Проект глина – . , — .

Проектная работа «Почему глина разная»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Траковская средняя общеобразовательная школа»

Красноармейского района Чувашской Республики

Направление «Естественно-технические науки»

Секция: Науки о Земле

Научно-исследовательская работа на тему

«Почему глина разная?»

Выполнили

Леонтьев Дмитрий

и Тюмеров Максим,

ученики 7«А» класса

МБОУ «Траковская СОШ»

Руководитель

Николаева Инна Анатольевна

учитель географии

МБОУ «Траковская СОШ»

с.Красноармейское-2016 г.

Тема проекта: Почему глина разная

Актуальность темы: На территории Красноармейского района на участке Красноармейского и Тузи-Чуринского месторождений добывают в большом количестве глину, которую в течение 1 года выдерживают на производственной площадке перед заводом строительной керамике «Кетра». Эта площадка хорошо видна даже издалека. Мы обратили внимание, что глина в каждой куче разного цвета. Нам стало интересно определить, почему глина разная по цвету: красная, серая, коричневая, черная, светлая.

Объект исследования: условия формирования месторождений глинистых месторождений на территории Чувашии

Предмет исследования: глина, добытая на территории Красноармейского района

Цели проекта:

  1. Определить, что влияет на цвет глины, почему месторождения глины Красноармейского района считаются высококачественными.

  2. Привлечь учащихся к изучению месторождений глины по месту их проживания.

Задачи проекта:

  1. Узнать о происхождение глины.

  2. Выявить причины, влияющие на цвет глины.

  3. Определить свойства глины доступными способами

  4. Распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогов.

  5. Приобрести личный опыт и умение по реализации конкретных практических действий, по изучению качества месторождений глины.

Гипотеза:

1.Свойства глины зависят от цвета

Ход исследования:

  1. Понять, какие факторы влияют на цвет и свойства глины.

  2. Выявить разновидности глин.

  3. Провести испытание глины доступными способами.

  4. Сделать выводы о свойствах глины месторождений Красноармейского района

Оглавление

Введение 2

  1. Что такое глина? 2

  2. Как и когда образовалась глина на территории Чувашии. 3

  3. Отчего зависит цвет глины? 4

  4. Свойства глины. 6

  5. Практическое использование глины 6

  6. Исследования глин. 7

Выводы 10

Использованная литература: 11

Введение

Выявление новых месторождений полезных ископаемых — важнейшая народнохозяйственная задача в стране. просторы нашей огромной планеты все еще таят в себе массу неразведанных полезных ископаемых, минералов. Эти богатства заключаются не только в залежах золота, алмазов и иных подобных ценнейших полезных ископаемых. Минеральные богатства могут заключаться, например, и в самых обычных, знакомых всем глинах. Глина — широко   распространенная   горная  порода, которая играет огромную роль в хозяйстве страны. Глины является важным и необходимым полезным ископаемым для многих отраслей народного хозяйства. Грандиозное промышленное и жилищное строительство требует для производства кирпича огромных количеств кирпичных глин. Их поиск и изучение не только может принести пользу, но и доставить удовольствие, а знания в этой сфере позволят расширить кругозор, позволить побольше узнать об увлекательном мире минералов своей страны.

Что такое глина?

Глина представляет собой горную породу, очень сложную и непостоянную как по составу входящих в нее минералов, так и по физическим и технологическим свойствам. Чрезвычайно разнообразны и условия образования глин. Чистые глины, т. е. не загрязненные различными примесями, представляют собой породы, состоящие из очень маленьких частиц (около 0,01 мм и меньше, породы состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лёсс.), причем эти частицы относятся к определенным минералам. Многими исследователями они так и называются «глинистыми» минералами. Эти минералы являются сложными химическими соединениями, в состав которых входят алюминий, кремний и вода. В минералогии их называют водными алюмосиликатами.

Глина появилась на земле много тысяч лет назад. Ее «родителями» считаются известные в геологии породообразующие минералы — каолиниты, шпаты, некоторые разновидности слюды, известняки и мраморы. При определенных условиях даже некоторые виды песка трансформируются в глину.

Глины обладают способностью размокать, распускаться в воде на отдельные частицы, образуя, в зависимости от количества воды, либо пластичное тесте, либо «взвеси» (муть), т. е. такие жидкие смеси, в которых мельчайшие частицы глины находятся во взвешенном состоянии. Такие глиняные взвеси обладают ярко выраженной вязкостью. Следовательно, глину можно определить как землистую горную породу, состоящую в основном из водных алюмосиликатов с величиной частиц менее 0,01 мм, легко распускающуюся в воде, с образованием вязких взвесей или пластичного теста, сохраняющего приданную ему форму после высыхания и приобретающего твердость камня после обжига

Как и когда образовалась глина на территории Чувашии.

Глина это осадочные отложения, формировавшиеся тысячелетиями в различные геологические эпохи. На территории Чувашии имеются глины в основном, мезозойского возраста, периода юра и пермь, когда вся территория Чувашии была дном моря. 1 В палеозойском и мезозойском периодах произошло опускание участка поверхности, которая оказалась затопленной, началось морское осадконакопление. Толщи девона представлены доломитом, известняками, мергелем, гипсами, песчаниками, алевритами, глинами. В юрском периоде море было мелководным, о чем свидетельствует характер осадков, мощность которых достигает 700 м. В период пермь море также покрывало всю территорию современной Чувашской Республики и морские осадки достигли мощности 350 м. ( 289 млн лет назад) В геологии глины являются индикаторной породой, так как, отлагаясь миллионы лет назад на дне водоемов, они в большом количестве содержат остатки организмов, населявших эти древние моря.

Образование глин, как и других осадочных пород, связано с двумя процессами: химическим разложением исходных (материнских магматических) пород и физическим их разрушением. В результате выветривания (физического, химического и органического) твердые породы превращаются в рыхлые осадочные породы. Физическим выветриванием называется механическое разрушение (дробление) горных пород без изменений их химического и минерального состава под воздействием тепла, холода, воды, ветра. Химическое выветривание вызывают газы (и прежде всего атмосферный воздух), вода и растворенные в ней соли. Проникая по трещинам в горные породы, вода, насыщенная кислородом, углекислотой и другими веществами, разлагает встречающиеся ей по пути минералы, растворяет и уносит одни химические элементы и отлагает в породах другие. Органическим выветриванием называют разрушение горных пород в результате жизнедеятельности растений и животных организмов. На поверхности земли и вблизи ее происходят чрезвычайно сложные и длительные процессы переработки одних минералов в другие. Именно в результате указанных процессов разрушения первичных твердых пород и переработки минералов происходит образование глин.

2 Глина, это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Камень-песок-глина.

Отчего зависит цвет глины?

Глина содержится в различных минералах: каолинит, галлуазит, гидрослюды, монтмориллонит

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20). Образовались в результате разрушения поверхностного химического выветривания в кислой среде как магматических, так и метаморфических и осадочных — пород, содержащих  преимущественно слюду и полевой шпат и сноса продуктов разрушения в низины. Состоят из микрокристаллов шестигранной формы, кажется, сами кристаллы плоские. Отсюда и свойства глины: пластичность и водоупорность (пластичность обусловлена легкостью сдвигания этих пластинчатых кристаллов относительно друг друга, а водоупорность — плотностью их прилегания между собой.). Особенно чистые каолиновые глины образуются при химическом выветривании гранитов, пегматитов, аплитов и др. Каолинитом сложены глины очень ценной белой разновидности — каолин и некоторые огнеупорные глины. Каолинитом сложены глины очень ценной белой разновидности — каолин и некоторые огнеупорные глины.

Другим глинистым минералом является галлуазит. По химическому составу он близок к каолиниту, но содержит несколько больше воды. Кристаллы его при рассмотрении под микроскопом имеют форму иголок. В нем часто наблюдается примесь «железа. Он образуется преимущественно в условиях щелочной и нейтральной среды. Исходными горными породами обычно служат габбро, диабазы и др. К глинистым минералам относятся, далее, гидрослюды. По форме они похожи на слюду, по химическому же составу отличаются от нее большим содержанием воды и меньшим количеством щелочей. Типичным минералом глин является монтмориллонит, очень распространенный минерал почв и многих морских глин. Он образуются в результате химического разложения продуктов вулканической деятельности: пеплов, лав, туфов и т.п.

Цвет глины зависит от соотношения примесей, которые входят в её состав:

  • железо и кальций придают желтый цвет глине.

  • красная глина — калий, железо;

  • зеленоватая глина — медь, двухвалентное железо;

  • голубая глина — кобальт, кадмий;

  • темно-коричневая и черная глина — углерод, железо;

  • желтая глина — натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли;

  • при отсутствии в составе глины оксида железа она приобретает белый цвет.

В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.3 Черный цвет глины указывает на большую примесь в ней органических веществ. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины

Качество изготавливаемого кирпича не зависит от цвета глины.

Свойства глины.

Свойства глин целиком зависят от их химического и минерального состава, а также от величины составляющих их частиц.

Важнейшими свойствами глин являются: 1) способность в смеси с водой образовывать тонкие «взвеси» (мутные лужи) и вязкое тесто; 2) способность набухать в воде; 3) пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде; 4) способность сохранять эту форму и после «высыхания с уменьшением объема; 5) клейкость; 6) связующая способность; 7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

По характеру глины делятся на «жирные» и «тощие».

Глины с высокой пластичностью называются «жирными», так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. «Жирная» глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто», приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые «отощающие» вещества: песок, «тощую» глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.

Глины малопластичные или непластичные называются «тощими». На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. «Тощие» глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из «тощей» глины непрочен и рассыпчат.

Практическое использование глины

Глины широко применяются в хозяйстве:

  1. в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих предметов торговли),

  2. в строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов, цемента).

Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал.

Для изготовления цемента сначала добывают карбонат кальция и глину из карьеров. Карбонат кальция (приблизительно 75 % количества) измельчают и тщательно перемешивают с глиной (примерно 25 % смеси).

  1. для бытовых нужд, в косметике, в медицине (глину применяют как наружно — в виде примочек, аппликаций, компрессов, — так и принимают внутрь).

  2. как материал для художественных работ (лепка).


Исследования глин.

        Глины Красноармейского составляют объем 1357,0 тыс. м3, обеспечат деятельность строительных материалов з на 30 лет. Имеется возможность доразведки соседних земельных участков и доведения запасов глин до 6-8 млн. м3, что обеспечит производственную деятельность на 60-80 лет. Месторождение расположено в 1,5 км севернее с. Красноармейское, на левом склоне р. Б.Шатьма в Красноармейском районе Чувашской Республики4.

Глины Тузи — Чуринского месторождения утверждены в объеме 1155,0 тыс. м3, что обеспечит деятельность завода на 60 лет. Месторождение расположено в 10 км юго-восточнее с. Красноармейское, на восточной окраине д. Тузи-Чурино Красноармейского района Чувашской Республики.

Испытание глин доступными способами.

Для углубленных лабораторных испытаний глин отобранные пробы направляются в геологическое управление, либо в другую исследовательскую организацию, занимающуюся изучением минерального сырья, и в частности глин. Здесь исследуются минеральный состав отобранных проб, их химический состав и все важнейшие физические и технические свойства глин. Месторождения Красноармейского района исследованы в Испании заводом — изготовителем оборудования кирпичного завода «Солинсер — Вердес», в Италии предприятием изготовителем оборудования кирпичных заводов «IPA», проведены полузаводские испытания глин и произведенного кирпича в лабораториях действующих заводов на европейском оборудовании ООО «Керамика Синтез» и Филиале ООО «ФОН» «Ключищенская керамика» Республики Татарстан. Исследования и испытания показали высочайшие качества глин.

Но существуют возможности предварительной оценки некоторых свойств глин и самими открывателями месторождений, в том числе и добровольными разведчиками недр.

1 исследование. На месте можно приближенно определить степень запесоченности серой, черной, красной глин. Для этого некоторое, заранее взвешенное количество высушенной глины размачивается в стакане чистой воды с таким расчетом, чтобы воды было в четыре раза больше, чем глины. Затем проба в стакане тщательно перемешивается. После того как глина полностью распустится, пробе дают 10—15 минут отстояться. За это время песок, величина зерен которого намного больше величины глинистых частиц, осядет на дно стакана, а глинистые частицы останутся (в виде мути) во взвешенном состоянии. Слив жидкость, осевший песок просушивают и взвешивают. Разделив вес осадка на вес взятой сухой глины и умножив частное от такого деления на 100, получают процент запесоченности глины.

Результат исследования: Черная и красная глины имеют очень высокий процент запесоченности-70%. Примеси песка в глине затрудняют гончарное производство, в производстве кирпича служат для скрепления глины во время обжига. Голубая глина трудно растворялась в воде.

2 исследование

Можно отличить на месте бентонитовые глины (образующим их минералом является монтмориллонит) от каолинитовых. Для этого небольшой кусочек исследуемой пробы погружается в воду (на блюдце). Каолинитовая глина вскоре совершенно распустится, образуя маленький конус, а бентонитовая, не распускаясь, начнет быстро увеличиваться в объеме, долгое время сохраняя первоначальную форму взятого куска.

Результат исследования: Глина голубого цвета- бентонотовая, а значит она обладает огнеупорными свойствами

Глина красного и черного цвета- каолитовая, пригодна для строительного кирпича

3 исследование

Определение отбеливающие свойства глины. Для этого некоторое количество ее высушивают (при температуре 120—200°) и затем растирают в мельчайший порошок. Порошок этот высыпают в бутылку (обязательно белого стекла) и в нее же наливают загрязненный керосин, бензин, растительное масло и т. п., в количестве, примерно в три раза большем, чем взято глины. Смесь в бутылке в течение 10—15 минут взбалтывают и затем дают ей отстояться. После этого смотрят, насколько влитое масло или керосин посветлеет. Чем осветление больше, тем отбеливающие свойства глины выше.

Результат исследования: Глины Красноармейского района не обладают отбеливающими свойствами

4 исследование

Определение пластичности глины. Для этого небольшой кусочек глины замешивают с водой до образования хорошо формующегося теста. Затем раскатывают полученное тесто в валик толщиной с указательный палец и длиной 15—20 см и постепенно сгибают этот валик в кольцо. Глины, обладающие высокой пластичностью, сгибаются в кольцо легко и без образования трещин и разрывов. Из тощих малопластичных глин такое кольцо без трещин получить не удается. Кривизна дуги до образования трещин служит мерилом пластичности.

Результат исследования: Глины красного и голубого цветов обладают высокой пластичностью. Глина черного цвета не пластичная

5 исследование

Присутствие песка в глине можно легко определить, взяв глину «на зуб». Глины, не содержащие песка, на зубах не скрипят. Чем больше песка в глине, тем сильнее он будет чувствоваться на зубах.

Результат исследования: В черной глине примерно 90% песка и разных примесей. В голубой глине содержание песка на много меньше-30%. В красной и темно-серой глине содержание песка примерно 50%

Выводы

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения магматических пород в процессе выветривания. Разработки породы ведутся среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту.

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20). Цвет глины зависит от соотношения примесей, которые входят в её состав (оставшихся при разрушении магматических горных пород): железо и кальций, калий, медь, алюминий, кобальт, кадмий, сера и ее соли, при отсутствии в составе глины оксида железа она приобретает белый цвет.

В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.5 Черный цвет глины указывает на большую примесь в ней органических веществ. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины.

От химического и минерального состава глины, а также от величины составляющих их частиц зависит свойства глин, а состав подсказывает цвет глины. Глина ценится свойствами. Важнейшими свойствами глин являются: 1) способность в смеси с водой образовывать тонкие «взвеси» (мутные лужи) и вязкое тесто; 2) способность набухать в воде; 3) пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде; 4) способность сохранять эту форму и после «высыхания с уменьшением объема; 5) клейкость; 6) связующая способность; 7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

Некоторые свойства можно определить самостоятельно.

В ходе работы мы определили, что глина Красноармейского района имеют разный цвет, в зависимости от условий образований:

Месторождение

глина Красноармейского месторождения

глина Тузи-Чуринского месторождения

Время образования

Пермский период мезозойской эры

Юрский период мезозойской эры

Цвет

от красного до черного

голубого цвета

Состав

коалитовая

бентонитовая

Пластичность

высокая

не пластичны

Уровень запесоченности

Средняя и высокая

Не высокая

Отбеливающие свойства

отсутствуют

отсутствуют

Разновидности глин при смешивании дают возможность производить качественный кирпич


Использованная литература:
  1. География Чувашии. Чувашская Республика .Природа, ресурсы, экология.- http://www.geografia.ru/chuv.html

  2. Глина-http://lepnj.narod.ru/Status/Glina.html.

  3. Как искать месторождения глин Источник: http://www.catalogmineralov.ru/cont/126.html

  4. Краткие сведения по инвестиционному проекту по строительству кирпичного завода- http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=67&id=817545.

Тезисы к работа « Почему глина разная?»

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения магматических пород в процессе выветривания. Разработки породы ведутся среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту.

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20). Цвет глины зависит от соотношения примесей, которые входят в её состав (оставшихся при разрушении магматических горных пород): железо и кальций, калий, медь, алюминий, кобальт, кадмий, сера и ее соли, при отсутствии в составе глины оксида железа она приобретает белый цвет.

В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.6 Черный цвет глины указывает на большую примесь в ней органических веществ. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины.

От химического и минерального состава глины, а также от величины составляющих их частиц зависит свойства глин, а состав подсказывает цвет глины. Глина ценится свойствами. Важнейшими свойствами глин являются: 1) способность в смеси с водой образовывать тонкие «взвеси» (мутные лужи) и вязкое тесто; 2) способность набухать в воде; 3) пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде; 4) способность сохранять эту форму и после «высыхания с уменьшением объема; 5) клейкость; 6) связующая способность; 7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

Некоторые свойства можно определить самостоятельно.

В ходе работы мы определили, что глина Красноармейского района имеют разный цвет, в зависимости от условий образований:

Месторождение

глина Красноармейского месторождения

глина Тузи-Чуринского месторождения

Время образования

Пермский период мезозойской эры

Юрский период мезозойской эры

Цвет

от красного до черного

голубого цвета

Состав

коалитовая

бентонитовая

Пластичность

высокая

не пластичны

Уровень запесоченности

Средняя и высокая

Не высокая

Отбеливающие свойства

отсутствуют

отсутствуют

1 ГЕОГРАФИЯ ЧУВАШИИ.Чувашская Республика..Природа, ресурсы, экология.- http://www.geografia.ru/chuv.html

2 Как искать месторождения глин Источник: http://www.catalogmineralov.ru/cont/126.html

3 Глина-http://lepnj.narod.ru/Status/Glina.html

4 Краткие сведения по инвестиционному проекту по строительству кирпичного завода- http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=67&id=817545

5 Глина-http://lepnj.narod.ru/Status/Glina.html

6

8

multiurok.ru

Творческий проект «Глиняные фантазии» (docx) — Другое — История и обществознание

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

«Глиняные фантазии»

Творческий проект

Работу выполнили

учащиеся 5 класса:

Ильиных Дарья,

Романов Денис,

Кустова Екатерина,

Черных Вера,

Бочкарёва Нина

Руководитель проекта:

учитель истории и

обществознания

Суханова

Анна Ефтифеевна

Содержание

  1. Выбор и обоснование проекта…………………………………………..2

  2. Глина – это замечательный дар природы ………………………………3

  3. Материал для лепки и инструменты ……………………………………3

  4. Некоторые основные правила, необходимые для работы с глиной…..4

  5. Способы лепки……………………………………………………………4

  6. Сушка и обжиг……………………………………………………………6

  7. Роспись изделий………………………………………………………….7

  8. Выставка………………………………………………………………….8

  9. Выводы……………………………………………………………………8

  10. Источники Интернет…………………………………………………….8

  11. Приложения………………………………………………………………9

1.Выбор и обоснование проекта

Если Вы помните, в Библии говорится, что, первый человек был сотворён Богом из глины. Так уж повелось, что история человечества тесно связана с этим удивительным природным материалом. Начав создавать из глины первые корявые статуэтки, человек перевернул страницу истории. Он стал творцом.

В древности женщины, овладев техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: глины высыхала и становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в основном для хранения и приготовления пищи.

Игрушка из глины, так же известная с давних времен, стала одним из видов народного творчества. Глиняные зверушки и фигурки людей служат игрушкой детям, а иногда просто украшением интерьера. Они просты и всегда несут в себе частичку души мастера.

В последнее десятилетие лепка из глины стала занимать одно из ведущих мест в направлениях развития детского творчества. Эта популярность  заслужена глиной не случайно! Лепка  не только очень увлекательное занятие, развивающее творческие способности, но и деятельность, позволяющая развивать мелкую моторику рук, фантазию и пространственное мышление ребёнка.

На уроках истории, изучая район гончарных мастерских Керамик (г. Афины), мы познакомились с огромным количеством великолепных расписных ваз, узнали как греки изготовляли разнообразные сосуды, чаши, кувшины (Приложение №1). Появилась идея попробовать самим заняться творческим делом – лепкой из глины.

Проблема проекта: смогут ли ученики нашего возраста смастерить изделия из глины?

Цель: изготовление плоских и объемных работ из глины на занятиях элективного курса «Гончарная мастерская».

Задачи:

  1. Познакомиться со способами лепки из глины.

  2. Изготовить простые изделия.

  3. Провести выставку работ.

2.Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и  пластичная при увлажнении.

Глина – это замечательный дар природы. Из глины лепят, строят, ею лечат.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. На её цвет влияют добавки других минералов.

3. Материал для лепки и инструменты

Глину, добытую в природе, необходимо специально подготовить перед началом занятий, этот процесс длительный и трудоёмкий. На занятиях элективного курса «Гончарная мастерская» мы воспользовались готовой глиной для ручного труда (рис.1). Для лепки понадобились специальные скульптурные инструменты – стеки. Некоторые инструменты были куплены, другие – изготовлены своими руками (рис.2). Стеком так же, как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая. Основное назначение этих инструментов — проработка мелких деталей и удаление лишней глины.

4.Некоторые основные правила, необходимые для работы с глиной

Правило номер один – обеспечить себе рабочее пространство. Глина довольно маркий материал, поэтому для работы стоит запастись доской или клеёнкой, на которой вы будете лепить, мокрой тряпочкой, чтобы смачивать кончики пальцев во время лепки, стеками и баночкой с водой, чтобы, при необходимости, немного размочить глину.

Второе правило — при работе с глиной – закатайте рукава. Лучше, если вы не будете касаться стола локтями, кистями и запястьями.

Третье правило – чтобы слепить красивую игрушку, нужно убрать из комочка глины посторонние включения (камушки или другой мусор), если они есть, и тщательно раздавить пальцами все уплотнения, чтобы масса была однородной. При этом, если глина липнет к пальцам – она слишком влажная и ее надо помять в руках. А если на куске появляются трещины, когда вы его сжимаете – она слишком сухая, и нужно обмакнуть ее в воду и хорошо размять.

Правило четвертое – из куска глины нужно, по возможности, удалить пузырьки воздуха, иначе при обжиге они дадут трещины. Удаляют их путем разминания куска в руках.

Правило пятое — работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны фигуры, поможет более органично все связать в единое целое.

На наших занятиях можно было:

— лепить то, что хочешь;
— лепить так, как хочешь;
— ломать то, что сделал сам и т.д. (Приложение №2).

5.Способы лепки

Конструктивный способ — наиболее простой способ лепки: предмет составляют из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь (рис.3, рис.4).

Пластический способ — лепка предмета из целого куска, приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Например, для лепки груши — это шар, для гуся, курицы — овоид (яйцевидная форма), для белки — толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали (рис.5, рис.6).

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеприведённых способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя, голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно. В процессе лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания глины, когда от общей массы глины пальцами захватывают небольшую ее часть и вытягивают до необходимого размера.

Для соединения деталей игрушки нужен шликер – это глина, которая разведена водой до густоты жидкой сметаны.

Для лепки крыльев и перьев птиц, чешуи рыбы, шерсти животных хорошо подходит приём рельефной лепки: небольшие куски глины накладывают на основную форму, а пальцами и стеком придают им нужную форму (рис.7).

Изображение рельефа — декоративной пластины — выполняют следующим образом. Сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Эскиз определяет размеры пластины и ее пропорции. Затем на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины — примерно 1 см.

После этого стеком обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность и на нее стеком наносят рисунок согласно эскизу. Если узор состоит из цветов и листьев, то из кусков глины выделывают детали, накладывают их на пластину соответственно рисунку на ней и края прочно примазывают стеком к основе (рис.8).

Рис.7 Рис. 8

Рельефным способом Денис Романов изготовил рамку для фотографии (рис.9). Пластину можно изготовить и другим способом: выскоблить (выбрать) лишнюю глину на узоре с помощью стека. В результате фон опустится, а рельеф останется приподнятым над плоскостью пластины. При такой технике рельеф более прочен. Татьяна и Ирина изготовили яблочки, используя технику рельефной лепки (рис.10).

Рис.9 Рис.10

6.Сушка и обжиг

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность (рис.11). Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка). Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется.

Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель.

Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой (рис.12), а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой. Когда изделие полностью просохнет, его можно обжечь в муфельной или русской печи при температуре от 750 до 1200 градусов. Подробнее процесс сушки и обжига описан в Приложении №3.

Рис.11 Рис. 12

7.Роспись изделий

Для росписи изделий можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так и после нее. Художник сразу же видит окончательный результат, в то время как с керамическими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

Можно использовать гуашевые или акриловые краски. Сначала грунтуем изделие клеем ПВА, красим фон белой краской, а затем уже — цветными. Краска сохнет очень быстро.

Не забудьте раскрасить также бока фигурки (рис. 13).

Когда фигурки полностью раскрашены, покройте их клеем ПВА или лаком для работ по дереву, он высохнет и создаст тонкую пленку (рис.14). Если вы раскрашивали акриловыми красками, то клеем или лаком покрывать не надо.

8.Выставка

Глиняные изделия всегда кажутся теплее и трогательнее остальных — ведь вместе со следами рук они хранят и частичку души мастера, нашу частичку.


9.Выводы

На занятиях элективного курса «Гончарная мастерская» мы научились создавать собственные, пускай сначала несложные глиняные поделки. Их можно подарить друзьям или родным на день рождения, День Святого Валентина и т.д. Каждый из нас сможет самостоятельно мастерить из глины в домашних условиях, необходимо только купить глину (45 р. – одна упаковка, в магазинах города Томска), всё остальное в хозяйстве найдётся.

10.Источники Интернет:

http://www.patlah.ru

http://stranamasterov.ru

http://detskoetvorchestvo.ru

http://integratsia.ru

11.Приложения

Приложение №1

Керамика древних греков

Амфора – сосуд для хранения масла или вина

Амфора чёрнофигурная

ПЕЛИКА – форма амфоры

КРАТЕР – сосуд для вина и воды

ДИНОС – сосуд для вина и подставка для него

ПСИКТЕР – сосуд для снега или льда

ОЛЬПА – сосуд для благовоний

Что можно, а что нельзя

Если разрешать детям то, что не требует запрещения, то потом гораздо проще убедить их в том, что нельзя делать действительно запретные вещи. Разрешай разрешаемое, и этим ты запретишь запретное.

На наших занятиях можно:

— лепить то, что хочешь;
— лепить так, как хочешь;
— ломать то, что сделал сам;
— иногда ломать то, что сделал учитель;
— раскрашивать поделки красками;
— пачкаться;
— разговаривать;
— ходить по классу;
— играть в слепленные игрушки;
— играть в игрушки, слепленные учителем;
— самостоятельно брать глину и инструменты;
— заниматься любой другой конструктивной деятельностью: рисовать, вырезать из картона, рассказывать сказки, истории и так далее.

На наших занятиях нельзя:

— кидаться глиной;
— бросать глину на пол;
— пачкать других детей;
— ломать то, что сделали другие дети;
— откровенно бездельничать;
— громко кричать;
— явно мешать другим детям;
— отбирать у других детей игрушки и инструменты.

Приложение №3

Сушка изделий

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка).

Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Почему как можно медленнее должно высыхать изделие? Потому что степень влажности и усадки глины очень высока. А равномерной сушка должна быть по той причине, что места соединений, выступающие и мелкие части высыхают значительно быстрее, чем основная масса изделия. Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель (в зависимости от размеров изделия, срок может быть меньше или больше), особенно осторожно нужно отнестись к сушке больших и сложных изделий. В течение первых 2-3 дней сушки (особенно это касается изделий с тонкими частями) изделия лучше сушить в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его, чтоб не скапливался конденсат. Когда глина приобретает определенную плотность (цвет глины при этом меняется, она осветляется), изделия можно продолжать сушить на открытом воздухе (желательно во влажном помещении). На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, например, досушивая в более теплых местах (в печи, духовом шкафу с доступом воздуха, т.е. оставлять чуть приоткрытой дверцу шкафа) без попадания на изделие потоков теплого воздуха с постепенным повышением температуры. До полного остывания нельзя извлекать изделия. Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче. При этом изделия не достигают прочности и твердости, свойственной керамике, поскольку керамикой они становятся после обжига. Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

pedsovet.su

Научный проект «Посуда из глины»

Слайд 1

НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Посуда из глины» Подготовила ученица 2 «Б» МБОУ « Дрезненская гимназия» Парначева Марина Руководитель : Гусева И.Е.

Слайд 2

Недавно мне подарили набор детской глиняной посуды для самостоятельного раскрашивания. Мне понравилось раскрашивать эту посуду. Я заинтересовалась: как же делают глиняную посуду?

Слайд 3

Цели работы: изучить, что такое глина, какими свойствами обладает, как надо подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины, создать собственный образец. ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА: — ознакомиться со свойствами глины; -области применения глины; -рассмотреть историю глиняной посуды; -познакомиться с современным производством посуды; -изучить правила работы с глиной; -изготовить собственный образец из глины для художественной лепки.

Слайд 4

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Слайд 5

Сухая глина хорошо ломается, так как хрупкая Сырая глина вязкая, пластичная. Вода сквозь глину не проходит

Слайд 6

Виды глины белая голубая зеленая желтая красная серая коричневая черная По цвету П о характеру Жирная тощая

Слайд 7

Области применения глины

Слайд 8

Области применения глины

Слайд 9

Существует гипотеза, поддерживаемая историками и археологами: что когда то давно, древние люди уронили плетеную из лозы корзину обмазанную в глине в огонь костра. Прутики сгорели, а глина обожглась и затвердела. Так появился первый в мире глиняный сосуд. Люди, которые изготавливали изделия из глины, называются гончарами. Самые первые гончарные изделия появились в Китае. Гончарный круг – станок применяемый гончарами . Современный гончарный круг — станок может приводиться в движение как ножным способом, так и механизированным при помощи двигателя.

Слайд 10

Дулевский фарфоровый завод

Слайд 11

Мастер-класс от Марины Парначевой

Слайд 12

Мастер-класс от марины парначевой

Слайд 13

Мастер-класс от марины парначевой

Слайд 14

Выводы по проделанной работе: В ходе изучения литературы о глине, я выяснила, какими свойствами обладает глина, провела ряд опытов. Следует отметить основное свойство – пластичность. Пластичность глины позволяет получать сложные формы изделий, а также ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, делают ее прекрасным материалом для лепки. В результате я расширила свои знания о глине, о видах, ее применении в жизни человека. Поняла, что труд гончара очень кропотливый и тяжелый. И, конечно, же создала свои первые гончарные работы. Если вы, как и я, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное времяпровождение приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

Слайд 15

Спасибо за внимание

nsportal.ru

Творческий проект «Лепка из глины»

Творческий проект по технологии «Лепка из глины» был создан ученицей 3 класса начальной школы. Девочке интересен данный вид творчества, она решила систематизировать информацию и улучшить навыки лепки из глины для более профессионального подхода к любимому занятию.

Автор творческой работы по технологии «Лепка из глины» изучила информацию по данной тематике, выяснила виды материала и свойства, которыми обладает глина. Ученица предлагает узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке, выяснить как правильно подготовить рабочее место и какие инструменты и приспособления использовать в процессе работы.


В результате работы над творческим проектом «Лепка из глины» ученица 3 класса начальной школы презентовала свои лучшие работы из глины, которые можно разделить на несколько тем: рептилии, динозавры, домашние животные, новогодняя тематика.

В ходе работы над творческим проектом по технологии по лепке из глины учащаяся начальной школы овладела основными приемами работы с глиной, а также провела изготовление собственных работ.

Оглавление

Введение
1. Что такое глина?
1.1. Виды глины, ее применение.
1.2. Свойства глины, опыты.
2. Подготовка глины к лепке
2.1. Где достать глину для работы.
2.2. Подготовка глиняного теста.
3. Техники и приемы лепки из глины.
3.1. Необходимые инструменты для работы с глиной.
3.2. Основные приемы работы с глиной.
3.3. Способы лепки.
3.4. Сушка и обжиг изделия.
4. Изготовление собственных работ.
Заключение

Введение


В этом году я начала посещать занятия студии «Скульптура». На занятиях мы занимаемся лепкой из глины. У нас есть уникальная возможность вдохнуть жизнь в свои произведения из глины.

Глина – это чудесный дар природы, которая сопровождает людей с далеких времен по сию пору. Из нее лепят, строят, ею лечат. В студии проводится цикл работ с глиной от замеса и воплощения замысла до обжига.

С помощью работы с глиной можно снять напряжение, развить мелкую моторику рук, научиться видеть в объеме, развить творческое воображение, фантазию и самим создать произведение искусства.

Лепка из глины стала для меня увлекательным хобби, поэтому я решила более подробно ознакомиться с материалом и его свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе, систематизировать свои знания о техниках, используемых в процессе лепки.

Для решения этих задач я изучу различную литературу о глине, приемах лепки, проведу ряд опытов, чтобы ознакомиться со свойствами материала, буду продолжать посещать занятия студии «Скульптура» и, конечно же, создам собственные работы.

Постановка проблемы: расширение знаний о материале, подготовке к работе и техниках, используемых при лепке из глины.

Цель: изучить, что такое глина, какая она бывает, какими свойствами обладает, как надо подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины, создать собственные скульптуры.

Задачи: ознакомиться со свойствами глины, изучить правила работы с глиной, методы работы с этим материалом, разобраться, как происходить создание скульптуры из глины и создать ее самому.

Этапы работы: знакомство с разными видами глины, проведение опытов для изучения свойств материала, изучение литературы о техниках и приемах, применяемых в скульптуре, практические занятия в студии «Скульптура» ЦДиТ «Сокол», создание своих произведений из глины.

Методы решения проблемы: изучение литературы о глине, ее свойствах, техниках и приемах лепки, проведение опытов с глиной, посещение занятий студии «Скульптура», изготовление собственных работ.

Результаты: углубление знаний о любимом занятии, презентация для одноклассников о результатах моих опытов, создание галереи своих работ, слепленных из глины.

Перейти к разделу: 1.1. Виды глины и ее применение

www.tvorcheskie-proekty.ru

Проект «Всеми забытая глина «

Шелтозерская средняя общеобразовательная школа

Всеми забытая глина

( материалы к конкурсу

«Моя малая родина: природа, культура, этнос-2012»

в номинации

«Эколого-краеведческий путеводитель»)

Автор: Гаврина Диана,

ученица 11 класса

Руководитель: Шамшина Ольга Викторовна,

Учитель биологии и химии

Карелия с. Шелтозеро 2012

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3

  1. Глина — горная порода ………………………………………………….. 3

  1. Палеозойская эра: девонский период ……………………………………….. 3

  1. Гончарное дело на Руси ………………………………………………… 4

  2. Гончарное дело на территории Карелии ……………………………………… 4

  3. Гончарство у вепсов ……………………………………………… 5

  4. Рыборецкая глина …………………………………………………. 7

  5. Комбинат народных художественных промыслов «Прионежский» …. 8

  6. Лепка из глины в Шелтозерской школе ……………………………….. 8

Вывод ……………………………………………………….. 9

Литература

Приложение CD-диск, презентация к работе

Введение

Вепсская национальная волость известна как богатая природными ресурсами территория. Недалеко от села Рыбрека находится месторождение глины. Глина в Рыборецком карьере — древняя девонская глина. Она накапливалась в недрах Земли миллионы лет, и месторождения такой глины редки на нашей планете. Огнеупорная девонская глина — очень большая редкость и национальное достояние Республики Карелия. За рубежом аналогов подобных месторождений не существует.

  1. Глина — горная порода

Глина — весьма распространенная вторичная или обломочная горная порода, происшедшая от выветривания других горных пород, преимущественно заключающих в своем составе полевой шпат. В чистом виде глина встречается крайне редко: примеси кремнекислоты, окиси железа и марганца, углекислой извести и других химических соединений. Глина, в сухом виде, представляет плотное или землистое, часто жирное на ощупь вещество, легко растирающееся в порошок; жадно поглощает воду, издавая особый характерный запах, и переходит при этом в мягкую пластичную массу.

В природе Глина встречается или в местах ее образования — по соседству с разрушающимися полевошпатовыми породами, или увлекается текущими водами далеко от места происхождения и отлагается на дне рек, в морях и океанах, смешиваясь на пути с другими, переносимыми водой органическими и неорганическими частицами. Разрушение горных пород началось тотчас же по выходе их на земную поверхность, а наряду с тем происходило размывание и перенесение водой образовавшихся глинистых частиц, поэтому слои и прослойки. Глина встречаются во всех геологических отложениях от самых древних до более новых.

II. Палеозойская эра: девонский период

В девоне северные материки образовали единый большой материк Атлантию, восточнее которого находилась Азия. Продолжает существовать Гондвана. Огромные материки были перегорожены горными хребтами, которые, разрушаясь, заполняли обломками впадины между горами. Климат стал сухим и жарким. Пересыхали озера и лагуны, а входившие в состав их вод соли и гипсы выпадали в осадок, образуя соленосные и гипсоносные толщи. Усиливается вулканическая деятельность.

В среднем девоне море вновь наступает на сушу. Возникают многочисленные впадины. Их постепенно заливает море. Климат становится теплым и влажным. В верхнем девоне моря снова обмелевают, возникают небольшие горы, которые в дальнейшем были почти полностью разрушены. Наиболее характерные отложения девонского периода—континентальные красные песчаники, сланцы, гипсы, соль, известняки.

В Карелии в палеозое и мезозое (более 70 млн. лет назад) при отступлении ледников, отходящих с юго-востока на северо- запад, потоки талой воды, устремились по трещинам, разрушая непрочные в местах разлома горные породы и вымывали скопившийся там мелкий материал. Когда данная масса достигала спокойного места реки, она постепенно осаждалась и, таким образом, образовалась глина.

III. Гончарное дело на Руси

Гончарное дело на Руси прошло длинный путь развития. В IX-X веке люди вручную изготавливали из глины керамику. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Чтобы глиняное тесто было крепким и вязким, к нему примешивали кусочки кварца или гранита, песок, мелкие раковины, а иногда даже осколки керамики или растения. Благодаря этому, из такого глиняного теста можно было сделать сосуды разнообразной формы.

Древние мастера изготавливали различную посуду: миски, сковородки, кружки, крынки, огромные горшки для зерна и другого продовольствия, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи на огне, игрушки для детей, ритуальная посуда. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, но также встречались и в виде кружков, зубчиков или ямочек.

Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Пожалуй, наряду с металлообработкой, гончарное дело на Руси было самым важным из ремесел.

IV. Гончарное дело на территории Карелии

Гончарное дело на территории Карелии начинается еще с эпохи неолита (IV-II тыс. до н.э.). По берегам Онежского озера и на его островах археологами обнаружены стоянки, где в результате раскопок найдены керамические черепки, относящиеся к ямочно-гребенчатой керамике.

Предприятия на территории Карелии, которые во времена советской власти занимались гончарным производством – это разнообразные артели : Шелтозерская, Кондопожская, Олонецкая, Заонежская, в Пудоже и Рыбреке. Позднее осталось два производства – Райпромкомбинат в Сортавале и комбинат в селе Деревянное. Дольше всех просуществовал комбинат в селе Деревянное, который выпускал продукцию вплоть до начала XXI века.

V. Гончарство у вепсов

Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах .

В XIX — в первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека. Занимались этим делом преимущественно беднейшие слои населения, отводя ему свободное от полевых работ время, т.е. осень и зиму.

В экономическом отношении вепсское гончарство в основном было связано с рыночным сбытом продукции и включало изготовление изделии на заказ в рамках одного или нескольких селении. За год мастеровые делали более 400 тыс. сосудов, а в сутки до 150. Предметы вепсской керамики имели широкий радиус сбыта – Олонецкая, Петербургская, Вологодская губернии, Петербург, Петрозаводск, а так же восточные районы Финляндии.

Высокая продуктивность керамического производства объясняется тем, что у вепсов оно было семейным делом. Мужчины занимались формовкой посуды, а женщины и дети вели подготовительные и подсобные работы, а также лепили скульптурные фигуры.

Поскольку изготовление глиняной посуды у вепсов – занятие семейное, то технологические и декоративно- оформительские навыки передавались по родству.

Территорию, где можно было добывать глину, в народе называли просто – глинище, глинница, глинокопня. Под глинищем подразумевали яму в 71,12 см глубиной, которая находилась где-то в лесной местности. Глину, зачастую, гончары снимали либо целым пластом, либо вынимали ее большими кусками в 16 кг весом. Все, что выкапывали, накладывали на воз и вывозили в мастерскую.

Технология обработки керамики, несмотря на трудоемкость процесса проста. Гончары работали в специальных бревенчатых мастерских, разделенных на 2 половины. В одной был гончарный круг и полки для готовых изделий, а в полу – углубление для глины; еще была русская печь для обогрева. В другой части стояла гончарная печь.

Осенью члены семьи гончара готовили для него глину, дрова, закупали подсобные материалы: свинец, марганец… Глину закладывали в ящик и «парили» дня два, помешивая лопатой. Потом складывали ее в углубление пола и месили ногами до тех пор, пока она не становилась тягучей, т.е. готовой к формовке. С этого момента к работе приступал уже гончар. Он укладывал ком глины на «тарелку» ручного гончарного круга и, вращая левой рукой круг, правой равномерно вытягивал глину, придавая ей форму задуманного сосуда. Если нужно, на сосуде делали ручку или наносили орнамент при помощи палочки. Сформованные за день изделия сушили на полках трое суток, глазуровали, снова сушили, а потом укладывали в печь вверх дном, закрывали устье печи кирпичом, замазывали глиной и обжигали целые сутки. Потом трое суток сосуды остывали в печи.

Керамические сосуды ремесленного производства представлены четырьмя разновидностями: мисками, горшками, кувшинами и флягами.

Миски и горшки часто толстостенны, с прямыми или изогнутыми под косым углом и относительно днища сосуда стенками. За исключением кувшинов и фляг, сосуды приземистых пропорции: высота значительно меньше ширины устья или же равна ей. Величина их различна: от бокалов, сметанниц, солонок высотой около 10 см до полуметровых горшков для хранения жидкостей. В керамическом цехе с. Рыбрека делались также многоведерные корчаги, однако их форма не известна.

Вепсы всегда старались делать керамику, полезную в быту. Например, в керамическом цехе, открытом в 1920 г. в Рыбреке, пробовали лепить пепельницы в виде фигурки медведя, но скульптурки получались плохими и не находили сбыта.

Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов — кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков.

При ряде локальных отличий декоративно-прикладное искусство вепсов всех групп объединяло тематическое единство узоров. Прежде всего, это то обстоятельство, что в них существенное (а в вышивках и росписях — преобладающее) распространение получили изобразительные мотивы. Это сближало его с искусством русского населения северо-западных областей. Геометрическая орнаментация по сравнению с изобразительными узорами занимала у вепсов второстепенное место. Это отличало искусство вепсов от искусства севернокарельских и саамских местностей, где геометрический орнамент был чуть ли не единственным видом украшения практически всех изделий.

Как упомянуто, женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка — это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Фигурки были условно похожи на животных: птиц лепили из одного комка глины, а животных – из нескольких, только голова тщательно моделировалась.

В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950-1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности — в селе Рыбрека.

VI.Рыборецкая глина

Два мастера гончарного дела – отец и сын Васильевы, Ефим Васильевич (1881-1941гг) и Николай Ефимович (1907-1963гг) стали основателями рыборецкого гончарного производства, представлявшего небольшой заводик в системе местной разнопромартели «Красный вепс». Работа горшечного цеха продолжалась до 1969г. Из глины мастерили горшки, вазы для цветов, свистульки. В цехе были заняты пять мастеров и трое подсобных рабочих (мяли глину, занимались глазуровкой изделий).

Глину добывали в карьере, расположенном в километре от главной шоссейной дороги. Здесь же находилось здание разнопромартели.

Глину обычно копали лопатой осенью. Запасы ее на зиму хранили на складе гончарной мастерской. Перед началом работы по изготовлению керамических изделий, глину рубили, мочили в специальных корытах. Мяли глину вручную, лишь значительно позднее по стали применять глиномялку.

Гончарные круги были деревянными, приводились в движение ногой. На гончарном круге вытягивали горшки от 10 до 22 см высотой. Готовые изделия сушили на нарах, затем ставили в печь, доводя температуру до 700-800 градусов. Дровяную печь с двумя топками топили каждый день в течение 24 часов. На высушивание изделия наносили простые узоры в виде цветочной каймы, состоявшей из белого точечного орнамента. Иногда кайма давалась в сочетании одиночных цветков с кружочками белого цвета.

После просушки изделия «глазурили». Глазури и керамические краски приготавливали сами, используя для этих целей свинец, марганец и белую глину. Потом готовое изделие ставили на обжиг в горн. Сюда вмещалось, до тысячи предметов. В день обычно изготовляли по 100 штук горшков, по 80-90 цветников. Готовую продукцию на баржах вывозили в Петрозаводск, на месте продавали мало. В гончарном производстве главенствовал ручной труд.

«Все определяли на глаз и температуру в печи определяли на глаз.» — вспоминала жительница Рыбреки .

В цеху «Красный вепс» изготовляли кирпич высокого качества. Из этого кирпича построены Яшезерский монастырь, церковь в д. Вехручей.

VII.Комбинат народных художественных промыслов «Прионежский»

с. Деревянное

«Прионежский» комбинат основан в 1929 году. До 1970 года выпускал изделия и товары народного потребления из древесины.

С 1970 года предприятие организовало выпуск керамических изделий с использованием древнейших глин Рыборецкого месторождения. При создании новых видов керамических изделий художники используют местные национальные традиции. Комбинат НПХ «Прионежский» входит в Ассоциацию народных художественных промыслов России.

Комбинат народных художественных промыслов «Прионежский» Правительством Республики Карелия в 2006 г. награжден дипломом в номинации — лучшие товары и услуги Республики Карелия — «Изделия народных и художественных промыслов» за производство продукции высокого качества.

VIII.Лепка из глины в Шелтозерской школе

От Прионежского Центрального Дома творчества на базе Шелтозерской школы долгое время работал кружок «Лепка из глины». Руководитель кружка – учитель начальной школы Н.Н. Ботвина. На этих занятиях использовалась местная глина. Именно здесь произошло первое знакомство с приемами работы с пластичным природным материалом, с приемами росписи.

Вывод

Таким образом, одним из традиционных ремесел вепсского народа являлось гончарное производство. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определённые навыки, которые можно было развить с годами. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии (гончарный круг) делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Глина – чистый природный материал, без примесей, и поэтому еда в такой посуде очень вкусная, пища в такой посуде не варится, а томится. Сохраняются все витамины и полезные свойства продуктов. Глиняная посуда идеально подходит для хранения продуктов. Если хранить муку или крупу в глиняном горшке, то в них не заводятся жучки. Керамическую посуду используют для хранения продуктов: хранят молоко и масло, варенья и соленья, картофель и овощи.

Хочется верить, что это ремесло, забытое временем, возродится на вепсской земле.

Литература

— П. Миклашевскии, «Месторождения огнеупорных материалов в России» (СПб., 1881).

— Газета «Ленинская правда » от 2 августа 1985.

— Косменко А. П. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

— http://www.galla.su/slav/sla4.php- ремесла древних славян

— goncharnoedelo.ru/stati/131-kak-delayut-keramiku — гончарная мастерская

Приложение: презентация к работе.

5

multiurok.ru

Проект (старшая группа) на тему: Проект «Песок, глина» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Звёздочка»

Проект

«Песок, глина»

для детей старшей  группы

                                                                                                                          Подготовили:

Воспитатель 1 кв. категории

Ионцева Н. В.

Воспитатель 1 кв. категории

Хаджиу М. В.

Проект: «Песок, глина » для детей старшей  группы

Срок реализации проекта:  1месяц

Цель проекта

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.

 Задачи проекта-

Образовательные:

Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

Учить детей классифицировать песок, глину  по происхождению.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Познакомить с продуктами деятельности из глины нашими предками.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, любознательность.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.

Формировать умение работать строго отведенное время, используя песочные часы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Воспитывать инициативность, ответственность, сотрудничество, умение работать с раздаточным материалом.

Тип проекта: познавательно- исследовательский

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Образовательные области:

— социализация

— коммуникация

— познание

— труд

— художественное творчество

Актуальность темы

Благодаря проекту: « Песок. Глина» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель.

Знакомство детей со свойствами песка, глины, камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Словарная работа

Прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающие, керамическая.

Существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло, «песочные часы», лаборатория, геологи.

Ресурсное обеспечение проекта                                                                   Коллекция природных ископаемых,  доски для лепки,  пластиковые стаканчики, пластиковые ложечки, лупы, фартуки,  комочки глины, трубочки, тарелочки с материалом, палочки деревянные, иллюстрации по темам, видеозапись.

Методы и приемы                                                                                          Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка, глины по цвету, размеру, форме; рассматривание коллекции.

Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитателей, беседы.

Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины, изготовление картотеки опытов.

Игровые: гости на занятиях, игры – путешествия.

Предполагаемые результаты

Предложенная система работы поможет:

Педагогам:

— повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуально- развитой личности, способной понимать, анализировать, любить окружающий мир и природу, познакомиться с бытом предков.

Детям:

— расширить представления о разнообразии песка, глины, камней, их внешнем виде и полезных качествах

— развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом

— познакомиться с миром песка, глины, камней, особенностями их происхождения, использования человеком

— узнать много новых слов- понятий и названий

— сформировать начальные предпосылки исследовательской деятельности

— развить коммуникативные навыки.

— узнать много неизведанного из прошлого.

Родителям:

— такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром

— приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

— помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Этапы реализации проекта

Первый этап. Организационно- педагогический

  1. Определение цели, задач проекта
  2. Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта
  3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта
  4. Разработка тематического планирования материала.

Второй этап. Практический

Третий этап. Заключительный

Оформление материала проекта

Выставка в раздевалке группы:

— фотографий совместной деятельности воспитателя с детьми;

— рисунков детей на тему: «Что мы узнали»

2.Пополнение развивающей среды и паспорта группы

3.Подготовка презентации проекта.

План  проекта

Дата

Основные виды деятельности

Ответствен

ные

1 неделя сентября

Диагностика родителей.

Диагностика детей.

Рассказ воспитателя «Что такое полезные ископаемые»

Рассматривание альбома с иллюстрациями ископаемых.

Работа в лаборатории.  (знакомство в экспонатами).

 

Воспитатель

2 неделя сентября

Д/и «Поваренок» .Игры с песком.

Рассматривание иллюстраций на тему «Использование песка людьми»

Чтение Л. Квитко «На песке».

Художественный труд: «Радуга в бутылочке» (разноцветный песок).

На прогулке: — рассматривание следов на песке,  строительство гаража для машин, конкурс « на лучшую песочную постройку».

Воспитатель

3 неделя

сентября

Рассматривание иллюстраций: «Изделия из керамики наши и наших бабушек».

Знакомство с новой профессией: гончар.

Просмотр видеоматериала: «Изготовление глиняной игрушки».

Экспериментирование:

Опыт №1 «Глина: сыпучая или не сыпучая?»

Опыт №2 «Мягкая или твердая?»

Продуктивная деятельность: лепка из глины  «Тарелочки для трёх медведей»

Воспитатель

4 неделя сентября

Чтение сказок: «Лиса и журавль», «Горшочек каши».

Заучивание пословицы о глине.

Чтение стихотворения В. Степшина «О глине».

Изготовление

Фотоальбома  совместной деятельности воспитателя с детьми;

Итоговое ООД «Что мы знали, что узнали». (ИЗО) .

Воспитатель

План работы с родителями

— Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

— Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой».

— Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, глиной».

— Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома о разнообразных предметах из глины, песка.

 — Привлечение родителей к сбору образцов песка, камней, ракушек и другого природного материала.

— Консультация «Учим детей любить природу».

Оценка результатов.

После проведенной работы у детей:

— сформировались навыки исследовательской деятельности

-узнали о использовании песка и глины нашими предками, первобытными людьми

— дети научились взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств

— научились классифицировать песок, глину  по происхождению

— дети научились ставить цель, выделять существенные признаки, выдвигать различные гипотезы

— научились сравнивать и анализировать

— у детей развилось воображение, мышление

— дети умеют отбирать материалы для самостоятельной деятельности, осуществляют эксперименты, делают выводы

— дети стараются бережно относиться к природе и раздаточному материалу

— дети стали любознательными, наблюдательными, ответственными, умеют сотрудничать с другими детьми.

nsportal.ru

Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Познавательно-исследовательский проект «Песок. Глина. Камни»

Вид проекта:

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Участники:

  • дети старшей группы № 5 ГБОУ Школы № 2088 (Дошкольное отделение: Грайвороновская, д. 18, корп.3)
  • родители детей;
  • воспитатели: Никульникова Ю.М., Грицкевич Е.В.

Тип проекта: Реализация ФГОС, интеграция образовательных областей  (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).

Сроки реализации проекта: 30.01.-17.02.2017

Актуальность проекта:

         В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Благодаря проекту «Песок.Глина.Камни» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с песком, глиной, камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Гипотеза:

Таким образом, реализуя  проект «Песок.Глина.Камни», у детей расширятся представления о разнообразии объектов неживой природы, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

Объект проекта:

Дети группы № 5 дошкольного отделения.

Предмет проекта:

Компоненты неживой природы (песок, глина, камни)

Цели проекта:

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к компонентам неживой природы.

Задачи проекта: 

Образовательные:

1. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

2. Учить детей классифицировать песок, глину, камни по происхождению.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и анализировать.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

3. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

4. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Пути реализации:

  • Познавательные беседы
  • Экологические занятия
  • Рассматривание объектов неживой природы
  • Просмотр видеоматериалов
  • Чтение художественной литературы
  • Игровая деятельность дошкольников
  • Художественно – творческая деятельность с детьми
  • Исследовательская деятельность

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»
  • Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.

I этап: Подготовительный этап

До начала реализации проекта была проведена следующая работа:

  • сбор фотографий с объектами неживой природы;
  • подбор иллюстраций с изображением неживой природы ;
  • подбор художественной литературы;
  • подготовка презентации, наглядного материала;
  • подбор игр;
  • подбор музыкального репертуара, мультфильмов об объектах неживой природы
  • написание сценария к итоговому мероприятию: Презентация проекта «Песок.Глина.Камни»
  • подготовка к продуктивной деятельности: Песочная церемония «Радуга в бутылке» с участием детей и членов жюри конкурса проектов

II этап: Основной этап

  1. Взаимодействие с детьми

Период

Тема

Содержание

30.01-03.02.2017

Знакомство с песком

«Наш дом – природа». Цель: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок, их свойствами.

Худ. Литература: Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», М.Т. Грабенко «Песочная страна», В. Хауф «Рассказ о Калифе-Аисте», Г. Люшнин «Песчаный дом»

Экспериментирование с песком: Эксперимент №1, №2 (см. приложение к Проекту)

06.02.-10.02.2017

Знакомство с глиной (сравнения с песком)

«Наш дом – природа» (продолжение). Цель: Познакомить с особенностями глины, ее свойствами. Сравнить, чем глина отличается от песка. Определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (наблюдения на прогулке). Рассматривание иллюстраций, фотографий, разнообразных предметах из глины (народные промыслы, посуда древних людей).

Худ. Лит-ра: Д. Родари «Чипполино», Русские народные сказки «Гуси-Лебеди», «Три поросенка», «Лиса и Журавль», «Горшочек каши», «По щучьему велению»

Экспериментирование с глиной: Эксперимент №1, №2, №3 (см. приложение к Проекту)

13.02.-17.02.2017

Знакомство с камнями

«Живые камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам. Сбор коллекции украшений из камней для выставки «Сокровища гномов».

Худ. Лит-ра: В. Кудрявцева «Алмазная гора», П.П. Бажов «Хозяйка Медной Горы», П.П. Бажов «Серебряное копытце», И.Н. Рыжова «О чем шептались камешки», В. Волков «Волшебник изумрудного города»

Экспериментирование с камнями: Эксперимент № 1, №2, №3 (см. Приложение к Проекту)

  1. Взаимодействие с родителями
  1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
  2. Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе».
  3. Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий, украшений из камня для выставки «Сокровища гномов»

III Этап: Заключительный этап

  • Выставка украшений, изделий из камня «Сокровища гномов»
  • Показ презентации, фильма  «Живая, неживая природа»
  • Участие педагога с детьми в экспериментировании на протяжении всего проекта
  • Участие воспитателей и детей в Песочной церемонии «Цветные узоры»

Вывод

Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.

Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.

Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.

Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Таким образом, в ходе реализации данного проекта мы предположили, что дети не только узнают о разных видах песка и глины, названиях камней и их внешнем виде, но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомились с миром песка, глины и камней, особенностями их происхождения, использование их человеком. В ходе проектной деятельности дети узнали много новых слов – понятий и названий , пополнили свой словарный запас. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов. Особую значимость сыграли коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *