Советы от русскоязычной команды на Кикстартере
Совсем недавно я писал о носимом гаджете Monbaby, который помогает следить за активностью и сном маленьких детей. Проект успешно идет к своей цели в $15,000, и я поговорил с директором по маркетингу — Евгенией Воронович, которая занимается продвижением Monbaby. Она согласилась помочь советами будущим авторам проектов на Кикстартере.
Расскажите немного о себе. Какой у вас есть опыт работы в России и за границей, который позволил создать продукт для запуска на Кикстартере?
К команде Monbaby я присоединилась недавно, в конце июля. Что касается моего опыта, то я занимаюсь маркетингом уже более 12 лет, основная моя специализация это именно интернет маркетинг. До этого проекта весь мой опыт был связан в основном с продвижением проектов на Российский рынок. Западный рынок всегда был интересен, я слежу за тенденциями, новыми инструментами в области интернет маркетинга, в прошлом году проходила стажировку в рекламном агентстве в Нью Йорке, получила очень интересный и полезный опыт. Могу сказать, что запуск кампании на Кикстартере это дело не на один день и даже месяц, и новичку будет сложно организовать компанию, так, чтобы достичь успеха.
Сколько человек работает над вашим проектом Monbaby и какие у них основные задачи?
Сейчас над проектом работает примерно 5-6 человек. Задачи – производство устройства, разработка и усовершенствование приложения, работа с ритейлом, маркетинг, да много разных задач.
Заявленная вами сумма в $15,000 является действительной целью, или вы планируете привлечение стороннего капитала или собственных средств для реализации проекта?
Конечно, это не та сумма, которая необходима в целом. Привлекались и собственные средства и были первоначальные инвесторы. В дальнейшем также рассчитываем привлечь сторонний капитал. Сейчас стараемся идти вперед сами, в том числе при помощи краудфандинга и своих ресурсов и связей. Главное что это далеко не первый бизнес-проект для участников команды и у нас есть понимание и ресурсы для его развития.
То есть для вашего проекта Кикстартер не является источником финансирования, а больше выступает в роли рекламного инструмента?
Так как наш проект нишевый, аудитория достаточно узкая, мы понимаем, что больших денег, которые решили бы все наши задачи с помощью Кикстартера, мы навряд ли получим. Но зато получаем важный фидбэк от пользователей, который открывает новые горизонты на способы применения продукта, а также позволяет делать его еще лучше. И, конечно, краудфандинговый проект хорош в плане пиара, поиска партнеров и новых возможностей.
Сколько времени вы уже работаете над проектом? (от идеи до решения выходить на Кикстартер)
Monbaby это довольно сложное устройство. Артурас (изобретатель гаджета) работает над ним около трех лет, именно поэтому выглядит оно как очень простое и удобное в использовании. Я же присоединилась к команде этим летом.
Я так понимаю, что у вас большая часть команды расположена в Нью-Йорке. Считаете ли вы это обязательным условием, и помогает ли это в продвижении и разработке Monbaby?
Не обязательно быть в Нью-Йорке, просто у нас так сложилось, что изначально вся команда была там. Но все-таки стоит сказать, что на месте намного удобнее контактировать с прессой и с целевой аудиторией. В Нью-Йорке много митапов, бизнес тусовок и деловых мероприятий. Общение с разными людьми дает нужные контакты и выход на СМИ. Недавно мы были на ярмарке технологий, просто как посетители, но познакомившись с одним журналистом, получили большое интервью.
Если хочешь выходить со своим продуктом на рынок США, то важно хотя бы периодически приезжать в США, а лучше, конечно, там жить. Кроме того, основная аудитория Кикстартера — американцы.
У вас за плечами уже есть неудачный старт. Сразу бросается в глаза, что очень выгодно заменена основная картинка проекта. Какие еще уроки вы извлекли из своего предыдущего опыта?
Первый проект для Кикстартера был совершенно неподготовленным, мы просто хотели опробовать свои силы. Тема носимых гаджетов очень обсуждаема сейчас в США, и многие компании стремятся выйти на этот рынок. Соответственно интерес к теме у прессы очень высок. И в первый раз нам удалось получить неплохие публикации в СМИ, но, отчасти, это сыграло против нас в текущей кампании, так как крупные медиа не хотят дважды писать об одном проекте. Сейчас мы рассчитываем также на траффик Кикстартера и хотим попасть в «стафф пикс», но конечно это зависит от редакции Кикстартера, их выбор субъективен.
В новой кампании на Кикстартере мы улучшили дизайн страницы, но для полной пересъемки видео ролика у нас не было возможностей, мы только добавили в него живые съемки команды проекта. Еще обратили внимание на реворды. Bob Dorf (известный специалист по стартапам) подсказал нам интересную идею для ревордов за $5, $10, которые не дают награды бэкеру, но снижает стоимость устройства для семей, которым по здоровью детей необходим гаджет, но они не могут его себе позволить.
В основном, люди, конечно, берут устройства по самой ранней, сниженной стоимости (early bird price). Хотя есть и те, которые выбирают другие награды.
На что бы вы посоветовали обратить внимание будущим авторам проектов? Что наш взгляд самое главное в подготовке проекта к Кикстартеру?
Видео — самое главное. Второе — награды. Оформление страницы тоже важно. Нужно стараться разнообразить текст изображениями и инфографикой. Как бы вы не вели свою пиар активность, по факту — решение о покупке люди принимают на Вашей странице.
Нужно серьезно готовиться к международному старту. Мы делали несколько волн рассылки для прессы. На первую рассылку отвечает 5-10%, на вторую побольше, затем появляются первые публикации. Можно искать нескольких журналистов на одном сайте и связываться с ними по очереди. Не ответил один — отправляем письмо второму. Вообще могу сказать по опыту, что в США с ответами на письма очень плохо. Ты можешь их отправлять тоннами и не получать ответов. Уровень информационного шума у людей, а особенно у журналистов очень высок, пробиться через него не просто. Не многие отвечают даже тогда, когда ты пишешь, что хочешь купить рекламу. После письма желательно звонить.
Важно правильно составить питч. Важен его заголовок. Нужно цеплять внимание с первого слова. Нужно также подготовить пресс-кит. Журналистам важны качественные изображения. Можно сделать папку в дропбоксе, и дать ссылку на сайте. Что должно быть в пресс-ките? Пресс-релиз, качественные фото, качественный лого.
Важно найти сообщества людей по теме и в рунете и в штатах. Так, например, в США проводится New York Tech MeetUp. В качестве старта кампании на Кикстартере нами был выбран день демо-презентации нашего устройства на этом митапе. Нам повезло, редакция сразу заинтересовалась проектом, и мы не проходили обычного отбора.
Важно то, как вы общаетесь и рассказываете о проекте на форумах или в тематических сообществах — нельзя просто писать о старте, нужно просить фидбэк, советоваться, а не смотреть на всех, как на
бэкеров. Тогда это приносит результат. Кроме того, Вы должны вносить какой-то свой опыт в обсуждение тоже, поскольку именно для этого там собрались люди – делиться опытом и открывать новые возможности.На момент запуска на Кикстартере должна быть сформирована группа фанатов в ФБ, Твиттере, чтобы с ними можно было проводить опросы, конкурсы и чтобы они стали вашими первыми бэкерами. В этом смысле мы не достаточно подготовились, поскольку сообщества у нас не многочисленные. Для Ваших бэкеров заранее нужно продумать апдейты и инфо поводы. Просто запустить проект недостаточно. Нужно увлекать аудиторию, вдохновлять ее своим продуктом и своей командой. Желаю всем больших успехов!
А мы желаем успехов проекту Monbaby!
П.С. Женя также передает огромную благодарность за советы и консультации Евгению Жукову с его группой Kickstarter 4 Advanced и Елене Михайловой.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
crowdpublishing.ru
Kickstarter на русском — ⭐⭐⭐⭐⭐
Kickstarter — интернет-площадка, где любой желающий, при соблюдении ряда условий, можно собрать добровольные пожертвования на развитие или создания собственного проекта. К этой площадке обращаются люди с различными планами — от создания фильмов, до производства новых гаджетов. Разберемся, как запустить свой стартап на Kickstarter.
Вы – креативная личность? У вас есть мысль о создании изобретения, не имеющего аналогов? Или может, вы планируете написать программу/книгу/музыку? В любом случае, идея, на ваш скромный взгляд, замечательная.
Но для ее реализации вам понадобится некоторая сумма денег, которая пойдет на покупку деталей, ПО и прочие расходы. Возможно, ваших текущих сбережений окажется недостаточно, и вы боитесь, что пока будете копить нужную сумму, успеете перегореть в отношении своего проекта.
Не спешите отказываться от своей мечты. На помощь вам и другим креативщикам придет сайт Kickstarter. Он был основан в 2009 году и предполагает систему краудфандинг – коллективный сбор добровольных пожертвований от всех пользователей.
Схема проста: на сайте вы максимально подробно рассказываете о своем проекте, и те пользователи, которых ваша идея заинтересовала, перечисляют вам денежные средства для того, чтобы вы могли как можно быстрее приступить к реализации проекта.
Суть в том, чтобы собрать нужное количество денег за определенный срок, в противном случае проект становится неактивным, а уже перечисленные деньги возвращаются пользователям.
Через Kickstarter можно профинансировать что угодно: создание высокотехнологичных протезов и гаджетов, съемки нового фильма, издание видеоигр, музыкальных альбомов, комиксов, книг и т.д. Это отличная площадка, где собираются молодые и зрелые креативщики со всего мира.
Для того, чтобы привлечь внимание публики именно к вашему проекту, не требуется ничего сверхъестественного.
Как запустить свой проект на Kickstarter
- Зарегистрируйтесь на сайте, максимально подробно опишите, что именно вы хотите создать. Отчасти это делается для модераторов сайта: они довольно строго рассматривают поступающие заявки и отбирают наиболее перспективные. Но именно благодаря их работе на сайте крайне мало проектов, в которые никто не вложился.
- Покажите схему или рабочий прототип, если он уже есть. Обязательно загрузите фото и видео. Наличие видео, пусть даже анимации, значительно увеличивает шанс на привлечения инвестиций к проекту.
- Назовите точную сумму, которая потребуется для реализации проекта и обозначьте временные рамки.
- Расскажите о своем проекте в соцсетях, чтобы как можно больше людей узнало о нем и заглянуло на страничку с вашим проектом.
После этого вам остается ждать и общаться с пользователями. Если идея понравится людям, вы быстро соберете деньги и сможете начать работу. Вполне возможно найдутся инвесторы, готовые пожертвовать вам сразу не одну сотню долларов. Не забудьте поблагодарить ваших спонсоров и заказчиков и отправить им эксклюзивную копию вашего продукта, когда он будет готов с индивидуальными поздравлениями.
Проекты, которые распространяются через Kickstarter:
Специально для hobiz.ru
hobiz.ru
96 идей для вознаграждений от Kickstarter
Один из лучших способов привлечь спонсоров в проект — предложить им хорошие вознаграждения. Всегда к месту копии вашего продукта, подписанные экземпляры, билеты на ваше шоу и такие вещи как футболки и прочий мерч. Но необычные, поражающие воображение, награды сделают ваш проект более запоминающимся.
Kickstarter предлагает список из 96 наград. Часть из них — реальные вознаграждения из проектов, часть придумана на ходу, но все они могут быть использованы вами как готовые образцы для вашего проекта.
1. Персональная музыкальная подборка. Да, на кассете! Или на CD, как в этом проекте.
2. Творческий велотур. Пригласите спонсоров в поездку с посещением мест, которые вас вдохновляли. Заедьте в студию или покажите производственные мощности.
3. Флешка-руллетка. Заполните флешку файлами, которые вы использовали в работе над проектом — изображения, музыка, отрывки сценария, код, все это сгодится. Попробуйте сделать каждую флешку полностью уникальной.
4. Визит в студию. Пригласите спонсоров и предложите им поучаствовать в записи альбома. Запишите их хлопки и добавьте в один из треков. Или добавьте их голоса в бэк-вокал, как сделал автор этого проекта.
5. Фото еды. Не все любят готовить, но покушать любит каждый. Сделайте коллекцию фото всех блюд из вашей книги рецептов (добавьте несколько бонусных фото!)
6. Части сценария. Отправьте почтой страницы сценария с автографами актеров со съемочной площадки.
7. Устройте захватывающее путешествие в передвижной кухне! Устройте мастер-класс по приготовлению любимых блюд спонсоров, как это сделали авторы этого проекта.
8. Рецепт закваски. Поделитесь рецептом и советами по приготовлению вкуснейшего домашнего хлеба.
9. 15 минут славы. Устройте интервью со своим спонсором и выложите готовый подкаст в сеть.
10. Дизайнерские чехлы. Кейсы для смартфонов, сделанные своими руками — уникальный продукт, который нельзя купить в магазине.
11. Визит к художнику. Пригласите спонсоров на одно утро, в течении которого они смогут понаблюдать за процессом творчества и создания чего-то нового.
12. Действительно публичное искусство. Пригласите спонсоров принять участие в создании публичного объекта, например фрески или раскрашивания мелками целого квартала.
13. Благодарность к месту. Поблагодарите спонсоров поставив их имена в титры программы, как в этом проекте.
14. Ужин на двоих. Накормите спонсоров мясом в своем новом ресторане, открытым благодаря краудфандингу.
15. Фанатский набор. Соберите всю дискографию группы — демо, живые записи, студийные версии и т.д.
16. Предложите права на имя. Авторы этого проекта построили куриную ферму и предложили спонсорам дать имена цыплятам. Теперь там живет Человечек Тиг — цыпленок, имя которому дал один из сотрудников Kickstarter.
17. Табличка тщеславия. Поместите имя спонсора на табличку в вашем офисе. Отличная сделка!
18. Ключи к королевству. Поделитесь со спонсорами кодами к вашему продукту.
19. Погружение в произведение. Впишите спонсоров в очередную часть романа (и отправьте готовый текст к ним).
20. Наклейки на бампер. Сделайте несколько разных крутых вариантов.
21. Мини-вечеринка с едой. Сделайте набор из вкусной, недорогой, непортящейся еды и отправьте участникам проекта.
22. Растение. Отправьте спонсорам растение из своего сада — что-то, что выросло недавно или что-то, что можно посадить в ближайший сезон.
23. Звонок другу. Устройте 30-минутную беседу со спонсором по телефону и поделитесь советами по созданию успешного проекта. Или просто послушайте как прошел день у спонсора.
24. Написать сценарий. Позвольте спонсорам воплотить их идеи в жизнь и предложите написать пару диалогов для вашего фильма или пьесы.
25. Самодельные кружки. Милое напоминание о вашей благодарности, которую спонсор будет ощущать каждое утро.
26. Приглашение на кастинг! Авторы этого проекта пригласили спонсоров принять участие в отборе котов для готовящегося арт-бука.
27. Персональные рецепты. Каждому спонсору — свой рецепт.
28. Пригласите спонсоров на концерт и пусть они хорошенько покричат на нем!
29. Коллекционное издание. Сделайте ограниченное, нумерованное издание для вашего альбома, сделанное вручную.
30. Тайный мир. Создайте особое расширение для игры только для спонсоров проекта.
31. Реквизит. Пусть ваши спонсоры предложат свой реквизит для съемок очередной сцены фильма.
32. Кухонная утварь. Сделайте лотки для мороженного или формочки для печенья. Пусть они всем своим видом выражают вашу благодарность.
33. Первая проба. Пригласите спонсоров на открытие вашего ресторана и предложите им бесплатные закуски.
34. Правда или… правда. Запишите трехминутное видео с ответами на три вопроса (будет здорово, если вопросы будут от спонсоров)
35. Войти в историю Городского Словаря. Придумайте для спонсоров особые имена и ники, которые им понравятся.
36. Вовлеките спонсоров в создание своего шоу, как это сделали авторы Veronica Mars.
37. Забавные фигурки, напечатанные на 3D-принтере.
38. Сет-лист. Отправьте спонсорам подписанный сет-лист с последнего концерта.
39. Первый черновик. Отправьте спонсорам первый вариант вашего продукта или его описание, прототипы и т.д.
40. Нотный стан. Отправьте нотный стан или табулатуры заведомо сложной песни — пусть спонсор решит, стоит ли ее добавить в альбом.
41. Отправьте спонсорам кусочек шифера с вашей стройки. Вы можете его раскрасить или сделать благодарственную надпись.
42. Пропуск за кулисы. Кто же не любит потусоваться по ту сторону сцены?
43. Назовите модель продукта или концепт именем питомца спонсора.
44. Портреты. Создайте портреты спонсоров из необычных материалов — из еды, камня или материала, с которым вы работаете.
45. Сделайте фреску или рисунок на торце дома вашего спонсора. Автор этого проекта поступил именно так.
46. Мемы. Сделайте 52 картинки-мема с котом спонсора — по одной на каждую неделю в году.
47. Местные. Возьмите город, в котором живет спонсор, за место действия для будущего рассказа. Не забудьте предварительно узнать об этом городе побольше!
48. Персональная посылка. Отправьте спонсору секретное письмо с образцами ткани из вашей новой коллекции.
49. Воображаемые друзья. Нарисуйте кампанию воображаемых друзей (в цвете!), прообразом которых станут ваши спонсоры.
50. Сделайте для спонсоров 8-битные аватары.
51. Гардероб. Отправьте спонсорам что-нибудь из одежды главного героя, или позвольте спонсорам выбрать самим.
52. Сделайте набор «благодарственных» магнитов на холодильник и отправьте спонсорам.
53. Устройте пицца-вечеринку для спонсоров! Приготовьте ее своими руками и угостите участников проекта.
54. Внесите во вкладыш альбома секретное 3D-послание и отправьте спонсорам вместе с 3D-очками.
55. Назовите блюдо в честь спонсора, как сделали авторы этого проекта.
56. Сделайте для спонсоров уникальный принт на одежде.
57. Сыграйте квартирник для спонсоров проекта.
58. Сделайте смешной фотоколлаж для спонсоров.
59. Сделайте забавные шапочки со смешными надписями для спонсоров.
60. Пригласите спонсоров на встречу и сделайте с ними совместное фото.
61. Уникальное фото. Сделайте фото спонсора в образе одного из героев фильма.
62. Аксессуары. Используйте остатки ткани от вашей новой коллекции и сделайте из них галстуки для спонсоров.
63. Вопросы-ответы. Устройте сессию вопросов-ответов для вашего спонсора-блогера.
64. Станьте личным консультантом по стилю для своих спонсоров.
65. Подарите бит. Подарите своим спонсорам один из битов, не вошедших в альбом и послушайте, что с ним сделают спонсоры.
66. Сделайте для спонсоров особые салфетки, которые преобразят следующий ужин участников проекта.
67. Отправьте спонсорам открытки, сделанные своими руками.
68. Проведите со спонсорами обучающий урок по Skype.
69. Устройте эпическую дегустацию ваших соусов, и позвольте спонсорам забрать оставшуюся еду домой.
70. Сделайте классный, запоминающийся календарь для спонсоров.
71. Пройдитесь со спонсорами по кафе и барам, где вы ловили вдохновение и угостите спонсоров выпивкой.
72. Нанесите портреты спонсоров на одеяло и подарите им.
73. Сделайте для спонсоров список вида «100 книг, которые нужно прочесть перед смертью»
74. Сделайте досье на питомца спонсора, подобное досье актеров для кастинга.
75. Сделайте памятный пазл с картой местоположения спонсоров и отправьте им.
76. Сделайте на футболке принт с фотографией спонсора и отправляйтесь в ней на премьеру.
77. Пригласите спонсоров на съемочную площадку.
78. Свяжите для спонсоров свитер, который они не смогут купить нигде.
79. Добавьте в меню любимое блюдо спонсора (даже если это хлеб с майонезом).
80. Субботник. Устройте субботник неподалеку от спонсора, добавьте элементы квеста, а в конце отпразднуйте успешное завершение проекта.
81. Напишите для спонсора песню.
82. Зафолловьте спонсора в Твиттере.
83. Внесите в игру персонажа, списанного со спонсора, или назовите оружие в его честь, как в этом проекте.
84. Отправьте спонсорам очки, инкрустированные оставшимися от производства кристаллами.
85. Запишите 10-секундный семпл с голосами спонсоров и вставьте его в песню.
86. Позвольте спонсорам поблагодарить других спонсоров — пусть они добавят что-то от себя, например самодельную марку на конверт.
87. Отправьте спонсорам VIP-билет на ваше шоу.
88. Авторы этого проекта нанесли имена спонсоров на деревянные медиаторы для гитар.
89. Запишите кавер по выбору спонсора и отправьте ему запись.
90. Отправьте спонсорам наброски принта или черновики дизайна.
91. Устройте пикник для своих спонсоров и расскажите про лучшие места в городе.
92. Совершите совместно со спонсорами поход в спа-салон.
93. Посвятите спонсору книгу. Да, целую книгу!
94. Отправьте спонсорам записи ваших первых фильмов.
95. Сделайте эксклюзивные постеры специально для спонсоров.
96. Разрисуйте холодильник спонсора и превратите его в произведение искусства.
10,267 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Вконтакте
Google+
LiveJournal
crowdpublishing.ru
Русские на Кикстартере — Crowdсult
В этой статье я хочу поделиться знаниями, приобретенными во время моего исследования краудфандинговой площадки Kickstarter.com. Я буду писать с точки зрения разработчика компьютерных игр, так как это моя профессия, но все описанное подходит и для других проектов. Кроме того, я поясню некоторые совсем очевидные вещи — по полученным недавно вопросам они оказались не такими очевидными, как мне казалось.
Кикстартер — это американский портал по «народному финансированию» (crowdfunding). Если кратко, то обычные люди скидываются на самые разные проекты, которые им нравятся — будь то тяжелая подставка для айфона из металла, танцевальный проект или игра. Последними нашумевшими новостями в области игростроя стали достижения Брайана Фарго, собравшего на свою игру «Wasteland 2» $2,933,252 и Тима Шейфера, собравшего на «Double Fine Adventure» $3 336 371.
Но это звезды игровой индустрии, которых все знают. Их коммьюнити формировались десятилетиями и насчитывают десятки тысяч игроков. Многих интересует вопрос: может ли молодая и неизвестная команда собрать себе средства на разработку игры с помощью Кикстартера?
По статистике, предоставленной командой Кикстартера, только 25% игровых проектов собирают необходимые средства. В эту статистику входят проекты звезд индустрии геймдева, так что шанс молодых и неизвестных команд еще ниже — по моей субъективной оценке, не более 15%. Много это или мало — решать вам.
От чего зависит успешность кампании на Кикстартере
В первую очередь, успешность проекта зависит от наличия пяти элементов:
- Видео разработчиков, где есть вы и/или ваша команда. Это видео должно быть интересным, увлекательным и — желательно — с чувством юмора. Чувство юмора в видео считается «правилом большого пальца». В то же время, как показывает изучение видео разных проектов — аудитория не любит цирк и паясничество, глупые шутки или высокомерие. Девиз видео банален: будь проще, будь собой и будь искренним. Как делать хорошее видео для Кикстартера можно посмотреть тут.
- Видео, показывающее вашу игру, геймплей или моделирующее ее (в случае проектов из других областей — соответственно видео, показывающее то, что вы хотите сделать в итоге). Например, у вас еще нет игры — но нарисованы персонажи, продуман мир, карта. Вы можете показать, как будут перемещаться персонажи по карте, взаимодействовать. Рассказать про боевую систему, если она есть, и так далее. Так например сделали Two Guys from Andromeda, пока у них не было прототипа на HTML5. Часто игровые компании имеют уже рабочий прототип игры, который они демонстрируют в видео.
- Награды (rewards). Это — один из самых сильных мотиваторов, почему пользователи вкладывают деньги. Например, очень часто за $15 вы можете получить коробку с игрой, которая после издания игры будет стоить например $50, а за награду в $50 вы можете получить подарочное издание + майку + флешку с лого игры. Наград может быть много разных, от $1 и до $10 000. Например, Тим Шейфер «продал» четыре обеда с ним и Роном Гилбертом четырем разным людям. Стоимость обеда составила $10 000.
- Сумма, которую вы хотите собрать на ваш проект. Если вы поставите слишком мало — мало и соберете (за редким исключением, когда разработчики просили например $10 000 а собрали $200 000, проект FTL). Если вы попросите слишком много — то вам не поверят и не будут в вас вкладываться. Опять же, такие звезды, как Брайан Фарго, могут попросить и пару миллионов, хотя даже он заявил $900 000. Поэтому надо трезво оценивать свои силы, сложность проекта и потенциальный интерес аудитории не только к вашей игре, но и к выбранному вами жанру, сеттингу и прочему.
- Подготовка. Это, наверное, самый важный фактор. Кикстартер — это на 90% пиар, на 10% — ваш проект. Связи с крупными новостными сайтами, список форумов и блогов, заранее подготовленные статьи и обзоры, арт, фото или эскизы призов (ревордов) и прочее. Крайне желательно заручиться поддержкой хорошей, опытной PR-компании, у которой уже есть наработанные контакты с крупными специализированными порталами.
Препятствия на пути отечественных команд
Самая большая сложность для отечественных команд — это то, что Кикстартер работает с платежной системой Amazon Payments. А Амазон Пейментс не работает ни с кем, кроме резидентов Соединенных Штатов. Иными словами, если вы — не американец, то попасть на Кикстартер, как разработчику, вам будет трудно. Сами платежи принимаются со всего мира — стать «бекером» (англ. backer), то есть, человеком, поддержавшим проект, вы сможете, если у вас есть обычная банковская карточка.
Но решения есть всегда. Если вы разработчик, и у вас есть партнеры в США — надежные друзья или родственники, — вы можете договориться с ними. Заключив с вами договор, они смогут стать вашими представителями и создать для вас проект на Кикстартере. Это — самое простое из всего того, что вам предстоит сделать. Кроме того, вы можете сами открыть счет в банке США (необходимо личное присутствие). Этого будет достаточно, чтобы запустить свой проект на Кикстартере.
Следующей сложностью является низкий органический трафик. На Кикстартере довольно плохо организован поиск проектов или их предоставление аудитории, отсутствует единое коммьюнити — поэтому без статей на топовых тематических сайтах и широкого распространения информации о вашем проекте в средствах массовой информации сам по себе проект вряд ли соберет нужную сумму. Именно поэтому вышеописанный пункт номер 5 так важен. Если вы хотите преуспеть, то искать контакты, договариваться о статьях и ревью придется заранее. Кроме того, вам очень будет нужна помощь ваших бекеров. Без их поддержки шансы минимальны. Можно распространить информацию на сотне небольших сайтов, тематически подходящих вашему проекту — но есть общее мнение создателей проектов, что статья на одном крупном сайте принесет больше пользы, чем на сотне мелких. Конечно, это не значит, что мелкими порталами надо пренебрегать; если есть возможность размещения там информации, обязательно нужно это делать.
Но и это еще не все. Многие проекты не учитывают стоимость изготовления наград, которые они обещают бекерам. Например, один проект заявил в качестве наград кофты с символикой, производство которых вместе с пересылкой почтой стоило больше, чем сумма, которую заплатили бекеры (к сожалению, не могу найти конкретно этот линк). Еще один пример — другая команда, у которой вкупе с налогами, не посчитанной стоимостью звуков и музыки, недооцененной стоимостью изготовления наград осталось на разработку всего $4 000. Поэтому очень тщательно считайте стоимость изготовления всего игрового контента, всех призов, пересылки (международная пересылка стоит порядка $15).
Наши на Кикстартере
Например, белорусская игра «Legends of Eisenwald» успешно получила финансирование: небольшое, всего $83 577. Но все же это успех при всех тех сложностях, с которыми сталкивается отечественная команда. Это первая игра из стран СНГ, собрала такую серьезную сумму на Кикстартере. Сейчас разработчики «Легенд Ейзенвальда» считают, что вполне могли бы собрать и вдвое больше. Однако, русские (и жители СНГ) практически не поддержали проект: порядка 70% финансирования пришлось на американскую аудиторию, 15-20% на немецкую и оставшееся — на всех остальных.
Второй отечественный проект – «al-Skyjacker» – поставил себе цель в $200 000. Для самого проекта подобного уровня это совсем немного, особенно при том, что у проекта уже есть играбельная демо-версия. Однако, видимо жанр космических симуляторов (достаточно хардкорный и нишевой сам по себе), происхождение команды и такая сумма испугала американских бекеров. Сейчас Skyjacker пошел на второй заход, с учетом ошибок предыдущей (отмененной) кампании.
Но даже если проект не соберет нужную сумму, разработчик далеко не в накладе (конечно, при условии, что он выживает без необходимых средств): его проект получает известность. За проектами на Кикстартере следят как обычные пользователи, так и блоггеры, тематические информационные порталы, обсуждают на форумах и в личном общении. Это позволяет формировать коммьюнити и, если проект будет таки сделан, запуститься уже с каким-то неплохим (для начала) количеством игроков. Кроме того, пока что на Кикстартере нет запретов на повторную подачу проекта. Получив опыт и фидбек от вашей аудитории, вы сможете улучшить ваш проект, учесть замечания и внести правки, затем подать заявку еще раз. Единственное, что вы скорее всего не сможете изменить — это вашу страну и «национальную принадлежность» проекта (реальную, а не ту, что указана на сайте). Кроме того, все проекты походят модерацию перед публикацией, так что если проект просто так перезапущен, высока вероятность отказа в его публикации.
Немного патриотизма и оптимизма
Этой статьей и своим опытом я надеюсь пробудить в наших разработчиках оптимизм, а в игроках — чувство патриотизма. Ведь Россия — огромная страна, с огромным количеством игроков. Собравшись вместе, мы вполне можем показать американцам, что наши проекты тоже имеют будущее на Кикстартере, что они ничуть не хуже. Главное — чтобы появился подходящий проект. Скоро мы, с учетом опыта наших коллег и всего вышеописанного, подадим наш проект на Кикстартер. Чтобы не нарушить правила Хабры, ссылку давать не буду — как я понимаю, это может быть причислено к рекламированию. После этого мы надеемся, что наши люди будут проявлять больший интерес к соотечественникам на Кикстартере. Произойдет ли соревнование между нашей аудиторией и аудиторией США? Думаю, сейчас — вряд ли. Но в дальнейшем вполне может быть, ведь если посмотреть на английские проекты — их сильно поддерживают англичане (чего только стоит один Totalbisquit и его CynicalBrit). Кстати, у нас таких сильных коммьюнити лидеров я не знаю. Ну и конечно все зависит только от нас самих, наших игроков и разработчиков — и от того качества, которое могут предложить разработчики игрокам. Если сформируется отечественное краудфандинговое коммьюнити, то это даст огромный толчок нашим инди-девелоперам. Касательно индустрии отечественных игр, могут произойти огромные перемены: игры будут делаться такими, какие хотят игроки. Разработчики больше не будут поставлены в интересную позу и смогут сами решать, что им делать; какие игры они хотят делать; какие игры действительно интересны, а не являются всего лишь средством заработка денег их «патронов» (кем бы они ни были, пальцем показывать не буду).
Пара слов о payments.amazon.com
Принимает платежи, переводит деньги от бекеров разработчикам и занимается проверками счетов, карт и прочими финансовыми моментами payments.amazon.com. Одной из основных проблем для иностранцев на Кикстартере является Амазон — именно он работает только с резидентами США. Сейчас, насколько мне известно, Кикстартер ищет способы решить эту проблему и стать международной площадкой.
Польза Амазона — прекрасная система приема платежей. Я считаю, что именно поэтому бекеры так смело и щедро поддерживают проекты на Кикстартере. Суть ее проста: вы можете поддержать проект любой суммой (от $1 до $10 000). Но до тех пор, пока проект не соберет запрашиваемую минимальную сумму, деньги остаются у вас на счету. Амазон их блокирует, но ваш счет они не покидают. Это придает бекерам уверенность и спокойствие. В любой момент они могут изменить свою ставку на Кикстартере, или вообще ее отменить (и это происходит у любых проектов — к этому надо быть готовым и относиться с пониманием).
В случае, если проект успешен — деньги переводятся Амазоном в этот момент. В случае, если проект не собрал нужную сумму (хотя бы $1) — платеж отменяется и деньги никуда не переводятся.
Амазоном могут пользоваться не все, поэтому многие разработчики на своих сайтах делают дополнительный прием платежей через PayPal (и/или другие платежные системы). Для примера: один игровой проект собрал около $580 000 на Кикстартере и на своем сайте (через PayPal) добрал порядка $35 000 (точные цифры не помню, но порядки такие). Таким образом, смысл дублировать прием платежей через альтернативные платежные системы конечно есть.
Полезные ресурсы
Сайт статистики проектов на Кикстартере — Kicktraq.com. Прежде, чем создавать проект на Кикстартере, настоятельно рекомендую изучить там схожие проекты, ежедневный приток бекеров, средний платеж и прочее.
Группа Русские на Кикстартере — для тех, кому интересно развитие русской аудитории на Кикстартере, у кого есть какие-то вопросы или мысли касательно Кикстартера (ее же упоминал Александр Дергай в своем интервью) и полученный там опыт.
Благодарности
Спасибо за информацию, советы, подсказки и прочую помощь в написании этой статьи: Александру Дергаю (Legends of Eisenwald), Евгению Жукову (al-Skyjacker), Vic Wertz (The Terah Project) и Chris Pope (Two Guys from Andromeda).
www.crowdcult.com
Как российской компании выйти на Kickstarter
31 марта на Kickstarter стартовала кампания екатеринбургского проекта «Октодон» — физическая клавиатура для смартфонов.
«Октодон» — складная клавиатура, в разложенном виде имеет 10 кнопок (джойстиков), по одной под каждый палец. Для набора одного символа алфавита достаточно одного движения одним пальцем, например, если сдвинуть левый указательный палец чуть вниз, то наберется «р». Принцип работы отличается от привычного, но обучиться печатать на клавиатуре «Октодон» легко, — утверждают основатели, — любой человек способен начать набирать текст сразу, затем скорость увеличивается, причем для этого не требуется никаких специальных усилий, развивается механическая память пальцев, и слепая печать приходит сама собой через несколько часов работы на устройстве.
Все знают, что набирать текст на смартфоне неудобно, хотя мощность современных телефонов, и разрешение экрана, и возможность выхода в интернет в любой момент — всё способствует превращению мобильных устройств в полноценное рабочее место. Всё, кроме клавиатуры. Сначала возникли словарные методы ввода, потом появился Swype, голосовой ввод… Но пришедшая еще из пишущих машинок клавиатура не вписывается в карманный формат, набирать текст на смартфонах приходится одним или двумя пальцами, а точность такого набора оставляет желать лучшего (есть популярный тег #DamnYouAutoCorrect).
Людям нужны тактильные ощущения, поэтому продолжаются поиски оптимального решения среди физических клавиатур. В ходе исследований у нескольких компаний в разных странах независимо возникла концепция бектайпинга (back-typing), то есть использования для печати задней поверхности устройства. Одной из этих компаний был российский стартап «Октодон» (из пресс-релиза).
Основатель компании — Алексей Лысенко — еще в 2011 году начал решать задачу клавиатуры для мобильных устройств «с нуля», в итоге получился гаджет для ввода текста.
По теме: Поможет ли Кикстартер получить венчурные инвестиции?
Перечислить проекту можно любую сумму, от $1. Cама клавиатура стоит $125 для первых 100 человек, потом — 145$. Если проект не наберет требуемую сумму, все деньги вернутся обратно. Если нужная сумма будет собрана, то начнется производство клавиатур «Октодон», и осенью этого года можно будет получить гаджет.
Готовиться мы стали весной 2013 года: начали читать материалы по краудфандингу, разбираться в вопросе. Но сам продукт еще не был достаточно надежным, поэтому реально в 2013 году в большей степени мы занимались доработкой клавиатуры, провели первые тесты, а исследование краудфандинга шло в фоновом режиме. В 2014 мы настроились всерьез, начали готовить материалы, выбирать площадку — Kickstarter или Indiegogo, взвешивать плюсы и минусы. Например, на Kickstarter нельзя выйти российской компании, нужен посредник, искали сначала среди родственников и друзей, потом — среди тех, кто занимается консультированием и выводом на краудфандинг профессионально. Выбирали, к какой модели телефона сначала выпускать «Октодон» («Октодон» был задумал как чехол-трансформер), а в июне 2014 Apple как раз анонсировали долгожданную поддержку сторонних клавиатур, так что у нас появился выбор.
Можно было пройти этот путь быстрее, и существенно. Но тут играли роль 2 фактора: 1. Не было цели просто выйти на «Кикстартер». Была цель сделать это хорошо, подготовиться, просчитать всё, собрать средства и выпустить продукт — всё по-честному и по уму.
2. «Октодон» — бутстреппинговый стартап. Недостаток финансирования пришлось компенсировать другим ресурсом — временем.
Команда. Нам невероятно повезло: у нас в команде все увлечены идеей. Нет какой-то необходимости мотивировать дополнительно или что-то ещё…
Наш инвестор — OOO «ПРОЖЕКТОР ВЕНЧУРЗ» (Управляющий партнер Александр Гощицкий). Советом, связями и контактами, ссылками на важную информацию… Всего мы всё равно не расскажем.
Команда акселератора BGI — менторы и инвесторы во всего мира, организаторы из Португалии и США. Очень много полезной информации, советов. Несмотря на то что мы уже вышли из акселератора, мы всегда можем обратиться за помощью и советом. Это очень важно, и очень вдохновляет, когда опытные люди говорят: «Какую классную штуку вы сделали» или «Какая у вас команда сильная». В рамках российской программы Generation S (совместно с ФРИИ) тоже было несколько таких встреч — полезных и мотивирующих.
Патентный поверенный в США — Игорь Шойкет. Игорь свободно владеет и русским, и английским, что важно, потому что язык патентов — это даже не просто английский, а особые языковые формулы и построения фраз. Чтобы максимально точно сформулировать заявку или ответить на запрос Патентного офиса, просто хорошего английского не хватает, а Игорь еще несколько раз предлагал нам решения в сложных ситуациях по патентам.
Консультант по «Кикстартеру» — Евгений Жуков. Евгений вывел на «Кикстартер» десятки проектов, многие успешно, и до тонкостей разобрался в том, как правильно организовать процесс. Его помощь, конечно, стоит определенную сумму — зато вам вообще не приходится лезть в технические и юридические процессы создания кампании на KickStarter.
Блог команды «Октодон» можно читать тут. Если у вас есть новости, пишите на [email protected]. Мы читаем все письма.Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
rb.ru
Отечественные проекты на Kickstarter /часть 2 / Хабр
От России, Беларуси, Украины сейчас на Кикстартере запущено 6 игр, 1 гаджет и 1 кошелек.Я хочу немного рассказать о четырех новых проектах на Кикстартере из России, Белоруссии, Украины, еще об одном, к которому определенно русские имеют отношение. А также напомню вам те проекты, о которых я уже писал ранее в этом хабрапосте и которые увеличили свои сборы.
1. Universum: War Front — игра, совмещающая в себе множество жанров: РПГ, шутер, стратегию в реальном времени, MOBA и еще и еще.
Интересно, что игра позиционируется, как разработанная за полтора года всего лишь одним человеком! Это стало отличным информационным поводом, и о проекте написали все топовые американские издания. Хотя и читатели статей и бэкеры все-таки с трудом верят, что все это мог сделать один человек =)
Проект уже собрал $37,687 из $20,000 и еще продлится 17 дней.
2. Skyjacker — космический шутер с возможностью разломать все и вся и даже отстрелить нужную деталь с вражеского корабля, чтобы потом починить её и прикрутить к своему. Это очень красочный игровой проект с огромной кооперативной вселенной. Проект этот запускается в третий раз, до этого команда уже собрала средства на производство конструктора для своих космических кораблей, теперь пора населить ими вселенную!)
Проект уже собрал $15,918 из $150,000 и еще продлится 38 дней.
3. The Mandate — вот в этих ребятах я сомневаюсь, можно ли их называть отечественными, но у них есть русскоязычный сайт и русско-озвученный Кикстартеровский ролик. Сама игра представляет из себя космическую тактическую стратегию в реальном времени с элементами РПГ во вселенной Великой Космической Российской Империи. Все пафосно, императрично и еще раз пафосно, мне нравится.
Проект уже собрал $94,932 из $500,000 и еще продлится 47 дней.
4. Lords of Discord — проект от российской студии Herocraft из Калининграда. Очень красивые арты, не совсем аккуратное 3D, но проект смотрится очень симпатично в целом. Сама игра более, чем полностью напоминает Героев и Дисайплз.
Проект уже собрал £3,623 из £60,000 и еще продлится 24 дня.
5. Oceania — это онлайн ММО РПГ и её вторая попытка выйти на Кикстартер. Игра радует нас рыцарем в полных латах на фоне пляжа, солнца и пальм =) Это игра с открытым миром, активным взаимодействием игроков, которые оказывают большое влияние на развитие самого мира. Звучит интересно, но, в последнее время появилось уж больно много ММО с песочницами, на мой взгляд.
Проект только стартовал и уже собрал $661 из $50,000 и еще продлится 29 дней.
А теперь напомню вам некоторые проекты из моего прошлого поста, которые еще не закончились, но значительно увеличили свои сборы!
1. Petcube — домашний гаджет, который позволяет наблюдать и играть с домашним питомцем при помощи смартфона, даже находясь далеко от него, и мобильное приложение с видеотрансляциями и возможностью поиграть с домашними животными друзей.
Проект уже собрал $160,001 из $100,000 и еще продлится 21 день.
2. Steam squad — пошаговый тактический варгейм, действие которого происходит во время Первой мировой войны в альтернативной вселенной.
А авторы проекта — ребята из Питера!
Проект уже собрал $50,138 из $50,000 и еще продлится 2 дня.
4. Victoria Wallet — очередной тонкий кошелек.
Проект уже собрал $10,257 из $800 и еще продлится 20 дней.
Пожелаем ребятам удачи!
habr.com
5 крутых проектов, провалившихся на Kickstarter
Холодильник Coolest Cooler
jeremybrigden.comЦель: 50 тысяч долларов.
Собрано: более 13 миллионов долларов.
Идея. В 2014 году Райан Греппер (Ryan Grepper) решил создать переносной холодильник будущего, который стоил бы всего 185 долларов. Помимо банального охлаждения еды и напитков он может:
- смешивать напитки и перемалывать лёд с помощью встроенного блендера;
- воспроизводить музыку, так как является ещё и беспроводной колонкой;
- заряжать пару девайсов через два USB-порта.
Также на нём можно настрогать салатик или порезать мясо для шашлыка. Нож ему не страшен, так как имеется специальное покрытие. Внутри есть отделение для посуды, открывашка и место для хранения ножей, а ещё имеется светодиодная подсветка для вечерних посиделок.
В общем, мечта любителей пикников и отдыха на природе. Неудивительно, что необходимые 50 тысяч долларов собрали всего за 36 часов! А спустя месяц сумма перевалила за 13 миллионов долларов, что даже больше, чем у первых Pebble. Холодильник ждали 56 тысяч человек и, по словам Райана Греппера, должны были получить его уже в феврале 2015 года.
Что получилось. Но в феврале 2015-го холодильник никто не получил. Люди поняли и простили: всё-таки масштабная кампания, опоздание в пару месяцев некритично. И они подождали немного, а потом ещё немного. Производитель периодически отчитывался о проблемах то с батареей, то с доставкой.
jeremybrigden.comК концу лета 2015 года холодильник получили лишь 3 тысячи человек из 56 тысяч. Недовольство спонсоров росло, но на этом сюрпризы не закончились. Осенью желанный холодильник появился в продаже на Amazon за 500 долларов вместо первоначально заявленных 185. Райан Греппер объяснил это тем, что не рассчитал стоимость доставки и денег не хватило. Получается, что покупатели с Amazon оплачивали доставку «кикстартеровцам».
Даже сейчас, в мае 2016 года, Coolest Cooler ещё не дошёл до всех заказчиков. Вот так получилось, что одна из самых успешных кампаний на Kickstarter превратилась в один большой скандал. И винить тут остаётся только неграмотный менеджмент.
Лазерная бритва Skarp
kickstarter.comЦель: 160 тысяч долларов.
Собрано: более 4 миллионов долларов.
Идея. Представьте себе бритьё без порезов, раздражения и дорогостоящих сменных лезвий. Идея отличная, и со мной согласны 20 тысяч инвесторов, вложивших около 4 миллионов долларов в проект Skarp.
Skarp — лазерная бритва, которая, по словам разработчиков, должна заменить привычную всем бритву с лезвиями. Лазер аккуратно срезает волоски, исключая порезы и раздражение. Работает бритва на обычной ААА-батарейке, одной батарейки хватает на месяц работы. Идея девайса людям пришлась по вкусу, и за 24 дня до завершения кампании было собрано примерно 250 тысяч долларов.
Что получилось. Идея, конечно, классная, но насколько осуществимая? Многие начали сомневаться в реальности проекта хотя бы потому, что не было ни одного реального изображения бритвы. Одни лишь рендеры и обещания. Принцип работы девайса тоже вызывает вопросы. Если верить производителям, лазерный луч должен просто срезать волоски, как это делает обычная бритва. Но такое вряд ли возможно, ведь для этого потребуется лазер, по мощности превосходящий лазерную указку в несколько раз. Он, конечно, срежет волоски, но при этом оставит сильный ожог на коже.
На все вопросы изобретатели ответили роликом, в котором за две минуты срезали пять (!) волосков. Такая демонстрация возможностей девайса породила ещё больше сомнений. В итоге Kickstarter просто закрыл проект из-за отсутствия рабочего прототипа.
Но, похоже, это не стало большим разочарованием для авторов проекта, так как вскоре он появился на Indiegogo. На этой площадке реальные прототипы не требуются, и за три часа было собрано 34 тысячи долларов из заявленных 160 тысяч. Естественно, реальных изображений бритвы так и не появилось, так что, думаю, это не более чем работа мошенников.
Нанодрон Zano
kickstarter.comЦель: 190 тысяч долларов.
Собрано: более 3,5 миллиона долларов.
Идея. Авторы проекта решили создать маленького дрона, который сможет летать и снимать видео в высоком разрешении. Кроха должен был легко умещаться на ладони, управлять предлагалось с помощью смартфона или жестами. Была идея сделать максимально простое и удобное управление, которое освоит любой человек.
Потенциальные возможности Zano, конечно, поражают. Благодаря множеству датчиков дрон должен был чуть ли не автономно летать, огибать препятствия, снимать и транслировать потоковое видео на протяжении не менее 15 минут. Обещали поддержку беспроводной зарядки, стабилизацию видео и даже тепловизионную камеру. Заманчивый набор функций для такой крохи.
Желающих заполучить Zano было много, удалось собрать более 3,5 миллиона долларов. Разработчики пообещали доставить дронов в июне 2015 года.
Что получилось. А получился один из самых громких скандалов на Kickstarter. По уже привычной схеме создатели проекта сначала кормили спонсоров обещаниями, несколько раз переносили дедлайны. В итоге, сорвав все сроки, выслали пару сотен полуживых дронов (при 3 тысячах заказчиков). Гаджеты оказались ужасного качества, способны были только подняться на несколько сантиметров над землёй, после чего улетали в стену. Никаких автономных полётов и огибания препятствий не было и в помине.
Это вызвало волну негодования, из-за чего Kickstarter даже пришлось нанять известного журналиста Марка Харриса (Mark Harris) для независимого расследования. Естественно, всё оказалось ложью, видеоролики с демонстрацией возможностей дрона были сфальсифицированы. Деньги тратились на личные нужды, а когда они закончились, компания признала себя банкротом.
3D-принтер Peachy Printer
kickstarter.comЦель: 50 тысяч долларов.
Собрано: более 650 тысяч долларов.
Идея. Райлан Грейстон (Rylan Grayston) и Дэвид Бо (David Boe) решили сделать доступный каждому 3D-принтер. Они разработали компактное устройство под названием Peachy Printer, которое предполагалось продавать в виде набора, чтобы каждый пользователь мог собрать и настроить принтер, отталкиваясь от конкретной задачи. Гаджет был способен печатать даже цветные объекты, используя восемь смешиваемых цветов. В общем, полезная штука, и всего за 100 долларов.
Собрав более 650 тысяч долларов, создатели проекта пообещали, что скоро вернутся, и пропали больше чем на два года.
Что получилось. А потом на связь вышел Райлан Грейстон, объявив, что его компаньон потратил большую часть денег на строительство своего дома. Так как у них не было общего счёта, все собранные на Kickstarter средства попадали на счёт Дэвида Бо. Когда же Райлан попросил отдать ему собранные деньги, Дэвид перевёл всего 200 тысяч долларов. Прежде чем идти в полицию, Райлан решил воззвать к совести своего компаньона и потребовал, чтобы тот признался в воровстве и вернул деньги с процентами.
Дэвид, конечно, извинился, но вернул только 107 тысяч долларов из оставшихся 450 тысяч. Остальное ушло на дом. Однако Райлан Грейстон решил не сдаваться и пообещал всё-таки выслать принтеры заказчикам, даже не имея всей суммы.
Ant Simulator
youtube.comЦель: 4 тысячи долларов.
Собрано: 4,5 тысячи долларов.
Идея. Компания ETeeski решила создать игру Ant Simulator. Как вы уже догадались, в ней вам предлагают стать муравьём: добывать ресурсы, сражаться, строить — в общем, заниматься обычными муравьиными делами. При этом акцент сделан на виртуальную реальность, заявлена поддержка очков Oculus Rift, ANTVR и прочих. Помимо сторонних инвестиций, ребята собрали более 4 тысяч долларов на Kickstarter и уже готовились к открытому бета-тестированию.
Что получилось. В начале 2016 года разработчик игры Эрик Терешински (Eric Tereshinski) опубликовал ролик, в котором объявил о закрытии проекта. Оказалось, что его партнёры и по совместительству лучшие друзья спустили все деньги на выпивку, покер и стриптизёрш. По словам Эрика, почти все деньги были потрачены, поэтому он не может продолжать разработку игры. Более того, его экс-партнёры пригрозили Эрику судом, если он станет самостоятельно работать над проектом.
Мораль здесь проста: выбирайте партнёров с умом и не доверяйте им слепо, даже если это ваши закадычные друзья.
Вот такая подборка вышла. Жаль, что многие интересные проекты проваливаются просто из-за глупости и неграмотного менеджмента. Ну а Kickstarter стоит тщательнее отбирать проекты, а также разработать систему поддержки для пользователей, пострадавших в подобных ситуациях.
lifehacker.ru