Морской порт Морской порт Кавказ, Темрюкский район
Небольшой порт «Кавказ» расположен в Темрюкском районе на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря.
В порту работает паромная переправа российской автомагистрали М25, соединяющая российскую территорию с Крымом.
В порту «Кавказ» ежегодно отмечается увеличение пассажиропотока. В 2012 году через паромную переправу проследовало 724,3 тысячи человек, 115,5 тыс. легковых авто, 34,1 тыс. грузовых, 55,1 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило до 20 судов.
В 2013 году паромная переправа обслужила 815 тысяч человек, 133 тыс. легковых, 47 тыс. грузовых авто, 65,5 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило 21 судно.
Летом нагрузка на пункт пропуска возрастает до 7,5 тыс. человек в сутки (23 парома). При этом паспортная пропускная способность пункта пропуска порта «Кавказ» составляет всего 262 тысяч человек в год и до 10 судозаходов в сутки.
Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» предусматривает реконструкцию пункта пропуска Кавказ.
В частности, в ее рамках в пределах паромной переправы порта Кавказ запустили оборудование для увеличения пропускной способности морского пункта пропуска. Там установили дополнительную линию контроля для пассажиров рейсовых и экскурсионных автобусов (две кабины паспортного контроля и модуль для таможенного и фитосанитарного контроля).
История
Портовой пункт Кавказ был создан в 1953 году для обеспечения паромных сообщений между Крымом и Кубанью (линия порт «Крым» – порт «Кавказ»). В то время он входил в Керченский торговый порт.
Его инфраструктура позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автотранспорта и железнодорожных составов. Рядом была построена одноименная железнодорожная станция «Кавказ», на которой формировали поезда и накатку вагонов на паром.
Во времена СССР из порта «Кавказ» пассажирские катера выполняли рейсы до морвокзала в центр города Керчь. Они были возобновлены летом 2010 года.
В 1990-2000 гг. порт «Кавказ» занимался перевалкой грузов нефтяной и химической промышленности. В это время грузооборот порта значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции были построены три терминала по перевалке грузов.
Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей поселка Чушка, расположенного вблизи порта.
Кроме того, осенью 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов. Наибольший ущерб нанесло крушение речного танкера с мазутом «Волгонефть-139. А у порта «Кавказ» затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
Паромная переправа
В конце 1980 гг. XX века Керченская паромная переправ, которую обслуживал порт «Кавказ», была передана в состав Керченского морского торгового порта и получила статус производственного – паромного комплекса. Из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов порта «Кавказ» сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Автомобильно-пассажирское паромное сообщение не было затронуто.
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина) в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля.
В 1992 году для сохранности автомобильных и пассажирских перевозок было создано совместное предприятие «Переправа Крым-Кубань», основателями которого стали Керченский морской торговый порт и Кубанское речное пароходство.
А в 1996 году была создана Морская администрация портов Темрюк и Кавказ. Действующей портовой государственной структуры не было. Объекты находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Объединив усилия организаций разных ведомств, за короткий промежуток времени удалось выполнить комплекс серьезных гидротехнических и дноуглубительных работ. Это позволило обеспечить заходы судов.
Для обеспечения безопасности судоходства создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт Кавказ, порт Темрюк, порт Тамань).Перевозка грузовых вагонов в порту «Кавказ» была возобновлена только в 2004 году после реконструкции портовых сооружений и прихода новых железнодорожных паромов.
Тогда были отремонтирована железнодорожная паромная переправа на линиях Кавказ – Крым, Кавказ Поти, Кавказ – Варна, Кавказ – Самсун. Порт стал принимать паромы длиной до 150 м с осадкой 3,8 м.
Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют: оператор автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов ОАО «Анроскрым», ООО «Югнефтехимтранзит» (нефтепродукты, жидкие химические грузы, сера), ЗАО «Лада-Геленджик-Транс», ЗАО «Евро-Транс» (нефтепродукты), ООО «ЕвроТЭК-Универсал» (сера).
Сейчас в порту функционируют несколько международных паромных линий между морским портом Кавказ и портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария). В январе 2011 года железнодорожным паромом «СМАТ» выполнен пробный рейс в порт Самсун (Турция).
В феврале 2009 года была открыта железнодорожная паромная линия – порт «Кавказ» (Россия) — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард», вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром – «Славянин» (50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты и химические продукты. Из Болгарии – сборные грузы и товары народного потребления.
В 2011 году началась коммерческая эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) — порт «Кавказ». Рейсы выполняются раз в неделю. Паром «АНТ-2», вмещает 80 автофургонов и около 90 пассажиров.
Осенью 2013 года был запущен новый автомобильно-пассажирский паром проекта CNF12 «Николай Аксененко». Судно обеспечивает перевозку 261 пассажира и 43 автомобилей на переправе Кубань — Крым. Это первый российский автомобильно-пассажирский паром, который начал работать на линии Кавказ — Крым. До этого времени работу переправы обеспечивали паромы «Ейск» 1987 года постройки и «Керченский-2» 1977 года постройки, принадлежащие украинской государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа».
С 1 мая 2014 года паромная переправа Порт «Кавказ» – Порт «Крым» переориентирована исключительно под пассажирские
перевозки.
Перспективы
В конце апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, предусматривающие постройку моста через Керченский пролив. По первоначальным задумкам, мост должен был появиться уже в 2012 году. Стоимость строительства оценивалась экспертами в сумму до $4 млрд. Потом сроки несколько раз пересматривали. Окончательным сроком введения моста в эксплуатацию был назван 2014 год.
Однако пока строительство так и не было начало. В настоящее время рассматривается несколько вариантов строительства перехода: автомобильного моста; автострады и железнодорожной магистрали, третий вариант предусматривает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все вышеперечисленное и прокладку высоковольтной электросети.
Окончательное решение планируется принять после
разработки технико-экономического обоснования. По оценкам экспертов,
строительство продлится, минимум, 3 года. Стоимость проекта оценивается в $1,5-3 млрд.
otdih.nakubani.ru
Морской порт Кавказ
Небольшой порт «Кавказ» расположен в Темрюкском районе на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря. В порту работает паромная переправа российской автомагистрали М25, соединяющая российскую территорию с Крымом.
В порту «Кавказ» ежегодно отмечается увеличение пассажиропотока. В 2012 году через паромную переправу проследовало 724,3 тысячи человек, 115,5 тыс. легковых авто, 34,1 тыс. грузовых, 55,1 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило до 20 судов.
В 2013 году паромная переправа обслужила 815 тысяч человек, 133 тыс. легковых, 47 тыс. грузовых авто, 65,5 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило 21 судно.
Летом нагрузка на пункт пропуска возрастает до 7,5 тыс. человек в сутки (23 парома). При этом паспортная пропускная способность пункта пропуска порта «Кавказ» составляет всего 262 тысяч человек в год и до 10 судозаходов в сутки.
Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» предусматривает реконструкцию пункта пропуска Кавказ.
В частности, в ее рамках в пределах паромной переправы порта Кавказ запустили оборудование для увеличения пропускной способности морского пункта пропуска. Там установили дополнительную линию контроля для пассажиров рейсовых и экскурсионных автобусов (две кабины паспортного контроля и модуль для таможенного и фитосанитарного контроля).
История
Портовой пункт Кавказ был создан в 1953 году для обеспечения паромных сообщений между Крымом и Кубанью (линия порт «Крым» – порт «Кавказ»). В то время он входил в Керченский торговый порт.
Его инфраструктура позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автотранспорта и железнодорожных составов. Рядом была построена одноименная железнодорожная станция «Кавказ», на которой формировали поезда и накатку вагонов на паром.
Во времена СССР из порта «Кавказ» пассажирские катера выполняли рейсы до морвокзала в центр города Керчь. Они были возобновлены летом 2010 года.
В 1990-2000 гг. порт «Кавказ» занимался перевалкой грузов нефтяной и химической промышленности. В это время грузооборот порта значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции были построены три терминала по перевалке грузов.
Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей поселка Чушка, расположенного вблизи порта.
Кроме того, осенью 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов. Наибольший ущерб нанесло крушение речного танкера с мазутом «Волгонефть-139. А у порта «Кавказ» затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
Паромная переправа
В конце 1980 гг. XX века Керченская паромная переправ, которую обслуживал порт «Кавказ», была передана в состав Керченского морского торгового порта и получила статус производственного – паромного комплекса. Из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов порта «Кавказ» сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Автомобильно-пассажирское паромное сообщение не было затронуто.
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина) в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля.
В 1992 году для сохранности автомобильных и пассажирских перевозок было создано совместное предприятие «Переправа Крым-Кубань», основателями которого стали Керченский морской торговый порт и Кубанское речное пароходство.
А в 1996 году была создана Морская администрация портов Темрюк и Кавказ. Действующей портовой государственной структуры не было. Объекты находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Объединив усилия организаций разных ведомств, за короткий промежуток времени удалось выполнить комплекс серьезных гидротехнических и дноуглубительных работ. Это позволило обеспечить заходы судов.
Для обеспечения безопасности судоходства создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт Кавказ, порт Темрюк, порт Тамань).
Перевозка грузовых вагонов в порту «Кавказ» была возобновлена только в 2004 году после реконструкции портовых сооружений и прихода новых железнодорожных паромов.
Тогда были отремонтирована железнодорожная паромная переправа на линиях Кавказ – Крым, Кавказ Поти, Кавказ – Варна, Кавказ – Самсун. Порт стал принимать паромы длиной до 150 м с осадкой 3,8 м.
Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют: оператор автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов ОАО «Анроскрым», ООО «Югнефтехимтранзит» (нефтепродукты, жидкие химические грузы, сера), ЗАО «Лада-Геленджик-Транс», ЗАО «Евро-Транс» (нефтепродукты), ООО «ЕвроТЭК-Универсал» (сера).
Сейчас в порту функционируют несколько международных паромных линий между морским портом Кавказ и портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария). В январе 2011 года железнодорожным паромом «СМАТ» выполнен пробный рейс в порт Самсун (Турция).
В феврале 2009 года была открыта железнодорожная паромная линия – порт «Кавказ» (Россия) — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард», вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром – «Славянин» (50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты и химические продукты. Из Болгарии – сборные грузы и товары народного потребления.
В 2011 году началась коммерческая эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) — порт «Кавказ». Рейсы выполняются раз в неделю. Паром «АНТ-2», вмещает 80 автофургонов и около 90 пассажиров.
Осенью 2013 года был запущен новый автомобильно-пассажирский паром проекта CNF12 «Николай Аксененко». Судно обеспечивает перевозку 261 пассажира и 43 автомобилей на переправе Кубань — Крым. Это первый российский автомобильно-пассажирский паром, который начал работать на линии Кавказ — Крым. До этого времени работу переправы обеспечивали паромы «Ейск» 1987 года постройки и «Керченский-2» 1977 года постройки, принадлежащие украинской государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа».
С 1 мая 2014 года паромная переправа Порт «Кавказ» – Порт «Крым» переориентирована исключительно под пассажирские перевозки.
Перспективы
В конце апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, предусматривающие постройку моста через Керченский пролив. По первоначальным задумкам, мост должен был появиться уже в 2012 году. Стоимость строительства оценивалась экспертами в сумму до $4 млрд. Потом сроки несколько раз пересматривали. Окончательным сроком введения моста в эксплуатацию был назван 2014 год.
Однако пока строительство так и не было начало. В настоящее время рассматривается несколько вариантов строительства перехода: автомобильного моста; автострады и железнодорожной магистрали, третий вариант предусматривает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все вышеперечисленное и прокладку высоковольтной электросети.
Окончательное решение планируется принять после разработки технико-экономического обоснования. По оценкам экспертов, строительство продлится, минимум, 3 года. Стоимость проекта оценивается в $1,5-3 млрд.
travel-kuban.ru
1. | Наименование морского порта: | Кавказ |
2. | Порядковый регистрационный номер: | Ч-8 |
3. | Местонахождение морского порта: | Россия, Азовское море, Керченский пролив, Краснодарский край, поселок Чушка (45о 20′ С.Ш. 36o 40′ В.Д.) |
4. | Дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг: | Федеральный закон № 261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
5. | Основные технические характеристики морского порта: | |
5.1. | Площадь территории морского порта (га): | 46,5 |
5.2. | Площадь акватории морского порта (км2): | 23,24 |
5.3. | Количество причалов: | 8 |
5.4. | Длина причального фронта морского порта (п. м): | 988 |
5.5. | Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. тонн в год): | 8 420 |
в том числе: | ||
наливные (тыс. тонн в год): | 3 960 | |
сухие (тыс. тонн в год): | 4 460 | |
контейнеры (тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте в год): | — | |
5.6. | Пропускная способность пассажирских терминалов (пассажиров в год): | 400 000 |
5.7. | Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): | 5,3 / 150 / 22 16 / 242 (на рейде) |
5.8. | Площадь крытых складов (тыс. м2): | 2,95 |
5.9. | Площадь открытых складов (тыс. м2): | 40 |
5.10. | Емкости резервуаров для хранения: | |
нефтепродуктов (тыс. тонн): | 95 | |
химических грузов (тыс. тонн): | 10 | |
зерновых грузов (тыс. тонн): | 90 | |
6. | Период навигации в морском порту: | круглогодичный |
7. | Наименование и адрес администрации морского порта: | — Федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Тамани», порт Кавказ; — 353545, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ. |
8. | Перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов: | 1. ООО «Югнефтехимтранзит»; 2. ЗАО «Лада-Геленджик-Транс»; 3. ЗАО «Анроскрым»; 4. ТУ АЧБФ ФГУП «Росморпорт». |
8.1.1. | Полное наименование оператора морского терминала: | Общество с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит». |
8.1.2. | Местонахождение морского терминала и почтовый адрес оператора морского терминала: | — Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ; — 353545, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, ул.Железнодорожная, д.11. |
8.1.3. | Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов: | Оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: — комплексные услуги при перегрузке наливных нефтепродуктов и химических грузов. |
8.1.4. | Основные технические характеристики морского терминала: | Терминал по перевалке наливных нефтепродуктов и химических грузов. |
8.1.4.1. | Площадь территории морского терминала (га): | 20,6 |
8.1.4.2. | Площадь акватории морского терминала (км2): | 0,03 |
8.1.4.3. | Количество причалов морского терминала: | 2 |
8.1.4.4. | Длина причального фронта морского терминала (п. м): | 288,3 |
8.1.4.5. | Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год): | 3 910 |
в том числе: | ||
наливные (тыс. тонн в год): | 3 910 | |
сухие (тыс. тонн в год): | — | |
контейнеры (тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте в год): | — | |
8.1.4.6. | Пропускная способность пассажирского морского терминала (пассажиров в год): | — |
8.1.4.7. | Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м): | |
8.1.4.8. | Площадь крытых складов (тыс. м2): | — |
8.1.4.9. | Площадь открытых складов (тыс. м2): | — |
8.1.4.10. | Емкости для хранения: | |
нефтепродуктов (тыс. тонн): | 95 | |
химических грузов (тыс. тонн): | 10 | |
8.1.4.11. | Период навигации: | круглогодичный |
8.2.1. | Полное наименование оператора морского терминала: | Закрытое акционерное общество «Лада-Геленджик-Транс». |
8.2.2. | Местонахождение морского терминала и почтовый адрес оператора морского терминала: | — Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ; — 353545, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ. |
8.2.3. | Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов: | Оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: — комплексные услуги по перегрузке генеральных и зерновых грузов, растительного масла, автомобилей на суда Ро-Ро. |
8.2.4. | Основные технические характеристики морского терминала: | Универсальный терминал. |
8.2.4.1. | Площадь территории морского терминала (га): | 14,04 |
8.2.4.2. | Площадь акватории морского терминала (км2): | 0,01 |
8.2.4.3. | Количество причалов морского терминала: | 1 |
8.2.4.4. | Длина причального фронта морского терминала (м): | 169 |
8.2.4.5. | Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год): | 700 |
в том числе: | ||
наливные (тыс. тонн в год): | 50 | |
сухие (тыс. тонн в год): | 650 | |
контейнеры (тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте в год): | — | |
8.2.4.6. | Пропускная способность пассажирского морского терминала (пассажиров в год): | — |
8.2.4.7. | Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м): | |
8.2.4.8. | Площадь крытых складов (тыс. м2): | 2,95 |
8.2.4.9. | Площадь открытых складов (тыс. м2): | 40 |
8.2.4.10. | Емкость резервуаров для хранения: зерновых грузов (тыс. тонн): | 60 |
8.2.4.11. | Период навигации: | круглогодичный |
8.3.1. | Полное наименование оператора морского терминала: | Открытое акционерное общество «Анроскрым». |
8.3.2. | Местонахождение морского терминала и почтовый адрес оператора морского терминала: | — Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ; — 353545, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ. |
8.3.3. | Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов: | Оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: — комплексные услуги при работе авто-пассажирской и железнодорожной паромных переправ. |
8.3.4. | Основные технические характеристики морского терминала: | Автомобильно-железнодорожный паромный терминал. |
8.3.4.1. | Площадь территории морского терминала (га): | 1,84 |
8.3.4.2. | Площадь акватории морского терминала (км2): | 0,02 |
8.3.4.3. | Количество причалов морского терминала: | 4 |
8.3.4.4. | Длина причального фронта морского терминала (п. м): | 485,2 |
8.3.4.5. | Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год): | 3 810 |
в том числе: | ||
наливные (тыс. тонн в год): | — | |
сухие (тыс. тонн в год): | 3 810 | |
контейнеры (тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте в год): | — | |
8.3.4.6. | Пропускная способность пассажирского морского терминала (пассажиров в год): | 400 000 |
8.3.4.7. | Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м): | |
8.3.4.8. | Площадь крытых складов (тыс. м2): | — |
8.3.4.9. | Площадь открытых складов (тыс. м2): | — |
8.3.4.10. | Емкости резервуаров для хранения нефти, нефтепродуктов, химических грузов, пищевых наливных грузов, зерновых грузов (тыс. тонн): | — |
8.3.4.11. | Период навигации: | круглогодичный |
8.4.1. | Полное наименование оператора морского терминала: | Таманское управление Азово-Черноморского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» |
8.4.2. | Местонахождение и почтовый адрес оператора морского терминала: | — Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Чушка, порт Кавказ; — 353520, Россия, Краснодарский край, г.Темрюк, ул.Герцена, д.46. |
8.4.3. | Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов: | Оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: — диспетчерское управление движением судов; — буксирные услуги; — лоцманские услуги. |
8.4.4. | Основные технические характеристики морского терминала: | Терминал обслуживания судов портового флота. |
8.4.4.1. | Площадь территории морского терминала (га): | 1,08 |
8.4.4.2. | Площадь акватории морского терминала (км2): | 0,01 |
8.4.4.3. | Количество причалов морского терминала: | 1 |
8.4.4.4. | Длина причального фронта морского терминала (п. м): | 45,5 |
8.4.4.5. | Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год): | — |
в том числе: | ||
наливные (тыс. тонн в год): | — | |
сухие (тыс. тонн в год): | — | |
контейнеры (тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте в год): | — | |
8.4.4.6. | Пропускная способность пассажирского морского терминала (пассажиров в год): | — |
8.4.4.7. | Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м): | 4,5 / 45,5 / 13,5 |
8.4.4.8. | Площадь крытых складов (тыс. м2): | — |
8.4.4.9. | Площадь открытых складов (тыс. м2): | — |
8.4.4.10. | Емкости резервуаров для хранения нефти, нефтепродуктов, химических грузов, пищевых наливных грузов, зерновых грузов (тыс. тонн): | — |
8.4.4.11. | Период навигации: | круглогодичный |
9. | Основание и дата исключения морского порта из Реестра: | — |
gigabaza.ru
Порт-Кавказ Википедия
Морской порт | |
Кавказ | |
---|---|
Порт Кавказ | |
Местонахождение | Россия Россия, Краснодарский край |
Площадь акватории | 23,24 км²[1] |
Площадь территории | 46,5 га[1] |
Грузооборот | ▲ 33,2 млн т (+8,8%) (2016)[2] |
Пропускная способность | 4 000 000 пассажиров в год[1] |
Время навигации | круглогодичная, зимой и осенью — частые штормы |
К-во и длина причалов | северный район — 10[1], южный — 2 |
Транспортные развязки | М25 E 97 |
Стивидоры | Югнефтехимтранзит, |
Ближайшие порты | Крым, Тамань |
Ближайшая ж/д станция | Кавказ |
Ближайший аэропорт | Анапа |
Медиафайлы на Викискладе |
Порт Кавказ — пятый по грузообороту порт Российской Федерации и второй по грузообороту порт в Черноморско-Азовском бассейне после порта Новороссийска с перевалкой 30,5 млн тонн в 2015 году[3][4]. Порт является одним из крупнейших пассажирских портов России за счет паромной переправы в Крым с пропускной способностью около 400 000 пассажиров в год. Порт позволяет принимать железнодорожные паромы, которые, кроме Керчи, курсируют между портом и Варной в Болгарии.
Порт расположен на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.
История[ | ]
Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия «
ru-wiki.ru
Кавказ (порт) — это… Что такое Кавказ (порт)?
Порт «Кавказ» — небольшой порт, расположенный на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.
История
Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия порт «Крым» — порт «Кавказ»). Инфраструктура порта позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом «Кавказ» была построена одноимённая железнодорожная станция «Кавказ», выполнявшая маневровые работы по формированию поездов и накатке вагонов на паром. Для защиты от волн и льда акваторию порта «Кавказ» окружили волнорезами.
Во времена СССР из порта «Кавказ» выполнялись рейсы пассажирских катеров до морвокзала в центре города Керчь.
В конце 1980-х годов из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Функционирование автомобильно-пассажирского паромного сообщения при этом не прекращалось.
Перевозка грузовых вагонов возобновилась в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов и реконструкцией портовых сооружений.
Современность
Новые перевалочные терминалы и экологические проблемы
В 1990-х — 2000-х годах грузооборот порта «Кавказ» значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции нефтяной и химической промышленности построены терминалы по перевалке грузов — нефтяной (ООО «СВЛ-Трейдинг») и два химических (компаний ОАО «Порт-Кавказ» и ООО «Югхимтерминал»). Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта. [1][2] Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжает заниматься перевалкой грузов химической промышленности.[3]
В 2007 году генеральный директор ОАО «Порт-Кавказ» Виктор Зеленский был задержан по обвинению в вымогательстве и получении коммерческого подкупа.[4]
Шторм осенью 2007 года
В ноябре 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов.[5] Наибольший ущерб природному комплексу принес разлом и дальнейшее затопление речного танкера с мазутом «Волгонефть-139», принадлежавшего российскому пароходству «Волготанкер».[6] В районе порта «Кавказ», во время этого шторма, затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
Паромная переправа
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина), в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля. Железнодорожные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия), автомобильные — Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» (Украина).
28 февраля 2009 года была открыта новая железнодорожная паромная линия — порт «Кавказ» (Россия) — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард» (проект CNF06), вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром — «Славянин» (проект CNF09, вместимость — 50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости.[7]
20 ноября 2011 года началась коммерческая эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) — порт «Кавказ». На линии работает паром «АНТ-2», вместимостью 80 автофургонов и 86 пассажиров. Рейсы выполняются 1 раз в неделю, время в пути 24 часа[8].
Перспективы развития
Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта «Кавказ» до морвокзала города Керчь. Ожидается, что катер «Диспетчер Криштопа» будет ходить по этому маршруту три раза в день.[9]
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, статьи которого предусматривают постройку моста через Керченский пролив[10][11]. Мост планируется построить к 2014 году.
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Порт Кавказ Википедия
Морской порт | |
Кавказ | |
---|---|
Порт Кавказ | |
Местонахождение | Россия Россия, Краснодарский край |
Площадь акватории | 23,24 км²[1] |
Площадь территории | 46,5 га[1] |
Грузооборот | ▲ 33,2 млн т (+8,8%) (2016)[2] |
Пропускная способность | 4 000 000 пассажиров в год[1] |
Время навигации | круглогодичная, зимой и осенью — частые штормы |
К-во и длина причалов | северный район — 10[1], южный — 2 |
Транспортные развязки | М25 E 97 |
Стивидоры | Югнефтехимтранзит, |
Ближайшие порты | Крым, Тамань |
Ближайшая ж/д станция | Кавказ |
Ближайший аэропорт | Анапа |
Медиафайлы на Викискладе |
Порт Кавказ — пятый по грузообороту порт Российской Федерации и второй по грузообороту порт в Черноморско-Азовском бассейне после порта Новороссийска с перевалкой 30,5 млн тонн в 2015 году[3][4]. Порт является одним из крупнейших пассажирских портов России за счет паромной переправы в Крым с пропускной способностью около 400 000 пассажиров в год. Порт позволяет принимать железнодорожные паромы, которые, кроме Керчи, курсируют между портом и Варной в Болгарии.
Порт расположен на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.
История
Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия «порт Крым» — порт «Кавказ»). Инфраструктура порта позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом Кавказ была построена одноимённая железнодорожная станция Кавказ, выполнявшая маневровые работы по формированию поездов и накатке вагонов на паром. Для защиты от волн и льда акваторию порта окружили волнорезами.
Во времена СССР из порта Кавказ выполнялись рейсы пассажирских катеров до морвокзала в центре города Керчи.
В конце 1980-х годов из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Функционирование автомобильно-пассажирского паромного сообщения при этом не прекращалось.
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина), в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля.
Перевозка грузовых вагонов возобновилась в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов и реконструкцией портовых сооружений.
Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта Кавказ до морвокзала города Керчи. Ожидалось, что катер «Диспетчер Криштопа» будет ходить по этому маршруту три раза в день[5], однако вскоре линия была вновь закрыта.
Перевалочные терминалы и экологические проблемы
В 1990-е — 2000-е годы грузооборот порта Кавказ значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции нефтяной и химической промышленности построены терминалы по перевалке грузов: нефтяной (ООО «СВЛ-Трейдинг») и два химических (компаний ОАО «Порт-Кавказ» и ООО «Югхимтерминал»). Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта[6][7]. Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжал заниматься перевалкой грузов химической промышленности[8].
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14.07.2008 ОАО «Порт Кавказ» было запрещено заниматься перегрузкой грузов в связи с нарушениями природоохранного законодательства. После перехода права собственности на причалы к новому собственнику ЗАО «ВЕРП» решением того же суда от 26.01.2010 запреты на эксплуатацию причала и складов были сняты.
В 2007 году генеральный директор ОАО «Порт-Кавказ» Виктор Зеленский был задержан по обвинению в вымогательстве и получении коммерческого подкупа[9]. Одновременно с задержанием были похищены доли компаний, ему принадлежавшие. В 23.12.2009 уголовное дело было прекращено за отсутствуем состава преступления, а похищенные доли компаний были возвращены решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2009 по делу № А32-6040/2008, что позволило противостоять попытке рейдерского захвата имущественного комплекса.
Шторм осенью 2007 года
В ноябре 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов[10]. Наибольший ущерб природному комплексу принес разлом и дальнейшее затопление речного танкера с мазутом «Волгонефть-139», принадлежавшего российскому пароходству «Волготанкер»[11]. В районе порта Кавказ во время этого шторма затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
Описание
Морской порт Кавказ принимает суда длиной до 130 м, шириной до 14,5 м, осадкой до 5 м[12]. Возможны колебания уровня воды под действием штормовых ветров в пределах 0,75 м[12].
Старая часть порта, построенная для Керченской переправы, называется Северным районом; новая, построенная для экспортных грузов, — Южным. Северный район порта доступен для судов длиной до 140 метров, шириной до 21 метра и осадкой до 5 метров. Южный район порта доступен для судов длиной 140 метров, шириной 17 метров и осадкой до 3,5 метров[13].
Северный район
Северный район защищен молами и насчитывает десять причалов:
- северный мол с причалами № 1 и № 2. В 2007 году произведена реконструкция берегоукрепления второго района «Северное», предназначенного для гашения волновой энергии, обеспечения устойчивости берегового массива и обработки автопассажирских паромов. По итогам работ было выполнено обустройство северной стороны берегоукрепления для возможности приёма судов типа «Ро-Ро»[14].
- причалы № 3 и 4 автомобильной паромной переправы реконструированы в 2015 году для повышения пропускной способности[15]. Длина причала № 2 — 169,5 м.
- пирс с причалами № 5 и № 6. Реконструирован в 2009 году. Выполнен в виде эстакады и предназначен для приёма и обработки железнодорожных паромов, следующих в Крым, Грузию, Болгарию и Турцию. В ходе работ по реконструкции ложа переходного моста, были заменены основные конструкции пирса (сваи, железобетонные плиты), построены два пала. Общая длина пирса № 6 с палами достигла 166,6 м, что обеспечило возможность приема и обработки паромных судов длиной до 150,2 м[14].
- причал № 7 реконструирован в 2015 году для повышения пропускной способности паромной переправы[15]. Способен принимать малые паромы.
- причал № 8 был обустроен в 1990-х годах для перевалки нефтепродуктов[16]. Реконструирован в 2005 году для перевалки генеральных грузов. В ходе реконструкции был построен отдельно стоящий пал и швартовная тумба, что позволило удлинить причал до 156,3 м и создать условия для приема и обработки судов длиной 141,4 м, шириной 16,8 м, с осадкой 4,6 м и водоизмещением 9 443 тонн[14]. В 2015 году реконструирован для повышения пропускной способности паромной переправы.[15] В ходе выполненных работ создана единая линия кордона причала и построена площадка для опирания аппарели парома. Это позволит принимать на причале с кормовой аппарели паромы типа «Ионас», «Крым», «Гликофилоуса» и «Николай Аксененко», с измерениями: по длине — до 102,2 м, ширине — до 18 м и осадке — до 4,9 м[17].
- причал № 9. В 1990-х годах проведена реконструкция для расширения номенклатуры грузов (нефть, мазут)[16]. Южнее причала начинается Западный мол.
Южный район
Южный район не защищен молами. Плавание по подходному каналу разрешено только в светлое время суток, а при ветрах СВ и ЮЗ направлений — только при скорости ветра не более 10 м/с[13]. Максимальная осадка судов — 3,6 м, с возможностью увеличения до 5,0 м[18].
Южный район включает в себя два причала, принадлежащие компании «Южный морской торговый терминал» (ЮМТТ)[18]:
- причал № 24 длиной 150 м и глубиной у причала 4,5 м, расположен под острым углом к подходному каналу,
- причал № 25 длиной 159 м и глубиной у причала 3,5 м, расположен вдоль берега, под прямым углом к причалу № 24.
Южный район имеет подъездные железнодорожные пути длиной 2,5 км и крытые склады площадью 1440 м² и 380 м², открытые бетонные площадки площадью 40 000 м²[18]. Имеется внутрипортовая бетонная подъездная дорога. В 2015 году к Южному району была построена бетонная дорога шириной 8 метров и длиной 1100 метров. С июня 2015 от причала № 25 начали ходить грузовые паромы в Керчь, от 24-го причала перегружаются насыпные грузы.
- Инфраструктура
Морской вокзал
Паромные переправы
Автомобили в очереди на паром. Порт Кавказ, июль 2014Автомобильно-пассажирские перевозки Кавказ — Крым осуществляются компаниями:
При большом волнении моря или сложной ледовой обстановке на линию выходят малые паромы «Керченский-2» и «Ейск», которые принадлежат ГСК «Керченская паромная переправа».
На перевозке малотонажных грузовиков специализируется линия Кавказ — Керчь. Её обслуживанием занимается ГСК «Керченская паромная переправа», имеющая паромы: Керченский-2 и Ейск.
Пропускная способность порта составляет 400 тыс. пассажиров в год[1]. Однако в 2014 году только с 1 апреля по 17 июля было перевезено 889 тыс. пассажиров[19].
В октябре 2018 года паромное сообщение с Крымским полуостровом было остановлено, в связи с открытием грузового движения по Крымскому мосту. С 06.02.2019 паромная переправа возобновила свою работу, рейсы выполняются по будним дням, в 7-30 и 16-30 отход из Керчи(порт Крым), в 8-00 и 17-00 прибытие в порт Кавказ, в 8-30 и 17-30 отход из порта Кавказ, в 9-00 и 18-00 прибытие в порт Крым
Железнодорожные паромы
Железнодорожные паромные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (большинство маршрутов) и ТЭС-Терминал (Кавказ — Керчь).
28 февраля 2009 года была открыта новая железнодорожная паромная линия порт Кавказ — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард» (проект CNF06) вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром «Славянин» (проект CNF09, вместимость — 50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости[20]. Проект реализуется в сотрудничестве с Исполнительным агентством железнодорожного транспорта (Болгария, исполнительный директор Симеон Ананиев)[21].
20 ноября 2011 года ООО «Аншип» открыло паромную линию Зонгулдак (Турция) — порт Кавказ. На линии работает паром «АНТ-2» вместимостью 80 автофургонов и 86 пассажиров. Рейсы выполняются 1 раз в неделю, время в пути — 24 часа[22].
10 апреля 2007 года была совершена первая перевозка по железнодорожной паромной линии порт Кавказ — Поти (Грузия)[23]. По состоянию на 2016 год паром работал круглогодично, но нерегулярно, без расписания. Вместимость — 42 условных вагона, используется судно ТФМ-1 (старое название SMAT)[24]. Оператор парома — ООО «БФИ»[25].
В 2018 году железнодорожные перевозки в Турцию не производились, назначением на Поти время накопления вагонов превышало 45 суток. В связи с этим, РЖД не принимает к перевозке грузы назначением в Поти и Зонгулдак.
Показатели деятельности
Грузооборот: | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 | |||||||||||||
млн тонн | 7,12[26] | 10,1[26] | 30,5[27] | 33,2[28] | 35,3[29] |
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru