Минимальный предельный размер земельного участка – ( )

Содержание

Минимальный размер земельного участка — в 2019 году, под ИЖС, для садоводства, при разделе, градостроительный регламент, при межевании, под многоквартирными домами, сельскохозяйственного назначения, вновь образуемого

Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками.

Многие граждане часто не знают о том, какие требования устанавливаются различными нормативными актами и что нужно учитывать для того, чтобы отстаивать свои права.

В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.

Нормативные акты и градостроительный регламент

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Минимальный размер земельного участка

Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.

При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.

В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.

Под ИЖСКак говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток.
Для садоводстваВ соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:
  • садоразведение – 0.05 га;
  • строительство дачных коттеджей – 0.05 га;
  • обустройство огорода – 0.01 га.

В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.

При межевании или разделе
  • Если человек является законным собственником определенного земельного участка, имея на него всю необходимую документацию, ему может потребоваться проведение процедуры раздела земельного участка для последующей продажи определенной доли этого имущества. При этом не все учитывают, что в процессе раздела участка нужно, в первую очередь, выполнить межевание данной территории. Данная процедура может проводиться только уполномоченными кадастровыми инженерами, и в процессе проведения данного мероприятия осуществляется выделение определенной доли территории в натуре, а также оформляется план на все образовавшиеся участки.
  • С полученными документами заинтересованное лицо обращается в территориальное отделение кадастрового учета, где человеку нужно будет в письменной форме сообщить, что предыдущий участок будет полностью снят с учета. Затем оба образовавшихся владения будут регистрироваться заново на имя определенного гражданина, вследствие чего каждый участок получит уникальный кадастровый номер, а собственнику будет предоставлен паспорт, на основании которого он в дальнейшем сможет официально зарегистрировать свое право собственности.
  • Таким образом, нет ничего сложного в проведении данной операции, но в то же время она предусматривает определенные нюансы, такие как, к примеру, то, что действующее законодательство не устанавливает минимальный размер участка. Предусматривается возможность внесения в данный норматив местными органами власти, но в любом случае суть будет оставаться единой – если хотя бы одна из выделенных территорий не будет соответствовать установленным нормам, зарегистрировать свое право собственности уже не получится.
  • Помимо этого, стоит отметить тот факт, что общая площадь получившихся участков не должна быть больше реального размера старого землевладения. В процессе раздела участка между собственниками каждый из них должен будет соответствовать определенной категории.
  • Если же заинтересованное лицо не является единоличным владельцем определенного земельного участка, то в таком случае решение, на основании которого будет осуществляться процедура раздела территории, принимается всеми лицами, имеющими право владения указанным имуществом. В конечном итоге все они могут по-прежнему остаться совладельцами, только в их распоряжении уже будет присутствовать сразу два земельных участка с предоставлением каждому соответствующей доли. После того, как будет точно определено право владения, можно будет заполнить соответствующий образец заявления.
  • Таким образом, после раздела недвижимости землевладение юридически перестает существовать, и вместо него появляется два абсолютно независимых участка. При этом даже из этого правила могут быть определенные исключения, касающиеся садовых товариществ, так как в данном случае даже после раздела осуществляется сохранение имеющихся территориальных границ, а также юридической силы различных документов.
Сельскохозяйственного назначенияВ данном случае также все зависит от особенностей регионального законодательства. Таким образом, к примеру, в Москве минимальные размеры таких земельных участков устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства №3/59-П, которое было опубликовано 28 мая 2003 года.

Таким образом, на территории столицы земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности, должны иметь определенную площадь, соответствующую их конкретной цели, а именно:

  • фермерское хозяйство – не менее 2 га;
  • садоводческая деятельность – не менее 0.06 га;
  • огородническая деятельность – не менее 0.04 га;
  • строительство дачной недвижимости – не менее 0.06 га.
Под ЛПХ
  • Участок под ЛПХ может предоставляться гражданам в использование или же приобретаться ими на законных основаниях по кадастровой стоимости.
  • Если осуществляется выдача определенной территории со стороны государства или же органов местного самоуправления, то в таком случае ее габариты будут ограничиваться нормами, установленными в соответствии с региональным законодательством. Таким образом, к примеру, во Владимире участки не могут быть менее 0.04 га, в то врем как в Чебоксарах минимальная площадь составляет 1 200 м2.
  • Одна семья в собственности может иметь ограниченную площадь земли, и в соответствии с общими правилами ее размеры не могут быть более 0.5 га. При этом стоит отметить тот факт, что региональные органы власти имеют право расширять данную площадь, но в любом случае она не может составлять более чем 2.5 га.
  • Таким образом, к примеру, во Владимирской области можно получить такой земельный участок площадью до 2.5 га, в то время как власти Чувашской Республики предусматривают возможность выдачи территорий с площадью не более 1 га.
Вновь образуемого
  • Нормы статьи 11.9 Земельного кодекса устанавливают полный перечень требований, которые предъявляются к вновь образуемым или же измененным земельным участкам, предусмотренных действующим законодательством. При этом стоит отметить тот факт, что данный кодекс устанавливает также понятие минимального и максимального пределов.
  • Таким образом, минимальный порог представляет собой определенную площадь, предусмотренную для участков конкретного назначения. В частности, к примеру, для дачных территорий предусматривается возможность выдачи участка с площадью не менее 0.6 га, в то время как садовые участки могут иметь площадь от 0.4 га (данные показатели устанавливаются для Москвы и могут изменяться в других регионах).
  • Каждый отдельный регион устанавливает собственные показатели, но в любом случае нормативы должны приниматься в соответствии с действующим Градостроительным кодексом, а также различными законодательными актами в данной области. К примеру, максимальные и минимальные пороги для определенного поселения будут устанавливаться на основании данных, указанных в общей кадастровой схеме всех территорий, а также с учетом требований различных граждан.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Под многоквартирными домами
  • В соответствии с нормами земельного законодательства устанавливается возможность определения минимальных размеров земельных участков под многоквартирными домами. При этом стоит отметить тот факт, что реализация данного права касательно определения площади земельного участка, который требуется для размещения и последующей эксплуатации многоквартирного дома, не является целесообразным.
  • Если площадь требуемого земельного участка принимать в качестве минимального, то в таком случае какие-либо притязания граждан, имеющих право собственности на различие помещения внутри дома, на обладание права общей долевой собственности на территорию, будут ограничиваться исключительно установленными действующим законодательством его границами.

