«Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве» . 1 урок.
Тема: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Цель: дать понятие об интерьере.
задачи:
— развивать умение видеть перспективные явления на репродукциях, в моделях и передавать их по представлению в рисунке;
— детально углублять понимание явлений перспективы;
-познакомить учащихся с репродукциями художников использующих интерьер;
— развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;
— воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, художественный вкус различными средствами ИЗО.
Оборудование и материалы
— Репродукции картин художников: К.А.Зеленцов, Е.Ф. Крендовский, И.А. Иванов, Г.К. Михайлов, А.Г. Венецианов, А.А. Алексеев, Э.де Витте. Фотографии архитектурных сооружений и их интерьеров.
— Схемы интерьера, рисунок преподавателя;
— Формат А3, карандаши.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
— На протяжении всей своей истории человечество создало искусственную среду, необходимую для безопасного существования, жизнедеятельности организма человека. Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, Площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома; дома, в свою очередь, состоят из квартир. В квартирах имеются комнаты.
— Как называется внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека? (Интерьер)
III. Сообщение нового материала
— В изобразительном искусстве «чистый интерьер», в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, встречается не так уж часто. В этом случае в картине или рисунке интерьер главенствует, и такое произведение принято относить к жанру изобразительного искусства «интерьер».
Жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений — с их убранством, мебелью и разными вещами.
Интерьер — слово французское (interieur), внутренний, если дословно.
Как часть картины, интерьер существует давным-давно. Изображения фигур на фоне интерьера встречаются ещё в искусстве Древнего Египта
— Однако самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии.
Интерьеры голландцев, подобно их произведениям в других жанрах, отличаются скромными размерами и написаны удивительно тонко и достоверно. Мебель, зеркала, посуда, люстры, ковры изображены тщательно и подробно. Но сильнее всего поражают здесь воздух и солнечный свет.
Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам. При этом интерьеры могут быть самыми разными — просторными и тесными, богатыми и убогими, светлыми и тёмными.
Конечно, и населяют их разные люди. Голландцы изображали не только жилые помещения — гостиные, спальни, залы для приёмов, но и так называемые служебные: кухни, прихожие, мастерские. Многие художники занимались торговлей (живопись была для них просто увлечением) и часто рисовали свои собственные лавки и трактиры. При этом они «оживляли» интерьер, вводя стаффаж, иными словами, фигурки людей.
— Интерьер неотделим от архитектурного сооружения. Когда архитектор строит здание, он формирует объём и массу не только снаружи, но и изнутри, чтобы создать архитектурно-художественную среду, организующую внутреннее пространство здания или какого-либо помещения.
Интерьер имеет разновидности: интерьер общественных зданий, дворцовый, дворянский, буржуазный, купеческий, крестьянский и др.
Архитектура как вид искусства создаёт и организует пространство для различных видов человеческой деятельности. Она владеет глубиной пространства в полной мере, а живопись и графика создают лишь иллюзию пространства на плоскости.
Архитектура отражает общественного человека в его основных и наиболее общих духовных устремлениях. Это тесное слияние архитектуры с обществом выражается через стиль.
Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.
— Какие стили архитектуры известны из курсов изобразительного искусства и истории Средневековья, с которыми знакомились в 6 классе?
Готическая архитектура, возникшая в XIIв. во Франции как прямое следствие расцвета средневековых городов, в Италии в значительной мере была явлением чужеродным. При всём этом готическая эпоха ознаменовалась в Италии появлением памятников, глубоко итальянских, не смотря на готическое обличье.
Так, неповторимы в своей праздничной живописности постройки Венеции, сочетающие графическую тонкость некоторых готических форм.
Расцвет городов Северной Италии и Тосканы в XIII-XIVвв. был ознаменован бурным развитием прежде всего светского коммунального строительства. Важный памятник готики в Венеции – Дворец дожей.
Дворец Дожей больше похож на резную шкатулку, чем на крепость. Это стало возможно благодаря природному, оборонительному рубежу Венеции — воде. Жители гора построили уникальный дворец, совсем непохожий на твердыню. Пышность и необычная архитектура изумляла иностранцев. Фасад здания говорил всем и каждому, что Венеция завоевывает новые территории торговлей, а не огнем и мечом.
В XVв. архитектура Италии переживает подлинный переворот. Новый светский характер зодчества сказался прежде всего в дальнейшем развитии различных видов общественных зданий и формировании нового типа богатого городского жилища – палаццо (дворца).
Представлению об идеальном человеке и его неограниченных творческих возможностях соответствовала впечатляющая простота, героическая масштабность и жизнеутверждающая сила новой архитектуры: она не подавляла человека, а возвышала его самосознание, порождая гордую уверенность в своих силах.
Итальянские архитекторы эпохи Возрождения впервые решили одну из важнейших архитектурно-художественных задач: органически объединить интерьер и внешний облик здания и связать их с реальной средой, в которой живёт и действует человек.
Опыт строительства, накопленный в культовой архитектуре Франции, был применён в общественных зданиях светского назначения.
С середины XIVв. в замках большое внимание уделялось функциональным требованиям жилища, комфорту. При всём арсенале оборонных средств и неприступности внешнего облика в таких замках создаются богато украшенные парадные залы, капеллы, спальни. Главной функциональной и идейно-художественной задачей теперь становится разработка адекватной жизненной среды для обновляющегося быта и возросших общественных функций королевского двора и подражавшего своему государю дворянства. Именно в этих типах сооружений разрабатывались идеальный декор, приёмы организации внутреннего пространства, раскрытия помещений во двор, в сад и далее на природу.
По окончании Столетней войны (1453) замки превращаются во внушительные, но не устрашающие загородные резиденции. (замки Шамбор и Фонтенбло).
Новая королевская резиденция Эскориал была задумана испанским королём Франциском II как комплекс, включающий монастырь, церковь, усыпальницу, библиотеку и семинарию. Его отличает чёткая геометричность композиции, фасады, лишённые членений и прорезанные монотонными рядами окон. Асимметрия (сдвинутая вглубь церковь) и бесконечный силуэт предвещают барокко.
В XVIII-XIX вв. во многих странах Западной Европы и России появились замечательные памятники светской архитектуры, среди которых особенно восхитительны королевские дворцы в стиле барокко и классицизма.
Заметка
Главная задача трактовки внутреннего пространства в архитектуре барокко – создание иллюзии огромного бесконечного пространства, что достигалось анфиладным построением помещений, наличием декоративных зеркал, позолоты, лепнины, живописных плафонов, скрывающих реальную плоскость стены.
Создание архитектуры в стиле барокко подчинено главной задаче – поразить и ослепить пышностью и монументальностью. В трактовке внешних объёмов здания в архитектуре барокко характерны преобладание декоративного начала над конструктивным, фронтальность и фасадность построения здания, асимметрия и неравномерное распределение объёмов, господство восходящей линии при наличии криволинейных и дугообразных форм, контраст света и тени.
Расцвет русского барокко в XVIIIв. связан с творчеством итальянского архитектора В.В, Растрелли (1700-1771).
Зимний дворец. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамлённые наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли декоративные вазы и статуи усиливают впечатление нарядности.
Грандиозные размеры здания и различно решённые фасады создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия.Иорданская лестница – необыкновенное разнообразие декора: колонны, зеркала, статуи, затейливая золочённая лепнина, огромный плафон.
Интерьеры здания впоследствии неоднократно перестраивались. Тронный зал (архитектор О.Монферран (1786-1858). – стены зала были обтянуты пунцовым бархатом и украшены двуглавыми золочёнными орлами, позолочены были и все лепные украшения карниза и потолка.
Картина художника Е.Ф.Крендовского (1810-1853) «Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце» (1835). В 1837 г. фасады и парадные залы сгорели, включая и Тронный зал Марии Фёдоровны. О его великолепии теперь напоминает только картина художника.
В 60-х гг. XVIII столетия формы барокко постепенно сменяются более сдержанным стилем, в котором проявляется интерес к античному наследию. Новый стиль классицизм просуществовал около 70-ти лет и в своём развитии прошёл несколько стадий. Характерные для барочных интерьеров предельная насыщенность, динамичность и какая-то особая фееричность форм постепенно начинают уступать место уравновешенности, симметрии и чёткости вертикальных и горизонтальных членений. Более активную роль начинает играть мебель. Она становится многообразнее по своим функциям и приёмам декорировки.
И.Е. Старов (1745-1808). С деятельностью этого зодчего связано строительство ряда крупных помещичьих усадеб, но одно из центральных мест в его творчестве и в архитектуре всего русского классицизма занимает Таврический дворец. Его облик и особенно интерьеры приобрели в своё время огромную популярность.
Дворец стал мерилом художественных достоинств и образцом для бесконечного числа усадебных сооружений в России и за границей.
Памятники зодчества XVII-начала XIXв. – яркое зримое свидетельство о культурных идеалах эпохи. Лаконизм и стремление к чёткости достаточно объёмных решений отличают здание Академии художеств. Академия художеств занимает целый квартал на набережной Невы. Соотношение целого и элементов архитектурного образа гармонично и элегантно.
В образовательной системе Академии художеств класс перспективной живописи занимал важное место. Картины с видами дворцов, усадеб пользовались большим спросом. Величественные галереи АХ, украшенные слепками с «антиков», нередко становились предметом изображения на картинах её воспитанников.
И.А. Иванов (1779-1848) «Вид лестницы в Академии художеств» — вызывает самые возвышенные чувства. Торжественный марш лестницы ведёт зрителя к сокровищам мирового духа. Пара тонких колонн задаёт особый патетический тон. Уже в верхнем вестибюле пришедшего встречают великие памятники Древней Греции и Рима.
Г.К. Михайлов (1814-1867) «Вторая античная галерея в Академии художеств», 1836 – в картине блестяще преодолены трудности, связанные с освещением галереи, достоверной передачей изображаемых скульптур, их пространственной соотнесённости друг с другом.
Многие выпускники АХ изображали внутренне пространство архитектурных сооружений. Знание перспективной живописи являлось тогда одним из требований господствовавшего классицизма: сцены героического характера принято было изображать на фоне величественных построек.
Родоначальником интерьерного жанра в России по праву называют художника Алексея Гавриловича Венецианова, под руководством которого в XIX веке образовалась целая школа интерьера. Основным её правилом было, по словам учителя, «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника…»
Всё его творчество посвящено поискам способов правдивой передачи света и пространства.
Картина «Гумно» (1780-1847) – первый шаг на этом пути. Добиваясь решения поставленных задач, он даже выпилил целую стену в сарае для того только, чтобы иметь возможность лучше написать его внутреннее пространство и осветить первый план, чтобы достичь естественности и жизненной правды.
А.Г. Венецианов выработал своеобразный метод преподавания живописи, построенный на изучении натуры. Он требовал от учеников глубокого знания правил перспективы. На примере интерьера А.Г.Венецианов учил начинающих художников видеть действие света на предметы, на их цвет, наблюдать не только линейную, но и воздушную перспективу, сохраняя всю радость света.
Картина А.А. Алексеева (1811-1878) «Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге» — один из лучших образцов среди интерьеров его учеников.
На ней видна вычерченная перспектива залы. Мастерская наполнена светом. Он льётся из огромного окна, его излучают белоснежные скульптуры, свободно расставленные вдоль стен. Свет врывается в комнату ярким стремительным золотым лучом через раскрытую створку двери, заставляя светиться блестящий вощёный пол и матово-белый потолок. Вся мастерская волшебно светится изнутри, кажется, все предметы здесь излучают свет. Лишь фигуры учеников написаны тёмной краской, что ещё более усиливает сияние просторного помещения, ставшего приютом для молодых людей, постигающих азы искусства.
Интерьер, как никакой другой жанр, способен рассказать о человеке, который в нём обитает, кто он, чем увлекается, каков его характер.
Обо всём этом внимательному наблюдателю расскажут вещи, их расположение в интерьере, состояние жилья.
Физминутка.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение зарисовок по памяти или по представлению интерьера жилого помещения.
Для изображения интерьера понадобится точка схода и линия горизонта.
Выполнение упражнения «Схема фронтальной перспективы».
Прежде чем приступать к этому жанру, нужно уяснить, что любой интерьер в основе своей — коробка, и у него есть пол, потолок и четыре стены — всего шесть плоскостей.
Выполние работы:
Обозначим линию горизонта,
По середины линии наметим точку схода
Соединим точку схода с углами листа
Нарисуем заднюю стену, выбрав нужную глубину комнаты.
Рисуем оконные и дверные проемы.
Расставляем мебель.
5. Итог урока.
Анализ работ
Что такое интерьер?
Как переводится интерьер с французского?
Как связан интерьер с архитектурными особенностями здания?
Проявляются ли особенности архитектурного стили в интерьере?
О чём художники пытаются рассказать в своих композициях интерьеров?
Какой художник явился родоначальником интерьерной живописи в России?
infourok.ru
«Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве» . 2 урок.
Тема: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Цель: выполнить рисунок композиции интерьера жилого помещения на основе зарисовок с учётом линейной перспективы.
задачи:
— научить выполнять рисунок композиции интерьера жилого помещения;
— развивать умение видеть перспективные явления на репродукциях, в моделях и передавать их по представлению в рисунке;
— детально углублять понимание явлений перспективы;
-познакомить учащихся с репродукциями художников использующих интерьер;
— развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;
— воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, художественный вкус
Оборудование и материалы
— Репродукции картин художников: К.А.Зеленцов, Е.Ф. Крендовский, И.А. Иванов, Г.К. Михайлов, А.Г. Венецианов, А.А. Алексеев, Э.де Витте. Фотографии архитектурных сооружений и их интерьеров. Примеры композиции интерьера.
— Схемы интерьера, рисунок преподавателя;
— Формат А3, карандаши.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Повторение пройденного материала.
— Что такое интерьер?
(внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека)
— Что означает слово интерьер?
(слово французское (interieur), внутренний, если дословно)
— Где и в каком веке сложился жанр интерьера?
(самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии).
— Что позволяют увидеть интерьеры?
(Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам).
— Когда архитектор выполняет проект здания, учитывает ли он внешний с внутренним?
(Интерьер неотделим от архитектурного сооружения. Когда архитектор строит здание, он формирует объём и массу не только снаружи, но и изнутри, чтобы создать архитектурно-художественную среду, организующую внутреннее пространство здания или какого-либо помещения).
Архитектура отражает общественного человека в его основных и наиболее общих духовных устремлениях. Это тесное слияние архитектуры с обществом выражается через стиль.
— Что такое стиль?
(Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.)
Стили:
— романский
— готический (Важный памятник готики в Венеции – Дворец дожей).
— барокко (создание иллюзии огромного бесконечного пространства, главная задача – поразить и ослепить пышностью и монументальностью, асимметрия и неравномерное распределение объёмов, господство восходящей линии при наличии криволинейных и дугообразных форм, контраст света и тени. Расцвет русского барокко в XVIIIв. связан с творчеством итальянского архитектора В.В, Растрелли (1700-1771). Зимний дворец).
— классицизм (уравновешенность, симметрия и чёткость вертикальных и горизонтальных членений. Более активную роль начинает играть мебель. Она становится многообразнее по своим функциям и приёмам декорировки. Таврический дворец.).
— Родоначальник интерьерного жанра в России? (Алексей Гаврилович Венецианов)
Интерьер, как никакой другой жанр, способен рассказать о человеке, который в нём обитает, кто он, чем увлекается, каков его характер.
Обо всём этом внимательному наблюдателю расскажут вещи, их расположение в интерьере, состояние жилья.
Физминутка.
Планирование работы.
Выполнение рисунка композиции интерьера жилого помещения.
Выбор точки зрения.
А) Фронтальная композиция – прямоугольная стена, затем линия горизонта. Направление линий стен и положение точки зрения и точки схода. Нахождение места каждого предмете на полу, на стене. Уточнение места, занимаемое каждым предметом, расстояния между ними. Предметы строятся с лицевой стороны.
Б) Угловая композиция – с вертикального угла комнаты. Линия горизонта. 2 точки схода (могут оказаться за пределами листа). Предметы строятся с ближайшего угла.
Наметить форму предметов в виде простейших геометрических тел. Затем – основные конструктивные части предметов, детально прорабатывая форму каждого.
Самостоятельная работа.
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
V. Итог урока.
Закрепление пройденного материала:
— Что такое интерьер?
— Каковы особенности стилей барокко и классицизма?
— Что необходимо учитывать при изображении интерьера? (законы перспективы).
Анализ работ
Выбор точки зрения;
Композиция, размещение на формате. Размеры, пропорции;
Перспектива.
infourok.ru
7 класс. Презентация на тему «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»

Интерьер дворянского дома

Дворянство
Привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих. В XIX в. дворянство играло ведущую роль в развитии общественной мысли России, являясь наиболее свободным, просвещенным слоем общества.

Дома дворян были копией царских покоев. Мебель делалась из резного дерева. Посуда была из золота и серебра.

Многие дворяне коллекционировали произведения искусства – картины, скульптуры, драгоценности

Интерьер дворянских домов отличается изысканностью, красотой, богатством, великолепием, повествует об укладе дворянской семьи, ее увлечениях и времяпровождении.

Для дворянской квартиры типичны комнаты: гостиная или зал, столовая, буфетная, кабинет, бильярдная, спальня, будуар, детская, кухня, хозяйственные помещения

Гостиная , зал

Будуар

В гостиной размещаются столы, диван, кушетка, кресла, банкетки, подножные скамеечки, канделябры торшеры, бра,
зеркала.

В гостиной висела большая люстра золоченой бронзы

Жирандоль – подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин

Бронзовые канделябры с рожками для свечей

Канделябр

В доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление

Столовая

Рядом со столовой обычно находилась буфетная или буфет. Сюда приносили готовую пищу из кухни

Столовое серебро хранилось в погребце. Слово «погребец» — русское, от глагола погребать, прятать. В такой сундучок укладывали серебряные приборы

Фортепьяно, клавесин, клавикорд, гитара были в каждом доме

Бильярдная

Ломберные столы составляли неотъемлемую часть меблировки

Кабинет
.

При чтении обычно держали под рукой специальный нож, так как книги выходили из типографии с неразрезанными страницами. В кабинете дома на письменном столе лежит подобный ножик из слоновой кости.

С кабинетом часто соседствовала спальня

Обычно ширму ставили возле кровати или кушетки, она не только загораживала от сквозняков ,

но и создавала уютный камерный уголок

Что за кабинет без часов?
Типичные для той эпохи каминные часы золоченой бронзы. Напольные английские часы

Детская



Перспектива прямая
compedu.ru
7 класс. Тема урока «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
6 урок 7 кл. Тема: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Цель: дать понятие об интерьере.
Задачи: развивать умение видеть перспективные явления на репродукциях, в моделях и передавать их по представлению в рисунке; детально углублять понимание явлений перспективы; познакомить учащихся с репродукциями художников использующих интерьер; развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление; воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, художественный вкус различными средствами ИЗО.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Подведение к теме.
— На протяжении всей своей истории человечество создало искусственную среду, необходимую для безопасного существования, жизнедеятельности организма человека. Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, Площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома; дома, в свою очередь, состоят из квартир. В квартирах имеются комнаты.
— Как называется внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека? (Интерьер)
III. Сообщение нового материала
— В изобразительном искусстве «чистый интерьер», в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, встречается не так уж часто. В этом случае в картине или рисунке интерьер главенствует, и такое произведение принято относить к жанру изобразительного искусства «интерьер».
Жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений — с их убранством, мебелью и разными вещами.
Интерьер – в переводе с французского означает «внутренний», т.е. внутренний мир дома, его внутреннее убранство.
— Однако самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии.
Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам. При этом интерьеры могут быть самыми разными — просторными и тесными, богатыми и убогими, светлыми и тёмными.
Конечно, и населяют их разные люди. Голландцы изображали не только жилые помещения — гостиные, спальни, залы для приёмов, но и так называемые служебные: кухни, прихожие, мастерские. Многие художники занимались торговлей (живопись была для них просто увлечением) и часто рисовали свои собственные лавки и трактиры. При этом они «оживляли» интерьер, вводя фигурки людей.
Интерьер имеет разновидности: интерьер общественных зданий, дворцовый, дворянский, буржуазный, купеческий, крестьянский и др.
Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.
Интерьер, как никакой другой жанр, способен рассказать о человеке, который в нём обитает, кто он, чем увлекается, каков его характер. Обо всём этом внимательному наблюдателю расскажут вещи, их расположение в интерьере, состояние жилья.
Стили интерьера:
Барокко – нарочито богатый и пышный стиль. Для него характерно активное использование тканых ковров, фресковой живописи, дорогих тканей с драпировкой и бахромой, массивной мебели, инкрустированной драгоценными металлами.Создание архитектуры в стиле барокко подчинено главной задаче – поразить и ослепить пышностью.
Классицизм – парадный и очень изысканный стиль, который предполагает обязательное использование дорогих материалов, подчеркивающих респектабельность каждой детали интерьера. Также среди основных черт: четкие формы, выразительный декор, спокойные оттенки.
Ампир – аристократичный стиль, для которого свойственна одновременно и простота линий, и вычурность декора. Тяжелые драпировки, низкая массивная мебель с бронзовыми или позолоченными накладками, металлические украшения, крупные светильники с абажурами из плотных тканей – вот главные черты ампира.
Минимализм:
простота форм и линий;
отсутствие вычурного декора;
природные материалы, часто с необработанной поверхностью;
мебель строгих геометрических форм;
светлая цветовая гамма;
зонирование пространства.
Английский – богатый, но благородно-утонченный дизайн, для которого характерно использование темной мебели из натурального дерева, каминов или дровяных печей с резными декоративными элементами, ковровых покрытий, длинных штор с объемными драпировками, декоративных деталей из желтой меди или хрусталя, цветных тканей с богатой фактурой – синель и бархат.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение зарисовок по памяти или по представлению интерьера жилого помещения в учебнике на стр. 51-71.
Для изображения интерьера понадобится точка схода и линия горизонта.
Прежде чем приступать к этому жанру, нужно уяснить, что любой интерьер в основе своей — коробка, и у него есть пол, потолок и четыре стены — всего шесть плоскостей.
Выполнение работы:
Обозначим линию горизонта,
По середины линии наметим точку схода
Соединим точку схода с углами листа
Нарисуем заднюю стену, выбрав нужную глубину комнаты.
Рисуем оконные и дверные проемы.
Расставляем мебель.
5. Итог урока. Анализ работ.
2
compedu.ru
Мастерская построения знаний на уроке изобразительного искусства в 8-м классе по теме «Интерьер как синтез искусств в архитектуре»
Разделы: МХК и ИЗО
Введение
Тема “Интерьер как синтез искусств в архитектуре” является продолжением предыдущих тем четверти. С самого начала III четверти ведется работа над проектом выставочного павильона. Учебные задачи меняются: от проектирования конкретного архитектурного объекта в его взаимосвязи с природным ландшафтом, до выполнения макета интерьера здания.
Целью данного занятия является:
- Знакомство с интерьером как синтезом искусств в архитектуре
- Расширение представлений о стилистическом единстве интерьера различных эпох
- Формирование личностной значимости изучаемой темы для каждого учащегося.
Данное занятие построено в соответствии с требованиями технологии мастерских:
– Первое задание направлено на пробуждение интереса учащихся к данной теме. Учащиеся через ассоциации Здание-Куб самостоятельно приходят к определению интерьера. Данное задание направлено на развитие пространственного мышления и имеет интегративную связь с уроками геометрии
– Второе задание мастерской является индуктором (написать, как украшен интерьер собственного дома. Оно способствует появлению познавательных мотивов, т.к. создает интригу (а как это связано с темой урока). После просмотра видеофильма ребята самостоятельно обогащают свой запас знаний о декоре интерьера. Через сеть заданий формируется личностный интерес каждого ребенка к изучаемой теме. Проведя классификацию и синтез полученных примеров, ребята приходят к выводу о взаимосвязи всех видов искусств в интерьере.
– Третье задание предполагает “разрыв” в представлении учащихся о необходимости декорирования интерьера, выражающееся в словах архитектора Ле Корбюзье “Дом – это машина для жилья”. На этом этапе происходит столкновение с проблемой и выработка собственного отношения к данному высказыванию (может быть действительно здание должно быть только функционально, а декорирование излишне)
На уровне следующего задания (классификация предметов интерьера по стилям) ребята путем сравнения, анализа, синтеза выявляют основные моменты урока (только тот интерьер красив и безупречен, где соблюдаются единство стиля и связь с эпохой и обществом.) Знакомство с интерьерами различных эпох и использование применительно к ним формулировки Ле Корбюзье дает возможность расширить личный опыт учащихся, развивать неординарность мышления, творческий подход. Данный этап проходит в системе “деконструкции – реконструкции”: каждое задние дополняет с одной стороны, представления об изучаемом объекте, а с другой стороны, разрушает возникшие на предыдущей стадии.
Следующая работа по созданию эскиза интерьера выставочного павильона становится действительно целесообразной. Работа над проектом “Выставочный павильон” проходит логично и последовательно (макет – интерьер – окружающая среда)
Этап демонстрации и защиты собственных проектов интерьера (объяснение содержания) позволяет выявить уровень осмысления и глубину проникновения в данную тему.
Этап рефлексии совпадает с заданным домашним заданием (написать сочинение “Дом моей мечты”). Ученики через тему “интерьер как …” демонстрируют свое личностное отношение к теме и проговаривают основные смысловые понятия.
Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.
Поэтому в основу данного урока положен исследовательский метод обучения, где учащиеся самостоятельно добывают знания об интерьере и синтезе искусств в интерьере, а деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Наиболее соответствует этому методу проектные, групповые формы работы учащихся, которые имели место на данном уроке. Помощь учителя была нужна во время постановки проблемных вопросов и корректировки полученных знаний. По ходу занятия учащиеся опирались на полученные ранее знания о стиле, использовали навыки построения эскиза интерьера, с учетом перспективы. Закрепление новых знаний происходило во время практической работы, где нужно было нарисовать эскиз интерьера здания, учитывая единство всех видов искусства. По ходу урока у учащихся возникли трудности при выполнении задания, связанного с подбором единых по стилю предметов к данному интерьеру. Развивающие и воспитывающие цели урока достигнуты при выполнении групповых заданий.
Задачи урока:
- Дать возможность учащимся выработать свое представление об основных, характерных особенностях интерьера, актуализировать имеющиеся знания о стилистических направлениях различных эпох.
- Развивающая: формировать умения целеполагания, развивать аналитико– синтетическую деятельность учащихся, умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать способность работать в коллективе, умения слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, приходить к согласию и вырабатывать групповое мнение.
Ход урока
I. Завязка – интрига урока
(Учитель демонстрирует куб.)
Учитель: Давайте представим какое-либо абстрактное здание в виде этого куба. Мы знаем, что у куба 6 граней, но видеть одновременно можем только . Надо обойти здание кругом, чтобы удостовериться. А каким образом можно увидеть сразу все 6 граней?
(Ученики высказывают предположения. Наконец догадываются, что увидеть все 6 граней можно, оказавшись внутри куба.)
Показ макета интерьера.
Учитель: Эта задача имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к интерьеру. Так как интерьер – это внутренне пространство здания. Итак, тема нашего урока – “Интерьер как синтез искусств в архитектуре” (запись в тетради). Сегодня мы узнаем:
- Особенности интерьера разных народов и эпох
- Как в интерьере происходит взаимосвязь всех видов искусств
- Познакомимся с произведениями интерьерной живописи
Учитель: Напишите, какие вещи, предметы украшают ваш домашний интерьер (индивидуальная работа). Прочитайте свои записи в группах. Пусть кто-то один во время рассказа товарищей запишет слова в единый список.
(Просмотр видеофильма “великий Эрмитаж”.)
Учитель: Давайте посмотрим, как украшаются общественные здания. Включите в свой список те элементы декора, которых у вас еще нет. (Приложение 1)
Главные художники от каждой группы зачитывают по очереди свои списки (учитель фиксирует на доске).
- обои
- шторы
- ковры
- картины
- мебель
- скульптура
- рельефы
- росписи
Учитель: Можно ли объединить все выше написанное по видам искусства?
(Ученики соглашаются и предполагают.)
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
Ученики приходят к выводу, что действительно архитектура объединяет между собой все виды изобразительного искусства в интерьере.
II. Исследовательское маркирование “Интерьер эпохи”
Учитель: В номинации “Архитектура” большинство экспертов назвало Ле Корбюзье величайшей фигурой XX в. Он создал совершенно новые формы и системы миропонимания. Вот одно из его высказываний:
“Дом – это машина для жилья”.
Согласны ли вы с этим высказыванием? С тем, что главное в доме – удобство, а декор только мешает? Докажите свое мнение на основе следующего задания (каждой группе раздается набор пакетов – интерьер определенной эпохи и изображения различных предметов)
Задание: подберите к данному интерьеру соответствующие предметы декоративно– прикладного искусства (ребята работают в группах) (Приложение 2).
Выступления групп:
- Интерьер Кносского дворца (Крито-Микенская культура)
Интерьерная живопись: мозаика, фрески. Помещения штукатурились и украшались фресками и резными рельефами с изображением сбора урожая, игр.
- Античный интерьер (Древний Рим). Интерьерная живопись: мозаика, фреска. В оформлении интерьеров применяется искусственный мрамор и штукатурка. Стены украшаются росписями и мозаиками.
- Готический интерьер (средневековье– Западная Европа). Интерьерная живопись: рельеф, мозаика, витраж, фреска.
Готический собор идеальным образом подходит для синтеза искусств: скульптур, витражей, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.)
- Современный интерьер (Хай-тек). В произведениях представителей хай– тека демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей.
Обсуждение высказывания Ле-Корбюзье. Учитель записывает на доске мнения учащихся, они приходят к выводу, что в любом интерьере есть 2 важные составляющие:
- Стиль – единство характерных признаков всех видов искусств в интерьере
- Связь с обществом и эпохой
III. Практическая работа
Учитель: Сегодня, продолжая работу над проектом “выставочный павильон”, вам предстоит выполнить эскиз интерьера выставочного павильона (перед учащимися находится макет выставочного павильона, выполненный на предыдущем уроке). Укажите, в какой части интерьера будет располагаться настенная живопись или рельеф. (Приложение 3)
Учитель: Продемонстрируйте эскизы в группах и выберите наиболее удачные работы. (Приложение 4)
Афиширование (представители от каждой группы рассказывают о своих работах).
IV. Домашнее задание
Написать дома сочинение “Дом моей мечты”.
11.03.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве» . 1 урок.
Тема: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Цель: дать понятие об интерьере.
задачи:
— развивать умение видеть перспективные явления на репродукциях, в моделях и передавать их по представлению в рисунке;
— детально углублять понимание явлений перспективы;
-познакомить учащихся с репродукциями художников использующих интерьер;
— развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление;
— воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства, художественный вкус различными средствами ИЗО.
Оборудование и материалы
— Репродукции картин художников: К.А.Зеленцов, Е.Ф. Крендовский, И.А. Иванов, Г.К. Михайлов, А.Г. Венецианов, А.А. Алексеев, Э.де Витте. Фотографии архитектурных сооружений и их интерьеров.
— Схемы интерьера, рисунок преподавателя;
— Формат А3, карандаши.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
— На протяжении всей своей истории человечество создало искусственную среду, необходимую для безопасного существования, жизнедеятельности организма человека. Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, Площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома; дома, в свою очередь, состоят из квартир. В квартирах имеются комнаты.
— Как называется внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека? (Интерьер)
III. Сообщение нового материала
— В изобразительном искусстве «чистый интерьер», в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, встречается не так уж часто. В этом случае в картине или рисунке интерьер главенствует, и такое произведение принято относить к жанру изобразительного искусства «интерьер».
Жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений с их убранством, мебелью и разными вещами.
Интерьер — слово французское (interieur), внутренний, если дословно.
Как часть картины, интерьер существует давным-давно. Изображения фигур на фоне интерьера встречаются ещё в искусстве Древнего Египта
— Однако самостоятельный жанр интерьера сложился лишь в XVII веке в Голландии.
Интерьеры голландцев, подобно их произведениям в других жанрах, отличаются скромными размерами и написаны удивительно тонко и достоверно. Мебель, зеркала, посуда, люстры, ковры изображены тщательно и подробно. Но сильнее всего поражают здесь воздух и солнечный свет.
Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам. При этом интерьеры могут быть самыми разными — просторными и тесными, богатыми и убогими, светлыми и тёмными.
Конечно, и населяют их разные люди. Голландцы изображали не только жилые помещения — гостиные, спальни, залы для приёмов, но и так называемые служебные: кухни, прихожие, мастерские. Многие художники занимались торговлей (живопись была для них просто увлечением) и часто рисовали свои собственные лавки и трактиры. При этом они «оживляли» интерьер, вводя стаффаж, иными словами, фигурки людей.
— Интерьер неотделим от архитектурного сооружения. Когда архитектор строит здание, он формирует объём и массу не только снаружи, но и изнутри, чтобы создать архитектурно-художественную среду, организующую внутреннее пространство здания или какого-либо помещения.
Интерьер имеет разновидности: интерьер общественных зданий, дворцовый, дворянский, буржуазный, купеческий, крестьянский и др.
Архитектура как вид искусства создаёт и организует пространство для различных видов человеческой деятельности. Она владеет глубиной пространства в полной мере, а живопись и графика создают лишь иллюзию пространства на плоскости.
Архитектура отражает общественног
weburok.com
Презентация к уроку «Архитектурный интерьер»
Тема урока: «Архитектурный интерьер»
Тема рассчитана на два урока
Цель урока: Развитие художественно-эстетических умений в области изобразительного искусства.
Задачи:
1. Обучающая — познакомить учащихся с понятием интерьер его видах и стилях. Углубить знания учащихся о композиционных приемах и методах линейно-конструктивного рисунка. Формировать графические навыки у детей.
2.Воспитательная — воспитывать целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
3. Развивающая — развивать творческие способности и задатки, художественный вкус, образное мышление, воображение, глазомер.
Тип урока: комбинированный
Фронтальный метод работы
Оборудование урока:
а) для учителя: компьютер, интерактивная доска, электронный вариант урока.
б) для учеников: альбом, простой карандаш, линейка, угольник, ластик.
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
- Закрепление нового материала.
- Завершающий этап работы.
Ход урока:
1.Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. Сообщение цели урока.
2. Эта часть урока проходит в виде беседы с параллельной демонстрацией наглядного материала на интерактивной доске по следующим вопросам: понятие интерьера, назначение интерьера, виды и стили интерьера, профессия дизайнера интерьера.
На интерактивной доске детям демонстрируются подборка изображений интерьера, они должны определить, что общего в этих изображениях и попытаться самостоятельно определить название жанра. В случае затруднения детей это делает учитель
Интерьер – в переводе с французского означает «внутренний», т.е. внутренний мир дома, его внутреннее убранство.
Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство всех помещений, мебель, декоративное убранство и различное оборудование.
Далее детям демонстрируются слайды с различными видами и стилями интерьера.
В процессе демонстрации учитель рассказывает о профессии дизайнера интерьера, его задачах, в решении цветового оформления интерьера, в воплощении выбранного им стиля. А также определяет основные виды и стили интерьера: исторические, современные и этнические, каждый из которых имеет множество своих стилей.
Сделав краткий обзор, учитель предлагает учащимся приступить к практической работе: « сегодня на уроке вы узнали, что такое дизайн, познакомились с основными стилями интерьера, но главная наша задача на этом уроке правильно построить комнату по всем законам перспективной проекции. С понятием перспективной проекции вы знакомились в 4 классе и много раньше, но называли мы ее законом линейной перспективы. Это практически одно и то же. Это вид проекции, которым пользуются художники в своих работах.
Сегодня вы будете начинающими дизайнерами интерьера и будете рисовать эскиз комнаты, а начнем мы с самого простого изображения комнаты.
Далее дети приступают к построению эскиза комнаты. Последовательность построения демонстрируется учителем на интерактивной доске.
Вопросы к классу:
— Что такое интерьер?
— Как переводится с французского языка слово интерьер?
— Какие три основных вида интерьера?
— Какие три основных стиля интерьера?
— Какой из стилей интерьера наиболее богат декоративными элементами?
-Что самое главное при построении комнаты в перспективной проекции?
Далее учитель демонстрирует дальнейшее построение комнаты на интерактивной доске, показывая конечный результат их работы на двух уроках.
В завершение урока учитель просматривает работы учащихся, отмечая в первую очередь достижения и при необходимости ошибки, указывая пути их устранения. Наиболее удачные работы демонстрируются классу.
kopilkaurokov.ru