Платная продленка в школе законно ли: Почему платная продленка стала самой спорной услугой в школе — Российская газета

Содержание

Законно ли то, что в школе для первоклассников нет продленки, даже на платной основе?

Продленка не является обязательной, т.е. по желанию Учредителя её могут и открыть. Соответственно обращаться необходимо к учредителю школы, т.е. к местной районной администрации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 ноября 2014 г. N 08-ПГ-МОН-35967

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам об организации работы группы продленного дня и внеурочной деятельности учащихся и в части своей компетенции сообщает.
Статьей 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в общеобразовательных организациях могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (далее — ГПД). Услуга по присмотру и уходу за детьми в ГПД не является образовательной услугой и может оказываться общеобразовательной организацией при наличии соответствующих условий и востребованности данной услуги как за счет средств муниципального (регионального) бюджета, так и за счет родителей учащихся (при отсутствии возможности бесплатного предоставления данной услуги).
Режим работы ГПД регулируется общеобразовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД (независимо от источника финансирования данной услуги) могут быть предусмотрены договором между родителями и общеобразовательной организацией с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.
Данным договором также может быть предусмотрена возможность сокращения времени пребывания ребенка в ГПД в определенные дни.
Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
За разъяснениями по вопросам организации работы ГПД в конкретной общеобразовательной организации необходимо обращаться к руководителю данной общеобразовательной организации.

Заместитель директора
Департамента — начальник отдела
А.Г.БЛАГИНИН

Почему в новой украинской школе обычная продленка или группа продленного дня

Новая украинская школа, которую помпезно анонсировали власти накануне 1 сентября, нравится родителям все меньше.

Напомним, что в рамках образовательной реформы с этого года школьников младших классов начали учить по-новому. В частности, закупили новую мебель и даже наборы Lego, обустроили зону отдыха, внедряют обучение в игровой форме и не ставят оценок. И все это, якобы, не стоило родители ни копейки — за обновления заплатили государство и местные власти.

Но, как оказалось, учителя новой школы избавились не только от старых парт. К примеру, старая и проверенная временем продленка тоже попала в черный список педагогов.

Во-первых, все больше школ вводят плату за группы продленного дня. Суммы разные и могут достигать 1 тысяч гривен в месяц. На фоне заявления министерства образования об искоренении поборов в школах введение новых платных услуг выглядит, как минимум, странно.

Во-вторых, попасть на продленку не везде можно даже за деньги. Во многих школах записать ребенка в такую группу — настоящая проблема. Родители жалуются, что учителя всячески убеждают их решить вопрос времяпровождения детей после уроков «как-то по другому».

Некоторые пошли еще дальше — проводят мини-расследования, выясняя полный ли рабочий день трудятся родители, может ли присмотреть за ребенком, скажем, бабушка, есть ли у семьи деньги на няню. Собранный «компромат» предъявляют родителям, если те все же настаивают на зачислении ребенка в группу продленного дня.

«Страна» разбиралась, почему банальная продленка становится роскошью в украинских школах.

До 50 тысяч с группы

Продленка сейчас стала едва ли не главной проблемой для родителей, которые трудятся с утра до вечера и живут без бабушек. Ведь уроки у школьников младших классов заканчиваются рано — в 12-13.00. Группы продленного дня работают до 18.00 и там за детьми не только присматривают, но и учат с ними уроки.

Но в этом году пристроить ребенка на продленку не так-то просто. Социальные сети и родительские форумы переполнены жалобами на этот счет.

Татьяна Лохновская из Тернополя написала в группе «Батьки SOS», что их еще весной предупредили, что в новом учебном году бесплатной продленки уже не будет. Только за счет родителей.

«Цена — 300-400 грн. в месяц при наполняемости группы 30 учеников. С родителями будут составлять договор, по которому нужно оплачивать эту сумму вне зависимости от того каждый день ребенок посещает или два дня в неделю. А у меня четвероклассник и первоклассник. Явно не самостоятельные, чтобы самим ходить домой, греть еду и делать домашку», — сетует Лохновская.

В некоторых городах на продленках уже открыто начали делать бизнес.

Депутат Деснянского райсовета Чернигова Виктория Пискун отмечает, что родители местной школы №27 получили информацию по продленке от некой «бизнесвумен, которая оставила свои контакты и информацию о платных услугах в школах №2,3,7,11,15, 25, 27, 28,35 и др.

Один день пребывания в этих группах продленного дня стоит 130 гривен за 4-5 часов, в группах по 15 человек, то есть, всего получается 48 750 грн. с одной группы детей. Питание она предлагает свое, то есть, привозное, думаю, с кафе «Трапезная», в котором она директор, или хочет договориться с работниками школьных столовых, чтобы качественного готовили для платных групп продленного дня», — рассказала Виктория Пискун.

В киевских школах, как рассказали «Стране» родители, за продленку просят порядка 1 тысяч гривен в месяц с ребенка. То есть, всего на группе школа зарабатывает до 30 тыс. грн., а с учетом того, что таких групп открывают до 5-6, цена вопроса — 150-180 тысяч гривен в месяц.

Проверяют доходы родителей и отправляют «к бабушке»

Но даже за в общем-то немалые для среднестатистической украинской семьи деньги пристроить ребенка на продленку можно далеко не во всех школах. Родители жалуются, что учителя проводят жесткий отбор и всячески пытаются убедить их не отдавать ребенка на продленку, а решить вопрос «как-то по другому».

«Нам предложили заполнить анкету, где были вопросы о месте работы, должности, доходе семьи. Потом сказали, что с таким доходом мы можем позволить себе нанять няню. И не взяли на продленку», — рассказала мама первоклассника киевлянка Мария.

Эти жалобы косвенно подтверждают и сами учителя.

«У нас в этом году пять групп продленного дня. Преимущественно, для учеников 1-2 классов. Для 3-4 классов возможности ограничены. Если бы брали всех желающих, пришлось бы открыть 8 групп, а у нас нет свободных кабинетов из-за большого наплыва первоклассников в этом году. Но мы промониторили — некоторые родители и не нуждаются в продленке, просто не хотят, чтобы ребенок был весь день дома. У кого-то бабушка есть, у кого-то мама в декретном отпуске, то есть, при желании проблему решить можно», — рассказала «Стране» директор бориспольской гимназии «Перспектива» Неля Клименко.

Куда пропали государственные деньги на продленку

Глава директората дошкольного и школьного образования профильного министерства Андрей Осмоловский отмечает, что главный вопрос нынешнего сентября- должны ли родители платить за продленку. По его словам, платить могут, но не обязаны.

«Но у государства и основателя школы обязанности есть. С одной стороны, основатель коммунального учебного заведения (орган местного самоуправления)  обеспечивает условия для организации питания, дневного сна, досуга школьников. Это требует средств, но небольших. С другой, труд воспитателя группы должен оплачиваться за счет образовательной субвенции, что прописано в бюджетном кодексе и постановлении Кабмина №6», — пояснил чиновник в родительской группе «Батьки SOS».

Но аргументы министерского чиновника на местах не работают. Как рассказала «Стране» аналитик Ассоциации городов Украины Людмила Мозговая, в этом году образовательной субвенции катастрофически не хватает. Отчасти проблема в неправильной формуле: выделяя деньги, власти не учли, в частности, разделение детей по группам на уроки английского, информатики (то есть, вместо одного учителя нужно оплачивать двоих, а то и троих).

«В итоге по состоянию на апрель дефицит образовательной субвенции достигал 4,4 млрд. грн. К сентябрю эта сумму немного уменьшилась, но она все равно большая — 3,8 млрд. грн. Получается, платить зарплаты учителям местные власти должны из своих денег. Но «лишние» средства есть далеко не у всех. Платят в первую очередь преподавателям основных предметов, а по продленке ищут варианты. В некоторых городах, к примеру, предлагают схему софинансирования: 70% платят местные власти, 30% — родители», — говорит Мозговая.

Впрочем, зарплата среднестатистического учителя в Украине едва превышает 8 тысяч гривен, тогда как с группы продленного дня школа «снимает» до 30 тысяч гривен и больше. Так что в сугубо зарплатный расчет верится с трудом.

Скорее всего, школы попросту решили подзаработать на безвыходном положении, в котором оказались многие родители. А в качестве повода использовали небывалый наплыв детей в первые классы и, как следствие, дефицит свободного пространства. Ведь кабинетов в школах действительно не хватает — их отдали под первые классы, которых набрали по 7-10 параллелей.

Министерство образования, которое на словах активно выступает против школьных поборов, само подбросило педагогам идею как можно подзаработать. В июне этого года ведомство утвердило новый «Порядок создания групп продленного дня в государственных и коммунальных учреждениях среднего образования».

В нем указано, что, во-первых, в группе не может быть больше 30 детей, а, во-вторых, финансироваться они могут за счет государственных, местных властей или «из других источников».

Не удивительно, что в качестве такого «источника» многие школы выбрали именно родительские кошельки. Людмила Мозговая говорит, что на местах сейчас активно ищут выход из ситуации. Но вряд ли его найдут быстро, ведь детей у нас явно больше, чем мест в школах, а на создание школьной инфраструктуры понадобятся время и немалые деньги.

Закон о продленке в школе 2020

Продлёнка в школе в 2020-2020 году

Сэкономить на оплате питания могут только многодетные семьи, возможен вариант бесплатных обедов и для других категории школьников, но решением этого вопроса уполномочен заниматься Управляющий совет школы. Если учреждение способно позволить себе обеспечить питание отдельным учащимся, директор подписывает соответствующее указание.

Российские школы не определились с платой за продленку

Закон о продленке в школе. lawyertop.ru

Продленка в начальной школе: нормативно-правовая база, программа

Немаловажным фактором является количество детей в группе продленного дня, а также программа продленки в начальной школе. Если у учителя в классе больше 20-30 детей, то говорить о полноценном индивидуальном подходе невозможно. Этот фактор должны учитывать родители. Важно основываться на индивидуальных особенностях ребенка. Какой же должна быть продленка в начальной школе? Как проводить занятия? Небольшое количество человек в группах — путь к успеху.

С молниеносной скоростью летит время. Еще вчера мы думали, какую коляску купить ребенку, а сегодня он будущий первоклассник. До школы остается совсем немного времени, и родители начинают задумываться о том, как же правильно организовать учебный процесс своего чада, как помочь ему или ей в этой сложной науке освоения знаний. Выбор школы — нелегкое занятие. Но с этим более или менее все ясно. А вот куда пристроить ребенка, если родители работают, а бабушки и дедушки не могут помочь в этом вопросе? На помощь придет продленка в начальной школе. Обязательна или нет организация детского времени после уроков? Ответ на этот вопрос родители должны давать индивидуально.

Как пользоваться ресурсом

Уважаемый пользователь!
С 9 января 2014 года в МБОУ «Судогодская СОШ №1» после окончания уроков ежедневно осуществляется организация внеурочной деятельности с обучающимися 1-3 классов, посещающими объединения дополнительного образования в соответствии с ФГОС. Дети получают горячие обеды за счет родительских средств. После отдыха и обеда дети посещают кружки в рамках внеурочной деятельности. Обучающиеся 1-3 классов находятся в школе до 15.00 часов. Администрацией Судогодского района приняты меры по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Принято постановление главы администрации МО «Судогодский район» от 19.02.2014 № 363 «Об утверждении порядка расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях». Администрацией школы разработана нормативно-правовая база для организации присмотра и ухода в группах продленного дня, в соответствии с которой работа с детьми начнется с 01.

03.2014г.
Вы вправе обратиться с заявлением к директору школы о зачислении Вашего ребенка в группу продленного дня.

Уважаемый пользователь!
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» размер платы с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации вправе устанавливать учредитель.
При этом, учредитель вправе снизить размер указанный платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

Последние новости по платной продленке в школе в 2018 году

Во имя исключения незаконных поборов со стороны администрации школы, платная продленка подразумевает оформление соответствующего соглашения в письменном виде. Директор не имеет право просто указать сумму платежа на родительском собрании; если есть официальный сайт заведения, что очень модно в наше время, информация обязательно публикуется. Открытость и доступ к сведениям – важная составляющая работы каждой российской школы.

  1. Администрация вместе с компетентными педагогами подсчитывает, во сколько обойдется в 2017 году платная продленка в школе.
  2. Окончательное решение принимает управляющий комитет, который рассматривает предоставленный платеж в разрезе средней заработной платы одного родителя, установленной в регионе России.
  3. Ксерокопия вынесенного решения размещается образовательным заведением на официальном сайте.
  4. Подписывается согласованный пакет документов.
  5. Школа получает разрешение в ЕКИС.

Продленка в школе в 2017-2018 году

Длительность так же зависит от школы, хотя чаще всего дети могут находиться в группе до 18.00. Воспитатель группы присматривает за детьми, обеспечивая их безопасность. Помимо этого, в большинстве случае учитель проводит игры и занятия с детьми. Ученики на продленке делают следующее:

  1. Родители могут не беспокоиться о безопасности ребенка, так как он находится под присмотром воспитателя.
  2. Чадо поест полноценный горячий обед и не будет сидеть голодным. Хотя часто за обед нужно дополнительно платить.
  3. Ребенок сможет поучить уроки в школе.
  4. Ученик сможет посещать кружки в школе, если они имеются.
  5. Ребенок общается со своими сверстниками, учится находить общий язык с другими людьми, адаптируется к социальному обществу.
  6. Ученик обязательно выходит на улицу (за исключением плохой погоды). Обычно организовывается две прогулки.

Продленка в школе в 2016-2017 году

В продленке дети не просто находятся под присмотром педагога. У каждой возрастной группы есть свое расписание – дети отдыхают, обедают, делают уроки, играют и гуляют. Во многом такой режим сходен с режимом детского сада – и это огромный плюс продленки: первоклассники не испытывают стресса, чувствуя себя в привычной среде. Помимо этого, у продленки есть еще не мало плюсов.

Продленка как часть школьной жизни появилась довольно давно. За годы своего существования подвергались реформированию правила пребывания в группе, продолжительность продленного дня, меню, режим и множество иных моментов, однако общий формат продленки оставался неизменным. Что нового в продленке в школе в 2016-2017 учебном году – в нашей статье.

Платная продленка в школе

Согласно части.7 и части 8 статьи 66 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации (то есть в школе) могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

То есть установление и взимание платы за продленку (вводить или нет плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня) отнесено исключительно к компетенции учредителя (министерство, департамент, комитет или управление образования), а не администрации школы. Принятие самостоятельно директором школы такого решения является незаконным.

Исключение из закона слов о продленке не решит проблему поборов в школах — — юрист

Возможно, дело не просто в части 8 статьи 66, дающей право учредителя устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. В школах уверяют, что они просто не получают от государства заказ на такую услугу, как продленка. Ее нет больше в списке обязательных образовательных услуг, за которые государство обязано платить школам.

Кроме того, все в этом же законе об образовании статьей №101 предусмотрено право образовательного учреждения взимать плату с физических и юридических лиц за платные дополнительные образовательные услуги. Утвержденных свыше тарифов и цен на подобные услуги не существует, а значит, сказала юрист, образовательная организация, оказывающая подобные услуги, вправе устанавливать тот ценник, который ей больше понравится.

Большинство школ с 1 сентября переходит на платную «продленку»

Перед самым началом нового учебного года родителей в самых разных школах начали огорошивать: бесплатной продленки отныне не будет! Кто не может забирать детишек сразу после занятий, извольте платить. Сколько? Это зависит от того, до которого часа ребенок будет оставаться на продленке. Если часов до четырех, то тысячи 2-3 в месяц (цены в разных школах варьируются), а если до упора, до конца обычного рабочего дня — то 4-5-6. Верхняя граница неизвестна.

Нам сказали, что он будет, — один час в день на такие занятия для начальной школы будет бесплатным, субсидирующимся за счет бюджета. Но это не значит, что если занятия заканчиваются, скажем, в 13.00, то до 14.00 можно иметь бесплатную продленку — дело в том, что этот бесплатный час предоставляется не в любое время (допустим, сразу после завершения занятий), а согласно распорядку группы продленного дня. И если этот час на приготовление заданий будет по расписанию, скажем, с 15.00 до 16.00, то для тех, кто посещает группу продленного дня в этом интервале, в смету оплаты его не включат.

Новый закон об образовании: продлёнка в тамбовских школах стала платной

Мы попытались связаться с директором 12-й гимназии Надеждой Черемисиной. Она сослалась на занятость и не стала вообще с нами разговаривать. Такого, мягко выражаясь, неконструктивного подхода мы не ожидали. Значит, у руководства этой гимназии точно такое отношение к детям и их родителям.

– У нас в школе прошли собрания, после которых большинству родителей просто стало плохо. Мы «добровольно» сдаём деньги на ремонт школы, покупаем учебники, а теперь мы должны оплачивать и продлёнку, – возмущается родительница, которая побоялась назвать в печати своё имя.

Закон о продленке в школе

«И если кому-то из деятелей от образования захочется все-таки собирать дополнительные денежные средства с родителей, то нужные суммы просто будут включены в цены на дополнительные образовательные услуги, которые дети получают на продленке — например, дополнительные часы математики и русского языка, курсы хороших манер, искусство кручения фигурок из бумаги, практика ухода за домашними растениями и т.д. на что учителям фантазии хватит. Конечно, данные дополнительные занятия должны быть подробно прописаны заранее — планы, цели, часы и т.д., но кто из родителей будет реально проверять каждое занятие? Кроме того, даже если эти курсы будут реализовываться на самом деле, то кто из родителей станет оспаривать стоимость данных занятий, когда договор подписан еще в начале учебного года и образовательное учреждение на самом деле оказывает дополнительные образовательные услуги? Это уже не говоря о сборах денег напрямую учителем без всяких документов — на экскурсии, театры, на шторы, на новые парты, лампы, цветы в класс, подарки, организацию празднования дней рождений, кулер с водой и стаканчиками и т.д. Таким образом, благовидных предлогов достаточно, а суммы зависят только от совести и/или жадности учителей. Зачастую родители, молча соглашаясь на подобные инициативы, сами способствуют расцвету поборов с них», — полагает Мамаева.

Кроме того, все в этом же законе об образовании статьей №101 предусмотрено право образовательного учреждения взимать плату с физических и юридических лиц за платные дополнительные образовательные услуги. Утвержденных свыше тарифов и цен на подобные услуги не существует, а значит, сказала юрист, образовательная организация, оказывающая подобные услуги, вправе устанавливать тот ценник, который ей больше понравится.