Судовая практика

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2003 года.

На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.

В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.

При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.

Участок ЛПХ — это личное подсобное хозяйство, которое не предназначено для возведения построек и зданий.

Что такое регистрация права собственности на участок — читайте более подробно в этой статье.

Правила оформления земельного участка указаны тут.

1kvartirka.ru

Юридическая компания ООО «ИГНАТ» — Предельный минимальный размер земельного участка, предоставленного для ИЖС, в городе Сочи Краснодарского края

Согласно ч.1 ст.11.4. Земельного кодекса РФ При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Статья 11.9 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Согласно п.1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

В соответствии с ч.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с ч.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, которые, в свою очередь, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ размеры и параметры, их сочетания.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи от 2009 г., утвержденные Решение Городского собрания города Сочи от 29.12.2009 г. №202, устанавливают предельные размеры земельных участков.

Для зоны «Ж-1» (застройка индивидуальными жилыми домами усадебного типа) минимальная площадь установлена в размере  0,03 га, что соответствует 300 кв.м. (3 сотки).

Для зоны «Ж-2» (малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей) минимальная площадь установлена в размере  0,02 га, что соответствует 200 кв.м. (2 сотки).

Ранее законодательство Краснодарского края устанавливало минимальные размеры земельных участков.

В соответствии со ст. 13 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», «если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит их деление, не допускается выдел в натуре земельных участков, площадь которых менее:

300 квадратных метров, при ширине участка не менее 8 метров, — для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и садоводства;

500 квадратных метров, при ширине участка не менее 12 метров, — для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.»

В указанную статью Законом Краснодарского края от 19.07.2011 № 2317-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» были внесены изменения, в соответствии с которыми статья 13 изложена в следующей редакции:

«Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит их раздел (за исключением случая объединения с соседним земельным участком), не допускается образование земельных участков, площадь которых менее:

400 квадратных метров при ширине участка не менее 8 метров — для земельных участков, предоставленных для садоводства;

600 квадратных метров при ширине участка не менее 12 метров — для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.»

В настоящее время на основании Закона Краснодарского края от 02.03.2012 г. №2449-КЗ статья 13 утратила силу.

yur-project.ru

Предельный минимальный размер земельного участка | Участок



предельный минимальный размер земельного участка

Предельный минимальный размер земельного участка, предоставленного для ИЖС, в городе Сочи Краснодарского края

Согласно ч.1 ст.11.4. Земельного кодекса РФ При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Статья 11.9 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Согласно п.1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

В соответствии с ч.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламен т — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с ч.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, которые, в свою очередь, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка

5) иные показатели.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 ст.38 Градостроительного кодекса РФ размеры и параметры, их сочетания.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи от 2009 г. утвержденные Решение Городского собрания города Сочи от 29.12.2009 г. №202. устанавливают предельные размеры земельных участков.

Для зоны «Ж-1» (застройка индивидуальными жилыми домами усадебного типа) минимальная площадь установлена в размере 0,03 га, что соответствует 300 кв.м. (3 сотки).

Для зоны «Ж-2» (малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей) минимальная площадь установлена в размере 0,02 га, что соответствует 200 кв.м. (2 сотки).

Ранее законодательство Краснодарского края устанавливало минимальные размеры земельных участков.

В соответствии со ст. 13 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», «если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит их деление, не допускается выдел в натуре земельных участков, площадь которых менее:

300 квадратных метров, при ширине участка не менее 8 метров, — для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и садоводства

500 квадратных метров, при ширине участка не менее 12 метров, — для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.»

В указанную статью Законом Краснодарского края от 19.07. № 2317-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» были внесены изменения, в соответствии с которыми статья 13 изложена в следующей редакции:

«Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит их раздел (за исключением случая объединения с соседним земельным участком), не допускается образование земельных участков, площадь которых менее:

400 квадратных метров при ширине участка не менее 8 метров — для земельных участков, предоставленных для садоводства

600 квадратных метров при ширине участка не менее 12 метров — для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.»

В настоящее время на основании Закона Краснодарского края от 02.03. г. №2449-КЗ статья 13 утратила силу.

Юлия Игнатюк. 17.03.

