Архитектура дизайн – Архитектура в журнале AD | AD Magazine

Содержание

связь, различия, направления и приёмы

Такие понятия как дизайн интерьера и архитектура очень тесно связаны и практически не могут существовать друг без друга. А есть ли различия? И какие элементы дизайна и архитектуры применяются в современном мире искусства?

Содержание статьи

Чтобы выяснить различия, следует начать с расшифровки понятий. Так, архитектура – это совокупность определённых знаний о пространственном и художественном проектировании различных сооружений. Дизайн же – это художественное и архитектурное оформление внутреннего пространства здания, то есть его интерьера. В современном понимании эти два понятия практически не различаются.

Но всё же есть два мнения на этот счёт. Так, одни считают дизайн частью архитектуры, одной из её областей. Другие же полагают, что архитектура расценивается как разновидность дизайна. Так или иначе, эти понятия действительно не должны чётко разделяться и разграничиваться, ведь только в совокупности они помогут достичь основной цели – оформления не просто пригодного для проживания, но и комфортного и приносящего эстетическое удовольствие интерьера.

Подробнее об архитектуре

Что можно рассказать об архитектуре? Она делится на отдельные области им направления, а также включает в себя некоторые элементы. Основные области современной архитектуры:

  • Градостроительство – глобальная область, охватывающая решение задач развития и проектирования среды в пределах города.
  • Объёмное проектирование – это практически основной раздел, включающий проектировку и строительство отдельных сооружений и зданий.
  • Ландшафтная архитектура подразумевает организацию парков, садов и прочих сред, основным элементом которых является естественная растительность.
  • Зелёная архитектура – прикладной раздел, направленный на снижение потребления разных ресурсов в ходе сооружения и эксплуатации зданий, а также охватывающий влияние на окружающую среду.
  • Архитектура малых форм. В данную область входит проектирование объектов, имеющих декоративное, мемориальное, информационное или функциональное назначение (памятников, оград и так далее).
  • Дизайн интерьера тесно связан именно с оформлением интерьеров, то есть непосредственной среды обитания людей.
  • Криволинейная архитектура охватывает организацию внутреннего условно замкнутого пространства.

Архитектурные элементы и стили

Архитектура, как и дизайн интерьера, включает несколько разных направлений. Основная и наиболее популярная классификация стилей предполагает использование в качестве основного критерия принадлежность к той или иной эпохе, то есть временные рамки. Выделяют такие направления как доисторическая архитектура, античная, романская, готическая, барокко, рококо, архитектура эпохи Возрождения, классицизм, ампир, модерн, эклектика, модернизм, экспрессионизм, постмодернизм, конструктивизм, брутализм, хай-тек, функционализм, деконструктивизм и некоторые прочие. Но современные архитекторы вносят в стили что-то новое, а также разрабатывают собственные приёмы, и это является нормальным ходом развития любого искусства.

Архитектура включает не только стили, но и отдельные элементы. Подробно рассматривать все нет смысла, но наиболее популярными являются такие как арка, балясины, колонна, карниз, лепнина, консоль, портал, ниша, подиум, ротонда, парапет, цоколь, фронтон и прочие.

Дизайн, популярные стили

Дизайн интерьера также считается довольно обширным понятием и охватывает несколько стилей и множество как популярных, так и современных и экспериментальных приёмов. В дизайне есть самые разные стили: классические, лаконичные, сдержанные и даже несколько аскетичные, консервативные, вычурные, элегантные, простые, а также яркие, современные и креативные.

К классическим можно отнести такие направления как английское и классическое. Броскими и вычурными можно считать рококо, барокко, готический стиль. Яркие и многогранные направления: арт-деко, модерн, поп-арт, фьюжн, эклектика. Простые и скромные стили – японский, минимализм, эко-стиль. Кантри и прованс – это разные трактовки деревенского жилья. Региональные черты имеют средиземноморский стиль, скандинавский, африканский. Современными можно считать лофт, хай-тек.

Несколько полезных дизайнерских приёмов

Дизайн интерьера – это целая совокупность приёмов, но среди самых популярных и универсальных можно отметить следующие:

  1. Использование цветов для визуальной корректировки пространства.
  2. Зонирование – деление на зоны с помощью архитектурных или интерьерных элементов, отделочных материалов, цветов.
  3. Функциональность. Каждый предмет должен иметь своё место и выполнять определённые функции.
  4. Удачные цветовые сочетания способны преобразить дизайн любого интерьера.
  5. Дополнение декором. Без аксессуаров помещение может выглядеть безликим и скучным.

Совмещаем архитектуру и дизайн: полезные советы

Чтобы комната была гармоничной, практичной и уютной, в ней должны совмещаться и грамотно использоваться дизайн интерьера и архитектура. И это значит, что следует относиться внимательно к выбору тех или иных архитектурных и дизайнерский приёмов и элементов и стремиться к гармонии, достижение которой, по сути, является главной задачей как профессионального архитектора, так и талантливого дизайнера.

Несколько полезных советов:

  • Если вы выбрали определённый стиль, то придерживайтесь его при оформлении. Да, некоторые направления допускают смешение элементов, относящихся к разным эпохам, но сочетать их следует крайне аккуратно. Если же смешивать стили неумело, то любая комната будет казаться безвкусной, перегруженной и нелепой.
  • Пропорциональность, соразмерность и сочетаемость. Что значат эти три понятия, казалось бы, не связанные друг с другом? Некоторые элементы интерьера смотрятся стильно и выигрышно по отдельности, но совершенно не сочетаются или даже не совмещаются в одном помещении. Во-первых, они должны гармонировать по форме. То есть округлый предмет стоит разместить рядом с похожим по очертаниям, но не с квадратным и угловатым. Во-вторых, желательна соразмерность. И это значит, что не стоит располагать объёмные элементы рядом с мелкими.
  • Гармония – не значит однообразие. Некоторые дизайнеры и архитекторы «старой закалки» или не имеющие достаточного практического опыта боятся экспериментировать и используют универсальные тона и максимально простые элементы. Но от этого дизайн интерьера точно не станет гармоничным, как и его архитектура. И умение специалиста, занимающегося оформлением, должно заключаться как раз именно в грамотном и талантливом сочетании деталей и тонов.
  • Стоит всегда помнить о влиянии цвета на восприятие предмета. Оттенок способен изменить не только размер, но иногда и форму. Например, светлые тона визуально увеличивают элементы в пространстве, делая их более объёмными. Тёплые оттенки зрительно смягчают формы, а насыщенные и глубокие приближают поверхности. И зная особенности влияния тех или иных цветов, можно применять их для корректировки пространства.
Архитектура и дизайн неразлучны, и знание основных направлений, приёмов и элементов позволит создать практичный, стильный и комфортный интерьер.

roomwiki.ru

Современная архитектура и дизайн интерьера частного дома

Архитектура и дизайн домов: советы по планированию

С чего же начать оформление интерьера? Ответ очевиден – с планирования. Перед тем, как приступать к черновым работам, создайте пошаговый план ремонта, который поможет определить главные направления переделок, подскажет очередность работ, а также поможет подсчитать стоимость переделок. Дизайн частного дома должен быть продуман до мелочей. После составления плана ремонта у вас не должно оставаться вопросов и сомнений по какому-либо поводу.

На первом этапе планирования, вы должны четко определить какие работы должны быть выполнены в обязательном порядке. Это может быть замена напольного покрытия, окон, дверей, электропроводки, коммуникаций, крыши. В смете эти пункты должны быть на первом месте. Возможно, архитектура вашего дома требует обновлений. Необходимо что-то подкрасить или вы хотите утеплить дом. Все это необходимо обговорить на первом этапе переделки. Только после этого приступайте к внутренним работам.

Второй этап планирования должен содержать стиль интерьера и возможные перепланировки. Если вы решили объединить кухню и гостиную, самое время включить этот пункт в план ремонта. Не забывайте учесть расходы, необходимые на вывоз строительного мусора, которого будет немало после сноса перегородки. Для создания уютной атмосферы вы должны использовать один или несколько гармонирующих между собой стилей интерьера. После того как список желаемых переделок будет готов, составляйте смету. Благодаря четко составленному списку работ, вам удастся увидеть пункты на которых можно сэкономить.

Интерьер частного дома — 12000 фото

Дизайн дома должен отвечать вашим потребностям. Например, если вы любите экспериментировать и нуждаетесь в постоянных переменах, вам необходим интерьер, способный легко меняться. Для этого хорошо подойдет светлая отделка, которая будет выступать фоном для новых задумок. Яркая мебель, постеры/картины/фото, фонарики, цветы внесут недостающего цвета в интерьер. Использование текстиля также является отличным способом смены настроения в доме. Для людей, ценящих традиции и комфорт, подойдет более классический дизайн частного дома. Он может быть оформлен с помощью современной классики, в стиле прованс или кантри. Но в принципе каждый стиль всегда можно дорабатывать и обновлять.

Сейчас на строительных рынках каждый может отыскать то, что ему нужно для оформления своего дома. Коттеджные поселки могут похвастаться как стеклянными домами, так и деревянными. Для строительства все также используют кирпич и газобетон. Современные дома часто имеют кубовидную форму без выступающей крыши. Большие окна в пол также характерны для модерновой архитектуры. При этом внутренний интерьер должен соответствовать фасаду и иметь простые формы и гладкие поверхности. Современная архитектура прекрасно гармонирует со стилем минимализм или хай-тек. Узнать о принципах оформления такого интерьера вы можете в соответствующих рубриках.

Дизайн частного дома: поиск идей

Дизайн дома является отражением вкуса и стиля жизни владельцев, поэтому приложите максимум усилий для создания уютного жилища. Журнал GD-home был создан для того, чтобы сделать поиск идей для ремонта дома и квартиры приятным занятием. Современная архитектура и дизайн бывают очень разными, поэтому пользуйтесь фильтрами для поиска, чтобы сузить количество вариантов. На сайте вы найдете интерьеры любой комнаты, а также идеи по созданию красивого сада и декора для дома. Не жалейте времени на поиски интерьера, в который можно влюбится с первого взгляда. Лучше потратить время на первых этапах планирования, чем вскоре пожалеть о нехватке идей. А уж если вы планируете самостоятельно возводить дом, обязательно загляните в рубрику Дома, где вы найдете современные дома и проекты к ним. Приятного вдохновения!

Какой должна быть архитектура и дизайн?

Для того чтобы получить идеальный дом во всех смыслах, необходимо создать гармонию между экстерьером и интерьером. Это как внешность человека и его внутренний мир, которые в случае несоответствия чаще всего вызывают недоумение. Архитектура дома, имеющая четкие грани и формы, должна соответствовать дизайну интерьера в стиле минимализм или хай-тек. В любом другом стиле интерьер будет выглядеть как минимум нелепо. Например, представьте себе современный деревянный дом в форме вытянутого прямоугольника с плоской крышей. Представили? А теперь представьте, что вы, зайдя в этот дом, видите классический интерьер с изящными формами. Вот поэтому очень важно в начале пути определиться с желаемым стилем и не делать ошибок в объединение не сочетаемых стилей. В нашем журнале вы найдете множество фото дизайна домов, которые помогут вам сделать выбор, готовые проекты частных домов, их интерьер, советы по оформлению, идеи для сада и много другое.

www.gd-home.com

Дизайн и архитектура: гармония интересов в гармонизации форм


Автор: Селищева В.

Содержание

Введение

Глава 1. Трансформация архитектурной формы

Глава 2. Дизайн и архитектура: слияние и поглощение

Глава 3. Дизайн и архитектура торгового центра. Объединение усилий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Дизайн и архитектура – являются ли они совершенно разнородными видами деятельности, имеют ли точки соприкосновения, служат ли общему делу, являются ли дополнением или продолжением друг друга? Раньше дизайнер мог не обладать познаниями в области архитектуры, а архитектор —  знаниями и навыками дизайн-проектирования. Сейчас все поменялось. Порой бывает трудно определить, где заканчивается одно и начинается другое.

Архитектурное сооружение может восприниматься лишь как коробка, наполненная определенным содержанием, представляющим собой продукт дизайна, если очевидно выражено пренебрежение его внешней формой. А может являться самостоятельной единицей архитектурного пространства, имеющей собственную функциональную и смысловую нагрузку. «Каждое есть часть большего, и все диалектично цельно. Цельность в границах определенного общества, цельность каждого города, каждого здания – вот в чем хотелось бы увидеть смысл сказанного. Вот почему представляется неудовлетворительным «укороченный» синтез архитектуры с одним лишь монументальным искусством. Вот почему при создании отдельного ли объекта, среды ли жизни в целом все играют свои роли: и архитектор-проектировщик, и архитектор пейзажей… и художник – мастер в области живописи и скульптуры городского масштаба… и дизайнер, конструирующий все предметы быта и ближайшего окружения человека… и многие другие – все они выполняют свои участки общего дела».[1] Но по большей части, цельность и гармоничность между внешней формой и наполнением – в особенности применительно к современным многофункциональным торговым комплексам – не наблюдается.

Попробуем вычленить те связи, благодаря которым объект может (или не может) считаться целостным, гармоничным, сочетающим в себе одновременно лучшее из того, что в него привносят архитектор и дизайнер. В практической части работы с точки зрения сочетания в себе архитектурного и дизайнерского замысла будет рассмотрен торговый центр.

Глава 1. Трансформация архитектурной формы

Прежде всего, в отношении архитектуры необходимо заметить, что «в отличие от теории искусств изобразительных, которые, как правило, вырабатывали искусствоведы, теория архитектуры делалась (и делается по сей час) самими мастерами архитектуры. Архитектор-практик, если он в свою работу не вкладывает самые высшие свои идеи, свои мысли, свою теорию, он ремесленник. Не более того. Нет идеи – нет идеологии. Нет мастеров – нет оригинальных, не универсальных, конечно, а субъективных, но достаточно доказательных теорий построения вещи»[2]. Без замысла не может быть архитектуры, любому объекту, рождающемуся сначала в воображении, должна соответствовать идеология, посредством которой создатель, архитектор выражает себя, самореализуется.

Не следует забывать, что «архитектурное сооружение, архитектурное пространство имеет не только утилитарный смысл и конструктивную идею, но и художественное содержание».[3] Любой архитектурный объект во времена классической древности непременно являлся произведением искусства. Вместе со сменой эпох менялись ценности, потребности в тех или иных сооружениях и их функциональная нагрузка. Соотношение внешней формы, содержания и окружения также претерпевали изменения: «Игнорирование эстетических качеств окружения – следствие ведущего принципа функционализма – «форма следует функции»[4], —  или, напротив, существовало такое течение, как природная архитектура, когда природа рассматривалась как контекст, а здание – как элементы, которые должны стать его продолжением. В современной архитектуре, особенно когда речь идет о коммерческих проектах, мало кто вспоминает о природных характеристиках местности, не говоря о том, чтобы их учитывать в процессе работы над проектом. Если сооружение стоится за пределами города, все, что относится к природе и мешает осуществлению планов, безжалостно вырубается, уничтожается, сравнивается с землей.

Несмотря на разницу подходов, в конечном итоге архитектурная мысль стала тяготеть к непротиворечивости одних элементов другим, сочетаемости и, в конечном итоге, к комплексности. Этого требует прагматичная организация городских пространств. «Комплексность» – это все еще тем или иным способом организованная сумма, набор отдельных сооружений различного (нужного) назначения, объединенных требованиями общего процесса: бытового, общественного, производственного и т.д. Комплексной застройкой (в проекте и в натуре) считается такая застройка, которая по возможности полностью удовлетворяет утилитарным потребностям населения определенной единицы градостроительства (бытовым, культурным, торговым и пр.)».[5] Такой подход оставлял немного места для творчества. Хотя нельзя не учитывать необходимое присутствие архитектурно-художественных качеств компонентов, входящих в так называемый комплекс, их обязательную взаимосвязность, стилевое единство. В рамках такого подхода новые постройки и новые районы «должны создаваться не безразлично к существующим частям, а как-то подхватывать и развивать схемы, ранее сложившиеся… Все «прошлое» существует рядом с нами, и оно в полный голос требует внимания при любых попытках внедрения «нового» в сложившуюся среду. Это и верно и неверно. Верно потому, что «прошлое» действительно ценно и как архитектурное, и как историко-культурное прошлое. И потеря любого из памятников очень тягостна. А неверно потому, что оно очень серьезно затрудняет проблемы реконструкции города как целого».[6] Конечно, было бы замечательно, если бы новые торговые сооружения хотя бы не вступали в противоречие с городской архитектурой, перенимали какие-то характерные ее черты, повторяя линии, формы, очертания. Но не наблюдается даже малейшего стремления к гармонизации. Новые постройки возводятся на ничтожно маленьких клочках земли прямо в историческом центре города, помещаются в промежутках между другими объектами, надстраиваются над старыми, порой представляющими немалую архитектурную ценность зданиями. Получается полнейшая архитектурная безграмотность.

Новое еще и потому сложно вписать в сложившийся архитектурный облик, что с течением времени складывается определенные образцы восприятия и стандарты красоты. Но архитектурный облик зданий наряду с прогрессом во всех сферах жизни также претерпевал изменения. «Металл, бетон и стекло обступают нас со всех сторон. Эта новая архитектура выглядит совсем не похожей на каменную и деревянную архитектуру прошлого. Чаще всего это различие оценивается не в пользу новой архитектуры. Новые здания кажутся многим непонятными и раздражающими, гораздо понятнее и милее старинные дома с колоннами. Мы отказываемся воспринимать язык новой архитектуры, хотя прекрасно понимаем, что новые материалы и конструкции подразумевают и новый язык».[7] Архитектура настойчиво демонстрирует свою неразрывную связь с техническими устройствами. Элементы инженерного оборудования – воздуховоды, электроника, ремонтные устройства, лифты и эскалаторы – играют все более заметную роль в облике здания.

Индустриализация строительства может являться одной из причин однообразия архитектуры. Однако появился целый ряд приемов, которые избавляют процесс индустриального изготовления деталей сборных зданий и их монтаж от «обязательности» однообразия. Это и очень большой выбор монтажных элементов, большой выбор целых блоков зданий, более совершенная свобода построения планов, и следовательно богатство плановой конфигурации, различная отделка поверхностей элементов и т.д. Здания действительно стали сборными, состоящими из металлических конструкций и опор. Зачастую они представляют собой безжизненную коробку (самое большое — стеклянную). Тогда внутреннее их «оживление» передается в руки дизайнеру, который решает, как правильно организовать пространство, применив в качестве исходного материала доставшиеся ему, например, несущие колонны. Может быть он завуалирует их или, напротив, привлечет к ним внимание? Использует для организации направления движения людского потока. Вариантов может быть множество.

Глава 2. Дизайн и архитектура: слияние и поглощение

Когда в 30-е годы XX века строился Московский метрополитен, он создавался как единая система. «Архитекторы и дизайнеры комплексно решали задачи проектирования вестибюлей, отделки подземных залов, внешнего вида и отделки вагонов, шрифта надписей, униформы обслуживающего персонала».[8] Это свидетельствует о том, что создание целостного объекта требует непременного совместного участия специалистов своего дела, взаимопроникновения идей, —  без этого реализованный проект не сможет в полной мере быть осмыслен и воспринят как целое.  «Профессиональный дизайнер должен решать множество специальных задач и одновременно выступать в роли координатора усилий различных специалистов в создании промышленного изделия… Дизайнер должен стремиться к тому, что продукт массового потребления или специального потребления был приспособлен к нуждам потребителя».[9] Данное суждение могло бы быть применено и к понятию дизайна внутренних и внешних пространств сооружений, предназначенных массовому потребителю – дизайну интерьера; средовому дизайну; световому дизайну; ландшафтному дизайну. «Дизайн – специфическая деятельность, связанная с проектированием всех объектов среды, окружения человека: от предметов обихода до орудий производства, от убранства жилых помещений до комплексного оборудования промышленных предприятий».[10] Опираясь на данное определение, мы не можем исключить тот факт, что дизайн (в большей степени это относится к дизайну интерьерному, средовому) будет учитывать исходное состояние объектов: будь то архитектурно-планировочные решения, взаиморасположение элементов или доминирующая форма. «Самая характерная тенденция подлинного дизайна, поддерживаемая передовыми художниками-конструкторами, это стремление проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплексы, изменяющие и гармонирующие окружающую нас предметно-пространственную среду и вносящие тем самым свой посильный вклад в дело развития передовой человеческой культуры».[11]Сравнительно недавно стали говорить о новом виде проектной деятельности – дизайне архитектурной среды. Речь идет о профессии архитектора-дизайнера, специалиста в области искусства проектирования предметной среды.Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам архитектурной среды относятся[12]:

  • Городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли
  • Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду
  • Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства

Дизайнер-архитектор, создавая внутренний интерьер, должен очень отчетливо представлять себе специфику структуры объекта, которая в дальнейшем будет ведущей в решении всех композиционных задач. Основа будущей гармоничной композиции — правильное построение структуры сооружения, правильно найденный характер его объемно-пространственной организации. Строя пространство, постоянно необходимо помнить, для кого именно оно предназначено, для каких людей, то есть учитывать «человеческий фактор».

«Интерьеры помещений в архитектурных объектах общественного назначения предназначены для осуществления самых различных процессов, существование которых можно свести к одному: общественному потреблению продукта – либо материального, либо духовного. При том, что сам продукт создается в процессе производства, интерьер общественного здания предоставляет условие для его потребления, что подразумевает наличие некоторых процессов по обслуживанию, требующих специального производства. Из этого следует, что внутреннее пространство общественных объектов также делится на две основных зоны – служебную, предназначенную для обслуживающего персонала, и собственно общественную, предназначенную для посетителей – соприкасающиеся и взаимодействующие вместе, где и происходит сам процесс потребления».[13] Поэтому, разные зоны по-разному будут решены в проекте интерьерного пространства, в соответствии со своей функциональной нагрузкой. Это может быть выражено в использовании материалов, планировок, оформлении предметной среды. Существенная особенность композиции интерьера заключается в его активной связи с находящимися внутри или снаружи людьми. Особенно активно взаимодействуют с людьми нижние уровни здания. В торговом заведении – это входные зоны, витрины, идентифицирующие объекты (вывески, указатели). Дизайнер, организующий внутреннее интерьерное пространство, должен стремиться делать это вне разрыва с архитектурным наполнением сооружения – по крайней мере, до определенной степени. Полная оторванность и разрозненность архитектурной и дизайнерской мысли вводит в заблуждение и размывает содержание объекта.

Глава 3. Дизайн и архитектура торгового центра. Объединение усилий

Организация и дизайнерские решения современных торговых пространств создаются с расчетом на то, чтобы их посетители чувствовали себя максимально комфортно, с одной стороны и приобщались к новому, неизведанному – с другой. «Поиск формы «жизни» продукта как основную задачу дизайнера формулирует представитель службы компании «Лорьер»: «Искать образ магазина, характер магазина, индивидуальность магазина – мистические ингредиенты, которые приводят к тому, что покупатели предпочитают один супермаркет другому».[14] Всякое торговое заведение стремится привлечь потребителя как своей внешней формой, расположением и окружением, так и внутренним наполнением.

При рассмотрении дизайна торговых заведений мы имеем дело изначально с массовым дизайном, потому как предусмотреть индивидуальные параметры дизайна при таком большом количестве его «потребителей» практически не представляется возможным. «Он (дизайнер) проектирует не для избранной группы друзей, каждый из которых обладает утонченным рафинированным вкусом, а для большинства людей, представляющих широкий диапазон вкусов».[15] Небольшие же бутики в рамках торгового центра, имеющие узких круг постоянных потребителей, со вкусами и предпочтениями которых они знакомы, могут позволить себе осуществить оригинальные и индивидуальные дизайнерские решения, тогда как на огромных площадях торговых центров они будут выглядеть неуместно.

Российские торговые центры внешне зачастую выглядят как сараи или ангары, разрушая все принципы гармонизации и эстетизации формы. Многие застройщики считают, что архитектура магазинам не нужна, главное – месторасположение. С точки зрения их функциональности и экономической целесообразности это вполне оправданно. Примечательно, что если обратиться к ориентации на определенную аудиторию, можно увидеть: для торговых центров нижнего ценового сегмента архитектура вообще не важна. Здесь получается палка о двух концах. Многочисленные нормы и требования к архитектуре, с одной стороны, не позволят возвести в центре города такую коробку, как «МЕГА», а с другой стороны слишком оригинальное решение городская администрация тоже вряд ли согласует. В комплексах высшего ценового сегмента обычно применяются довольно сдержанные решения и дорогие отделочные материалы. А средний сегмент прибегает к оригинальному оформлению. Порой зачатки оригинальных архитектурных решений упрощаются или вовсе упраздняются, проект видоизменяется в процессе застройки. Архитектура в итоге подменяется обычным строительством, труд архитектора используется для генерации идей, которые бессистемно применяются в надежде придать зданию торгового центра мнимую осмысленность и хоть какую-то внешнюю привлекательность. Доминирующей формой для торговых центров со времени их тотального распространения стал ровный правильный параллелепипед, который, правда, считается агрессивным по отношению ко всему, что его окружает. Позже, с осознанием необходимости создания более привлекательного «фасада», появилось много проектов, использующих округлые, цилиндрические, сферические формы.

Продумать внутреннее оформление ТЦ, взаиморасположение элементов пространства необходимо для создания соответствующей обстановки внутри магазина таким образом, чтобы она способствовала обдумыванию покупателем покупки. В основу правильного оформления среды внутри ТЦ ставится именно воздействие на конкретного человека, на его эмоциональное состояние для побуждения его к совершению покупки. Дизайн ТЦ должен быть в целом неброским, чтобы не оттягивать на себя внимание. Оригинальные решения по оформлению торговых помещений принимают магазины – арендаторы. Как правило, материалы, которые применяются во внутренней отделке общих пространств торгового центра, не отличаются оригинальностью, являясь практичными, нейтральными. Переходы – как цветовые, так и фактурные – могут быть использованы для отделения друг от друга функциональных зон (отдыха и развлечений, приема пищи, торговой зоны).

Прежде всего, дизайнеру необходимо выстроить модель внутреннего пространства, в котором будут передвигаться посетители торгового центра, с тем, чтобы наметить все маршруты и направления их движения, которые в конечном итоге будут заданы (а не выбраны самими посетителями) в том числе и положением элементов дизайна. Навигационная составляющая дизайна очень важна, потому что в торговом центре, похожем на лабиринт запутанных коридоров, передвигаться и находиться будет некомфортно. То же касается и месторасположения эскалаторов и других устройств. Как уже упоминалось выше, для организации навигации дизайнером могут быть использованы архитектурные элементы здания. Проходы в торговом центре лучше всего делать широкими, а потолки высокими. Хотя потолки как таковые особенно в новых торговых центрах отсутствуют. Пространство, если оно сквозное, устремляется высоко вверх и заканчивается панорамным остеклением, дающим дополнительное естественное освещение. Мало приемлемый вариант, когда в бутиках торговых центров ангарного типа не делают потолков – вместо них наверху располагаются ничем не прикрытые коммуникации (возможно, таковы технические требования), но эстетическая составляющая не менее важна. Цветовое решение торгового центра должно учитывать особенности физиологического воздействия цвета на потребителей: во время продолжительного шоппинга им необходимо расслабиться и спокойно, без спешки обстоятельно осмотреть приглянувшиеся магазины.

Что касается психологического воздействия, то здесь используется понятие заученной и более естественной реакции — практически на уровне безусловного рефлекса. Например, использование теплых или холодных цветов в оформлении ТЦ. Теплые тона можно посоветовать для оформления внешнего вида центра, мест размещения рекламных материалов на фасаде, входов в ТЦ, галерей с витринами арендаторов, торгующих популярными товарами, в том числе и по низким ценам.

Холодные тона используются в оформлении интерьера, торговых площадей, посещение которых является запланированным. На покупки в таких местах затрачивается много времени. В холодных тонах оформляются также места покупок дорогих товаров, внушающих ощущение риска, финансового или социального.[16]

Дизайн торговых центров предусматривает организацию мест отдыха посетителей: устанавливаются скамейки, диваны. Для того чтобы вызвать ощущение комфорта, имитируются природные оазисы с использованием водопадов, искусственных насаждений, водоемов, фонтанов и других подобных мотивов. Можно организовать живой уголок с аквариумом – созерцание его обитателей будет умиротворять посетителей, вызывать положительные эмоции. Очевидно, степень оригинальности дизайнерского решения и сумма затрат на его воплощение, не всегда будут прямо пропорциональны ценовому сегменту торгового центра. Интересный проект можно погубить некачественной его реализацией, а банальный – преподнести как нечто особенное. Здесь все будет зависеть от опыта, способностей к творчеству и новаторству. Но прежде всего при разработке дизайн-концепции торгового центра необходимо помнить о функциональности и практичности во всем, что касается общественного использования.

Заключение

Неброские однотипные формы торговых центров, единственным украшением и привлекающим взор элементом которых служит крупная вывеска, постепенно будут отходить на второй план. Будущее за проектами, в равной степени обладающими заметной, оригинальной, концептуальной архитектурой, находящейся в смысловой и функциональной связи с оформлением и дизайном внутреннего пространства. Необходим поиск новых визуальных решений: к примеру, пока панорамное остекление являлось чем-то новым и диковинным, к нему проявлялся повышенный интерес. Но в виду того, что ко всему происходит привыкание (хорошо, если не вырабатывается стойкое неприятие, что вполне характерно для восприятия всего нового и дерзкого), то и интерес резко начинает ослабевать. Привлечь формой и дизайном? Тогда они должны быть многовариантными, чтобы не пропадало чувство новизны. Даже простое изменение цвета может изменить форму объекта и наше восприятие очень сильно. Это будет сюрпризом: вроде бы все по-прежнему, но появилось что-то новое, что-то поменялось.

И архитектура, и дизайн современных торговых центров имеют одну общую цель, направленную на потребителя. Поэтому, они должны гармонировать и работать друг на друга – иначе получится ситуация, как в небезызвестной басне Крылова. Пренебрежение архитектурной формой неприемлемо, так как посыл зайти внутрь не дойдет до потребителя, и он не увидит, что там находится. Обманная привлекательная внешность, ничем не подкрепленная – тоже не подействует. Именно гармоничное сочетание, целостность, возможность соотношения одного с другим служит ориентиром для достижения максимальных результатов – в чем бы то ни было.

Список использованной литературы:

  1. Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
  2. Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с.
  3. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика).
  4. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006  — 504 с., ил.
  5. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988 – 136 с.
  6. www.mallmag.ru : Андрей Васюткин, «Математика комфорта», Журнал Молл, октябрь 2004г

[1] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 23-24

[2] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 184

[3] Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика) – с. 13

[4] Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988 – с. 12

[5] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 27

[6] Там же – с. 50

[7] Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика) – с. 45

[8] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 18

[9] Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – с. 22

[10] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 19

[11] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 22

[12] Там же – с. 28

[13] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 133

[14] Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – с. 34

[15]Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006– с. 59

[16] www.mallmag.ru : Андрей Васюткин, «Математика комфорта», Журнал Молл, октябрь 2004г

www.taby27.ru

Концепция архитектуры жилого интерьера: 75 фото, схемы

Капитальное и частное строительство начинается с проекта, в нем гармонично сочетаются выбранный архитектурный стиль, современные технологии и уникальная идея, передающая концепцию будущей постройки с функциональным назначением. Эффективное архитектурное проектирование и эксклюзивный дизайн интерьеров от высококлассных и квалифицированных специалистов, это возможность реализовать собственное видение будущего проекта и воплотить все мечты в одном проекте.

Архитектурный стиль это набор общих характеристик, присущих определенному зданию с любым хозяйственным назначением, а внутренний дизайн интерьера подчеркнет статус владельца жилья, повысит комфорт и уют в помещении, отвечая следующим принципам.

Большой загородный дом в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Дизайн загородного дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Красивый дизайн загородного дома в архитектурном стиле

Практичная функциональность и эргономика

Все предметы интерьера жилой или рабочей зоны должны отлично сочетаться, дополняя концепцию создаваемого стиля и соответствовать гармоничной комбинации акцентного дополнения оформления.

Повышенная экологическая чистота

Используемая мебель, предметы интерьера, украшения и аксессуары, материалы для оформления и декора отвечают стандартам повышенного качества, изготавливаются из экологически чистых, надежных и природных материалов.

Модель дома в архитектурном стиле

Эскиз дома в архитектурном стиле

3D модель дома в архитектурном стиле

Большой синий дом в архитектурном стиле

Большой проект дома в архитектурном стиле

Высокотехнологичность и простота

Развитие современных технологий находит отражение в архитектуре и дизайне, оригинальные проекты дополняются инновационными наработками, заменяющими устаревшие конструкции и неактуальное оформление.

Сочетание эстетики и функциональности

Является основой концепции стиля в современной архитектуре и дизайне помещений, все многообразие оформления подчиняется простому правилу гармонии и эксклюзивной комбинаторики презентабельного внешнего вида и функциональных возможностей.

Архитектурный стиль в дизайне дома

Схема для дома в архитектурном стиле

3D модель дома в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Модель дома в архитектурном стиле

Разнообразие стилистик и возможности архитектуры и дизайна

Классический архитектурный стиль находит воплощение в современном мире, он остается актуальным для истинных приверженцев строгих традиций и оптимального сочетания практичности и изысканности, поэтому так популярен во многих дизайнерских решениях. Квартира в готическом квартале Барселоны, как исходный проект, силами мастеров может быть воссоздана в любом уголке мира с дополнением современными декорирующими материалами, имитирующими необходимую структуру и цвет.

Схема для дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Модель загородного дома в архитектурном стиле

Архитектурный стиль в дизайне дома

Красивый дом в архитектурном стиле

Дачный и приусадебный участок может украсить лесной домик из Бразилии, возведенный из натуральных, оригинальных материалов, полнофункциональная постройка гармонично «впишется» в ландшафтный дизайн определенной стилистики. Архитектурные и дизайнерские решения воплощают концептуальную идею, дополненную функциональными предметами интерьера, экстерьер выступает визитной карточкой постройки, а внутреннее оформление усиливает общее впечатление.

Модель дома в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Модель дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Схема дизайна дома

Видео: Состав рабочего проекта загородного жилого дома

50 фото примеров архитектурного дизайна дома:

dizainvfoto.ru

Архитектура или дизайн?

 

Если провести небольшой экскурс в историю человеческой цивилизации, то легко обнаружится, что путаницы происходят оттого, что метаморфозы носят медленный и малозаметный характер.

 

Однако и революционность процесса не всегда приводит к пониманию происходящего: сказывается сила привычки и сопротивление ментальной инерции.

 

Но наступают моменты, когда латентные процессы, наконец, становятся явными и обнаруживают себя во всей силе.

 

Не исключение в этом смысле и такая область деятельности, как строительное искусство.

 

Я намеренно не произношу слово архитектура, ибо это и есть предмет предстоящих разбирательств, т.е. внесения ясности в ситуацию, когда становится жизненно необходимым четко понимать, что есть архитектура, а что есть строительный дизайн (термин «строительный дизайн», в отличие от явления, которое он призван обозначать, не является общепринятой лингвистической нормой и может рассматриваться лишь как гипотетическое предложение).

 

Предвижу скепсис читателя по поводу такой всеобъемлющей миссии, единолично присвоенной автором данной публикации.

 

 

Должен отметить, что я ни в коей мере не хочу расставлять знаки, определяющие строительный дизайн и архитектуру как положительное или отрицательное явления.

 

Я всего лишь хочу внести терминологическую ясность, а значит ясность прежде всего понятийную, которая, как известно — уже половина успеха. Как сказано в священных книгах: «словом точным наречешь – постигнешь суть нареченного».

 

Смысл такого разбирательства заключается прежде всего в том, что для здорового существования и сосуществования и того и другого – архитектуры и строительного дизайна – необходима терминологическая, а значит понятийная структуризация.

 

Действительно, ясность в определениях позволяет по-новому взглянуть на вопросы, решаемые этими двумя дисциплинами, которые на сей момент определяются как единое целое, именуемое словом «Архитектура».

 

Но, как в природе нельзя остановить процессы структуризации материи, так и в явлениях, относящихся исключительно к человеческой цивилизации и культуре, нельзя до бесконечности обозначать одним и тем же термином вещи, имеющие различную и часто антагонистическую природу и характер.

 

Для того чтобы быть доказательным и логичным в своих построениях, я приведу те принципы или свойства, которые отличают, на мой взгляд, архитектуру от строительного дизайна.

 

Однако, прежде чем это сделать, следовало бы вкратце напомнить диалектику зарождения строительного дизайна в недрах архитектуры.

 

 

Архитектура, начиная с конца девятнадцатого — начала двадцатого века, образно говоря, была беременна строительным дизайном. Процесс этот длился примерно сто лет. Тут следует отметить, что практически весь двадцатый век был переходным периодом, в котором мы имели дело скорее с гибридом архитектуры и дизайна, нежели с четко сформировавшимся дизайном.

 

Нельзя не признать, что одиночные голоса, пытающиеся отделить архитектуру от дизайна, не раздавались время от времени то там, то сям.

 

И здесь я не присваиваю себе пальму первенства. Вполне возможно, что такая полемика могла вестись в англоязычной среде либо в среде какого-нибудь европейского или азиатского языков. Мне ничего об этом не известно.

 

По крайней мере, так как не существует общепризнанного, четкого терминологического деления, я могу предположить, что такие дебаты не увенчались успехом.

 

Может показаться, что я ломлюсь в открытые двери, так как в англоязычной среде давным-давно пользуются термином architectural design, т.е. термином «архитектурный дизайн».

 

Термин этот в определенной степени можно признать вполне точным и объективным, ибо он отражает (или отражал) положение дел в процессе эволюционного развития дизайна на определенном этапе и в конкретных исторических рамках. Иными словами, термин «архитектурный дизайн» отражал и отражает природу гибрида архитектуры и дизайна, несмотря на их во многом антагонистическую природу. Нет ли тут скрытого противоречия? Думаю, нет, — ибо в этом и заключается диалектика природы вещей, диалектика единства и борьбы противоположностей.

 

Но вернемся к положению дел в профессиональной русскоязычной среде, в которой, как известно, даже такого компромиссно-гибридного термина, как «архитектурный дизайн», на официальном или общепринятом уровне не существует. И все, что происходит в строительстве, традиционно обозначается словом «архитектура».

 

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще такое деление? Есть ли в нем смысл и к чему такие сложности, если практикующие архитекторы и так себя неплохо чувствуют? И что же нам в практическом смысле может дать такое терминологическо-понятийное деление? Вопрос вполне закономерный и не праздный. Отвечу на него коротко: — Прежде всего, качественные изменения в профессии, а в более широком смысле – более ясное понимание взаимоотношений человека, общества, цивилизации и природы. Ибо по природе своей та среда обитания, которую мы создаем, оказывает огромное влияние на человека и общество в целом.

 

Чтобы поставленный вопрос о терминологии не казался пустой схоластикой, а был действительно важным, насущным вопросом профессиональной жизни, приведу ряд свойств, различающих природу архитектуры и строительного дизайна.

 

(здесь и далее под словом дизайн подразумевается строительный дизайн – прим. автора).

 

 

Основные отличия.

 

• архитектура тектонична, дизайн атектоничен.

 

• архитектура статична, дизайн динамичен.

 

• дизайн вдохновлен будущим, архитектура — прошлым.

 

• архитектура — это старость, умудренная опытом, дизайн — это молодость, сжигаемая желаниями.

 

• архитектура апеллирует к культуре и мифу, дизайн — к науке и технологии.

 

• архитектура стремится к вечности, дизайн — к сиюминутности.

 

• архитектура — обитаемая скульптура, дизайн — обитаемая реклама.

 

• архитектура – коллективное сознание, дизайн — индивидуальное.

 

• архитектура — порождение естественной среды обитания, дизайн — искусственной.

 

• архитектура — живописна, дизайн – плакатен.

 

• архитектура экстраветна, дизайн — интровертен.

 

 

 

Для более глубокого понимания приведенных различий между архитектурой и дизайном придется расшифровать каждый из вышеизложенных тезисов и совершить небольшой исторический экскурс.

 

 

Исторический контекст. Смена парадигмы.

 

Во все времена своего существования архитектура стремилась к стабильности, устойчивости и незыблемости, т.е. по существу к вечности, как категории. Это проистекало из самой её природы – идеи крова, убежища, сакрального места, которые не могли быть перенесены куда-либо по своей прихоти, ибо имели незыблемую, прежде всего духовную связь с местом их строительства. Архитектурная постройка диктовалась топонимикой, тектоникой земли, органической частью которой и была, как порождение союза Человека и Места, как зримая категория Вселенной. Вы не найдете ни одного архитектурного произведения прошлого, которое бы диссонировало с природным окружением. Причина такой гармонии проста – архитектура, в отличие от строительного дизайна, всегда и только вдохновлялась природой.

 

Технологии возведения, ограничения материальных и физических ресурсов диктовали применяемые архитектурно-строительные решения. И даже в период своего бунтарства – эпохи готики – все устремления в небо, к богу уравновешивались контрсилами, характерными для материала и гравитации.

 

На всем протяжении своего развития архитектура формировалась как практически единственное материальное олицетворение знаний и верований об устройстве вселенной, с её космогонией и иерархией. По-существу, архитектура обслуживала миф и сама в определенной степени являлась мифом, т.к. была накрепко связана с представлениями людей об окружающем мире.

 

Решение таких утилитарных вопросов, как устойчивость, тепловая инерция, защита от неблагоприятных погодных условий, долговечность и прочность всегда были заботой архитектора, использующего строительные приемы, продиктованные характерными для данной местности строительными материалами. Даже когда происходили архитектурные заимствования или культурные экспансии одних народов в другие культуры, архитектура продолжала руководствоваться своими исконными принципами.

 

И только в двадцатом веке, в эпоху зарождения дизайна, в эпоху трансконтинентальных перемещений сырья, энергоресурсов и материалов отпала необходимость строгого следования местным строительным условиям и традициям. А с появлением авиации и массового автомобилестроения, провозглашением декларативного лозунга «дом – машина для жилья» создались предпосылки для возникновения новой идеологии строительства — строительства без привязки к местности из материалов до того времени совершенно несвойственных архитектуре – бетона, стекла, металла, пластика.

 

Тут стоит отметить, что любая профессия, связанная с обществом в целом, не может самоизолироваться от влияния идей, царящих в атмосфере. Философия позитивизма, овладевшая не только передовыми умами общества, но и многими просвещенными людьми, да, и просто профессионалами, катализировала процессы, ставшие логическим толчком для зарождения дизайна. Идеи абсолютной научно-технической и гуманитарно-этической и личностной свободы человечества, познаваемости окружающего мира, его подвластности человеку, имели свой резонанс и в такой традиционной области, как архитектура. И, вдохновляемое идеями воздухоплавания и автомобилестроения, идеями новых перспективных возможностей личности, зародилось новое понимание человека, общества, пространства и времени. Передовые архитекторы, ставшие создателями новых идей в архитектуре, а по существу, давшие начало зарождению строительного дизайна, прямо и открыто призывали к отказу от прошлого, разрыву с традициями, которые, по их мнению, по рукам и ногам связывали свободу нового человека. Зародившийся в это время модернизм стал колыбелью не только для обновленных традиционных видов искусств, но и для новых, ранее не существовавших, таких, как кинематограф и дизайн, и строительный дизайн в частности. Эти факты во множестве приведены и описаны в литературе, посвященной научному, философскому, культурному и техническому бэкграунду конца 19, началу 20в.

 

Я привожу эту небольшую историческую выдержку лишь как напоминание исторического контекста, который вполне подробно описан в литературе, посвященной зарождению и развитию модернизма.

 

 

 

Генная память.

 

Современная культурология, психология, генетика и антропология располагают достаточно обширными знаниями о природе человеческой психики, мышления и факторах, влияющих на мировосприятие. Время от времени говорят и о такой пока еще экзотической сфере, как «экология души». Все более популярной становится и такая, не менее экзотическая вещь, как фэн-шуй, которая по-существу во многом заботится о том же самом.

 

Однако, о таких вещах, как культурная экология на генно-биологическом уровне в области градостроительства пока, увы, не идет и речи. Причем не только на официальных уровнях, но даже и в профессиональной среде. Борцов за историческую застройку (де факто, за архитектурный контекст городов) считают, к великому сожалению, не более чем чудаками, мешающими жить и строить.

 

Но если абстрагироваться от узких утилитарных и профессиональных интересов и посмотреть на проблему с более широкой, научной точки зрения, привлекая к рассмотрению поставленного вопроса такие дисциплины как биология, генетика, антропология, то можно сделать совершенно очевидный и логически обоснованный вывод о том, что в процессе своего исторического развития и существования человек столетиями копил генную информацию о среде обитания, о тех постройках, которые его окружали на протяжении всей его жизни. И в этом смысле дисбаланс между архитектурой и строительным дизайном вызывает духовный дискомфорт, дисбаланс психики. Такой же, как и дисбаланс, вызываемый неправильным питанием, в котором отсутствуют или содержатся в недостаточном количестве жизненно важные микроэлементы, витамины и вещества.

 

Мы много говорим о генетически модифицированных продуктах, беспокоимся, как они отразятся на биологии человека, совершенно не подозревая, что среда обитания, состоящая из архитектурно-дизайнерских гибридов, по существу является тем же генно-модифицированным продуктом и исподволь работает над изменением наших генов.

 

Конечно, есть такие уважаемые организации как ООН и ЮНЕСКО, которые заботятся об устойчивом и гармоничном развитии общества и цивилизации в целом, заботятся о сохранении культурного наследия, памятников архитектуры и градостроительства. Однако специфика деятельности этих организаций не включает такие аспекты как футурологические прогнозы, относящиеся к искусственной среде обитания, тем более с научной точки зрения.

 

И уж тем более, эти организации совершенно не отслеживают такие процессы, как изменение баланса между архитектурой и строительным дизайном, т.к. с каждым годом архитектуры становится все меньше, а строительного дизайна – все больше. Смысл такого баланса заключается в том, что по своей природе дизайн не дает духовной пищи, а дает в лучшем случае лишь пищу для ума и тела, в то время как архитектура прежде всего восполняет именно этот сектор человеческого бытия.

 

И в этом смысле, четкое понимание того, что архитектура с её устойчивыми архетипами закодирована в нашей генной памяти, требует не менее бережного и обоснованного отношения, чем в случае с употреблением генно-модифицированных продуктов.

 

 

Может сложиться впечатление, что я ратую за незыблемость архитектуры в том её виде, в каком мы её получили от наших предков, и выступаю гонителем строительного дизайна.

 

Отнюдь нет. Я прежде всего выступаю за то, что стоит более внимательно и ответственно отнестись к тем процессам, которые происходят в обществе в целом и в профессии в частности, учитывая, что профессия является действенным инструментом изменения среды обитания. И уж коль скоро речь зашла о балансе между архитектурой и строительным дизайном, то логичным было бы предположить, что строить новые города и реконструировать уже существующие было бы целесообразно на основе введения в практику гуманитарно-экологического кадастра, по примеру земельного — т.е. определять структуру городов с точки зрения процентного соотношения архитектура-дизайн, а также их гибридов.

 

 

 

Образование.

 

Хочу отметить, что процесс образования на архитектурных факультетах во многом деструктурирован и хаотичен. В курс изучаемых дисциплин входят как традиционные предметы, характерные для архитектуры, так и предметы которые скорее присущи исключительно строительному дизайну. В результате такого бессистемного смешения изучаемых предметов у студентов — архитекторов происходит путаница в профессиональных навыках, снижающих их итоговое, профессиональное качество. .

 

К примеру, знание истории архитектуры, классические методы проектирования для студентов, (гипотетически и по свойству своего менталитета) избравших строительный дизайн, оказываются практически бесполезными и даже вредными, т.к. занимают определенный отрезок времени в учебном процессе. А для студентов, избравших (соответственно) путь архитектуры, этот же объем знаний и навыков, составляющих профессию архитектора, является совершенно недостаточным.

 

И поскольку такого деления на сегодняшний день не существует, то особенно драматично это сказывается на такой области профессиональной практики, как реконструкция, реставрация и восстановление исторической застройки. В этом случае, по-существу, мы имеем архитектурно-дизайнерский гибрид, подогнанный под шаблон архитектуры. Или, если хотите, макет в натуральную величину. И это в лучшем случае. В целом же, такие произведения не в силах преодолеть свойства «плакатности», которое более характерно для дизайна. И дело не только и не столько в бюджете или строительных материалах и технологиях. Дело прежде всего в плохой профессиональной подготовке в области исторических знаний вообще и архитектурно-исторических в частности.

 

В то же время, недостаточно глубокое и ясное понимание задач, свойств и методов создания произведений строительного дизайна, подменяемое фрагментарными знаниями архитектурных принципов, делает постройки, которые следовало бы уже отнести к области строительного дизайна, скучными, неуклюжими или даже карикатурными.

 

В задачи данной статьи конечно же не входит давать подробный анализ подготовки и возможный перечень образовательных предметов будущих специалистов в области архитектуры и строительного дизайна. думаю, что и обозначения существующей проблемы для её последующего детального рассмотрения вполне достаточно.

 

Отмечу лишь, что итоговая часть образования могла бы дать нам две профессии указанным в дипломе, выдаваемом выпускнику: архитектор или строительный дизайнер.

 

 

Практика.

 

Если оглянуться на прошедший двадцатый век, то невозможно не отметить, что он характеризуется невиданными до того масштабами строительства. Без преувеличения можно сказать, что за один только двадцатый век настроено больше, чем за все предыдущие века и эпохи. А стилевое, формальное и функциональное разнообразие, кажется, просто не имеет предела. Двадцатый век можно смело назвать эпохой экспериментаторства в области строительного искусства. Однако много ли произведений двадцатого века можно охарактеризовать как бесспорно достойные произведения строительного искусства? На многие ли из них готовы ехать и любоваться туристы за тысячи километров? А приехав, смотреть более двух минут кряду? Думаю, в процентном отношении катастрофически мало. И дело не только в том, что эпоха великих экспериментов всегда характеризуется горами перерытой руды или несовершенством новых строительных технологий и материалов. Причина кроется в том, что подавляющее большинство построек можно охарактеризовать как неудалые, безыдейные гибриды архитектуры и строительного дизайна. Ими полнятся сотни, если не тысячи городов, в которых живут люди, не имеющие другого выбора как ежедневно смотреть на таких уродцев. Такие гибриды не унаследовали лучших качеств от своих прародителей. Образно их можно назвать детищами кровосмесительных браков или результатом бездумных биологических экспериментов. И такими экспериментами занимаются тысячи и тысячи профессионалов, не понимающих истинной природы этих двух родственных, но все же противоположных дисциплин. Значит ли это, что с момента появления статьи подобные эксперименты прекратятся? Отнюдь нет. Однако хочется надеяться, что с приходом более полного понимания, они станут более качественными, осмысленными и ответственными.

 

В данном случае, статья лишь катализатор осмысления положения вещей, а не их решение. Она – лишь попытка показать разницу между двумя дисциплинами в сжатой и ясной форме, через постановку вопроса о терминологии.

 

А главный смысл разбирательств с терминологией заключается в том, что на текущий момент понятием «архитектура» подменяется понятие «строительный дизайн», в то время как исконная архитектурная практика подвергается уничижению, как нечто отжившее, нетворческое, не имеющее никакого права на существование в современной полноценной профессиональной практике.

 

Одним словом, поняв глубинную разницу между строительным дизайном и архитектурой через терминологию вернуть архитектуре ее утраченный статус, а строительному дизайну придать статус самостоятельной дисциплины. Таким образом, мы сможем снять те проблемы, которые пока считаются трудноразрешимыми практически повсеместно, где существуют архитектура и строительный дизайн.

 

Одновременно и взаимодействие этих двух дисциплин будет более эффективным и менее драматичным, коль скоро будет четкое понимание их, задач, функций и особенностей.

 

 

© Фархад Мулладжанов

 


Последние новости в разделах

Интервью / Геометрия в интерьере: как форма становится источником вдохновения   2019-01-15

Дизайн с использованием геометрии в интерьере на протяжении долгого времени пользуется популярностью. С помощью строгих геометрических форм можно не только создавать интересные проекты, но и корректировать характеристики пространства. О том, как грамотно использовать возможности геометрии…

 

Новости архитектуры / Консультационный центр RABOBANK нового поколения   2018-11-02

Руководство нидерландского международного банка Rabobank решило объединить мелкие филиалы в более крупный центр, в котором смогут работать около 320 сотрудников. Новое здание должно было воплотить мечту руководства банка – создать консультационный центр нового поколения…

 

Новости дизайна / Система сбора дождевой воды «Raindrop»   2018-11-26

На международной садовой ярмарке GAFA 2017 в Кёльне была представлена новая версия современной бочки для сбора дождевой воды «Raindrop». Работу над проектом голландский дизайнер Bas van der Veer, выпускник академии дизайна в Эйндховене, начал еще в 2009 году, полностью переработав прежнюю версию…

 

Интерьер / Интерьер дома HAUS WALDE   2018-10-19

Клиент пожелал возвести жилище, организовав в нем открытую светлую комнату с садом и видом на австрийские Альпы. Дом расположен на северном покатом склоне горы и основной проблемой для архитекторов было адаптировать строительство к сложной топографии участка…

 

obstanovka.by

Центр современного искусства «Облака»

Автор публикации Регина Ибрагимова

 

Архитекторы и дизайнеры — это не просто профессионалы, прошедшие определенный этап обучения. Это талантливые личности, прекрасно знающие, что такое творчество. Архитектура и дизайн — две родственные профессии, которые дополняют друг друга, создавая комфорт и эстетику пространства. Разницу точек зрения и подходов к работе представителей двух «лагерей» попыталась выяснить, еще в 2007 году, Регина Ибрагимова. Она встретилась с архитекторами и дизайнерами, выслушала мнения людей сочетающих в своей работе и то и другое, а на «закуску» задала свои вопросы художнику.

 

Мария Толкунова. Дизайнер.

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

В архитектуре есть элементы дизайна, так же, как и в дизайне есть элементы архитектуры, но важнее все-таки архитектура. Архитектор должен заложить эстетику в здание, чтобы дизайнеру потом работать в помещении было легче, чтобы он не хотел гипсокартоновым потолком портить такое чудесное пространство. Но на деле выходит иначе. Есть конструктивные недостатки, и дизайнеру приходится превращать их в достоинства.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Я вообще категорически против деления! Хорошая работа архитектора и хорошая работа дизайнера одинакова сложна.

Какими качествами должен обладать дизайнер?

Чувство меры, чувство вкуса и ответственность перед собой и теми, кто потом будет обитать в этой квартире. У дизайнера знаний должно быть много, и знания эти не должны быть поверхностными.

На ком больше ответственности?

На архитекторах нагрузка глобальная и ответственности больше. Их работу видит каждый, проходя мимо, и тут ошибиться в пропорциях, деталях на фасаде гораздо опаснее.

 

Ильшат Байбурин. Дизайнер. Арт-директор студии Paradox.

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Архитектура оперирует другими понятиями, она менее человечна на сегодняшний день. Поэтому на порядок отстает от дизайна. И это не только в рамках нашего города, но и по всей стране. Для каких-то знаковых построек приглашаются зарубежные архитекторы. Есть конструктивная коробка: 4 стены, пол и потолок. Вчера это была кофейня, сегодня это ночной клуб, а завтра будет офис. В данном случае дизайн теплее и ближе человеку.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Сложно заниматься не своей работой. Человек талантливый должен уметь в своей области делать все.

Какими качествами должен обладать дизайнер?

Ильшат: Дизайнер должен сочетать в себе много качеств. Он должен быть и психологом, и художником, и конструктором, и декоратором. Дизайнеру необходимо знать и уметь применять различные стили и направления.

На ком больше ответственности?

С одной стороны, на архитекторе больше ответственности, но с другой стороны, работа дизайнера находится на виду, с нее спроса больше. Ведь дизайн – это не только изменение пространства, это еще декорирование мелкими деталями, из которых складывается общая картинка. Как говорят французы, Бог в мелочах. Возможно у нас менталитет такой: от архитектуры особых изысков не требуют, только функциональность, а вот от дизайна хотят всё.

 

Владимир Савенко. Архитектор. Руководитель архитектурной мастерской №1 Башкиргражданпроекта.

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Это разные профессии, связанные тем, что они работают с визуальной средой. Главная разница – масштаб и долговечность. Дизайн сосредоточен на удобстве с одной стороны и на моде с другой стороны. А архитектура — это, по большей части, искусство вневременное.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Для меня сложнее дизайн. Это профессия, где дьявол в мелочах, в ней гораздо сильнее чувственное начало, нежели логика, которая довлеет в архитектуре. Ловить нюансы цвета, например, мне лично гораздо сложнее.

Какими качествами должен обладать архитектор?

Чувство пространства. Архитектор работает с интерьером и экстерьером, не зацикливаясь на какой-то конкретной детали или фрагменте. Ведь мы формируем образ здания, имидж объекта в целом.

На ком больше ответственности?

На архитекторе. Дизайн – это шкурка, положенная изнутри, она не влияет на воздушность или защищенность, которые хотелось создать. Архитектура это основа и она всегда остается у грамотного дизайнера.

 

Павел Веревкин. Главный архитектор архитектурной мастерской «ARHIgroup».

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Архитектура первична! Разницу я вижу в том, что из дизайна в архитектуру можно привнести формообразование, а из архитектуры в дизайн форму перенести крайне сложно. Любой предмет, огурец или рамка для фотографии– все это архитектор видит объемно, и на следующий день может появиться проект развлекательного комплекса в виде огурца или рамки для фотографии.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Дизайном. И это, наверное, правильно, потому что общение с заказчиком, отстаивание своего мнения дается не каждому талантливому архитектору.

Какими качествами должен обладать архитектор?

Он должен быть как гениальный фантаст: создавать такие проекты, которые не только не утратили бы актуальность в будущем, но и с прошествием времени становились бы классикой, памятниками.

На ком больше ответственности?

На архитекторе. Потому что ошибка дизайнера может пагубно отразиться на одном или нескольких проживающих в этом пространстве людей, и ее очень легко исправить. А ошибку архитектора исправить не так просто. Все люди, живущие в определенном доме, если планировки неправильные, или живущие рядом, если дом поставлен неверно, вынуждены страдать из-за чьей-то ошибки.

 

Эдгар Салихов. Архитектор, дизайнер. Руководитель архитектурного дизайн-бюро «Среда».

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Архитектура – это польза, прочность и красота, а интерьерный дизайн – это цвет, композиция и стиль. Учитывая эти краткие определения, можно сказать, что общего у профессий мало. Но в последнее время с развитием новых технологий и материалов эти две сферы деятельности все чаще пересекаются.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Я архитектор в первую очередь, но больше люблю заниматься какими-то камерными вещами. Для меня, чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Я считаю, что для практикующих архитекторов очень полезно заниматься интерьерным дизайном. Дизайнер все-таки ближе к владельцу жилой ячейки.

Какими качествами должен обладать архитектор, какими дизайнер?

Для обеих категорий важно обладать желанием и умением творить, обладать чувством меры и вкуса. Архитектор должен мыслить пространственно, а у дизайнера должны быть остро развиты ощущения цвета, краски. Еще одна больная тема – это знание стилей. Стилистика необходима как для архитекторов, так и для дизайнеров, будут они ее применять в будущем или нет. Даже с эклектикой нужно уметь правильно работать.

На ком больше ответственности?

Конечно на архитекторе, потому что грамотно спроектированное пространство испортить очень трудно. Дизайн интерьера – это даже не профессия. Идеальный тандем – это архитектор и декоратор.

Ваши пожелания?

Архитекторам я бы пожелал быть смелее. Современные технологии и материалы стирают какие-либо ограничения. А дизайнерам посоветовал бы, наоборот, быть осторожнее.

 

Игорь Паличев. Архитектор, дизайнер. Руководитель DarkDesignGroup.

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Разницы нет никакой, обе профессии коммерческие. Все, что приносит прибыль – это коммерческая деятельность. Чем качественнее сделан дизайнерский проект, будь то автомобиль, ручка или интерьер, тем лучше будет продаваться данный продукт. То же самое и в архитектуре. У нас в России ситуация такова, что архитектор занимается архитектурой, а интерьером занимается дизайнер, и делают они это отдельно. Хотя на западе над проектом работает либо один человек, либо команда, в которую входит архитектор, дизайнер, декоратор и художник по свету.

Чем заниматься сложнее: архитектурой или дизайном?

Трудно заниматься чем-то новым. Если человек проектирует изо дня в день жилые дома, то впервые заняться интерьером для него будет сложно, и наоборот.

Какими качествами должен обладать архитектор, какими дизайнер?

Самое главное качество, как для дизайнера, так и для архитектора – требовательность. Надо быть требовательным к себе, к своему детищу, к тем, кто будет воплощать проект в жизнь. И еще, дизайнер должен как минимум иметь архитектурное образование.

На ком больше ответственности?

Ответственность лежит на обоих. В здании должно быть все гармонично: как интерьер, так и экстерьер. Они должны быть либо единым целым, либо стилистическим продолжением друг друга. Если уникальный интерьер выполнен в сером, скучном здании, где заказчик экономил на материалах и архитекторе, человек может не зайти в это здание и не увидеть этот интерьер. И если очень хорошо сделаны фасады, планировки и выбрано правильное географические расположение здания в городе, но интерьер ужасный, то человек, увидев один его раз, больше не захочет возвращаться туда.

Ваши пожелания?

Пожелания… активнее участвовать в конкурсах, расти профессионально, чтобы каждая работа была новым шагом. А еще мужества в общении с заказчиками.

 

Айрат Терегулов. Художник.

В чем Вы видите разницу между архитектурой и дизайном?

Разницы, собственно говоря, нет. Не зря на западе художник, будь он архитектор, дизайнер, скульптор или живописец, – это артист. Все это визуальное искусство.

Какими качествами должен обладать архитектор, какими дизайнер?

Для дизайнера важно много знать, много читать, ездить, впитывать. Для архитектора самое важное все-таки обучение. Любым специалистом быть сложно. Нужно, чтобы многое совпало в одном человеке. Архитектор должен разбираться в изобразительном искусстве, а дизайнер должен учитывать эргономику, удобство, потребности заказчика. Дизайн ради дизайна существовать не может.

На ком больше ответственности?

На архитекторе. Все начинается с архитектуры, если ее нет, то и дизайна быть не может.

Ваши пожелания?

Я не сторонник украшательств. Каждый штрих должен быть оправдан. Логика должна присутствовать. Это и хочу пожелать как дизайнерам, так и архитекторам.

 

Выслушав несколько авторитетных мнений, автор попыталась обобщить все вышесказанное. Профессионалы сошлись во многих вопросах. Но были и разногласия.

Архитекторы признают, что дизайном им заниматься труднее, ссылаясь на «дьявола в мелочах», то есть, на множество мелких нюансов, с которыми сталкивается дизайнер. Как полагают архитекторы, на них больше ответственности, потому что дизайн — это искусство недолговечное, подверженное моде. Было высказано мнение что «дизайнер это неудавшийся архитектор».

 

Хотя последние считают разницу между дизайном и архитектурой надуманной, аргументируя талантом, которому должно быть подвластно все. Дизайнеры утверждают, что представления об архитектуре человек получает через дизайн экстерьерный, а в первую очередь интерьерный,  «бог в мелочах», как говорят они, из этих мелочей создают общее представление об объекте. При этом многие дизайнеры сетуют на планировки архитекторов, «архитектор думает объемами, а ему бы подумать головой». Лучшим подарком от архитектора они признают квартиру-студию, лишенную стен. Но все таки самое большое недовольство у всех интервьюируемых вызывают непрофессионалы, пытающиеся заниматься дизайном, не получив достаточных знаний. Эксперты, сочетающие работу дизайнера и архитектора, советуют не спорить и не вставать по разные стороны баррикад, считая полезным совмещать в работе дизайн и архитектуру, не бояться новых смелых шагов и постоянно самосовершенствоваться.

 

Впервые публикация появилась в журнале «ЦЕНТР».

artoblaka.ru

Архитектурный дизайн — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

С тех пор, как человечество перешло к оседлому образу жизни, желание украшать свое жилище привело к рождению искусства. Современный дизайн можно по праву считать отдельным видом такого искусства. Искусства художественной организации пространства. А с проявлениями дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна или дизайна дома, например, люди сталкиваются в повседневной жизни практически каждый день. В оформлении интерьера человек пытается выразить свою индивидуальность, и можно по праву сказать, что дизайн является своеобразным художественным конструированием.

Строительный или архитектурный дизайн являются основой такого конструирования, позволяющей подходить к вопросу организации пространства комплексно: от разработки дизайн проекта до окончательного оформления интерьера. Строительный дизайн – это, в первую очередь, необычность формы, новое содержание в организации планировки дома или интерьеров комнат. И, хотя, главные требования к современному дизайну это неповторимость и современный стиль, это вовсе не исключает использование традиционных классических канонов оформления интерьеров в новом прочтении. Таких стилистических сочетаний в современном дизайне великое множество: минимализм и хай-тек, фьюжн, или современное барокко. Создание неповторимой, эксклюзивной формы достигается применением совершенных дизайнерских решений – уникального архитектурного проектирования, сочетания света и тени, применением самых современных материалов в оформлении дизайна офисных помещений или интерьеров квартир.

Тенденции современного дизайна – это, в первую очередь, повышение требований к самому дизайну. Сделать интерьер комнаты или офиса просто красивым уже далеко недостаточно. Сделать такой интерьер эксклюзивным и неповторимым становится практически главным требованием к разработке дизайна. Плюс, несомненно – высочайшее качество воплощения дизайнерских решений и современный, актуальный стиль. Мода изменчива и скоротечна. Меняются представления людей о красоте, их предпочтения в планировке домов, дизайне комнат, оформлении интерьеров. Пожалуй, одна из функций современного дизайна – уметь предугадывать такие предпочтения, предлагая новые архитектурные и дизайнерские решения. Одно остается неизменным всегда: интерьер и планировка дома призваны создавать уют и гармонию. Дизайн помещений как раз и направлен на создание уютного и комфортного пребывания людей. И совершенно не важно, какими именно вариантами стилей, или их сочетаний, это достигается. Главное: уютный и гармоничный интерьер – это сочетание пожеланий заказчика с творческими идеями самого дизайнера. Что, безусловно, не исключает участие заказчика в творческом процессе.

Очень часто, именно креативные идеи владельца помещения служат своеобразным катализатором создания уникального дизайна кафе, гостиниц, ресторана, офиса или банка. И студии дизайна прислушиваются к такому мнению. Без профессиональных знаний в области проектирования, дизайна помещений, оформления интерьера, качественный дизайн проект, пожалуй, невозможен. Но именно, пожелания заказчика служат отправной точкой творческого процесса. И, если дизайн дома является законченным произведением архитектурного искусства, ландшафтный дизайн служит его логическим продолжением. И здесь на первый план выходит еще одна грань дизайна – умение доставить человеку эстетическое наслаждение и дать, столь необходимый в наше стремительное время, отдых от повседневной суеты.

letopisi.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *