Какие земли представляют наибольшую ценность – , 88 % . …

mirovye_resursy

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

 

Цели и задачи

дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

 

II. Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

 

Страна

Запасы угля (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

 

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

 

Страна

Запасы нефти (в млрд. т)

Добыча (в млн. т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

 

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

 

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

 

Таблица

Страна

Запасы газа (в трлн. м3)

Добыча газа (в млрд. м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

48,1

550

87

Иран

22,9

45

64

Нидерланды

1,9

70

27

ОАЭ

5,8

40

145

Саудовская Аравия

5,4

45

120

США

4,7

540

8,7

Венесуэла

4,1

30

136

Алжир

3,7

65

57

Канада

2,2

170

13

Норвегия

2,0

45

44

 

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

 

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и таблицы № 1 (блок 2).

 

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Нефть (мир в целом)

140 млрд. т

3450 млн. т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 млрд. т

4625 млн. т

238

Природный газ (мир в целом)

150 трлн. м3

220 млрд. м3

681

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн. м3

270 млрд. т

20

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м3

330 млрд. т

178,8

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд. т

330 млн. т

7,6

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд. т

1370 млн. т

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд. т

350 млн. т

26

 

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

 

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

 

Страна

Запасы, млрд. т

Добыча, млн. т (на 2000 год)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

153

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

16

500

 

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Канаде, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

 

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибская) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

 

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли — пашни)

3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)

7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? (В результате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8. Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

 

III. Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5. Где на земле находятся рудные пояса?

6. Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7. Где находятся «медные пояса»?

8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

 

III. Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника.

2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

3. Ресурсы мирового океана.

4. Рекреационные ресурсы.

5. Климатические и космические ресурсы.



studfiles.net

Территориальные и земельные ресурсы мира. Структура земельного фонда | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Территория страны — это один из видов её богатства. Большие про­странства территории, как правило, обеспечивают стране разнообразие природных условий и ресурсов. Однако не во всех странах можно ис­пользовать всю их территорию.

Экономически эффективная территориячасть территории страны, пригодной для хозяйственной деятельности человека.

Несмотря на огромные размеры России, почти 68% её территории занимает Зона Севера — районы с крайне неблагоприят­ными условиями для жизни и деятельности человека, и поэтому по площади эффективной территории Россия занимает лишь 5 место в мире, уступая по этому показателю Бразилии, США, Австралии и Китаю (см. рис. 45).

Рисунок 45. Крупнейшие страны мира по площади экономически эффективной территории (млн. км2): 1 — Бразилия; 2 — США; 3 — Австралия; 4 — Китай; 5 — Россия; 6 — Канада

В структуре земельного фонда мира преобладают леса и неисполь­зуемые земли (болота, пустыни, ледники и др.), на которые приходится 60% всех земель. Обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) со­ставляют лишь 11% мирового земельного фонда.

Рисунок 46. Структура земельного фонда мира
Таблица. Структура земельного фонда по регионам мира

Регионы мира

Обраба­ты­ваемые земли (%)

Луга и пастби­ща (%)

Леса и кустар­ники (%)

Насе­лённые пункты, дороги (%)

Малоисполь­зуемые и не­используе­мые земли (%)

Весь мир

11

23

30

3

33

СНГ

10

17

37

1

35

Зарубежная Европа

29

18

31

5

17

Зарубежная Азия

17

22

17

2

42

Африка

11

26

26

1

36

Северная Америка

12

16

31

3

38

Южная Америка

7

20

52

1

20

Австралия и Океания

5 Материал с сайта http://worldofschool.ru

54

18

1

22

Однако структура земельного фонда значительно различается по странам и регионам мира (таблица). Например, в странах Средней и Восточной Европы, в Индии, Восточном Китае, Японии, на востоке США и на Кубе преобладают пашни, в странах Юго-Западной и Цен­тральной Азии, Южной Африки, в Аргентине и в Австралии — паст­бища, в Скандинавских странах, в странах Юго-Восточной Азии и Эк­ваториальной Африки, в Гвиане, Суринаме, Гайане, Бразилии, Канаде и в Папуа — Новой Гвинее — леса.

