внутренняя жизнь бюро глазами выпускника МАРХИ :: Статьи
На общем фоне команда датского бюро BIG выглядит как настоящие хипстеры: авангардные проекты вроде LEGO House, шумные вечеринки, манифест в виде комикса. Каждые несколько лет 300-400 сотрудников отправляются в путешествия по всему миру: так называемые бигстеры бывали в Швейцарии, Японии, а в этом году ездили на фестиваль Burning Man, где построили собственную инсталляцию.
Но все это — лишь малая часть жизни в бюро, где приходится работать по 12-15 часов с одним выходным в неделю. О том, как устроен BIG на самом деле, мы узнали на лекции Антона Башкаева в рамках конференции «Архитектор будущего», организованной Институтом «Стрелка» и партнерстве с ДОМ.РФ.
У Антона вдохновляющая история: окончил МАРХИ, отучился в Шеффилдском университете, затем устроился стажером BIG и дорос до ведущего дизайнера в нью-йоркском подразделении бюро. По его словам, локация задает особую специфику: когда ты говоришь американцу, что работаешь на Манхэттене или в Нью-Йорке, то сразу вырастаешь в его глазах.
«Нью-Йорк известен своими совершенно нечеловеческими часами работы. Например, однажды в два часа ночи я сел в поезд метро, который был битком набит трезвыми людьми. Я огляделся и думаю: куда они едут? И только потом понял, что это сотрудники, которые из данного района едут по домам», — рассказывает Антон.
Корпоративная культура: скандинавы vs. американцы
Несмотря на интернациональный коллектив, в BIG по-прежнему управляют по-скандинавски. В офисе горизонтальная иерархия, и сотрудники общаются друг с другом открыто вне зависимости от статуса — более того, это поощряется со стороны руководства. Тем не менее в нью-йоркском филиале сильна американская корпоративная система, которая свойственна и российским компаниям: «HR мониторит всех и собирает данные о вашей работе на предыдущем проекте, а затем передает их вашему следующему проект-лидеру».
Офисы BIG. Слева: в Нью-Йорке, справа: в Копенгагене
Разница в корпоративных культурах часто задает тон внутри отдельных групп: работа в коллективах, где доминируют американцы или скандинавы, устроена по-разному. Американцы более корпоративны и в чем-то даже слишком формальны, а скандинавы очень раскованы, и вертикальные отношения им не присущи. Этот факт каждый раз заставляет немного по-другому настроиться.
«Когда я попал в бюро, мои знакомые и приятели говорили, что американцы со скандинавами не любят работать вместе. Сейчас, мне кажется, эту проблему преодолели. Но культурные различия до сих пор влияют», — рассказывает Антон.
Трудности перевода
Антон считает, что помимо таланта главным фактором роста в бюро является коммуникация — языковая, лингвистическая и даже анатомическая. Если сотрудник не преодолел коммуникационный барьер, он испытывает огромную фрустрацию от своего заграничного опыта. Именно из этого проистекают истории о том, как человек приехал работать в другую страну и ему там не понравилось:
«Неспособность выразить какие-то вещи — даже бытовые, не архитектурные — заставляет злиться на самого себя. И ты либо проецируешь это на все окружение, либо на себя, и стараешься это как-то изменить. Анатомическая составляющая тоже немаловажная. Например, в России мы проецируем звук по-другому, даже когда говорим. Гласные и согласные в нашем языке более-менее равноценны в плане артикуляции. А в США артикуляция гласных — это самая сильная часть звукового фона. Если вы американец, то даже с отличным [владением] языком порой будет непонятно, что вам говорит человек из России — просто потому, что это находится в других тональностях».
Один из проектов, в котором Антон был задействован — спиральный небоскреб Hudson Yard Tower в Нью-Йорке. Он выступал в проекте в качестве BIM-lead, хотя ранее вообще не имел рабочего опыта в Revit: «Я просто был заброшен в эту пучину. Это тоже много говорит о том, насколько важно адаптироваться и настолько можно не бояться пробовать».
Индивидуальность
Это то, с чем придется частично распрощаться в BIG — так вам будет легче принять общие правила игры и стать функциональной частью коллектива: «Встретят вас именно по тому, насколько вы встраиваетесь в систему, а продвигаться будете благодаря вашей индивидуальности. Очень важно уметь находить баланс между двумя этими сторонами, потому что [корпоративная] культура давит, старается всех уравнять. Но внутри нее можно продвигаться именно за счет ваших особенностей».
Неочевидные плюсы
Любой человек с российским бэкграундом сталкивается с трудностями за рубежом: это, по словам Антона, и языковой барьер, и политический багаж. Но у архитекторов из России есть определенные преимущества, которые проявляются только со временем:
«Это похоже на эволюцию кита, который вернулся обратно в море. Культурный код людей на Западе понятен, и иногда мы знаем его даже лучше. Потому что у нас школьное образование завязано на литературе XIX века, которая сильнейшим образом вдохновлялась французской, немецкой, британской литературой. Кроме того, мы изучаем зарубежную историю. Все это подключает нас к общему дискурсу, и в Америке ты рационально понимаешь, почему происходят определенные процессы, а они просто этим живут и не анализируют. [В архитектурном плане] зачастую советская база, завязанная на философии модернизма, опережает постмодернистскую концепцию, которая до сих пор догорает в Европе».
О чем важно подумать, чтобы попасть в BIG
1. Портфолио: помните о скорости и глубине
«Портфолио — одновременно и бронебойный снаряд, и мина замедленного действия», — считает Антон и объясняет: «бронебойный снаряд» — это работа, которую работодатель заметит среди сотни других работ. Учитывайте, что в больших компаниях совершенно другой темп чтения портфолио, и никто не потратит на него столько же времени, сколько в институте. Важна глубина — не только визуальный эффект первых страниц, но и возможность углубиться.
2. Не переусердствуйте с самокритикой
Люди по-разному относятся к тому, как оценить себя. И тут, по словам Антона, важно выдержать баланс между самокритикой и кредитом доверия, который вы даете сами себе: «Вы всегда можете прокачаться — сделать экстраусилие и войти в роль, которая, возможно, не будет вам до конца понятна. И в Америке к этому относятся с большим уважением. Если вы готовы постараться, чтобы прокачать какой-то навык, то смело указывайте его в портфолио».
3. Интервью: приходите с горящими глазами
Будь то собеседование через Skype, разговор по телефону или живая встреча, важно прийти в правильном расположении духа. «Когда нанимают молодых людей, хотят именно настроя: человек готов работать, готов менять свои привычки, готов учиться чему-то новому. Это, по сути, самое главное. Дальше, конечно, уже важны ваше красноречие, умения, опыт». Перед собеседованием не забудьте проверить ваши страницы в социальных сетях — на них часто обращают внимание.
4. Безынициативных увольняют
Если вы хотите работать в BIG, готовьтесь к тому, что в бюро вас будут оценивать не только по качеству проделанной работы: «Буквально недавно у нас уволили семь человек одновременно. Люди были очень хорошими специалистами, но не проявляли инициативы. Инициатива — это экстраусилие, которое вы готовы сделать, и дополнительная ответственность, которую вы готовы взять. Это то, что позволит вам быстрее научиться и быстрее дорасти до следующего уровня».
5. Учите язык и учитесь общаться
В больших коммерческих проектах вы будете постоянно переходить из команды в команду. Здесь умение находить общий язык станет зеленым светом для развития всех остальных навыков — особенно если вы студент или молодой специалист из России. «Это первая преграда, которая возникает. Потому что хочется общаться так же, как вы общаетесь в России, но всегда есть небольшой языковой барьер. И очень-очень важно преодолеть его».
archspeech.com
что нужно знать об архитекторе, «освободившем архитектуру от тоски»
Главное из биографии, важные высказывания и яркие проекты руководителя бюро BIG Бьярке Ингельса, которого журнал Time включил в список наиболее влиятельных персон 2016 года.
Бьярке Ингельс родился в 1974 году в Копенгагене, Дания. После окончания в 1998-м архитектурного факультета при Королевской Академии в Копенгагене несколько лет проработал в студии OMA под руководством Рема Колхаса. В 2001 году совместно с бельгийским коллегой Жюльеном де Шмедом открыл бюро Plot, а в 2005 году решил отправиться в свободное плавание и создал собственную студию Bjarke Ingels Group (BIG). Сегодня она имеет офисы в Копенгагене, Нью-Йорке и Пекине. Под руководством Бьярке работает более 300 сотрудников, а сам он считается одним из самых влиятельных архитекторов нового поколения.
В этом году американский журнал Time включил Бьярке Ингельса в список 100 наиболее влиятельных персон мира. Он попал в категорию Artist и стал единственным представителем архитектурного сообщества в списке.
Ниже — выступление Бьярке Ингельса на конференции TED.
5 высказываний Бьярке Ингельса
Мне не нужно обращаться к французской философии или Кабале, чтобы сделать архитектуру интересной. Достаточно прибегнуть к правильному сочетанию прагматических и каждодневных ингредиентов. Это доступные квартиры, квартиры с садом, рационально спланированная парковка, оптимальное освещение и красивые виды. Такая архитектурная алхимия способна придать проекту дополнительную ценность и позволяет добиться новых оригинальных форм.
Проект жилого комплекса на Тайване
Более 100 млн человек населяют Minecraft, где можно создавать и заселять свои собственные миры. Это фантастические миры, в которых люди могут изменять свою среду обитания. И это то, чем должна стать архитектура. Она должна быть Worldcraft, искусством создания нашего мира, где знания и технологии не ограничивают, а превращают сюрреалистичные мечты в обитаемое пространство. Превращая фантастику в реальность.
Герой-архитектор Кобб (Доминик Кобб, главный герой фильма «Начало») говорил, что он, его жена и дети хотели жить в доме с садом, но предпочли бы многоэтажный дом. В реальной жизни им пришлось бы выбрать, но во сне они получили дом таким, каким хотели. Мы превратили стоянку в рукотворную гору с машинами. Теперь мы можем превратить множество одноэтажных домов в многоэтажный каскад с садами, пентхаусами и газонами. Построить дом мечты Кобба в реальном мире.
Жилой комплекс Mountain Dwelling в Копенгагене
Архитектура — это в большой мере умение концентрироваться на самом важном. Если бы я распылял усилия и деньги на все аспекты проекта поровну, на выходе мы имели бы монотонную размазню. Надо уметь анализировать ситуацию, чтобы углядеть центральный элемент, острейшую проблему, и именно на ней сфокусироваться. Тогда работа превращается в исследование — где кроется потенциал?
Не нужно следовать одной идее, ведь можно буквально «поженить» несколько концепций в разношерстный гибрид. Красота архитектуры не только в том, чтобы придумать новые вещи, а еще и в том, чтобы изменить реальность. Звучит как фантастика, но это и есть потенциал архитектуры.
5 проектов Бьярке Ингельса
VM Houses (Копенгаген, 2006)
Жилой комплекс стал своего рода достопримечательностью строящегося района Эрестад в Копенгагене. Два многоквартирных дома по форме напоминают латинские буквы V и M. Южная часть фасада строения V украшена необычными треугольными балконами, которые благодаря своей форме не затеняют пространство вокруг дома. Для проекта была разработана сложная система коридоров с выходами сразу на два этажа — для двухуровневых квартир.
Дом Mountain Dwelling (Копенгаген, 2008)
Дом-гора был построен, чтобы решить проблему нехватки парковочных мест для домов VM. 10 этажей занимает парковка, сверху которой каскадом располагаются квартиры. У всех апартаментов имеется свой дворик, который является крышей квартиры, расположенной уровнем ниже. Часть фасада здания облицована алюминиевыми пластинами с изображением Гималайских гор. Рисунок создан за счет перфорации металлических листов: с одной стороны, пластины защищают внутренние помещения гаража от ветра и дождя, с другой — служат для вентиляции и пропускают уличный свет.
House 8 (Копенгаген, 2010)
Дом назван «восьмеркой» из-за своей формы. Все коридоры в нем переходят пандусами с этажа на этаж, так что жильцы могут подняться на велосипеде прямо к дверям своей квартиры на любой этаж. В House 8 расположены 475 квартир разной конфигурации. Площадь колеблется от 65 до 144 кв. м. Верхний этаж отведен под таунхаусы и пентхаусы. Часть здания занимают офисы и торговые помещения.
VIA 57 West (Нью-Йорк, 2010)
В этом году жилой комплекс вошел в список 30 лучших построек по версии RIBA (Королевский институт британских архитекторов). По признанию организаторов конкурса, архитекторы смогли создать совершенно новый тип небоскреба (высота 142 м) — гибрид европейского квартала с внутренним двориком и манхэттенской высотки. Сам Ингельс называет этот дом «courtscraper» — «дитя любви небоскреба (skyscaper) и периметрального дома-квартала (courtyard)».
Национальный морской музей (Копенгаген, 2013)
При проектировании музея команда Ингельса сохранила 60-летние стены сухого дока, перепрофилировав его во внутренний двор, а выставочные галереи расположили под землей, окружив ими док со всех сторон. Таким образом пространство дока стало ключевым местом в экспозиции — открытой площадкой, где посетители могут прочувствовать масштабы судостроения. Ее прорезают три двухуровневые галереи-мосты, которые выступают в качестве пешеходных путей.
Бьярке Ингельс о проекте: «Окружив старый док музейными галереями, мы сохранили его оригинальную конструкцию, а превратив его во двор, мы позволили дневному свету и воздуху проникать внутрь подземных залов музея».
exteriorcenter.ru
Архитектура — это способ улучшить жизнь людей. Опыт датского бюро BIG
BIG (Bjarke Ingels Group) — архитектурное бюро с офисами в Копенгагене и Нью-Йорке. Во главе стоит известный датский архитектор Бьярке Ингель (Bjarke Ingels). BIG занимается архитектурой, урбанистикой, исследованиями и развитием территорий. Бюро одновременно ведет множество проектов в разных уголках мира. Рассказывает Кай-Уве Бергманн (Kai-Uwe Bergmann), партнер архитектурной компании BIG.
«Городская жизнь изменилась, люди хотят другого пространства, особенно в Дании. Один из наших первых проектов, VM Houses, оспаривал предвзятое мнение относительно того, что приемлемо в жилом доме, а что нет. Проект был относительно малобюджетный: в квартирах нет межкомнатных перегородок‚ квартирные блоки разделяют только такие элементы, как кухни и ванные комнаты. Общие коридоры и лестничные клетки — открыты, несмотря на то, что дом предназначался для сурового скандинавского климата. Мы рискнули выбрать материалы, которые практически не использовались в жилом строительстве. 250 квартирных блоков VM House были проданы в течение первых трех недель, просто потому что на рынке явно существовал спрос и никто до нас не выступал с правильным предложением. Такие проекты, как наш 8 House, демонстрируют, что можно строить корпуса на 500 квартир без единого парковочного места на участке. Европейцы заинтересованы в новых типах устройства жизни, готовы пользоваться кар-шерингом, общественным транспортом и предпочитают велосипеды. Необходим поиск новых городских решений для поколения, которое желает по-другому жить, работать и проводить досуг.
Копенгаген считается одним из самых удобных городов Европы, если речь идет о создании урбанистической перспективы, нацеленной на завтрашний день. Выработанный здесь опыт помогает работать нам в других частях света, например в США. Копенгаген очень изменился за последние десять лет, то есть с момента, когда было основано наше бюро BIG. Наиболее существенная перестройка коснулась районов, прилегающих к воде. Бывшие промышленные склады, доки преобразились в центры культуры и жилые кварталы. Эти трансформации обогатили общественную жизнь.
Такой же результат мы получили в Северной Америке, где реализовали проект BIG U. Он позволил перерисовать десятимильную территорию вдоль Манхэттена. Раньше приоритет там отдавали транспорту и промзданиям, теперь все стало доступно для людей, появилась инфраструктура, которая защитит местность от затопления и подарит Манхэттену новые городские удобства.
Проект 8 House, жилой дом в Копенгагене, проект BIG + JDS, фото Jens Lindhe. House 8, жилой комплекс в Копенгагене, проект BIG + JDS, фото Iwan Baan. Бассейн Copenhagen Harbour Bath, проект BIG + JDS, фото Casper Dalhoff. Жилой комплекс Via 57 West, Нью-Йорк, проект BIG. Жилой комплекс VM House, проект BIG & JDS. Проект реконструкции Восточного берега Манхэттена, Bjarke Ingels Group. Проект BIG U — защитная территория вокруг Манхэттена. BIG совместнос с One Architecture, Starr Whitehouse, James Lima Planning + Development, Project Projects, Green Shield Ecology, AEA Consulting, Level Agency for Infrastructure, Arcadis и Parsons School of Constructed Environments.Мы не ограничиваем свою деятельность проектированием зданий, для нас принципиально важна междисциплинарная работа, участие специалистов разных областей. Архитектура — это способ достижения одной цели: улучшить жизнь людей. В рамках нашей концепции мы проектируем здания, совершенно разные по функциям: библиотеки, больницы, школы, музеи, жилье, паркинги. Мы должны взаимодействовать с целой армией людей из других сфер, других профессий. Междисциплинарное сотрудничество — это не вопрос политкорректности, а необходимость получения правильной информации для постановки правильных вопросов. Наши жилые здания не базируются на одном материале или на одной специфической детали, скорее, они позволяют создать ряд социальных или урбанистических качеств, которые не будут зависеть от индивидуального выбора людей, живущих там. Конечно, в этих домах есть возможность каждому жителю проявить себя, свой вкус, например, вы можете выращивать деревья на террасах, обживать помещения, не нарушая общий архитектурный замысел. Мы придумываем дизайн так: что бы ни делал конкретный житель, его деятельность только обогатит дом.
www.interior.ru
Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк — The Village
The Village начинает серию материалов о людях, которые сумели устроиться на работу, о которой многие могут только мечтать. В первом выпуске — российский архитектор, сумевший попасть в нью-йоркский офис бюро BIG. Эту компанию создал датчанин Бьярке Ингельс — новая суперзвезда архитектуры, пришедшая на смену Захе Хадид и Норману Фостеру. Ингельс спроектировал общественное пространство Superkilen в Копенгагене, а также новые дома в Эрестаде — например, там он смог построить многоквартирный дом, в котором бы каждый имел свой маленький садик. После успеха в Дании он вышел на американский рынок: его бюро работает над кампусом Google, башней Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и другими значительными проектами. The Village поговорил с россиянином, которому удалось попасть в команду BIG, о том, как он устроился на такую работу и что происходит в его офисе.
Антон Башкаев
архитектор в BIG New York
Образование
Бакалавр архитектуры, Московский архитектурный институт (2006–2011)
Магистр наук в архитектуре, The University of Sheffield (2011–2012)
Опыт работы
2012–2015 годы — архитектор в бюро АБТБ
2015–2016 годы — архитектор в Bjarke Ingels Group
Что особенного в компании
BIG — это молодая компания, основанная датчанином Бьярке Ингельсом в 2005 году. За год моего пребывания в Нью-Йорке BIG спроектировал последнюю башню комплекса Всемирного торгового центра (WTC 2 напротив мемориала 9/11), знаковый павильон галереи «Серпентайн» (Serpentine Gallery), мегакампусы Google в Калифорнии и Лондоне — не считая десятков других, менее масштабных проектов в США, Канаде, Европе и Китае. Один из них — проект, над которым я работаю вот уже восемь месяцев. Это школа в Вашингтоне, объединяющая под одной крышей гимназию с творческим уклоном и школу для детей с тяжёлой инвалидностью. Пространственную схему подобного здания в компании стремятся реализовать уже давно: веером раскрывающиеся блоки этажей с выходящими на террасы классами оставляют под собой пространство для школьного театра, спортзала и художественных студий.
Как туда попасть
До сих пор до конца не могу понять, как я здесь оказался. Хотя, с другой стороны, возможно, всё к этому шло уже последние два года, когда, работая над системой транспортно-пересадочных узлов МКЖД (Малая кольцевая железная дорога Москвы), я решил подтянуть английский у британского преподавателя мистера Фрейзера. А может быть, всё началось четыре года назад, когда, собрав чемодан, я уехал учиться в неизвестный мне далёкий угольный Шеффилд. Местная школа наперекор тогдашнему параметрическому тренду (предполагающему производство архитектурных форм путём написания компьютерных кодов) погружала студентов в пучины общественно ориентированной архитектуры. Или, может, стоит заглянуть вообще на семь лет назад, в день, когда 30-летний основатель BIG Бьярке Ингельс читал лекцию в МАРХИ, открывая для меня принципиально новый взгляд на современную архитектуру.
Как бы то ни было, ровно год назад я отправил своё портфолио в BIG с целью попасть на стажировку. Через минуту пришёл автоматический вежливый ответ с формулировкой «вы нам не очень подходите». Это была первая в моём списке компания, так что я спокойно вернулся к рассылке резюме. На следующий день в моём ящике неожиданно замерцало уже живое письмо от секретаря BIG NYC. В нём было извинение за предыдущий отказ, пара добрых слов в адрес портфолио и предложение пройти интервью на позицию junior designer! Оказалось, что моя заявка изначально даже не рассматривалась, так как с этого года по закону запрещено брать на стажировку человека с полным высшим и компьютер такие заявки отбраковывает. Моё попавшее в корзину письмо было открыто из-за необычной шеффилдской пометки MSc (Master of Science in Architecture). В ту ночь я так и не сомкнул глаз.
Проект Google North Bayshore
Фотография:big.dkПроект Google North Bayshore
Фотография:big.dk
Интервью мы назначили на следующий день. В час по московскому времени я забаррикадировался в комнате и стал ждать звонка. Интервьюировал меня один из ветеранов американского офиса (ветеран в BIG — это больше восьми лет работы в компании). Сначала мы обсудили подробно моё портфолио: компанию интересовала моя роль в каждом из представленных проектов (везде, кроме конкурса на здание аэропорта в Саратове, это было 100%). Далее мне задали стандартные вопросы: «Почему именно BIG?», «Какие направления в архитектуре для меня приоритетные?», «Какие у меня планы на будущую карьеру?» Первые минуты я волновался из-за языка, но потом волна адреналина сделала своё дело и я начал с жаром рассказывать про тему своей диссертации, про то, какую роль сыграл BIG в моём архитектурном становлении, и прочее. Интервьюер, в свою очередь, предложил мне задать свои вопросы и рассказал вкратце о внутреннем укладе и культуре компании.
После этого интервью молчание с их стороны продлилось больше месяца. За это время я уже успел распрощаться с подмигнувшей мне мечтой, но всё же продолжал периодически посылать в компанию напоминания о себе. И ответ всё-таки пришёл! В нём было официальное предложение о работе на позиции junior designer с подробным описанием условий труда и моих будущих обязанностей. Дочитав письмо, я очнулся как будто уже в другой реальности. На следующий день я подписал заявление об уходе с работы и окунулся в подготовку. Мне предстояло собрать десятки документов, писем и свидетельств. Помимо этого, я устроил себе небольшой архитектурный тренировочный лагерь: записался на две пары экспресс-курсов по компьютерным программам, удвоил количество занятий английским, начал готовить себя к американской системе измерения длин и площадей.
Процесс получения визы тянулся месяц. Мой тип визы назывался «культурный обмен в профессиональной сфере», он позволяет работать полную неделю, но предполагает ежемесячный отчёт перед компанией-спонсором о полученном культурном опыте в США. Виза сама по себе не бесплатная и требует отдельного интервью с представителем спонсора и рекомендательных писем с мест работы и учёбы. Мне очень помог коллега из Австрии Майкл Шиллер, с которым мы разрабатывали систему велодорожек Бульварного кольца Москвы. Буквально за полчаса до ухода в отпуск он успел выслать мне из Вены рекомендательное письмо, которое стало финальной точкой в процессе сбора документов. Переслав их в Нью-Йорк, я стал ждать ответную посылку с оригиналом моего контракта и в последнюю неделю апреля отправился за ней в офис UPS. Последней битвой за переезд на новое место работы стал визит в американское посольство, где после короткого собеседования у меня наконец взяли паспорт для проставления визы.
Как здесь работают
Мой первый рабочий день в компании пришёлся на 5 мая. В светлом просторном холле офиса на верхнем этаже нью-йоркского небоскрёба 1914 года на пересечении Уолл-стрит и Бродвея я просидел час в ожидании Кристи из HR-отдела. Всё это время я переводил восхищённый взгляд с белеющей посреди залива фигуры Статуи Свободы на излучающую волны тинейджерской радости и успеха фигуру Бьярке Ингельса в одной из стеклянных переговорных. Сразу после короткого брифинга и финальных подписей меня подхватил мой будущий проект-менеджер. С этого момента начались три месяца непрерывной работы по 12–15 часов в день с одним выходным в неделю. Как и всех молодых сотрудников, меня поставили делать макет: сначала участка здания и его окружения, потом эскизных объёмов и наконец — финального макета всей школы. Чем больше проходило времени, тем больше разнообразились задания. Появилось 3D-эскизирование, чертёж планов, работа со СНиПами (нормативными документами) и площадями здания, пояснительные схемы к презентациям.
Когда в августе после успешной защиты проект школы отправился на перерыв, я временно перешёл в другую команду. Ротация людей между командами очень высокая: такими темпами до рождественских каникул я успел поработать над спиральным небоскрёбом для Тишман и Шпеер (TSP) в Мидтауне Манхэттена, двумя жилыми башнями в Сан-Франциско и транспортным объектом в Майами. Здесь были нужны совершенно другие мои навыки: детальное моделирование фасадов, рендеринг и обработка финальных презентационных изображений и даже параметрическое моделирование в «Грассе» (плагин Grasshopper) — спасибо ребятам из «Софт Культуры», которые подтянули меня в этом направлении ещё перед отъездом.
Проект 2 World Trade Center
Фотография: big.dkПроект 2 World Trade Center
Фотография: big.dkПроект 2 World Trade Center
Фотография: big.dk
Вообще, работа над проектом в BIG New York делится на пять стандартных для Америки этапов: предизайн (Predesign), эскизный проект (Schematic Design), разработка проекта (Design Development), рабочая документация (Construction Documents), авторский надзор (Construction Administration). В течение трёх-пяти лет проект продвигается от SD до CA, а команда, работающая над ним, меняет свой состав и численность. Возможно, одна из важнейших причин успеха BIG — это выверенная внутренняя организация. При достаточно свободных отношениях внутри офиса система работы с 3D-моделями, чертежами и подача графического материала жёстко регламентированы. Для каждого вида работ в компании существует соответствующий тьюториал, поэтому любой новоприбывший может быстро сориентироваться и сразу начать осваивать новый для себя тип работы.
Помимо этого, у нас проходят вечерние лекции BIG School, на которых специалисты в разных областях компьютерного проектирования делятся с остальными своими навыками и рассказывают, как лучше всего оптимизировать работу. BIG постоянно совершенствует внутриофисную координацию, поэтому за неделю выдаёт больше материала, чем большинство знакомых мне бюро. На это также влияет рабочий темп Нью-Йорка, где в общегородской системе ценностей ключевые роли играют работа и продуктивность.
Как устроен офис
В нашем офисе 200 человек сидят в двух больших залах, соединённых центральной зоной с фронт-деск, выставкой макетов и рядами прозрачных переговорных. Все сотрудники (от новичка-интерна до самого Бьярке) работают бок о бок и имеют одинакового размера рабочие пространства. Команды группируются островками и перемешиваются, когда заканчивается один проект и начинается другой. Каждый отсоединяет свой компьютер и в охапку с проводами, книжками и фикусами перемещается на новое место.
Благодаря такой системе в какой-то момент замечаешь, что поработал и подедлайнил практически со всеми, и офис начинает ощущаться как единый организм, где люди связаны не по вертикали или горизонтали, а скорее трёхмерно отдельными связями по принципу нейронов. Подобное устройство организации особенно чётко проявляется в моменты, когда вдруг становится необходима чья-то консультация и экспертиза вне твоей компетенции. Твой коллега без какой-либо команды сверху запросто отставляет свои дела и идёт в противоположную часть здания, чтобы помочь разобраться с проблемой. В традиционных американских архитектурных корпорациях подобные просьбы неуместны из-за жёсткой формальной конкуренции и иерархичности системы. Конкуренция же между сотрудниками BIG ощущается в качестве, интенсивности и продолжительности работы и никогда — во взаимоотношениях.
Офис BIG — Bjarke Ingels Group
Фотография:: Facebook.com/bjarke.ingels.group
Что говорят коллеги
Их открытость поразила и подкупила меня с самого первого дня. BIG позиционирует себя как большую семью: каждую неделю после шести здесь проходят лекции, встречи с ведущими архитекторами других бюро и внутренние презентации завершённых проектов в формате PechaKucha.
В офисе потрясающе дружелюбная атмосфера: новичков все подбадривают и стараются быстрее ввести в курс дела. Первые несколько месяцев я чувствовал языковой барьер и старался увеличить интенсивность изучения языка: заставлял себя больше говорить, слушал лекции, читал на английском. Полная адаптация произошла где-то через полгода, когда я вдруг заметил, что перестал подбирать слова и напрягать внимание, слушая других. Тем не менее у английского множество уровней погружения, и я пока всё равно плаваю у поверхности.
Поскольку фирма показала сумасшедший рост на очень ранней стадии, все ребята (за исключением нескольких недавно набранных senior architects) в среднем лет на десять моложе своих коллег, занимающих те же позиции в соседних американских фирмах. Отдельного упоминания заслуживает география сотрудников офиса: помимо американской половины, в BIG работают представители буквально всех стран Европейского союза, а также британцы, канадцы, австралийцы, китайцы, японцы, индонезийцы, колумбийцы, пуэрториканцы и чилийцы! За утренним кофе на кухне можно встретить девушку из Макао, а в очереди на печать обменяться новостями с гражданином Сан-Марино.
Сейчас я единственный россиянин в нью-йоркском офисе; в копенгагенском работает Саркис. Мы с ним пересеклись на пару месяцев в Нью-Йорке, но потом разделили сферы влияния. В Америке, по моему опыту, к русским относятся с любопытством, питающимся легендами былого противостояния с СССР, но без предубеждений. Многое зависит от ситуации, но в Нью-Йорке научились судить людей по их содержанию, а не по цвету кожи или происхождению. В этом смысле в Европе гораздо тяжелее: там мы ассоциируемся с новыми угрозами и страхами. Поэтому первая реакция после моего ответа на вопрос «Where are you from?» у американцев — это некоторая радость узнавания, а у европейцев — немного нервное удивление. Но поскольку у меня у самого такая же реакция на многое из того, что происходит в моей стране, я их, к сожалению, хорошо понимаю.
В BIG я почувствовал, что наконец попал в команду единомышленников, хоть все мы и из разных стран и должны, по идее, ощущать какие-то культурные барьеры. Эти люди, место и работа настолько идеально совпали с моим внутренним запросом, что мне сейчас тяжело представить себя в каком-либо другом месте.
Отдельной неотъемлемой и обязательной частью культуры BIG являются праздники и корпоративы. Триумфальная встреча датского и американского офисов в Швейцарии, глобальные мероприятия в арендованных клубах и барах, костюмированные вечера, празднования получения крупных заказов и, конечно, пятничные бары. Всё это на фоне затяжных рабочих сессий порой по 75 часов в неделю превращает офис в архитектурную коммуну. «Work hard, play hard», — повторяет в своих лекциях Бьярке. Кто-то забывает о таком режиме работы как о страшном сне сразу после истечения контракта. Другие же подсаживаются на него, образуя самоорганизующуюся автономную рабочую среду.
BIG — это гениальный подросток современной архитектуры, стремительно взрослеющий, ещё не знающий, чего от себя ожидать и способный выйти на новый уровень понимания современной архитектуры, оставив в прошлом уже ничего не значащую символику и пустые споры о том, что такое «настоящая архитектура». Для меня же это вдохновляющая среда и пока что лучшая школа профессиональных навыков.
Что делать после работы
Моя жизнь в Нью-Йорке почти полностью — за вычетом сна, музеев и иногда стритбола — связана с BIG. Очень важную роль во всей этой истории играет, конечно, сам город. Он напоминает о себе днём захватывающими дух панорамами с 33-го этажа, а ночью — нескончаемыми сиренами пожарных машин. Я живу в Мидтауне Манхэттена и передвигаюсь по Нью-Йорку на велосипеде. Это позволяет гораздо детальнее изучить фактуру города, чем из-за стекла машины, и лучше прочувствовать взаимосвязь районов, чем если пользуешься метро. Небоскрёбы и несмолкающий бит нью-йоркских улиц стали неотъемлемым фоном всего, что происходило со мной за прошедший год.
Этот город легко понятен москвичу, но при этом на новом уровне бросает вызов твоей способности адаптироваться. Если сопоставлять его с европейскими городами, Лондон кажется мне наиболее уместным сравнением. Но только там ты всегда гость, а вот у Нью-Йорка нет хозяев. Или наоборот: каждый желающий владеет Нью-Йорком в меру своей смелости.
Переезд тут — это перманентное состояние, лишь изредка прерываемое спокойными периодами, когда уже просто устаёшь думать о поиске «места получше». Только на аренду одной небольшой комнаты здесь уходит полторы средней московской зарплаты, что в сумме с дорогой едой и транспортом делает Нью-Йорк местом, где сложно начинать карьеру, не отказывая себе во всём остальном.
Мне сложно что-либо уверенно говорить о своём будущем. Сейчас я ставлю себе целью ещё два-три года работы с BIG. Здесь всё зависит от визы, которую нужно заново получать, так что, возможно, надо будет на время перевестись в один из европейских офисов. В дальнейшем я бы хотел продолжить работу на более профессионально ответственном уровне в США или Австралии — возможно, сдать экзамен на архитектурную лицензию. Думаю о начале своего дела. В голове много идей, и я хочу как можно скорее приступить к их реализации.
Обложка: big.dk
www.the-village.ru
5 принципов самого молодого звездного архитектора Бьярке Ингельса — Look At Me
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем об основных принципах художников, дизайнеров, писателей, музыкантов и других творческих профессионалов, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — архитектор Бьярке Ингельс.
Архитектура — это не цель,
а средство достижения цели, суть
которой в том, чтобы сделать
человеческую жизнь полной и счастливой
Бьярке Ингельс — один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре прагматизм и яркий дизайн, стремится внедрить идеи устойчивого развития, но не в ущерб комфорту людей. Среди его известных проектов — жилой комплекс VM Houses и рекреационная зона Copenhagen Harbour Baths, которые принесли архитектору множество наград и премий.
5 принципов Бьярке Ингельса:
1Старайтесь совместить несовместимое
Исторически архитектура была во власти двух противостоящих крайностей. С одной стороны, всегда существовал авангард с его футуристическими идеями, которые сложно воплотить в жизнь. Как считает Бьярке Ингельс, увлечение авангардных архитекторов философией и зависимость от компьютерной визуализации лишают их идеи связи с реальностью. С другой стороны, есть те, кто занимается строительством предсказуемых и удобных зданий-коробок. Кажется, архитектор должен выбирать между утопией и прагматизмом. Но сам Ингельс верит в то, что существует третий путь: золотая середина между двумя крайностями. Этот феномен он называет «архитектурной алхимией». Ингельс уверен, что не нужно выбирать между экологичностью, удобством и рентабельностью.
2Сохраняйте даже неудачные идеи
По мнению Бьярке Ингельса, процесс рождения и адаптации любой архитектурной или дизайнерской идеи объясним с помощью теории эволюции Дарвина. Постоянно возникает множество идей, но только лучшие из них «выживают и входят в историю». Однако иногда отказ от идеи при работе над определённым проектом совершенно не означает, что она должна быть навсегда забыта. Сам архитектор столкнулся с подобной ситуацией, когда его архитектурное бюро предложило проект для отеля на севере Швеции. Проект был отвергнут жюри.
Через некоторое время эту работу увидел китайский бизнесмен. Он посчитал, что объект можно построить в Шанхае, и даже нашёл в архитектурном плане очертания китайского иероглифа, обозначающего слово «народ». Именно из-за такого отношения к идеям, как говорит сам архитектор, офис Bjarke Ingels Group напоминает «архив архитектурного биоразнообразия». Любой идеи, даже на первый взгляд неудачной, находится место, — ведь не знаешь, что может пригодиться в будущем в другом контексте и с другим заказчиком.
3Адаптируйтесь, но не забывайте, что всё в ваших руках
Архитектура не существует без заказчика, поэтому архитектору нужно быть гибким и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Например, Bjarke Ingels Group столкнулась с ситуацией, когда многообещающий проект центрального офиса банка в Рейкьявике не был реализован из-за финансового кризиса 2008 года. По мнению Ингельса, не стоит зацикливаться на этой зависимости от заказчиков, — всегда есть возможность манёвра. В качестве примера он приводит свой собственный дом: землю напротив приобрёл девелопер, который желал построить многоэтажный жилой комплекс и парковку.
По первоначальному проекту две новые постройки загородили бы вид из окна самого Ингельса и других жильцов его дома. Архитектор предложил совместить жилые площади со стоянками, наложив одно на другое, и срезать объём. В итоге построенное здание получило название «Гора» и стало яркой архитектурной разработкой, а не просто ещё одной коробкой.
4Создайте комфортную для работы среду
В BIG работают 65 человек двадцати национальностей. Поэтому архитектор ставил перед собой задачу создать такую корпоративную культуру, которая была бы конкурентоспособной для привлечения талантов со всего мира и обеспечивала бы им комфортные условия работы. Прежде чем создать своё архитектурное бюро, Ингельс проанализировал офисы и рабочую среду компаний, чья деятельность его всегда восхищала. Кроме этого, он отталкивался от собственных представлений о «работе мечты»: для архитектора было важно предложить своим сотрудникам то, чего ему не хватало, когда он сам работал по найму. Важной составляющей внутренней культуры, по мнению Ингельса, является постоянное движение. Развитие офиса должно происходить параллельно с эволюцией конкретных потребностей сотрудников.
5Не отказывайтесь от проектов
Случается, что проект буксует или вообще не вызывает желания за него браться. Конечно, и BIG избирательно подходит к выбору проектов. Но анализируя те задачи, от которых архитектурное бюро отказалось в прошлом, Ингельс часто натыкается на вовремя не раскрытый потенциал того или иного проекта или возможность, которой пренебрегли. Чтобы этого не случалось, нужно помнить, что, «если ты крутой, то и то, что ты делаешь — будет круто». Так в подростковом возрасте Бьярке говорил своему младшему брату, когда тот сомневался в своих силах. Отказываться от проектов можно, но не из-за страхов и неверия в себя.
Что можно найти в продаже:
Yes Is More: An Archicomic on Architectural Evolution
www.lookatme.ru
как экономист спасла BIG от банкротства :: Статьи
Шила вспоминает историю с улыбкой. С тех пор она стала гендиректором BIG и одним из 12 партнеров бюро. Без опыта в архитектуре Сёгор сначала победила финансовые проблемы, потом наладила рабочие процессы и помогла Бьярке Ингельсу реализовать амбиции, а BIG стать одним из самых востребованных бюро в мире. Но обо всем по порядку.
Как спасти бюро: экстренные меры
В середине 2000-х BIG вышли на пик славы: Бьярке дали Золотого льва Биеннале, открылся VM House, достраивали комплекс Mountain Dwelling. Но одновременно с этим успехом бюро попало в глубокую бизнес-яму, которая только затягивала все дальше. Повезло, что вовремя успели пригласить профессионала, который взял на себя финансовые хлопоты и позволил сосредоточиться на архитектуре.
На место финансового директора команда пригласила Шила Маини Сёгор, тогда 33-летнего консультанта международной корпорации McKinsey & Co. Опытный взгляд показал: архитекторы были настолько неорганизованными, что довели компанию до кризиса на пустом месте. Первые шаги были очень простыми: вплоть до того, чтобы отправить счета и убедиться, что их оплатят клиенты. Когда удалось обезопасить будущее компании, стали думать, как не довести ее снова до кризиса, а начать развиваться.
В архитектуре работают общие законы бизнеса
Первым важным решением стал запуск отдела продаж. Чтобы термин звучал мягче и вписывался в творческую архитектурную атмосферу, Шила назвала его «командой по развитию бизнеса». Тогда в архитектурных бюро никто не открывал отделы продаж, даже сегодня это редкость. Хотя в мировой практике — стандартное решение. И опыт показал, что в архитектуре такой подход работает: удалось привлечь новых клиентов и никак не жертвовать идеологией бюро.
Будущий гендиректор пришла в бюро совсем без опыта в архитектуре, и в какой-то степени это наоборот помогло. Шила называет свою роль исключительно управленческой: «Я не оцениваю проекты и не контролирую их качество. Я работаю только с экономическими стандартами, сроками, ожиданиями клиентов». Чтобы успешно развивать бюро, ей абсолютно не нужно участвовать в творческом процессе команды.
Работать легче, если научиться ценить свой труд
Но что было действительно сложно, так это убедить самих архитекторов, что их труд — продукт высокого качества, за который надо получать соответствующие деньги. Архитекторы всегда так увлечены проектом, что готовы идти на сильные уступки, лишь бы им дали реализовать идею. И заказчики этим пользуются, вплоть до того, что бюро работают в убыток, а себя успокаивают призрачной перспективой.
С Шилой такое уже не пройдет. Она проведет переговоры без довлеющей жажды реализации и оценит реальные возможности клиента. Можно потратить два года на проект, а компанию-заказчик через месяц признают банкротом. На ранней стадии архитектор не заметит подвоха, а экономист сразу увидит риск.
Во главу всех решений ставят архитектуру
Чтобы не превратиться в финансовую корпорацию, партнеры договорились до очень простого и понятного тезиса: все участники собрались делать хорошую архитектуру, а не ворочать кучами денег. И уже в этих рамках Шила работает, чтобы привнести максимальную выгоду для бюро.
Выгода не всегда обязательно финансовая, потому что архитектура по умолчанию выше денег. Иногда приходится спасать проекты за свой счет, как было с Датским национальным морским музеем. Архитекторы работали над ним уже пять лет, когда стало известно о сокращении бюджета. Бюро отказалось пожертвовать архитектурой ради денег и само заплатило за хорошие материалы, чтобы довести проект до желаемого качества.
Принцип «от архитектуры» помогает и не скатиться в бизнес-рутину. На практике у BIG нет PowerPoint-презентаций, распечатанных инструкций в папках, плана по бренд-продвижению. Два раза в год партнеры встречаются с Бьярке Ингельсом и Шилой Сёгор, чтобы выяснить, насколько BIG близко к поставленным целям. Утверждают открытый план и синхронизируют процессы. И всегда помнят, что делают «хорошую архитектуру, за которую можно и нужно получать достойные деньги».
Как закрепить успех и развить его
Ответ: постоянно экспериментировать и пробовать новое
В 2008 году Бьярке закладывал квартиру, в теперь разрывается на три офиса бюро в Копенгагене, Нью-Йорке и Лондоне. Журнал Time включил датчанина в сотню самых влиятельных людей мира, Рем Колхас называет его тем, кто «избавил архитектуру от тоски», а Google позвал BIG проектировать свой новый офис.
Шила Сёгор отмечает, что успех компании не уникален. Главный секрет — бюро никогда не останавливается на достигнутом. Внутри команды запускаются десятки инициатив: большинство из них ничем не заканчиваются, но некоторые вырастают в целые направления и переносят бюро на новый уровень развития.
Одна из таких инициатив — BIG Ideas — развивает вместе с Hyperloop новую систему транспорта. А в феврале бюро объявило, что открывает инженерное подразделение. Как говорит Бьярке Ингельс, оно будет создавать «инновационную междисциплинарную архитектуру». И будут там работать не только архитекторы, но и социологи, экологи, инженеры и экономисты. И за этим — будущее архитектуры.
***
В подготовке статьи использованы материалы трех интервью Шилы Маини Сёгор:
archspeech.com
Основатель бюро BIG Бьярке Ингельс стал главным архитектором сети коворкингов WeWork
Об этом CEO WeWork Адам Ньюманн объявил в своем блоге. Среди прочего, Ингельс будет работать над проектом реновации здания Lord & Taylor в Нью-Йорке, где компания собирается открыть свою штаб-квартиру.
Адам Ньюманн и Бьярке Ингельс
«Бьярке поможет переосмыслить и придать новый вид будущему наших пространств, нашей компании и, в конце концов, наших городов. Он привлек мое внимание, потому что он меняет представление о том, как думать об архитектуре. Его проекты как вдохновляют, так и удивляют», — сообщил Ньюманн.
43-летний датский архитектор продолжит возглавлять собственное бюро BIG, которое он основал в 2005 году. Сейчас у компании есть представительства в Нью-Йорке, Копенгагене и Лондоне.
Ингельс — ученик Рема Колхаса, самый звездный молодой архитектор современности и, по версии журнала Time, один из ста самых влиятельных людей в мире. После успеха в Дании его бюро вышло на американский рынок и работало над кампусом для Google и башней Всемирного торгового центра
BIG уже придумывали для WeWork дизайн детского сада WeGrow в Нью-Йорке. Ньюманн обозначил, что вместе с Ингельсом они будут продолжать работать над переосмыслением процесса обучения.
Компания привлекла 4,4 миллиарда долларов инвестиций от японской корпорации SoftBank в августе 2017 года и планирует расширяться на рынки Азии. Первый коворкинг WeWork открылся в 2010 году, а сейчас сеть распространилась на 21 страну. Осенью прошлого года сеть также открыла в США свой первый спортзал.
«Когда мы только запускали проект восемь лет назад, мы знали, что людям больше не нужны обычные офисные здания. Им необходимы пространства, где люди могут объединятся в процессе работы над проектами, сотрудничать, творить вместе и, возможно, менять этот мир», — добавил Ньюманн.
Ранее сообщалось, что WeWork планирует открыть не менее 10 коворкингов в России, в том числе в ТЦ «Белая площадь» возле Белорусского вокзала.
strelkamag.com