Производство виниловых пластинок – Как работает единственное в России производство виниловых пластинок :: Впечатления :: РБК.Стиль

Производство виниловых пластинок - Sony Music

Производство виниловых пластинок — Sony Music

Производство виниловых пластинок — японская корпорация Sony решила возобновить производство пластинок после почти 30-летнего перерыва. Выпуск виниловых пластинок будет запущено в марте 2018 года на фабрике подразделения компании Sony Music Entertainment в японской префектуре Сидзуока. Последняя пластинка производства Sony сошла с конвейера в далёком 1989 году. Случилось это, что неудивительно, на фоне укрепления рыночных позиций нового формата носителей данных CD. Компакт-диски были разработаны и выпущены при непосредственном участии Sony, а впервые поступили в продажу в 1982 году. Уже тогда многие эксперты понимали, что век винила постепенно подходит к концу. Но, как показало время, это вовсе не так.

Нарастающая популярность виниловых пластинок привела и к тому, что производители электроники наперебой кинулись выпускать современные проигрыватели винила. А уж какие экстравагантные устройства можно сегодня встретить на рынке, вплоть до таких, где пластинка левитирует над корпусом проигрывателя. Или компактный проигрыватель, который можно бросить в рюкзак и взять с собой куда угодно. Продажи виниловых пластинок в Японии за последние семь лет выросли почти в восемь раз до 799 000 копий в год. В США этот показатель равен 17,2 миллиона копий. Что примечательно, в прошлом году в Великобритании было продано больше пластинок, чем цифровых альбомов.

Немного истории

Продажи CD-дисков и производство виниловых пластинок за последние пару десятков лет резко упали по всему миру, так как на смену эпохи CD пришла эпоха MP3. Но и та, и другая эпохи – это эпохи цифровой музыки. Поначалу такой формат музыки казался идеальным вариантом – легко найти, легко купить, легко слушать. О качестве первое время мало кто из простых слушателей задумывался. А ведь качество, как раз та жертва, которую пришлось принести в угоду дешевизне и комфорту.

Но волна экстаза скоро прошла и люди всё больше стали обращать своё внимание на качество звучания музыки, приходя к выводу, что лучше аналогового звучания записи никакая иная запись не может передать все оттенки музыкальной композиции. Поэтому сейчас в моду снова стали приходить виниловые пластинки, многие музыканты стали записывать и издавать свои альбомы и песни именно на виниловых пластинках, а не на CD, DVD и прочих цифровых носителях и форматах.

Но история винила знает и свои падения. Так в начале 90х годов прошлого века, продажи, а следовательно и производство виниловых пластинок настолько упали, что многие звукозаписывающие компании решили прекратить выпуск и продажу винила. Виниловые пластинки как музыкальный носитель были буквально на грани вымирания, тем более, что CD уже всё настойчивее захватывали рынок. Но этот был не конец винила!

В начало XXI века ознаменовалось триумфальным возвращением виниловых пластинок в музыкальную индустрию. В это время многие молодые люди впервые стали открывать для себя винил. Ведь слушая музыку на виниловых пластинках ты не только мог насладиться первоклассным звучанием, но и почувствовать себя настоящим эстетом и ценителем музыки, когда все вокруг довольствовались «ущербным» MP3. Виниловые пластинки стали одним из атрибутов роскоши.

В 2008 году продажи виниловых пластинок подскочили вдвое. Многие молодые музыканты всё чаще стали выпускать свои альбомы именно на виниловых пластинках, а звукозаписывающие компании стали снова выпускать классические виниловые альбомы прошлых лет. Только в третьем квартале 2011 года в мире было продано в два раза больше виниловых пластинок, чем за целый 2008 год – примерно 3 900 000 экземпляров!

Популярность виниловых пластинок

Сейчас разные люди по разным причинам покупают виниловые пластинки. Молодое поколение людей покупает винил в основном, потому что это модно сейчас. Но производство виниловых пластинок до сих пор не удовлетворяет спрос покупателей. Но есть среди них и те, кто ценит само качество звучание и поэтому готовы отдать большие деньги для того, чтобы услышать как можно в лучшем качестве свои любимые альбомы. Так в 2010 году самым продаваемым альбомом стал Виниловый альбом легендарных The Beatles — Abbey Road. Не стоит забывать, что и многие культовые саундтреки из фильмов 80-х также выпускались на виниле.

Многие считают, что музыка переведённая в цифровой формат, на сколько бы не была усовершенствована технология, значительно теряет в качестве. Именно потому, что многие люди всё чаще и чаще жалуются на то, что качество у цифровых записей их не удовлетворяет, музыкантам приходится издавать свои альбомы на виниле. Хотя, на самом деле, не каждый слушатель сможет отличить разницу цифрового и аналогового звучания. Поэтому скорее всего взлёт популярности винила связан именно с модой на него, а не с утончением вкуса людей.

За 120-летнюю историю существования виниловых грампластинок технология их производства практически не изменилась. Аналоговые диски по-прежнему «пекут», как пирожки, — прессуют с помощью матриц при температуре 180 градусов. Процесс охлаждения длится 24 часа. При этом звучат современные виниловые пластинки лучше выпускавшихся прежде. Секрет – в усовершенствованной рецептуре виниловых гранул, которую производители держат в строжайшей тайне.

И немного подробнее как производят пластинки

Производство виниловой пластинки начинается с изготовления мастер-диска. Для этого на фабрике используют алюминиевые подложки.

Такую заготовку помещают в специальную машину, которая покрывает каждую подложку необходимым слоем лака — на выходе получается лаковый диск.

Мастеринг осуществляется следующим образом — исходную запись проигрывают в обратном направлении на микшерной консоли, подключенной к нарезающему станку.

Затем наступает время так называемого «резания лака». На виниловом станке вибрирующая игла травлением гравирует лак.

Вытравленный лак затем покрывается металлом и используется для изготовления штамповочных пластин. В качестве покрытия обычно используется тонкий слой серебра или никеля.

Дорожки на металлической пластине прорезаются с помощью вот этого аппарата.

После изготовления матрицы весь лишний метал срезается.

Изготовленный «тяжелый» диск хранится у производителя десятилетиями, и зачастую все последующие переиздания делаются именно с него, поскольку мастер-диски быстро изнашиваются (алюминий все-таки).

После остывания лака на матрице, его отделяют от металлической пластины

Готовые матрицы промывают специальным составом

Материнский и отцовский диски

В производстве выделяют отцовский и материнский диски. То есть — имеется мастер-диск, есть его копия — тяжелый отцовский диск, плюс копия отцовского — материнский диск (изготавливается напылением серебра на отцовский диск). Материнский диск может играть на проигрывателе. Если материнский диск ломается при печати тиража, с отцовского делают еще одну копию. Как правило одна такая матрица рассчитана на 1500-2000 пластинок.

В центре пластинки с помощью специального станка выбивается серийный номер пластинки и, если необходимо, текст

После того как пластинка готова к печати, наступает черед винила.

Его привозят в виде небольших шариков, которые засыпаются в экструдер — пресс нагревающий и выдавливающий винил.

На выходе получается «виниловая лапша»

Сам по себе экструдер выглядит как средних размеров станок

Затем виниловая лапша поступает в машину-печь, которая плавит этот «полуфабрикат».

При этом на многих фабриках работают машины, останавливать которые нельзя. Перерыв в производстве — и все внутренности печи забьются вот такими кусками винила

Параллельно с изготовлением винила печатают и наклейки на пластинки. Специальный пресс вырубает их из стопки.

Наклейки кладутся с двух сторон, под пресс подается виниловая масса. Несколько секунд максимального давления (более 100 тонн) и пластинка почти готова.

Теперь необходимо обрезать края с помощью триммера. Раньше использовались более простые модели, требующие участия человека.

Теперь процесс в значительной степени автоматизирован.

Готовую виниловую пластинку оставляют остывать в специальных контейнерах.

В целом такое производство виниловых пластинок оказывается достаточно затратным. Самые маленькие фабрики соглашаются печатать пластинки тиражом не менее 250 экземпляров. Главным образом это
объясняется высокой стоимостью металлических матриц и точностью работ по травлению дорожек (все замеры осуществляются с помощью специальных микроскопов). Как заявляют

производители, сегодняшних производственных мощностей явно недостаточно, чтобы добиться хотя бы 200% себестоимости пластинки по сравнению с золотой эпохой винила.

Вместе с тем растущий спрос на пластинки оставляет как производителям так и меломанам определенный повод для осторожного оптимизма.

Источник: hi-news.ru

usilitelstabo.ru

Виниловый ренессанс: кто в России выпускает пластинки и кто их слушает

Таких точек продаж осталось немного — специализированные музыкальные магазины практически ушли в прошлое. Сейчас винил проще найти в интернете или в так называемых корнерах в модных книжных магазинах. Пластинки, сделанные на "Ультра Продакшн", стоят на одних полках с новодельными релизами западных групп.

"В общем и целом впечатления положительные, — рассказывает о виниловых новоделах коллекционер пластинок Алексей Федорец. — Но есть и брак, как, например, переиздания Depeche Mode. Думаю, что пренебрежение к новоделам есть результат предрассудков".

"Переиздания, что мне попадались, бывали по звуку и отличные, и отвратные, но большая часть, процентов 70, заслуживает характеристики "терпимые", — говорит его коллега по увлечению Кирилл Стариков. — Насчет новых — тут как повезет с тем, кто делал мастеринг для винила. Иногда бывает хорошо, чаще — не очень".

"Новоделы покупать не вижу смысла, — виниломан Олег Каменев настроен не так оптимистично. — Легкая "волна", небрежная упаковка, оставляющая следы, — в порядке вещей. Не зависит от массовости производства и крутости рекорд-лейбла никак, разве к продукции Blue note (известный джазовый лейбл. — Прим. ред.) никаких претензий. На цветных встречал некий шелест между песнями, но не могу утверждать, что это какое-то особое их свойство. В половине, наверное, случаев на виниле по отношению к параллельно выпущенному CD завалены верхи. Зачем? Не знаю. Самое обидное, когда альбом звучит идеально, а на пластинке — следы от того, как ее паковали".

Диск продолжается

Большая комната на подмосковной даче. Сработанная из грубого дерева стойка, на которой мягко светится шкалами винтажный норвежский усилитель с круглыми ручками. Сверху – винтажный же немецкий проигрыватель. Крутится пластинка.

"Как почти все, я много лет не слушал винил, — говорит хозяин дачи, 45-летний москвич Алексей Акимов. — А вот где-то в 2010 году втянулся, собрал себе хорошую винтажную систему. Слушаю я, слушает — и уже серьезно — взрослая дочь, слушает младший сын".

ria.ru

Под прессом. Винил 2017

Всего три технологических процесса и виниловая пластинка готова. Если первый из них — запись (мастеринг) — происходит на студиях звукозаписи, то второй и третий (изготовление матрицы и тиражирование пластинки) — удел заводов.

Только что отпрессованные пластинки ожидают отправки на упаковку


Собственно, процесс тиражирования тоже разделяется на этапы. Первый — тиражирование матрицы, то есть инструмента для штамповки готового изделия. Второй — изготовление из пластической массы готового изделия, или прессование. Оба этих этапа требуют совершенно различного оборудования.

Пресс-полуавтомат


Для производства инструмента штамповки, то есть, металлической матрицы — зеркальной (негативной) копии будущей пластинки — обычно используется гальванический процесс, представляющий собой осаждение металла из растворов. Сначала делается обращенная металлическая копия (негатив) приехавшего из студии лакового оригинала. Она несет особую ценность, держится в сохранности и используется для снятия с нее дополнительных копий, которые, собственно, и становятся матрицами для штамповки, и покидают гальванический цех.

Металлическая матрица-негатив


Матрица заряжается в гидравлический пресс, в который из подготовительного цеха поступают этикетки и масса для прессования. Масса для прессования нагревается (обычно паром, так как нужно сделать это быстро) и приобретает текучесть. При формовании пластинки в массу впрессовываются также и этикетки. Вышедшая из под пресса пластинка обрабатывается с торца, проходит ОТК, упаковывается во внутренний конверт, затем во внешний конверт, потом в коробку, и вместе со своими сестрами-близнецами едет в магазин или к дистрибьютору.

Матрица для двусторонней печати в прессе. Не стоит забывать, что матрица имеет ограниченный срок службы


На видео, подготовленном Classic Records, видны некоторые технологические особенности производства:


А вот видео с завода VRP (Vinyl Record Pressing) в США:


На заводы стоят очереди

После почти пятнадцати лет прозябания с середины 90-х по примерно 2007 год винил вошел в моду, и на заводы выстроилась очередь. В 2007 году в Великобритании было продано 200 000 пластинок, в 2015 — 2,1 миллиона. Заводы грампластинок не знают, как отбиться от клиентов, даже крупные заказчики ждут тиража по несколько месяцев. Элементарно не хватает оборудования для тиражирования.

Готовая продукция в виде цветного винила:


А здесь вы можете ознакомиться с цветными проигрывателями виниловых дисков.

Как работает формовочный пресс

Поучив из гальванического цеха матрицу-негатив, завод приступает к пробному тиражированию. Обычно это 10–20 экземпляров, которые отправляются на прослушивание. Если все нормально, то тиражирование начинается.
Масса для прессования представляет собой гранулы из специальной термопластической смеси. Текучесть при нагревании ей придает основная составляющая — винилит, один из сополимеров винилхлорида с добавками винилацетата. Для придания определенной износоустойчивости, цвета, стабилизации смеси, антистатических свойств в основной сополимер добавляется целый ассортимент присадок.



Растопив виниловую смесь в котле при температуре около 150°, из дозатора вынимают смешную толстую лепешку. Она и отправляется в пресс, где ее ждет встреча с матрицей, точнее с двумя матрицами (на обе стороны будущего диска). Чтобы быстро нагреть виниловую массу до  рабочей температуры 170–180°, в пресс-форму подается пар под давлением.

Из этой лепешки аморфной массы пресс сделает носитель музыки


Пресс со страшной силы вжимает в разогретую лепешку наши металлические матрицы — для лонгплея это более 100 тонн давления. Пластинка — существо выносливое.
Уже с середины 70-х прессы фактически стали пресс-автоматами. В таком прессе находятся все основные, промежуточные и управляющие устройства: предпластикатор, обрезной механизм, накопитель отпечатанных дисков и т.д. А в чем проблема?

Проблема в том, что к концу 80-х тиражи пластинок резко упали. Пресс — дорогое и надежное изделие, при надлежащем техобслуживании оно может работать десятки лет. Зачем покупать новый, если заказов нет? Практически все известные заводы по выпуску оборудования для тиражирования пластинок вынуждены были закрыться или перепрофилироваться: шведский Alpha Toolex, немецкие Taunus Ton Technik, американские Hub Servall Record Manufacturing Corp, Hamilton, SMT,  Finebilt, Lened.


В итоге индустрия так и живет до сих пор старыми запасами. Станки выпуска 70-х голов перепродаются, а потом перепродаются снова. Новые заводы открываются, но круговорот оборудования не увеличивает количество его, поэтому очереди на тиражирование не уменьшаются. Некоторые модели прессов оснащены счетчиками отпечатанных дисков. Увидеть там показания в 3 или 4 миллиона штук — вполне вероятно: ведь на обычной мощности пресс штампует по 60–70 000 пластинок в неделю! При этом производители ясно понимают, что чудес от изношенной техники ждать не надо: процент брака растет с каждым годом.

Почему же не начать выпускать новые прессы, раз на них такой спрос? Во-первых, начать производство пресс-автомата с нуля — это колоссальные вложения, которые не окупятся быстро. Во-вторых, смельчаки уже нашлись.


Новые первопроходцы

В 2016 году канадскому предприятию Viryl Techologies удалось таки собрать необходимое финансирование от региональных фондов — а это более миллиона долларов — и воплотить в жизнь разработанный группой инженеров современный пресс-автомат WarmTone.
Компания Viryl открыла собственный завод грампластинок в Торонто и также продает свои прессы другим предприятиям. Каждый пресс продается примерно за 190 тысяч американских долларов. Почему бы и нет? В 2015 году в Канаде продано почти 520 000 пластинок, а в США — 12 миллионов. При этом число работающих прессов во всей Северной Америке оценивается в 135–140 штук, не больше.
Пресс WarmTone выглядит и оснащен как станок 21 века. Десятки датчиков отслеживают всевозможные технологические параметры — давление в дозаторе, температуру, влажность, состав термопластика — а автоматика позволяет регулировать параметры соответственно техническим условиям. И, да — станок отправляет оперативные сведения о параметрах работы на мобильное приложение. А вы как думали? Я ж сказал — 21-й век!


WarmTone работает примерно в 1,5–2 раза быстрее "прошловекового" оборудования — на один диск уходит примерно 20–25 секунд в зависимости от массы, а процент брака у него намного меньше: 1% . Четыре пресс-автомата обслуживает всего только один оператор — это тоже стандарты рабсилы 2016 года.
Упомянутая цена в $190 тысяч, однако, привлекательна не для всех. Старый пресс сейчас продается примерно за $80 000, плюс еще тысяч 10 уйдет на ремонт и наладку. Кстати, в 2006 году пресс-автомат в приличном состоянии можно было приобрести на закрывающемся заводе за 5 000 долларов.

Примерно $80 000 стоит и новый станок, который начала в 2016 году выпускать немецкая компания Newbilt machinery GmbH & Co KG из Алсдорфа. Она пошла несколько другим путем, чем Vyril, более простым. Компания Newbilt купила права собственности на конструкцию у наследников фирмы Finebilt и на основе этой конструкции начала выпуск собственного пресс-полуавтомата Newbilt Duplex. Американские прессы Finebilt в свое время считались одними из лучших и были весьма популярными. Вроде бы как, в мире осталось еще примерно около 100 работающих Finebilt, так что за образец было взято достойное изделие.

Производство цветного винила на заводе Newbilt:


Контроль качества:


Фактически Newbilt заменила только два элемента конструкции: паровыпускные клапаны и систему управления. Эти элементы полностью осовременены. Программное управление Siemens сделали новые прессы более быстрыми и эффективными. Среднее время формования одного диска – примерно 23 секунды. Полуавтоматический пресс Newbilt больше подходит для относительно небольших тиражей, так как в нем требуется отдельный предпластикатор-экструдер.
Рыночные аналитики считают, что сегодня наиболее популярны заказы на небольшие тиражи виниловых дисков: 300–500 штук. Это делает полуавтоматические прессы вполне конкурентоспособными. Снизить долю ручного труда на заводе, оборудованном такими станками, можно с помощью современных роботов-манипуляторов типа SCARA.

Светлое будущее

Конечно, сумасшедшие темпы роста винилового носителя не продержатся десятилетия. Точка насыщения близка. Тем не менее, клиентская база растет и для многих грампластинка теперь ассоциируется не с древностью, а наоборот — с модным и новым. Для нас с вами, как любителей домашнего воспроизведения музыки, ренессанс аналогового звука — хороший знак. Человечество еще не потеряло способность отличать качество от суррогата. Год 2017 обещает быть удачным для винила. Не останьтесь в стороне от трендов и оцените продукцию современных заводов пластинок!

Текст: Сергей Таранов


www.hifiaudio-spb.ru

12 дюймов | « Компания RECORDSMAN».

Пластинка — это формат, наиболее защищенный от пиратства. Виниловую пластинку невозможно подделать, трудно скопировать в цифорвой формат (MP3, WAV), и выложить в свободный доступ в интернете. Именно по этому, для максимальной защиты композиций от копирования, актуально выпускать всю новую музыку на виниловых носителях, и лишь после этого запускать в массы CD и MP3 – релизы.

 

Производство и тиражирование виниловых пластинок 12 дюймов

(черный винил)

Количество1002003005001000
ПРОИЗВОДСТВО РОССИЯ 
Пластинка 12″ (180 г)
Цветной лейбл
(сторона А+В),
Вакуумная упаковка
Арт. 502108
сроки изготовления  20 дней
600,00350,00250,00220,00190,00
Количество1002003005001000
ПРОИЗВОДСТВО ГЕРМАНИЯ 
Пластинка 12″ (180 г)
Цветной лейбл
(сторона А+В),
Вакуумная упаковка
Арт. 502108
сроки изготовления  50 дней
980,00740,00560,00480,00370,00

Цены в рублях, за 1 штуку, с  учетом НДС 

Цены включают (заводская репликация от 10 штук): изготовление виниловых пластинок, создание матриц , запись информации, нанесение полноцветного изображения на поверхности пластинок, бумажный защитный конверт 90гр., все налоги. Срок изготовления 3-4 недель.

Диаметр 12″ 33 об/мин. макс. 12 мин. сторона-лучшее качество. Возможно, записать большее время воспроизведения. Следует отметить, что рекомендуемое время воспроизведения относится к ди-джеям, для частного прослушивания качество музыки останется на высшем уровне.

Производство и тиражирование виниловых пластинок 12 дюймов

(цветной винил: желтый, оранжевый, ярко-красный, тёмно-красный вишнёвый, бледно-зелёный, тёмно-зелёный, голубой, синий , фиолетовый, розовый, прозрачный)

Количество1002003005001000
ПРОИЗВОДСТВО РОССИЯ
Пластинка 12″ (180 г)
Цветной лейбл
(сторона А+В),
Вакуумная упаковка
Арт. 502108
сроки изготовления  20 дней
800.00550.00350.00320.00290.00
Количество1002003005001000
ПРОИЗВОДСТВО ГЕРМАНИЯ
Пластинка 12″ (180 г)
Цветной лейбл
(сторона А+В),
Вакуумная упаковка
Арт. 502108
сроки изготовления 50 дней
1580.001240.00860.00680.00570.00

Цены в рублях, за 1 штуку, с  учетом НДС

Цены включают (заводская репликация от 10 штук): изготовление виниловых пластинок, создание матриц , запись информации, нанесение полноцветного изображения на поверхности пластинок, бумажный защитный конверт 90гр., все налоги. Срок изготовления 3-4 недель.

Диаметр 12″ 33 об/мин. макс. 12 мин. сторона-лучшее качество. Возможно, записать большее время воспроизведения. Следует отметить, что рекомендуемое время воспроизведения относится к ди-джеям, для частного прослушивания качество музыки останется на высшем уровне.


Типы виниловых пластинок

Шеллачные (граммофонные) пластинки нельзя проигрывать на электрофонах (за исключением тех, которые снабжены поворотной иглой с маркировкой «78» на одной из сторон), иначе игла сразу придёт в негодность. Винтовые (долгоиграющие и стерео) и гибкие пластинки предназначены только для электрофонов. Проигрывание такой пластинки на граммофоне сразу и навсегда уничтожит запись. Поэтому важно отличать типы пластинок.

Граммофонные являются более толстыми, тяжёлыми, и хрупкими (как стекло). Виниловые (или гибкие) пластинки производства СССР маркируются знаком перевернутого треугольника (моно) или пересекающихся окружностей (стерео). В основном выпускались пластинки диаметром 30 и 17,5 см (советские обозначения: «∅300» и «∅175») (12″ и 7″). Цвет грампластинок в основном чёрный, хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные.


Общая информация по изготовлению

Несмотря на внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь, аналог продолжает свое существование. И пластинки здесь не исключение. В последние несколько лет также увеличился и спрос на данный тип носителя. Это возможно обусловлено изменившимся отношением общества к звуку с уклоном в качество и как следствие усовершенствование своих технологий производителями hi-fi аудиотехники. Почему именно пластинки нередко используются меломанами в качестве источника звука? Немного о технологии.

Дело в том, что в XX веке, сейчас реже, запись, по большей части, производилась на магнитную ленту. После чего с этой записи нарезалась эталонная копия на так называемом «лаковом диске». На алюминиевый диск наносится слой лака, после чего производится его контроль. В случае отсутствия повреждений, диск окантовывается с целью предотвращения нового повреждения от трения при складывании. Затем пробивается отверстие в центре и фактически лаковый диск готов к нарезке.

Его помещают на токарный станок, снимают окантовку, к центру подводится вакуумный насос, а к внешнему краю нарезающее устройство и начинается запись — нарезка иглой обычно с сапфировым наконечником. Стружка, образуемая в процессе нарезки, всасывается устройством, расположенным рядом с пишущей иглой. По завершении записи, на лаковой поверхности отмечается серийный номер и диск отправляется на следующий этап производства.

Нарезанный лаковый диск промывается мыльным раствором, после на него наносят дихлорид олова с серебром и погружают в никелевый раствор. Под воздействием электрического тока, никель сплавляется и заполняет канавки. Затем снимается слой металла, который является матрицей для штамповки виниловых пластинок. Прямо по центру матрицы пробивается отверстие; также обрезаются кромки до требуемого диаметра. Матрица готова к штамповке.

Поливинилхлоридные гранулы засыпаются в экструдер, на выходе получаются небольшие порции расплавленной пвх массы. К ней прикладываются с двух сторон этикетки, и уже вместе с этикетками вся масса прессуется под давлением примерно в 100 тонн. После чего обрезаются неровные края и пластинка готова.

Но почему же все – таки винил предпочитают меломаны, аудиофилы или просто ценители качественного звука? Если при сведении композиций, запись производилась на ленту, то уже штампованный винил являлся фактически оригинальной копией записей и именно в таком виде, в котором задумывался звукорежиссерами. Это в общем – то и одна из основных причин использования для прослушивания именно аналогового диска, а не цифры, за егодостоверность.

www.recordsman.ru

Sony возобновила производство виниловых пластинок

Я совсем не специалист и не ценитель музыки на столько, что бы спорить есть разница в цифровой или аналоговой музыки. Да я даже не совсем понимаю, почему раньше песня в МП3 у меня на винте занимала 3 Мб, а сейчас 15 Мб, но результат для меня одинаковый.

Однако говорят, что виниловые пластинки вновь на пике своей популярности. Их продажи продолжают неуклонно расти по всему миру и в 2017 году достигли пика с конца 80-х.

Ретро привлекательно не только своей эстетикой, но и уникальным звуком, который так высоко ценят аудиофилы. Да и ощутить в руках виниловую пластинку куда приятнее, чем слушать музыку, купленную в облачном сервисе вроде iTunes. Всё это подталкивает крупнейших производителей пересмотреть свою политику в отношении винила.

Японская корпорация Sony, например, решила возобновить производство пластинок после почти 30-летнего перерыва.

Производство виниловых пластинок будет запущено в марте 2018 года на фабрике подразделения компании Sony Music Entertainment в японской префектуре Сидзуока. Последняя пластинка производства Sony сошла с конвейера в далёком 1989 году. Случилось это, что неудивительно, на фоне укрепления рыночных позиций нового формата носителей данных CD. Компакт-диски были разработаны и выпущены при непосредственном участии Sony, а впервые поступили в продажу в 1982 году. Уже тогда многие эксперты понимали, что век винила постепенно подходит к концу. Но, как показало время, это вовсе не так.

Нарастающая популярность виниловых пластинок привела и к тому, что производители электроники наперебой кинулись выпускать современные проигрыватели винила. А уж какие экстравагантные устройства можно сегодня встретить на рынке, вплоть до таких, где пластинка левитирует над корпусом проигрывателя. Или компактный проигрыватель, который можно бросить в рюкзак и взять с собой куда угодно. Продажи виниловых пластинок в Японии за последние семь лет выросли почти в восемь раз до 799 000 копий в год. В США этот показатель равен 17,2 миллиона копий. Что примечательно, в прошлом году в Великобритании было продано больше пластинок, чем цифровых альбомов.

Немного истории. Продажи CD-дисков за последние пару десятков лет резко упали по всему миру, так как на смену эпохи CD пришла эпоха MP3. Но и та, и другая эпохи – это эпохи цифровой музыки. Поначалу такой формат музыки казался идеальным вариантом – легко найти, легко купить, легко слушать. О качестве первое время мало кто из простых слушателей задумывался. А ведь качество, как раз та жертва, которую пришлось принести в угоду дешевизне и комфорту. Но волна экстаза скоро прошла и люди всё больше стали обращать своё внимание на качество звучания музыки, приходя к выводу, что лучше аналогового звучания записи никакая иная запись не может передать все оттенки музыкальной композиции. Поэтому сейчас в моду снова стали приходить виниловые пластинки, многие музыканты стали записывать и издавать свои альбомы и песни именно на виниловых пластинках, а не на CD, DVD и прочих цифровых носителях и форматах.

Но история винила знает и свои падения. Так в начале 90х годов прошлого века, продажи виниловых пластинок настолько упали, что многие звукозаписывающие компании решили прекратить производство и продажу винила. Виниловые пластинки как музыкальный носитель были буквально на грани вымирания, тем более, что CD уже всё настойчивее захватывали рынок. Но этот был не конец винила!

В начало XXI века ознаменовалось триумфальным возвращением виниловых пластинок в музыкальную индустрию. В это время многие молодые люди впервые стали открывать для себя винил. Ведь слушая музыку на виниловых пластинках ты не только мог насладиться первоклассным звучанием, но и почувствовать себя настоящим эстетом и ценителем музыки, когда все вокруг довольствовались «ущербным» MP3. Виниловые пластинки стали одним из атрибутов роскоши.

В 2008 году продажи виниловых пластинок подскочили вдвое. Многие молодые музыканты всё чаще стали выпускать свои альбомы именно на виниловых пластинках, а звукозаписывающие компании стали снова выпускать классические виниловые альбомы прошлых лет. Только в третьем квартале 2011 года в мире было продано в два раза больше виниловых пластинок, чем за целый 2008 год – примерно 3 900 000 экземпляров!

Сейчас разные люди по разным причинам покупают виниловые пластинки. Молодое поколение людей покупает винил в основном, потому что это модно сейчас. Но есть среди них и те, кто ценит само качество звучание и поэтому готовы отдать большие деньги для того, чтобы услышать как можно в лучшем качестве свои любимые альбомы. Так в 2010 году самым продаваемым альбомом стал Виниловый альбом легендарных The Beatles - Abbey Road. Не стоит забывать, что и многие культовые саундтреки из фильмов 80-х также выпускались на виниле.

Многие считают, что музыка переведённая в цифровой формат, на сколько бы не была усовершенствована технология, значительно теряет в качестве. Именно потому, что многие люди всё чаще и чаще жалуются на то, что качество у цифровых записей их не удовлетворяет, музыкантам приходится издавать свои альбомы на виниле. Хотя, на самом деле, не каждый слушатель сможет отличить разницу цифрового и аналогового звучания. Поэтому скорее всего взлёт популярности винила связан именно с модой на него, а не с утончением вкуса людей.

За 120-летнюю историю существования виниловых грампластинок технология их производства практически не изменилась. Аналоговые диски по-прежнему "пекут", как пирожки, - прессуют с помощью матриц при температуре 180 градусов. Процесс охлаждения длится 24 часа. При этом звучат современные виниловые пластинки лучше выпускавшихся прежде. Секрет – в усовершенствованной рецептуре виниловых гранул, которую производители держат в строжайшей тайне.

И немного подробнее как производят пластинки:

Производство виниловой пластинки начинается с изготовления мастер-диска. Для этого на фабрике используют алюминиевые подложки.

Такую заготовку помещают в специальную машину, которая покрывает каждую подложку необходимым слоем лака — на выходе получается лаковый диск.


Мастеринг осуществляется следующим образом — исходную запись проигрывают в обратном направлении на микшерной консоли, подключенной к нарезающему станку.

Затем наступает время так называемого "резания лака". На виниловом станке вибрирующая игла травлением гравирует лак.

Вытравленный лак затем покрывается металлом и используется для изготовления штамповочных пластин. В качестве покрытия обычно используется тонкий слой серебра или никеля.

Дорожки на металлической пластине прорезаются с помощью вот этого аппарата


После изготовления матрицы весь лишний метал срезается

Изготовленный "тяжелый" диск хранится у производителя десятилетиями, и зачастую все последующие переиздания делаются именно с него, поскольку мастер-диски быстро изнашиваются (алюминий все-таки).

После остывания лака на матрице, его отделяют от металлической пластины

Готовые матрицы промывают специальным составом




В производстве выделяют отцовский и материнский диски. То есть — имеется мастер-диск, есть его копия — тяжелый отцовский диск, плюс копия отцовского — материнский диск (изготавливается напылением серебра на отцовский диск). Материнский диск может играть на проигрывателе. Если материнский диск ломается при печати тиража, с отцовского делают еще одну копию. Как правило одна такая матрица рассчитана на 1500-2000 пластинок.

В центре пластинки с помощью специального станка выбивается серийный номер пластинки и, если необходимо, текст

После того как пластинка готова к печати, наступает черед винила.

Его привозят в виде небольших шариков, которые засыпаются в экструдер — пресс нагревающий и выдавливающий винил.

На выходе получается "виниловая лапша"

Сам по себе экструдер выглядит как средних размеров станок

Затем виниловая лапша поступает в машину-печь, которая плавит этот "полуфабрикат".

При этом на многих фабриках работают машины, останавливать которые нельзя. Перерыв в производстве — и все внутренности печи забьются вот такими кусками винила

Параллельно с изготовлением винила печатают и наклейки на пластинки. Специальный пресс вырубает их из стопки.


Наклейки кладутся с двух сторон, под пресс подается виниловая масса. Несколько секунд максимального давления (более 100 тонн) и пластинка почти готова.


Теперь необходимо обрезать края с помощью триммера. Раньше использовались более простые модели, требующие участия человека.

Теперь процесс в значительной степени автоматизирован.

Готовую виниловую пластинку оставляют остывать в специальных контейнерах.

В целом такое производство оказывается достаточно затратным. Самые маленькие фабрики соглашаются печатать пластинки тиражом не менее 250 экземпляров. Главным образом это
объясняется высокой стоимостью металлических матриц и точностью работ по травлению дорожек (все замеры осуществляются с помощью специальных микроскопов). Как заявляют
производители, сегодняшних производственных мощностей явно недостаточно, чтобы добиться хотя бы 200% себестоимости пластинки по сравнению с золотой эпохой винила.

Вместе с тем растущий спрос на пластинки оставляет как производителям так и меломанам определенный повод для осторожного оптимизма.

[источники]
источники
https://hi-news.ru/technology/posle-30-letnego-pereryva-sony-vozobnovila-proizvodstvo-vinilovyx-plastinok.html
https://www.musicantam.com/muz-offtop/vinilovye-plastinki-snova-pokorjajut-mir/
http://www.dw.com/ru/%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BB-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BE/a-18958149
http://nnm.me/blogs/Dmitrykonn/vinilovoe_vozrozhdenie_4_kak_delayut_plastinki/

Павел Шипилин (pavel_shipilin) о коррупции в России и мире. Четверг, 6 июля, в 17:00 (Мск):


А вы готовы снова слушать винил?

Да, куплю проигрыватель и буду покупать пластинки

17(23.6%)

Нет, вы что с ума сошли!!! Это прошлый век и сейчас этому не место в массовой культуре

37(51.4%)

Я и не прекращал слушать.

18(25.0%)

Вот вам еще Винил под микроскопом и вот еще юморное если бы на советских пластинках ...

masterok.livejournal.com

Как делают виниловые пластинки, или новая LP-столица мира [перевод] / Stereo.ru

«Это металлическая матрица, — говорит Джей Миллар (Jay Millar), рассматривая ослепительный серебристый диск в машинном зале завода United Record Pressing, распложенного в пригороде Нэшвилла, штат Теннесси. — Отсюда все начинается».

Пятьдесят лет назад этот завод выпустил первый в США сингл The Beatles, а затем в 70–80-х годах сотни хитовых пластинок на 33 и 45 оборотов от знаменитой своим фирменным звучанием студии звукозаписи Motown. Сегодня старые станки и не думают останавливаться, выпуская шипящие, жужжащие записи, продажи которых возрождаются. Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила — городская музыкальная индустрия пытается удовлетворять растущий спрос на виниловые пластинки.

United Record Pressing — крупнейшая компания по производству винила в США. Она, кстати, расположена неподалеку от Third Man Records — независимого лейбла, основанного Джеком Уайтом (Jack White), сумевшем недавно выпустить самый популярный релиз современного времени.

Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила

В следующем году компания планирует установить 16 новых прессов, которые повысят суточные объемы производства до 60 тысяч пластинок. Джей Миллар не стал уточнять, где именно им удалось отыскать эти машины — производство станков для работы с виниловыми записями позакрывалось в восьмидесятых годах, и конкуренция за оставшиеся производственные мощности колоссальна — ведь спрос на винил быстро растет. Несколько последних станков для выпуска металлических мастер-дисков (штампов для производства виниловых пластинок) купили на аукционе, проводившимся Церковью Саентологии, чьи последователи искренне верили, что лучший способ сохранить выступления своего гуру Рона Хаббарда для потомков — записывать их на 33⅓ пластинки.

Слева: заготовки для печати виниловой пластинки, справа — сама пластинка (в данном случае группы Creedence Clearwater Revival)

Сайентологи не единственные, кто решил вернуть винил к жизни. После нескольких лет войны аудиоформатов, в результате которой общие продажи физических носителей снизились в два раза, потребители, судя по всему, приняли решение. Спрос на компакт-диски и загрузки MP3-файлов падает, а продажи потокового аудио и винила растут.

Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый

«Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый, — считает Миллар. — Наше производство работает 24 часа в сутки, шесть дней в неделю, но мы все равно не успеваем за растущим спросом». По состоянию на середину июня 2014 года продажи винила в США выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, в этом году оборот достигнет 6 млн пластинок. Стоить отметить, что в 2007 было реализовано всего около 1 млн виниловых носителей.

Мастер-диск помещают в гальваническую ванну, чтобы сделать свою противоположность — «мать» (матрицу)

Аналоговые аудиофилы, как Джек Уайт и Black Keys, уже давно «печатают» свою музыку в Нэшвилле. Однако с некоторых пор к этой компании присоединились и звезды поп-сцены, ранее не отличавшихся особой любовью в винилу, например Тэйлор Свифт и Бейонсе. Спрос со стороны музыкантов настолько велик, что время ожидания производства партии дисков выросло до 12 недель. Звукозаписывающие компании не анонсируют дату винилового релиза до тех пор, пока не начнется печать именно их релиза.

Процесс печати двухцветного варианта пластинки Джека Уайта The Lazaretto

Лидером продаж в этом году стал альбом Джека Уайта The Lazaretto, за первую неделю разошедшийся тиражом в 40 тысяч пластинок. Это признанный рекорд — ни один виниловый релиз так хорошо не продавался с 1991 года. Кстати, продажи этого альбома все еще продолжаются, и, согласно статистике, составляют 2000 в неделю. В студии Third Man Records, расположенной у входа на фабрику United Record Pressing, недавно Нил Янг записал альбом A Letter Home. Там стоит машина для резки винила с King Records, что в Цинциннати, подаренная Джеймсом Брауном; стеклянный шкаф с игрушкой танцующей обезьяны. Одна половина студии покрашена в красный, вторая — в желтый. Между комнатами Third Records курсируют девушки в фирменных желто-черных цветах. Коридоры украшены чучелами животных, одно из которых напоминает яка.

Слоган студии Third Man Records: «Ваш проигрыватель не умер»

«На самом деле, это тар,— рассказал Бен Свонк (Ben Swank). Он и Бен Блеквел (Ben Blackwell) — руководители Third Man Records. Они придумали слоган «Ваш проигрыватель не умер» и предложили прямое абонентское обслуживание, которое предполагает ежемесячную доставку всех новых виниловых релизов. После переезда Уайта из родного Детройта в Нэшвилл 2007 году лейбл выпустил около 300 записей, преимущественно синглы. «Джек выпускает больше американщины, а Бен и я — рок-н-ролла и панка. В основном тиражируем сорокапятки. Мы стараемся быть спонтанными: получил мастер? Давайте выпускать его!» — комментирует Свонк.

На студии уже работали Black Keys Дэна Ауэрбаха и Брендан Бенсон. Бен Свонк считает, что Нэшвилл с его исторической связью с кантри становится новым центром притяжения для музыкантов. «Местная община — мать и для поп-музыки, — говорит он. — Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее — и это, наоборот, хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату».

Использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней

Успех Нэшвилла может быть связан и с врожденным консерватизмом города. Кантри, например, по-прежнему записывается в классическом восьмитрековом формате — студии записи, работающие с музыкантами на этом оборудовании сегодня кажутся реликтами, пережившими ядерную войну. «Мы находимся в очень крутом месте, — добавляет Суонк. — Люди по-прежнему жаждут индивидуальности».

Печать пластинки Radon, альбом No Idea benefit for Quinn Clower

Но есть небольшое беспокойство, что аналоговое возрождение лишь временное явление. «Все возвращается, но однажды уходит навсегда, — говорит директор Vh2 Билл Фланаган (Bill Flanagan). — Если это просто ностальгия или элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет? Это возрождение может быть последним вздохом уходящей культуры, прежде чем все поглотят облака [потоковые аудиосервисы]».

Если винил — это элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет?

В то же время спрос на винил не ослабевает. Каждый год в третью субботу апреля проводится Record Store Day — собирается огромное количество людей, желающих выпустить свой релиз. Ругаются, пытаются пролезть без очереди и обвиняют друг друга в желании в саботаже. Производство — узкая сторона, и очень здорово, что крупные музыканты отмечают высокие продажи виниловых релизов. Физические ограничения пластинки (две стороны примерно по 20 минут каждая) вынуждают возвращаться к формату, утерянному в эпоху 70-минутных компакт-дисков и бесконечного формата iTunes. Крис Мара (Chris Mara), создавший аналоговую студию Welcome в 1979 году, говорит, что если художник хочет создать музыку в формате альбома, он должен вернуться на шаг назад.

Печать виниловой пластинки Sarah Jaffe, альбом Don't Disconnect

Побочный бизнес Мары — восстановление 24-трековых аналоговых магнитофонов — еще никогда не простаивал: «Ко мне приезжают, чтобы сделать запись самым непростым способом. Они хотят сказать себе и своим фанатам — это наша музыка, наш продукт. Мы сыграли каждую ноту в этом треке».

Винил будет жить

Возникает вопрос: а может ли винил удержаться на рынке и шагать с высокими технологиями нога в ногу? Джей Миллар думает, что внедрение высоких технологий в техпроцесс возможен — мастер-диски, станки, лаки и т.п. «Возрождение произошло. Мы переходим на новый виток. Винил не собирается уходить. Спрос может выровняться в некоторый момент и перестать так быстро расти. Но тут дело не столько в форме, сколько в содержании. Винил будет жить», — заключает он.

Оригинал: Nostalgia pays in Nashville as rocketing record sales make it the capital of vinyl

P.S. Если есть желание посетить фабрику United Record Pressing, то это можно сделать, если вы окажетесь в Нэшвилле. Компания проводит туры еженедельно по пятницам, подробности здесь.

stereo.ru

Чешский завод стал самым крупным производителем виниловых пластинок / Stereo.ru

Винил остается популярен в 21-м веке благодаря преданности фанатов формата по всему миру. Пластинки сейчас особенно востребованы в Англии и США, но мало кому известно, что самый большой завод по изготовлению LP-пластинок находится в Чехии. В 16 км от Праги в деревушке Лоденице (Lodenice) расположена фабрика и штаб-квартира компании GZ Media, которая только в прошлом году выпустила 13,7 миллиона пластинок. Стать первым в этом деле чешскому производителю помогло оборудование, которые стоит на заводе еще с середины прошлого века, оно отлично справляются с работой, как говорят в самой компании. «Нам здорово повезло, что руководство решило оставить эти машины навсегда, несмотря на то что в 80-е и 90-е спроса на винил почти не было», — рассказал Михал Немец (Michal Nemec), директор по продажам компании GZ Media.

Изначально фабрика называлась Gramofonove Zavody Lodenice, первую виниловую пластинку на ней изготовили в 1951 году, а к 60-м годам продукция завода широко распространилась по странам бывшего СССР. Позже, когда винил стал не так востребован, компания перешла на выпуск CD, но производство LP-пластинок полностью не останавливалось. И эта приверженность винилу была вознаграждена — в 2014 году выпуск записей составило треть из общего дохода компании в 86,6 млн долларов США (примерно $29 млн). Михаил Немец сообщил, что в 2014 году продажи винилового подразделения GZ Media увеличились на 25%, более того, компания уверена в росте на 30% в этом году.

Для изготовления пластинок на заводе используют технологию DMM (прямой металлический мастеринг) — мастер-диск с уже нарезанными алмазной иглой канавками покрывают гальваническим путем никелем, чтобы сформировать положительный диск («мать»). «Матери» покрывают никелем еще раз для производства вновь «негативных» дисков, известных как штамперы (stampers). Из одного «материнского» диска может быть сделано множество штамперов, которые, в свою очередь, ухудшаются в процессе последующего производства. Сами штамперы в конечном счете также используются для производства и пресса виниловых дисков.

Завод выпускает около 100 различных альбомов в день, минимальный тираж в виниловом формате каждого — 500 штук. «Все известные группы сегодня хотят альбомы на виниле, — говорит менеджер по маркетингу GZ Media Яна Брезинова (Jana Brezinova), — это становиться требованием современного рынка».

Прошлой осенью компания открыла еще один завод недалеко от Праги. По мнению Михала Немца, спрос на винил не должен упасть в ближайшее время. «Никто не знает, что произойдет через три-четыре года, но я думаю, что возобновившийся интерес к винилу — это не просто временная мода, это что-то большее», — объясняет Немец.

Спрос на музыку в виниловом формате продолжает расти. Ранее мы уже писали, что в прошлом году в Великобритании продали более миллиона виниловых пластинок, растут продажи и в США.

stereo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *