Как организовать кукольный театр в школе – , . (1960) | Rifmovnik.ru

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР | Социальная сеть работников образования

КОЛОБОК

Сценарий для постановки русской народной сказки в  кукольном театре.

Действующие лица:

 Колобок

 Дед

 Бабка

 Заяц

 Волк

 Медведь

 Лиса

Действие первое

На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Дед:

 Ох, умаялся! Устал!

 Я сегодня рано встал,

 Десять грядок посадил,

 В лес за хворостом сходил.

 Много переделал дел,

 А покушать не успел.

 Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

Бабка (весело):

 А его, дедочек, нет!

 Ели хлеб и пили квас,

 Вот и вышел весь запас!

 Будет новый урожай,

 Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Дед:

Погоди-ка, бабка, слышишь,

 В кладовой скребутся мыши.

 Ты скорей туда пойди,

 По сусекам помети.

 Собери муку в совок,

 Испечем мы колобок.

 В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Бабка:

Ты ж пока сходи на реку

 И водицы принеси,

 Чтобы тесто замесить!

 Ну а лучше ключевой

 Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Бабка:

Как пойду я, как пойду,

 По сусекам помету!

 Соберу муку в совок,

 Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Дед:

Вот студеная вода!

Бабка:

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Бабка (поет):

Тили-тили-тили-тесто –

 Дед жених, а я невеста,

 Коли доживем до мая,

 Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Дед:

Ставь его скорее в печку!

Бабка:

Обожди, мое сердечко!

 Коли тесто подойдет,

 Легче в рот потом войдет!

 Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

 Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Дед:

Вот премудрое занятье!

 Никогда не мог понять я,

 Почему бы хлеб нам печь

 Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Бабка:

Что стремиться к чудесам,

 Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Бабка:

Вот смотри-ка, с пылу с жару!

 Скоро сядем к самовару

 И, как водится, вдвоем

 С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Дед:

Ай!

Бабка:

Ты руки не тяни,

 Пригодятся нам они.

 Подожди еще малечко,

 Пусть постынет на крылечке.

 Мы ж, пока он спустит жар,

 Подогреем самовар.

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно):

В печке чуть не засушили,

 А теперь и съесть решили.

 Ждать я смерти не могу,

 Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно):

Дед, смотри, он укатился,

 С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно):

 А все ты! Мол, посиди,

 Подожди да подожди.

 Вот, остались без обеда!

Бабка:

Может быть, пойдем по следу?

Дед:

Полно, бабка, не шути,

 Колобка нам не найти!

Бабка (причитая):

Эх, дедочек мой, дедочек,

 Укатился колобочек,

 Сколько лет с тобой живем –

 Все вдвоем да все вдвоем…

 Нет ни дочки, ни сынка.

Дед:

Да не уж-то Колобка

 Хочешь ты усыновить?

Бабка (вздыхая):

Может быть, дед, может быть!

 Он ведь только что родился.

 Ах, зачем он укатился

 И куда теперь пойдет?

 Пропадет он, пропадет!

Дед:

Да уж, вышел бойкий слишком!

Бабка:

Ох, хлебнет беды мальчишка.

 Воротился бы домой

 Колобок, сыночек мой!

 А все ты! У, бессердечный!

Дед:

Что ж меня ты пилишь вечно?

 Нет моей ни в чем вины.

 Бабка, испеки блины!

Действие второе

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Заяц:

Любит серенький зайчишка

 Бегать по лесу вприпрыжку!

 Ушками все слушать,

 Зубками все кушать!

 Ты же свеженький совсем,

 Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Колобок:

Не хочу я быть обедом,

 Я ушел от бабки с дедом!

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Заяц:

Стой!

Колобок:

Гоняйся хоть полдня,

 Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Волк:

Хочет ухватить волчок

 Всех зубами за бочок,

 Положить в свой ротик,

 А потом в животик.

 Ты вот свеженький совсем!

 Погоди, тебя я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 Ты меня бы не пужал,

 Я от Зайца убежал!

 Догонять меня без толку,

 Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь:

Обожает с медом пышки

 Кушать косолапый мишка.

 Ты же свеженький совсем!

 Погоди, тебя я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 Ты меня бы не пужал,

 Я от Зайца убежал!

 Догонять меня без толку,

 Убежал я и от Волка.

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Лиса:

 Вы слыхали про лису?

 Нет хитрей меня в лесу.

 В назиданье детям всем

 Колобка сейчас я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 И от Зайца убежал.

 Волк мне тоже угрожал.

 Я его не испугался,

 И Медведю я не дался!

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Лиса, уйду!

Лиса (вкрадчиво):

Славно, милый, ты поешь,

 Жаль, что слов не разберешь.

 Сядь ко мне на язычок,

 Про румяный спой бочок.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый…

Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.

Лиса:

Колобок!

 Он ушел от бабки с дедом,

 Не хотел он быть обедом.

 Сел ко мне на язычок…

 А ведь вкусный, дурачок!

Конец.

nsportal.ru

Как создать в школе кукольный театр » Детская энциклопедия (первое издание)

Среди многих видов самодеятельности в нашей школе за последнее время все большее развитие получает кукольный театр.

Много интересных спектаклей можно показать при помощи кукол. Например, русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» или «Иван-царевич и серый волк». И вот над ширмой, за которой прячутся артисты, происходят чудесные события. Лягушка, зеленая и страшная, с выпученными глазами, вдруг превращается в прекрасную Марью-царевну. По дремучему лесу мчится на своем коне Иван-царевич. Конь совсем как живой, он скачет, высоко подбрасывая ноги. Из чащи выбегает серый волк, у него ярко светятся свирепые зеленые глаза.

Все это могут сделать сами участники самодеятельного кружка кукольного театра.

Интересно поставить спектакль и из школьной жизни. С помощью кукол можно критиковать все недостатки и в учебе, и в быту. А если в кружке есть хорошие художники, то они сделают портретных кукол, изображающих особо злостных озорников.

Школьные кружки могут подготовить специальную программу для самых маленьких детей и показывать ее в детских садах.

Интересно смотреть спектакль, интересно и показывать его, но еще интереснее его готовить.

В одной из школ был поставлен спектакль «Иван-царевич и серый волк». Все, что увидели зрители, было сделано руками самих школьников. Чтобы создать дремучий лес, одни кружковцы строгали палки для стволов, другие красили бумагу, наклеивали ее на марлю и вырезали листики. Потом еще надо было покрасить веревки, нарезать их и приготовить хвою для елок. А горящие глаза у волка сделали свои электрики. Они вставили вместо глаз две лампочки от карманного фонаря, покрыли их зеленым лаком и соединили проводкой с батарейкой.

Многому можно научиться, работая в кружке кукольного театра. Ребята, которые любят строгать и пилить, сделают ширму и все приспособления для крепления декораций.

Для изготовления кукол нужны и художники, и скульпторы, и портные. Найдется работа и электрикам, и слесарям, и радистам.

Творцами красочного, интересного спектакля будут не только те, кто играет куклами-героями в постановке, но и те, кто создавал этих кукол, рисовал и клеил декорации, строил ширму.

А как научиться все это делать?

Во-первых, можно обратиться за помощью и советом в ближайший профессиональный театр кукол. Кукольники обычно народ веселый и отзывчивый, никогда не откажутся помочь школьникам своими советами. А в нашей стране таких театров свыше ста. Почти в каждом более или менее крупном городе есть свой профессиональный театр кукол. Можно завязать переписку с каким-либо самодеятельным кружком, уже работающим много лет и имеющим достаточный опыт в своей работе. Школьники всегда помогут своим товарищам из другого города. Так, например, в 48-й железнодорожной школе г. Ельца есть кружок кукольного театра. Этот кружок связан со многими начинающими кружками театра кукол и помогает им своими советами.

Во-вторых, можно научиться все это делать при помощи книг. В 1957 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник «Пионерский театр кукол». В нем напечатано 15 пьес разной степени трудности («Веселые медвежата», «Два мастера», «Приключения Незнайки», «Желтый аист» и т. д.).

Каждая пьеса в названном сборнике снабжена режиссерскими объяснениями, облегчающими школьникам постановку пьес.

В начале книги помещена статья о том, как сделать кукол, ширму и декорации, как проводить репетиции.

В книге есть много рисунков, показаны и все куклы, участвующие в представлении, и каждая смена декораций. Руководствуясь этими рисунками, кружковцы, умеющие лепить и рисовать, смогут без особых трудностей выполнить и кукол, и декорации.

Если кружковцам захочется сделать более сложных кукол, у которых вращались бы глаза, открывались рты и т. п., то они могут найти описания и рисунки таких кукол в книге А. Федотова «Техника театра кукол». Книга эта вышла в 1953 г. в издательстве «Искусство». Такие же сведения можно получить в статье того же автора «Самодеятельный театр кукол», помещенной в журнале «Молодежная эстрада», № 2, 3 и 4, 1957.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как делать декорации

.

de-ussr.ru

Кукольный театр в начальной школе

кукольный театр

Программа «Кукольный театр» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Развитие личности – современное требование общества к системе образования, воспитания и внеурочной деятельности.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. И все они любят кукольный театр. Ведь куклы могут всё: они веселят, обучают, развивают, воспитывают.

Театр воздействует на детей и художественным словом, и наглядным образом, красочным оформлением и музыкой. С помощью театрального искусства прививается интерес к литературе, фольклору, искусству, развивается воображение, эмоциональный мир детей.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию сцены. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Я, начиная с 1 класса, веду театральный кружок в своем классе.

Цель занятий в кружке: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Основные задачи занятий:
научить детей придумывать сказочные сюжеты;
научить детей воплощать свои сказочные сюжеты в театральные мини-представления с помощью театральной атрибутики и кукол;
научить детей самостоятельно изготавливать простые виды кукол;
развивать творческое мышление, воображение, словесное и художественное творчество;
развивать стремление к совершенствованию своих сказок;
воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства;
воспитывать художественный и эстетический вкус.

Внешним результатом деятельности кружка является показ спектаклей, художественных номеров, участие в выставках, конкурсах детского творчества.

А внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей (навыки сотрудничества, творческая активность, трудолюбие, толерантность, способность к адекватной самооценке).

На занятиях использую словесные, демонстративно-наглядные формы работы, практическую работу, проблемно-поисковые, проектные, познавательную деятельность.

Программа кружка предусматривает применение таких современных технологий, как: мозговой штурм (разработка сценария), творческая групповая работа (постановка спектакля), личностно-ориентированное обучение (участие в конкурсах), проектно-исследовательская (разработка, защита проектов), а также здоровьесберегающая (игры, упражнения на занятиях), информационная (использование ИКТ на занятиях), развивающее обучение (постановка художественных номеров).

Реализация программы обуславливается наличием кукол, костюмов, декорации, атрибутов, детских книг, инструментов для творчества.

Организуются выступления детей перед родителями, одноклассниками, помощь родителей в изготовлении кукол, костюмов, декораций.

Программа включает следующие разделы:

Театральная игра

Культура и техника речи

Ритмопластика

Основы театральной культуры

Кукловождение

Работа над сказкой, показ спектакля

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, беседы, кукольные спектакли.

В чем заключаются особенности занятий кукольного театра?

Занятия по данной программе имеют определенную структуру и состоят из трех частей.

1 часть. Вводная. Цель этой части занятий — настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Здесь проводятся приветствие, игры с именами, игры на снятие первичной физической и эмоциональной зажатости.

2 часть. Рабочая. Это основная смысловая составляющая всего занятия. Дети создают кукол из различных материалов, сочиняют сказочные истории, ставят мини-сценки. В этот момент активно развиваются различные виды мышления, памяти, внимания и воображения, художественные способности, мелкая моторика руки. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желание других.

3 часть. Завершающая. Цель этой части занятий — создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это разминки, подвижные игры и ритуалы прощания.

Работа кукольного театра ведется по этапам
1 год обучения

Знакомились со сценой (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работали над небольшими по объёму спектаклями. Работали с театром картинок и пальчиковыми, настольными куклами. Изготавливали кукол. Создавали декорации и бутафории к спектаклям. Поставили спектакль «Золотой ключик», ездили на фестиваль «Диалог культур».

2 год обучения

Расширяли репертуар. Работали с перчаточными, пальчиковыми куклами. Изготавливали кукол. Создавали декорации и бутафории к спектаклям. Поставили спектакль «Волк и семеро козлят».

3 год обучения

Учимся свободно владеть куклой (перчаточной, пальчиковой, теневой). Усложняем репертуар. Самостоятельно разрабатываем и ставим мини-пьесы с детьми. Знакомимся с теневым театром, тростевой куклой. Изготавливаем кукол. Создаем декорации и бутафории к спектаклям.

4 год обучения

Будем совершенствовать свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Продолжим работу с перчаточными, тростевыми куклами, познакомимся с куклами-марионетками и «куклами»-людьми. Изготовим куклы, декорации. Выступим перед зрителями.

Сценарии занятий

«Пальчиковые куклы»

План занятия:
Приветствие «Сказка с мячиком»
Создание пальчиковых кукол.
Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи пальчиковых кукол.
Игра «Рыбки в сачке».
Прощание.
Материалы:
Белая или цветная бумага.
Ножницы, клей, фломастеры или карандаши.
Детские перчатки.
Карточки с персонажами известных сказок.
Коробка с предметами для кукольной театрализации.
Ширма для кукольного театра.

Ход занятия


Приветствие «Сказка с мячиком». Дети сидят в кругу. Учитель: «Сейчас я начну одну сказку, а потом брошу мячик… Маше. Маша продолжит мою сказку и бросит мячик любому, кому захочет. Каждый, кому бросят мяч, должен придумать продолжение нашей истории. Итак, жила-была однажды добрая девочка…». Мяч должен попасть ко всем участникам группы.
Создание пальчиковых кукол. Ведущий раздает карточки с персонажами известных сказок.
Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Охотник.

Колобок, Лиса, Заяц, Волк.

Дети сами решают, какого персонажа будет делать каждый из них. После этого учитель показывает ребятам, как делать пальчиковых кукол. Голову куклы нужно нарисовать на картоне, при этом у нее должна быть длинная шея (5—7 см). Из картона нужно вырезать также полоску длиной 8 см и высотой 2,5 см. Полоску свернуть трубочкой и склеить. Ребенок надевает на руку перчатку, на указательный палец — трубочку. Голову куклы вставить между пальцем и трубочкой.

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи пальчиковых кукол. Дети уходят за ширму для кукольного театра и показывают «новые» сказки.
Игра «Рыбки в сачке». Дети расходятся по комнате. Двое ребят берутся за руки и начинают ловить «рыбок» в «сачок». Как только «рыбка» поймана, она присоединяется к «сачку» (дети берутся за руки). Таким образом должны быть пойманы все «рыбки».
Прощание.
Домашнее задание. Альбом или листы для рисования, фломастеры или карандаши, клей.

Игры и упражнения на речевое дыхание

«Мыльные пузыри»


Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали.

Артикуляционная гимнастика. Зарядка для губ

«Веселый пятачок»

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Зарядка для языка

  1. Жало змеи: рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо – влево.

  2. Конфетка: губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо – влево, вверх – вниз, по кругу.

Творческие игры со словом

«Винегрет из сказок»

Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.
Ход игры. Детям предлагается вытянуть карточки с изображением персонажей из разных сказок, например, Красная Шапочка, Колобок, Бармалей, Машенька, Золотая рыбка, и сочинить новую сказку с данными персонажами.

Театральные игры

«Упражнения и этюды»

Угадай: что я делаю

Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Детям предлагается принять определенную позу и оправдать ее.

1.Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку.

2.  Сидеть на корточках.

3. Наклониться вперед.

Игры на превращения

Превращение предмета

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения разных предметов:

•    карандаш – ключ отвертка, вилка, градусник, зубная щетка, дудочка, расческа;

•    маленький мячик – снежок, колобок, яблоко, ежик, картошка.

Превращение детей

Цель: развивать чувство веры, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д.

День рождения

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Ритмопластика

Игры на развитие двигательных способностей

Буратино и Пьеро   

Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются под музыку хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Не ошибись

Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.

Работа над спектаклем

В спектакле участвуют все дети без исключения. На следующем занятии проводится обсуждение спектакля.

Совместная творческая деятельность при создании спектакля вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
При подготовке к спектаклю следует соблюдать правила:

•    не перегружать детей;

•    не навязывать своего мнения;

•    не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

•   предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При выборе материала для инсценировки нужно учитывать возрастные возможности, знания и умения детей. В современных программах для общеобразовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.

Этапы работы над спектаклем

1.    Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2.    Деление пьесы на эпизоды.

3.    Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.    Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Отрабатываются приемы кукловождения различных кукол.

5.    Создание эскизов декораций, костюмов, кукол.

6.    Работа над эпизодами пьесы. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов

поведения персонажей.

7.    Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью).

8.    Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

9.    Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, декораций, реквизита.

10.    Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (фотографии, рисунки, видеозапись). Потом детям будет интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Использованная литература

  1. Кукольный театр. Программа. Рекомендации. Мини-спектакли. Пьесы. 1-9 классы. Автор: А.Д.Крутенкова, Волгоград, 2009 г.

  2. http://dramateshka.ru

  3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000

Приложения

На фестивале «Диалог культур»

Сказка «Волк и семеро козлят» Наши куклы

Схемы кукол – оригами и кукол на карандаше

Перчаточные куклы

multiurok.ru

Кукольный театр в школе. — Мои статьи — Каталог статей

В школе я работаю с 1983г. До сентября 2011 года я была заведующей школьной библиотеки, а в сентябре 2011г. стала педагогом дополнительного образования.

 Кукольным театром я увлеклась в 2008 г., долго решала, с какими куклами я хочу работать, как вообще организовать кукольный театр в школе. Однажды к нам в школу приехал выступать образцовый кукольный театр ДЮЦ «Восхождение»

 Посмотрев их спектакль я поняла, что хочу работать именно с верховыми куклами, т.е  представление  показывается  над  ширмой. Среди  верховых  кукол  так же  есть  две  разновидности : кукла-петрушка  и  тростевая  кукла. Кукла-петрушка  надевается  на  руку  актера,  как  перчатка,  поэтому  такие  куклы  называются  еще  перчаточными  или  пальцевыми.

 

Тростевая  кукла  отличается  от  петрушечной  своей  внешностью  и  способом  управления.  Сама  кукла  надевается  на  руку,  как  перчатка. Руки  ее  управляются  при  помощи  тростей  или  толстой  проволоки,  а  голова – при  помощи  центральной  трости – гапита. Тростевые куклы  хороши  тем,  что  их  можно  делать  гораздо  большего  размера,  чем  петрушечные,  ими  удобней  управлять, они  более  яркие  и  красочные.  Именно поэтому  для  своего  театра  мы  выбрали  тростевых  кукол.

Так в декабре 2008 года в МОУ СОШ № 14, где я тогда работала, родился Кукольный театр миниатюр «Петрушка».

Почему  наш  театр  называется  «театр  миниатюр»? 

В  самом  начале  работы  мы  обратили  внимания,,  что  ребятам  легче  работать  с  небольшими  сценками (8-10 мин). А  потом  из  этих   сценок  делается  большое  представление на  30-40 мин.  Но  для  того,  чтобы  спектакль  получился  целостным,  необходимо связующее  звено.

Так  получился  спектакль «Сказки  школьного  домового».

 Этот  спектакль  состоит   из  4  небольших  сценок  или  двух  блоков :  так  называем —  «Африка» ( сказки «38 попугаев» и «Лев и мышь»)  и  «Россия» (сказки «Храбрый  петушок»  и  «Пес,  лиса  и  петух»).  На  каждый  блок  делалась одна  декорация – задник, дающая  объем  сцены.  А  связующим  звеном  был  Школьный  Домовой  Тимофей  Иванович,  который  и  рассказывал  эти  сказки.  Спектакль  получился  очень  ярким  и  зрелищным,    и  очень  всем  понравился.

В сентябре 2011 года я перешла работать в МБОУ СОШ № 12 как педагог дополнительного образования.

На данный момент я работаю по двум направлениям. Это кружковая работа, т.е. «Кукольный театр миниатюр «Петрушка» в новом составе и с новым репертуаром. На сегодняшний день в театре занимаются две группы (21 чел). Первая группа занимается два года и считается основой нашего кукольного театра. Именно с ними мы участвовали в фестивалях «Театральная весна-2012», «Кукольный калейдоскоп», в экологическом конкурсе «День Земли». Ребята взрослеют вместе с театром, набираются опыта и с  каждым новым спектаклем растут профессионально. И именно старшая группа будет в новом учебном году представлять нашу школу на фестивале «Театральная весна-2014» (в рамках проекта»Амурские зори») и региональном фестивале кукольных театров «Кукольный калейдоскоп» в г. Уссурийске. Для выступления на этих фестивалях мы будем готовить новый спектакль «Обыкновенное чудо».

Во второй группе занимаются ребята на год младше. Данную группу я набрала в сентябре 2012 года. Не смотря на такой маленький срок работы (всего один год), ребята подготовили и показали два кукольных спектакля: «Зайкина избушка» и «Как лиса волка судила». В новом учебном году я планирую выставить их на городской экологический конкурс «Наша зеленая планета» с новой экологической сказкой «Колобок».

В этом учебном году на базе третьих классов я буду набирать третью группу в верховой театр.

Второе направление моей работы как педагога дополнительного образования — внеурочная деятельность.

Согласно новым ФГОС с сентября 2011 года в школах были введены дополнительные часы на внеурочную деятельность. Одним из направлений работы по реализации данного проекта в нашей школе был введен курс «Детский психологический театр». На сегодняшний день по этой программе обучаются учащиеся 1-2 классов. А с нового учебного года будут заниматься ребята 1-3 классов. Специально для этого курса мною была разработана программа «Детский психологический театр». Основные направления по которым мы работаем это театральные игры, культура и техника речи, театрализация. И, конечно, в каждой группе  мы ставим небольшой кукольный спектакль с различными  куклами. Так, например, в первом классе мы делаем куклы из пластиковых ложек и китайских палочек для еды. С их помощью мы поставили веселую сценку «Спор овощей». А во втором классе куклы изготавливаются из старых мягких игрушек специально для сказки «Город вежливых слов». В третьем классе я планирую делать игрушки из садовых перчаток.

Так что, работа очень сложная, но, в то же время, очень интересная!

Зачем  нужен кукольный  театр  в  школе?

Во-первых,  занятие  в  кружке  обеспечивает  безопасный  досуг  детей, причем не просто  находятся  в  школе,  а  творчески и интересно  проводят  свое  свободное  время.

Во-вторых, занятия в кукольном театре  развивают  творческие  способности  ребенка, развивают  речь,  повышают  общий  кругозор  детей.

В-третьих, эти  занятия  раскрывают  детей  с  неожиданной  стороны,  повышают  у  них  самооценку,  учат  общению.

И если  подвести  итог  вышеизложенного,  то  я  считаю,  что  в  современной  школе  обязательно  должны  работать  театральные  кружки  или  студии,  так  как  главная  цель  школы,  не просто  учить  ребенка,  но и способствовать  воспитанию  гармонично  развитого  человека.

 

 

 

 

 

petruchka-12.ucoz.ru

Домашний кукольный театр: как организовать и провести

 

Кубики Зайцева, игры Никитина, шнуровки — все эти слова хорошо знакомы мамам. Современное общество очень сильно увлеклось ранним развитием детей. Кажется, что каждый год появляются какие-то новые методики, которые сразу же начинают применять заботливые мамы, а бабушки лишь разводят руками, удивляясь как они смогли вырастить своих детей без всех этих умных методов.

Но неужели раньше не было способов развития малышей? Конечно же были! Более того, некоторые из них и сейчас очень популярны. Один из таких методов — кукольный театр. Он помогает не только развить различные навыки у ребенка, но и позволяет взрослым вновь заглянуть в такую желанную страну детства.

 Чем полезен кукольный театр для детей?

Кукольное представление — захватывающее, яркое зрелище, позволяющее зрителям и участникам перенестись в сказочную страну. Но помимо того, что такое мероприятие приносит радость и удовольствие, кукольный театр поможет также:

1. Развить память и воображение. Готовясь к своей роли, малыш слушает, запоминает и повторяет слова своего героя, что способствует тренировке памяти. В дальнейшем он научится не только запоминать, но и придумывать и строить свои правильные предложения. А там, может, и придумает свой собственный сценарий.

2. Развить моторику рук. Беря куклу в руки, ребенок начинает ее ощупывать, примерять, что способствует развитию мелкой моторики рук. А управляя своим героем, приводя его в движение, ребенок учится контролировать и свои действия.

3. Понять, что такое хорошо, и что такое плохо. Сказка ложь, да в ней намек…С помощью сказки можно не только развлечь ребенка, но и объяснить ему какие поступки хорошие, а какие плохие.

4. Научить навыкам общения. В процессе игры малыш общается с другими детьми и учится с ними сотрудничать — не отбирать игрушки, не выкрикивать свои слова первым.

5. Побороть стеснительность. Войдя во вкус игры малыш сможет почувствовать себя настоящим маленьким актером, выступающим на своей импровизированной сцене, что, несомненно, научит его и в дальнейшим быть более уверенным в себе.

6. Получить радость от общения с близкими. Время проведенное с родителями — самое ценное для ребенка, а если это время проходит так увлекательно — это интересней втройне.

Как организовать детский кукольный театр в домашних условиях

 Решив организовать кукольное представление у себя дома, нужно определиться со следующими вещами: где играть и чем играть.

 Место проведения для домашнего театра кукол

Удобство кукольного театра заключается в том, что в него можно играть везде. Даже если квартира совсем маленькая, всегда можно найти место, где можно поимпровизировать с куклами. Это может быть:

— Любая плоская поверхность — стол, стул, пол. Такой театр больше подойдет для совсем маленьких деток, когда родитель берет любую игрушку и оживляет ее своими руками и словами.

— Картонный ящик. Взяв такой ящик и вырезав одну из стенок, можно получить замечательную сцену. А если еще проделать дырочки и повесить на проволочке ткань, то получится настоящий занавес.

— Готовый кукольный театр. Сегодня в магазине игрушек можно найти уже готовую ширму для кукольных представлений. Причем бывают они разных размеров: от самых маленьких, помещающихся на столе, до больших, занимающих полкомнаты.

 Выбор героев для театрального представления

Определившись с местом проведения, нужно «нанять актеров».

Выбор игрушек для кукольного театра очень велик, это могут быть:

— Повседневные игрушки ребенка. Любимая кукла Маша, плюшевый медвежонок и даже трактор — все это может быть задействовано в кукольном представлении. Хорошо, если у кукол будет несколько нарядов, которые можно будет менять в течении представления.

— Подручные материалы. В волшебных сказках все оживает, а значит, их персонажами может быть все что угодно: веточки, шишки, листочки, каштаны — главное, проявить фантазию. Получится такой себе эко-театр.

— Куклы-перчатки. Это, пожалуй, самые популярные актеры кукольных представлений. Надев на руку такую перчатку, можно оживить лягушонка, медвежонка и даже дракона. Приобрести их можно в магазинах, а можно сделать и самим — в интернете можно найти массу инструкций по пошиву таких кукол.

— Пальчиковые куклы. Такие куклы предназначены для мини-театра. Они очень удобны для маленьких пальчиков, даже самым маленьким начинающим актерам не составит труда ими управлять.

— Куклы на палочках. Подходят для верхового театра, когда кукловоды скрыты за ширмой. Такие куклы делаются, в основном, своими руками. К основе из бумаги или дерева (а можно взять и пальчиковую куклу) прикрепляется палочка, с помощью которой и управляют будущим персонажем.

— Марионетки. Самые интересные и сложные куклы. Дергая за нити, которые прикреплены к рукам, ногам и голове куклы, кукловод приводит ее в движение. Но чтобы научиться управлять таким персонажем, нужно время и ловкость. Подойдет для детей от 4-5 лет и взрослых.

 Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно, нужно только проявить фантазию и воображение. И обязательно стоит подключать к этому увлекательному делу детей — делая вместе игрушки и сцену, можно не только с интересом провести вместе время, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать: «Внимание, занавес!»

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

maminovse.ru

«Как организовать домашний кукольный театр»

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям. Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр. Крохотные марионетки, надевающиеся на детский пальчик, скрасят вашим детям многие часы, проведенные в автомобиле или в приемной врача.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление. Кукольный театр благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы малыша, заряжает его радостью, положительными эмоциями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них — дело серьезное, но в то же время веселое. Родителям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду разговаривают от лица своих кукол. Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: «Ну что, все собрались?» или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. 

Самый первый кукольный спектакль можно показать ребенку даже во время его младенчества — уже в 6-7 месяцев вы можете устроить для него настоящее представление. Вы берете в руки любимую игрушку и начинаете от ее имени петь песенки и разговаривать с малышом.

Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Малыш не обращает внимания на ваши руки, он видит историю, которая перед ним разыгрывается, и сопереживает, примеривая на себя поведение героев. 
В возрасте 2,5 лет можно разыгрывать с ребенком простые сказки при помощи обычных домашних игрушек. Опять же, сейчас продаются прекрасные готовые куклы-перчатки практически для всех популярных сказок. Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, вовлекать его в действие. Чтобы игрушка ожила, нужно самому быть немножко волшебником. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами. 

Игра в театр поможет вам узнать о сокровенных переживаниях малыша, которые он подчас не понимает и сам и с которыми не в силах справиться. Если вам, к примеру, кажется, что малышу не слишком уютно в детском саду, но вы не понимаете почему, предложите разыграть в куклах историю о том, как кукла-мишка пошла в детский сад. Пусть он выступит и в роли новичка, и в роли воспитательницы, и в роли ябеды, жадины, забияки. Разыграйте сценки, как медвежонок в садике обедал, гулял, ложился спать. Поверьте, вы узнаете о жизни своего ребенка гораздо больше, чем из беседы с ним самим или с его воспитательницей.

Застенчивым малышам марионетки помогут общаться с другими людьми: потявкать или заговорить от имени собачки гораздо проще, чем это сделать самому. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку, управляя такой игрушкой, ребенок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.

В развитии игры, а следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное — быть ближе к своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент, и как можно больше играть.

Театр-игра

К пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т.е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей.

Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном – это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что главное для спектакля – действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, – сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя – оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

Распределение ролей

Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно.

Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить роль сказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.

Реквизит

Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобное продают в магазинах в преддверии Нового года.

С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине.

Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

Сцена

Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.

Этот праздник – детский. Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он – для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети – не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.

Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых снимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноартистами.

Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того стоит. Это не только решение дидактических задач – ваши дети получат опыт публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!

Шьём Перчаточные куклы

Играя с перчаточными куклами, ребенок имеет возможность высказаться, говоря от лица куклы. Родителям это поможет понять ,что у ребенка на душе, что он чувствует в данный момент.
Иногда в домашнем кукольном театре можно проиграть сложную для ребенка ситуацию (больница, разлука с домом, проблемы в садике или в школе). Заговорившая перчаточная кукла в руках ребенка подскажет вам как ему помочь.

infourok.ru

Кукольный театр в школе

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников.

Задачи:

  1. Обратиться в сельскую и школьную библиотеку с просьбой подобрать литературу, связанную с кукольным театром (история, методика, терминология кукольного театра).
  2. Изучить подобранную литературу совместно с детьми.
  3. Составить план работы кружка «Кукольный театр»
  4. Создать в школе Кукольный театр.

Основное содержание проектных действий: обсуждение возможных вариантов действий, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, актуализация знаний, продумывание хода деятельности, подбор ресурсов.

Планируемые образовательные результаты: актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.

Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.

Полученный продукт: план работы школьного кружка «Кукольный театр», изготовление кукол, спектакль.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переноситься на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Обучение, воспитание и развитие – три составляющих образовательного процесса и воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение.

Каждый год в сентябре я наблюдаю следующую картину — на урок рисования приходит 5 класс. Мы начинаем рисовать, и я вижу, что у детей слабо развита фантазия, творческое мышление. Дети с удовольствием рисуют по заданной теме, но с трудом придумывают, что нарисовать, когда я задаю свободную тему. Если мы выходи рисовать с натуры, то чаще всего ученики начинаю копировать рисунок одного или двух детей наиболее «продвинутых» в рисовании. Они не проявляют инициативу, никогда не предлагают ничего сами. Я не хочу сказать, что выпускников начальной школы плохо учат. Нет. Но учителю начальных классов так много надо дать своим подопечным, что зачастую рисованию уделяется минимальное внимание. И в ходе работы выявляется проблема – ни уроки, не тексты учебников, ни выполняемые на уроках задачи, ни содержание и формы общения педагога с учащимися не несут в себе, как правило, никаких возможностей для ребенка улавливать и присваивать лучшие образцы человеческого поведения, деятельностей, ценностей. Как говориться, ЕГЭ приходит и уходит, а готовность детей нести в жизнь прекрасное, искать в жизни прекрасное и быть готовыми следить прекрасному – чего, извините, не держим, того не держим. Эта проблема, не оспаривая необходимости вооружения детей положительными знаниями и умениями, помогающими выжить в быстро меняющемся мире, возвращает учителя к главному, сокровенной задаче формирования личности ребенка.

1 сентября 2007 года я взяла классное руководство в 5 классе. Мой класс оказался не хуже и не лучше всех предыдущих на рисовании. Тоже отсутствие фантазии и инициативы, то же отсутствие «готовности следить прекрасному»

Весной 2007 года я поехала в СИПКРО на курсы воспитателей пришкольного лагеря дневного пребывания и познакомилась с коллегой из Новокуйбышевска, которая занимается кукольным театром в своей школе. Мне стало интересно, даже любопытно, а почему об этом мы молчим… и почему не действуем? У меня есть класс, а нем любимые дети которым хочется дать как можно больше. Есть знания, а самое главное есть желание работать. И я начала действовать.

В целях развития у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников создать в школе Кукольный театр.

Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики т.е. вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.
Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Кроме того, особое значение для школьной образовательной практики имеет такая форма групповой работы, участниками которой является весь класс. И идею создания кукольного театра я озвучила именно в моем 5 классе. От меня, как от учителя ставящего перед собой задачу создать в классе учебное и творческое сообщество, требовалась принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой – помогать детям выдвигать предложения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построения собственного действия. Я понимала, что уроков рисования совсем недостаточно для достижения поставленной цели. Но ребята подсказали мне решение проблемы – « А давайте, организуем кружок!»

После совместной работы мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Обратиться в сельскую и школьную библиотеку с просьбой подобрать литературу, связанную с кукольным театром (история, методика, терминология кукольного театра).
  2. Изучить подобранную литературу совместно с детьми.
  3. Составить план работы кружка «Кукольный театр»

Пришлось много изучить, много и вспомнить. Ведь я сама была участником кукольного театра под руководством очень увлеченного и творческого человека – Рукас Розы Георгиевны.

Если все задуманное нами будет выполнено, то актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.

Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.

И кукольный театр будет приносить много радости и не только зрителям,  и артистам, но и их родителям. Ведь мама и папам всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома разговаривают от лица своих кукол. Они испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: «Ну что все собрались?» или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.
Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям.

Театр — это работа. Работа по восприятию, по эмоциональному переживанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М., 2003.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001.
  3. Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб., 1999.
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2000.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.
  8. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

1.03.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *