Размежевание земельного участка: Размежевание земельного участка в 2019 году: соглашение, минимальный и максимальный размер площади, порядок и срок раздела земли, межевой план, сколько стоит, законы и постановление, заявление

Содержание

ЗК РФ Статья 11.4. Раздел земельного участка / КонсультантПлюс

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 11.4. ЗК РФ

Истец хочет признать право собственности на земельный участок, переданный ему в порядке приватизации

Истец хочет признать право собственности на земельный участок, переданный ему при реорганизации юридического лица

Арендатор хочет признать отказ публичного собственника от заключения договора недействительным

 

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

(в ред. Федеральных законов от 23. 06.2014 N 171-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014
N 171-ФЗ
, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». (п. 6 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Разбираемся в вопросах перераспределения земельных участков — Новости

На образовательном канале в социальной сети «Instagram» состоялась очередная онлайн лекция «Школы Росреестра».
В прямом эфире эксперты обсудили вопросы перераспределения земельных участков, получения прав собственности на земельный участок, образованный в результате перераспределения, а также привели примеры отказа в государственной регистрации и судебной практики.

Что такое перераспределение земельных участков? Это изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.
Елена Николаева, первый заместитель Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области: «Перераспределить значит переформатировать границы земельного участка по определенным правилам. Правила эти заложены в Земельном кодексе РФ в статьях 39.27–39:29».
Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:
Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.
Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.
Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований.
«Наибольший интерес представляют собой земельные участки, образуемые в результате перераспределения частной земли и государственной», — отметила Елена Павловна.
На практике часто встречается ситуация: земельный участок проходит под индивидуальным жилым домом и необходимо прирезать палисадник, который уже в пользовании собственников, или прирезать земельный участок, который находится позади огорода. В таком случае возникает вопрос: что нужно делать, чтобы провести перераспределение? как увеличить земельный участок?
Поясняем, в таком случае необходимо учитывать определенные правила при оформлении «прирезки» к своему земельному участку для индивидуального жилищного строительства:
— убедиться, что земельный участок отмежеван;
— убедиться, что из прирезаемой территории невозможно сформировать самостоятельный участок;
— убедиться, что отсутствует проект межевания территории или перераспределять в соответствии с ним;
— посмотреть в Правилах землепользования и застройки на сайте муниципалитета «прирезаемая» территория и свой участок находится в одной территориальной зоне;
— проверить на публичной кадастровой карте, что представляет собой та территория, которую землепользователь желает прирезать.
Основные отказы в перераспределении земельных участков:
 — нет согласия землепользователей, арендодателей, залогодержателей;
— здание на прирезаемом земельном участке будет находиться в собственности третьих лиц;
— при перераспределении с тем земельным участком, где утвержден проект межевания территории и схема (ознакомиться можно на официальном сайте — екатеринбург.рф, в разделе Официально – Департамент архитектуры ).
О порядке постановки на кадастровый учет (ГКУ) и регистрации права на земельный участок, образованный в результате перераспределения, рассказала Любовь Павловна Жучкова, заместитель начальника отдела гос. регистрации недвижимости Управления Росреестра по Свердловской области: «Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого из земельного участка, принадлежащего физическому лицу и используемого для эксплуатации жилого дома, и неразграниченных земель заинтересованное лицо подает в орган регистрации права (Росреестр) заявление и межевой план.
Заявление может быть подано органом, осуществляющим распоряжение земельными участками через портал Росреестра в электронном виде. Также заявление может быть подано заинтересованным лицом через многофункциональный центр (МФЦ), если в акте органа указано, что оно может обратиться или должно обеспечить постановку на кадастровый учет земельного участка».
Отдельно было отмечено, что межевой план готовится в электронном виде на диске. Он может быть подготовлен на основании схемы расположения земельного участка, либо на основании проекта межевания территории.
Если кадастровый инженер готовит межевой план на основании проекта межевания территории, то необходимо проверить у заявителя наличие согласия органа на перераспределение, чтобы в дальнейшем этот земельный участок мог быть поставлен на кадастровый учет и могло быть зарегистрировано право заинтересованного лица. Срок постановки на кадастровый учет 5 рабочих дней.
Для регистрации права собственности заинтересованное лицо подписывает соглашение с органом, осуществляющим распоряжение землями (на территории города Екатеринбурга — Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, на территории Свердловской области — администрации муниципальных образований) и подает его в орган регистрации права через МФЦ.
Если нет замечаний к документам осуществляется регистрация права. По результатам регистрации права заявителю через МФЦ выдается выписка из ЕГРН, в которой отражен собственник земельного участка. В данном случае постановка на кадастровый учет и регистрация права осуществляется не одновременно, так как задействованы земли государственной собственности, которые относятся к исключению.
Если же в перераспределении задействованы земельные участки, находящиеся в собственности, права на которые зарегистрированы в ЕГРН (собственность и собственность), то в данном случае будет одновременно осуществляться постановка на кадастровый учет и регистрация права на образованные земельные участки, прекращение права на исходные земельные участки.
На практике чаще всего регистратор приостанавливает гос. регистрацию:
— если при подаче документов на перераспределение земельных участков заявитель не подаёт заявление на регистрацию права;
— если в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером, содержатся ошибки (неправильно заполнены разделы, отсутствуют согласия арендаторов, нет утвержденной схемы, или схема представлена, но при проверке регистратор видит, что утвержден проект межевании территории).
Подтверждением актуальности данной темы стало количество вопросов, поступивших от слушателей во время онлайн лекции.
Напоминаем, что на странице «Школы Росреестра в «Instagram» в открытом доступе регулярно проводятся трансляции, в ходе которых можно задать вопросы специалистам. Принять участие может любой желающий. Для этого необходимо стать гостем или подписчиком аккаунта @66rosreestr или перейти по ссылке https://www.instagram.com/66rosreestr/

 

25 000 руб. отзывы. Заказать в Мосземком

Ловля Владимир Сергеевич

Адрес: Московская область, Одинцовский район, п. Дубки, ДСК «им. 1936г.», 5-я линия.

Характеристики объекта: 

1) Земельный участок, категории земель: земли населённых пунктов, общая площадь: 2364 кв.м.

2) Жилое строение. Назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 91,3 кв.м.

3) Хозяйственная постройка. Назначение: нежилое, общая площадь 5,0 кв. м.

Цель работ: Осуществить уточнение границ (межевание) земельного участка на основании обращения Заказчика, определить координаты в местной системе координат, подготовить акт согласования границ, подготовить и предоставить межевой план заказчику, подготовить технические планы на ОКС, предоставить технические планы Заказчику, подать межевой и технические планы в орган кадастрового учета для внесения сведений в Государственный кадастр объектов недвижимости, подать документы от имени Заказчика, для осуществления регистрации права собственности на дом.

Описание: Был проведён сбор исходной информации о земельном участке и объектах недвижимости. Изучили техническую и юридическую документацию. Осуществили подбор планово-картографического материала, координирование земельных участков в местной системе координат, уточнение площади земельного участка. Был выдан заказчику Акт согласования границ, для согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Изготовили межевой план, после согласования всех данных с заказчиком. Инженеры провели необходимые замеры объектов недвижимости, согласовали их с собственником, разработали технические планы, заверенный усиленной электронной подписью действующего кадастрового инженера. По итогам проведения работ, заказчику был выдан технические и межевой планы в формате XML, ответ из органа кадастрового учета на земельный участок с домом (кадастровый паспорт), ответ из органа Регистрации права собственности на земельный участок с домом (Выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество).

Текст отзыва: Благодарен компании за качественную работу и внимание к проблемам, возникавшим у заказчика, в ходе работ.

Размежевание земельного участка по процентному соотношению (60х40% либо в любом другом)

Многие землевладельцы сталкиваются с такой ситуацией когда необходимо провести размежевание земельного участка. К таким ситуациям относятся различные операции с земельным участком. Размежевание требует четкости и высокой точности. И тут уже необходима помощь профессионалов в этом деле. Когда земельный участок требуется разделить на определенные части для землепользования, например 60% на 40%, заказчик для решения этой задачи обращается в геодезическую организацию. Основание для начала геодезических работ по размежеванию земельного участка являются документы на общий участок и решение городского либо сельского совета на раздел. Причиной раздела могут быть продажа, покупка, вступление в наследство в любых долях.

В процессе размежевания есть землеустроительная часть и геодезическая.

Геодезическая состоит из независимого замера геодезическими приборами всей площади начального участка. Затем определяется линия раздела и по всем нормам и правилам красных линий и подъездных дорог. Корректировки линии ведутся до точного совпадения заданных площадей. Затем эта линия выносится в натуру на местности. Видя на участке колышки для забора новой линии размежевания стороны подписывают соответствующий акт согласия межи. К акту прилагается схема участков с указанием размеров и привязок межевых знаков, чтобы их можно было восстановить от жестких контуров в любой момент? не прибегая к геодезическим организациям? к документам подкладывается копия геодезических лицензий и сертификатов. По срокам такая работа занимает не более 1-го дня. Если результаты работ не удовлетворяют одну из сторон, на участок приглашается независимая организация для проведения промеров площадей.

Результаты проведения геодезической части передаются землеустроителям.

На основании геодезических замеров на местности, подготавливаются кадастровые съемки с составлением технического отчета. В них специалисты производят полное описание материалов ограждений и самих межевых знаков.

Землеустроители подготавливают техническую документацию на отдельные кадастровые номера.

Нередко заказчики обращаются к геодезистам с просьбой проверить процентовку участка. И мы проведя комплекс замеров и графических построений в чертежных программах можем с точностью до квадратного сантиметра определить площади. Нередко приходилось переставлять заборы для соблюдения процентного соотношения. В отдельных случаях замеров только делимых участков было недостаточно, тогда нужно было еще и промерять участки соседей, либо всю цепочку участков, примыкающих до приватизированного, имеющего Гос Акт и кадастровый номер с проектными координатами в общегосударственной системе координат.

На первый взгляд все просто — разделил один участок на 2 и готово, но часто бывает когда делят на 33/100, потом еще на пополам и получаем нужно выделить 165/1000, и так далее.

Одной из причин почему соседи сами не могут размежевать участок является тот факт, что линейных промеров не достаточно для точного определения межи. И перед тем как отмерять от забора размер 6 метров рулеткой, нужно сначала проверить правильность положения самого забора, затем нужно отложить горизонтальное проложение проектной длинны. Часто бывает неквалифицированные замеры производят на наклонной длине, что влечет за собой ошибку.

Мы достигаем точность в 1 см. Несколько слов о точности, которую необходимо достигать при данном виде геодезических межевальных работ, предусмотренную действующих земельным законодательством:

  • областные центры и большие города от 300 тыс. населения — 10 сантиметров;
  • города обычные — 20 сантиметров;
  • села — 30 сантиметров;
  • участки от 3 Га — 1 метр;
  • участки от 10 Га — 3 метра.

Если ошибки при установки межи менее этих значений, то споры соседей в суде не рассматриваются.

Итак в результате проведения работ вы получите исполнительную схему размежевания участка в нужном процентном соотношении, межевые знаки на местности, консультацию специалиста на местности по поводу наиболее эргономичного расположения подъездных путей, посадки здания, установки ограждения.

Межевание земель в XVI — XVIII вв.

I

Карты межеваний

Наведение порядка в использовании земель потребовало от государства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название «Писцовые описания». Поскольку при этом осуществлялся целый комплекс землеустроительных работ по учету и оценке качества земель, установлению границ, правовому оформлению земельных участков, указанные действия можно назвать «Писцовыми межеваниями». Ведал ими Поместный приказ — специальное учреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV (первоначально именовался Поместной избой): «Наказ сей составлен из прежних трех наказов, именно: из наказа Михаила Федоровича 7136 года, Алексея Михайловича и наказа царя Федора Алексеевича.

1) предписывается писцам: за патриархом, за властьми и за монастырями вотчины писать и мерить и межевать по жалованным и сотным грамотам, по писцовым и отдельным книгам, по выписям с них, а также по купчим, по данным и по всяким крепостям, писанным до Уложения; а которыми вотчинами они владеют по купчим и по другим крепостям, данным не из приказов и писанным после Уложения, о тех вотчинах писать к государям в Москву; и вотчины те писать и обмежевывать особыми статьями, а в книгах под теми статьями писать именно, что об указе тех вотчин писано к государям…»

Образование Поместного приказа происходило именно в то время, когда перед правительством со всей остротой встал вопрос о ликвидации разрыва между окладом (предел, выше которого служивый человек не мог получить землю) и дачей (определенное землевладение, возможно без поселений), и находился в общем ряду с другими мероприятиями, проведенными в связи с реформами 50-х годов XVI в. по укреплению армии.

Условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворянского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы. Создание поместного войска было шагом вперед в развитии вооруженных сил России и скоро доказало свое преимущество перед старой системой организации вооруженных сил, представлявшей из себя механическое соединение великокняжеского «двора» с «дворами» вассалов и ополчением из горожан и крестьян.

Через Поместный приказ предоставлялись земли служивым людям в поместное владение. Приказ вел даточные (земельные) книги, в которых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Здесь же осуществлялась регистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшей инстанции земельные споры. Для учета и наделения земель служилых людей ограничивались только письменными документами.

К чертежам, при наличии споров о землевладении, стали прибегать лишь в после принятия дополнительных статей к Писцовому наказу 1684 года. Сохранилось много русских чертежей конца 1680-х и начала 1690-х гг., что свидетельствует о большом количестве разногласий между помещиками.

В 30-е годы XVII в. Приказ провел большую работу по описанию территорий с целью восстановления прав дворянства на владение землями, нарушенными в ходе иностранной военной интервенции начала XVII в. Он участвовал в переписи всего тяглого населения 1677-1678 гг. и в неудавшейся попытке нового описания земель в 80-х годах XVII в. Судебные функции тоже вменили Приказу в обязанности, в частности, он занялся сыском беглых крестьян. Ему был поручен набор работных людей на государевы стройки. Приказ ведал продажей соли на всей территории государства, кроме Сибири.

Во второй половине XVII в. Поместный приказ по числу своих дел, составу служащих и размерам принадлежащих помещений был весьма обширным учреждением. Заведуя, в качестве высшего судебно-административного места, почти всеми делами о земельных владениях в государстве, он имел в своем составе несколько сот служащих, помещавшихся в особом здании Кремля.

Деятельность Поместного приказа распространялась не на всю Территорию государства, а лишь на центральную ее часть. К концу Своего существования (начало XVIII, в.) Приказ ведал 95 городами (уездами). Предписывалось мерить и межевать только вотчинные и поместные земли. Ему не были подчинены дворцовые участки (они описываются из Приказа большого дворца) и крестьянские (черные) земли, которые описывались писцами финансовых приказов (четей).

Всю последующую историю отечественного межевания можно разделить на 4 периода: Ингерманландское (описывали Санкт-Петербургский, Ямбургский, Копорский и Шлиссельбургский уезды, т.е. земли, возвращенные России Швецией в самом начале XVIII в. и требовавшие строго учета при их раздаче), Елизаветинское, Генеральное и Специальное.

Петр I преобразовал армию, превратив поместные войска в регулярные части. В результате поместная система потеряла свое значение. Вместо налогов на землю Великий реформатор ввел подушную подать. Суть нововведения заключалась в налогообложении каждого мужчины (мальчика, старика) принадлежащего к податным сословиям (т.е. все кроме дворян и духовенства). Подушная подать была введена взамен устаревшему «подворному» налогу, от которого крестьяне нашли способ уклоняться — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор».

Поместный приказ был упразднен, а вместо него в 1721 г. была введена Вотчинная коллегия. Окончилось писцовое межевание и уже в 1723 г. съемки земель осуществлялись 12-ю геодезистами с составлением ландкарт на каждую дачу. Объемы межевания резко сократились. Но немногочисленные геодезисты все-таки провели первые частичные межевые съемки земель согласно царского Указа: «О межевании в Ингерманландии и в прочих уездах земель и об отписке излишних на государя».

Это межевание наметило тот характер технических полевых действий и тот тип межевых карт, которые оставались практически без изменений до отмены частной собственности на землю в 1917 г. Межевание производились уже на основе новой геодезической техники измерений. Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов стали применять астролябию и буссоль.

На фотографии — Буссоль Петра I

Фрагмент плана Ингерманландского межевания

Граница каждого отдельного землевладения (окружная межа) на местности определялась в виде многоугольника, длины сторон которого и углы между ними измерялись непосредственно на местности. Береговые кривые линии участков границ измерялись частыми промерами-перпендикулярами от хорды, соединяющей конечные точки кривой. По результатам полевых измерений контур окружной   межи   наносился графически в весьма крупном масштабе – 1:8400 – 100 сажен в дюйме, а для планов более мелких участков – в два раза крупнее. Масштабы были выбраны настолько удачно, что их применяли даже после введения в стране метрической системы мер.

Готовая карта имела характер юридического документа и называлась «геометрическим специальным планом».

После смерти Петра I число земельных споров резко возросло и новая правительница Российской Империи Анна Иоановна, в попытке упорядочить земельные отношения, подписала Указ «О посылке межевщиков во все губернии и провинции для размежевания земель, дабы чрез то прекратить споры по землям». Предписывалось послать «добрых межевщиков во все городы кроме Астрахани и Сибири, придав к ним геодезистов, и межевать по инструкции, какова учинена будет по примеру Писцового наказа (1684 г.) и всякой даче учинить особливые двои ландкарты, из которых одне отдавать помещикам, а другие с межевыми книгами (полевыми журналами результатов измерений) подавать в Вотчинную коллегию». 38 слушателей сухопутного кадетского корпуса в качестве межевщиков были посланы в Ингерманландию, а в 1745 г. и в Новгородскую губернию. Работы были очень дороги. Межевание шло крайне медленно.

Вообще, государственное межевание в России после 1686 г. приостановилось на весьма длительный срок — более чем на 70 лет, вплоть до выхода в 1752 г. Манифеста Императрицы Елизаветы Петровны о Валовом (Генеральном) межевании и издания «Инструкции межевщикам» 1754 г.

По инициативе графа Петра Ивановича Шувалова для подготовки инструкции на основе Соборного уложения 1649 г., Писцовых Наказов и двух Указов 1752 г. была образована комиссия. Получившаяся Инструкция предоставляла не только большие полномочия исполнителям межеваний, но и предусматривала суровые нормы ответственности за недобросовестную работу. Впервые в межевых наказах предписывалось измерять углы поворота межи астролябией (будущим теодолитом), а длины линий металлической проволочной цепью.

Основные задачи межевания заключались в следующем:

1.     Произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение;

2.     Осуществить «редукцию», то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов (так называемые примерные земли).

Примерными землями государство могло распоряжаться различными способами: отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию («полюбовно») перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории.

В ходе межевания 1754 г. был выдвинут принцип: каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву. Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно даже при бесспорном владении; этим обеспечивалось создание компактных участков, находящихся у конкретных землевладельцев.

По новой Инструкции, действовавшей в течении 11 лет, рекомендовалось использовать цепи в 10 сажень из 100 и 70 звеньев, соединенной между собой кольцами. Для измерения углов рекомендовалась астролябия. Кроме того, в качестве меры площади была принята десятина размером 80х30 сажень. Межи отмечались на местности «деревянными столбами с гранями или межевыми ямами с углем и камнем».

Понимая необходимость и важность проводимых работ граф П.И. Шувалов, единственный, кто официально занимал пост «государственного межевщика», создал при Сенате Главную межевую канцелярию, а в Москве — Губернскую межевую канцелярию. При Шувалове на межевых картах появляются сведения об их авторе и руководителе отрасли: «межевано под главною дирекциею государственного межевщика, генерала фельдцейхмейстера, сенатора, графа Петра Ивановича Шувалова», «межевали порутчик Ингермандланского пехотного полка Петр Херасков, артиллерии порутчик князь Семен Мышетской, баталиона Ладожского канала подпорутчик Антон Дьяков». Было создано всего около 300 карт.

Межевание продолжалось до самой смерти императрица Елизаветы Петровны, но успеха не имело. Причиной неудачи принято считать строгость его юридической стороны и необходимость доказательства владельческих прав.

Заслуги Шувалова в развитии отечественного межевания новым правительством Екатерины II были забыты. В октябре 1762 года ликвидировали Шуваловскую Главную межевую канцелярию. Но уже 12 сентября 1765 г. было объявлено новое межевание – Генеральное. Его целью стало точное установление границ земельных владений как отдельных лиц, так и крестьянских общин, городов, церквей и прочих возможных собственников земли. Царским Манифестом устранялся главный тормоз всех предыдущих межеваний – отменялась необходимость документально подтверждать право на поместье. «Каждому владельцу с соседями полюбовно разведясь, к приезду будущей весной землемеров приготовиться».

При отсутствии споров, межевщик выполнял измерения по предварительно обозначенной землевладельцами границе и выдавал каждому из них карту – геометрический специальный план с огромной гербовой печатью (диаметром 93 мм) с надписью: «Повелением и милостью императрицы Екатерины II».

Если же споры возникали – свои права землевладельцы вынуждены были доказывать с помощью документов в судебном порядке.

Новым руководителем межевого дела стал заведовавший в те годы юстицией и финансами России князь Александр Алексеевич Вяземский. Под его руководством создавались важнейшие документы проводимого межевания – «Инструкция землемерам к Генеральному всей империи нашей земли размежеванию», «Инструкция межевым губернским канцеляриям и конторам» и «Наставление землемерам какою методою производить, как планы сочинять». В 1766 г. были созданы и основные органы управления делом – Сенатская межевая экспедиция (впоследствии называемая Межевой корпус, Межевая часть) в Петербурге для контроля за ходом всего процесса, составления и издания межевых инструкций, а при ней Межевой архив, размещавшийся в Московском Кремле и хранивший все материалы Генерального межевания, и Московская губернская межевая канцелярия с двумя подведомственными ей межевыми конторами, которые по мере завершения измерений переводились с места на место.

На планы, кроме землевладений, наносились не входящие в них земли, чтобы монтажом межевых планов, планов лесов, дорог и прочих земельных угодий, составить карты уездов, а по ним и карты губерний. Но А.А. Вяземский не учел значения астрономической основы для топографии губернских межевых карт и Географический департамент Академии наук не был привлечен к геодезическим работам по межеванию земель.

Для проведения Генерального межевания на местности отправлялись землемерные партии, состоящие из старшего и младшего землемеров (новое название профессии было введено с целью снятия тяжелых воспоминаний о всесильных елизаветинских межевщиках), канцеляриста и подканцеляриста, а также унтер-офицера и четырех рядовых на случай чрезвычайных обстоятельств в спорах между землепользователями.

К сожалению, подготовлены геодезисты были плохо. В ходе работ выяснилось, что многие землемеры «не только чертить, но и писать не умеют». В 1779 г. при Московской губернской межевой канцелярии была открыта Константиновская землемерная школа, в будущем Константиновский межевой институт. И дело пошло быстрее.

По сравнению с картами Елизаветинского межевания графические отличия незначительны — добавлены числовые сведения о направлении в пространстве каждой линии окружной межи с помощью магнитных румбов; вместо буквенных обозначений внутренних угодий применены обычные картографические условные знаки. Более заметны изменения на планах Генерального межевания в содержании их текстовой части – заглавный абзац текста каждого геометрического специального плана теперь включал подробнейшие числовые характеристики о составе угодий, величины их площадей, которые также измерялись.

Каждое отдельное землевладение получило свою карту. Число же владельцев в каждом обмежеванном участке могло быть разным.

Начатое в 1806 году при Александре I Специальное межевание главной целью ставило поделить все землевладения на участки с единственным собственником, тем самым полностью прекратив местные территориальные споры. С переменным успехом, понуждаемое новыми законодательными актами, это межевание так и не было полностью завершено к 1917 г.

В итоге, начиная с весны 1766 г к началу XX в. были успешно обмежеваны земли почти всей Европейской России и составлено несколько сот тысяч геометрических специальных планов на частные землевладения.

 

II

Государственное картографирование территории Российской Империи

Картографический фонд первичных карт масштабом 1: 8 400 был гигантским уже в конце XVIII в. На некоторые небольшие, но более ценные участки внутригородских земельных владений составлялись еще более крупномасштабные карты 1 : 4 200, 1 : 2 100 и даже 1 : 420. Межевое ведомство предпринимало неоднократные попытки по созданию на их основе производных мелкомасштабных карт. Законодательные акты «О сочинении генеральных карт и экономических журналов на обмежеванные уезды» 1768 г. и «О сочинении становых планов по среднему масштабу между уездными и специальными планами» 1770 г. регламентировали составление генеральных планов уездов в масштабе 1 : 42 000 для показа границ каждого отдельного владения с соответствующим кадастровым номером. При этом размеры планов достигали 2х2 м. Пользоваться ими было крайне неудобно. При уменьшении же масштаба было невозможно отобразить небольшие землевладения.

Поэтому в 1770 г. было начато составление производных карт по территории станов в масштабе 1 : 33 600. Стан – древняя административная единица, к XVIII в. уже давно официально не применявшаяся, неожиданно оказалась весьма кстати. Каждый уезд обычно включал 10-15 станов и позволял отобразить самые маленькие поместья.

С легкой руки все того же князя А.А. Вяземского в 1781 г. вышел Сенатский указ о начале государственного топографического картографирования всех земель Российской Империи «для познания территории во всех отношениях на основе исходных межевых планов масштаба 1 : 8 400». Через два года правительство заявило о дальнейших глобальных планах картографирования силами Межевого ведомства, замахнувшись уже на территорию Азиатской России, правда, ограничивая объем проектируемых работ: «О обведении окружною межею и положении на планы заселенных мест в полуденном краю Сибири». Намечалось составлять планы только обжитых мест южной части Сибири: «никаких споров не принимать, сие снятие не размежевание, оно единственно к узнанию, сколько где удобной к расселению земли в незаселении еще находится». На деле «Сибирское межевание»

началось лишь в 1838 г.

Второе важнейшее решение Вяземского заключалось в попытке издания карт и их тиражирования. Первый такой опыт был предпринят в 1744 г., когда с помощью гравировальной палаты Академии наук удалось опубликовать карту Московской провинции в масштабе 1 : 294 000. Это первая печатная карта, составленная по исходной межевой картографической информации. По данным числовых таблиц-врезок этой карты общая площадь Московской провинции на 1774 г. составляла 3 851 956 десятин 1 226 кв. сажен. В ее составе было 15 уездов.

В 1782 г. при участии Гравировальной палаты вышел в свет «Атлас Калужского наместничества, состоящего из двенадцати городов и уездов, обмежеванного в благополучное царствование всепресветлейшия державнейшия, великия государыни, императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы всероссийския, учрежденныя от ея императорского величества к пользе и спокойствию верноподданных ея государства земель размежеванию» размером 66х51 см по обрезу. В первом томе содержалась 41 карта, из них — планы 12 городов, остальное уезды или их части. Два других тома «Описаний и алфавитов» являлись по сути легендами к картам самого атласа. По каждому уезду были раскрыты номера земельных участков, приведены имена их владельцев, величины площадей, число душ, краткие экономические примечания.

Это произведение картографического искусства было оценено по достоинству. Уже в следующем 1783 г. выходит правительственный указ: «О сочинении генеральных атласов на обмежеванные губернии», в котором одобряется появление подобных изданий. Несмотря на внушительный тон указа «сочинять сообразно напечатанному на Калужское наместничество… стараться споры разрешить, дабы при напечатании тем губерниям атласов спорных мест не было» более ни одного межевого атласа в XVIII в. не издано, хотя рукописные оригиналы атласов были составлены.

Последним крупным картографическим деянием князя Вяземского явилась публикация в 1785 г. «Генеральной карты Российской империи с разделением на новоучрежденные губернии и уезды. Сочиненная под особенным распоряжением, попечением и наставлением действительного тайного советника князя Александра Алексеевича Вяземского при домовой его чертежной землемером секунд майором Дмитрием Петиным в 1785 году». Карта всей страны была огромной — масштабом 1 : 2,94 млн (129х278) и зафиксировала итоги областной реформы правительства Екатерины II.


Литература:

1.       Кашин Л.А. Топографическое изучение России (исторический очерк). – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 2001.

2.       Кусов В.С. Памятники отечественной картографии. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

3.       ГеоИстория. Интересные сведения. История геодезии. Гл.2. Геодезия в России в XIX в. — www.ramgeo.ru.

4.     Википедия — свободная энциклопедия.

5.       Писцовые межевания (1550-1684 гг.). Образование Поместного приказа — первого государственного межевого органа в России – www.stud.ru

6.       Петр I Великий — www.петр1.рус/реформы/экономические/налоговая-реформа/подушная-подать

7.       Петровское и Елизаветинское межевания (1684-1761 гг.). Лекция № 4 — studfiles.net

8.       Планы Генерального межевания. – Картоюг — maps.southklad.ru


Перейти к основному содержанию Поиск