Участки меньше предельного минимального размера

Регистрация: 16 фев Сообщения: 144 Симпатии: 9 Адрес: Питер

Выписка из конкретного ПЗЗ (для конкретной территориальной зоны):

5. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

1) минимальная площадь земельных участков:

для размещения индивидуального (одноквартирного) отдельно стоящего жилого дома – 1200 квадратных метров

для размещения блокированного двухквартирного жилого дома – 2400 кв. м (по 1200 кв. м на каждую квартиру)

для размещения объектов иных видов разрешённого использования – в соответствии со статьей 39.4 настоящих Правил.

Статья 39.4. Минимальная площадь земельного участка

Минимальная площадь земельного участка допускается не менее площади земельного участка занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства с элементами озеленения и благоустройства и иными необходимыми в соответствии с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательными объектами, предназначенными для его обслуживания и эксплуатации.

Для этих ПЗЗ, необходимо утвердить соответствующий вид разрешенного использования.

Возможно у вас есть похожие пунктики.

Минимальный размер земельного участка

Предоставление участков земли – это административно-правовая процедура, которая возникает в рамках отношений по распоряжению земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности в собственность юридическому или физическому лицу. Иными словами эту процедуру можно назвать – «приватизация».

Субъектами правоотношений в сфере земельного права являются:

  • Собственники земли.
  • Владельцы участка земли, который перешел по наследству в пожизненное использование.
  • Землепользователи, арендаторы и арендодатели.

Все эти субъекты разделяются на две группы: юридические и физические лица. В российском законодательстве физическим лицом, которое имеет право собственности на участок земли, может выступать любой гражданин РФ. Юридическое лицо – это организация и коллективное образование, обладающее имуществом.

Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется полное право приобрести или получить участок земли для ведения личного хозяйства, под строительство жилых комплексов или своего личного дома, для огородничества или ведения садового хозяйства. Но нужно отметь важный факт, что гражданин имеет право на покупку, приобретение участка и его владение осуществляется в установленном порядке с учетом законодательства РФ. Иными словами, размер участка и его расположение выбирается не произвольно, а только при определенных условиях для каждого вида земельного участка.

Все граждане имеет полное право распоряжаться землей, выходя из своих потребностей только после прохождения государственной регистрации и установления права собственности на земельное имущество.

Предоставлением земельного надела конкретному физическому и юридическому лицу занимается местная администрация, опираясь на установленный федеральный закон и на законы РФ.

Решение местной администрации служит правовым основанием для выдачи документов на землю гражданину, которые подтверждают его права на участок земли и пользование в определенном титуле. Наличие свидетельства у владельца на право владением участка замели, предоставляет неоспоримые доказательства третьим лицам.

Также законодательством не исключается право на владение землями в нескольких титулах.

Минимальная норма предоставляемых участков

Предел нормы и минимальный размер земельного участка, который предоставляется гражданину в свое личное распоряжение из государственной или муниципальной собственности для его личного ведения хозяйственной деятельности, для садоводства, для строительства дома, для огородничества, устанавливается нормативно-правовыми законами субъектов РФ и органами самоуправления на местном уровне.

Земельное законодательное право работает по принципу нормирования участков земли для разных нужд. В ст.33 ЗК РФ прописаны все положения о предоставлении отдельного участка земли. В ст.13 говорится о том, какой минимальный размер земельного участка может представиться человеку в пользование и владение из государственной и муниципальной собственности.

Минимальный предел земли на гражданина, с учетом его нужд, составляет:

  • 0,03 гектара земли для садоводства
  • 0,06 гектаров земли предоставляется для огородничества
  • 0,05 гектара предоставляется под строительство дачи
  • Для разведения скота – 1 гектар
  • 5 гектаров под фермерское хозяйство.

В ст.14,1 говорится о предельных минимальных нормах предоставляемой земли для семьи, имеющая 3 и больше детей. При этом, земля предоставляется семье бесплатно в безвозмездное пользование. Минимальный размер участка земли составляет 0,01 гектар.

В ст.4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержатся следующие пункты о минимальном размере предоставляемой земли: минимальный предел новых образуемых земельных наделов из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются в соответствии с требованиями ЗК.

В ст.15 оговаривается предельный минимум участка, который предоставляют в частное владение, образуемого из сельскохозяйственных земель, равен 5 гектарам.

В этой же статье оговаривается о предельном минимальном размере для неделимого нового участка земли из земель сельскохозяйственного значения. Это предел равен 0,5 гектара.

Участок земли, который был выделен из невостребованной доли земли, имеет минимальный предел, который равен его фактическому размеру.

Для определения предельной нормы выделенной земли под частную собственность имеет большое значение правила застройки и землепользования, принимаемые органами самоуправления местного уровня. В соответствии п 3 ст. 33 ЗК РФ говорится о том, что предельные размеры участков земли могут быть установлены с учетом конкретного вида деятельности на ней.

Если по каким либо причинам выделенный земельный участок не соответствует нормам его деятельности, то государство может отказать в регистрации земли в частные владения.

Источники: http://yur-project.ru/Article/ViewArticle/24, http://geodesist.ru/forum/threads/uchastki-menshe-predelnogo-minimalnogo-razmera.27537/, http://petersit.ru/minimalnyj-razmer-zemelnogo-uchastka/

Комментариев пока нет!

postrojkin.ru

Минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС и при разделе

Наличие в собственности недвижимости – гарантия благосостояния, а земля и вовсе является ценным капиталом во все времена. И хочется, чтобы площадь владений была побольше, поскольку это дает больше возможностей и способов владельцу распорядиться объектом, например, разделить и продать и т.д.
Но на какую площадь можно рассчитывать при получении земли в собственность от муниципалитета или государства? И каков минимальный размер такого участка?

Законы

Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.

Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.

Право региональных властей самостоятельно определять верхнюю и нижнюю границу площади, предоставляемой под ИЖС, на территории своего региона, а также рекомендованные параметры, за пределы которых выходить властям регионов нельзя, указано в Земельном кодексе.

Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Максимальная площадь участка под ИЖС

Максимальный размер участка под ИЖС определяется также региональной властью. При определении данной величины оцениваются одновременно ряд факторов:

  • Объем земельных наделов, их количество.
  • Спрос на землю.
  • Как осваиваются и заселяются земельные участки.
  • Развитие региона в целом.

Это не означает, что если максимальный размер участка установлен 15 соток, то каждый обратившийся за землей в администрацию муниципалитета может рассчитывать на поучение максимума, только потому что заявитель этого хочет и может себе позволить. Предельная величина предоставляемой земли под строительство дома устанавливается с учетом количества лиц, которые будут проживать в нем, а также техническим и санитарным нормам и правилам.

В общем, по стране предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка колеблются в диапазоне от 3 до 30 соток.

Где узнать о нормах для конкретного региона

Нормы в каждом регионе свои, поскольку предельные размеры устанавливает местный орган власти. Закрепляются такие величины градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) определенной местности.

В местной администрации и подскажут, какова установленная на его территории максимальная площадь и минимальная площадь участка под ИЖС и для других случаев.

Особенности и примеры — в Московской и Ленинградской областях

Региональными законами №№63/2003-ОЗ, 83-ОЗ и 405-53 на территории Московской и Ленинградской областей, г.Санкт-Петербург, соответственно, установлены следующие минимальные и максимальные размеры участков предназначенных для жилого строительства:

  • для Московской области законом не предусмотрен минимальный размер участка для строительства дома, аналогично и максимальный. Т.е. фактически для таких целей участки земли гражданам под строительство в собственность не предоставляются.
  • Для Санкт-Петербурга минимально допустимая площадь участка, который может быть выдан на праве собственности гражданину под частную индивидуальную жилую застройку, содержится в градостроительном регламенте, на ряд территорий, в отношении которых регламент не действует, установлен минимум в 3 сотки.
  • В Ленинградской области максимум, на который можно претендовать – 25 соток, минимум 6 соток в городах области, 10 соток – на селе.

Предельные нормы для других типов участков (для земель сельхозназначения и т.п.)

Предоставление земель иных категорий предполагает установление самостоятельных максимальных и минимальных пределов их площадей для каждой категории. Пределы устанавливаются также, региональными законами.

Так, в Подмосковье под крестьянское (фермерское) хозяйство в собственность передаются от 2 до 40 га, под садоводство – 0,06 до 0,15 га, огородничество 0,04 до 0,10 га, под дачную застройку от 0,06 до 0,25 га. На праве пожизненного наследуемого владения эти пределы устанавливаются также самостоятельно.

В Ленинградской области под дачи выделяются в собственность от 0,05 до 0,20 га, для садоводства – от 0,05 до 0,12 га, под огородничество – от 0,01 до 0,10 га.

Минимальный размер участка при разделе земли

Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.

На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.

Так, если площадь участка не позволяет разделить его на участки, площадь которых будет равняться хотя бы минимально установленной в соответствующем регионе, участок неделим.

А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.

Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе

достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.

О границах земельных участков

Неправильное определение границ участка чревато неприятностями и судебными тяжбами. В случае приобретения надела или раздела уже существующего на несколько самостоятельных требуется как можно скорее пригласить геодезистов (услуги платные), которые вынесут поворотные точки границ надела на местность.

Если своевременно этого не сделать, а возвести забор и начать пользоваться землей в своих целях, а спустя какое то время выясниться, что имеет место выход за пределы границ своего участка и захват территории участка соседей: в лучшем случае будут подпорчены отношения с соседями, а также произведен перерасчет налога на землю, в худшем – соседи обратятся в суд и взыщут моральный ущерб и т.д.

neuristu.ru

Минимальный и максимальный размер земельного участка

Дата публикации: 09.03.2016

Законодательное требование о соответствии земельных участков минимальным и максимальным размерам направлено прежде всего на обеспечение рационального использования земельных участков и представляется вполне логичным, так как в случае отсутствия подобных ограничений было бы возможно бесконечное деление земельных участков, в результате которого могли бы появляться так называемые микроучастки, непригодные для полноценного использования. Как правило, появление земельных участков с чрезмерно большой площадью также не способствует их рациональному использованию. Именно это обстоятельство является одной из главных причин применения законодателем ограничений, связанных с предельными размерами земельных участков.
У собственников земельных участков нередко возникает необходимость в их разделе. Изучение судебной практики показало, что основными причинами раздела земельных участков являются:
— раздел имущества между наследниками;
— раздел имущества между бывшими супругами;
— желание одного из сособственников выделить свою долю с последующей продажей;
— желание собственника продать или подарить не весь земельный участок, а лишь его часть.
Деление земельного участка на части, размер которых меньше установленного минимального размера земельного участка, не допускается. Соответственно, земельный участок, раздел которого на части, соответствующие минимальным требованиям, предъявляемым к размеру земельных участков, невозможен, является неделимым.
В настоящее время законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, претерпело значительные изменения.
Так, с 1 марта 2015 г. утратил силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, в котором указывалось, что при разделении земельного участка на несколько участков размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Между тем требование о соответствии предельных размеров образуемых земельных участков градостроительным регламентам по-прежнему содержится в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Помимо этого, утратила силу ст. 33 ЗК РФ, согласно которой минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По всей видимости, внося указанные изменения в законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, законодатель ставил целью упрощение правового регулирования в данной сфере, а также устранение дублирования положений, содержащихся в ряде правовых норм. Так, например, утративший силу п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смысловому содержанию не сильно отличался от п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Еще одной причиной произошедших преобразований является попытка устранения противоречий, связанных с применением законодательства о минимальном размере земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к иным отношениям, не связанным с предоставлением земельных участков.
На сегодняшний день согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ максимальные и минимальные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты содержатся в правилах землепользования и застройки муниципальных образований и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
По мнению Н.Н. Мельникова и Е.А. Савельевой, правила землепользования и застройки являются основой градостроительного зонирования и определения правового режима земель населенных пунктов, поскольку в них устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и соответствующие ограничения их использования <1>.
———————————
<1> Мельников Н.Н., Савельева Е.А. Значение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования в регулировании правового режима земель населенных пунктов // Российская юстиция. 2013. N 6.

Так, в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201, содержатся градостроительные регламенты, устанавливающие минимальные и максимальные размеры земельных участков в зависимости от вида территориальных зон.
К примеру, в ст. 47 Правил в отношении рекреационных зон устанавливаются следующие ограничения размера земельных участков:
— площадь сквера — от 0,1 до 3,0 га;
— площадь городского сада — от 3 до 10 га;
— минимальная площадь городского парка — 15 га;
— минимальная площадь районного парка — 10 га;
— минимальная площадь спортивного парка — 10 га;
— минимальная площадь зоны отдыха — 50 га <2>.
———————————
<2> Решение Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» // Третья столица. 2008. Декабрь. N 69/1.

В градостроительных регламентах нередко содержатся отсылочные нормы, которые указывают на иные муниципальные правовые акты, устанавливающие предельные размеры земельных участков. Так, в ст. 46 рассмотренных нами Правил в отношении жилых зон установлено, что площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома устанавливается в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Омска о нормах предоставления земельных участков.
Указанным муниципальным правовым актом является решение Омского городского Совета от 2 июля 2003 г. N 77 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства», которым установлены предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков: минимальный — 0,03 га; максимальный — 0,15 га <3>.
———————————
<3> Решение Омского городского Совета от 2 июля 2003 г. N 77 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства» // Бюллетень Омского городского Совета. 2003. N 1.

Являясь муниципальными правовыми актами, градостроительные регламенты распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
В этой связи вполне закономерно возникает вопрос, связанный с определением земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
На основании ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
— в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
— в границах территорий общего пользования;
— предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
— предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Минимальные и максимальные размеры земельных участков, на которые в соответствии со ст. 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. К другим федеральным законам можно отнести ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые вместе с ЗК РФ весьма скудно регулируют отношения, связанные с предельными размерами земельных участков. На данное обстоятельство обращает внимание В.Л. Беляев, говоря о том, что такие законы либо отсутствуют, либо крайне слабо регулируют указанные вопросы, что на практике затрудняет развитие территорий <4>.
———————————
<4> Беляев В.Л. Согласование градостроительных и земельных вопросов: состояние, задачи и возможные пути решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 9.

Так, согласно ст. 4 ФЗ от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз <5>.
———————————
<5> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Российская газета. 2003. N 135.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства <6>.
———————————
<6> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета. 2002. N 137.

Например, в Законе Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» установлены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
крестьянского (фермерского) хозяйства от 2,0 га до 40,0 га;
садоводства от 0,06 га до 0,15 га;
огородничества от 0,04 га до 0,10 га;
дачного строительства от 0,06 га до 0,25 га <7>.
———————————
<7> Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2003. N 7.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков <8>.
———————————
<8> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Российская газета. 2007. N 165.

Вместе с тем несложно заметить, что в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также в законах субъектов РФ (в частности, в Законе Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области») речь идет о максимальных и минимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Могут ли указанные предельные размеры земельных участков применяться при разделе земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц?
По мнению С.В. Матвеенко, правомерность подобного применения закона в нынешних условиях вызывает большие сомнения, поскольку в данном случае устанавливаются предельные размеры земельных участков лишь для определенной конкретной цели — предоставление земельных участков из находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан, что исключает их применение для иных, не связанных с предоставлением земельных участков целей. Данные нормы направлены не только на защиту публичного интереса, выражающегося в нежелательности излишнего дробления (или наоборот чрезмерного укрупнения) земельных участков, препятствующего их рациональному использованию и охране, но также и на защиту частного интереса граждан от необоснованного занижения размеров предоставляемых им земельных участков <9>.
———————————
<9> Матвеенко С.В. Пределы уточнения площади земельного участка // Кадастр недвижимости. 2009. N 3 (16).

Однако, как показало изучение судебной практики, несмотря на указанное противоречие, судами применяются минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к отношениям, связанным с образованием земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
К примеру, не согласившись с законностью и обоснованностью судебного решения об отказе в разделе земельного участка, К. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 26 ноября 2013 г. отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом применен закон, не подлежащий применению, а именно решение Совета депутатов Ломоносовского муниципального района от 31 января 2007 г. N 5, которым устанавливаются минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. Считает, что указанный правовой акт не должен применяться, поскольку земельный участок не предоставляется в собственность, она уже является собственником данного имущества.
Ленинградский областной суд в своем Определении от 13 февраля 2014 г. N 33-832/2014 указал, что доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок является ранее учтенным и при решении вопроса о выделе доли из него не могут быть применены требования к предельным размерам предоставляемых участков, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Исходя из п. 4 ст. 41 ГрК РФ, а также п. 1 ст. 33, ст. 11.9 ЗК РФ выдел доли в натуре должен осуществляться с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения.
Следует отметить, что субъектами земельных отношений неоднократно предпринимались попытки признать нормы о предельных размерах земельных участков нарушающими конституционные права граждан.
Так, в своей жалобе в Конституционный Суд РФ Ж. и С. пытались оспорить конституционность п. 6 ст. 18 приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», закрепляющего минимальную площадь земельного участка для размещения дач и индивидуального жилого дома в размере 1200 кв. м. По мнению заявителей, эта норма, как ограничивающая право свободно владеть и пользоваться землей, не соответствует ст. 36 Конституции РФ.
В Определении от 24 сентября 2012 г. N 1598-О Конституционный Суд РФ указал, что в соответствии с Конституцией РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36), условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов (ч. 3 ст. 36), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы РФ, предусматривающие соответственно в ст. ст. 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных правилами землепользования и застройки.
С учетом изложенного оспариваемое заявителями законоположение, направленное по своей сути на обеспечение рационального использования земельных участков, не может само по себе рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Таким образом, положения о предельных размерах земельных участков не противоречат Конституции РФ, в свою очередь, судебная практика идет по пути применения положений о предельных размерах земельных участков при предоставлении гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к отношениям, связанным с разделом земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
По нашему мнению, решению проблемы неоднозначного толкования будет способствовать внесение изменений в ЗК РФ. В частности, п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ необходимо дополнить, указав, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, указанные в градостроительных регламентах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, применяются как при предоставлении земельных участков гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и при разделе и объединении земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Вполне закономерно возникает вопрос о том, должны ли предельные размеры земельных участков, возникающих в результате раздела или объединения участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, соответствовать предельным размерам выделяемых в собственность граждан участков. Или эти размеры могут отличаться?
Полагаем, что применительно к образуемым в результате раздела или объединения участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц, не имеет смысла устанавливать иные предельно допустимые размеры. Так как основной причиной введения в законодательство ограничений, связанных с минимальным и максимальным размером земельного участка, является обеспечение рационального использования и охраны земельных участков, думается, что установление иных, предельно допустимых размеров для земельных участков, находящихся в частной собственности, целесообразно лишь в случаях, если это приведет к более рациональному их использованию.
В заключение хотелось бы отметить, что учет изложенных положений в законотворческой деятельности позволит повысить эффективность правового регулирования земельных отношений, а также будет способствовать снижению количества земельных споров.

Список использованной литературы

1. Беляев В.Л. Согласование градостроительных и земельных вопросов: состояние, задачи и возможные пути решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 9.
2. Матвеенко С.В. Пределы уточнения площади земельного участка // Кадастр недвижимости. 2009. N 3 (16).
3. Мельников Н.Н., Савельева Е.А. Значение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования в регулировании правового режима земель населенных пунктов // Российская юстиция. 2013. N 6.

Д.А. Тоточенко

www.sudmos.ru

минимальные и максимальные размеры, что разрешено строить на землях для ведения личного подсобного хозяйства

Земельные участки отличаются не только по категории и разрешенному применению, они имеют разные предельные величины, устанавливаемые правовыми актами с учетом градостроительных регламентов.

Максимальный и минимальный размер участков предусмотрен для всех видов разрешенного использования, включая личное подсобное хозяйство.

Если площадь нового либо выделяемого надела не входит в этот диапазон, то право собственности зарегистрировать на него будет невозможно. Возведенные там постройки будут также считаться незаконными.

Отличия установленных предельных величин участков ЛПХ у разных субъектов объясняются разной плотностью населения, соотношением используемых и свободных территорий, направлением развития этих территорий и востребованностью наделов ЛПХ.

Нормы и правила

Понятие предельных величин используется в Градостроительном Кодексе РФ.

Они определяются градостроительными регламентами вместе с другими параметрами разрешенного строительства:

  • максимально разрешенным процентом застройки,
  • необходимыми отступами от границ до строений,
  • разрешенной этажностью и высотой строений.

Установленные предельные величины зависят от ВРИ, например, для наделов ИЖС установленные площади меньше, чем для ЛПХ и КФХ. Для определения этих величин на землях населенных пунктов учитывают не только земельное и градостроительное законодательство, но и Правила застройки и землепользования.

При отсутствии утвержденных ПЗЗ предельные величины определяются местной администрацией в своих правовых актах (п. 4 ст. 4 закона о ЛПХ).

Для наделов, расположенных на федеральных землях, допустимый диапазон площади должен определяться федеральными законами, а для наделов на землях субъекта – региональными законами.

Максимально в собственности или на ином праве гражданина может находиться 0,5 га земель ЛПХ. Эта величина может быть законодательно увеличена на уровне субъекта, но не более чем в 5 раз (п. 5 ст. 4 закона о ЛПХ).

Установленные максимальные величины применяются ко всем земельным участкам, за исключением

  • предоставленных в собственность,
  • аренду
  • или безвозмездное пользование

на основании закона № 119-ФЗ.

Если земельный надел получен в бессрочное пользование, наследуемое пожизненное владение до принятия закона о ЛПХ, либо получен в результате дарения, наследования, купли-продажи, то установленные пределы разрешенной площади на него не распространяются.

На такие участки можно зарегистрировать право собственности.

В некоторых регионах при оформлении в собственность участка с площадью, превышающей разрешенный максимум, требуется выкуп «лишних» соток.

Предельные величины

Если у гражданина России возникло желание заниматься ЛПХ, то он имеет право обратиться в уполномоченный орган администрации с заявлением о выделении ему соответствующего участка.

Земельные наделы с использованием ЛПХ бывают 2 видов:

  • Полевые – находятся на сельскохозяйственных угодьях за чертой населенного пункта. Предназначены только для производства товаров сельского хозяйства.
  • Приусадебные – расположены в границах населенного пункта. Помимо сельскохозяйственного применения, на них разрешено возводить вспомогательные помещения, жилые дома, здания бытового назначения с соблюдением санитарных, строительных, пожарных норм.

При предоставлении бесплатного участка из земель, находящихся в собственности государства либо муниципалитета, обязательно соблюдаются нормативы, утвержденные для конкретной территории. В случае платного приобретения надела диапазон разрешенной площади устанавливается в ПЗЗ.

Если правила застройки для вашей местности не определены, то максимальный и минимальный размер участков под ЛПХ будут установлены нормативным актом уполномоченного органа местного самоуправления.

В зависимости от плодородности почвы, наличия свободных земель и других факторов разные регионы определяют свой минимум и максимум для наделов ЛПХ.

Единого реестра, где прописаны разрешенные диапазоны площади, не существует. Чтобы найти необходимые данные нужно изучить нормативный акт местной администрации, в котором установлены предельные величины. Как правило, это решение совета депутатов муниципалитета либо закон.

Минимальная площадь земельного надела

Средней минимальной величиной по регионам России принято считать 10 соток.

Однако, в некоторых регионах эта величина может быть даже 2 сотки, что является малорациональным, так как не позволяет полноценно заниматься ЛПХ.

Руководствоваться установленным минимум необходимо и при разделе земельного надела, находящегося в собственности.

Введение ограничений площади на законодательном уровне позволило предотвратить бесконтрольное деление наделов, в результате которого могли бы образоваться непригодные для рационального использования микроучастки либо макроучастки.

В таблице приведем некоторые установленные минимумы площади земельных участков для некоторых регионов России:

Наименование района/регионаРазмер, га
Красноармейский район Краснодарского края0,05 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,05 (приусадебный) для покупки
Самарская область
Щелковский район Московской области0,04 (приусадебный) / 0,1 (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области0,1
Тульская область
Одинцовский район Московской области0,06
Челябинская область0,02
Калужская область0,05

В столице определение разрешенного диапазона площадей должно устанавливаться городской Думой, но соответствующий документ еще не принят.

Максимальная

Установление максимального размера необходимо вследствие ограниченного количества земельных наделов ЛПХ, которые могут предоставляться гражданам безвозмездно.

Средней максимальный величиной по регионам считают 50 соток (0,5 га).

В таблице приведем некоторые установленные максимумы по площади земельного участка для ЛПХ по регионам РФ:

Наименование района/регионаРазмер, га
Красноармейский район Краснодарского края0,15 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,50 (приусадебный) для покупки
Самарская область0,5
Щелковский район Московской области0,5 га (приусадебный) / 1,0 га (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области0,25
Тульская область (в границах НП)0,15
Одинцовский район Московской области0,25
Челябинская область0,2
Калужская область0,5

Строительство на земле для ведения личного подсобного хозяйства

Перед возведением построек на своем наделе рекомендуется распланировать их расположение и размер с учетом

  • строительных,
  • санитарных,
  • пожарных

норм.

Габариты жилого дома, планируемого к постройке на наделе для ведения ЛПХ, определяются с учетом доступной площади надела и необходимых ограничений и отступов.

Обязательно учитывают следующие правила:

  • Для всех индивидуальных жилых строений обязательно соблюдение требований: высота не более 3 этажей, площадь менее 1500 м. кв.
  • На наделе площадью менее 12 соток разрешено возводить только один жилой дом. Дополнительно допускается наличие вспомогательных, хозяйственных построек, бани, гаража.
  • Удаленность жилого объекта от «красной линии» более чем на 5 м при расположении надела возле дороги, более чем на 3 м – при расположении вдоль проезда. Передний забор устанавливается по красной линии.
  • Противопожарные требования определяют необходимый разрыв между объектами. Максимальный 15 метров определяется для деревянных строений, минимальный 6 метров – для каменных.
  • В соответствии с требованиями санитарных служб удаленность жилого объекта от забора соседей должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек нужно выдержать 1 м, птичники удаляются на 4 м. Самое большое удаление определено для бань, саун, оно составляет 8 м.

Соблюдение строительных, санитарных требований обязательно для приусадебных наделов. Собственники полевых участков могут нестрого придерживаться их.

Заключение

Установление предельных величин площадей земельных наделов, выделяемых гражданам, позволило обеспечить более рациональное их использование.

Параметры определяются для наделов с любым ВРИ нормативными актами уполномоченного органа местного самоуправления. Их величина в разных регионах отличается. Получить информацию об установленных пределах можно в местной администрации.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

stroim-domik.org

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Предельные (то есть минимальные и максимальные) площади наделов земли устанавливаются местными законодательными органами при необходимости выделения участков в градостроительных целях или при проведении межевания, а также при выделении физическим лицам земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ

Участок земли под ведение личного подсобного хозяйства может быть как приобретен вами, так и предоставлен вам в собственность на безвозмездной основе.

В последнем случае, минимальные и максимальные размеры передаваемого вам участка будут ограничены местными законодательными актами, в соответствии с решением государственной власти.

Размеры эти зависят от региона получения вами земли, и могут сильно различаться в разных регионах. Например, в центре Владимирской области предельные размеры составляют соответственно 4 и 15 соток. В Республике же Чувашия такие значения лежат в диапазоне 12-15 соток.

Ограничиваются на законодательном уровне и суммарные площади участков, выделяемых одному собственнику (одной семье или одному личному подсобному хозяйству) – 50 соток в целом.

Местные законодательные органы могут принимать решение об увеличении этого размера, но не более чем в пять раз. К примеру, в той же Владимирской области предельная общая площадь составляет 250 соток, а в Чувашии – 100 соток.

Если вы намереваетесь получить землю от государственных или муниципальных органов, вам следует знать о предельных выделяемых размерах, чтобы избежать досадных недоразумений и верно оценить свои силы.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ

В правилах землепользования и застройки предусмотрены ограничения размеров выделяемых земельных участков. Как следует из статьи 30 Градостроительного кодекса России, а также статьи 11.9 Земельного кодекса, такие размеры должны быть указаны в градостроительных регламентах каждой отдельной территории.

Кроме того, как следует из статьи 38 Градостроительного кодекса, предельные размеры должны быть установлены для каждой территориальной зоны.

Согласно статье 41 того же документа, можно сделать вывод, что если имеющийся в вашем распоряжении земельный участок предполагается разделить на несколько более мелких, инициировать процедуру подготовки бумаг, связанных с новой планировкой указанной территории, не обязательно.

Тем не мене, вы должны проследить, чтобы каждый из выделяемых новых участков не был по площади меньше установленной местными законодательными органами площади.

Помимо этого, законодатель предписывает в обязательном порядке обеспечить возможность подъезда или подхода к каждому из вновь образуемых участков.

В разбиении одного большого участка на несколько мелких будет, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», отказано, если размеры хотя бы одного из выделяемых из общей массы участков будут признаны несоответствующими положениям местного или федерального законодательства.

К примеру, в Московской области действуют следующие нормы площади:

  • для участка застройки домами со средним количеством этажей (до 8) – от 5000 м2 до 500000 м2;
  • если планируется застройка малоэтажными зданиями (до 4 этажей) – от 2500 м2 до 100000 м2;
  • для участков под индивидуальное жилищное строительство (при этом предполагается, что каждый дом на одну семью будет не выше 3 этажей над уровнем земли) – от 300 м2 до 3000 м2.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, органы местного самоуправления должны в обязательном порядке утверждать градостроительные регламенты для населенных пунктов любого типа – как сельских, так и городских.

В таких документах предусмотрен как порядок застройки земельных участков в черте населенного пункта, так и отдельные его детали – разбивка на зоны, архитектурные решения и соответствие этих решений отдельным районам города или поселка.

Устанавливаются в градостроительных регламентах и предельные – как максимальные, так и минимальные – размеры земельных участков, выделяемых под строительство, а также отдельные зоны, на которых эти ограничения, по той или иной причине, не должны действовать.

Поскольку таких регламентов по всей территории Российской Федерации крайне много, нет возможности, да и не имеет смысла, составлять подробный их перечень. В каждом конкретном случае, вам понадобится узнавать детали в органах местного самоуправления.

Стоит, однако, привести конкретные примеры. В частности, в Москве, как следует из пункта 3.4.1 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.17 г. № 120-ПП, размеры земельных участков, выделяемых под строительство, никак не ограничиваются.

А в Московской области ситуация другая. К примеру, в городе Рошаль действуют следующие нормы, установленные Правилами землепользования и застройки, утвержденные Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.17 г. № 1/28:

  • если речь идет о застройке зданиями со средним количеством этажей (до 8) – от 5000 м2 до 500000 м2;
  • если необходима застройка домами с малым количеством этажей (до 4) – от 2500 м2 до 100000 м2;
  • для участков, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство (каждый дом на одну семью должен быть не выше 3 этажей) – от 300 м2 до 3000 м2.

Подобные правила действуют в каждом регионе России, следовательно, вам понадобится уточнять данные для каждой области, в которой вы хотели бы получить земельный участок.

Можно также в качестве примера привести предельные (максимальные и минимальные) площади земельных участков, выделяемых, в соответствии с действующим в Московской области Законом №63/2003-ОЗ от 17 июня 2003 г. «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»:

  • под ведение крестьянско-фермерского хозяйства – 200-4000 соток;
  • под садоводческую деятельность – 6-15 соток;
  • под огородничество – 4-10 соток;
  • под строительство дачи – 6-25 соток.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

o-nedvizhke.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *