Содержание

Деревянные дома Нижнего Новгорода

 

Нижний Новгород чем-то напоминает мне Москву. Но не нынешний мегаполис, застроенный суперсовременными зданиями и сверкающий огнями, а ту, которую можно увидеть только на старых фотографиях и которую наверняка помнят наши бабушки. Двухэтажные купеческие домики с каменным низом и деревянным верхом, изысканные кружевные деревянные особнячки, деревенские дома, утопающие в садах…

♦ По теме: Экскурсии по Нижнему Новгороду и Нижегородской области

В Нижнем Новгороде такие дома сохранились. К сожалению, большинство из них находятся в ужасном состоянии и не сегодня-завтра будут разрушены или сожжены. Но пока они стоят. И глядя на них, можно мысленно воссоздать город прошлого.

♦ По теме: Музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде

В 2013-2017 годах я несколько раз ездила в Нижний Новгород. Это фотографии из тех поездок. Конечно, это далеко не все дома. Но, думаю, даже они могут дать некоторое представление о деревянной архитектуре Нижнего Новгорода.

Деревянный дом по Сергиевской улице

Старые дома на улице Добролюбова

Дом по улице Добролюбова

Деревянные дома на улице Добролюбова

Дом по Почаинской улице

Старинная застройка Нижневолжской набережной

Дом по улице Сеченова

Старый дом недалеко от набережной Федоровского

Старый деревянный дом где-то недалеко от Ильинской улицы

Старинная и современная застройка

 

Деревянный дом на Сергиевской улице

Похвалинский съезд

Старые деревянные дома

Уголок в Нижнем Новгороде

Старые дома по улице Сеченова

Старый дом на улице Сеченова

Старые деревянные дома по улице Сеченова

Старый дом по Большой Печерской улице

Старый дом по Большой Печерской улице

Окно дома по Большой Печерской улице

Деревянный дом по Большой Печерской улице

Старый дом на улице Маслякова

Старый дом

Деревянный дом в стиле модерн

Думаю, что жить в подобных домах очень некомфортно. И люди с радостью поменяют их на более комфортабельное жилье. Но в то же самое время они создают определенный дух города, который уйдет с их исчезновением.

 

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Поделиться в социальных сетях

anashina.com

Деревянное зодчество Царской России – Ярмарка Мастеров

С 1873 по 1880 годы издавался журнал «Мотивы русской архитектуры». Он публиковал проекты и эскизы жилых домов,
общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями русского стиля в архитектуре.
Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества.
Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет,
Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники.
Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только
как к строительному материалу, но и как к материалу искусства.
Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках,
выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость
целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но
двух совершенно одинаковых не найти.
Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села,
и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты
зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные
архитектурные ансамбли.
Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине
сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры.
Исследуя данные произведения, мы имеем возможность ближе узнать Россию второй половины XIX столетия, которая
обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась своими национальными традициями, в то время как
современные архитекторы во многом утратили память о великом наследии русского зодчества и искусства, не применяя в
своих проектах знания и опыт своих гениальных предков.

www.livemaster.ru

Норвежский старинный деревянный дом

Вы, вероятно, сохранили в памяти иллюстрации к русским сказкам: избушки на курьих ножках, сказочные избы, деревянные церкви с каскадами острых деревянных кровель, башенок и шпилей… Все эти чудесные образы были заимствованы русским народным творчеством из старинного норвежского деревянного зодчества. На Руси норвежское деревянное зодчество стало известно благодаря проникновению варяжской культуры вместе с ее носителями князьями-викингами: Рюриком, Трувором и Синеусом. Во владениях Великого Новгорда викинги несли службу по охране морских и речных торговых путей Ганзейского союза. Варяжские наемники состояли позже и на службе у Ярослава Мудрого. Варяжский конунг (норвежский король) Харальд III Суровый (1015 – 1066) много лет жил в Древней Руси. Харальд бежал к Ярославу Мудрому в 1031 году. Здесь уже жил его брат Олав Святой с сыном Магнусом. Харальд командовал дружиной Ярослава, воевал против поляков. Позже в 1034-1035 годах он уехал в Византию, где пробыл в императорской гвардии до 1043 г. Он вернулся домой через Русь, через Киев, где женился на дочери Ярослава Елизавете. Погиб он пытаясь захватить английский трон.

В старинных норвежских сагах Древняя Русь (Гардарика) представала почти сказочной страной с несметными богатстывами и многим диковинками.

Самые ранние настоящие срубные дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубные дома были известны уже с VIII–IX вв. н.э. Однако русский способ рубки сруба в обло очень прост и несовршенен, и остался практически неизменным с VIII в. н.э. Лишь в XVII–XVIII вв. на Руси стали рубить пазы для мха в верхнем бревне, а не в нижнем, как раньше, что продлевало срок службы дерева. Срубы данного славянского типа известны в Норвегии где с XI–XII вв. так строили жилища. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений таких как как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Собрание уникальных образцов старинного норвежского деревянного зодчества находится в музее истории норвежской культуры Norsk Folkemuseum на музейном полуострове Бюгдой в Осло. В коллекции этого норвежского музея под открытым небом 153 постройки. В наших обзорах в ближайшее время можно познакомится со старинной деревянной архитектурой из шведского музея Скансен, финского музейного острова Сеурасаари и из новгородской музейной деревни Витославицы. Также можно прочитать очерк про более современные норвежские дома.

































 
Зимняя юрта норвежских саамов и нъолла – домик на курьих ножках (хранилище продовольственных запасов). Гораздо более аутентичная саамская нъолла находится в Стокгольме в парке Скансен. 

Старинный средневековый деревянный норвежский фермерский дом с хлевом и конюшней из долины Сетесдаль.

 
Для служебных построек викинги бревна распускали пополам: зачем тратить древесину там, где ее можно сэкономить? 

Старинный деревянный амбар из норвежской деревни с традиционной зеленой кровлей.

 
На заднем плане средневековый норвежский деревянный амбар на курьих ножках из Sondre Tveito (Hovin) постройки XIV века. На первом этаже этого старинного деревянного амбара хранились съестные припасы, а на втором этаже – ткани и другие ценные вещи. Также на втором этаже находится кровать. На примере амбара на первом плане хорошо видно, как остроумно средневековые строители защищались от грызунов: ступени не доходят до крыльца, а вертикальные куриные ноги максимально затрудняют попадание грызунов внутрь постройки. 

Еще однин шедевр норвежского старинного деревянного зодчества из провинции Телемарк (Rofshus). Конструкция амбара и клети на курьих ногах позволяла заменять сгнившую нижнюю обвязку постройки, сохраняя сам амбар. Также сохранность дома на курьих ножках обусловлена и прекрасной вентиляцией подпольного пространства.

 
Основа кровли для укладки соломы: толстый слой ржаной соломы служит отличным утеплителем и не пропускаяет осадки. Поджечь плотную и твердую ражную солому с малым количеством органики также весьма затруднительно. Как выглядет соломенная кровля можно посмотреть в статье про шведскую деревянную архитектуру. 

Вид на ферму XVIII века из округа Фъордане.

 

Ставкирке из Гола (Hallingdal) построена в 1212 году. Эта старинная деревянная церковь была перемещена Обществом сохранения памятников древности Норвегии в музей в 1880-е годы. Оплатил перенос церкви в музей на Бюгдой король Оскар II. Реплика этой старинной ставкирке построена на месте ее прежнего нахождения и еще один экземпляр построен в Северной Дакоте, США, где проживает много выходцев из Норвегии.

 

Ставкирке – это деревянная церковь эстакадной каркасной конструкции с заполением стен веритикально расположенными бревнами (бочарная стена). Данная техника была широко распространена в Северной Европе. В период распростарнения Христианства в Норвегии с 1130 по 1350 было построено около двух тысяч ставкирке. На сегодняшний день сохранилось 29 таких церквей, из которых 28 находятся в Норвегии. Самая древняя (1130 год) из них и наиболее украшенная находится в Урнесе. Она включена с Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Для постройки деревянных церквей викинги использовали сосны из горных районов, где благодаря постоянным холоным ветрам деревья растут очень медленно, а древесина получается плотная и твердая. Для консервации древесины викинги традиционно использовали черную смолу. Не знаю сколько прослужат современные антисептики для дерева, а черная смола успешно сохраняет эту церковь уже в течении 800 лет.


 

 

 


Верикальный бочарный палисад – конструкция времен викингов: деревянная рама заполняется распиленными пополам бревнами, которые задвигаются между верхним и нижним направляющим бревнами. Угловые столбы опираются на фундаментные камни.

 
Алтарь древней ставкирке из Гола. Роспись по дереву. 

Внутри ставкирке угловые столбы являются символизируют четырех Евангелистов, а балки на которые опираются колонны символизируют 12 апостолов. Однако вверху церкви обнаружитвается и языческая символика.

 
Входной портал ставкирке богато декорирован резьбой с растительным орнаментом. В рисунке резьбы могут встречаться и мифологические (для нас, но не для викингов) животные. 

Древние традиции сохраняются в Скандинавии: перед вами портал входа в Биологический музей Стокгольма, построенного в 1893 году архитектором Аги Линдегреном в традиционном норвежском стиле (как копия ставкирке).

 
Солярная символика на фронтоне норвежского старинного деревянного дома. 

Старинный норвежский деревянный дом.

 
Охранная символика дома: смешение языческих и христианских символов. 

Суровая старинная лестница для суровых викингов.

 
Резьба традиционно украшает и защищает портал вокруг входа в дом. Дверь в дом также украшена резным солярным символом. 

“Здесь был Олав” 1876 год.

 
Несмотря на обмен технологиями с древней Русью, в Норвегии так и не появилась византийская печь для выпечки хлеба, которая также известна под названием “русская печь”. Норвежцы долго предпочитали открытый очаг в центре дома. 

Очаг служил для обогрева жилища и для приготовления пищи.

 
В таких кроватях спали не только гномики из диснеевских мультиков, но и самые настоящие викинги. 

Нехитрый старинный деревянный крестьянский скарб.

 
Характерная шестигранная норвежская рубка стен деревянного дома. 

Старинный норвежский фермерский деревянный дом из долины Нумедаль первой половины XIX века.

 
Норвежская деревянная водяная мельница на горном ручье. 

Дмаете турбина с лопатками – это современное избретение? Викинги уже были знакомы с турбинами в качестве привода для мельничных жерновов.

 
Один из вариантов бочарной каркасной конструкции старинных норвежских деревянных построек. 

Традиционный норвежский открытый камин надалеко ушел от открытого очага в центре дома.

dom.dacha-dom.ru

Дома в русском стиле – древнерусские традиции и современность



Дома в русском стиле – древнерусские традиции и современность

Дома в русском стиле приобретают всё большую привлекательность. Русский стиль дома это – красота , связь с вековыми традициями , хорошая теплоизоляция и экономичность в обслуживании . Однако не всякие деревянные дома можно отнести к произведением русского зодчества.

Русский стиль деревянного дома

Русский стиль строительства деревянного дома – это целостное культурно – историческое явление , впитавшее в себя воззрения и архитектурный гений русского народа. Основной признак русского зодчества – это отношение к дереву, как к материалу искусства. Например, многие дворцы и особняки 18-19 века построены из дерева, но они не имеют ничего общего с русским зодчеством. Русский стиль – это отточенные и выработанные на протяжении веков архитектурно-конструктивные приемы, неповторимость целого при повторяемости деталей (двух одинаковых домов не найти), а также подчеркивание и выделение эстетических и конструктивных качеств дерева. Конструктивные элементы деревянного дома являются также и декоративными. Такой стиль завораживает слитностью архитектурного решения и красотою выразительных форм.

Строительство домов в русском стиле

Деревянный рубленный дом с элементами модерна

Традиционно рубленный дом из бревна с элементами модерна

Избушка – традиционно рубленный дом из бревна

Дом в русском стиле – стилизация под русские палаты

Дом из сруба декорированный резными украшениями

Деревянный дом рубленный в русских традициях – Сказочный стиль

Русская усадьба – дом из бревна в стиле Успенское

Рубленный деревянный дом в традиционном русском стиле

Деревянный дом из бревна в стиле древнерусского дворца

Деревянный дом из бревна – В русском стиле

Деревянный дом в стиле Калязин

Жилой комплекс деревянных домов из бревна рубленных в традиционно русском стиле

Деревянный дом из бревна сосны

Архитектор Дворянинова Оксана – http://www.dvorianinova.ru/

Возрождение русских традиций

Деревянный дом из бревна кедра в традиционно русском стиле

Дом английского банкира в Суздале

Русская избушка в Фонтебло

Русская усадьба

Усадьба

Изба расписная

Бревенчатый дом под властью кисти и резца

Сруб в русском стиле

Кружевные узоры

Дом в Ларушино – русская сказка

В гостях у сказки

Русский стиль

Резной терем

Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное явление, явившее немало шедевров мировой архитектуры.

Архитектурная мастерская КЕЛО ВУД строит и проектирует деревянные рубленные дома из бревна в духе и традициях древнерусской строительной культуры.

Проекты домов в русском стиле

Проект рубленного дома из бревна – Добромил

Проект рубленного дома из бревна – Добромир

Проект рубленного дома из бревна – Каролина

Проект рубленного дома из бревна – Дом из сухарника

Проект рубленного дома из бревна – Дом охотника

Проект рубленного дома из бревна – Дом в стиле модерн

Проект рубленного дома из бревна – Современный русский модерн

Проект рубленного дома из бревна – руский стиль – Вальдгард

Проект рубленного дома из бревна – Сольвейг

Проект рубленного дома из бревна – Святослав

Проект рубленного дома из бревна – Велегож

Проект рубленного дома из бревна – Велес

Проект рубленного дома из бревна – Велигож 1

Шедевры русского стиля

Русский стиль – дом Игумнова

Русский стиль – Доходный дом Перцовой

Древнерусский дом – Сказанье о Святой Руси

Шедевры древнерусского деревянного зодчества

Древнерусская строительная культура – Коломенский дворец

kelo-wood.ru

Облик деревянных изб русских городов.


На фотографии в заголовке: Традиционный деревянный деревенский дом близ Белого озера на Вологодчине, о котором хорошо заботятся его владельцы. © 2015 Текст, фотографии – Андрей Дачник.

Проблемы сохранения русского народного деревянного зодчества.

Всё от древа — вот религия мысли нашего народа…
Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.

Сергей Есенин. “Ключи Марии”, 1919 год.

“Что такое – страна?” Уверен, что у большинства людей пред глазами встает тот или иной пейзаж и дома, и лишь потом – люди, и все что ими создано помимо жилищ. Говоря о Европе, мы представляем фахверковые и каменные дома с черепичными крышами, вспоминая Альпы, думаем о шале, Норвегия представляется нам постройками с зелеными травяными кровлями, а Англия – уютными домиками со сланцевыми и соломенными крышами.

Визитной же карточкой России является рубленая русская изба. До Петровской эпохи на Руси не строили дома, а рубили их. Оттого в летописях избы именовались «рубленниками». Термин же “изба” или “истьба”, “стобка” ведет свое происхождение от понятия “отапливаемое помещение”. Первоначально слово “истьба” применялось как к баням («Слово о полку Игоревом»), так и к домам. Позднее «избой» стали именовать только отапливаемые рубленые дома [cм.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, с. 1147].

Точно так же, как и в Японии или Китае, где структура жилища формировалось в соответствии с древними философскими концепциями, русская изба является отражением тысячелетней народной религии, возникшей из уникального сплава древнего язычества и “греческой” христианской веры. В русской избе нет ничего случайного: ее размеры, пропорции, планировка, внутреннее убранство, внешний облик, узоры и украшения имеют глубокое философско-символическое значение, раскрывающее восприятие мира русским человеком. Изба являлась для него миниатюрной Вселенной – микрокосмом, со своим собственным Верхним, Средним и Нижним мирами, сторонами света и стихиями. В народной мифологии изба также уподоблялась коню или повозке, которые неспешно везут своих обитателей в Небеса. Сергей Есенин, удивительно тонко чувствовавший душу русского народа, так писал об символике изб: “Это чистая черта Скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо”. Дом мог представляться «телом» коня, четыре его угла — четырьмя «ногами». Не случайно вместо деревянного конька на крыше могли укреплять лошадиный череп.

Облик русской избы не менялся, не считая небольших технических деталей, многие столетия. Да и как он может меняться, если в Боге нет, и не может быть перемен, а изба есть отражение Божьего мира: Большого в Малом. Хотя специалисты насчитывают в России более 50 вариантов рубленых изб, все они отличаются простой, и лаконичной формой и пропорциями, отточенными на протяжении веков, каноны которых передавались из поколения в поколение.

В отличие от многих деревянных дворцов, усадебных домов и церквей, избы на Руси пережили разрушительные волны лихолетий XX века, как переживали и все предыдущие напасти: все, что исчезало – отстраивалось заново, по первообразу классических канонов, как учили отцы и деды. Однако век нынешний, век странный  принес на Русь новую напасть: с одной стороны – достаток для горожан и доступ к новым западным строительным материалам и технологиям, а с другой стороны – исход сельской молодежи в города и умирающие деревни, к названиям которых на карте все чаще прибавляют отдающее холодом забвения примечание “нежил.”.

В обратном же направлении, в еще живые селения из городов и городков потянулись сезонные жители – дачники, люди, в массе своей не знакомые с крестьянским мировоззрением и традициями. Под их влиянием традиционный облик деревенских домов стал стремительно меняться: состоятельные городские жители начали “улучшать” и “реставрировать” русские избы по своему городскому разумению, придавая им “современный” вид, основанный на мифических идеалах никогда не существовавшего “евростандарта”. Глядя на “улучшенные” горожанами избы, деревенские жители, уже почти полностью оторвавшиеся от своих исконных корней, бросились перенимать у сезонных гостей их незатейливую философию “практичности” и “современности”, как когда-то их родители выбрасывали на помойки старинную резную мебель, чтобы заменить ее новомодной мебелью из пластика и ДСП. Русская деревня стала стремительно преображаться, теряя свой самобытный уникальный облик. Резные украшения, тепло и аромат дерева рубленой русской избы стали уступать свои места безликим и холодным полимерам во всех возможных своих видах: виниловый сайдинг, окна, кровельные материалы. “Наряжая” свои дома “пластиком”, их владельцы, возможно, и не ведают, что термин “пластик» на Западе является синонимом всего низкопробного и дешевого, а в Европе очень тщательно подходят к охране аутентичного исторического облика традиционных домов. Но для того, чтобы ценить архитекутрное наследие, необходимо знать и ценить прошлое своего народа, своего рода, иметь представление об эстетике и красоте. Восстановление старинного дома – дело хлопотное, требует от хозяина многих душевных и физических сил, умения держать инструмент в руках, и много-много времени. Гораздо проще сделать вид, что унаследованный или приобретенный старинный деревянный дом никакой ценности собой не представляет, и призвать на помощь шабашников чужестранцев, которые, не моргнув глазом, заключат душу русского дома в пластиковый саркофаг, превратив произведение домостроительного искусства в образец пошлого безвкусия.

Однако, на бескрайних российских просторах до сих пор встречаются энтузиасты, тратящие свое время и средства на сохранение и восстановление традиционных русских деревянных изб. Это люди совершенно разного достатка – от сельских пенсионеров, до миллионеров. Но всех их объединяет желание сохранить для потомков основу уникального облика России – традиционную русскую деревянную архитектуру. Не все и не у всех получается гладко в трудном, но интересной работе с русскими избами. О том, что такое “хорошо”, и что такое “плохо” в ремонте русских деревянных домов мы и поговорим в настоящей статье.

 







































































































Русские избы от самых малых до самых больших всегда отличались сдержанностью своего облика. Однако это не мешало русским избам оставаться совершенными в стиле и эстетике форм, пропорций, архитектурных деталей и украшений. Даже самые монументальные избы не нарушали большей частью равнинный пологий ландшафт пейзажей, не вступали с ним в конфликт. Пологие скаты кровель, текстура дерева дома сливалась с ним. Лишь храмам и ветряным мельницам позволялась прерывать протяжные линии горизонтов России.

 


Резные украшения русской избы представляют собой сложную символическую систему обороны от злых духов предков – навий и имеют многочисленные символы солнца, грома и небесного огня, небесного свода, “хлябей небесных” земли, Мирового Древа, воды, поля, плодородия, женской груди и других позитивных вещей, которые должны привлечь в дом достаток, любовь, здоровье и изгнать все темное, злое и потустороннее. Очень многие символы представляют собой знаки поклонения языческим богам.

 


Русский крестьянский поэт Сергей Есенин в своем труде “Ключи Марии” так писал о смыслах украшениях русских изб: “Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека… отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего”.

 


Однако в наше время русская деревянная изба, веками обдуманная и выверенная, обжитая и духовно наполненная становится редкостью. Сотни и тысячи изб горят, разрушаются и разворовываются, будучи оставленными своими прежними владельцами, переселившимися в города или в мир Вечности.

 


В тех селениях, где еще сохраняется жизнь, на замену прекрасной русской деревянной архитектуре приходит новый “стандарт” сельского жилища: безвкусный и грубый.

 


Как известно, строение и облик дома является отражением внутреннего мира его владельца. К сожалению, от очень многих “отражений душ” современных домовладельцев просто хочется отвернуться.

 


Отсутствие какого-либо реального архитектурного контроля со стороны государства позволяет плодить совершенно нереальные в своем безвкусии строения, которые прочно и надолго портят облик русских городов, как это строение, покрытое канареечным профнастилом.

 



Профнастил (цветное гофрированное железо) действительно используют для отделки фасадов домов в Исландии, где климат достаточно суров. Но, при этом, там не забывают про пусть и весьма лаконичный, но гармоничный архитектурный облик дома.

 


Состоятельные соотечественники строя новые дома, почему-то стараются сэкономить на труде архитектора, либо наоборот, заказывают такие проекты, чтобы максимально выделиться из окружения, как например владелец этого дома, похожего на разросшийся скворечник, находящийся на главной набережной одного русского города с более чем тысячелетней историей. Таким горе-строителям хочется напомнить, что не нужно пытаться изобретать что-то свое. Самое лучшее, что может сделать хороший архитектор – это создать дом в одном из классических архитектурных стилей, который больше всего подходит к окружающей застройке и ландшафту. Но… архитектор у нас чаще всего “пляшет” под дудку заказчика, а строительный ландшафт, в результате, все больше напоминает россыпь игрушек из ящика весьма неаккуратного мальчишки.

 
 
 



Даже постройка в относительно выдержанном стиле как данный псевдо – фахверк, будет смотреться неуместно среди деревенских изб. Фахверки действительно существовали в Санкт-Питербурхе Петровского времени, но быстро вышли из употребления из-за наводнений, холодных зим и неумения их правильно строить.

 


Весьма странно смотрится в одном старинном городе на берегу Волги, в окружении классических городских усадеб заимствованный у финнов современный стиль дома. Этот стиль вполне уместен на Карельском перешейке… Но на берегу Волги? Неужели желание выделиться так сильно, что позволяет пренебречь исторически сложившимся стилем окружающей застройки? Или домовладелец всячески желает подчеркнуть свою “европейскость” и нежелание иметь ничего общего с русским стилем?

 


Ведь можно строить и современные дома в классическом русском стиле! Посмотрите на эту недавно возведенную постройку в одном из северных русских городов: современные материалы и технологии не портят классического облика дома. Даже ондулин на кровле не режет глаз.

 


Взгляните на новый дом священника на горе Левитана в Плёсе на Волге: эта постройка словно вышла из старинных сказок, хотя была завершена в 2014 году.

 


Прекрасный пример классической провинциальной городской архитектуры: ресторан и магазин современной реконструкции в одном и городов русского Севера.

 


Современный кирпичный дом в деревянном декоре фасада, стилистически неотличим от своего соседа на столетие постарше.

 


При реставрации и ремонте старых построек очень важно соблюдать стилистическое единство и историческую достоверность используемых строительных материалов. Этот деревянный дом в одном поволжском городке стоило бы покрыть вместо так любимого в народе профнастила обычным кровельным железом, либо фальцевой кровлей, чтобы крыша дома не выглядела чужеродной нашлепкой.

 


Профнастил и металлочерепица – чуждые кровельные материалы для русских изб. Особенно в сочетании с новыми пластиковыми окнами, о которых мы поговорим ниже.

 


Окнам изб особенно часто достается от самодеятельных «реставраторов». А ведь по старинным народным довериям окна дома – это глаза, в которых можно разглядеть его душу. Издревле окна особенно тщательно украшались, и по резному орнаменту наличников можно было многое узнать о крестьянской семье и их мировоззрении.

 


Практически по всей Европейской части России прокатилась волна замены старых деревянных окон на новые пластиковые. Заменяя деревянные окна на пластиковые, упрощая из копеечной экономии рисунок оконного переплета, домовладельцы словно ослепляют дом, лишая его души.

 


Понятно желание утеплить свой дом и сделать его более комфортным. Но не стоит забывать и о душе дома, и о его внешнем облике. Ведь даже пластиковые окна можно заказать с классической раскладкой, чтобы вид дома не изменился.

 


Один и тот же дом, и два разных владельца квартир: на втором этаже квартирвладелец решил сэкономить, и заказал лишь тонюсенькую декоративную раскладку (шпросы) в стеклопакете, которая издалека почти не видна. Хозяин же квартиры на первом этаже более ответственно отнесся к историческому облику дома и заказал окна с классическим трехчастным переплетом.

 
 
 


Еще один вариант декоративных фальшнакладок на стеклопакеты, имитирующих оригинальное русское окно. Такие тонкие фальшнакладки, сохраняющие классический вид дома, обошлись хозяину не дороже пары бутылок хорошей водки.

 


А в этой русской избе доме владелец поставил окна в пластиковых рамах классического переплета. Если бы не забор из профнастила, то с этим домом все было бы вполне прилично.

 


Еще хуже обстоят дела, когда русская изба разделена на половины – каждую со своим владельцем. В этих случаях могут рождаться дома-гибриды в самых различных вариантах. Дом на фотографии пока имеет лишь различные окна. Но у него все еще впереди…

 


Прекрасная иллюстрация конфликта мировоззрений владельцев двух половин северной городской избы: дерево и классические окна, против сайдинга и современных окон. Хорошо, хоть профнастила на заборе нет. Районного архитектора, допускающего такое безобразие в паре сотен метров от памятника истории и архитектуры федерального значения (монастырь XIV века) в одном из городов Вологодской области, явно стоит уволить.

 


Старинный многоквартирный дом на главной набережной небольшого северного городка. Какофония окон и чистой воды архитектурный вандализм: замена окон некрашеными досками.

 



Некоторые домовладельцы, понимая, что нельзя просто так лишать свой старинный дом исконной красоты резных наличников, сохраняют их, даже при обшивке дома виниловым сайдингом и замене окон. Эстетический эффект такого решения более чем спорный.

 


В «пластиковой» реконструкции изб таится и серьезная опасность для долговечности деревянного дома: чаще всего монтаж сайдинга осуществляется без соблюдения требований к величине воздушного зазора (минимальное нормативное значение составляет 6 см) и без организации вентиляции этого воздушного зазора. В результате деревянные строительные конструкции начинают отсыревать, что ускоряет их биологическое разрушение.

 


Еще одна классическая русская изба на Вологодчине скоро превратиться в безликую пластиковую постройку с эстетикой дешевого торгового павильона на рынке.

 


Результат “пластиковой” реконструкции избы в паре километров от монастыря, основанного в XV веке.

 


Этот домовладелец решил сымитировать бревна и камень с помощью пластика.

 


Профнастил на заборе, профнастил на крыше, пластик на стенах, пластик на окнах – так выглядит “реконструированная” изба напротив монастыря XIV века в одном из волжских городов. Телекоммуникационные вышки рядом с церквями – еще один “тренд” современных провинциальных городов.

 
 


Также огромной эстетической проблемой стало повсеместное использование профнастила для кровли и заборов. Этот чужеродный частному домостроению материал особенно дико смотрится рядом с произведениями деревянного зодчества.

 


Когда-то это “строение” было деревянной городской усадьбой. Теперь это образец современного дурновкусия. Естественно, расположено он в городе с тысячелетней историей, рядом со старинными храмами.

 


Что мешало всем этим домовладельцам возобновить деревянный фасад дома? Вот образец реконструкции старого дома: тут и стеклопакеты с интересной раскладкой переплетов , и современная фальцевая кровля, и качественная краска по натуральному дереву. В результате этот дом выглядит как настоящий русский дом, а не современная пластиковая пародия на него.

 


Зачем изменять классический исторический облик дома, если можно восстановить то, что уже есть? При недостатке средств обработать дерево можно своими руками, да и краска стоит не так и дорого. Да, кстати, забор вокруг русского дома должен быть из дерева, а не из профнастила: у вас же дом, а не склад цемента.

 


Если хочется закрыться от улицы, то на помощь придет заплот: сплошной деревянный забор из вертикально или горизонтально расположенных досок. Хочется сделать дом ярким? Делайте, на здоровье, но используйте классические цветовые сочетания, а не “химические” цвета.

 


Деревянный забор, деревянные ворота и калитка, деревянный палисадник, восстановленные деревянные окна (это несложно сделать и своими руками при желании), металлическая кровля – это облик правильно отреставрированного русского деревянного дома.

 


Представьте этот дом с “голыми” окнами, в чехле из винилового сайдинга и с крышей из профнастила… Не правда ли, разница в облике будет огромной? В идеале, антенну спутникового телеприемника следовало покрасить в цвет стен или кровли.

 


Прекрасный вариант со вкусом выполненной реконструкции сельской усадьбы.

 


Правильно реконструированный по всем канонам русского домостроения городской усадебный дом. Его “старинный” вид вовсе не исключает самого современного инженерного оснащения.

 

 


Это вариант реконструкции деревянного дома похуже – с использованием цокольного винилового сайдинга и профнастила на кровлю. Однако правильно выдержанная цветовая гамма делает почти незаметной чужеродность этих материалов

 



Сложно себе представить, чтобы норвежские дома в белом уютном городочке Скуденесхамне кто-то подумал отремонтирвать с помощью сайдинга, ондулина, профнастила или металлочерепицы. Впрочем, один лист ондулина в этом городке я все-таки нашел: им закрыли дыру в кровле старого лодочного сарая.

 



В Финляндии, где сохранившиеся старинные деревянные дома были построены в основном во времена вхождения Княжества Финляндского в состав Российской Империи, исторический облик частных домов тщательно оберегают. Для реконструкции используют только уместные строительные материалы, и, конечно, никакого пластика, сайдинга, профнастила и металлочерепицы. Кто же поедет смотреть старинные дома, например, в Порвоо, если они перестанут быть старинными? Для кровель используют оцинкованное железо е рулонные кровельные материалы, уложенные особым образом.

 



Автор статьи Андрей Дачник у разрушающегося деревянного амбарчика с крышей из дранки в заброшенной деревне Тверской области. Дранка, наряду с кровлями из теса и из соломы или тростника, была одним из самых распространеных видов кровель в лесистых районах России.

 
 

dom.dacha-dom.ru

Самые красивые русские избы

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью.

«Пряничный домик» кузнеца Кириллова

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Чудо-теремок

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Кружевной Дом Европы

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Дом Ошевнева

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.

Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. vk.com/anti_maydan Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.

Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Погодинская изба

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Усадьба Сукачева

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Источник

tainyvselennoi.ru

Просто мечта — старинные и современные деревянные дома в России, украшенные резьбой

Старинные и современные деревянные дома в России, украшенные резьбой… В доме с таким красивым «лицом» хочется жить, дышать, творить!

Кажется , что в этом доме жили какие-то волшебники, а ведь часто так украшали свои дома простые люди, наши бабушки и дедушки. И делали это неспроста — резьба, обрамляющая входы и отверстия в доме, была оберегом.

Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами. В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.

Одно из лучших в России резных зданий, выполненных современными мастерами и зодчими.

Центр народных промыслов Городца.

Каждый домик — это мастерская (золотная вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву и инкрустация, ткачество, жбанниковская свистулька, лозоплетение, гончарный промысел, выпечка медовых пряников). В мастерских проводят мастер-классы.

Деревянный рубленый комплекс в Городце.

Русский дом в деревне Александровка в Германии.

Верхние Мандроги, Ленинградская область.

Домовая резьба на старом доме.

Дом купца Голованова. Томск.

Сорочицы. Музей архитектуры и быта. Беларусь.

Резные наличники современных мастеров.

Бело-голубые ковровские наличники.

https://www.livemaster.ru/topic/2180125-reznoe-velikolepie-r…

s30087890855.mirtesen.ru