Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева: формирование здоровья дошкольников через музыку и движение

Что такое программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева. Как она помогает формировать здоровье дошкольников. Какие методы и подходы использует программа. Каковы основные компоненты и особенности программы «Здравствуй!».

Что представляет собой программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева

«Здравствуй!» — это оздоровительно-развивающая программа, разработанная доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основная цель программы — формирование у дошкольников мотивации и навыков здорового образа жизни через музыку, движение и игру.

Программа «Здравствуй!» имеет научное обоснование и построена на современных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Она учитывает возрастные особенности дошкольников и подходит как для здоровых детей, так и для детей с ослабленным здоровьем.

Основные задачи и направления программы «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева направлена на решение следующих ключевых задач:


  • Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к здоровому образу жизни
  • Обучение детей практическим навыкам сохранения и укрепления здоровья
  • Создание условий для системного оздоровления детей в семье и дошкольном учреждении
  • Выявление и формирование у детей индивидуального функционального профиля личности
  • Развитие музыкальных, творческих и интеллектуальных способностей дошкольников

Уникальные особенности программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева

Программа «Здравствуй!» имеет ряд отличительных особенностей, которые делают ее уникальной:

  1. Интеграция оздоровительных и познавательных элементов. Программа направлена не только на физическое оздоровление, но и на интеллектуальное развитие детей.
  2. Использование музыки как интегральной основы всего курса. Музыка выступает ключевым инструментом оздоровления и развития ребенка.
  3. Применение метода музыкальной психорегуляции дыхания. Это позволяет проводить постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг.
  4. Наличие сказочного сюжета и персонажей, которые сопровождают ребенка в течение всего курса.
  5. Использование цветоинтонационной гимнастики для развития музыкального слуха и интонационного мышления.

Ключевые компоненты программы «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева включает в себя следующие основные компоненты:


  • Музыкально-оздоровительные занятия
  • Сказочный сюжет с персонажами-здоровячками
  • Специально написанные песни для цветоинтонационной гимнастики
  • Дыхательные упражнения и психорегуляция дыхания
  • Игровые задания для развития познавательных способностей
  • Двигательные упражнения под музыку
  • Рисование под музыку
  • Диагностические исследования эффективности программы

Роль музыки в программе «Здравствуй!» М.Л. Лазарева

Музыка играет ключевую роль в программе «Здравствуй!» и выступает основным инструментом оздоровления и развития ребенка. Как это работает?

  • Музыка формирует эмоционально-музыкальную доминанту (ЭМД) — систему восприятия ребенком себя и окружающего мира через музыкальные образы
  • Специально написанные песни используются для цветоинтонационной гимнастики
  • Музыкальное сопровождение помогает регулировать дыхание и эмоциональное состояние ребенка
  • Через музыку дети осваивают понятия ритма, темпа, высоты звука
  • Музыкально-двигательные упражнения развивают координацию и моторику

Методы и подходы, используемые в программе «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева использует следующие методы и подходы в работе с дошкольниками:


  1. Метод музыкальной психорегуляции дыхания
  2. Цветоинтонационная гимнастика
  3. Сказкотерапия с использованием авторских сказок
  4. Игровой подход к обучению и оздоровлению
  5. Интеграция музыки, движения и познавательной деятельности
  6. Индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка
  7. Активное вовлечение родителей в процесс оздоровления детей

Эффективность программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева

Эффективность программы «Здравствуй!» подтверждается многолетними исследованиями и практическим применением в дошкольных учреждениях. Какие результаты показывает программа?

  • Снижение уровня заболеваемости детей, особенно простудными заболеваниями
  • Улучшение показателей физического развития дошкольников
  • Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью
  • Развитие музыкальных и творческих способностей
  • Повышение уровня познавательной активности детей
  • Улучшение эмоционального состояния и настроения дошкольников

Регулярные диагностические исследования, проводимые в рамках программы, позволяют отслеживать динамику развития каждого ребенка и корректировать подход при необходимости.


Внедрение программы «Здравствуй!» в дошкольные учреждения

Как программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева может быть внедрена в работу детского сада? Для этого необходимо:

  1. Обучение педагогов методике работы по программе «Здравствуй!»
  2. Создание предметно-развивающей среды с необходимыми материалами
  3. Составление плана занятий с учетом возрастных особенностей детей
  4. Проведение регулярных музыкально-оздоровительных занятий
  5. Вовлечение родителей в процесс оздоровления детей
  6. Проведение диагностических исследований для оценки эффективности

Внедрение программы требует комплексного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса — педагогов, медицинских работников, родителей и самих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *