Архитектурные наброски

Во время учебы на художественных факультетах студенты часто ходят «на наброски» и делают много зарисовок с натуры – на природе и в городской среде. Таким образом развивается глазомер, рука учится свободно рисовать прямые линии, верно передавать объемные детали архитектурных сооружений.
Читайте также:
Далеко не каждый начинающий художник стремится рисовать здания и улицы, многие мечтают рисовать одни портреты, но в университете от уличных зарисовок не отвертишься. Самоучки же часто поддаются соблазну и мало рисуют с натуры, предпочитая срисовывать с фото лица знаменитостей. О вреде отсутствия рисования с натуры мы уже упоминали в одной из статей, но сегодня подробнее остановимся на архитектурных зарисовках.
Архитектура в живописи
Рисование зданий, особенно старинных, развивает очень полезные навыки. Художник учится понимать композиционные закономерности, особенности архитектурного стиля, учится видеть здание как целое и вычленять детали, понимать логику построения частей жилого дома, учреждения или дворца. Изучение архитектурных объектов в процессе рисования развивает пространственное мышление, тренирует навык реалистического рисунка.
Для начала нужно хотя бы немного изучить правила перспективы. Несомненно, помогут домашние зарисовки кубов, пирамид и других фигур в перспективе, а также с различным освещением. Натренировавшись в простых формах, вы с легкостью сможете на глаз разбить на части здание и опытной рукой «собрать» его на своем листе.
Если вы пока чувствуете себя неуверенно, начните рисовать силуэты зданий. Ошибкой будет начинать с методичного перерисовывания деталей, не изучив основную форму: двигайтесь от общего к частному, а не наоборот. Учитесь вычленять в каждом здании простые геометрические формы: присмотревшись, вы увидите, что любое самое сложное строение состоит из тех же кубов, параллелепипедов, сфер и т.д.
Для верного соблюдения пропорций воспользуйтесь собственным карандашом. Вытяните левую руку с вертикально зажатым карандашом (подушечка большого пальца должна прижиматься к кончику). Поместите кончик карандаша как бы на верхней границе изображаемого объекта (или элемента здания), а ноготь большого пальца сдвиньте к нижней границе. Затем карандаш в этом положении приложите к листу и отметьте замеренный отрезок. Аналогичным образом можно поступать и с горизонтальными линиями. Позднее вы научитесь замерять карандашом «на глазок», не перенося размеры на лист, а лишь сверяя пропорции – так вы сможете рисовать с любого удобного расстояния.
Найдите в городе такой объект, который вызывает у вас вдохновение, привлекает своей эстетикой, и – вперед к новым свершениям!
masterkrasok.ru
Архитектурные зарисовки с натуры | artlab.club
На улице скоро станет совсем тепло и сухо, а это значит, что можно, наконец, выйти из комнаты и отправится на пленер или просто прогуляться по городу и запечатлеть неуловимый дух того или иного места))Хочу рассказать немного именно об особенностях архитектурных зарисовок.
Условия работы при изображении архитектурных объектов в окружении пейзажа существенно отличаются от условий работы в помещении, где свет относительно устойчивый и постоянный. В условиях пленера состояние природы бывает переменным, непродолжительным. Нужно успеть запечатлеть то, что позволит время: общее состояние, основные отношения тонов земли и неба, растительности и зданий. Для изображения архитектурного объекта на пленере необходимо знать сущность линейной и воздушной перспективы, распределение средств выразительности в трактовке первого плана и более обобщённой трактовке по мере удаления объектов на второй, третий и дальние плана, что составляет особенность естественного освещения, его сложность.
I стадия
Компоновка на листе бумаги. Пометки основных размеров масс архитектуры, антуража деревьев. Сложные архитектурные формы приводятся на этом этапе работы к соответственным геометрическим объёмам.

II стадия
На второй стадии необходимо проанализировать построение рисунка, обратив особое внимание на соотношение основных членений, правильность перспективного построения и исправить возможные ошибки. Степень проработки деталей определяется в зависимости от задачи. Передний план прорабатывается более подробно, чем в глубине пространства.
III стадия
В стадии прорисовки мелких деталей важно выдержать их соразмерность по отношению к целому, поэтому после первой их пометки следует вновь проанализировать и скорректировать весь рисунок. Ошибочно помеченная деталь будет сбивать масштаб сооружения.

IV стадия
Следующий этап работы — тональное решение рисунка. В условиях пленера он усложняется непостоянством освещения. Светотональная проработка первоначально выполняется обобщёно, можно сказать, «в массах», лёгкими штрихами, тон которых должен быть слабее, чем в окончательном рисунке. Чем ближе к зрителю изображаемый элемент архитектурного сооружения, тем выразительнее и сочнее должна быть линия штриха, форма должна быть чётче и контрастнее, и, наоборот, чем дальше, тем легче и ближе расположены штрихи друг к другу. На заднем плане, с целью его обобщения, штрихи следует накладывать шире, перекрывая ими ряд элементов, а не каждый в отдельности, как на переднем плане, но штриховка не должна превращаться и в глухое пятно.
V стадия
Заключительная стадия — обобщение рисунка. Рисунок должен быть тонально собран, т.е. должны быть разобраны планы, сформированы тени, прокорректированы ошибки (перетемнены или, наоборот, ослаблены тени). При солнечном освещении тональная лепка формы должна быть более чёткой.

artlab.club
Рисование архитектуры- Уроки ИЗО
Легко и свободно выражать свои замыслы на бумаге младший архитектор сможет, лишь умея рисовать без непосредственного обращения к натуре. Выполнения некоторых заданий и упражнений для развития творческого мышления и воображения еще не достаточно. Только в синтезе с другими учебными дисциплинами специального архитектурно-графического направления, где студент знакомится с ортогональным проецированием, конструктивными особенностями сооружений, с исканиями зодчих в разные исторические эпохи, с основными функциями архитектуры и др., он сможет постичь музыку застывшего камня. Но главное в этом процессе формирования будущего специалиста — накопление зрительных впечатлений. Запас ярких художественных образов возникает только через рисунок с натуры. Необходимо добиваться творчески активного видения натуры, воспитывать свое мироощущение, отношение к окружающей действительности и архитектуре.
Начальная стадия этого процесса проходит через изучение архитектурной детали. Известно, что наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусствами. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных построек, студент осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции их художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки. Знакомство с архитектурной деталью является стартовой основой для выполнения рисунка всего сооружения во время летней пленэрной практики — главного этапа работы над рисунком архитектуры.
Архитектура, являясь средой обитания человека, несет информационное воздействие на его чувства. Изучая логику закономерностей архитектурного организма, студент должен увидеть в сочетании различных конструкций, форм и деталей целостный образ архитектурной композиции. Умение видеть не только геометрические формы и пропорции, но и положение постройки в пространстве, общие массы архитектурных форм, фактуру материала, цвет и светотень, связь с окружающей средой в сочетании со знаниями принципов и методики ведения конструктивно-структурного рисунка, навыками работы различными графическими материалами создают благодатную почву для формирования профессиональных качеств будущего специалиста.
Длительные рисунки архитектурно-пространственных форм целесообразно подкреплять быстрыми набросками и зарисовками. Лаконичность наброска, смелое использование различных материалов и приемов исполнения вырабатывают оперативность графического языка. Воплощая свои творческие идеи в последующей профессиональной деятельности, студент будет постоянно обращаться к быстрому рисунку.
Выполнение эскизов архитектуры — это первая и наиболее важная часть в рисунке экстерьера архитектурного сооружения. Эскиз является основой для будущей композиции. Во время эскизирования идет работа над отдельными деталями архитектурного сооружения, его пропорциями, выбором наиболее удачной точки зрения и линии горизонта, который решает многие композиционные вопросы: низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность формы, высокий применяют при рисовании небольшого сооружения (см. приложение 4). Расстояние точки зрения от объекта также серьезно влияет на изображение. Чем дальше точка зрения от объекта, тем спокойнее будет перспектива, чем ближе — тем больше искажений. Эскиз также определяет масштабность сооружения, помогает найти правильные пропорции целого и деталей, а также элементов окружающей среды. Чем тщательнее выполнен эскиз, тем точнее и качественнее выполняется впоследствии окончательный вариант рисунка.
После выбора ракурса и линии горизонта в наброске можно приступать к длительной работе, которая заключает в себе следующие этапы:
- компоновка на листе бумаги изображения, основных объемов и форм, приведение сложных архитектурных форм к соответствующим простым геометрическим, пометка линии горизонта и основных перспективных направлений;
- выявление основных частей здания, членений фасадов, проверка правильности взятых пропорций, наметка элементов окружающей среды;
- прорисовка и построение деталей сооружения;
- светотеневое решение работы.
В работе над рисунком архитектурного сооружения используются самые различные графические материалы: графитный карандаш, уголь, соус, сангина, акварель, тушь и прочие художественные материалы.
Рисование архитектуры по заданным ортогональным проекциям
Умение изображать архитектурное сооружение (экстерьер здания или интерьер) необходимо архитектору не только в процессе творческого поиска, но и для пояснения заказчикам своего замысла.
Студент должен уметь по чертежам ортогональных проекций (планам, фасадам, разрезам) представить всю пространственную композицию и изобразить ее в перспективном рисунке.
В качестве одного из упражнений учащимся предлагается изобразить здание по плану и фасаду (листы 92). Задание преследует цель научить студента строить перспективный рисунок по представлению, а потом по воображению. В рисунке нужно правильно передать взаимосвязь и расположение форм, указанных в плане и других проекциях, их соотношения.
Рисунок архитектуры выполняется по следующим этапам:
- выбираются точка зрения и линия горизонта, картинная плоскость;
- на эскизах прорабатывается ракурс, наиболее выгодный для данного архитектурного сооружения;
- на большой лист переносятся основные объемы и композиция, намечаются главные перспективные направления и линия горизонта;
- прорабатываются детали архитектурного сооружения и окружающей среды;
- выполняется светотеневое решение, строятся тени, выявляются объем и передний план.
urokizo.ru
Зарисовки архитектурных сооружений и их фрагментов на пленэре.
Поиск ЛекцийЦель задания — развитие навыков работы над зарисовками архитектурных сооружений и архитектурных деталей на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.
Задачи и примерная последовательность выполнения. Выполняя задание, студент должен выбрать точку зрения, с которой изображаемый объект раскрывается наиболее полно и выразительно, хорошо вписать изображение в формат листа, грамотно построить форму, опираясь на законы перспективного построения, затем выявить основные объемы при помощи светотеневой моделировки. Объектом зарисовок может стать как все здание, так и его отдельные конструктивные и декоративные элементы. Следует сознательно выбирать для зарисовок здания и сооружения, представляющие различные архитектурные стили, архитектурные конструкции различного функционального назначения, расширяя свой кругозор и накапливая материал, необходимый для собственной профессиональной деятельности. Общее время на выполнение зарисовок – 30 часов.Материал- бумага для рисования формата А4 — А3, тонированная бумага для пастели, гр.карандаш, пастель, перо, фломастер.
Примеры выполнения задания показаны на рис. 2.1 — 2.12.
Рис. 2.1. Пример выполнения задания 1. Храм Вознесения в Коломенском. Автор Елена Борисова
Рис. 2.2. Пример выполнения задания 1. Автор Валерия Дворникова
Рис. 2.3. Пример выполнения задания 1. Церковь Покрова Богородицы в Филях.
Автор Игорь Кучеренко
Рис. 2.4. Пример выполнения задания 1. Ротонда в Останкинском парке.
Автор Дарья Дордина
Рис. 2.5. Пример выполнения задания 1. Дом Перцова. Автор Алексей Якушев
Рис. 2.6. Пример выполнения задания 1. Рис. 2.7. Пример выполнения задания 1.
Портал храма св. Георгия на Поклонной Здание гостиницы «Метрополь».
горе. Автор Наталия Судакова Автор Ольга Глушко
Рис. 2. 8. Пример выполнения задания 1. Здание Центросоюза. Архитектор Ле Корбюзье
Рис. 2.9. Пример выполнения задания 1.Киевский пешеходный мост в Москве. Автор Анастасия Василюк
Рис. 2.10. Пример выполнения задания 1. Наружный вестибюль ст. метро «Строгино». Автор А. Касьянов
Рис. 2.11. Пример выполнения задания 1. Рис. 2.12. Пример выполнения задания 1.
Автор Максим Семенов Автор Анна Куменко
2. Линейно-конструктивный рисунок группы геометрических тел с врезкой по представлению.
Цель задания – дальнейшее развитие пространственного мышления и воображения, освоение принципов решения композиционной задачи по объединению нескольких простых геометрических тел в цельную конструкцию сложной формы, отработка приемов правильного перспективного построения на изобразительной плоскости композиции из простых геометрических тел с врезками по представлению .
Задачи и примерная последовательность выполнения. Для студентов, не имеющих опыта выполнения аналогичных заданий, ниже предлагается относительно несложный вариант выполнения задания. Скомпоновать лист, используя ограниченное количество простейших геометрических тел (6-8) и простые врезки. Композицию начать с куба, который после тщательного построения станет своеобразной «линейкой» для определения размеров остальных фигур композиции, а горизонтальные ребра зададут направления параллельных ребер и осей других фигур. Затем пристроить к первому кубу еще два куба или куб и четырехгранную призму. Кубы и четырехгранники следует расположить так, чтобы их ребра были взаимно параллельны или перпендикулярны, то есть тела должны находиться в пространственной сетке, состоящей из прямых линий, идущих в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Эта связка станет ядром композиции. Затем ее можно дополнить конусом, цилиндром, шестигранной призмой, четырехгранной пирамидой и шаром (необязательной использовать все фигуры). Рисунок выполняется в линейно-конструктивной манере с прорисовкой всех границ формы и вспомогательных осей «насквозь». Линии должны быть четкими, легко читаемыми на расстоянии. При этом необходимо использовать различную толщину линии для видимых ближних и дальних границ формы (ближние более контрастные, дальние – более тонкие) и для прорисованных «насквозь» границ и вспомогательных осей (еще более тонкие). Затем легкой штриховкой изобразить светотень, выявляя объемы всех форм. Задание выполняется без использования фона и построения падающих теней.
Приведенные принципы линейно-конструктивной манеры изображения используются и в других заданиях, выполняемых в этой манере.
Подробные методические указания по построению более сложных композиций с врезками простых геометрических тел можно найти в учебном пособии «Рисунок по представлению» О.В. Осмоловская, А.А. Минаков, М.: Архитектура – С, 2008г. Общее время на выполнение задания – 30 часов. Задание выполняется графитными карандашами в линейно-конструктивной манере с прорисовкой границ всех форм «насквозь» в формате А3 Примеры выполнения задания показаны на рис. 2.13 — 2.15.
Рис. 2.13. Пример выполнения задания 2. Автор Ширин Юлдашева
Рис. 2.14. Пример выполнения задания 2. Автор Андрей Пеньков
Рис.2.15. Пример выполнения задания 2. Автор Ксения Харькова
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Скетчи великих архитекторов | The Architect
От линии на листе бумаги до воплощённого архитектурного объекта пролегает большой путь. Часто в скетче содержится что-то такое, что помогает взглянуть на привычное сооружение с нового ракурса. Эскиз часто становится самостоятельным явлением и рассказывает о своём авторе лучше, чем любые архитектурные обзоры.
Думать руками – так можно определить то, с какими задачами к эскизу подходи Оскар Нимейер. Линии не завершены, резки. Это короткие предложения, восклицания – настоящие мысли вслух, выраженные в графике. Архитектура Нимейера обладает той же воздушностью и естественностью.
Архитектор мыслит пространством. За точной линией скрывается направление, развитие мысли. Беглая зарисовка отражает характер объекта, выносит на поверхность суть творческих взглядов автора. Для футуристичной, свободной архитектуры Саньяго Калатравы это по-настоящему характерно. В скетче ясно прослеживается движение, которое вкладывает архитектор.
Кроме художественной функции скетч часто несёт в себе интеллектуальную составляющую – графическое изображение становится своего рода моделью, иллюстрирует механизм мышления архитектора. В графике Константина Мельникова мы можем проследить этот процесс – эскизируя, он словно расставляет знаки препинания, всегда указывая на смысловые акценты объекта.
Развитие искусства непременно накладывает свой отпечаток на способы графической подачи архитекторов. Советские архитекторы сами выстраивали свой авангард – постерность, техника коллажа, использование открытых цветов отличают эскизы Ивана Леонидова.
Когда графики становится недостаточно, архитектор может прибегнуть к эскизному проектированию. Так поступает Питер Эйзенман, наделяя материал удивительной пластикой, добавляя новое качество ручной графике в макетном исполнении.
Эскиз всегда демонстрирует характер архитектора. Экспрессия, страсть, вызов – такими качествами наполнена графика Захи Хадид. Она эстетствует, наслаждается линией, дробностями и нарастанием ритма. Создаётся ощущение, что Хадид каждый раз точно знает, где находится конечная цель, точка прибытия, и весь скетч подчинён идее её достижения.
Скетч – это синтез творческих поисков. Автор самоидентифицируется в графике, ищет и утверждает развитие идеи. Конкретизируя и анимируя будущий объект, архитектор встраивает его в среду, сопоставляя пространства и выверяя масштаб. Норман Фостер в своих эскизах уделяет большое внимание конструкции и деталям. Начиная с поиска направления, он приходит к конкретике.
«Даже дерево обладает характером, и нужно побуждать его работать в нужном направлении» — Тадао Андо типичный кинестетик. Чтобы понять, ему нужно дотронуться, почувствовать. Этот мотив прослеживается и в эскизной графике. Поиск характера будущего объекта является для Андо первостепенной задачей.
Но самым «графичным» архитектором, бесспорно, стоит назвать Фриденсрайха Хундертвассера. Этот австрийский архитектор и живописец часто воспринимается в обществе как философ-чудак. Его трогательные объекты – похожи на детские рисунки. Хундертвассер часто говорил: «Прямая линия безбожна». И не боялся быть таким естественным, насколько хватало пространства чистого белого листа.
Скетч отдельно от архитектуры становится пространством диалога. Собеседником может стать случайный зритель или сам архитектор, критик или будущий обитатель объекта. Так или иначе, авторский стиль великого архитектора подобен говору, характерной манере произносить слова и выдерживать паузы. Каждый раз, обращаясь к эскизам, попробуйте прислушаться – о чём с Вами хотел побеседовать, например, Ле Корбюзье?
Текст: Нина Белая
thearchitect.pro
Натурные зарисовки архитектуры мягкими материалами.
Нижеследующая работа — это результат моей стажировки по повышению квалификации. Все иллюстрации автора.Введение.
Острота восприятия архитектуры и постоянное рисование ее с натуры взаимозависимы. Особенно обостряется восприятие архитектуры в поездках, на выездных практиках, так как студент знает что у него мало времени и возможно, он больше никогда здесь не окажется. Непосредственность и эмоциональность естественно найдут выражение в натурных рисунках студента, впервые попавшего в другой город или, тем более, в Италию. При работе с натуры важно помнить причину, заставившую взяться за карандаш. И четко поставить задачу во времени и в рамках листа. Это может быть композиционный набросок-эксиз, зарисовка-этюд детали или архитектурного мотива, короткий рисунок отдельного здания или городского пейзажа, длительный рисунок – графическая картина и т.д. В каждом из этих случаев задача должна быть четко определена заранее. В коротких набросках не стоит делать много пространственных планов, достаточно три или даже два плана.
Общие рекомендации для натурного рисунка архитектуры могут быть таковы. После разметки общей композиции и горизонта вся архитектура приводится к простым геометрическим формам, и легкими линиями намечаются призмы, цилиндры и т.д. Затем, исходя из задачи выявляются характерные детали, подчиняющиеся крупной форме. И наконец, тоновое решение рисунка, большими плоскостями («большой» свет – «большая» тень или архитектура – вода – небо и т.д.). Дальнейшая деталировка в тоне подчиняется найденным крупным отношениям.
1. Наброски архитектуры по 5-7 минут.
В коротких набросках при недостатке времени приходится выделять самое существенное. Например в рисунке 1.1. — это монументальность формы колоннады, образующей полукруг по сравнению с фигурами людей, отличающихся по тону одежды и размеру. Сразу взяты 3 основных плана и показана грубая фактура камня на переднем и среднем планах.
Рисунок 1.2 сделан еще быстрее, поэтому воздушная перспектива показана без тона, только яркостью линий, которая уменьшается при удалении.
Рисунок 1.3 был сделан из-за выразительности силуэта в пасмурный день, образованного домами, обелиском и церковью. Сперва линейно были намечены очертания площади на земле и простые объемы домов и колоколен как призмы, цилиндры и т.д. Растушкой сразу же слегка затемнены кверху. Затем была сделана прорисовка деталей. Рисунок 1.4 был сделан на тонированной бумаге в виде показа студентам того, как делать эскизы большого рисунка на тему «Ансамбль в архитектуре». Начало сделано сепией, затем введен мел. Студентам есть смысл композиционные наброски делать в середине большого листа, с полями, и затем «кадрировать», увеличивая или уменьшая рамку рисунка.
Рисунок 1.5 был сделан как подготовительный для более длительной работы и в нем выяснились композиционные недочеты. В окончательном варианте колокольня сдвинута еще левее, чугунная ограда на первом плане сделана контрастнее. В рисунке 1.6 сюжет привлек внимание изменчивой светотенью на переднем плане с деревьями по контрасту с архитектурным силуэтом на среднем и дальнем планах.
2. Зарисовки архитектуры до 30-40 минут.
На каждый из рисунков 2.1 – 2.6 ушло около 20 минут. Особенность площади, запечатленной в рисунке 2,1 в том ,что одновременно показанные здания в реальности не видны – площадь маленькая и пришлось несколько «раздвинуть» ее, что бы вместилось все, достойное внимания. (Эта же площадь в гравюрах 18 века изображена как почти бескрайняя…) Дом между фонтаном и церковью 17 века – образец фоновой застройки конца 19 века, поэтому предельно обобщен. В рисунке 2.2 на переднем плане чугунный фонтан и фигура человека. Они выделены кистью темным тоном. На дальнем плане контрасты почти отсутствуют.
В условиях тумана сделан рисунок 2.3. Здесь при удалении уменьшается контрастность, общая интенсивность тона и отсутствует силуэт – контрасты ослабевают не только вдаль, но и к верху. Напротив, яркое освещение в рисунке 2.4 подсказало заливку кистью контрастных теней темным тоном. Обе церкви – восьмерик на четверике, и их построение стало первой стадией рисунка. Затем добавились детали. В конце кистью взят средний тон в скользящих светах.
Рисунки 2.5- 2.7 сделаны мелком сепии и угольным карандашом при мягком свете сквозь тучи, характерном для севера.
Рисунки 2.8-2.11 сперва намечены на белой бумаге мелком сепия, и отмоделированы кистью в два или три тона. Тонкие детали в конце добавлены линером.
Интерьеры на рисунках 2.12 и 2.13 сделаны на тонированной бумаге мелком, кистью и растушкой. В рисунке 2.12 передний план с наиболее важной деталью – табернаклем – в правой части листа. Тонкие детали на нем по сепии прорисованы линером.
Таким же образом сделаны рисунки 2.14 – 2.17. В рисунке 2.14 характерен контраст темных и «грубых» деревьев в тени на переднем плане и освещенной солнцем архитектуры на втором плане. Серые горы на горизонте завершают композицию.
В рисунках 2.18-2.19 угольный карандаш использован по-разному. Рисунок 2.18 дает пример последовательности работы именно над учебным (академическим) заданием. Сперва намечены крупные абстрактные формы: плоскости дальней и боковой стен, изгиб лестницы. От этих абстрактных форм автор затем переходит к более конкретным – группы колонн, потом капители, балясины и т.д. Легкая штриховка больших ниш и плоскостей делается перед прорисовкой самых мелких деталей. В конце работы рисуются живые подвижные элементы интерьера (пейзажа) – люди (птицы, машины и т.д.). Такая последовательность уместна в большинстве студенческих рисунков архитектуры. В рисунке 2.19 последовательность иная. После разметки композиции, плоскости земли и габаритов фонтана сразу были взяты тоновые отношения между землей, небом, чугуном фонтана и листвой в тени. Затем одновременно с прорисовкой деталей добавлено как можно больше тоновых отношений. Это связано с эмоциональностью сюжета, с игрой света и тени на листьях деревьев в солнечный день по сравнению с чугунным фонтаном на переднем плане.
3. Рисунки начатые с натуры и доделанные по памяти и по представлению.
Доделка рисунков по памяти, как правило, уместна сразу после выполнения первой стадии с натуры, пока еще свежо впечатление. В рисунке 3.1 площадь привлекла внимание характерностью (провинциальный классицизм). Разночинцы, мелкие торговцы, прихожане и проч. были дорисованы воображением. Яркое солнечное освещение взято с натуры, но тучи на небе придуманы после. Для длительной работы уместно брать тонированную бумагу при изображении солнечного дня. Сначала все тоновые отношения берутся как на белой, а затем тонированная бумага обнаруживает «резерв» и можно расставить акценты еще белилами.
Рисунок 3.2 почти целиком сделан с натуры ночью, за исключением правого края с колокольней. По памяти так же слегка введен цвет в огнях и отражениях. В рисунке 3.3, сделанном мелком и кистью, по памяти расставлены акценты белилами – окна, подсвечники и другое.
В рисунке 3.4 была сделана с натуры общая схема и большие плоскости теней с акцентами мелом. По памяти мелком и кистью акцентирована левая часть с пилястрой и тенью в апсиде. Так же в конце работы сделаны кистью скамейки на первом плане. Рисунки 3.5 и 3.6 сделаны в одинаковой последовательности. По памяти были усилены света белилами и темные отражения на переднем плане.
Рисунки 3.7 и 3.8 – виды парков, сделанные соответственно углем и пастелью с добавлением акварели и сепией. Деревья в них контрастируют с архитектурой по общему тону, по фактуре, по степени детализации.
На рисунке 3.9 на тонированной бумаге изображён архитектурный ансамбль в солнечный день. По представлению добавлена тень на переднем плане, фигуры людей и облака.
Доделка по памяти и по представлению натурных зарисовок – это возможность до конца отдать должное тем сюжетам, которые встречаются в поездках. При работе с натуры очень важно запоминать те нюансы, которые очевидно, не хватает времени проработать с натуры. Иногда имеет смысл без карандаша на натуре мысленно «доделать» набросок до законченной картины. И затем вспоминается уже не натура, а эта воображаемая картина. Таким образом при рисовании с натуры можно задаваться вопросом: Будет ли рисунок закончен сейчас или будет доделываться? Во втором случае можно сразу представить себе как это будет сделано.
Заключение.
За период учебы желательно чтобы студент нарисовал наиболее красивые и сложные для изображения архитектурные сооружения. Если кто- то смог их придумать и построить, значит другой человек может по крайней мере нарисовать их. Постоянно и методично рисуя архитектуру студент не только умом постигает конструкции, материаловеденье или строительные технологии, но учится чувствовать то, что является сутью архитектуры – гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты.
Еще мои статьи о работе мягкими материалами — http://noarov.ru/sepia/index.htm
noarov.livejournal.com
АВТОРСКИЙ ЭСКИЗ КАК ЯЗЫК СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА
Авторский стиль архитектора и индивидуальный авторский язык, находят свое наиболее полное воплощение в архитектурном произведении. При этом в процессе своего формирования они проходят долгий и непростой путь, скрытый от непосредственного восприятия «потребителей» архитектуры: заказчиков, коллег, критиков, горожан и «гостей города». Творческая «кухня», мастерская архитектора – это «священная роща», где рождаются архитектурные образы и формы… Неслучайно это «место» зачастую оберегается от посторонних глаз, являясь сакральным для автора. Но, несмотря на программную латентность, авторские методики и подходы к архитектурному творчеству имеют особое значение для изучения архитектуры.
Рассматриваемая тема исключительно многогранна – она включает методики развития авторского замысла на пути от эскиза к произведению; индивидуальные способы и методы архитектурной презентации; а также междисциплинарные синтетические приемы в архитектурном творчестве. В рамках этой статьи сделана попытка обозначить лишь одну важную составляющую – ручное рисование архитектуры объекта в современной проектной практике.
Авторские методики архитектурного эскизирования и графической подачи проекта многообразны. Исторически академическая традиция определяла высокий уровень требований к ручной подаче: совершенствовались методы передачи трехмерного пространства на плоскости (перспективных и аксонометрических построений), оттачивались приемы архитектурного рисунка и акварельной отмывки. Кроме того, начало ХХ столетия ознаменовалось расцветом графики во всех областях искусства. Творчество российских и зарубежных архитекторов в этот период (А.В. Щусева, Ф.О. Шехтеля, О. Вагнера, А. Лооса) по природе своей синтетично: оно не только органически объединяет виды пластических искусств в едином произведении, но и как бы «уравнивает в правах» художественные достоинства графической презентации и реализованного произведения архитектуры.
Мастера отечественного авангарда, применяя революционные методы в работе с формой, сохраняли при этом высокую культуру архитектурной презентации. С другой стороны, архитектурная графика испытывала сильное влияние (и становилась частью) новых течений в пластической культуре: кубофутуризма, супрематизма, конструктивизма. В работах И. Леонидова концепция и прием авторской подачи связаны в единое целое [1]. Стиль мастера отличает многообразие техник: «живая» набросочная линия, чертежная линия, выворотка, аппликация… К. Мельников, художник по образованию, использовал возможности ручной графики в поиске новой динамичной геометрии (диагонали), энергии «парения», побеждающей гравитацию. Совершенно очевидна актуальность описанных посылов, далеко не в полной мере реализованных в период конструктивизма, для современных архитектурных устремлений.
Творческий путь И. Леонидова представляется возможным рассматривать как движение от лаконичного «архитектурного супрематизма» к многомерному архитектурно-художественному синтезу. При этом на каждом этапе одним из интегрирующих начал выступала проектная графика во всем многообразии форм: «живые» карандашные наброски, точная чертежная графика с элементами рисунка и живописи, аппликация, проекты-картины, выполненные в древнерусской «иконописной» технике. Синтез средств выразительности использовался мастером для достижения цветовой и «пространственной» полифонии [1].
Графике первого, конструктивистского периода присуща максимальная степень обобщения, возводящая проект в ранг концепции. Использование наряду с традиционным белым черного фона для проекций обусловило рождение леонидовской «светящейся» графики с характерной «космической» глубиной, которую можно соотнести как с отечественной супрематической тенденцией, так и с живописными «мирами» В. Кандинского, Ж. Миро, П. Клее и Р. Делоне (рис. 1).
Духовный идеал Леонидова наиболее полно воплотился в серии картин, посвященных проекту идеального Города Солнца (рис. 2), ставшим художественным обобщением творческих поисков мастера [1].
Архитектурный эскиз в творчестве выдающихся архитекторов мыслится как самостоятельное произведение искусства, наполненное целым рядом образных метафор, ассоциаций, концептуальных замыслов, способствующих отработке авторского стиля. Среди современных примеров уместно вспомнить поиски пластики и органических аналогий в творчестве С. Калатрава; метод «акварели» в изучении свето-пространственной среды будущего произведения С. Холла; формообразующие импульсы в рисунках Э.О. Мооса (рис. 3, 4); игровые презентации проектов У. Олсопа; минимализм архитектурной графики А. Сиза; эмоциональные «картины» М. Фуксаса.
Архитектор С. Калатрава рассматривает архитектуру как искусство, адресованное каждой личности, конкретному адресату. При этом профессиональную сферу архитектурной деятельности мастер склонен трактовать комплексно как интеграцию деятельности инженера, художника и ученого. Таким образом, творчество С. Калатрава является уникальным синтезом конструктивного, научного и художественно-пластического начал (рис. 5).
Активно работая как художник (скульптур, график, керамист), мастер создает абстрактные скульптуры, воплощающие образ полета и победы над гравитацией, по-своему продолжая скульптурные поиски Пикассо, Нагучи, Габо, Бранкузи. Архитектор так объясняет первичные импульсы своих произведений: «Иногда, я создаю структурные композиции, которые вы можете назвать скульптурами, если хотите». Именно на скульптурах он впервые пробует свои пространственные и пластические идеи, продолжая традиции А. Гауди. Произведения С. Калатравы наполнены антропо- и биоморфными формами и конструкциями, а серии авторских эскизов посвящены изучению естественной пластики и «биомеханики» мира природы и человека, которые служат выразительности архитектурных конструкций. Авторский метод скульптурного моделирования был наглядно использован при создании башни «Turning Torso» («Закручивающееся туловище») в Мальме по мотивам ранее выполненной автором одноименной скульптуры (рис. 6).
laquo;…Архитектура учитывает движение человека в пространстве и погружение его в многослойный опыт, в котором пространство, свет, цвет, геометрия, запах, звук, поверхности и материалы перекрещиваются» — так объясняет архитектор С. Холл феноменологический характер своих произведений. Мастер использует авторский метод акварели для изучения «феноменологического измерения» архитектуры, рассматривая одиннадцать разновидностей феноменов. Понимая архитектуру как «звено между идеями, философиями, светом, пространством, надеждами и материальностью мира», архитектор интегрирует концепты, образы и пространства в единое художественное целое (рис. 7). Акварели фиксированного размера формируют своеобразную картотеку, по которой можно проследить стадии зарождения и развития проектов [2].
Архитектор У. Олсоп создает неординарную архитектуру мечты ощущений, архетипов восприятия, детских фантазий и воспоминаний… Есть мнение, что мастер подходит к проектированию, скорее, не как архитектор, а как художник. Его индивидуальный подход опирается на поиск эмоционального впечатления от будущего произведения в наиболее свободной манере (рис. 8). У. Олсоп утверждает, что для рождения экспериментального игрового формообразования, сознание автора должно быть абсолютно свободно: именно тогда можно отыскать художественную идею будущего проекта. В авторских акварелях и гуашах нет проектной точности: масштабной, функциональной, конструктивной (рис. 9, 10). Это не традиционная архитектурная презентация, а попытка сломать стереотипы мышления, максимально раскрепостить воображение. Таким образом, архитектор-художник создает абстрактные эмоционально наполненные модели, выражающие авторские концепции игры воображения, диалога, и провокационного «предметного дизайна» в архитектуре.
Произведения М. Фуксаса интегрируют черты архитектурной традиции, острого концептуального подхода и метафоры современного города. Автор уделяет особое внимание изучению пространственно-временного и «литературного» контекстов будущего объекта: окружающей среды, смены времен года и освещенности, архитектурной «памяти» и «духа места» [3]. Подробному исследованию этих факторов, а также отработке первоначального замысла проекта, посвящены авторские таблицы классификаций, выполненные в эскизной форме. Формирование образа будущего произведения происходит, в свою очередь, через авторскую живопись – экспрессивные картины, выражающие эмоциональный строй проекта (рис. 11, 12). Неслучайно программное обращение М. Фуксаса к кинематографу, медиа- и дигитальным технологиям, сообщающим качественно новый уровень «одновременности» интегрального восприятия.
Актуальная архитектура «силовых полей» стала определенным знаком времени. Показательным примером данного подхода служит экспрессивное творчество З. Хадид, которая прославилась произведениями графики еще задолго до построек (рис. 13). Для нее рисунок – теоретическая, исследовательская стадия, открытая к трансформации первоначального замысла («выстрел во тьме», как писал ее коллега П. Шумахер) [4]. Вероятно, неслучайно появление в творчестве мастера особого феномена «концептуальной живописи» («Лондон», «Берлин – 2000», «Манхеттен», «Взгляд на Мадрид»), занимающего промежуточное положение между архитектурной фантазией и живописным произведением. Наряду с художественным, важным аспектом эскиза остается интеллектуальный, связанный с теоретическим моделированием произведения: аналитический архитектурный рисунок Р. Мейера; таблицы авторских классификаций М. Фуксаса; последовательные штудии и диаграммы смысловых и морфологических объемно-пространственных трансформаций проектируемого объема П. Эйзенмана (графика дополняется макетированием).
Архитектурная графика П. Эйзенмана служит отработке формообразующих структур будущих архитектурных объектов. Применяя концепцию «парадокса послания на забытом языке», П. Эйзенман вступает в диалог с адресатом, а архитектура становится формой письма, авторским текстом, который адресат должен расшифровать, обнаруживая «следы» и логику заложенных трансформаций. Эйзенман вводит понятие «design itself», которое можно перевести как «самоорганизация» [5]. Следуя этому принципу, линии, плоскости, объемы свободно «самоорганизуются» в архитектонические структуры – основы произведений мастера. Для проектирования используется метод диаграмм – графических штудий последовательных превращений, следующих внутренним закономерностям саморазвития формы (рис. 14, 15, 16). Показательными примерами служат проекты индивидуальных домов на основе авторских экспериментов с формой латинской буквы «L», символизирующей нестабильность и незавершенность [6]. Таким образом, авторская графика и макетирование становятся частью программной стратегии «собственного языка архитектуры». Процессуальность авторского понимания архитектуры сближает ее с формами и методами концептуального искусства.
Как известно, российская архитектурная школа всегда славилась своей художественной составляющей. Традиция ручной графики в современной отечественной проектной практике по-прежнему живет и развивается (рис. 17, 18, 19). Многие современные российские архитекторы обращаются к «ручному рисованию» архитектуры. Так, архитектор М. Филиппов известен как последовательный приверженец традиционалистского направления в архитектуре, что находит отражение в презентациях его проектов. Автор мастерски использует классические приемы акварельной отмывки не только для передачи свето-воздушной среды, но и для создания особого «идиллического» звучания архитектуры. Изучение особенностей окружения с разных ракурсов восприятия в разное время года с помощью серий рисунков является важной составляющей авторского метода архитектора С. Чобана. Автор утверждает, что «архитектура, которую интересно рисовать, – удачная архитектура». Архитектор символически сравнивает новые постройки в городской среде с лессировкой в живописи, которая дополняет, но не уничтожает следы прежних времен.
Главное и неотъемлемое свойство эскиза – его авторская идентичность, воплощающая индивидуальность мастера. Эта грань темы особенно значима в последнее время, когда очевидна определенная унификация и универсализация архитектурных приемов и средств, связанная с повсеместным внедрением компьютерных технологий. Эскиз возникает в определенный момент, «здесь и сейчас», фиксируя замысел в данном пространственном и временном контексте. Наряду с этим, удачный эскиз может стать лейтмотивом всей длительной творческой работы над проектом и даже «пережить» ее, фигурируя в изданиях наравне с фото реализованного объекта. Красивый эскиз живет как самостоятельное произведение искусства. При этом он, в определенной мере, обособлен от воплощенного архитектурного объекта, т.к. может содержать иные смысловые планы, метафоры, стилевые черты. Творческое озарение, «находка» в эскизе часто ложится в основу целого направления авторских поисков – выкристаллизовывается авторская коммуникативная система.
nbsp; Эскиз фиксирует момент рождения замысла. Причем, он может возникнуть как бессознательный интуитивный «след» размышлений, или как результат целенаправленного методического процесса, в котором проверяются отдельные составляющие будущей концепции произведения: серии набросков, графики, диаграммы, ассоциативные ряды. Таким образом, на стадии эскизирования реализуется единый процесс возникновения идеи и ее изучения – самоидентификации творческого замысла. В более широком смысле – это самоидентификация архитектора как Мастера, сопровождающаяся постоянной рефлексией относительно своего творчества.
В ручном авторском эскизе осуществляется взаимосвязь, синтез теоретических и пластических поисков, а также архитектурной и художественной форм выразительности. Природа архитектурного эскиза многозначна и обладает рядом родовых качеств: идейно-смысловых, ассоциативных; архитектурно-морфологических; художественных. Он одновременно выступает как процесс и результат; отличается выраженной адресностью и многоассоциативностью; охватывает целое и отдельные детали; выражает полноту замысла и обладает недосказанностью наброска. В этой связи к архитектурному эскизу как явлению в полной мере подходит термин футуристов «симультанность» (одновременность), когда в лаконичной форме единовременно раскрывается структура смысловых, образных, функциональных слоев произведения. Это одно из достоинств эскиза, порой не достижимое в реализованном проекте. Из этого следует, что именно архитектурный эскиз намечает путь к диалогу с адресатом архитектуры.
Архитектурный эскиз в творческой работе архитектора обладает рядом особенностей: идентичность в формировании авторского языка, стиля; концептуальность на стадии отработки авторского замысла; синтетичность на стыке художественных, научных и литературных направлений; поливариантность эскиза и открытость к диалогу; интуитивность, эвристичность, процессуальность эскиза как явления.
Как известно, проектный процесс представляет серию последовательных взаимосвязанных стадий, которые можно представить в упрощенной схеме: предпроектный анализ, эскизный и рабочий проекты, согласование проекта, авторский надзор в процессе реализации. Или иначе: погружение в тему, изучение материала, творческий поиск – эскизирование и макетирование – разработка и графическая подача проекта – реализация с участием автора. В этой схеме намеренно обобщены стадии разработки проектной документации, которые могут варьироваться. Неслучайно издревле употреблялось слово «зодчий» – творец и мастер, обладающий всем спектром необходимых для осуществления замысла умениями, навыками. В традициях отечественного академического образования более употребим термин «архитектор-художник», не требующий дополнительного пояснения.
В современном контексте вполне справедливо упомянуть об эскизировании с помощью компьютерных технологий, являющимся, скорее, оппозицией традиционному ручному, чем развитием этой линии. Виртуальный эскиз может представлять собой концептуальную схему, модель или же набор примитивов, прототипов формообразования будущего объекта. Обращение архитекторов к техническим возможностям современных программ на начальных стадиях проектирования вполне объяснимо – возможность создания и трансформации различных типов оболочек разной степени кривизны – дигитальная архитектура. Активно развивающееся в мире параметрическое проектирование использует возможность ЭВМ моделировать форму объекта, исходя из заданных характеристик параметров. Приведенные методы во многом прогрессивны и имеют аналоги в прошлом (формообразование купольных конструкций, популярное в 1960-е), но степень авторского начала в них зачастую нивелируется. Компьютерный «эскиз» зачастую вовсе не обладает самостоятельной ценностью – он становится частью комплексного процесса проектирования (модель объекта на начальной стадии его разработки).
На сегодняшний день, когда ручная подача стала редкостью, достаточно остро встал вопрос сохранения и выявления индивидуальности авторского языка. В этой связи в методическом плане особое значение приобретает метод клаузур (блиц-решений за фиксированное время), используемый в учебном процессе (рис. 20). Клаузура и постоянное эскизирование – оперативные способы общения мастера и ученика, развивающие творческое мышление, память, ручную графику. В процессе реального проектирования архитекторы нередко обращаются к своеобразному «коллективному» эскизу, основанному на методе клаузур. Сотрудники мастерской презентуют индивидуальные решения, далее выбираются наиболее удачные эскизные предложения – на их основе синтезируется концепция будущего проекта.
Необходимо отметить, что эскизирование как творческий метод распространяется на функцию, конструкцию и форму. Эскиз функции – это схемы зонирования, определение необходимых связей между функциональными блоками, диаграммы организации процессов в сооружении. Нестандартные конструкции, связанные с образной стороной проекта, также находят отражение в архитектурных эскизах. Безусловно, наиболее востребованы эскизные поиски формы будущего сооружения, в которых рождается его художественный образ. Эскиз почти всегда эмоционально наполнен и вызывает ответную реакцию у зрителя, которого привлекает «живость», раскрепощенность графики, свобода подачи материала.
В современной проектной практике возможны различные подходы к классификации эскизов. Архитектурный эскиз варьируется по стадиям разработки творческого замысла: эскиз как фиксация первой идеи; ассоциативный или концептуальный эскиз при формировании концепции будущего произведения; уточняющий эскиз в процессе работы над проектом. По принципу завершенности: набросок, зарисовка; «архитектурный эскиз»; эскизная архитектурная графика. Эскиз любого типа может стать самостоятельным произведением искусства.
Сегодня в архитектурном творчестве на первый план выходят персональные авторские концепции, которые становятся синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве. В таком широком контексте целесообразно рассматривать понятие архитектурно-художественного синтеза как меры духовного наполнения, знака авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства. Термин «художественное», с определенной долей условности, можно понимать как совокупность личностного мироощущения и способов его воплощения в материальной действительности [7]. Именно «художественное» позволяет «звучать» авторской архитектуре. Архитектор-творец рождает авторское видение, свой индивидуальный пластический язык – персональную целостную систему методов и принципов, составляющую суть современной архитектурной парадигмы.

Рис. 1 Иван Леонидов. Эскиз комплекса зданий ООН, 1947-1948 гг.
Рис. 2 Иван Леонидов. Эскиз Города Солнца, 1943-1959 гг.
Рис. 3 Эрик Оуэн Моос. Концептуальные наброски к объекту «The Box», Culver Site (США), 2000 г.
Рис. 4 Эрик Оуэн Моос. Концептуальные наброски к объекту «The Box», Culver Site (США), 2000 г.
archinauka-2222.livejournal.com