Храм света тадао андо – Легенды : Церковь Света Андо

Содержание

Легенды : Церковь Света Андо

Церковь Света (Church of the Light) - это действующая церковь, в которой весь интерьер формируется за счет использования обычного железобетона и естественного освещения. Даже крест за алтарем выполнен не из физической материи, а при помощи света. С одной стороны интерьер можно назвать очень аскетичным, но с другой именно в нем возникает ощущение погружения в самого себя, сравнимое с медитацией.

Церковь создал японский архитектор Тадао Андо. Это один из культовых архитекторов нашего времени, известный как приверженец направления «критического регионализма». Андо использует в своих работах много приемов игры в интерьере естественного света и натуральных ландшафтных форм. Сам Тадао считает, что архитектура – это процесс выделения и очищения силы света. И церковь Света тому одно из доказательств.

Церковь была построена в 1989 году. Она находится в городке Ибараки, что в 25 км от Осаки. Её площадь всего 113 кв.м, что сравнимо с небольшим частным жилым домом. Церковь Света выполнялась как пристройка, дополняющая комплекс из часовни и дома священника, построенные Ибараке ранее. Но стала настолько культовым сооружением, что помолиться в ней приезжают из далеких уголков Японии, несмотря на то, что основной религией в стране является синтоизм и буддизм. Позже, в 1999 году к Церкви Света было пристроено под почти прямым углом еще одно подобное здание, в котором расположилась Воскресная школа для детей.

Весь интерьер церкви – это ни чем не декорированные стены из железобетона. Даже скамейки выполнены из досок, которые ранее служили в качестве строительных лесов.

Самое главное в интерьере – это свет. Стена за алтарем имеет две пересекающихся под прямым углом прорези, идущие от пола к потолку и от стены к стене. Солнечный свет, попадая внутрь интерьера через эти прорези, формирует самый настоящий крест. И именно этот Крест из света является единственным элементом интерьера, на котором можно акцентировать свое внимание.

Для усиления эффекта восприятия линия стыка стеновых панелей выполнена на уровне горизонтального перекрестия и проходит через все помещение, как бы продлевая крест на соседние стены.

Еще одним оригинальным приемом выполнена входная зона. Одна из стен как бы разрезана плоскостью под углом в 15 градусов. Эта плоскость отделяет входную зону от основного помещения, при этом даже не касается стен основного здания. Причем дверной проем выполнен со смещением, которое заставляет любого входящего остановиться и сделать шаг в сторону. Общение с Богом должно быть осознанным и не терпит суеты, и интерьер Церкви Света именно это и обеспечивает.

Церковь расположена таким образом, что максимально солнечный свет проникает в помещение в утренние часы, наиболее благоприятные для молитвы или проведения службы. За счет контраста темных стен и яркого светового креста происходит так называемая дематериализация пространства. Этот эффект помогает ощутить темное светлым, а простое величественным.

the-legends.ru

Церковь света Тадао Андо | Деловой квартал

Во всех моих работах свет является ключевым фактором.

Тадао Андо

Одна из самых удивительных работ Андо и в то же время одна из самых простых с точки зрения создания архитектурной формы — церковь Света. Протестантский храм был возведен в 1989 году в городке Ибарра, тихой жилой области Осаки. Место под строительство было точно определено относительно остальных зданий для максимального использования солнечного света. Благодаря грамотному расположению церкви наибольшее количество солнечного света проникает в интерьер в утренние часы, более благоприятные для молитвы и проведения службы.

Тадао Андо считает, что архитектура — это процесс выделения и очищения силы света. На этом приеме построен весь творческий замысел церкви Света. Реализация этого проекта принесла архитектору мировую известность. К тому же храм как нельзя лучше показывает стремление ученика овладеть приемами своего великго учителя, Кэндзо Тангэ. Для любого японского мастера продвижение вперед невозможно без освоения уже найденного и открытого. А единственная построенная Тангэ церковь, собор Святой Марии, показала невиданный до тех пор уровень образности языка архитектуры не освоив который, как считал Андо, он не сможет идти дальше и создать что-то свое, неповторимое.

В соборе Святой Марии солнечные лучи проникают внутрь через крестообразное завершение, являющееся световым проемом. В церкви Тадао Андо интерьер также освещает только дневной свет, попадающий внутрь через разрезы в стене Святости, сделанные в форме креста. Преклонение перед талантом великого гуру в крови у каждого японского архитектора. Андо перенял и развил идею Тангэ. Взяв за основу образ собора Святой Марии, Андо максимально упростил форму произведения, переведя метафизику смыслов на язык простейших знаков.

Деньги на строительство собирались среди верующих. Но так как средств все равно не хватало на создание даже самой скромной деревянной церкви, перед архитектором была поставлена очень сложная задача, с которой он блестяще справился. Благодаря проектному решению, предложенному Андо, удалось многократно сократить расходы и уложиться в ту небольшую сумму, которая была собрана. Сам архитектор всем своим творчеством всегда показывал, что для него нет более или менее важных проектов. И уж конечно, он никогда не оценивал статус заказа по его бюджету. Менее бюджетный проект мастер воспринимал скорее как вызов — вызов его таланту и профессионализму, с помощью которых он должен был создать выдающееся произведение на небольшие средства.

Церковь Света представляет собой небольшую бетонную коробку шириной 5,9 метра, длиной 17,7 метра. При высоте 5,9 метра постройка воспринимается совсем крошечной. Скамейки для молящихся, так же как и половицы церкви, сделаны из использованных при строительстве лесов. Дерево было окрашено в темный цвет, чтобы контрастировать со светом, падающим из крестообразного окна храма.

Входная зона сформирована двумя бетонными плитами, соединенными под острым углом. Одна из них прорезает стену церкви под углом 15 градусов и отделяет входную зону от основного помещения. Первое, что увидит человек, желающий попасть внутрь, — световой проем в форме креста на восточной стене. После этого путь будет лежать вдоль бетонной плиты мимо здания церкви. Дверной проем выполнен со смещением, которое заставляет любого входящего остановиться и сделать шаг в сторону, чтобы наконец окинуть взглядом интерьер храма.

Самым любимым строительным материалом Андо стал бетон. Можно наблюдать настоящее преклонение мастера перед стеной из необработанного бетона.

 

Созданные им стены толстые, массивные, тяжелые, без украшений. Андо как-то говорил, что стены способны проявлять силу, граничащую с насилием. Стены Андо могут разделять пространство, преображать, обогащать его, образуя новые зоны. Архитектор всегда очень внимательно относился к возведению стен, формирующих его архитектуру. Швы и стыки должны быть выполнены с безукоризненной точностью. Качество бетона должно быть таким, чтобы избежать проблемы выветривания и необходимости окрашивания материала.

Центром композиции интерьера является вырубленный в восточной стене крест, главный символ христианства. Солнечные лучи, проходя через него, формируют самый настоящий крест света и символизируют духовный путь веры — стремление души к Божественному свету из темного ограниченного пространства физического тела. Именно этот крест света является единственным элементом интерьера, на котором можно акцентировать внимание. С одной стороны, интерьер можно назвать очень аскетичным, но с другой, именно в нем возникает ощущение погружения в самого себя, сравнимое с медитацией. Ведь даже крест за алтарем выполнен не из физической материи, а при помощи света.

Андо создавал церковь Света как произведение, имеющее дуалистичный характер. За счет контрастов, привнесенных автором в это произведение, происходит формирование философского, эмоционального, психологического и интеллектуального диалога архитектуры с человеком. По замыслу Андо, архитектура храма должна была воплотить в себе и отразить двойственность природы всего сущего. Архитектор противопоставляет свет и темноту, глухие бетонные стены и пустоту интерьера, прочность бетона и хрупкость стекла. Необработанная поверхность бетонных стен, отсутствие декора и украшений противопоставляются яркому световому кресту, наполняющему Божественным светом пространство церкви. Архитектура церкви Света должна помочь каждому посетителю, хотя бы на короткое время, исключить волнения внешней мирской жизни и обратиться к поиску внутренней духовности и красоты.

Главной особенностью внутреннего пространства является его пустота, которая помогает перестать обращать внимание на окружение и погрузиться в свои мысли. Японские интерьеры традиционно, как правило, пустые. По представлениям японцев, между человеком и миром уже существует особым образом заполненное пространство. Оно и есть истинно сущее, так как стоит над всем, над формами и временем. Буддийские мудрецы называют это пустотой, или шуньята, китайские мудрецы — дао. Пустота никогда не воспринималась в Японии как негативная категория, так же как никогда не отождествлялась с «ничем».

Служители церкви вспоминают тот день, когда Та-дао Андо принес макет будущего храма. Известный архитектор тогда напоминал скорее маленького мальчика с новой игрушкой — его лицо сияло, глаза лучились. Он долго и вдохновенно рассказывал, как будет устроено здание церкви, пытаясь убедить всех в правильности своих мыслей. Было очень заметно, как увлечен архитектор своей идеей, как сильно захватил его этот проект. «Во всех моих работах свет является важным определяющим фактором. Я создаю закрытые помещения в основном с помощью толстых бетонных стен. Основной причиной является то, что для создания места уединения человека в современном обществе иногда требуются глухие стены без проемов», — говорил Тадао Андо.

Интерьер небольшого культового сооружения состоит исключительно из пустого пространства и света. Андо сумел предъявить духовную силу света, используя для всей постройки только необработанный бетон. В церкви, кроме лампы перед кафедрой проповедника и трех скромных светильников на стене, нет источников искусственного освещения. Рассеянный свет, заполняя пустой интерьер, создает приглушенную атмосферу тишины и спокойствия. Благодаря архитектурному решению в интерьере храма формируется «крест света», необходимый для полноценного восприятия сооружения целиком.

Стиль Андо, как и многих других модернистов, призван «реформировать общество».

Его особый интерес к поверхностям, деталям и материалам находит выход в простых бетонных стенах, а любовь к свету – в каждом уголке этой крошечной церкви. Он прибегает к этим техникам во многих своих сооружениях, однако, возможно, именно из-за мизерного бюджета при строительстве этой церкви она стала настоящим монументом.

Тадао Андо (1941-) родился в Осаке. Он является профессиональным боксером, а архитектуре обучался самостоятельно. Его церковные сооружения вскоре принесли ему всемирную известность. Самые запоминающиеся творения Андо сочетают в себе красоту естественного освещения с природным контекстом, например, водой, и мощь и текстуру стен из наливного бетона для создания атмосферы умиротворения.

Благодаря умению Андо создавать яркое и в то же спокойное ощущение дзэн он является обладателем многочисленных международных наград. Одним из таких творений является Церковь Света в префектуре Ибараки в Осаке. Эта крошечная церковь занимает территорию 113 кв.м., излучая покой и красоту, в особенности, когда лучи утреннего солнца проникают сквозь крестообразное окно с восточной стороны. Маленькие сооружения Андо, включая часовни, галереи и частные дома, – настоящие жемчужины, скрывающие в себе сдержанную, спокойную и в то же время мощную эстетику.

Архитектор является автором и более крупных проектов 21 в., от Фонда искусств им. Пулитцера (2001) в Сент-Луисе, Миссури, до Музея Современного Искусства (2002) в Форт-Ворте, Техас, а также Фонда Ланген (2004) в Гомброихе, Нойс, Германия.

Андо решил стать архитектором после посещения гробниц и храмов в Наре и Киото, а затем отправился в Токио, чтобы воочию увидеть отель Imperial (1923; снесен 1968) по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Он прочитал книги Ле Корбюзье и посетил его комплекс Жилая единица (1952) в Марселе, Франция, отдав должное этому сооружению из наливного бетона.

Что характерно для Андо, стены церкви из армированного бетона имеют почти совершенно гладкую поверхность. Изначально церковь планировалось строить без крыши из-за отсутствия средств у прихожан, но в результате подрядчик выделил необходимые средства.

Для сооружения скамей и настила использовали переработанные деревянные леса. Простое, дарующее покой, почти необитаемое сооружение залито ярким светом. Подобный эффект встречается и в других работах Андо, в особенности в небольших сооружениях вроде часовен.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

«простые дома» для миллиардеров • Имя • Дизайн • Интерьер+Дизайн

Тадао Андо (Tadao Ando, р. 13 сентября 1941) — японский архитектор, притцкеровский лауреат, настоящий поэт бетона, как никто умеет обращаться с пространством. Кто хоть раз был в построенном им здании, не забудет этот опыт никогда. Его имя у всех на устах, ведь в ближайшее время ему предстоит перестройка здания парижской Биржи для французского миллиардера Франсуа Пино.

По теме: Франсуа Пино (Francois Pinault) празднует 80-летие

Архитектор проектирует очень много, сегодня полный список проектов, от крупных до самых крошечных, давно перевалил за 150. Масштаб его дарования и уникальность подхода очевидны. Все, построенное Тадао Андо, можно разделить на четыре большие группы: жилые дома, храмы, музеи и грандиозные эффектные реконструкции, сделанные по заказу Франсуа Пино.

Парижская Биржа, реконструкция Тадао Андо.

Помимо традиционных японских храмов, Тадао Андо создал несколько построек для христианских общин. Например, «Церковь Света», построенная в 1989 году в маленьком городке Ибараки, и церковь в Таруми. «Церковь Света» — три бетонных куба со стенами толщиной 38 см. В кубе, в котором расположен собственно зал для литургии, крест образует узкие отверстия в стене, через них бьет яркий дневной свет, и внутри этот архитектурный прием читается как очевидный христианский символ.

Иногда Тадао Андо может сделать ставку на простую бинарность и получить неожиданно выразительный образ — так случилось в техасском Музее современного искусства в Форт Ворте: архитектор возвел два абсолютно одинаковых павильона. Тадао Андо умеет создавать «простые дома» — известно, что построенные им жилые комплексы Рокко (Rokko Housing One, 1983, и Rokko Housing Two, 1993) в Кобэ — бетонные домики-ячейки, не пострадали во время землетрясения 1995 года.

Храм воды на острове Авадзи, проект Т. Андо.

Конечно, работа в Венеции над двумя музейными площадками для фонда Франсуа Пино вписала особую главу в карьеру Тадао Андо. Сначала архитектор невероятно тонко обошелся с Палаццо Грасси (2006). В исторический интерьер деликатно ввел бетон, стеклянные двери, суперавангардную металлическую фурнитуру — и при этом продемонстрировал подчеркнуто бережное отношение к аутентичным стенам XVIII века.

The Poly Grand Theatre в Шанхае, 2017.

«Я думаю, что архитектура — это всегда борьба».

За палаццо Грасси последовал второй венецианский проект для Франсуа Пино — экспозиционная площадка Пунта делла Догана (2009) — реконструкция здания венецианской Таможни потребовала еще большего драйва и изобретательности. Архитектор справился блестяще: никакое выставленное там современное искусство, даже самое пронзительное или эстетское не способно заглушить архитектурный образ. Что бы там ни демонстрировали кураторы Пино, архитектура всегда производит более сильное впечатление. Именно поэтому французы ждут, что именно сделает японский мастер с историческим зданием Биржи, Пале Броньяр зданием, построенном в 1807-1826 архитектором-неоклассиком Александром-Теодором Броньяром — важным памятником парижской архитектуры первой половины XIX века.

О бетоне Тадао Андо иногда говорят, что он гладкий, как шелк. Архитектор объясняет, что качество конструкции не зависит от самого состава, а зависит от формы, в которую бетон влит. Благодаря развитой традиции деревянной архитектуры в стране уровень ремесленного мастерства в Японии очень высок. Деревянная форма может быть настолько идеальной, что ни одна капля не вытечет из швов. Необходимы водонепроницаемые формы, иначе будут появляться полости, и поверхность может дать трещину.

Музей современного искусства Benesse Museum, Япония, 1992. Внутри — открытый овальный двор для медитаций с прудом посередине. Крыша засажена травой.

Именно благодаря безупречным формам, которые делают японские столяры, бетон Тадао Андо выглядит, как шелк. А круглые отверстия, оставленные в бетоне болтами, которые держат опалубку вместе, давно стали фирменным знаком архитектора — будь то Павильон для медитаций в саду UNESCO (1995, Париж) или Павильон для конференций на кампусе швейцарской компании Vitra (1993, Вайль-на-Райне, первая постройка Тадао Андо в Европе).  Эксперты признают, что бетон Тадао Андо — это всегда конструкция и поверхность и никогда не камуфляж или штукатурка. Тадао Андо любит материал, который совсем не характерен для Японии.

Музей искусств префектуры Акита (Akita Prefectural Museum of Art), проект Т. Андо, 1967. На стене отлично видны фирменные круглые отверстия.

«Большинство домов в Японии строятся из дерева или картона: в том числе и мой собственный, — говорит архитектор. — Я живу в нем с детства, это моя пещера, мне в ней комфортно». (У Тадао Андо был брат близнец, но Тадао родился первым. Когда братьям было два года, семья решила, что Тадао заберет бабушка, он взял ее фамилию Андо. Сначала они поселились недалеко от порта Осаки, а потом перебрались в дом, где Тадао живет и сейчас). В детстве Тадао Андо наблюдал за работой столяра, ему нравилось придавать дереву форму. Он подмечал, как растет дерево, что с ним делает солнце, научился определять качество древесины. И, по собственным словам, постепенно начал понимать связь между формой и материалом, из которого она сделана.

Интересно, что Тадао Андо — полный автодидакт. Выучился профессии самостоятельно. В детстве Тадао Андо много времени проводил на улице и загородом на природе. С 10 до 17 лет увлеченно клеил модeли кораблей, аэропланов, много лепил, учился у столяра, мастерская которого находилась через дорогу от его дома. В юности попробовал начать карьеру боксера, не пошло. Потом занялся самообразованием и овладевал умениями, работая у профессионалов, дизайнеров и архитекторов-градостроителей.

По теме: Архитектор без образования: пять великих самоучек

«Я никогда не был хорошим студентом и всегда предпочитал изучать предмет самостоятельно, вне школьных стен. В 18 лет я начал последовательно объезжать храмы в Киото и Наре, городах, которые славятся обилием памятников традиционной японской архитектуры». Известно, что еще раньше со школьной экскурсией Тадао Андо посетил Императорский отель в Токио, и знаменитый корпус отеля, построенный по проекту Фрэнка Ллойда Райта, произвел на него сильное впечатление.

«Вообще я изучал архитектуру, находясь в самих зданиях и читая о них книги». В 1960-х годах Тадао Андо совершил путешествия в Европу и США  для того, чтобы также своими глазами увидеть и проанализировать все важнейшие памятники западной архитектуры. Во время этих вояжей он выработал привычку делать зарисовки в блокнотах и продолжает вести такие дневники архитектурных впечатлений до сих пор.

«Во всех моих работах свет является важным фактором. Я создаю замкнутые пространства с толстыми бетонными стенами. Отгороженный от городской жизни интерьер должен быть самодостаточным».

Однажды в букинистическом магазине в Осаке Тадао Андо попалась книга о Ле Корбюзье. Чтобы ее купить, молодому человеку пришлось копить деньги несколько недель. «Я рассматривал его чертежи так часто, пока страницы не почернели. Тадао Андо признавался, что в его сознании Корбюзье — эталон, он как бы все время смотрит на проекты и архитектуру его глазами, прикидывает, что Корбюзье сказал бы о том или ином проекте. Когда Тадао Андо приехал в Марсель, разумеется, он отправился смотреть «Жилую единицу» легендарного Корбю и был поражен динамикой, которой обладал бетон в трактовке Корбюзье. Бетон, сталь и стекло — любимые материалы Тадо Андо. Дерево он использовал всего в нескольких проектах, в том числе в Павильоне Японии на Expo 92 в Испании. Вернувшись в Осаку в 1968 году, он основал собственное архитектурное бюро Tadao Ando Architects and Associates.

www.interior.ru

ТОП 10: лучшие проекты Тадао Андо

Японский архитектор Тадао Андо (1941 г.р.) и лауреат притцкеровской премии равнодушен к исключительно интеллектуальной архитектуре. Он отрекается от манипулирования сознанием зрителя и формальных игр. Его архитектурный путь нетрадиционен – учёбе в соответствующих заведениях он предпочёл кругосветное путешествие с целью практического изучения архитектуры. В возрасте 28 лет он основывает собственное архитектурное агентство в Осаке и начинает профессиональную деятельность.

 

Роу-хаус (Сумиёси, Осака, 1975-1976г.)

Архитектор Тадао Андо начинался здесь, в кварталах Осаки. Одновременное сочетание в проектах традиций и современности, пожеланий и бюджетных возможностей заказчика, индивидуальных запросов и эстетических требований среды – вот авторский стиль Тадао Андо. Роу-хаус – это сложная пространственная композиция в нарочито простой бетонной оболочке.

 

 

 

Церковь света (Ибараки, Осака,1987-1989г.)

Темой проекта был свет. Чтобы успешно реализовать тут эту идею, Андо создаёт тёмную, монолитную среду и впускает в неё строго срежиссированное освещение. Бюджетные ограничения вынудили архитектора выполнить пол и скамьи в грубом дереве. Однако текстура подошла более чем удачно. Тадао Андо адепт вещественности, контактности материала, что ясно прослеживается в его работах.

 

 

 

Фабрика (Тревизо, Италия, 1992-2000г.)

Архитектор Тадао Андо приступил к реставрации виллы Лучано Беннетона, не зная ни одного слова по-английски. Всеми возможными графическими средствами архитектор строил общение с заказчиком, и в результате их совместного труда мы видим удивительный, гармонично выстроенный объект с собственным характером. Снова звучит главная тема Андо – тема света и воздуха.


 

Chichu Art Museum (Наосима, Кагава, 2004г.)

Вопрос экспозиции объекта очень занимает архитектора Тадао Андо. В проекте музея он решает «утопить» пространство в тело холма. И всё же внутри помещений он мастерски применяет проникающее освещение – залы не выглядят мрачными. Спокойная фактура служит отличным фоном для выставки любого объекта.

 


 

Храм воды (Цуна, Хёго, 1989-1991г.)

Священник погружается вглубь бассейна, покрытого цветками лотоса. Архитекторов Тадао Андо запроектировал эту эллиптическую форму размером 30×40 м, организовав внутри таинственные залы (круглый – 14 м. в диаметре, квадратный – со стороной 17,4 м.). Уникальный пространственный опыт получает посетитель храма, прежде чем оказаться у бассейна. Пройдя по песчаной дорожке, человек упирается в бетонную стену, которая однозначно разделяет повседневный мир и тот буддийский рай, который создан Тадао Андо.

 


 

Дом 4 × 4 (Кобе, Хёго, 2001-2003г.)

На берегу Внутреннего Японского моря возник ещё один интересный проект – компактный дом-башня 4х4, состоящий из двух простых архитектурных объёмов в виде куба. В этом проекте Тадао Андо играет в пространственный конструктор – ему удаётся организовать на ограниченной территории сложную и удобную для жизни среду. Из верхнего объёма открывается замечательный вид на водную гладь.

 



 

Дом и мастерская Косино (Асия, Хёго, 1979-1984г.)

Внутренне пространство дома перетекает во внешнее – Андо использует каждую пядь земельного участка. Тщательно выверенная планировка внутренних пространств, драматичное освещение, мягкое взаимодействие с рельефом отличают этот проект японского архитектора.

 

 

Modern Art Museum (Форт-Уэрта, 1997-2003г.)

Музей представляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков общей площадью 4900 м². Структурность, свет и использование отражающей способности воды делают этот проект уникальным в своём роде.

 

 

Дом Пьера Пренжье (Шри-Ланка, 2010г.)

Ещё один частный проект и ещё один дом на побережье. Дом имеет три крыла, скомпонованных вокруг центрального патио. Брутальный монолитный бетон применён очень деликатно, отвечая лирике пейзажа.

 



 

Центр современного искусства Пунта делла Догана (Венеция, Италия, 2009г.)

Может создаться впечатление, что Андо – архитектор свободных пространств и сознательно избегает городского контекста. Но проект музея в Венеции опровергает это мнение. Объект спроектирован на стрелке между Канале Гранде и Канале делла Джудекка. Треугольный в плане комплекс по-настоящему органично вписан в историческую городскую среду.

 

 

Пространство для Тадао Андо – это воплощение физической мудрости. Во всём, на его взгляд, должны быть душа и смысл. Тадао Андо говорит: «Город похож на шкатулку для драгоценностей, а здания — драгоценные камни в нем. Я хочу наполнять шкатулки драгоценными камнями».

 

thearchitect.pro

сигма — Храм Света архитектора Тадао Андо.

Церковь Света - Протестантский храм в городке Ибарра, Япония. Поражает простота и величие этой идеи.

«Мама, знаешь зачем нужны церкви?» — спросил меня младший сын. И тут же добавил: «Чтобы молиться!»

«Но, сыночек, ведь молиться можно и дома!» — поразилась я началу разговора.

«Да мамочка, но в церкви ничто не может помешать» — философски заметил шестилетний ребенок.

Признаться, я побаиваюсь заходить в величественные храмы, они подавляют меня своим превосходством, отвлекают обилием декора, сковывают формальностями и строгими ритуалами.

__________________________________________________________________________________

Но, есть место в нашем Мире, где я могу сказать: «Здесь я хочу молиться и ничто не будет мне мешать».

__________________________________________________________________________________

Перед вами одно из самых удивительных и необычных зданий. Это Церковь Света — Протестантский храм в городке Ибарра, префектура Осака, работы японского архитектора Тадао Андо. Поражает простота и величие этой идеи.

Тадао Андо, японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто.

Церковь Света — небольшое бетонное сооружение шириной 5,9 метра, длиной 17,7 метра. Высота здания всего 5,9 метра, что совершенно не типично для культовых сооружений. Снаружи постройка воспринимается совсем крошечной.

Световой проем в форме креста — первое что видит человек приближаясь к церкви. Но чтобы зайти в церковь, ему необходимо проделать путь между бетонными церковными стенами и остановиться, замерев перед входом. Дверной проем выполнен со смещением в сторону, как дань японской традиции — «замедлить ритм жизни» перед важной церемонией.

Проект Церкви Света Дверной проем выполнен со смещением в левую сторону как дань японской традиции "замедлить ритм жизни" перед важной церемонией.

Пол в храме и скамьи для молящихся выполнены из грубой древесины, которую использовали в качестве «лесов» при строительстве. Дерево окрашено в темный цвет, чтобы оттенить свет, падающий из крестообразного окна храма.

Интерьер здания аскетичен. Крест в стене это единственный элемент на котором акцентируется внимание. Крест не осязаем, он выполнен из Света…

_____________________________________________________
Храм символизирует стремление Души к Божественному Свету из темного ограниченного пространства физического тела. 

_____________________________________________________________________________

В церкви возникает полное ощущение погружения в себя, сравнимое с только с медитацией.

Благодаря продуманному расположению здания, в церковь проникает наибольшее количество солнечных лучей в утренние часы, когда идут молитвы и богослужения.

«Протестантский храм прост. В нем должно быть мало декора. Но, если с таким подходом зайти слишком далеко, то останется лишь зал для заседаний. Андо удалось выполнить прекрасную работу — создать «храм». Я думаю, что он создал по-настоящему прекрасное пространство». Так говорит о работе архитектора священник Нобору Корукоме, который совершает богослужение в храме.

Простое, дарующее умиротворение, почти пустое сооружение залито ярким светом. Подобный эффект встречается и в других работах Андо, в особенности в небольших зданиях. Своим творчеством архитектор говорит о том, насколько значим для него каждый проект. Будь то Музей Современного Искусства или часовня в небольшом городке.

У Тадао Андо уникальный жизненный путь. Работал водителем грузовика и даже был боксером. Несмотря на отсутствие архитектурного образования стал признанным архитектором и был награжден «Притцкеровской премией» за достижения в области архитектуры. Тадао пожертвовал всю сумму своего приза в пользу пострадавших от землетрясения 1995 года в Кобэ.

Мастер никогда не оценивает статус заказа по бюджету.

____________________________________________________
Чем меньше бюджет проекта, тем это больший вызов  таланту и профессионализму архитектора. 

_________________________________________________________________________________

Церковь Света строилась на деньги прихожан и изначально не хватало бюджета на крышу здания. Но, проектное решение, предложенное Андо, позволило «уместиться» не только в собранную сумму, но и создать архитектурный шедевр. Увидеть Церковь Света приезжают люди со всего мира.

Простое сооружение пронизано духовностью и залито ярким светом. В нем хочется молиться и ничто тебе не сможет помешать…

В церковь проникает наибольшее количество солнечных лучей в утренние часы, когда идут молитвы и богослужения.

syg.ma

U.V.W: ТОП 10: лучшие работы Тадао Андо

Японский архитектор Тадао Андо (1941 г.р.) равнодушен к исключительно интеллектуальной архитектуре. Он отрекается от манипулирования сознанием зрителя и формальных игр. Его архитектурный путь нетрадиционен – учёбе в соответствующих заведениях он предпочёл кругосветное путешествие с целью практического изучения архитектуры. В возрасте 28 лет он основывает собственное архитектурное агентство в Осаке и начинает профессиональную деятельность.

С днем рождения, Тадао Андо и ТОП 10 лучших работ известного архитектора

1. Роу-хаус (Сумиёси, Осака, 1975-1976г.)

Архитектор Андо начинался здесь, в кварталах Осаки. Одновременное сочетание в проектах традиций и современности, пожеланий и бюджетных возможностей заказчика, индивидуальных запросов и эстетических требований среды – вот авторский стиль Тадао Андо. Роу-хаус – это сложная пространственная композиция в нарочито простой бетонной оболочке.
2. Церковь света (Ибараки, Осака,1987-1989г.)

Темой проекта был свет. Чтобы успешно реализовать тут эту идею, Андо создаёт тёмную, монолитную среду и впускает в неё строго срежиссированное освещение. Бюджетные ограничения вынудили архитектора выполнить пол и скамьи в грубом дереве. Однако текстура подошла более чем удачно. Тадао Андо адепт вещественности, контактности материала, что ясно прослеживается в его работах.

3. Фабрика (Тревизо, Италия, 1992-2000г.)

Андо приступил к реставрации виллы Лучано Беннетона, не зная ни одного слова по-английски. Всеми возможными графическими средствами архитектор строил общение с заказчиком, и в результате их совместного труда мы видим удивительный, гармонично выстроенный объект с собственным характером. Снова звучит главная тема Андо – тема света и воздуха.


4. Chichu Art Museum (Наосима, Кагава, 2004г.)

Вопрос экспозиции объекта очень занимает Андо. В проекте музея он решает «утопить» пространство в тело холма. И всё же внутри помещений он мастерски применяет проникающее освещение – залы не выглядят мрачными. Спокойная фактура служит отличным фоном для выставки любого объекта.
5. Храм воды (Цуна, Хёго, 1989-1991г.)

Священник погружается вглубь бассейна, покрытого цветками лотоса. Андо запроектировал эту эллиптическую форму размером 30×40 м, организовав внутри таинственные залы (круглый – 14м в диаметре, квадратный – со стороной 17,4м). Уникальный пространственный опыт получает посетитель храма, прежде чем оказаться у бассейна. Пройдя по песчаной дорожке, человек упирается в бетонную стену, которая однозначно разделяет повседневный мир и тот буддийский рай, который создан Андо.
6. Дом 4 × 4 (Кобе, Хёго, 2001-2003г.)

На берегу Внутреннего Японского моря возник ещё один интересный проект – компактный дом-башня, состоящий из двух простых архитектурных объёмов. В этом проекте Андо играет в пространственный конструктор – ему удаётся организовать на ограниченной территории сложную и удобную для жизни среду. Из верхнего объёма открывается замечательный вид на водную гладь.

7. Дом и мастерская Косино (Асия, Хёго, 1979-1984г.)

Внутренне пространство дома перетекает во внешнее – Андо использует каждую пядь земельного участка. Тщательно выверенная планировка внутренних пространств, драматичное освещение, мягкое взаимодействие с рельефом отличают этот проект японского архитектора.
8. Modern Art Museum (Форт-Уэрта, 1997-2003г.)

Музей представляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков общей площадью 4900 м². Структурность, свет и использование отражающей способности воды делают этот проект уникальным в своём роде.
9. Дом Пьера Пренжье (Шри-Ланка, 2010г.)

Ещё один частный проект и ещё один дом на побережье. Дом имеет три крыла, скомпонованных вокруг центрального патио. Брутальный монолитный бетон применён очень деликатно, отвечая лирике пейзажа.


10. Центр современного искусства Пунта делла Догана (Венеция, Италия, 2009г.)

Может создаться впечатление, что Андо – архитектор свободных пространств и сознательно избегает городского контекста. Но проект музея в Венеции опровергает это мнение. Объект спроектирован на стрелке между Канале Гранде и Канале делла Джудекка. Треугольный в плане комплекс по-настоящему органично вписан в историческую городскую среду.

Пространство для Андо – это воплощение физической мудрости. Во всём, на его взгляд, должны быть душа и смысл. Тадао Андо говорит: «Город похож на шкатулку для драгоценностей, а здания — драгоценные камни в нем. Я хочу наполнять шкатулки драгоценными камнями».

Написала Nina Belaya
Источник: http://architector.ua

uvw-architecture.blogspot.com

Храм на воде Тадао Андо

«Мы должны создавать архитектуру, которая, подобно поэзии или музыке, будет открытием для человека, пробуждая интеллект, мир и радость жизни», — говорит Андо

Свою архитектуру Андо создает в том числе для того, чтобы человек наслаждался дождями и ветрами, любовался переменами времен года. Безусловно, в этом он говорит на языке ценностей японской национальной традиции. Одним из самых известных творений Андо, в котором природа играет поистине великую роль в формировании архитектуры, стал храм На воде. Природа здесь явилась основным инструментом, создающим образ постройки. Архитектору удалось, с одной стороны, включить природные элементы (свет, ветер, воду, воздух) в архитектуру, образовав цельный организм. А с другой — наоборот, возвысить природу как великую абстракцию, усиливая ее динамический резонанс с геометрией рукотворных форм.

Культовые сооружения Андо, несмотря на строительный материал — необработанный бетон, удивительно поэтичны и наполнены хрупкой красотой, таящей способность изменяться каждое мгновение. Названия их лиричны и не привязаны к месту, тем не менее, известны на весь мир — церковь Света и храм На воде.

Храм На воде был построен на острове Хоккайдо в 1988 году. В основе композиции — два сопряженных друг с другом квадратных в плане объема. Верхний представляет собой прозрачный куб с находящимися внутри четырьмя сомкнутыми крестами.

Нижний — само помещение церкви, восточная стена которой сделана полностью стеклянной. Она выходит на водоем.

Церковь не имеет привычного алтаря. Вместо него красноречивый символ, напоминающий о том, что Творцом является сама природа. Огромных размеров крест расположен прямо на водной глади бассейна.

Свое название сооружение получило из-за того, что вода, по мысли автора, становится органичной частью архитектуры храма. Крест и вода — главные символы христианской религии — соединены в художественном образе этого храма. В то же время Андо никогда не отрицал японской архитектурной традиции. Тема соединения места поклонения с водой использовалась в Японии достаточно часто. Можно вспомнить знаменитое синтоистское святилище Ицукусима (XVI век), расположенное в заливе Внутреннего Японского моря.


До ритуальных врат этого святилища дойти можно только во время отлива, так как они со всех сторон окружены водой. Это место справедливо считается одним из самых красивых в Японии. Синтоистские святыни нередко бывают неразрывно связаны с водой. Объяснение этому заключается В самой религии, обожествляющей все, что создано природой. Согласно синто, все реки, моря, озера, скалы и деревья имеют душу, ками. Так же как синтоизм остался в душе каждого японца после прихода буддизма, не вступая в конфликт с новой религией, так и Андо создал христианскую святыню, в основе которой — древнее японское представление о мироустройстве.

Философия Андо находит отражение в тесной связи внешнего и внутреннего пространств в архитектуре. Храм окружен холмами и деревьями. Бетонные стены лишь подают природную красоту зрителю. Посетители могут наслаждаться багряными красками осенью, ослепительной белизной зимой, нежной зеленью весной и яркими цветами летом. После устройства подземной гидроизоляции, когда залили каскады прудов, храм и окружающая его природа отразились в зеркале воды, приобретя парящую легкость и эфемерность.

Архитектура культового сооружения воздействует на эмоции и чувства посетителей. В этом произведении также можно увидеть любовь Андо к контрастам: искусственного и естественного, закрытого и открытого, пустоты и бесконечности. Контраст грубого необработанного бетона с хрупким стеклом лишь усиливает эмоциональную выразительность храма.

Как и другие работы Андо, храм На воде лишен каких бы то ни было орнаментов. Декора архитектор не признает вообще, считая его ненужным украшательством. Храм На воде в основном выполнен из бетона. Редкие стеклянные поверхности использованы автором как средства более яркой художественной выразительности. Поскольку храм расположен в популярной курортной зоне, перед архитектором стояла задача разместить свое творение среди существующих комплексов и высотных отелей. Андо решил проблему бескомпромиссно. Он максимально отодвинул церковь от застройки, спрятав ее в лесу. А для полной изоляции, которая необходима, чтобы отделить культовое пространство от светского, церковь от отелей, между ними создана длинная L-образная стена, проходящая с западной и северной сторон от храма. Она выполняет также и символическую функцию защиты, закрывая здание от соседних построек и создавая у верующих ощущение уединения, необходимое для молитвы.

К храму На воде устроен сложный подход, а поведение и эмоциональное состояние человека, желающего попасть внутрь, тончайшим образом срежиссированы архитектором. Чтобы войти в храм, посетитель должен проделать большой путь. Мастерство архитектора-режиссера заключается в умении ненавязчиво подсказать и должным образом направить и настроить перед входом в сакральное пространство. Дорога поднимается сначала в верхний куб из стекла и стали, внутри которого находятся четыре больших бетонных креста. Их необходимо обойти вокруг, настраиваясь на медитативное состояние. Поможет этому и необыкновенной красоты панорама, открывающаяся с верхней точки храма. Для наслаждения прекрасным видом верхний куб и сделан прозрачным. Только затем темная винтовая лестница приведет вниз, к помещению самой церкви.

Интерьер храма весьма аскетичен. Пол покрыт темными гранитными плитами. Ступенька отделяет ряды молящихся от небольшого пространства перед восточной прозрачной стеной. Пять рядов деревянных скамеек, расположенных попарно, имеют очень простую конструкцию. Вдоль стен также расставлены деревянные стулья. Вся мебель очень светлая — это еще один контраст с темными стенами и полом церкви. Тщательно продумано искусственное освещение. На северной и южной стенах церкви устроено по четыре небольших углубления со скрытыми в них лампами. Фрагмент интерьера с видом на водоем.

Этих восьми крошечных светильников достаточно для того, чтобы создать в храме приглушенное умиротворяющее освещение.

Водоемы, часто дополняющие архитектуру Андо, всегда неглубокие. В этом кроется особый смысл: вода в мелких бассейнах спокойная и не конфликтует с окружением. Она подвержена влиянию даже легкого ветра, под действием которого на поверхности образуется рябь. С декабря по апрель водоем у храма закрыт слоем снега и воспринимается из церкви как ровная белая, почти бескрайняя гладь, несущая спокойствие и умиротворение — то, за чем приходят верующие в церковь. В бассейне устроены небольшие пороги. Их высота, 15 сантиметров, не позволяет создать бушующий водопад, а только мерное течение тихо журчащей воды.

Стеклянная стена церкви большую часть года закрыта, защищая прихожан от непогоды. Когда стена раскрывается, интерьер церкви полностью объединяется с водой, показывая, какой тесной связи могут достичь архитектура и природа. Но в любое время года на ровной открытой поверхности водоема выделяется металлический крест, обращенный к помещению для молитвы. Светлое пространство пруда с крестом составляет художественный и смысловой контраст с затемненной комнатой для верующих, направляя и концентрируя их внимание.

Восточная сторона церкви имеет специфические бетонные ворота высотой 6,2 метра, состоящие из двух одинаковых проемов. Ширина каждого из них 9,15 метра. Практическая функция ворот заключается в возможности переместить стеклянную стену церкви в соседний проем, полностью окруженный водой. Таким образом, исчезает единственная, хоть и прозрачная, преграда между церковью и природой. Правда, происходит это только летом и в исключительные моменты, например во время венчания. Символическое значение бетонной арки также очевидно. Это намек архитектора на тории, всегда стоящие перед японским святилищем.

Андо всегда тонко чувствует место, в котором будет размещено его произведение. Остров Хоккайдо известен суровыми природными условиями. В этих местах очень холодные снежные зимы, когда температура достигает минус 30 градусов. Но жесткие условия природы рождают невиданные красоты. На этом противоречии архитектор создал удивительную по силе своей притягательности церковь.

Сложнейшие технические расчеты, так же как и многочисленные дополнительные меры, направленные прежде всего на утепление и отопление храма для создания внутри комфортной среды, не должны быть видны неподготовленному зрителю. Требования теплоизоляции привели к необходимости сделать стены трехслойными, с размещением в центре дополнительного утеплителя. Пол также спроектирован двухслойным. Правда, для достижения нужного эстетического эффекта подобные усилия никак не должны были повлиять на архитектурную концепцию храма, так же как и оставить какой-либо след в дизайне его оформления.

Храм На воде, соединяющий западные духовные христианские ценности и традиционное японское почитание природной красоты, с момента своего появления пользуется огромной популярностью среди будущих молодоженов, которые подолгу ждут своей очереди для проведения там главного торжества в своей жизни.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о