Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Новая редакция Ст. 83 ЗК РФ
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Комментарий к Статье 83 ЗК РФ
Согласно п. 1 комментируемой статьи землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Любое развитие населенного пункта, включая его территориальное расширение, предполагает возникновение земельных отношений, связанных с процедурой изъятия земельных участков и связанных с ней юридически значимых действий.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, из данного положения ЗК вытекает, что критерием установления земель поселений является факт установления границы земельного участка, которая отделяет участок земель поселения от земель иных категорий.
Основное целевое назначение земель поселений состоит в том, что они служат территорией размещения различных, преимущественно жилых, строений, а также сооружений и объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности постоянно проживающего населения. По сравнению с землями иных категорий эта территория мала, для ее увеличения необходимо изменение черты поселения, что представляет собой трудоемкий, длительный и затратный процесс. Поэтому на землях многих городов происходит так называемая уплотнительная застройка <658>.
<658> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова.
Земли населенных пунктов составляют около 1,2% земельного фонда страны. К данной категории относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В муниципальной собственности находится 165,7 тыс. га таких земель, в федеральной — 535 тыс. га) <659>.
———————————
<659> Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики. М., 2010; .
Необходимо отметить, что появление в российском законодательстве понятия «земли населенных пунктов» связано с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 года N 1251-1 и Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года.
В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР от 1922 года подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — в соответствии со ст. 147 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями. Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались законодательством входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов <660>.
———————————
<660> Сухова Е.А. Указ. соч.
Земельным кодексом РСФСР от 1970 года земли были разделены на шесть категорий, в том числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов).
В Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103-1 <661> категория «земли населенных пунктов» также была сохранена.
<661> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.
Впоследствии наименование данной категории земель было изменено. В соответствии с принятым в 2001 году ЗК стала использоваться формулировка «земли поселений», которая также была изменена.
С 1 января 2007 года и до сих пор данная категория земель именуется «земли населенных пунктов» <662>.
———————————
<662> Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ «О внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 51 (ч. I). Ст. 5498.
Необходимость изменения наименования категории земель возникла в связи с тем, что существовавшие на тот момент нормативные правовые акты оперировали разными понятиями.
На момент принятия ГК градостроительное законодательство называло населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, в соответствии со ст. 5 ГрК РФ все виды населенных пунктов относились либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). В то же самое время действовавший тогда Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <663>, определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось <664>.
<663> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
<664> Сухова Е.А. Указ. соч.
В 2003 году был принят Закон N 131-ФЗ, в связи с чем понятийно-категориальный аппарат вновь претерпел изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения в настоящее время определяются как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления. Следовательно, в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.
В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Как отмечает О.И. Крассов, границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории земель, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель <665>.
———————————
<665> Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2009; .
Порядок присвоения географическим объектам собственных наименований предусмотрен Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» <666>. Процедура рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года N 554 <667>.
<666> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.
<667> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2770.
Необходимо отметить, что комментируемое положение коррелирует с нормой, нашедшей отражение в подп. 12 п. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ, согласно которой территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемое положение вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако, исходя из данной формулировки, можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено) <668>.
<668> Сухова Е.А. Указ. соч.
Другой комментарий к Ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации
1. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. ЗК РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.
Понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение». В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводятся понятия сельского и городского поселений. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Это — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В ст. 11 названного Закона сформулировано понятие «территория поселения». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Все это означает, что понятие «территория поселения» не совпадает с понятием «земли населенных пунктов».
Понятие «земли населенных пунктов» используется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную и территориальную сферы, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению использованием земель и регулированию градостроительства. Законодательное закрепление пространственной и территориальной сфер городских и сельских поселений обусловлено спецификой градостроительства. Сферой градостроительства является не только поверхность земли как определенная территория, на которой могут возводиться здания, строения и различные сооружения. Градостроительство осуществляется также в воздушном и подземном пространстве, что учитывается в праве. Это сферы, в пределах которых действуют правила землепользования и застройки, проекты планировки и другие документы, определяющие правовой режим земель данной категории.
Правовой режим земель населенных пунктов определяется в земельном законодательстве, которое устанавливает общие принципы регулирования использования данной категории земель. В градостроительном законодательстве эти нормы получают свое развитие и в нем отражаются особенности регулирования отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов, создания и эксплуатации объектов недвижимости (зданий, строений и сооружений) на них.
Правовой режим данной категории земель имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение — они используются для обеспечения развития поселений и в отношении них действует правовой режим земель населенных пунктов.
Основой правового режима земель населенных пунктов является правовое регулирование использования земель и объектов недвижимости на них как единого комплекса, определение условий строительства и эксплуатации зданий, строений и сооружений и их эксплуатации.
Для того чтобы обеспечить благоприятные условия проживания населения, развития инфраструктуры поселений, эти земли должны использоваться в соответствии с документами территориального планирования, в частности генеральными планами и схемами территориального планирования муниципального района. Территориальное планирование использования земель данной категории — отличительная черта их правового режима.
Специфика правового режима земель населенных пунктов выражается в том, что именно на этих землях в первую очередь должно осуществляться зонирование территорий (градостроительное зонирование), в результате которого определяется разрешенное использование земельных участков и объектов недвижимости на них.
Существуют некоторые особенности правового режима застроенных и незастроенных земельных участков, обусловленные тем, что незастроенные участки могут быть предназначены для застройки и предоставлены для строительства.
Правовой режим земель населенных пунктов, особенно крупных городов, оказывает влияние на режим прилегающих к ним земель других категорий. Прилегающие к городам земли должны использоваться таким образом, чтобы обеспечить благоприятное состояние окружающей среды городов, служить своего рода «легкими» городов. Поэтому устанавливаются пригородные зоны городов, на территории которых действуют разного рода ограничения хозяйственной деятельности в интересах охраны окружающей среды.
2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В связи с этим в п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, которая определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
3. Границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории земель, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель.
Так, в Федеральном законе от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» в ст. 1 дано определение понятия «географический объект». Географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты. Наименования географических объектов — географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 554.
Переименование городов федерального значения, городов РФ осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов РФ или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований географическим объектам РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ. Переименование географических объектов РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ и городов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ.
zkodeksrf.ru
формы собственности, ограничение и прекращение права собственности
Земли населенных пунктов – участки, которые расположены внутри этих населенных пунктов и поселений. Они предназначены для развития и последующей застройки. Земли населенных пунктов могут быть в частной, муниципальной и государственной собственностях.
Частная собственность предполагает, что физическое или юридическое лицо приобрело землю, согласно действующему законодательству. Также они могут в определённом порядке приобретать участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Существует и категория участков, которые по закону нельзя передавать в частную собственность.
В муниципальной собственности находится та земля населенных пунктов, которая является такой с момента образования, признана таковой федеральным законом, была приобретена или безвозмездно передана под нужды органов власти.
Государственные земли населенных пунктов – все участки, которые не находятся ни в частной, ни в муниципальной собственностях.
Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования
Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:
- Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
- Ненадлежащее использование земли.
- Приобретение этого же участка в частную собственность.
Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.
Ограничения права собственности
Ограничения прав собственности – все то, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения землей населенных пунктов. Сюда же относится и ограничение оборотоспособности, что указано в статье 27 ЗК РФ. Все ограничения необходимо регистрировать, также нужно выделить, что они передаются при продаже земельного участка от одного владельца к другому. Любые обременения можно обжаловать в судебном порядке. Существуют следующие виды ограничений:
- Особые условия по охране окружающей среды.
- Особые условия по использованию и хозяйствованию.
- Условия по началу и окончанию застройки в отведенные сроки.
- Иные условия, которые оговорены в ЗК РФ или Федеральных Законах.
Прекращение права собственности
Право собственности на землю населенного пункта может быть прекращено при отчуждении этого участка собственником другим лицам или же при его отказе от права на этот участок. Право постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения прекращается при самостоятельном отказе владельца от него. Принудительно остановка прав происходит в следующих случаях:
- Участок используется не по целевому назначению.
- При использовании участка таким способом, который приводи к значительному ухудшению окружающей среды.
- При изъятия земли населенного пункта для нужд государства или муниципалитета.
- При изъятии участка с целью реквизиции.
- При неустранении последствий земельных нарушений.
- В случае регулярной неуплаты земельного налога (смотрите статью «Налог на земли населённых пунктов»).
- При использовании земельного участка с нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.
- При невыполнении мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель в случае необходимости.
- При неиспользовании участка земли населенного пункта в течение трех лет или более того, если иное указано в Федеральном законе.
- В иных случаях, которые описаны в Федеральном законе.
Принять решение об прекращении права собственности сможет только суд, опираясь на статью 54 ЗК РФ. Также необходимо учитывать положения, которые установлены Федеральными Законами. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа.
www.landatlas.ru
Проблемы в понимании понятия «земли населенных пунктов»
Земли населенных пунктов традиционно являются одним из важнейших объектов гражданско-правового оборота. Основное целевое назначение данных земель — застройка и развитие населенных пунктов. Это связано, прежде всего, с их фактической значимостью, так как на территории данной категории земель проживает большее количество людей, чем на иных землях.
Действующий Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. 22.07.2010 г.)[1] (далее ЗК РФ) в качестве одного из видов земель, поименованных в ст. 7, назвал земли населенных пунктов.
Исторически сложилось так, что данная категория земель «земли населенных пунктов» не всегда носила такое название.
Земельный кодекс РФСР от 25.04.1991 г. [2] одним из видов земель по целевому назначению называл «земли населенных пунктов».
После принятия ЗК РФ понятие «земли населенных пунктов» было заменено на понятие «земли поселений».
Учитывая, что данные понятия использовались законодателем в достаточно аналогичном смысле, то после принятия ЗК РФ в правоприменительной практике произошла путаница в понимании данных терминов:
— «в земельном и градостроительном законодательстве понятие «поселение» используется в значении «населенный пункт»;
— согласно формальному толкованию закона понятие «поселение» в земельном и градостроительном законодательстве может использоваться только в том значении, которое ему дано в другой отрасли права (законодательном акте), определяющей государственно-административное устройство страны.
В этой связи показательны ответы комитетов Госдумы на запросы органов законодательной власти субъектов РФ. Например, ответ на запрос Самарской губернской Думы о содержании понятий «поселение» и «административный центр»:
«В указанных нормах понятие «поселение» соответствует нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Существует определенное различие в применении понятия «поселение» в законодательстве о местном самоуправлении и в земельном законодательстве. Использование определенного значения данного понятия зависит от конкретного содержания правовых норм, в рамках которых оно применяется, что может быть установлено на основе комментариев к этим нормам и правоприменительной практики».
Из ответа на запрос органов власти Орловской области о введении ряда новых понятий, содержание которых точно не определено в ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ:
«Положения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции (от 06.10.2003 № 131-ФЗ, далее — Федеральный закон) имеют содержание, тождественное нормам части 2 статьи 12 действующей редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28.08.1995 № 154-ФЗ), в соответствии с которыми определены территории муниципальных образований, существующих на дату официального опубликования Федерального закона.
Указанные в положениях пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона категории земель определяются Земельным, Лесным, Водным и Градостроительным кодексами, Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
При определении территорий вновь образованных муниципальных образований следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона вся территория субъекта Федерации должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями. Только в субъектах Федерации, имеющих низкую плотность населения, допускается наличие территорий, не включенных в состав территорий поселений.
Таким образом, на территории Орловской области условий для возникновения территорий, не входящих в состав территорий городских и сельских поселений (межселенных территорий), не имеется» [3].
Федеральным законом РФ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ (ред. от 23.11.2009г.) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] статьей 25 в ЗК РФ были внесены изменения, в частности, касающиеся категории земель поселений, где понятие «поселение» заменено на понятие «населенный пункт».
При этом следует обратить внимание на то, что в ряде других федеральных законов законодателем по-прежнему используется термин «поселение», например, в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) [5] (далее по тексту ГрК РФ), в Федеральном законе РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.07.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6] и др.
При этом понятие «поселение» законодателем не раскрывается.
Так, ГрК РФ во многих своих положениях использует понятие «поселение», не давая ему определения, например, говоря о территориальном планировании поселений (глава 3), утверждении правил землепользования и застройки поселений (глава 4), утверждении документации, подготовленной на основании документов территориального планирования поселений, по планировке территории (глава 5).
Совершенно очевидно, что термин «поселения» употребляется в Градостроительном кодексе РФ в значении населенного пункта [7].
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», термин «поселение» было уточнено, и для целей данного закона ст. 2 были установлены следующие основные понятия:
— сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
— городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
— поселение — городское или сельское поселение.
В то же время ст. 11 названного закона указывает на то, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. При этом в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, получается, что понятие «территория поселения» не совпадает с понятием «земли населенных пунктов».
«При сопоставлении приведенных норм и норм ЗК Российской Федерации о категории земель поселений делался неверный вывод о том, что территории, входящие в состав поселения в понимании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны быть отнесены к одной категории земель – «земель поселений». Чтобы ликвидировать это противоречие было принято решение переименовать категорию земель в «земли населенных пунктов», что, безусловно, уточняет их правовой режим»[8].
В настоящее время согласно пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно в силу своего предназначения, данная категория земель является одной из наиболее востребованных.
«Понятие «земли населенных пунктов» используется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную и территориальную сферы, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению использованием земель и регулированию градостроительства»[9].
В российском законодательстве используется такое понятие как «поселение» и нет понятия «населенный пункт». Проанализировав положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГрК РФ можно сделать вывод, что законодатель не использует понятие «населенный пункт» для обозначения городов, деревень, поселков, сел и т.д. Законодатель использует такое понятие как «поселение», которые, делятся на городские и сельские.
Кроме того, нужно отметить, что коллизия категории земель «земли поселений», заложенная еще при разработке ЗК РФ, на основе которого впоследствии были приняты и действующие на сегодняшний день многие другие федеральные законы, будет существовать до тех пор, пока понятие «земли поселений» не будет исключено из текста законов, названных ранее.
При этом до настоящего времени на законодательном уровне не закреплено определение понятия «населенного пункта».
Необходимо отметить, что термин «населенный пункт» имеет достаточно широкое толкование в литературе.
Например, Советский энциклопедический словарь определяет населенный пункт как населенное место, первичную единицу расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населенного пункта - постоянство использования его как места обитания из года в год [10, с. 875].
Ряд авторов понимают населенный пункт как «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилые, административные и хозяйственные постройки» [11, с. 115].
В Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «населенный пункт» гораздо шире понятия «поселения», оно включает в себя наряду с понятием «поселение» и такие понятия как «город», «село», «деревня» и т.д. [12, с. 314].
На наш взгляд, отсутствие понятия «населенный пункт» не дает определить их общие границы, что и в дальнейшем будет приводить к разному толкованию данного понятия.
Устранение существующего пробела в законодательстве представляется возможным внесением дополнений в статью 83 ЗК РФ следующего содержания:
«Населенный пункт – территория, имеющая официальное название, предназначенная для проживания людей, подчиняющихся централизованной власти и включающая в свои границы сосредоточенную застройку».
Очевидно, что начатый процесс приведения законодательства о землях населенных пунктов до логического завершения необходимо продолжить путем внесения соответствующих поправок в тексты таких законов, как например, Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
-
- Литература:
- Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.1991, N 22, ст. 768 – утратил силу.
Д. Базакин, Е. Лобачева. «О землях населенных пунктов» — «ЭЖ-Юрист», 2007, N 1 // СПС КонсультантПлюс, раздел «Комментарии законодательства»
Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498.
- Собрание законодательства РФ», 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
- Собрание законодательства РФ». РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Подробнее См. Д.О. Войновский «Земли населенных пунктов: проблемы исторического развития» — История государства и права, 2007, № 21; Д. Базаркин, Е. Лобачева. «О землях населенных пунктов» - ЭЖ-Юрист, 2007, № 1 и др. // СПС КонсультантПлюс, раздел «Комментарии законодательства».
Е.А. Галиновская в Комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации (отв. ред. Боголюбов С.А.). — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2011 // СПС ГАРАНТ, раздел «Комментарии».
О.И. Крассов Комментарий к Земельному кодексу РФ. — 2-е изд., перераб. — Норма: ИНФРА-М, 2010 // СПС ГАРАНТ, раздел «Комментарии».
Советский энциклопедический словарь. – М., 1989. С. 875.
И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов Муниципальное право России. Учебник для вузов. М., 1999. С. 115.
Словарь русского языка / сост. Ожегов С.И. под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988 г. С. 314.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, РФ, Населенный пункт, Российская Федерация, общий принцип организации, земля, категория земель, поселение, пункт, земля поселений.
moluch.ru
Особенности использования земель населенных пунктов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений.
Территории н.п. являются динамичными образованиями, потому установление и изменение их черты производится по мере необходимости и имеет свои особенности, такая работа проводится в случаях:
1. Неясности или отсутствия таких границ
2. Изменение ген. плана и проекта планировки и их застройки
3. Предоставление дополнительной земельной площади для развития н.п., а также для нужд администрации
Для уточнения площадей н.п. их границ, использования земель по формам собственности и хозяйствования проводится инвентаризация, главной задачей кот является создание основы для ведения ГКН в сельских поселениях, обеспечение регистрации прав собственности, организация постоянного контроля за использованием земель.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент (ст. 1 ГрК РФ) — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны
1.
1. виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства,
2. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также
3. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
·
· виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
· их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, однако если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Понятие и состав земель промышленности и или иного специального назначения
Земельным кодексом РФ определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, Указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категорией, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например, для нужд обороны не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.
Состав и понятие земель промышленности и иного специального назначения определен Ст. 87 Земельного кодекса РФ.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений.
То, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне черты поселений, означает, что на такие земли внутри поселения распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель поселений как отдельной категории.
Земли промышленности и иного назначения используются или предназначены для: обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.
К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооружениями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервированные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Конечно, нормы об обороте земельных участков, как недвижимых вещей, дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но возможность заранее «зарезервировать» земельный участок для запланированного расширения предприятия или размещения оборонных объектов упрощает задачу.
В целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов Земельным кодексом РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка, входящего в границу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим лицам.
К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Глава XV ЗК РФ Земли населенных пунктов
Земельный кодекс РФ
Оглавление:
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 — 100 настоящего Кодекса.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Статья 86. Пригородные зоны
1. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
2. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
3. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
4. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.
Глава XV. Земли населенных пунктов — полный текст документа с комментариями специалистов юриспруденции и возможностью обмениваться мнениями и опытом с профессионалами в сфере права, оставляйте свое мнение или задавайте вопросы о статьях кодексов и законов, смотрите комментарии опытных коллег.
www.macsystems.ru
ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
10. Земли населенных пунктов
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
studfiles.net