Естественно, что наиболее важными для человечества являются об­рабатываемые земли, дающие почти 90% потребляемых человечеством продуктов питания. Наибольшими по площади пашни странами мира яв­ляются США (186 млн. га), Индия (166 млн. га), Россия, (121 млн. га), Китай (92 млн. га) и Канада (45 млн. га), однако наибольшие душевые показатели имеет Австралия (2,9 га на человека).

На этой странице материал по темам:
  • Земельные (территориальные ресурсы) это

  • Территориальные ресурсы мира

  • Территориальный фонд земельных ресурсов

  • Структура земельного фонду світу це

  • Структура земельного фонда европы

Вопросы по этому материалу:
  • Дайте характеристику важнейших земельных ресурсов ми­ра.

worldofschool.ru

1 Земельные ресурсы: структура земельного фонда. 2 Водные ресурсы: проблема дефицита пресной воды

Тема урока: «Мировые природные ресурсы».

Цель: 1. сформировать представление о размещении земельных, водных, биологических ресурсов на планете;

2. выявить обеспеченность этими видами ресурсов отдельных стран и регионов мира;
3. рассмотреть закономерности неравномерного распределения природных ресурсов;

4. продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации (таблицы, карты, учебник).

Оборудование: таблицы, атласы, Политическая карта мира, учебник, дополнительная литература.

План:

1) Земельные ресурсы: структура земельного фонда.

2) Водные ресурсы: проблема дефицита пресной воды.

3) Биологические ресурсы: проблема исчезновения лесов.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами по ходу урока постараемся ответить на ряд вопросов и попробуем выполнить задания, которые встречались на ЕГЭ в этом году или могут встретиться на будущих экзаменах, т.е. попробуем выполнить задания части А, В, С, т.к. время летит очень быстро и незаметим, как подойдет время экзамена, поэтому готовиться к ЕГЭ необходимо уже сейчас. В начале урока хочется предложить литературу, которая вам поможет самостоятельно готовиться к экзамену, особенно учащиеся, которые уже определились, что будут сдавать экзамен по географии, с помощью данных учебных пособий можете начать подготовку к ЕГЭ.

Будьте внимательны, работайте активно. У вас на партах задания, которые попробуем выполнить в конце урока.

Учитель Мы изучаем тему: «Мировые природные ресурсы». На предыдущем занятие мы с вами узнали, что такое ресурсообеспеченность, а также узнали о минеральных ресурсах мира. Вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке, потому что в конце урока проведем тест по данной теме.

I Опрос домашнего задания.

Что такое ресурсообеспеченность?

В чём выражается ресурсообеспеченность?

Как вы думаете, от чего зависит в перспективе ресурсообеспеченность топливными ресурсами?

Часть А 1:

Как вы думаете, ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире:

а) увеличивается; в) не изменяется;

б) уменьшается; г) то увеличивается, то уменьшается.

А 2. У какого вида топлива ресурсообеспеченность выше: а) нефти; б) угля; в) газа

Страна

Запасы нефти

(в млрд. т)

Добыча

(в млн. т)

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит ресурса)

Саудовск. Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

Страна

Запасы угля

(в млрд. т)

Добыча

(в млн. т)

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

Страна

Запасы газа

(в трлн. м)3

Добыча газа

(млрд. м)3

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит ресурса)

Россия

48,1

550

87

Иран

22,9

45

64

Нидерлан.

1,9

70

27

ОАЭ

5,8

40

145

Саудовская Аравия

5,4

45

120

США

4,7

540

8,7

Венесуэла

4,1

30

136

Алжир

3,7

65

57

Канада

2,2

170

13

Норвегия

2,0

45

44

3 Мировым лидером по запасам нефти является:

а) Канада; б) США;

в) Россия; г) Саудовская Аравия

Часть В:

Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами:

Вид ресурсов Природные ресурсы:

1) исчерпаемые невозобновимые А) лесные

2) исчерпаемые возобновимые Б) природный газ

3) неисчерпаемые В) климатические

Часть С:

В связи, с какими причинами средняя стоимость добычи нефти в странах Персидского залива самая низкая в мире?

Назовите не менее двух причин.

Вывод: Основной вывод мы делаем о том, что ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире различна. Наиболее высокая обеспеченность газом и углём. Неравномерность распределения зависит от тектонического строения земли.

II Изучение нового материала.

1. Земельные ресурсы.

Вступительное слово учителя.

Задание: Какова структура земельного фонда? Проанализируем рисунок 6 на стр.32»Размеры и структура мирового земельного фонда» и определим структуру земельного фонда и заполним схему, предложенную на доске.

Структура земельного фонда



После анализа рисунка получается схема:

Структура земельного фонда

Обрабатываемые

(пашня,сады,плантации)

11%

Населенные пункты

3%

Луга и пастбища

26%


Малопродуктивные и

непродуктивные

земли(болота,пустыни,ледники) 28%


Леса и кустарники

32%

?Определите размеры мирового земельного фонда. ?Как вы думаете, какие земли представляют наибольшую ценность? ?почему именно обрабатываемые земли представляют наибольшую ценность?

?Как вы считаете, благоприятная ли складывается картина в плане использования земель?Ведь из 13млрд.100 млн. га обрабатывается только 1млрд.450 млн. га земли, т. е. из 100% обрабатывается только 11% .Почему ,да или нет, обьясните.

На доске открываем карту «Земельные ресурсы».

?Проанализируем карту «Земельные ресурсы» и определим как распределены обрабатываемые земли на материках ?

? Вспомните материал 7-8 классов и скажите , в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель?

Открывается карта «Обеспеченность земельными ресурсами» .

Выполним задание: проанализируем рис. 7» Обеспеченность земельными ресурсами» и определим обеспеченность на душу населения.

1-й вариант : выпишете 5 стран, имеющих наибольшую обеспеченность пашней на душу населения.

2-й вариант: выпишете 5 стран, имеющих наименьшую обеспеченность пашней на душу населения.Расположите по мере убывания и возрастания. Учитель напоминает , что подобные задания встречаются и на ЕГЭ.

После того, как учащиеся определили страны, на доске открывается:

Обеспеченность пашней на душу населения (в га)

Наибольшую Наименьшую

1.Австралия 3.0 1.Япония 0,03

2. Канада 1,5 2.Египет 0,05

3.Россия 0,9; Аргентина 0.9 3.Китай 0,08

4.Мексика 0,8 4.Индонезия 0,09

5.США 0,7 5.ФРГ 0,1

? Задание С: наиболее обеспечены пашней Австралия, Канада, Россия, Аргентина, Мексика, США; наименее – Япония, Египет, Китай, Индонезия, ФРГ, Великобритания. Как вы думаете, почему в одних странах ресурсообеспеченность выше, в других – ниже.

Назовите не менее двух причин.

Учитель: Какую закономерность можно проследить в обеспеченности пахотными землями. Попробуйте сделать вывод.

Вывод: наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население, а наименьшую – страны, имеющие небольшую площадь, но многочисленное население. В целом в мире нагрузка на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается.

Рассказ Учителя Опустынивание, сокращение пахотных земель.

Сокращение пахотных угодий в мире (в расчете на душу населения).

Регионы

Пахотная площадь на душу населения, га

1975г.

2000г.

Мир в целом

США

Западная Европа

Восточная Европа

Россия

Китай

Латинская Америка

Северная Америка

Африка

Южная Азия

Юго-Восточная Азия

0,39

0,95

0,26

0,43

0,91

0,16

0,47

0,47

0,26

0,35

0,13

0,25

0,84

0,22

0,36

0,73

0,11

0,28

0,22

0,13

0,20

0,08

Следующий вопрос который мы рассмотрим:

2. Водные ресурсы суши.

Учитель: Еще сравнительно недавно вода считалась одним из бесплатных даров природы, только в районах искусственного орошения она всегда имела высокую цену. Водных ресурсов на земле достаточно, но проблема в том, что подавляющая часть законсервирована в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках, а главным источником удовлетворения потребности человечества в пресной воде были и остаются речные воды.

Как вы думаете, кто является главным потребителем воды?

В экономически развитых странах городской житель использует 300 – 400 л. Воды в сутки. Потребность постоянно увеличивается. (на доске открываются картины об использовании воды)

Как вы думаете, к чему ведет подобный рост потребления воды?

— к созданию реальной угрозы возникновения дефицита пресной воды.

У нас, в Мордовии ресурсообеспеченность достаточно высока, мы не испытываем дефицита воды, но при нерациональном использовании в будущем это тоже может привести к дефициту воды.

Учитель: Но нужно учитывать не только количество, но и качество воды. В развивающихся странах от недостатка питьевой воды страдает каждый третий житель. Потребление загрязненной воды часто приводит к тяжким заболеваниям.

Как вы считаете, равномерно ли распределены пресные воды на Земле?

Какие районы Земли наиболее обеспечены пресной водой, какие-наименее? Определим по рис.8»Обеспеченность ресурсами речного стока» (в тыс.куб. м. на душу населения).

? задание: Определить обеспеченность водными ресурсами по странам. Расположите страны по обеспеченности водными ресурсами по мере возрастания и убывания.

1-й вариант выписывает 5 наименее обеспеченных , а 2-й вариант 5 наиболее обеспеченных стран ресурсами полного стока.

Учащиеся вспомнили, что такое годовой сток.

После ответа учащихся на доску выходит:

Обеспеченность ресурсами полного речного стока

(в тыс. м3 на душу населения)

Наиболее обеспеченные Наименее обеспеченные

1.Суринам 470 1.Саудовская Аравия

2.Конго 310 Египет-менее 1

3.Канада 96 2.Польша, ЮАР 1

4.Норвегия, Н.Зеландия 90 3.Гермения, Индия, Китай-2

5.Либерия 70 4.Франция, Испания 3

Задание С: На земном шаре выделяются районы наиболее ( экваториальные и умеренные широты) , и наименее (тропические широты) обеспеченные ресурсами полного речного стока.

Назовите не менее 2-х причин, объясняющих неравномерное распределение водных ресурсов.

Вывод по 2-му вопросу: Водные ресурсы распределены неравномерно. Хочется добавить, что самые высокие показатели душевого потребления воды характерны для Туркмении, Узбекистана, Ирана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Пакистана. Эти страны используют много воды на орошение, и испытывают дефицит водных ресурсов.

Многие страны решают проблему обеспечения пресной водой – опреснением соленой воды. Больше всего опресненной воды в расчете на душу населения получают в странах Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды – опресненная морская вода. США закупает пресную воду Канаде, ФРГ – в Швеции, Нидерланды импортируют её из Норвегии, Саудовская Аравия – из Малайзии, а также есть проекты транспортировки айсбергов в засушливые страны мира.

III Биологические ресурсы.

Учитель: Биомасса земли создается растительным и животными организмами. Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дикорастущими растениями.

Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Это исчерпываемые, но возобновляемые ресурсы. Лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями: размерами лесной площади и запасами древесины на корню. Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса – северный и южный.

Учитель дает характеристику северным и лесным поясам.

Определим по рис. 9 блока 3 страны, имеющие наибольшую и наименьшую обеспеченность лесными ресурсами.

Обеспеченность лесными ресурсами

(га на душу населения)

Наиболее обеспеченные Наименее обеспеченные

1.Гвиана 144 1.Афганистан 0,03

2.Суринам 36 Великобритания 0,03

Габон 36 2.Сомали 0,06

3.Конго 20 3. Германия, ЮАР 0,06

4.Канада 11 4.Ливия 0,07

5.Австралия 10 5.Индия 0,08

Учитель: Человек использует древесину очень активно для разных целей. Как вы думаете, какая в связи с этим возникает проблема?

— это исчезновение лесов, которое называют обезлесеньем, т.е. уменьшением площади лесов.

Площадь лесов северного лесного пояса не сокращается, а даже возрастает, т.к. проводится контроль, а также искусственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса снизилась на 20-30% за последние десятилетия.

Посмотрите таблицу в учебнике на стр. 385

Причины, приводящие к сведению лесов:

  1. Расчистка земель для городских и транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. (По этой причине сведено 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии, и 35% лесов Лат. Америки.

  2. Использование древесины в качестве топлива. 70 % населения развивающихся стран используют дрова для приготовления пищи и обогрева жилищ. (В России и Мордовии это явление тоже имеет место).

  3. Возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки, и Лат. Америки в западную Европу, США, Японию

Учитель: Развивающиеся страны вынуждены пойти на это, чтобы улучшить своё экономическое положение. На открытии в 1991 г 9го лесного форума, президент Франции Франсуа Миттеран сказал «какое мы имеем право упрекать население тропических районов, например, за то, что они способствуют разрушению лесов, когда они вынуждены это делать, чтобы просто выжить».

Учитель: А как вы думаете, есть ли какой выход? Как спасти леса?

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

Учитель: Мы дали характеристику земельным, лесным, биологическим ресурсам, для закрепления попробуем выполнить некоторые задания. У каждого учащегося лежат на парте листы с заданиями по изученной теме части А, В, С. Учитель предлагает ответить на вопросы.

Мировые природные ресурсы. (10 класс)

Вариант 1

А 1. Какой вид природных ресурсов относятся к неисчерпаемым?

1) почвенные;

2)минеральные;

3)солнечная энергия;

4)лесные.

А 2. Наименьшую обеспеченность водными ресурсами среди перечисленных стран имеет:

1) Саудовская Аравия

2) Конго

3) Норвегия

4) Канада

А 3.Обрабатываемые земли в структуре мирового земельного фонда составляют:

1) 26%

2) 32%

3) 11%

4) 3%

А 4.Основная часть водных ресурсов, доступных для использования человеком, сосредоточена:

1) в болотах;

2) в реках;

3) в ледниках;

4) в морях.

А 5.Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:

1) Саудовская Аравия;

2) Гвиана;

3) Ливия;

4)Афганистан.

А 6.Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.

1) Бенгальского;

2) Бискайского;

3) Гудзонова;

4) Персидского.

В 1.Установите соответствие между страной — лидером по добыче полезных ископаемых и природными ресурсами:

Страна природный ресурс

1) Китай 1) нефть

2) Саудовская Аравия 2) газ

3) Россия 3) уголь

В 2.Установите соответствие между возникшей проблемой и страной:

Страна проблема

1) Бразилия 1) опустынивание

2) Африка 2) вырубка лесов

3) Туркмения 3) дефицит воды

С 1. Определите страну по её краткому описанию:

Эта страна находится в северной Европе, на скандинавском полуострове. Страна занимает одно из ведущих мест по ресурсообеспеченности водными ресурсами, поставляет пресную воду в Нидерланды.

С2. Почему показатель обеспеченности пахотными землями в Канаде превышает среднемировое значение в несколько раз, а в Китае он в 2,5 раза ниже?

Мировые природные ресурсы. (10 класс)

Вариант 2

А1.Какой вид природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновляемым?

1) минеральные;

2) энергия ветра;

3) лесные;

4) энергия морских течений.

А 2. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения имеет:

1) Конго;

2) Кувейт;

3) Германия;

4) Нидерланды

А 3. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность пашней на душу населения имеет:

1) Индия;

2) Финляндия;

3) Австралия;

4) Япония.

А 4.Из предложенного списка выберите страну в которой 100% используемой воды – опресненная морская вода:

1) Кувейт;

2) Россия;

3) Конго;

4) Бразилия.

А 5. Среди перечисленных стран наименьшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:

1) Саудовская Аравия;

2) Россия;

3) Конго;

4) Бразилия.

А 6.Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.

1) Бенгальского

2) Бискайского

3) Гудзонова

4) Персидского

В 1.Установите соответствие между размерами и структурой мирового земельного фонда:

Земли Размеры

1) обрабатываемые 1) 3%

2) населенные пункты 2) 11%

3) малопродуктивные 3) 28%

В2.Установите соответствие между страной лидером и природными ресурсами по ресурсообеспеченности:

Страна природные ресурсы

1) Суринам 1) земельными

2) Австралия 2) газ

3) Россия 3) водные

С 1. Определите страну по её краткому описанию:

Эта страна находится близ экватора на материке Южная Америка. Она занимает первое место в мире по обеспеченности лесными ресурсами. В стране достаточно теплый и влажный климат.

С 2. Значительная часть Австралии лежит в зоне пустынь и полупустынь, реки немноговодны и большинство пересыхают в засушливый период года, но страна отличается высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока. Как вы думаете, почему?

В конце работы на доске выходят ответы, учащиеся проверяют допущенные ошибки.

Мировые природные ресурсы.

Вариант 1

Вариант 2

А1 – 3

А2 – 1

А3 – 3

А4 – 2

А5 – 2

А6 – 4

В1 1-3

2- 1

3 -2

В2 1 -2

2 – 1

3 — 3

С1 Норвегия

С2 1) В Китае численность населения очень велика (1 млрд 300 млн. ч.), а в Канаде 31 млн. ч. хотя в Китае площадь распаханных земель больше, чем в Канаде.

А1 – 3

А2 – 1

А3 – 3

А4 – 1

А5 – 1

А6 – 4

В1 1-2

2- 1

3 —3

В2 1 -3

2 – 1

3 — 2

С1 Гвиана

С2 Показатель рассчитывается на душу населения, а численность населения, в Австралии невелика (19 млн. чел)

Вывод:

Ресурсообеспеченность различными видами ресурсов неодинакова. Размещены они неравномерно. Зависит это от тектонического строения, климата, численности населения, уровня развития хоз-ва.

III Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке.

IV Домашнее задание: т. 2 параграф 1 п. 3 – 5 пересказ.

Попробовать составить самостоятельно работая с текстом учебника задания части А, В, С.

Список использованных источников:

1.Гладкевич Г.И. Зубаревич Н.В. Готовимся к экзамену по географии. Выпуск 1,2.М,Просвещение,1998.

2.География от урока к экзамену.Сборник задач.Книга для учителя.Под ред. Наумова А.С.-М, Просвещение ,2001.

3.Мишняева Е.Ю.География,10 класс. Поурочные планы.Волгоград, Учитель АСТ,2002.Составитель Толмачёва Е.В.

4.Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии,10 класс.-М.,2005.

5.Петрова Н.И. Тесты по географии,6-10 классы, методическое пособие. Дрофа, 2001

6.Пятунин В.Б. География 6-10кл.Контрольные и проверочные работы.-Дрофа,2001.

7.Шатных А.В. Современный урок географии. Часть 3.Методические разработки уроков географии,10 класс.-М., Школьная пресса,2002.

8.Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. Поурочное планирование. Санкт-Петербург, -Паритет,2003.

9.

10.

11.

gigabaza.ru

Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов»

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели:

1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

4. дать понятие «ресурсообеспеченность»;

5. сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;

6. фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира;

7. развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Политическая карта мира», «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I.                    Изучение нового материала

Преподаватель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсоо- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II.                 Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Страна

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Страна

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550

 

Иран

22,9

45

 

Нидерланды

1,9

70

 

ОАЭ

5,8

40

 

Саудовская Аравия

5,4

45

 

США

4,7

540

 

Венесуэла

4,1

30

 

Алжир

3,7

65

 

Канада

2,2

170

 

Норвегия

2,0

45

 

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и табли­цы № 1 (блок 2).

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом

140 млрд.т

3450 млн.т.

40,5

Уголь ( мир в целом

1100 млрд.т

4626 млн. т.

238

Газ ( мир в целом)

150 трлн. м.к.

220 млрд. м.к.

681

Газ( Зарубежная Европа)

5,6 трлн.м.к.

270 млрд. м.к.

20

Газ ( Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м.к.

330 млрд.т.

178,8

Нефть ( Зарубежная Европа)

2,5 млрд.т.

330 млн.т.

7,6

Нефть ( Зарубежная Азия)

98,0 млрд.т

1370 млн.т.

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд.т.

350 млн.т.

26

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Ресурсообеспеченность стран и регионов рудами

Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Страна

Запасы железной руды  ( в млрд.т)

Добыча ( в млн.т на 2000 г)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

153

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

16

500

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Кана­де, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основ­ным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Глав­ные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатывае­мые земли — пашни)

3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабаты­ваемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4.Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5.Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?(Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засо­ление, заболачивание, опустынивание.)

7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно умень­шается?(Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, зас­тройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8.Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обес­печенности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9.   Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обес­печенность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие боль­шую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным кли­матом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III.      Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2.  Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.   Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4.  Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5.   Где на земле находятся рудные пояса?

6.  Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7.  Где находятся «медные пояса»?

8.  В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земель­ного фонда?

9.  Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10.  Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

III.               Домашнее задание

1.                   Прочитать текст учебника.

2.                   Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3.                   Подготовить сообщение на одну из тем:

1.                   Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2.                   Биологические ресурсы планеты.

3.                   Ресурсы мирового океана.

4.                   Рекреационные ресурсы.

5.                   Климатические и космические ресурсы.

videouroki.net

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы | Поурочные планы по географии 10 класс

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I.                    Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Р FA Жижммя НА Никитина Юк-п

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсов- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II.                 Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и табли­цы № 1 (блок 2).

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Кана­де, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основ­ным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Глав­ные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1.                   Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2.                   Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатывае­мые земли — пашни)

3.                   В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабаты­ваемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4.                   Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5.                   Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6.                   В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засо­ление, заболачивание, опустынивание.)

7.                   Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно умень­шается? (Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, зас­тройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8.                   Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обес­печенности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9.                   Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обес­печенность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие боль­шую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным кли­матом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III.      Вопросы для закрепления

1.                   Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2.                   Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.                   Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4.                   Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5.                   Где на земле находятся рудные пояса?

6.                   Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7.                   Где находятся «медные пояса»?

8.                   В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земель­ного фонда?

9.                   Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10.                Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

1.                   Прочитать текст учебника.

2.                   Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3.                   Подготовить сообщение на одну из тем:

1.                   Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2.                   Биологические ресурсы планеты.

3.                   Ресурсы мирового океана.

4.                   Рекреационные ресурсы.

5.                   Климатические и космические ресурсы.

tak-to-ent.net

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы 10 конспект

Крапко Людмила Васильевна

14.12.2017

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Урок 7. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I.                    Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполнитете практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Р FA Жижммя НА Никитина Юк-п

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсов- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II.                 Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Страна Запасы угля (в млрд т) Добыча (в млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США 445 1020 436

Китай 296 1240 239

Россия 202 250 808

ЮАР 116 220 527

Австралия 116 280 414

ФРГ 106 250 424

Индия 78 330 236

Украина 47 75 626

Великобритания 45 50 900

Казахстан 34 70 485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и табли­цы № 1 (блок 2).

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Кана­де, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основ­ным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Глав­ные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1.Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2 Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатывае­мые земли — пашни)

3.В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабаты­ваемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4.Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5.Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6.В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засо­ление, заболачивание, опустынивание.)

7.Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно умень­шается? (Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, зас­тройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8 Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обес­печенности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9.Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обес­печенность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие боль­шую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным кли­матом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III.      Вопросы для закрепления

1.Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2 Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4 Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5.Где на земле находятся рудные пояса?

6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7.Где находятся «медные пояса»?

8.В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земель­ного фонда?

9.Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10.Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

III   Домашнее задание

1 Прочитать текст учебника.

2.Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3.Подготовить сообщение на одну из тем:

1.Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2.Биологические ресурсы планеты.

3.Ресурсы мирового океана.

4.Рекреационные ресурсы.

5.Климатические и космические ресурсы.

infourok.ru

Земельные ресурсы и их значение

Земельные ресурсы – это вся территория, которая очерчена определенными границами. Они могут находиться в пользовании различных субъектов страны, но, тем не менее, относятся к природным объектам. Земля представляет собой средство производства, которое используют во многих отраслях экономической деятельности. Особенно она востребована в сельском и лесном хозяйстве.

Земельный фонд мира составляет 134 млн. километров. Это 26,3 % от всей территории плнеты.

Земельные ресурсы имеют определенную структуру. 11 % занимают пашни, луга и сады. То есть это обрабатываемые земли. Около 23 % земельных угодий приходится на пастбища. Леса и кустарники занимают 30 % всех земельных ресурсов планеты. Антропогенные ландшафты, то есть созданные руками человека, составляют 3 % от общего объема. Существуют и малопродуктивные земли, на которые приходится около 33 % земель.

Земельные ресурсы распределены неравномерно. Например, пастбища занимают большую часть в сравнении с обрабатываемыми землями. Особенно это характерно для Австралии. На Россию, США, Украину, Китай, Казахстан, Индию и Канаду приходится основная масса земель, используемых под пашни, сады и луга.

Лесные массивы в основном преобладают в России, Южной и Северной Америке. Для Азии характерно наличие малопродуктивных земель.

Структура земельных ресурсов может меняться. Это происходит по двум причинам.

Деятельность людей накладывает свой отпечаток на распределение этих угодий. Очень много земель отводится под пашни, сады и луга. Они распахиваются, вырубаются леса, осушаются болота, пустыни орошаются. Так, за последние десятилетия площадь обрабатываемых земель увеличилась на 360 млн. гектаров. Некоторые страны отвоевывают земли морских просторов, используя прибрежную зону. Это первая причина изменения структуры земельных ресурсов.

Она также меняется и из-за ухудшения качества земель. Это происходит одновременно с их расширением.

Земельные ресурсы России – различные по своим качествам и свойствам (плодородие, наличие полезных ископаемых, лесных и водных массивов). В связи с этим их используют, ориентируясь на эти характеристики.

Земельные ресурсы в нашей стране подразделяют на семь категорий:

1. Сельскохозяйственные земли. Они включают в себя все угодья, которые подходят для производства продукции, сельскохозяйственного назначения.

2. Земли, отведенные под населенные пункты. Они расположены на территориях административных образований (городов, сел и т. д.). Их основное предназначение – это строительство зданий и сооружений, необходимых для существования населенных пунктов.

3. Земли, отведенные для использования в промышленности, транспорте и других сопутствующих отраслях.

4. Территории, имеющие особую ценность. Это заповедники, угодья исторически-культурного значения, оздоровительные районы и прочие.

5. Лесной фонд земельных угодий. Это земли, покрытые лесными массивами или отведенные для использования в области лесного хозяйства. Они представляют особую ценность в сырьевом плане. Лес необходим для многих отраслей народно-хозяйственного комплекса. Это также место отдыха и энергетический источник.

6. Земельные ресурсы, занятые водными объектами. Сюда входят также гидротехнические сооружения и области, необходимые для их полноценного функционирования. Они удовлетворяют бытовые, питьевые, оздоровительные и некоторые другие нужды человечества. Такие ресурсы необходимы и для полноценной работы многих сфер экономической деятельности страны.

Контроль над использованием всех угодий осуществляет Комитет по земельным ресурсам. Их рациональное потребление очень важно для сохранения всего земельного фонда и окружающей природы в целом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *