже как-то в Клубе почемучек выясняли, как устроена наша планета. А узнали об этом геологи, в основном, изучая камни. Вот и мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные. В моем ответе я намеренно использовала много "научных" слов, это мой метод знакомить ребенка с понятиями. Если вам это кажется слишком "заумным", просто пропускайте термины - от этого ничего не измениться 😉
Инструменты юного геолога

Сначала подумаем, что такое камни? Думаю, если вы спросите своего малыша, он ответит вам, что камни - это кусочки гор. И будет прав. Так и есть, камни - это куски горных пород, любые твердые ископаемые, кроме чистых металлов и песка. Из горных пород состоит вся твердая оболочка нашей планеты - литосфера. А сами горные породы состоят из минералов - простых веществ с определенными физическими свойствами и химической формулой, которые являются как бы "кирпичиками", создающими разные горные породы. Есть такие горные породы, которые состоят только из одного минерала - их называют

мономинеральными (приставка "моно" значит "один-единственный"). Например мрамор состоит только из минерала кальцита. А есть составные горные породы, которые сложены несколькими минералами - полиминеральными (приставка "поли-" значит "много"). Например, гранит состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюды.

Всего на Земле известно всего около 40 породообразующих минералов - то есть минералов, из разных комбинаций которых состоят все на свете камни. Меня этот факт ужасно удивил: мне казалось, что их должно быть очень много - сотни и тысячи, ведь всего на нашей планете есть около 4 тыс. различных горных пород.

Мы можем предположить, что разница в цвете и других физических свойствах камней определяется их составом. Но стоит лишь посмотреть на два камня: алмаз и графит. Они так не похожи друг на друга! Один твердый, гладкий, белый полупрозрачный, второй - черный, ломкий, совершенно непрозрачный. Один оставляет на окружающих предметах царапины. Второй - черную черту. А ведь оба они состоят из одного и того же вещества - углерода!

Задание 1. Чем алмаз отличается от графита?

Покажите ребенку пример этих двух камней. Алмаз можно найти в виде бриллианта в украшениях: серьгах или колечках. А графит - это кусочек стержня простого карандаша. Рассмотрите их через лупу или микроскоп (как быстро сделать  микроскоп из мобильного телефона, я писала ЗДЕСЬ).

Предложите малышу самому определить, чем отличаются эти два образца и сделать вывод.

Алмазы в кольце и графитовый стержень карандаша
Кончик карандаша под микроскопом

Бриллианты под микроскопом

Значит, кроме состава, какой-то еще фактор влияет на свойства камней. И ученые-геологи выяснили, что этот фактор - происхождение конкретной горной породы. Алмаз образовывался из углерода при одних условиях, а графит - в других. Поэтому они разные, хотя состоят из одного и того же вещества.

Каким же именно образом могут образовываться горные породы? Есть всего несколько способов - три основных мы разберем, а остальные, спорные, пока трогать не будем 😉

Итак, горные породы бывают магматического происхождения. То есть, они образовались из магмы и лавы при извержении древних вулканов. Когда магма застывала, получался твердый камень. Свойства таких камней зависят от состава первоначальной магмы и скорости и условиях ее остывания. 

Примеры магматических горных пород: базальт и гранит. Оба эти экземпляра есть в нашей коллекции, и я думаю, что и другим юным геологам не составит труда найти их на улице.

Горные породы бывают осадочного происхождения. То есть, они образовывались в результате того, что какие-то вещества осаждались и скапливались в больших количествах где-нибудь на дне древних океанов и спрессовывались в прочные конгломераты. 

Пример осадочных горных пород: известняки (образовавшиеся из раковин древних моллюсков). В том числе и знакомый всем нам мел. Можете смело отправлять его в коллекцию камней, хотя он сейчас и делается искусственно, а не является непосредственно горной породой.

И еще один вид происхождения горных пород - метаморфическое (от латинского слова "метаморфизм"  -"изменение"). Как понятно из названия, эти породы произошли в результате изменения первоначальных горных пород. Произойти это могло под влиянием высоких температур или высокого давления, которое превратило одни камни в другие. 

Например, тот же известный нам известняк из-за действия высоких температур и давления, превращается в мрамор -  камень, совсем на известняк непохожий. 

Задание 2. Чем мрамор отличается от мела?

Если у вас есть возможность, покажите ребенку оба эти камня. Мрамор можно найти в качестве каких-то декоративных изделий, мраморных плит на памятниках, лестницах, колоннах. А известняк можно взять хотя бы в виде мела. Пусть малыш сравнит их - на ощупь оценит их гладкость, твердость. Выскажет предположение об их ломкости и способности оставлять следы на других предметах. А потом сделает выводы, похожи ли они.

Сравниваем мел, известняк и мраморизированный известняк

Мраморизированный известняк под микроскопом

Обычный известняк под микроскопом - отлично виден нуммулит

Теперь, я думаю, будет понятно, почему камни разные 🙂 Геологи даже придумали классификацию камней по их свойствам, чтобы было легче описывать их. Они выделяют такие основные свойства горных пород:

  • Цвет
  • Блеск
  • Твердость и хрупкость (оставляет ли на них следы другие камни или металл, легко ли их разбить)
  • Текстура (гладкость, зернистость, шероховатость)
  • Излом (как выглядит скол камня)
  • Наличие включений (кристаллов других минералов и т.п.)
  • Способность оставлять следы на бумаге или других предметах (черта)
  • Прочие особенности (проводит ли ток, имеет ли магнитные свойства, где используется и т.п.)

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ. 

Изучаем свойства горных пород.

Предлагаю вам с ребенком поставить опыты над несколькими различными горными породами. Для этого вам понадобится на ближайшей прогулке найти несколько экземпляров разных по составу и происхождению камней.

А еще молоток, гвоздь, лист бумаги и лупа.



Опыт 1. Определяем цвет, блеск  и текстуру камня.

Для этого вам понадобится только камни и лупа. Внимательно разглядите камень, отметьте его особенности: из чего он состоит, какой он на вид и на ощупь.

Изучаем внешний вид камней

Опыт 2. Определяем твердость камня

Для этого надо взять гвоздь и провести им по камню, стараясь оставить царапину. По следу, который оставит гвоздь на камне, можно судить о его твердости.

Проверка твердость камня

Опыт 3. Определяем как  выглядит излом камня и ищем в нем наличие примесей.

Самое интересное в природных камнях скрывается внутри. Излом камня выглядит гораздо ярче его поверхности, рисунок четче, а все кристаллы и жилки примесей видны как на ладони. Поэтому возьмите молоток и расколите образец. Сам характер того, какие осколки получатся у вас (неровный, раковистый, гладкий,  будут ли у них острорежущие края и т.д.), многое говорит о свойствах камня. 

Этот камень на изломе дает красивый цвет, края скола острые. Из такого первобытные люди
вполне могли изготавливать свои каменные орудия: ножи и наконечники стрел.

Опыт 4. Определяем, какой след оставляет камень.

Возьмите лист белой бумаги и проведите по нему вашим камешком. Посмотрите, какую черту он за собой оставляет. По характеру и цвету этой черты тоже можно классифицировать горные породы.

Глина оставляет на бумаге серую черту, состоящую из мельчайших крошечек этой горной породы..

Результаты ваших опытов заносите в таблицу. По ней вам потом будет легко делать сравнительные описания, чем один камень отличается от другого. 

Вот результат нашего с Катей исследования свойств камней.

Таблица характеристик некоторых образцов камней из нашей коллекции

А напоследок расскажите ребенку, для чего нам нужны и важны камни. Где они применяются и какую пользу приносят. Мы с Катей насчитали 8 видов пользы от камней и минералов: их используют в строительстве, из них делают поделки и памятники, изготавливают бытовые предметы (например, вазы или посуду из глины), их используют как украшения, они нужны в нашем организме (хотя и в микроскопических дозах), из них делают краски, из них изготавливают инструменты (например, алмазные сверла), их используют в приборах (рубины в часах). Может, вы сможете вспомнить больше? Пишите в комментариях, будет интересно сравнить!

Детские поделки из камней

А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:

1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу "Клуба почемучек"), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.

2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек".  

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.

После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски "Клуба почемучек" и сообщения о розыгрышах призов.


Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Материалы по теме:

Минералы мира http://all-minerals.ru

Мир минералов http://mirmineralov.ru

Минералы и горные породы России http://www.ecosystema.ru/08nature/min

www.tavika.ru

Самые красивые камни и минералы (фото)

Анатаз

Везувиван

Родохрозит

Родохрозит

Родохрозит

Кристалл родохрозита

Розелит

Эритрит

Эритрит

Самые крупные кристаллы в мире

"Натуральный барельеф" - возраст 280 млн лет

Карминит

Аквамарин с полевым шпатом и мусовитом

Кальцит

Палассит - железно-каменный метеорит

Пентагонит

Карминит

Анальцим

Диоптаз на дуфтите и кальците

Кварц и родохрозит

Флюорит

Флюорит

Флюорит

Флюорит

Флюорит

Флюорит

Огенный опал

Карролит

Вавеллит

Изумруд

Апатит

Аурихальцит

Аурипигмент на кальците

Бариофармакосидерит

Дуфтит

Ванадит на барите

Галит - каменная соль

Галит

Торбернит

Стюартит и фосфосидерит

Гроссуляр

Клиноклаз

Висмут

Окенит

Торбернит (зеленый) и фосфуранилит (желтый)

Кальцит

Висмут

Какоксенит

Сферокобальтит

Хейнричит

Лангит

Лангит

Окаменевшее дерево

Гранат

Зеленый кварц - празем

Фторопатит

Азурит

Азурит

Больше фото минералов вы можете увидеть в нашей группе в Контакте.

www.chronoton.ru

Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Камни

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 управления образования г. Белгорода КАМНИ – НЕОБЫЧНОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИК ПРОЕКТА: воспитанник подготовительной группы МБДОУ д/с № 34 Кужелев Максим РУКОВОДИТЬ ПРОЕКТА: воспитатель подготовительной группы Солодова Лариса Ивановна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

2 слайд Описание слайда:

Цель проекта: Узнать какие бывают камни, провести исследования с камнями, показать значение камней в жизни человека Задачи проекта: 1.Выяснить: - откуда берутся камни, какие они бывают; - где можно обнаружить камни, каковы их свойства; значение камней в жизни человека 2.Провести эксперименты 3.Определить отношение людей к разнообразию и особенностям камней, как необычному явлению природы. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Изучить научную и художественную литературу. 2.Поиск информации в интернете. 3. Целевая прогулка-наблюдение 4. Эксперименты. Гипотеза: Действительно ли камни необычайное природное явление?

3 слайд Описание слайда:

С чего всё началось? Выставка «Каменная сказка» в Белэкспоцентре Открытая площадка магазина «Каменный век» Прочитал сказки П. Бажова о камнях. В интернете нашли фото сооружений, скульптур, памятников выполненных из камня.

4 слайд Описание слайда:

Откуда берутся камни? Под воздействием холода, ветра, дождей горы разрушаются. Небольшие куски гор - это и есть камни.

5 слайд Описание слайда:

Исследовательская деятельность Опыт №1 Все камни твёрдые Камни можно бросать, бить друг о друга, ударять крепкими предметами и с ними ничего не происходит. Даже есть такое выражение «Твёрдый, как камень».

6 слайд Описание слайда:

Опыт № 2 Камни издают звуки При ударе камни издают определённые звуки. В горах можно услышать звуки камнепада.

7 слайд Описание слайда:

Опыт № 3 Некоторые камни состоят состоят из кристаллов Камни из кристаллов – хрупкие. Это горный хрусталь, аметист, жемчуг и каменная соль, которую употребляют в пищу люди и животные. Кристаллы можно вырастить самостоятельно.

8 слайд Описание слайда:

Опыт №4 Рассматривание камней через лупу Чтобы лучше рассмотреть поверхность камней я воспользовался лупой, и увидел крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета

9 слайд Описание слайда:

Опыт № 5 Что произойдёт с камнем, если его бросить в воду Некоторые камни быстро тонут в воде, потому что они плотные и тяжёлые, не изменяют форму и размер, но меняют яркость и цвет. В воде появлялись пузырьки воздуха, когда я бросил мел и пемзу, потому что они легкие и пористые.

10 слайд Описание слайда:

Опыт № 6 Теплопроводность камня Я поместил камни в ёмкости с горячей и холодной водой. Подождал несколько минут. Достал камни и почувствовал, что камень, который лежал в горячей воде стал тёплым, а камень, который лежал в холодной воде стал холодным.

11 слайд Описание слайда:

Опыт №7 Как можно использовать камни в продуктивной деятельности

12 слайд Описание слайда:

Значение камней в жизни человека Человек издавна использует натуральные камни. Из камня строят дома, соборы, храмы, мосты, набережные, изготовляют памятники, скульптуры, украшения, используют в ландшафтном дизайне.

13 слайд Описание слайда:

Удивительные камни Янтарь – застывшие капли смолы сосен Горный хрусталь "нетающий лёд".  Малахит – это камень, приносящий радость. В одной из сказок Бажова написано, что даже самого грустного человека можно развеселить, когда он посмотрит на камень малахит.

14 слайд Описание слайда:

МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАМНЕЙ

15 слайд Описание слайда:

ВЫВОД: после всех исследований я убедился, что камни – это необычное явление неживой природы, замечательный подарок человечеству.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-070260

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Природные камни. Виды природных камней – свойства


Амфиболит – горная порода, почти половина объема которой приходится на амфиболы, водные силикаты металлов. Свойства амфиболита близки к свойствам иных метаморфических пород. Многие разновидности амфиболитов имеют привлекательную окраску и орнаментальный рисунок структурных составляющих. Благодаря красоте камень используется в производстве украшений. Хорошие технологические качества породы дают возможность ее применения в качестве строительного материала. Неоспоримыми достоинствами обладает амфиболит и как сырье для камнелитейной промышленности....
подробней об амфиболите...
Асбест – необычный минерал. В его составе – вещества, обычные для камня. Однако камнем этот мягкий волокнистый материал не назовешь. Впрочем, сцементированные окаменевшими растворами пучки асбестовых волокон порой принимают вид камня – иногда даже самоцветного. Но такое случается нечасто.

Различают два основных вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Каждый из видов имеет несколько подвидов, разделяющихся, в свою очередь, на массу разновидностей, семейств и групп...
подробней о асбесте...


В минералогическом отношении камень травертин не особенно интересен. Порода осадочного (по большей части) происхождения. Продукт неполного метаморфизма известняка. Уже не ракушечник, но еще не мрамор (хотя существуют травертины, на мрамор весьма похожие).

Как строительный материал травертин используется с тех пор, как человек научился обтесывать камень. Римский Колизей построен в основном из травертина (хотя древесины, мрамора и цемента на его сооружение тоже пошло немало)...
подробней о травертине...


Гипс – камень ценный, и не только как строительный материал. Тысячелетия назад люди заметили, что размолотый гипс помогает бороться с засолением почв. Добывая минерал в карстовых пещерах, древние горняки способствовали появлению огромных и протяженных подземных пространств. Их соотечественники, заделывая гипс в почву, повышали урожайность сельскохозяйственных культур.

Для многих народов гипс был кормильцем. Но ведь и целые города строились из гипса!..
подробней о гипсе...


Всякий природный минерал, похожий на тонкие листочки полупрозрачного гибкого стекла, мы зовем слюдой. Одним названием, таким образом, объединяется целая группа соединений. Все они относятся к алюмосиликатам, большинство имеет в составе калий, но прозрачность и цветность у них различная.

Слюды – весьма обширное минералогическое семейство. Более иных распространены четыре вида слюды: мусковит, биотит, флогопит, лепидолит...
подробней о слюде...



Габбро – горная порода, большую часть объема которой занимает плагиоклаз. Шлифованный габбро бархатист на ощупь, полированный – гладок без стеклянистого глянца. Мировые запасы габбро неисчерпаемо огромны. По происхождению камень относится к вулканическим породам. Используется габбро не только как архитектурный и скульптурный материал, но и как сырье для промышленности. Минеральная вата из габбро исключительно долговечна и технологична. Растущим спросом пользуются ручки и рукоятки, выполненные из габбро.
подробней о габбро...
Камень гранит – не просто самая распространенная порода на Земле. Камень гранит, свойства которого давно стали образцом для формирования мужского характера, олицетворяет мощь, несгибаемость, силу, неподвластность времени.

Минерологам, конечно, хорошо известно, что гранит – минерал не вечный, и именно разрушенные выветриванием граниты составили основу для образования почв. Тем не менее, в общечеловеческом восприятии этот камень символизирует пафос, величие, надежность.
подробней о граните...


Широко распространенные на Земле гнейсы – ближайшие родственники гранитов. Наблюдается и внешнее сходство – хотя граниты обычно красивей. Высокие потребительские свойства гнейсов сделали их востребованным материалом в строительстве. Рекордное по длительности «участие» гнейсов в истории формировании планеты превратили камень в предмет глубоких исследований и объект построения смелых гипотез. Как полезное ископаемое гнейсы не кончатся никогда, поскольку чуть не вся земная кора состоит из гнейсов.
подробней о гнейсах...
Когда мы говорим «пемза», то чаще всего подразумеваем куски слегка обтесанного доменного шлака либо же аккуратно обточенные бруски вспененного бетона. Никакого отношения к настоящей пемзе искусственные материалы не имеют – хотя минимальное сходство в характеристиках и происхождении наблюдается.

Природная пемза – это извергнутая вулканом светлая стеклянистая масса, вспененная пузырьками растворенных газов. Без этих газов застывшая масса, вполне возможно, превратились бы в обсидиан – блестящий минерал, строгой красоты вулканическое стекло...
подробней о пемзе...


Диабаз – камень, встречающийся в природе нечасто, и ценимый людьми за красоту и прочность. Некоторые разновидности диабаза настолько редки и хороши собой, что бывают относимы к полудрагоценным камням – что, конечно же, преувеличение.

Все-таки минерал диабаз добывается в промышленных масштабах, используется широко и повсеместно, а его запасы исчисляются миллионами тонн...
подробней о камне диабаз...


Диорит – плотная и прочная порода магматического происхождения, входящая в группу гранитоидов. Контрастная зернистая структура диорита издревле обращает на себя внимание человека. Стойкость камня к абразивным и климатическим воздействиям стала причиной его выбора на роль материала для увековечения законов древнего Вавилона. Трудно, однако, представить, как в старину обрабатывали этот камень – ведь даже сегодня для распиловки диоритовых блоков используются алмазные (и никакие другие!) инструменты...
подробней о камне диорит...
Кварцит – камень красивый и загадочный. Точный механизм его появления в природных условиях понят не до конца. Достоверно установлено, что минерал этот образуется в результате спрессовывания измельченного в песок кварца с одновременным спеканием – однако добывается камень не только как осадочно-метаморфическая порода.

Встречаются кварциты и в вулканических выбросах – а уж там-то оксид кремния точно должен бы иметь форму расплава...
подробней о кварците...


Традиционно считается, что слово «базальт» происходит от греческого «базис» («основа»). «Базальный» в современном понимании значит «нижний». Стало быть, базальт – это базисная порода; камень, на котором покоится все сущее.

Интересна и иная версия. На одном из африканских наречий слово «базал» означает «кипение». Базальт, считают эфиопы, это минерал, который сначала кипел в жерле вулкана, а уж после излился на поверхность Земли...
подробней о базальте...


1790-й год. Дьёдоннэ Доломье, французский аристократ, бретер, член ордена мальтийских рыцарей и по совместительству ученый-минеролог, бродя по склонам Альп, обнаруживает необычную породу. По виду – вполне рядовой кристаллизованный известняк. Но в кислоте не пузырится, в воде и многих щелочах не растворяется; тверд, плотен и однороден...

Доломье, изгнанный из общества за дуэльное убийство и помилованный лишь благодаря влиятельности богатой родни, ищет способа вернуться в привычную среду...
подробней о доломите...


У человека с известняком отношения давние, дружные, прочные. Пещеры, промытые дождевыми и грунтовыми водами в известняках, служили прибежищем нашим первобытным пращурам. Белый природный камень стал главным градостроительным материалом Древней Руси. Вяжущие свойства обожженного, размолотого и размоченного известняка позволяли возводить прочные стены из любого камня. Многие творения зодчих седой старины до сих пор радуют глаз не в последнюю очередь еще и потому, что под фундаментами зданий расположены мощные известняковые массивы...
подробней о известняке...
Мрамор – камень, любимый человеком давно и заслуженно. Мрамор – камень, свойства которого поразительны! Просвечивая на солнце, минерал выглядит живым. Намокая под дождем, он обретает лоск влажной человеческой кожи.

Безропотно покоряясь усилиям скульптора, мрамор становится чем угодно и даже кем угодно – и длится это чудо несколько десятков веков, а конца ему не видно...
подробней о мраморе...


Песчаник – минерал чрезвычайно разнообразный. Содержание кварцевого песка в его составе может колебаться от 30% до 70%. Остальное приходится на примеси – измельченные породы не силикатного происхождения, цементы, газовые включения. Некоторые виды песчаника весьма пористы, и как губка удерживают в себе значительные количества (до 25% объема породного массива) газов или жидкостей...

Исходные параметры песка и свойства примесей меняют и цвет песчаника, и фактуру, и прочностные показатели породы...
подробней о песчанике...


Ракушечник – камень с историей. Причем историей далеко не завершенной, продолжающейся ежесекундно в течение миллионов лет – и уходящей в будущее. Ракушечник – камень, свойства которого формируются живыми организмами, и потому качества этого минерала во многом зависят от условий обитания моллюсков.

Не стоит думать, что образование залежей ракушек – дело долгого времени. Одно только Азовское море ежегодно пополняется миллионами тонн ракушечного материала...
подробней о ракушечнике...


Сланцев много, и они разные. Нельзя сказать, что существует камень сланец, свойства которого описываются теми или иными законами. Существует сланцевая, то есть слоистая форма залегания целого ряда минералов.

По степени распространения и востребованности сланцы разнятся чрезвычайно сильно. Как строительный камень сланец нередко используется в кровельном деле. Машиностроители применяют некоторые сорта сланца в качестве наждака...
подробней о сланце...


Камень кремень следует отличать от элемента кремния. Кремний, или Silicium, редко встречается в чистом, самородном виде. Кремень же – камень, проявляющий свойство чрезвычайной распространенности. Не менее трети земной коры сложено из кремня!

С этим твердым и прочным минералом каждый из нас знакомится еще в детстве. Особого вида камушки, при соударении дающие пучок искр и характерный запах – это и есть кремень! Огромное количество кремня нами даже не замечается: песок есть песок, что о нем думать...
подробней о кремне...


Камень алебастр – древний и знаменитый. Его имя – дань уважения к египетской богине радости Баст. Его назначение – точеные вазы и украшения для дома. Полупрозрачный алебастр, светящийся в лучах солнца, тысячелетия назад считался признаком богатого жилища.

Вообще-то, минеральный алебастр – это гипс, но самая белая и самая твердая его разновидность. Терминологическая путаница возникла еще в древности: Теофраст гипсом звал мел, а алебастр выделяли в отдельный минерал...
подробней о алебастре...


С тальком мы знакомимся в раннем детстве. Детские присыпки, спасающие малышей от опрелостей, в обязательном порядке содержат растертый в пудру тальк. Став постарше, мы надуваем резиновые игрушки, опыленные для защиты от слипания тальком.

Сделавшись взрослыми и принявшись за строительство, мы придирчиво отбираем мыльный камень для обустройства бани и подключаем к электросети нагревательные приборы, даже не подозревая о наличии талька и там, и там...
подробней о тальке...


Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы в детстве не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

Минеральный мел – свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена...
подробней про мел...

finesell.ru

Заглянем в кладовые Земли | okrmir1234

Заглянем в кладовые Земли

1 Практическая работа «Исследуем состав гранита».

Цель работы: научиться различать составные части гранита.
Оборудование: образцы гранита, полевого шпата, кварца, слюды; лупа.
Ход работы (по заданиям учебника).

1) Заполните схему.

2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов — жёлтым карандашом.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

2. Выпиши из текста учебника примеры горных пород.

Песок, глина, мрамор, известняк, кремень

3. Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1—2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Из гранита строят на бережные рек, делают памятники, облицовывают стены, зданий метро.
Гранит состоит из нескольких минералов. Цветные зёрна в составе гранита — это полевой шпат. Чаще всего он прозрачен; бывает белого, серого, красного, зелёного цветов.
Сверкающие зёрна в составе гранита — это кварц. Прозрачный : бесцветный кварц называют горным хрусталём. Есть розовый и голубой кварц. Эти камни используются для изготовления различных украшений.
Чёрные зёрна в составе гранита — это слюда. Этот минерал состоит из тонких пластин. Они темные, но прозрачные и блестят.

4. Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.

Я сильно люблю камни.Они красивые и твёрдые .Бывают камни морские речные, самоцветные и обычные. Когда я бываю на море, то собираю морские камни, а в музеях и планетарии мама мне покупает самоцветные камни. У меня уже собралась большая коллекция и я просто обожаю ее рассматривать.

okrmir1234.ru

Урок окружающего мира в 1-м классе "Красивые камни в нашем доме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомиться с камнями, как с частью неживой природы;
  • показать красоту камней и изделий из них;
  • учить узнавать камни в изделии.

Оборудование:

  • образцы камней (на каждой парте) и изделий из них;
  • физическая карта России;
  • портрет М.В. Ломоносова, П.П. Бажова;
  • книги “Малахитовая шкатулка”, “Серебряное копытце”;
  • конверты с заданиями;
  • Mac Book Pro;
  • компьютер с презентацией, телевизор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

II. Новый материал.

1. Давайте вспомним, чем человек украшает свое жилище.

Презентация.

Камни – дети самой Земли. (Слайд 2). Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то голубую бирюзу, то зеленый малахит. Держите!

Любуйтесь! Каждый камень по своему красив и интересен.

Камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. В истории человечества был даже каменный век – время, когда наши предки все делали из камня: орудия труда, охоты, предметы быта.( Слайд 3)

- Как образовываются камни?

- Что вы думаете об этом?

- Камни рождаются по разному. (Слайд 4)

Одни зарождались в глубинах Земли и вместе с раскаленным веществом, “магмой”, выносились к поверхности .

Другие камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камни.

М.В.Ломоносов (Слайд 5)

- Ребята, кому известен этот человек?

Это Михаил Васильевич Ломоносов. Он первым в России обратил внимание на историю образования камней, на то, какие бывают камни. Ломоносов обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. Он внимательно изучал их и составил перечень камней России. Сейчас в природе насчитывается около 3000 видов камней. Мы с вами познакомимся с малой их частичкой.

- А где мы можем получить информацию о камнях?

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

- Камни - это часть живой или неживой природы?

- Почему?

Давайте откроем учебник на стр.60 и проверим наш ответ.

2. Работа по учебнику.

Рассмотрите изображения камней. Назовите камни.

- По каким признакам они различаются? (По цвету, форме, размеру, узорам, твердости.)

- А на каком уроке мы объединяем предметы по этим признакам?

Минерал в горной породе, как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

Когда мы говорим “камень”, то имеем в виду разнообразные минералы и горные породы. Минералы – природные вещества, имеющие однородный состав; а горные породы - природные соединения нескольких минералов.

На физической карте отмечены места нахождения минералов и горных пород.

Гранит (Слайд 6) - горная порода. Состоит из нескольких минералов. Каждый минерал имеет вид определенного зернышка. Из-за того, что гранит состоит из зернышек, он и получил свое название (“гранум”- по латыни “зерно”). Гранит очень прочная порода. Цвет у гранита разный : серый, розовый, зеленый, красный.

Селенит (Слайд7)- это “родственник” того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Мягкий. Природный гипс красив, но селенит красивее.

Он красив своими переливами. Камень как будто пронизан лунным светом, поэтому его иногда называют лунным камнем, но это название не верное. У Древних греков богиню Луны звали Селена. В нашей стране селенит добывают в Пермской области. Камень может быть желтого, розовато-белого цвета с незначительными вкраплениями бежевого цвета.

Малахит - это камень яркой, сочной зелени с очень красивым рисунком. (Слайд 8) Зеленый цвет ему придает содержащаяся в нем медь. Это удивительно красивый и легкий в обработке камень. Его очень любили камнерезы Урала. В настоящее время малахит на Урале почти не добывается, так как его там осталось очень мало.

В Ильменском заповеднике он находится под охраной.

Бирюза - камень, известный с глубокой древности. Цвет бирюзы очень нестойкий. Под воздействием солнечных лучей он бледнеет, а от мыла и духов зеленеет. Бирюзу можно встретить небесно-голубого, синего цвета с желтовато зеленым и зеленоватым оттенками. На территории нашей страны бирюзы немного.

Добывается она в Дагестане и Прибайкалье. Очень ценится голубая бирюза. (Слайд 9)

Лазурит - у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Он темнее бирюзы – ярко-синего, бледно-синего и сине-фиолетового цвета. Лазурит известен с глубокой древности. (Слайд 10)

Янтарь - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня – золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от 1 мм до размера лимона или гусиного яйца. Но встречаются изредка куски весом до 12 кг.(Слайд 11)

3. Физкультминутка.

- А теперь мы побегаем по камешкам.

По каменной дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По камешкам побежим,
До лужайки добежим (рисуем круг руками)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

4. Практическая работа.

На Mac Book Pro у детей в Перволого изображены сундуки с названиями камней. Отдельно находятся камни. Надо распределить камни по сундукам.

- А для чего нужны красивые камни?

Вернемся к нашим учебникам стр.61.

Читаем задание.

Рассматриваем картинки и слайды (12-19).

-Давайте посмотрим, что сделано из гранита.

- А где еще используется гранит?

- Найдем изделие из селенита.

- Малахит. Кто знает этого писателя? А какие произведения он написал?

“Серебряное копытце”, “Малахитовая шкатулка”.

  • Бирюза – камень счастья.
  • Лазурит – лечебный камень.
  • Янтарь – защищает от дурного глаза.

- В классе у нас есть волшебный столик. Он появился с помощью ваших родителей.

Сейчас мы посмотрим, какие изделия есть в вашем доме и для чего они нужны.

III. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

- О каких камнях мы сегодня говорили, нам помогут вспомнить загадки.

Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений. (Янтарь)

- О каких еще камнях мы говорили ?

IV. Самооценка урока.

- Дети оценивают свою работу на уроке при помощи цветных звездочек.

Присмотритесь к камням вокруг себя. Поищите их специально. Интересные камни наверняка найдутся во дворе, на даче, в сквере, на берегу реки или моря.

Полюбуйтесь ими и оставьте для своей коллекции несколько камешков.

Обязательно побывайте в музее, где можно познакомиться с камнями.

11.06.2013

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *