Региональный бизнес – 10 лучших регионов для ведения бизнеса в России

10 лучших регионов для ведения бизнеса в России

При составлении рейтинга лучших регионов для ведения бизнеса в России не брались в расчет Московская и Ленинградская области, Москва и Санкт-Петербург ввиду их уникального политического и экономического положения. К тому же не учитывались регионы Северного Кавказа, так как сложно оценить объективность безопасности.

Рейтинг составлялся по критериям, которые разделены по шести группам:

  1. обеспеченность населения,
  2. деловой климат,
  3. социально-демографические показатели,
  4. инфраструктура,
  5. экономическое положение,
  6. комфортность ведения бизнеса.

Исследование проведено специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

10. Калужская область

Главным преимуществом Калужской области является наличие на ее территории целых 15 индустриальных парков и особой экономической зоны. Парки представляют собой уже подготовленные земельные участки с закрепленными юридическими правами и гарантированным доступом ко всем необходимым коммуникациям и инфраструктурам.

На таких участках можно создавать предприятия, которым будут доступны налоговые льготы, что обусловлено особой экономической зоной. Такие возможности крайне привлекательны для инвесторов. Местные власти активно и разнопланово поддерживают бизнес в области.

9. Томская область

Томская область остается лидером среди всех регионов России по количеству предприятий малого бизнеса.

В области действуют различные фонды развития предпринимательства, «бизнес-инкубаторы», агентства по привлечению инвестиций и многие другие образования, целью которых является всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса.

8. Иркутская область

Иркутская область – крупный промышленный район России, славящийся высокоразвитой лесоперерабатывающей, машиностроительной и горнодобывающей промышленностью.

На территории области преобладают предприятия лесопромышленного комплекса, которые пользуются популярностью у инвесторов. Рынок купли-продажи бизнеса в Иркутской области развит на высоком уровне.

7. Тюменская область

Является частью Уральского федерального округа, столица области – Тюмень. На территории 1435, 2 тыс. кв. км проживает 3430,2 тыс. человек, а губернатором области является Владимир Владимирович Якушев.

Здесь добывается большая часть природного газа и около половины нефти. Очень высоко была оценена инфраструктура области – в 27 баллов.

6. Красноярский край

Основными направлениями инвестиций в Красноярском крае являются деревообрабатывающие, металлургические и пищевые промышленности. Красноярский край обладает богатыми природными ресурсами, что стимулирует образование большого числа энергоемких производств. Поэтому все вышеперечисленные сферы предпринимательства выгодны для вложения средств.

Государством поддерживается малый и средний бизнес в Красноярском крае. В рейтинге инвестиционного потенциала регион занимает 7 место по России.

5. Новосибирская область

Новосибирская область обладает одним из самых высоких инвестиционных потенциалов среди всех регионов России. Объясняется это высокоразвитой в Сибирском ФО инфраструктурой бизнеса, состоящей из более чем 100 инвестиционных компаний, консалтинговых и аудиторских фирм, инвестиционных фондов и прочих подобных предприятий, а также из более чем 70 коммерческих банков.

Интересный факт:

Новосибирск имеет статут технополиса и входит в состав Всемирной организации технополисов, что также создает благоприятные условия для ведения бизнеса.

4. Пермский край

К основным конкурентным преимуществам Пермского края можно отнести развитый промышленный сектор, богатство природных ресурсов, удачное транспортное расположение на пути из Европы в Азию, а также большое количество научных центров и высококвалифицированных специалистов из различных сфер экономии.

Пермский край в течение многих лет лидирует по уровню средней заработной платы в масштабах Приволжского ФО. Все эти факторы свидетельствуют о высоком уровне развитости региона, потребительского спроса, а следовательно, о высоких темпах развития малого и среднего бизнеса.

3. Республика Башкортостан

Уважаемое рейтинговое агентство Forbes в далеком 2013 году наградило Уфу вторым местом в рейтинге 30 лучших городов для ведения бизнеса в России. Критерии, по которым столицу республики определили в этот топ, не изменились и на сегодняшний день.

Башкортостан является одним из 5 российских регионов, подверженных минимальным экономическим рискам, а также одним из 10 регионов с наивысшей инвестиционной привлекательностью.

Устойчивое экономическое положение в совокупности с богатой промышленной и сырьевой базой позволили Республике Башкортостан открыть нашу тройку лучших регионов для ведения бизнеса.

2. Самарская область

Спецификой экономики Самарской области является ее диверсификация, которая позволила сформировать в регионе развитую бизнес-среду.

После многоэтапных периодов приватизации в области, крупные активы приобрели интегрированные бизнес-группы, также были созданы крупные региональные компании.

При всех погрешностях взаимодействия бизнеса и власти, наличие крупных собственников в Самарской области качественно улучшает перспективы развития для всех форм бизнеса.

1. Республика Татарстан

Лидером нашего рейтинга заслуженно становится Республика Татарстан. По всем макроэкономическим показателям Татарстан входит в число регионов-лидеров России. Это регион с самым минимальным инвестиционным риском, что подтверждено многочисленными исследованиями ведущих отечественных и зарубежных агентств.

Привлекательность для малого и среднего бизнеса также обусловлена выгодным геоэкономическим положением региона: Татарстан расположен в центре крупного индустриального района, всего в 750 километрах от Москвы.

Куда выгодно вложить деньги? Этим вопросом задаются все начинающие и опытные предприниматели. В условиях нынешней экономической обстановки, эта проблема как никогда актуальна. Выбирая регион для развития бизнеса, стоит учитывать не только его статистические показатели, но и экспертные оценки и мнения.

Надеемся, что наша статья станет для вас маленьким, но полезным путеводителем в мир бизнес-аналитики.

basetop.ru

Бизнес региональный - Энциклопедия по экономике

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налог на имущество организаций налог на недвижимость дорожный налог транспортный налог налог с продаж налог на игорный бизнес региональные лицензионные сборы (при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога).  [c.269]
Региональная организационная структура целесообразна для организаций, которые охватывают большие географические зоны, особенно в международном бизнесе. Региональная структуризация подразумевает наличие и очень мелких подразделений. Региональная структура обеспечивает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.  [c.131]

В зависимости от уровня взимания и распределения налогов они делятся на федеральные, региональные, местные. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог экологический налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог на пользователей автодорог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным на-  [c.271]

Региональные налоги и сборы. В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам относятся налог на имущество организаций (предприятий) налог на недвижимость дорожный налог транспортный налог налог с продаж налог на игорный бизнес региональные лицензионные сборы.  [c.592]

НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС — региональный налог, предусмотренный п. 1 ст. 14 НК.  [c.202]

В соответствии с Налоговым кодексом (ст. 14 Региональные налоги и сборы ) к налогам субъектов федерации в России отнесены налог на имущество организаций налог на недвижимость дорожный налог транспортный налог налог с продаж налоги на игорный бизнес региональные лицензионные сборы. Вступление в силу ст. 14 отсрочено, как и в случае с федеральными налогами.  [c.88]

К региональным налогам и сборам относят налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.  [c.452]

Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами -— участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо знать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в странах —- участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран — участниц группировки.  [c.118]

Помимо определения своего бизнеса фирма также должна определить географический охват своей деятельности. Таким образом она определит географические границы конкурентной борьбы, а также установит основные географические параметры для распределения ресурсов и разработки стратегии. В зависимости от степени интеграции рынков по странам можно выделить четыре основные категории бизнеса национальный бизнес, межнациональный бизнес, региональный бизнес и глобальный бизнес.  [c.884]

Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.  [c.349]

Анализ долгосрочной стратегии фирмы очень важен в различных ситуациях от частного бизнеса до общественных школ, при регулировании деятельности как коммунальных, так и частных служб и предприятий. Например, анализ работы средней школы может привести к заключению, что школьная программа была бы более эффективной (больше изучаемых предметов и лучше оборудование и пособия), если бы в школьной системе была одна большая школа с 3000 учеников, а не три небольшие школы по 1000 учеников в каждой. Изучение деятельности телефонных компаний дает основания предполагать, что региональные телефонные компании могут обеспечить лучшее местное телефонное обслуживание, чем единая национальная компания.  [c.183]

ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ АКТИВНАЯ -деятельность, проводимая с учетом прогнозируемого и реального процесса занятости — безработицы. Направления П.з.а. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к самостоятельному труду с целью создания новых рабочих мест не только в традиционных отраслях регулярной занятости, но и в сфере малого и среднего бизнеса, самостоятельной деятельности, обучение и переобучение населения, переподготовка персонала на предприятиях разработка региональных программ занятости молодежи, инвалидов (создание для них рабочих мест и профессиональная их реабилитация), женщин организация общественных работ предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы и т.д.  [c.260]

Перемещение центра тяжести с федерального уровня на региональный призвано создать на территориях наиболее благоприятные организационные, налоговые, кредитные и кадровые условия для эффективного функционирования товаропроизводителей государственных, частных и коллективных предприятий, малого и среднего бизнеса, личного подсобного хозяйства и т.п.  [c.132]

Наряду с этим для стимулирования развития и поддержки малого и среднего бизнеса, способствующего оздоровлению окружающей среды, следует создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Они должны обеспечить льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания. Целесообразно для более широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности создание в регионах экологических информационных центров, располагающих подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.  [c.169]

Что касается региональных и местных налогов, возможны варианты в принятии соответствующих актов либо закон принимается только органами этих уровней (например, налог с продаж), либо сначала на федеральном уровне, а затем в территориальных образованиях (земельный налог, налог на игорный бизнес).  [c.34]

В сложившихся ситуациях возникает вопрос а есть ли возможность у региональной власти влиять на экономическую и инвестиционную политику, создавать наиболее предпочтительные условия для развития бизнеса в регионе Первый ответ на этот вопрос однозначен - эти возможности пока ограничены федеральным законодательством. У региональной местной власти немного рычагов воздействия на ситуацию. Экономическая политика в регионе, как и на предприятии, должна начинаться с анализа его возможностей. Есть несколько важных направлений этой деятельности. Например, разумное использование госсобственности. Стоит рассмотреть, насколько целесообразно используется эта собственность - выгодны ли ставки арендной платы, приносят ли доход находящиеся в государственной собственности акции предприятий, насколько эффективно используются природно-сырьевые ресурсы региона и можно ли увеличить отдачу от их использования.  [c.63]

Кроме того, общее инвестирование регионального строительного комплекса проходит по двум основным каналам. Во-первых, как результат, непосредственно вытекающий из реализации региональных инвестиционно-строительных программ, формируемых в рамках региональной администрации. Во-вторых, это коммерческие инвестиционные проекты экономических агентов, бизнес которых по тем или иным причинам привязан к территории региона. Ясно, что муниципальные программы и проекты ориентированы в основном на жилищно-гражданское строительство, в то время как проекты, инициируемые бизнесом, - на производственное строительство.  [c.145]

Расширение и наращивание регионального производственного потенциала и должно осуществляться главным образом за счет инициативы экономических агентов, бизнес которых основывается на использовании потенциала территории - естественно-природного, трудового, инфраструктурного и производственного. Отметим, что роль региональных властей и в этой сфере велика, поскольку от их экономической политики зависит экономическая активность этой группы инвесторов. Однако применительно к условиям функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса общерегиональная  [c.145]

Рассмотрим деятельность российской корпорации, специализирующейся на разработках и внедрении под ключ программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета в коммерческих и бюджетных организациях различных отраслей народного хозяйства (в дальнейшем — Корпорация). Корпорация разрабатывает автоматизированные системы широкого спектра — от мини-бухгалтерий для предприятий малого и среднего бизнеса до сетевых систем автоматизации для крупных предприятий осуществляет продажу, ремонт и сервисное обслуживание персональных компьютеров и имеет сеть юридически самостоятельных региональных отделений во многих городах России и в ближнем зарубежье.  [c.55]

Однако региональные отделения Европейского банка развития и реконструкции неохотно дают кредиты текстильным предприятиям, считая эту отрасль довольно рискованной. Естественно, рискованной является не сама отрасль, а именно ситуация на предприятиях отсутствие четкой стратегии, устаревшая организационная структура, отсутствие уверенности в том, что заемные средства будут действительно потрачены на улучшение производства и затем возвращены, а не пойдут на покрытие каких-либо общехозяйственных расходов. Ситуация усугубляется отсутствием на предприятиях бухгалтерского управленческого учета, методы которого позволяют обосновывать бизнес-план, возможность возврата кредита и т.п.  [c.249]

Следует отметить, что любая операция с недвижимостью, будь то покупка квартиры или взятие объекта недвижимости в залог, сдача в аренду или участие в строительстве многоквартирного дома — рискованная операция, то есть операция, несущая в себе элементы риска. При этом операции с недвижимостью — в числе наиболее рискованных секторов предпринимательской деятельности. Причин тому довольно много, но важнейшее значение имеют такие особенности рынка недвижимости, как локальность, высокая зависимость от состояния региональной экономики, долгосрочный характер инвестиций, более низкая ликвидность товара на рынке. Особенности рынка недвижимости, а также высокая капиталоемкость объектов недвижимости и значительный уровень издержек сделок с недвижимостью ставят проблему управления рисками на одно из первых мест в бизнесе на рынке недвижимости. Можно даже сказать, что управление рисками — основа всей проблематики управления для предпринимательства в недвижимости. Что же это значит — управлять рисками  [c.353]

Этот период связан и с процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью защиты экономических, политических и электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.  [c.76]

Схема разработки стандартов следующая. Специалисты Комитета в результате обсуждений выбирают проблему, вызывающую много нареканий с позиции международного бизнеса. После этого разрабатывается проект стандарта и рассылается всем заинтересованным лицам в национальные и региональные учетные организации, крупнейшим ученым, ведущим ТНК. Поступающие замечания и поправки анализируются и при необходимости используются для выработки окончательной редакции стандарта. В зависимости от сложности стандарта обсуждение может длиться от нескольких месяцев до одного — двух лет. В окончательной редакции стандарта указывается дата ввода его в действие.  [c.256]

Создаваемая при содействии федеральных и региональных органов исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая поддержку и развитие МП, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнес-клубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям. На региональном уровне особое значение имеет обеспечение МП производственными площадями.  [c.374]

В целях стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса в Российской Федерации предусмотрена система особого режима налогообложения, устанавливающая определенные льготы и преимущества для уплаты основных налогов для субъектов малого предпринимательства как на федеральном, так и региональном уровнях.  [c.376]

Информация, собранная местными и региональными статистическими управлениями, поступает в Госкомстат РФ, который совместно с Минфином РФ, ЦБ РФ, налоговыми, таможенными и другими службами собирает информацию, в том числе финансовую, о деятельности учреждений государственного управления, бюджетных организаций, финансовых учреждений частного бизнеса, внешнеэкономических операциях.  [c.28]

Производственный (или бизнес) риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя возможно и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п.  [c.331]

Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги, изменилось разделение налогов на федеральные и региональные. В частности, введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для предприятий, занимающихся этой деятельностью, налог с дохода.  [c.12]

Налог на имущество организаций Налог на недвижимость Дорожный налог Транспортный налог Налог с продаж Налог на игорный бизнес Региональные лицензионные сборы При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на соответствующей территории налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и налога на землю  [c.281]

В октябре 1999 г. проведён I Съезд представителей малого бизнеса Челябинской области. Среди его организаторов Администрация Челябинской области, областная ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса, региональное агентство поддержки предпринимательства и привлечения инвестиций и др. Предприниматели обратились к Губернатору области с призывом усилить внимание к малому бизнесу, принять конкретные меры в решении неотложных вопросов и консолидации действий предпринимательских структур и власти для развития экономики области. В решении I съезда предпринимателям предложено принять более активное участие в завершении разработки областного закона о государственной поддержке малого предпринимательства, создании областного Фонда поддержки предпринимательства, формировании областной общественной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, состоящей из некоммерческих организаций, а также решено обеспечить представительство малого бизнеса в составе трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.  [c.42]

К примеру, представители разных отделов в вашей школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения. Подобным же образом в больнице обслуживающий и врачебный персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методах лечения и т.п. В сфере розничной торговли региональные управляющие сбытом могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии сбыта и обмена информацией о продукции. В компаниях наукоемких отраслей ключевые руководители среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исс-ледовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции. На основе базовой технологии компании могут выпускать разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно важно через проектно-исследовательский отдел получать информацию о том, чего хочет рынок. Это позволяет организации сохранять близость к потребителю и продолжать эффективно удовлетворять его запросы. Подобным образом, производственники должны дать обоснование достаточно низких затрат по реализации будущих инноваций проектно-исследовательского отдела с тем, чтобы дальнейшее производство было оправдано. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, работа которых подробнее рассмотрена в следующих главах.  [c.168]

Чем более достоверно предположение о подобии будущего прошлому, тем вероятнее точность прогноза. Таким образом, анализ временных рядов, вероятно будет бесполезен в ситуациях с высоким уровнем подвижности или когда произошло значительное, всем известное изменение. Например, директор ресторана Бюргер Кинг не смог бы предсказать спрос на гамбургеры в ноябре, если бы знал, что фирма Мак Доналдс собралась открыть свой ресторан рядом с его рестораном в последнюю неделю октября. Подобным образом, региональная телефонная компания смогла использовать метод анализа временных радов для прогнозирования спроса на рекламу в телефонном справочнике Иелоу Пейдж в грядущем году, поскольку ее бизнес стабилен, а конкуренции практически нет. Тем не менее фирма Ралф Лорен , вероятно, не смогла бы воспользоваться этим методом для прогнозирования рождественского спроса на новую модель мужских сорочек, поскольку конкуренция в области модной одежды исключительно высока, а вкусы потребителей меняются каждый год.  [c.242]

Если вы сегодня работаете в Мюгозой на посту регионального менеджера, вам нужно быть не просто хорошим руководителем системы сбыта, помогающим своей команде готовить и заключать серьезные сделки, что традиционно считалось достаточным для такой должности. Теперь вы можете стать идеологом бизнеса. Вы имеете все данные, необходимые для управления вашим сектором бизнеса. Раньше, как бы вы ни были озабочены ростом оборота розничного магазина, расположенного в вашем округе, вы не могли как следует оценить достигнутые результаты. Сейчас вы можете  [c.54]

Как в некоторых регионах России предпринимательская деятельность в нашей республике может и в дальнейшем развиваться на базе свободных минерально-сырьевых и вторичных ресурсов, при организации разнопрофильной сети малых предприятий необходима подготовка кадров для малого бизнеса, улучшить доступ к информациям, создание региональных центров поддержки предпринимательства, оказать поддержку со стороны государства, через развитие инфраструктуры, финансово-кредитную, налоговых льгот, помощи в получении банковского кредита и др. организационных форм.  [c.78]

Нынешняя картина состояния российского малого предпринимательства и в особенности тревожные тенденции его перемещения в теневую экономику свидетельствуют о необходимости комплексной и последовательной господдержки последнего на федеральном и региональном уровнях, о безальтернативное достижения стратегического партнерства бизнеса и власти на основе принятия определенных взаимных обязательств с задействованием для этого законодательно закрепленных специальных диалоговых процедур и механизмов.  [c.74]

Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства — это меры экономического, правового, социального, организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Государственное регулирование малого предпринимательства базируется на реализации определенных принципов 1) протекционизм 2) дифференцированность поддержки на федеральном уровне следует поддерживать не любой малый бизнес, а лишь действительных субъектов его и не просто последних, а лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ 3) мотивационная направленность в России нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций именно в сферу малого предпринимательства, осуществляющего инновационное производство, государственная поддержка должна носить селективно-стимулирующий характер 4) гарантированность и ответственность. Государственная поддержка осуществляется на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектом малого предпринимательства с взаимной ответственностью. Системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства обусловливает использование элементов (подсистем) системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства 1) правовое обеспечение, 2) финансовая поддержка, 3) информационное обеспечение, 4) инфраструктурное обеспечение, 5) технико-технологическая поддержка, 6) подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов и работников сферы малого предпринимательства, 7) содействие внешнеэкономической деятельности ее субъектов. Эту систему необходимо структурировать и по вертикали. Применительно к России выделяются три уровня федеральная подсистема, подсистемы региональные (субъектов РФ) и местного самоуправления.  [c.76]

economy-ru.info

Региональный бизнес-справочник по организациям Самары и Самарской области

Добро пожаловать на Самарский региональный сайт - деловой бизнес-справочник по организациям и фирмам Самарской области!

На нашем сайте Вы сможете найти контакты всех значимых (и не очень) предприятий и учреждений города Самара и других населенных пунктов Самарского региона. Здесь собрана только самая необходимая и лаконичная контактная информация без лишних сведений. Адреса, номера телефонов и факсов, электронная почта, ссылки на интернет-сайты фирм - все это поможет легко и быстро найти интересующие Вас организации среди огромного количества  предприятий, учреждений, заведений городов и поселков нашего края. Клубы, рестораны, иные заведения шоу-бизнеса, магазины, супермаркеты, предприятия, специализирующиеся на прочих товарах и услугах, органы власти - все это находится рядом с Вами, а при помощи нашего сайта они станут еще более доступны!

В нашем бизнес-справочнике собрана информация по учреждениям таких городов области, как Самара, Тольятти, Новокуйбышевск и Жигулевск, а также по организациям большинства небольших населенных пунктов Волжского, Ставропольского, Красноярского и Шигонского районов Самарской области. Для городов Самара и Тольятти Вы можете использовать Яндекс-карту, на которой будет показано месторасположение организаций, исходя из введенного Вами адреса. Также для Вашего удобства к подавляющему большинству организаций указан их график и время работы. График работы отмечен следующими цветами: синим цветом отмечены рабочие дни заведения, красным - выходные дни и время обеденного (технического) перерыва.

Если на Вашем ПК установлена и настроена почтовая программа (MS Outlook, TheBat!, Mozzila Thunderbird и т.п.) или программа для аудио-визуального общения Skype, то Вы можете связаться с большинством организаций, не отходя от компьютера.

Кроме этого мы предоставляем возможность оставлять свои отзывы о деятельности той или иной организации, где Вы можете написать свои впечатления, пожелания, а вставить также корректные замечания и указания на недостоверность информации. Для своевременного оповещения о новых поступлениях в нашу базу данных Вы можете настроить RSS-подписку, после чего на Ваш почтовый ящик начнут приходить уведомления по обновлениям на интернет-портале Самарский региональный сайт.

Мы следим за актуальностью сведений регионального бизнес-справочника и при выявлении недостоверности сведений сразу же вносим коррективы, делая Ваш поиск информации легким и быстрым занятием!

Спасибо Вам за выбор нашего ресурса!

www.regionalniy.ru

Региональный бизнес. Это как?

Сводки местных новостей все сильнее напоминают бурное начало 90-х годов. Похищен бизнесмен. Полиция изъяла чемодан с икрой. Перекрыт канал нелегальных поставок алкоголя. Принят бюджет дефолта и т.д. При всех этих совсем не радостных известиях возникает одна более или менее оптимистическая мысль: 90-е годы – это время свободы, время шанса. Во всяком случае, таким оно было для Дальнего Востока. Потом... потом пришел «московский бизнес». О проклятиях в адрес «захватчиков» уже даже писать не хочется. Во-первых, надоело. Во-вторых, это неправда. «Москвичи» (федеральные компании) шли вслед за федеральными деньгами, шли работать с ними.Мудрые комментаторы написали, что ведь и завод такой-то и фабрика такая-то перешли из местных рук в столичные и федеральные. Наши заводы, наши фабрики. Все так... и не так. На Дальнем Востоке были изначально предприятия двух видов: те, на которые нужно выпрашивать деньги в Москве, и те, которые рентабельны сами по себе. Первые с легкостью переходят в «чужие руки». Причина очевидна. Чтобы они работали, нужны инвестиции, в регионе их нет. Инвестиции берутся из федерального бюджета. Значит, там и назначают собственника (реально – местоблюстителя). Какие претензии? Кто девушку платит, тот ее и танцует. Есть предприятия, рентабельные без огромных бюджетных инвестиций. Вот тут самое интересное. Действительно, некоторые из них перешли в столичные руки и... стоят не используемые. Это не абы что, но лесные массивы и золотоносные участки, карьеры и лесопереработка. Почему? Элементарно, Ватсон. Гигантские концерны, купившие их, – штука сама по себе невероятно дорогая (бюрократия, офисы, непрофильные активы, государственные обязательства и т.д.). Для них прибыль от эксплуатации и не прибыль вовсе, а убытки. Вот и заглохла идея лесоперерабатывающего комбината в Дальнереченске, вот и стоят без дела золотоносные участки имени господина Прохорова. А теперь смотрим на развитие ситуации. Денег в бюджете на повторение золотого дождя 2009–2012 годов просто нет. Значит, «федеральные проекты» имени саммита АТЭС будут потихоньку свернуты. Вместе с ними сократится число чиновников, сидящих на этих потоках, чиновников, которые контролируют чиновников, сидящих на этих потоках. В кратчайший период исчезнет федеральный бизнес, финансирующий («пилящий») эти потоки. Следующим будет отток владельцев заводов и фабрик, которые без госзаказа и дотаций не выживают. А там не вполне быстро, но и не долго, избавятся от своих «имиджевых вложений» и владельцы земель, делян и пр. – от наличия сильного губернатора, то есть такого, который сможет вытеснить «крыши», создав более удобную форму силового обслуживания бизнеса. То, что «крыши» возродятся, можно уже сказать совсем определенно. Судя по косвенным данным, их возрождение уже стало фактом на Сахалине и в Приморье. Но «крыши» – инструмент не очень эффективный, локальный. На уровне ларьков и барахолок он работает. Дальше – хуже. Конечно, можно предположить и региональную «крышу», скажем, МВД или ОМОН. Но более вероятен сильный губернатор. Слишком работники этих служб нежно любят друг друга. Слишком велика среди них «взаимовыручка» в стиле «подставь ближнего своего».– от стратегии губернатора. Если он будет пытаться удержать на плаву заводы, на которые нужно просить деньги в Москве, то региону хана. Он и будет нищим просителем. Другой вариант – развитие того, что рентабельно без федеральной поддержки. На дворцы олигархов этих денег не хватит, на 70-метровые яхты – тоже. Даже на большую бюрократию и офис на Бульварном кольце не наберется. А на хороши

rusevik.ru

Региональное бизнес-образование: проблемы и перспективы

Автор: Анна Чернецкая | Источник: Финансовый Директор

Как известно, бизнес делается в регионах. В связи с активным ростом региональных компаний многие топ-менеджеры, работающие в них, в том числе финансовые директора, стремятся повышать свой профессиональный уровень. Если раньше для получения дополнительного образования, как правило, нужно было периодически покидать свой регион, что не всегда возможно, то теперь многие региональные бизнес-школы стали предлагать программы МВА. Однако топ. менеджеры опасаются, что уровень таких программ пока не полностью соответствует требованиям рынка.

География бизнес-школ в регионах России

К сожалению, пока не все финансовые директора могут обучаться в своих регионах. Наиболее широко бизнес-образование представлено в Екатеринбурге (8 бизнес-школ), Нижнем Новгороде (4 бизнес-школы), Калининграде и Ульяновске (по три бизнес-школы) (см. подверстку на с. 91).

По данным компании BEGIN GROUP, которая проводила исследование «Тенденции спроса на рынке бизнес-образования в регионах России», первые школы бизнеса в регионах России были открыты в 1996 году. Очень большое количество программ появилось в 2005 году, и следует ожидать развития этой тенденции. Можно отметить, что в основном бизнес-школы возникают в городах с активной бизнес-средой (Екатеринбург, Нижний Новгород), в крупных сырьевых центрах (Пермь, Красноярск), а также в городах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база (Новосибирск, Томск).

Личный опыт

Ольга Дубовицкая, Заведующая кафедрой менед - жмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)
Что касается бизнесменов Екатеринбурга, то обучение в Москве, Лондоне и т. д. выбирают в основном очень крупные собственники (например, Тимур Горяев, концерн «Калина»). Остальные – директора, руководители подразделений, топ-менеджеры малого, среднего и иногда крупного бизнеса выбирают, сравнивают, спрашивают знакомых и всетаки предпочитают учиться на родине, в Екатеринбурге. В других регионах ситуация иная, зачастую там действительно негде получить бизнес-образование должного уровня, и многие выбирают Москву.

Рассмотрим, какие преимущества получают финансовые руководители, решившие получать образование в региональной бизнесшколе.

Преимущества регионального образования

Возможность учебы без отрыва от работы. Естественно, выбирая образовательный центр в своем регионе, финансовый директор прежде всего руководствуется принципом удобства – покинуть компанию даже на некоторое время часто проблематично, а при учебе по месту работы таких проблем не возникает.

Личный опыт

Михаил Акишин, Финансовый директор ООО «Рыбные заводы Олафа Мориса» (Челябинск)
В данный момент я прохожу обучение в ЮжноУральском государственном университете по программе «Мастер делового администрирования». Информацию о программах собирал года три и, взвесив все «за» и «против», решил поступить именно туда. Основными аргументами при принятии решения в пользу этого университета стали время занятий и отсутствие командировок для сдачи сессии. Обучение происходит без отрыва от работы.

Более низкая стоимость обучения. Стоимость бизнес-образования в регионах в среднем ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Для финансовых директоров, основная задача которых – экономить деньги, это немаловажный аргумент. Так, по словам Дмитрия Зенина, директора Пермского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ с учетом значительной разницы в цене между центром и регионами целесообразнее выбрать региональную школу, если есть такая возможность.

Согласно исследованию компании BEGIN GROUP (см. таблицу на с. 88), бизнес-образование дороже всего в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре (от 9,2 тыс. долл. США более), а самое доступное – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске Тольятти (до 6 тыс. долл. США).

В Москве разброс цен на модульные программы, на которых могут учиться слушатели из регионов, значительно меньше, а стоимость в среднем выше. Большая часть программ (74%) стоит более 10 тыс. долл. США.

Достойный уровень преподавания. Не секрет, что многие топ-менеджеры, предпочитающие получать образование в столице, прежде всего опасаются, что уровень регионального образования недостаточно высок. По словам Алексея Гребенюка, Руководителя департамента инвестиций и проектного финансирования компании ProjectLine, бизнес-образование – достаточно новое направление образования в России и, видимо, в регионах оно еще не развито.

Однако проводимые исследования, а также наш опрос представителей компаний и бизнес-школ свидетельствует о том, что уровень регионального бизнес-образования постоянно повышается, причем во многом благодаря тому, что местные школы начинают все активнее привлекать столичных преподавателей, а также практиков из других регионов.

Личный опыт

Ольга Дубовицкая, Заведующая кафедрой менеджмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)
Для регионального бизнес-образования характерен дефицит местных преподавателей. Тех, которые читают у нас, мы формировали самостоятельно – они росли с нами долго и упорно. Они знают, что означает преподавание по программе MBA, что значит работать с руководителями. И либо они занимаются каким-то серьезным бизнес-консалтингом, либо являются руководителями-практиками. Но все равно их мало. Пока мы приглашаем часть преподавателей из Италии, Германии, Голландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Нижнего Новгорода и т. д.

Дмитрий Зенин, Директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
Я получал степень МВА в Региональном межотраслевом центре переподготовки кадров (РМЦПК) в Перми. Если бы пришлось выбирать заново, то я бы не изменил своего выбора. Те же преподаватели, которые читают в Москве, приезжали в Пермь. За два года моего обучения порядка 80% преподавателей были из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска.

Виктор Орехов, Начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК»
Бывают случаи, когда из региональных центров «ЛИНК» нас просят присылать только московских преподавателей. Но в последнее время это становится редкостью – в большинстве городов мы подготовили отличных преподавателей.

Таблица Средняя стоимость обучения на программах MBA в регионах России*

Город  

Средняя стоимость обучения за полный курс, долл. США  

Сургут**  

13 450 

Пермь  

9900  

Екатеринбург  

9300  

Самара  

9275 

Иркутск  

7500 

Калининград  

7000  

Казань  

6640 

Томск  

6400  

Ульяновск 

5500  

Нижний Новгород  

5250  

Новосибирск 

4300 

Саратов 

4050 

* По данным исследования BEGIN GROUP, 2006 г.

** В Сургуте есть программы Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург), а также работает бизнес-школа «Институт мировой экономики «Планета», которая не является членом РАБО на данный момент.

Почему выбирают Москву

Несмотря на существование бизнес-школ в регионах, многие местные топ-менеджеры предпочитают получать образование в столице. Доля таких слушателей составляет около четверти от общего числа обучающихся по модульным программам. По данным BEGIN GROUP, из российских регионов больше всего слушателей приезжают в Москву из Екатеринбурга, Владивостока и Казани. В московских бизнес-школах также учатся слушатели из Челябинска, Тюмени, Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Краснодара. Так почему же представители регионов, в которых есть свои бизнесшколы, стремятся в Москву?

Престиж учебного заведения. Опрошенные нами региональные финансовые директора, говоря о том, почему они предпочитают столичные бизнес-школы региональным, отмечали, что либо пока местные программы не могут конкурировать со столичными, либо у них нет достаточной информации о региональных школах (см. врезку на подложке).

Личное мнение

Татьяна Иванищева, Проректор по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС
Мы достаточно часто общаемся с коллегами из других городов в рамках профессиональных сообществ. Есть действительно сильные программы МВА и сильные школы бизнеса. Но, на наш взгляд, некорректно сравнивать столичные и региональные школы, потому что очевидно, что ресурсы для реализации программы МВА в Москве совершенно другие. И финансовые, и материальные, и человеческие, и технические, и информационные.

Большое значение для развития системы бизнесобразования имеют общественное мнение, в частности позиция средств массовой информации, и главное – качественная информация. Не рекламная, а помогающая составить свое мнение о бизнес-образовании, его роли в профессиональном росте менеджеров, влиянии на развитие карьеры, то есть информация, формирующая потребность в образовании и непрерывном повышении квалификации.

Налаживание деловых связей. По словам Татьяны Иванищевой, Проректора по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС, один из самых важных критериев выбора программы МВА – установление деловых связей. Для многих региональных топ-менеджеров это имеет решающее значение при выборе программы. Личные связи, устанавливаемые параллельно с профессиональными, способны повысить результативность работы. «Исходя из нашего опыта реализации программы МВА, нередко совместное обучение переходит в совместную работу, – отмечает Татьяна Иванищева. – Поэтому у каждого слушателя есть возможность в течение обучения создать потенциальную команду профессионалов в различных областях, которые способны работать слаженно для реализации общих целей. Очень часто по окончании МВА выпускники привлекают своих бывших товарищей по группе к совместным проектам в бизнесе, поскольку возможности друг друга им хорошо известны».

В заключение следует отметить, что при выборе бизнес-школы нужно руководствоваться целями, ради которых топ-менеджер, в том числе финансовый директор, будет получать образование. Если он планирует продолжить карьеру на Западе, то очевидно, что имеет смысл получать западное образование, а если в столичном бизнесе, то, скорее всего, стоит выбрать московскую бизнес-школу. Виктор Орехов, Начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК», отмечает, что Москва дает определенные преимущества для тех, кому важно приобрести деловые связи или изучить конкретную образовательную программу. «Бывает, что в городе просто нет подходящей по уровню школы бизнеса, и тогда обучение в столице также оправданно, – отмечает Виктор Орехов. – Хотя обучение в другом городе – это огромные дополнительные затраты времени. Региональные школы бизнеса вступили в стадию развития, но пока идет только накопление потенциала и до качественного скачка еще пройдет значительное время».

Личное мнение

Александр Чеканский, Декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ, доктор экон. наук
И в Москве, и в регионах есть и сильные, и достаточно слабые школы. В Москве просто больше бизнес-школ и, соответственно, больше хороших школ, чем в любом другом регионе России. И некоторые немосковские школы, например ИМИСП в СанктПетербурге или лучшие школы в Нижнем Новгороде, Иркутске, Перми, вряд ли уступают столичным грандам.

В Москве шире круг высококлассных преподавателей, владеющих не только теорией управления, но и практическими инструментами ее применения. Бизнес-образование в российских столицах начало развиваться раньше, и у старых московских школ больше опыта.

В перспективе, и очень недалекой, отмеченные различия между элитными столичными и региональными школами бизнеса будут ослабевать.

Каково Ваше мнение о региональном бизнесобразовании?

Сергей Дмитриев, Финансовый директор ООО «Алюдеко-К» (Костромская обл.)
Планирую поступать в сентябре этого года в бизнес-школу Москвы. Считаю, что уровень подготовки кадров в нашем регионе не соответствует мировым стандартам образования и проигрывает по сравнению с общеобразовательными учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга.

Сергей Клыков, Замгендиректора по экономике и финансам ОАО «МЖК «Краснодарский» (Краснодар)
В моем регионе выбора бизнес-школ практически нет. Да и уровень образования несопоставим с московскими бизнес-школами. Если бы я решил получать степень МВА, то скорее выбрал бы московскую школу (из высшего рейтинга), например Высшую школу менеджмента ГУ–ВШЭ, школы при АНХ, МИРБИС и др.

Дмитрий Ефимов, Финансовый директор ОАО «Нижфарм» (Нижний Новгород)
Mне известно о существовании нескольких бизнесшкол в нашем регионе. К сожалению, ничего определенного сказать об их уровне не могу, поскольку не имел прямых контактов ни со школами как таковыми, ни с их выпускниками.

Дмитрий Зенин, Директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
Различия между московскими и региональными бизнес-школами сегодня нивелируются, так как идет процесс интеграции школ в различного рода неформальные и формальные объединения. Региональное образование имеет уже достаточно высокий уровень.

Региональные бизнес-школы – члены Российской ассоциации бизнес-образования

(по данным сайта www. rabe. ru)

Екатеринбург

1.НОУ ВУЗ «Институт менеджмента и рынка».

2.Уральский филиал Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

3.НОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая экономическая школа».

4.НОУ ДПО «Урало-Сибирский институт бизнеса».

5.Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета.

6.Уральский государственный экономический университет.

7.Институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ».

8.НОУ СПО «Уральский экономический колледж».

Нижний Новгород

НОУ «Институт развития бизнеса». ФГОУ ДПО «Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК». Нижегородский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики (НФ ГУ– ВШЭ). Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Калининград

АНО «Калининградский институт международного бизнеса». Академия акмеологии, менеджмента и бизнес-образования. АНО Институт «Калининградская высшая школа управления».

Ульяновск

ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет». ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет». Открытая школа бизнеса Ульяновского государственного технического университета.

Киров

ГОУ ВПО «Вятский государственный университет». ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Красноярск

Красноярский государственный технический университет, Институт управления и бизнес-технологий. Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦMиЗ).

Новосибирск

Новосибирский государственный технический университет. ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет».

Пермь

Пермский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики. Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета.

Ростов-на-Дону

НОУ «Институт управления, бизнеса и права». Ростовский государственный университет (РГУ).

Томск

Высшая школа бизнеса Томского государственного университета. Томский политехнический университет.

Тюмень

Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета. Тюменский государственный нефтегазовый университет (институт повышения квалификации и переподготовки кадров).

Архангельск

Высшая школа делового администрирования Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Барнаул

Алтайский государственный аграрный университет.

Волгоград

Волгоградский государственный университет.

Воронеж

Экономический факультет Воронежского государственного университета (ВГУ).

Ижевск

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Иркутск

Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Казань

Казанский государственный финансово-экономический институт.

Обнинск (Калужская обл.)

НОУ ВО «Франко-Российский институт делового администрирования» (ФРИДАС).

Омск

НОУ «Институт ЛиДеР».

Петрозаводск

Карельский региональный институт управления, экономики и права.

Самара

Самарский государственный экономический университет.

Саранск

Экономический факультет Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Саратов

Институт бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета.

Таганрог

Таганрогский государственный радиотехнический университет.

Тольятти

НОУ «Тольяттинская академия управления».

Чебоксары

Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет).

Челябинск

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

hr-portal.ru

Названы лучшие регионы для малого бизнеса

Информационно-аналитический портал «Все Выборы» разработал рейтинг эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России. Это исследование является продолжением работы, начатой еще в 2015 году.

На этот раз было проанализировано несколько новых показателей, касающихся эффективности федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства в России.

Краткие итоги исследования

1) Уровень поддержки малого предпринимательства можно признать удовлетворительным, однако показатели в целом ухудшились по сравнению с 2015-м годом.

2) На момент составления рейтинга все федеральные программы государственной поддержки малого бизнеса были закрыты.

3) Среди действующих региональных программ поддержки подавляющее большинство – бизнес-инкубаторы, технопарки, консультативная помощь и льготная аренда помещений.

4) В целом прослеживается тенденция на сокращение количества программ государственной поддержки.

5) Ухудшение ситуации прослеживается и на уровне федеральных округов.

ТОП-10 эффективных регионов и их основные показатели

Позиция в рейтинге

Регион% бизнеса

% занятых

1

г. Москва21,50%23,10%

2

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра63,80%

12,00%

3

Пензенская область58,80%

17,40%

4

Самарская область41,90%

16,50%

5

Ростовская область60,80%

14,60%

6

Ямало-Hенецкий авт.округ61,90%

8,90%

7

Пермский край46,20%

18,10%

8

Чеченская Республика58,50%

4,10%

9

Республика Татарстан40,50%

17,80%

10

Новосибирская область53,80%

23,50%

ТОП-10 неэффективных регионов и их основные показатели

Позиция в рейтингеРегион% бизнеса

% занятых

76

Мурманская область27,10%

11,50%

77

г. Севастополь92,80%

8,10%

78

Республика Коми61,20%

13,20%

79

Республика Хакасия57,90%

11,20%

80

Еврейская автономная область46,30%

11,70%

81

Ненецкий автономный округ39,60%

10,90%

82

Челябинская область38,40%

14,00%

83

Кабардино-Балкарская Республика34,80%

5,30%

84

Республика Калмыкия19,80%

6,30%

85

Чукотский авт.округ32,30%

5,50%

Поддержка малых предприятий в неэффективных регионах может быть разделена на несколько стадий. Первая из них – помощь бизнесмену в открытии своего дела посредством выделения субсидий, предоставления льгот и реализации программ софинансирования по кредитам и займам.

Следующим этапом, который оказал бы позитивное влияние на развитие малого бизнеса в «отстающих» регионах, будет поддержка в области предоставления доступа к государственным заказам. Имея приоритетные права на заключение договоров с государственными учреждениями, представители малого бизнеса смогли бы более эффективно участвовать в процессе импортозамещения.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на ряд мер, которые оказывают общее позитивное влияние на бизнес-среду в стране. К ним следует отнести популяризацию предпринимательской деятельности и просвещение населения в области финансов и экономики. Такие программы необходимо разработать на федеральном уровне для постоянной их реализации.

С полным текстом исследования, а также выводами и рекомендациями, можно ознакомиться по следующей ссылке — Рейтинг малого бизнеса-2016

vsevybory.ru

Значение малого бизнеса в региональных экономических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

12.20. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Мухин А.В., аспирант, Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, г.Краснодар Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В исследовании определяется роль малого бизнеса в экономических системах регионов РФ, раскрываются перспективы развития предпринимательства, раскрывается взаимосвязь развитого сектора предпринимательства и стабильной экономической системы мезо-уровня.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, экономическая система, мезоуровень, инновации, социально значимая отрасль

THE IMPORTANCE OF SMALL-SCALE BUSINESS IN REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Mukhin A.V., postrgraduate, Institute of Economics, Law and Human specialities, Krasnodar

Annotation: the small-scale business role in economic systems of regions Russian Federations is defined in research, prospects of development of business reveal, the interrelation of the developed sector of business and stable economic system of mesolevel reveals.

Keywords: business, social business, economic system, mesolevel, innovations, socially significant branch

В промышленно-развитых странах в малом бизнесе занято до 70% населения. Этот сектор экономики даёт до половины всех налоговых поступлений в бюджет. Малые предприятия служат катализатором прогресса, своеобразной «режущей кромкой инноваций». Высокая мобильность, гибкость этого сектора позволяет ему быстро осваивать новые виды товаров и услуг, новые методы работы и технологии, зачастую вырастая в дальнейшем в средние и крупные компании (два примера - «МакДональдс» и «Майкрософт»). Таким образом, привлекательность малого предпринимательства в концепции развития региона велика: это и налоговые поступления, и повышение уровня занятости населения (а, следовательно, и снижение социальной напряжённости), насыщение рынка и ускорение его развития.

Разговоры о важности малого бизнеса и необходимости его поддержки слышны уже много лет, фактически с самого начала рыночных преобразований. Федеральные власти и региональные администрации регулярно заявляют об этом. Возникают и исчезают многочисленные программы по развитию малого бизнеса. Они имеют особое значение для регионов, где малый бизнес зачастую оказывается одной из основных, притом социально значимых отраслей экономики.

При изучении опыта по данному вопросу оказалось, что позиции экспертов сильно расходятся уже в самой оценке значения малого бизнеса для экономики регионов. Это, впрочем, неудивительно, поскольку речь идет о специфической сфере, оценивать которую можно по-разному. С одной стороны ясно, что очень редко малый бизнес становится ведущим в регио-

нальной экономике, и его вклад в валовый региональный продукт хоть и имеет удельный вес, но все же невелик. Такая ситуация особенно характерна для богатых сырьевых или столичных регионов, где тон задают мощные предприятия, на фоне которых все остальное оказывается незаметным. Интересно, что именно в таких, казалось бы самых развитых и «продвинутых» регионах эксперты отмечают слабое развитие малого бизнеса. Но в России это неудивительно, поскольку мощные ФПГ обеспечивают высокую занятость и хорошие зарплаты, а также косвенно - через налоги неплохое положение бюджетной сферы. Мы видим, что такая ситуация выгодна региону, отчасти населению региона, но в то же время такая ситуация несет на себе отпечаток дисбаланса и крайней нестабильности в период рецессии. Наш малый бизнес нигде не имеет «постиндустриального» характера, там, где малый бизнес есть, он «доиндустриален» и довольно примитивен. Процессы развития кризиса не только уменьшают количество рабочих мест на крупных предприятиях, но и зачастую под корень убивает предпринимательскую активность в кругах мелких предприятий и населения, имеющего желание пополнить сектор малого бизнеса.

Очень важна опорная роль малого бизнеса, которую не следует недооценивать, поскольку в нем занято большое количество людей, пусть их вклад в экономику невелик. Малый бизнес стал своеобразной страховочной сеткой, обеспечив многих и многих работой и заработком. В особенности такая ситуация оказалась характерной для экономически слаборазвитых или кризисных регионов с высокой безработицей, т.е. регионов аграрных и деиндустриализированных. В таких регионах и его финансово-экономическая роль оказывается более заметной. Например, на селе, в агропромышленном комплексе, да и во многих городских сферах, разумеется, тоже. Прежде всего, это - торговля, сфера услуг, некрупная промышленность вроде производства строительных материалов и т.п. Эксперты отмечают, что высокий уровень безработицы нередко скрывает теневую занятость в малом бизнесе, что характерно, например, для Дагестана. Малый бизнес обеспечивает самозанятость. Кстати, поступления от его налогов в значительной степени идут в региональные бюджеты и во многих субъектах федерации составляют их заметную часть.

Но вот реальное влияние малого бизнеса на общественно-политическое развитие эксперты считают недостаточным или вовсе незаметным. Возникают разноречивые оценки отношений между малым бизнесом и властью. Здесь все дело в оценке того, что же можно считать малым бизнесом. Активных и влиятельных бизнесменов в регионах очень много, это - факт, который подтверждают все. Но скорее их можно отнести к среднему бизнесу. Они, конечно, далеко не олигархи, но в то же время их нельзя отнести и к основной массе представителей малого бизнеса, которых часто называют «пролетариями от бизнеса».

Неудивительно, что диалог малого бизнеса и власти в регионах приобретает довольно странную форму. Для властей поддержка малого бизнеса - это скорее социальный и имиджевый проект. Выгодно показывать свою заботу о малом бизнесе, политически выгодно иметь его поддержку, например, на выборах. Поэтому большинство регионов имеет свои программы поддержки и развития малого бизнеса, проявляет патернализм в его отношении. Распространенным явлением стали бизнес-инкубаторы, реже создаются технопарки.

Мухин А.В.

ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В отдельных случаях малый бизнес получает налоговые и иные льготы, власти соглашаются на «снижение» административных барьеров, иные подобные уступки. Но вот реальная эффективность этих программ и заявлений в регионах сильно отличается и в целом невелика. Причина в том, что «льготы и привилегии» доходят до небольшой части бизнесменов, которые нередко и «малыми» не назовешь. Понятно, что тот же бизнес-инкубатор - это «игрушка» для избранных.

Кроме того, сам малый бизнес - среда специфическая. Действительно, ему постоянно приходится сталкиваться с коррупцией чиновников, большими и мелкими поборами, административными барьерами, прессингом. Малый бизнес уязвим, если власти принимают решение в пользу той или иной фигуры или бизнес-группы, что может привести к разорению многих. Но при этом малый бизнес и сам сильно криминализован, во многом работает в тени, уклоняется от налогов и т.п. На малый бизнес давит криминал, защитить от которого его порой некому, но и сам малый бизнес нередко не лучше. Поэтому согласовать интересы такого бизнеса и такой власти, сделав этот процесс прозрачным и сугубо позитивным, просто нереально.

Неудивительно, что интересы «пролетариата от бизнеса» остаются самыми незащищенными. Это приводит к акциям протеста, шумным скандалам, когда, например, оставшиеся без места и работы «бизнесмены» идут митинговать к зданиям властных органов. В этой необычной «классовой борьбе» появляются свои герои. Например, движение за права малого бизнеса, получившим широкую известность - «Опора России».

Но в целом малый бизнес напоминает весь российский народ. Эксперты отмечают, что он разобщен, атомизирован, каждый борется за свои личные интересы и, удовлетворив их, теряет интерес к борьбе. Интересы малого бизнеса слабо артикулированы. Поэтому постоянного действующего движения за права малого бизнеса не возникло нигде. Ассоциация «Опора России» представлена во многих регионах. Однако, ее руководство болеет прежде всего за интересы собственного бизнеса. Притом у руля в таких организациях часто оказываются достаточно крупные и заметные фигуры, которые правильнее отнести к среднему бизнесу. На словах они выступают за малый бизнес, а на деле за свой собственный и немалый. Тем более это типично для таких явно элитарных структур, как «Деловая Россия», союзы промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты. Последние, впрочем, больше работают с малым бизнесом, но это проявляется далеко не везде. Та же ситуация характерна для региональных законодательных и муниципальных представительных собраний, где бизнесменов сейчас очень много. На муниципальном уровне это может быть и вполне «аутентичный» малый бизнес, который старается и в своих личных, и в корпоративных интересах, но не всегда это удается, т.к. власть местного самоуправления слаба.

Информационная политика в отношении малого бизнеса также недостаточна. Во многих регионах есть элитные деловые издания или телепрограммы, которые анализируют его проблемы и дают рекомендации. Но круг их читателей обычно очень узок, исключений немного. Многие бизнесмены владеют СМИ, но опять же это бизнесмены крупные и средние, которые решают таким способом свои задачи. В большинстве регионов СМИ не работают в интересах малого бизнеса, не дают нужную ему информацию, поскольку нет соответствующего «заказа». А сам малый бизнес органи-

зовать, например, свои общественно-правовые СМИ еще не сумел.

Аналогично и отношения с партиями у малого бизнеса не выстроены. Вспомним, как в 1990-е гг. многие партии заигрывали с «челноками», многочисленной тогда категорией. Сейчас о поддержке малого бизнеса считают своим долгом заявлять все. «Единая Россия», конечно, в своих обещаниях находит место каждому, но справится со всеми обещаниями ей очень сложно.

Малый бизнес оказался в неприятном промежуточном положении. Администрации регионов предпочитают «дружить» с бизнесом покрупнее, который дает им деньги. А для привлечения избирателей работают с массовыми, менее обеспеченными слоями населения. Если малый бизнес сам начинает выступать и протестовать, его готовы поддержать многие оппозиционные партии. Но планомерно с ним работать никто не смог и не очень стремился. Вот и оказался он «бесхозным».

Тем временем перспективы малого бизнеса во многих регионах стали критическими. Его проблемы связаны с экспансией крупного, столичного и зарубежного бизнеса, особенно в сфере торговли. Эта экспансия приводит к ликвидации рынков, мелких торговых точек, которые буквально «зачищаются», уступая место сверкающим витринам крупных магазинов. Власти, как региональные, так и муниципальные, часто поддерживают эту экспансию, им это и приятно для имиджа, и выгодно финансово. Во многом это закономерный процесс. Но вот малый бизнес перестает играть роль страховочной сетки, и его представители, разоряясь, пополняют массу недовольного электората, с которой никто не знает, что делать. Ведь они уже нашли себя в бизнесе, и возвращаться им некуда.

Поэтому от властей сейчас требуется очень внимательное отношение к малому бизнесу и последствиям его вытеснения из экономики крупными компаниями. Притом явно требуются муниципальные программы, поскольку малый бизнес в силу своей специфики плотнее всего работает именно с муниципальными властями, во многих городах и районах он неплохо представлен во власти. В России сейчас можно обнаружить много проблемных точек, где малый бизнес стал важнейшим социальным механизмом, и где его подавление может привести к негативным последствиям для территории и для социального самочувствия граждан.

Список литературы:

1. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. - 2003. - №1. - с. 19-22.

2. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. -

2003. - №2. - с. 35-39.

3. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубеж. странах. - 2002. - №9. - с. 38-44.

4. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. - М.: Академия, 2002 - 192 с.

5. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2005 - №2. - с. 2-11.

6. Каганов В. Где подрастает малый бизнес / В. Каганов, Е. Сашникова // Экономика и жизнь. - 2005. - №16 (Апр.) - с. 11

7. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. - 2005. - №3. - с. 70-79.

8. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. Для всех, кто занимается бизнесом. - 2004. - №10 (май). - с.

5.

9. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА, 2005. - 224 с.

10. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2004 году / Под ред. М. А. Пархачеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассматривается важный элемент региональной экономической системы - малый бизнес. Соискатель делает акцент на социальной значимости малого бизнеса в экономических системах мезо-уровня, одновременно не забывая об экономических показателях и оценке перспективности развития малого бизнеса.

Актуальность статьи обусловливается в первую очередь тем, что поднимаются насущные проблемы при создании прочного класса малого предпринимательства: непонимание администрацией региона быстро меняющейся природы данного сегмента, не редко предпочтение развития крупных предприятий в ущерб развития малого бизнеса, что в итоге приводит к дисбалансу в экономической системе и ее неустойчивости при колебании макросистемы экономики России.

В работе даются рекомендации и основные направления, которые открывают новые перспективы развития малого бизнеса в регионах. Но в то же время не хватает конкретной модели для различных регионов -это возможность для продолжения научного исследования в данной сфере.

Работа написана доступных языком, рекомендуется к публикации.

К.э.н, доцент Эртель А.Г.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *