Бонсай википедия – Бонсай — Википедия. Что такое Бонсай

Бонсай — это… Что такое Бонсай?

Выставка бонсай в китайском садике (Сидней)

Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.

История

Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати[1].

Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.

Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.[2]

Стили

В настоящее время существуют следующие стили бонсай:

Тёккан (Chokkan)Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
Моёги (Moyogi)У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги), ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
Сокан (Sokan)Сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
Сякан (Shakan)Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.
Кэнгай (Kengai)Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Хан-кэнгай (Han-Kengai)Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.
Нэцунагари (Netsunagari)Нэцунагари — стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут, напоминая отдельные деревья.
Будзинги (Bunjingi)(литературный стиль)«Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток.
Сэкидзёдзю (Sekijoju)Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
Исидзуки (Ishitsuki)Исидзуки или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.
Хокидати (Hokidachi)Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.
Ёсэ Уэ (Youse-Ue)«Ёсэ Уэ», или группа деревьев — стиль, в котором выращивают более 9 деревьев в одной композиции. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си», «четыре», на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
Икадабуки (Ikadabuki)Многоствольный стиль, икадабуки (плотообразный стиль), отличается тем, что он имитирует дерево, упавшее в болоте, основание имеет форму плота и образовано лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.

Классификация размеров

Класс[3]Размер, см
крошечныйМамэКэси-цубудо 2,5
Сито2,5-7,5
Гафу13-20
маленькийСёхинКомонодо 18
Мяби15-25
среднийКифуКатадэ-мотидо 40
большойТю/тюхин40-60
Омонодо 120
огромныйДай/дайдзаБондзюбольше метра

Агротехника

Полив

Из-за ограниченных размеров горшка с растением, забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут переносить периоды засухи, другие же требуют почти постоянного полива. Если оставлять почву сухой или поливать слишком часто, его корневая система может погибнуть. Солнце и ветер могут быстро высушить почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и поливать при возникновении такой необходимости. Почва вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными, даже когда их корневая система уже полностью погибла.

Поддержание влажности воздуха

Для поддержания необходимого уровня влажности растения опрыскивают несколько раз в день, при этом с листьев смываются частички пыли.

Часто для имитации травы поверхность почвы покрывают мхом, который требует ежедневного опрыскивания и высокой влажности воздуха.

Пересадка

Пересадка растения

Бонсай обычно пересаживают примерно раз в два года весной, как раз перед тем, как они начнут сокодвижение после зимней «спячки». Чем моложе растение, тем чаще его пересаживают. Это предотвращает обрастание корней вокруг горшка изнутри и провоцирует рост.

При пересадке часть корней подрезается.

Также пересадка — необходимое средство при загнивании корней. Растение извлекают из плошки, осматривают поврежденные корни и удаляют их[4].

Формирование

Для уменьшения размера дерева существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсай видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок. Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева. Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится сокодвижение.

Перевязка

Лигатура — проволока, с помощью которой побегам придают необходимое направление. Перевязка деревьев — один из самых сильных способов управления формой дерева. Лучшее время для перевязки — весна и осень. Иногда к ветвям подвешивают груз для создания изгибов и узлов и эффекта старости. Хотя перевязка проволокой осуществляется весьма туго, в дерево проволока ни в коем случае врасти не должна[5]:25. Снимают проволоку, разрезая её на мелкие кусочки, а не просто раскручивая.

Толщина проволоки должна быть пропорциональна толщине ветки. Вместо очень толстой проволоки можно использовать пару скрученных проволочек потоньше. Нельзя допускать скрещивания проволоки. Лучше постепенно оплетать ствол снизу вверх в течение нескольких месяцев.

Обрезка

Обрезка является необходимым способом формирования бонсай. С её помощью решают несколько задач: уменьшают размер растения, формируют расположения скелетных ветвей, стимулируют рост новых побегов.

Можно выделить несколько видов обрезки.

  • Формирующая обрезка — вырезка крупных скелетных ветвей, усечение ствола, формирующие «основу» дерева
  • Подрезка веток уменьшает их длину и стимулирует образование новых точек роста, стимулирует ветление.
  • Стрижка побегов формирует очертание кроны растения
  • Прищипка (пинцирование) служит для ограничения роста побега
  • Обрезка листьев (дефолиация) служит для обновления кроны, при этом количество листьев увеличивается и уменьшается их размер
  • Подрезка корней необходима для обновления и формирования корневой системы
Расщепление

Иногда, чтобы придать растению более древний вид, его ствол расщепляют. При этом часть растения может погибнуть.

Формирование толщины ствола

Для придания растению пропорций взрослого дерева необходима достаточная толщина ствола, получение толстого ствола — одна из самых распространённых задач при создании бонсай. Существуют следующие методы:

  • Сращивание нескольких растений, при этом могут быть сняты участки коры и стволики сплетены в жгут или косичку. Это особенно применимо к гибким растениям с толстой корой, например, фикусам.[2]
  • Интенсивная агротехника
  • Прививка на взрослое растение новых веток
  • Поэтапная обрезка[6]
Комнатный фикус БенджаминаФикус Бенджамина, выращенный в виде бонсайФикус Бенджамина в естественных условиях
Мертвая древесина

Подкормка

Расположение и зимовка

Некоторые деревья требуют особой защиты зимой, и интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви.

Вопреки общественному мнению, бонсаи может стоять и внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого часто можно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время.

Почва и горшок

Горшки для бонсая

Некоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса.

У каждого горшка должны быть дренажные отверстия, чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных композиций выбирают остроугольные прямые контейнеры; для вечнозелёных деревьев — неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения. Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета.

Источники материала для бонсай

  • Покупка готового бонсай в магазине или питомнике
  • Выкапывание и пересадка дикорастущего дерева из природы
  • Черенкование
  • Посев семенами
  • Воздушные отводки

Подходящие растения

Для выращивания в виде бонсай подходят различные растения с мелкими листьями и густыми ветвями.

Для выращивания в стиле бонсай хорошо подходят следующие растения[7]:

Цитаты о бонсай

Человек видит дерево, в его мозгу возникает изображение будущей формы этого дерева, и человек начинает реализовывать свою концепцию. Дерево, однако, делает лишь то, что может сделать, и скорее погибнет, чем сделает что-то такое, чего деревья не делают, или сделает в более короткое время, чем пристало дереву. Поэтому формирование бонсай всегда является компромиссом и сотрудничеством. Человек не может сам создать бонсай, как не может этого сделать и само дерево. Все должно происходить на принципах сотрудничества и понимания, а это требует долгого времени… С помощью проволоки, воды и света, прикрывая тканью, сажая траву, забирающую воду, закрывая обшивкой корни, человек объясняет дереву, чего от него хочет. Если указания достаточно ясны, дерево откликнется на них и будет послушно. Почти… Это самая медленная скульптура в мире, и порой возникает сомнение, кто тут является скульптором — человек или дерево…

— Т. Старджон, «Медленная скульптура»)[8]

См. также

Примечания

  1. Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас Происхождение стиля бонсаи // Бонсай. Большой атлас = GRAN ATLAS DEL BONSAI / И. А. Кирсанова. — М.: БММ АО, 2001. — P. 6. — 192 p. — 5000 экз. — ISBN 5-88353-101-6
  2. 1 2 Горбачева Г. Н., Житков В. С., Мамедова Э. Т. Бонсай. — М.: ЗАО «Фитон+», 2000. — 160 с. — (Живой мир вокруг нас). — ISBN 5-93457-011-0
  3. Замечание: некоторые источники указывают другое деление.
  4. Пересадка
  5. Вернер Буш. Бонсай в нашем доме = Zimmerbonsai / Т. П. Белоусова, Перевод с немецкого: С. И. Егорова.. — Интербук-бизнес, 1998. — 112 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89164-048-1
  6. Андрей Дарусенков Бонсай — выращивание толстых стволов?  (рус.). bonsai.ru. Анатолий Анненков, Александр Виняр. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 12 января 2010.

dic.academic.ru

Что такое бонсай? | Растения

Многие ошибочно полагают, что бонсай — сорт какого-нибудь карликового деревца. На самом деле это не так. Бонсай — обычное дерево, выросшее необычным способом. Его специально выращивают маленьким и кривым. Возникает вопрос: зачем японцы, любящие природу интеллигентные люди, так издеваются над бедными растеньицами? Сейчас я попытаюсь ответить на него.

Бонсай — искусство садоводства, имеющее свою многовековую историю. Его родина — Китай и Индия. В Японии бонсай появился в VI веке благодаря странствующим монахам.

Японские мастера разделяют искусство бонсай на 15 стилей. С помощью них деревцу можно придать самую причудливую форму. Названия стилей — «метла», «снесенные ветром», «каскад», «ползучий лес» и др. — говорят сами за себя. Причем бонсай могут быть не только деревья, но и кустарники, и даже трава.

Смысл необычного искусства выращивания деревьев — подчеркнуть красоту природы, показав ее в одном или нескольких миниатюрных растениях.

Чтобы деревце выглядело максимально естественно, мастер бонсай должен быть не только умелым садоводом, но и художником. Он должен мысленно представить образ будущего деревца (причем здесь мастер может разгуляться как следует — я уже упоминала разнообразие стилей), а потом воплотить его в растении. Бонсай часто представляют только комнатным растением, но выращивать их можно и в саду. Фото: Depositphotos

Основную роль в растении играют ствол и ветви, ведь они и создают необходимый мастеру образ. Большое значение также имеет нэбари — система выступающих на поверхность корней. Эдабари — распределение ветвей на стволе — должно быть очень строгим. Не допускаются пересекающиеся, тонкие и растущие из одного места ветки. Листья бонсай должны иметь приятную окраску, быть мелкими и в обилии располагаться в кроне дерева. Кора обязательно должна быть шершавой и старой.

Одной из важнейших ступеней создания бонсай является выбор контейнера.
Казалось бы, какая разница, в каком горшке растет деревце, все равно оно — произведение искусства. Но ведь с растением мучений больше всего!

Интересен тот факт, что бонсаисты обычно выбирают растения местной флоры. Так что для России вполне подходят березки!

В Японии насчитывается более 100 тысяч бонсай, причем некоторым из них уже несколько сот лет. Все они являются народным достоянием.

Бонсай — не обязательно одно растение, в одном горшке могут расти несколько деревьев и травянистых растений.

Фото: Depositphotos

Не все бонсай получены искусственным путем. Многие любители этого вида искусства ищут в природе уже «готовые» миниатюрные растения, чтобы превратить их в ямадори — постепенно превращенное в миниатюру дерево, выросшее в природе. Они забывают, что в искусстве бонсай важен не столько результат, сколько путь к нему.

Смотреть на бонсай очень приятно, лично меня это успокаивает и наводит на философские размышления.

У меня нет своего деревца, но даже увиденная на картинке композиция бонсай производит неизгладимое впечатление. А выращивать их, наверное, еще приятней. Но какое требуется восточное терпение, чтобы в течение десятилетий ждать желаемого результата!

shkolazhizni.ru

история возникновения и скрытая суть

Искусство создания изысканных и изящных живых растительных миниатюр популярно во многих странах. Оно известно широкой публике как бонсай и считается исконно японским. При этом представителей западной культуры привлекает экзотичность облика и не интересует неявная для непосвященных духовная составляющая.

Используя отточенные приемы восточных мастеров, западный человек стремится к достижению внешнего эффекта. И только малой части увлеченных формированием карликовых деревьев ведома скрываемая за миниатюрными листочками истинная суть данного искусства.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Подлинные события, которые привели к зарождению традиции выращивания в разнообразных емкостях живых миниатюр, теряются в глубине тысячелетий. В гробницах Древнего Египта имеются изображения, где подобные растения расположены возле храмов. Полагают, что в жизни египтян времен фараонов они могли играть определенную роль в религиозных обрядах или методиках врачевания.

В Древней Индии лекарственные растения в небольших контейнерах были атрибутом странствующих врачевателей и монахов. Подобная компактность позволяла всегда иметь под рукой свежие ингредиенты для нужного снадобья. Из Индии аювердическая медицина и буддизм проникли на территорию Китая.

Скорее всего, вместе с ними там появились и переносимые в специальных емкостях растения. Для облегчения транспортировки их компактность увеличивали путем регулярной стрижки и обрезки. В результате листья мельчали, ветви росли гуще и само растение гармонично уменьшалось. Со временем подобные манипуляции стали техникой создания декоративных миниатюр.

Как бы ни было, но именно Китай считается тем местом, где в IV-II веках до н.э. зародилось оригинальное искусство создания миниатюрных ланшафтов – пэньцзин (盆景) или пенджинг (pen jing), где «pen» плошка, горшок и «jing» пейзаж. На протяжении веков оно развивалось, формируя новые стили и направления, а также проникая на территорию соседних стран: Кореи, Вьетнама, Японии.

В каждой из стран мастерство миниатюризации растений преломлялось в свете местных культурных традиций и народного менталитета. В результате возникают различные предпочтения и представления об идеале.

Так, в отличие от Китая, в Японии ландшафты не столь разнообразны, поэтому особую популярность обрело формирование отдельных карликовых деревьев – пентсай (penzai или 盆栽), что переводится «растение в плошке» и по-японски звучит как бонсай.

Точное время, когда именно в Японии начали осваивать умение создавать растительные миниатюры неизвестно. По некоторым сведениям это случилось еще до 800-х годов, по другим – в XIII столетии.

Известные своей изысканной эстетичностью и склонностью к символизму японцы довели до совершенства мастерство выращивания карликовых деревьев. При этом к формированию бонсай и подбору контейнера они предъявляют очень строгие требования, ставшие почти нерушимыми канонами.

Именно наиболее канонизированный бонсай страны Восходящего Солнца в первой половине ХХ столетия начал успешное «покорение» Европы и Америки. Сегодня это считающееся традиционно японским искусство имеет огромное количество почитателей в разных странах. И среди миллионов сформированных миниатюр подавляющее большинство являются вариацией стилей японских мастеров.

ТАИНСТВО БОНСАЙ

Как и подавляющее большинство аспектов восточной культуры и философии, бонсай кажется доступным и очевидным взору каждого наблюдателя. Но в то же время за его простотой скрывается понятный лишь посвященному потаенный смысл.

Доступными и общими для всех, кто занимается формированием растительных миниатюр, являются агротехнические приемы. Причем термин бонсай используют как для техники выращивания, так и для самих карликовых растений.

Создаются растительные миниатюры из нормальных деревьев и кустарников, которые в благоприятной среде достигали бы отнюдь не карликовых размеров.

Однако попав в руки бонсаиста, они постоянно подвергаются воздействию угнетающих их развитие факторов. Но одним негативным влиянием результата добиться не получится – постоянное пребывание в экстремальных условиях приведет к гибели растения.

В действительности уменье формировать бонсай это баланс между диаметрально противоположными воздействиями, когда ведущие к смерти ограничения компенсируются поддержкой жизненных сил. То есть, обрезая крону и корневую систему и помещая растение в сдерживающий рост корней контейнер с обедненным субстратом, необходимо обеспечить получение всех необходимых питательных веществ за счет подкормки.

Места срезов веток и удаления коры обязательно обрабатываются антисептиком. Размещение под ярким солнечным светом для уменьшения размера и увеличения густоты листьев требует регулярного увлажнения путем регулярного полива и обильного опрыскивания. Чем точнее соблюдено равновесие, тем элегантнее бонсай.

Подобно иным видам искусства создание растительных миниатюр требует овладения определенными навыками. Изучение теории и практические занятия позволяют стать настоящим профессионалом. При этом, как и в любом деле, шедевры создаются мастерами с подлинным талантом.

Японскому бонсай присущ лаконизм, естественность и строгость. Как скульптор отсекает от глыбы мрамора все лишнее, так и бонсаист формирует живую карликовую «скульптуру» сохраняя минимум для достижения природного совершенства.

В XII веке в Японию проникло такое оригинальное течение буддизма как дзэн. Согласно его постулатам для постижения изначальной сути вещей требуется устранение всего лишнего. Каждое мгновения бытия при этом ценно само по себе. Такое стремление к минимализму, особые методы тренировки разума и осмысления истины нашли благодатную почву в японском обществе.

Бонсай в этом случае является объединением утверждений дзэн-буддизма о прекрасном даже в незначительном и любви к природе. Формирование растительной миниатюры требует терпения и не приемлет суеты. Уход за карликовым деревцом превращается в своеобразный ритуал, который вызывает ощущение спокойствия и вдохновения сродни медитации.

Периодическая концентрация в процессе работы с растением вызывает не только помогающее формировать совершенную композицию вдохновение, но и позволяет интуитивно познавать духовную сущность вещей.

С этой же целью растительная миниатюра используется как объект сосредоточения при медитации и предмет для размышлений. То есть, карликовое деревцо является элементом практики дзэн-буддизма.

Вместе с тем это отнюдь не любое деформированное причудливым образом руками человека растение. В дзэн все сущее обладает божественным единством, поэтому для внутреннего развития важно слияние с окружающей природой. Какой-бы малой ни была частичка природы, она имеет большое значение, поскольку заключает в себе тайну.

Бонсай олицетворяет воздействие сил природы: палящего солнца, ливней и снегопадов, обедненной почвы, сильных ветров, ударов молнии и т.д. В японских садах также произрастают ниваки – формируемые по схожим канонам, но сохраняющие свои природные размеры деревья. Для мастеров страны Восходящего Солнца оба варианта выступают способом самовыражения на пути духовного постижения мира.

Представителей западной культуры в основном привлекает изысканная экзотичность облика растений. Особо не вникая в тонкости они даже ниваки за внешнее сходство назвали садовым бонсай.

Формируя растение в определенном стиле западные мастера воспринимают его как вариант классического топиари. То есть, выражают основной тезис своей цивилизации – воплощение господства над природой человека.

В этом случае выращивание растительной миниатюры – просто хобби. К тому же в мегаполисах это позволяет обитателям непосредственно соприкасаться с частичкой живой природы. Популярность бонсай привела к разработке ускоренных методов массового получения карликовых деревьев в питомниках.

Подобная коммерциализация обусловила появление огромного количества заштампованных образцов, которые по аналогии с называемыми «голландцами» промышленными комнатными цветами именуются «голландскими пеньками».

 

komfortnyj-dom.info

Искусство бонсай (история, 13 фото)

Увидеть мир в миниатюре – желание, которое отчасти может быть реализовано с помощью своеобразного, по-восточному утонченного искусства, именуемого бонсай (яп. 盆栽, «растение на подносе»). Его суть заключается в культуре выращивания многократно уменьшенной точной копии обычного высокорослого дерева в небольшом горшке, поддоне или блюде. Желаемый эффект достигается путем специального способа полива, своевременных и регулярных обрезок и стрижек, правильно подобранной дозировки освещения и подкормки, а также применения проволоки, которая позволяет придать миниатюрному деревцу необходимую форму.

Первые проявления искусства, которое сегодня считается важной частью восточной культуры, насчитывает более 2000 лет. Хотя официально возраст бонсай как отдельного течения составляет примерно 1300 лет. Существует множество легенд и теорий относительно момента его зарождения. По одной из них, первым поклонником данного направления в искусстве был китайский император из династии Хан (200 гг. до н.э.). Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе. Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.

Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных деревьев укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.

Пик популярности данного искусства приходится на XVIII—XIX ст. Тогда в Японии начали внедрять особенные техники формирования деревьев, нормы, правила, выделять разнообразные стили, а также организовывать выставки, где бонсаисты могли поделиться своими достижениями и мастерством. Самая старая действующая выставка Японии — выставка бонсай в Токио, которая впервые прошла в далеком 1914 году и ежегодно продолжает радовать людей своими роскошными экспонатами.

В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.

Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента — правильного полива — требуется не менее трех лет. Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).

Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.

udivitelno.com

Что такое бонсай — простой ответ что это значит, происхождение

Бонсай — это крошечные деревья, редко превышающие метр высотой, а также искусство их выращивания. Интересно то, что бонсай создают из пород, которые в природе достигают внушительных размеров, но благодаря особенной технике из них получаются комнатные растения. Правда комнатные они только с виду, в основном их содержат в садах, и лишь по праздникам заносят в дом.

 

У бонсай две родины и две нации, которые считают его своим культурным достоянием. Так получилось, что впервые бонсай стали заниматься в Китае еще в восьмисотых годах, но истинными поклонниками этого искусства стали японцы. Они смогли развить целую философию со своими традициями и учениями. Те усилия, что они прикладывают для создания идеальных деревьев, заслуживают уважения и восхищения.

 

 

Видов бонсай большое множество. Их разделяют по размеру, направлению роста ствола, бывают также групповые композиции. Через форму передается настроение и образ, который должно вызывать у вас дерево. Подчеркиваются природные черты, что позволяет нам представить историю жизни и развития одного растения. Двух одинаковых бонсай вы точно не найдете.

 

 

Как делают бонсай?

При должном желании вы можете создать бонсай практически из любого вида дерева. Но чтобы он получился красивый, выбирают растение с мелкими листьями или иголками, а также с густо расположенными ветвями. Найдя подходящий росточек или вырастив его из семян, подрезают корни и сажают будущий бонсай в плоский горшок. Кстати, слово пошло от названия иероглифа, который переводится как “растущий на подносе”. Это ключевой момент, ведь такого размера дерева добиваются максимальным сдерживанием роста. Это делают как раз за счет маленького горшка, а также вовремя подрезанного корневища и ограничения солнечного света. Чтобы придать нужную форму кроне, ветви сгибают и фиксируют проволокой. А дальше нужно много терпения и работы над деталями.

 

 

Бонсай — это настоящее искусство, философия и собрание тысячелетних традиций. Все деревья неповторимы, несут свой смысл, рассказывая историю каждой своей чертой. Это живая скульптура, над которой работают годами, мастерски избегая следов вмешательства в природу.

 

 

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

chto-takoe.net

Все что вы не знали о бонсай: история создания

Бонсай (в переводе с японского языка «растение на подносе») – это восточное изысканное искусство, которое позволяет сделать свое желание реальностью — посмотреть на мир в миниатюре. Суть этого искусства такова: эта культура взращивания существенно уменьшенной идентичной копии обыкновенного высокого дерева в маленьком горшочке, подносе или чашки.

Необходимый результат можно достичь с помощью специальной поливки, оперативных и постоянных стрижек, срезанием, надлежащему освещению и кормлению, а так же использование проволоки, позволяющей наделить маленькое дерево определенной формой.

Впервые это направление в искусстве возникло около двух тысяч лет назад, и сейчас признается основой культуры Востока. Однако по официальным источникам бонсай, как отельное направление, существует около 1 300 лет. Зарождение этого искусства связано с большим числом легенд и учений. Одна из легенд гласит, что основным почитателем этого течения в восточной культуре был император Китая из династии Хан (200 гг. до н.э.).

Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе.

Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.

Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных деревьев укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.

Пик популярности данного искусства приходится на XVIII—XIX ст. Тогда в Японии начали внедрять особенные техники формирования деревьев, нормы, правила, выделять разнообразные стили, а также организовывать выставки, где бонсаисты могли поделиться своими достижениями и мастерством. Самая старая действующая выставка Японии — выставка бонсай в Токио, которая впервые прошла в далеком 1914 году и ежегодно продолжает радовать людей своими роскошными экспонатами.

В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.

Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента — правильного полива — требуется не менее трех лет.

Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).

Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.

worldi.ru

Бонсай — искусство миниатюрных деревьев

Что такое бонсай

Бонсай — выращенные в подносе миниатюрные копии настоящих деревьев. В переводе с японского бонсай означает «выращенное в подносе». Концепция этого искусства пришла в Японию из Китая более тысячи лет назад и с тех пор постоянно развивается. Именно в Японии бонсай вырос до уровня изящного искусства.

Существует множество техник обрезки корней и веток, которые позволяют регулировать рост растения, сохраняя при этом естественные пропорции. Обычно в искусстве выращивания бонсай используются такие деревья как сосны, сакура, клены или фруктовые деревья, например, айва.

 

Стили бонсай

Существует множество стилей искусства бонсай. Наиболее известными считаются:

  • формальный прямой стиль,
  • неформальный прямой стиль,
  • наклонный стиль — растущее под углом к земле дерево с прямым стволом,
  • каскад — имитация дерева, растущего у воды,
  • полукаскадный стиль — имитация дерева с частично затопленным или засыпанным землей стволом,
  • стиль «корень на камне» — дерево растет над выступающим из земли камнем, корни оплетают камень.

 

Интересная информация

  • наравне с самими деревьями, подносы и камни являются важными элементами искусства бонсай. Однако, в отличие от Китая, в Японии выбирают менее яркие подносы, чаще всего используют темного или землистого цвета.
  • чтобы насладиться искусством бонсай по всем правилам, нужно сначала посмотреть на композицию сверху и оценить общий вид. Затем необходимо склониться до уровня композиции и попытаться представить себя маленьким, смотрящим на дерево из «естественной» среды.

 

Где можно увидеть бонсай в Японии

Одно из лучших мест для знакомства с искусством бонсай в Японии — деревня бонсай Омия, расположенная в префектуре Сайтама. Деревня представляет собой питомник бонсай, который был перенесен в Сайтаму из Токио после Великого землетрясения Канто (1923 год). В деревне также расположен великолепный музей искусства бонсай.

Еще одно отличное место для любителей бонсай — деревня бонсай в Кинаси, расположенная в Такамацу. Кинаси — ведущий производитель деревьев для бонсай. Здесь расположено более 30 питомников.

 

Видео о бонсай


виза в Японию | закажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию 

tabitabi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *