Пластинки на – — . 2008 .

Содержание

Номер пластинки и другая информация на ее этикетке

Знакомство с любой пластинкой, несомненно начинается с чтения ее этикетки. Этот незамысловатый бумажный кружок в центре любой пластинки демонстрирует не только перечень музыкальных произведений. Также он сообщает нам такую информацию как номер пластинки, тип и год записи, а также некоторые другие данные. Рассмотрим смысл символов, указанных на этикетке пластинки..

Немного из истории этикеток пластинок

Пластинка, как носитель звука имеет давнюю историю. Еще в конце 19 века Шарль Кро научно обосновал принципы записи и последующего воспроизведения звука на диск. Уже тогда стало ясно, что центральная часть пластинки не пригодна для хранения информации. По этой причине, в центре, путем гравировки наносились информационные надписи о пластинке.

История бумажной этикетки пластинки начинается в 1901 году. С самого начала, еще на граммофонных пластинках, этикетка практически всегда имела круглую форму. Очень изредка встречался и более творческий подход, например русская дореволюционная фирма «Звукопись» обозначала себя ромбовидной этикеткой, а германская фирма «Воке» — треугольной. По мере развития и все большего распространения винила менялись и указываемые на ней данные, но форма впредь всегда оставалась круглой.

Сегодня мало кто знает, что в довоенное время, на самом рассвете производства винила, пластинки были дефицитом из-за нехватки сырья. Поверх надписей этикетки ставилась пометка «Обменный фонд. Продаже не подлежит«. Такие пластинки не шли в продажу, а обменивались на такой же вес битых пластинок.

Зато в наше время с пластинками чего только не делают, от подставок для горшков до креативных сувениров:

Крупнейшим заводом, выпускающим пластинки на тот период являлся Ногинский завод, даривший свету по 90 млн пластинок в год. Вторым по объемам производства был Апрелевский завод, выпускавший по 19 млн пластинок в год. В военные годы оба завода были заняты под выпуск военной продукции. Но в одном из цехов Апрелевского завода было возобновлено производство пластинок популярных исполнителей, которые активно использовались в прифронтовых районах для поддержания духа. Этикетки таких пластинок помечались надписью “

изготовитель: Народный Комиссариат минометного вооружения”, приравнивавшей их к боеприпасам.

Всесоюзная “Мелодия”

Первая долгоиграющая пластинка, наиболее привычная для нас сегодня, хоть и монофоническая, была произведена на Апрелевском заводе в 1951 году. Но стереофония не заставила себя долго ждать и уже к 1958 году на производство были поставлены стереофонические пластинки. Они вышли после принятия общего стандарта RIAA для записи пластинок и соответствовали ему.

Надпись вверху этикетки «Всесоюзная фирма грампластинок МЕЛОДИЯ”, известная сегодня по всему миру, датируется 1964 годом. Это год основания фирмы Мелодия, объединившей фабрики по производству пластинок и студии звукозаписи. Этим объединением Мелодия возглавила государственную монополию по изготовлению, распространению и обороту звукозаписей. Можно считать, что именно в этот момент этикетки приобрели привычный сегодня вид.

По мере распространения винила помимо Апрелевского завода, производство пластинок было организованно и в других городах. Производством пластинок стали заниматься Ташкентский (слева), Ленинградский (справа), Тбилисский и Рижский заводы.

Содержимое этикетки

Нижняя часть этикетки повествует об исполнителе, авторе или оркестре, списке композиций или отдельных частей, или же об музыкальных инструментах. На совсем старых пластинках информация о содержимом пластинки не была столь красноречива, как мы привыкли ее видеть. На пластинках ставился шифр, скрывающий под набором цифр тип записи и исполнения.

Наиболее загадочной для непосвящённого меломана является средняя часть этикетки, на которой можно найти ряд шифров. Расположение шифров может быть различно, но все они непременно присутствуют на этикетке.

Монофонические записи обозначались треугольником, стереофоническая — двумя скрещенными кругами. На многих пластинках для большей наглядности красуется слово СТЕРЕО. Рядом с типом записи располагается значение скорости воспроизведение в об/мин (33 или 45).

Справа (как правило) цифрами 1 и 2 указывается номер стороны пластинки. Бывает, что все композиции не умещаются на одной пластинке, в таком случае конверт реализуется как книжка, а пластинки соответственно обозначаются по порядку следования 1,2,3,4…

Репертуарная группа

Ниже указывается репертуарная группа пластинки (Гр.3), определяющая стоимость пластинки без упаковки (она обычно прибавляет еще 25 копеек), которая указывается следом за группой. В данном случае 2-25, т.е. 2 рубля 25 копеек. Деление на группы осуществляется по содержимому пластинки:

  • Гр.1 документальные, общественно-политические записи
  • Гр.2музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно — драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран, записи для детей и т.д.
  • Гр.3записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки

Номер пластинки

Любая пластинка была изготовлена по ГОСТу, который указан в обязательном порядке. Например ГОСТ 5289-80. Последние две цифры обозначаю год его утверждения.

Под ГОСТом на этикетке указан номер пластинки. Он присваивается пластинке сразу после создания мастер копии на металлическом диске. А уже затем с главной копии создается матрица, при помощи которой штампуется необходимый тираж. Указанный набор цифр это не просто порядковый номер пластинки, это шифр, в котором кратко отражена информация о пластинке и ее записи.

В начале идет буква

Она обозначает тип записи: С — стерео, М — моно. До 1980 года так же были пластинки на которых указывались сразу обе буквы — СМ. Такая аббревиатура означает, что данная пластинка пригодна для воспроизведения как на более старых моно-проигрывателях так и на стереофонических (с небольшими потерями). Буква А — это еще одна буква, которую можно встретить на более поздних пластинках. Появляться она стала начиная с 1982 года в связи с началом использования цифровых фонограмм при ее записи.

Первая цифра номера пластинки характеризует жанр записи:

  • 0 общественно политические, документальные записи и гимны
  • 1симфоническая, оперная и хоровая музыка
  • 2 русская народная музыка
  • 3творчество народов СССР
  • 4 драматургия, поэзия, проза
  • 5записи для детей
  • 6 эстрадная музыка, джаз, оперетта и песни советских композиторов
  • 7 уроки, лекции и прочие учебные записи
  • 8фольклорная музыка народов зарубежных стран
  • 9прочие записи, например измерительные для настройки аппаратуры

Вторая цифра номера пластинки обозначает ее размер

  • 0300 мм (гигант)
  • 1250 мм (гранд)
  • 2175 мм (миньон)

Остальные цифры

После этого следуют 4-5 цифр обозначающие каталожный номер записи. При этом вторая сторона имеет следующий по увеличению номер. В самом конце имеется дополнительный код из трех цифр, необходимый для торгующих организаций.

Как узнать год записи виниловой пластинки

Нумерация записей в каталоге идет по возрастающей. До 61-го года нумерация была общей, а после стала отличной для стереофонических и монофонических записей. По номеру можно определить год выпуска пластинки. В следующей таблице приведена номера пластинок, выпущенных на начало каждого года:

На некоторых пластинках под списком произведений указывается год в котором была произведена запись.

 

Пример расшифровки номера

Рассмотрим пример. Код пластинки группы ДДТ, альбом “Я получил эту роль” выглядит следующим образом:

С60 28463 007

  • С — стерео запись
  • 6 — эстрадная музыка
  • 0 — диаметр 300 мм
  • 28463 — номер в каталоге
  • 007 — код для торгующих организаций

Заключение

Вот мы и рассмотрели значение надписей на обложке пластинок. А какими бывают сами пластинки? Очень интересное видео о разных типах пластинок, рекомендую!

Для того чтобы пластинки и дальше радовали превосходным качеством аналогового звучания важно знать как правильно за ними следить. Рекомендую к прочтению статью: Как правильно хранить и мыть виниловые пластинки

Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru

Follow @AudioGeek_ru

audiogeek.ru

Виниловые пластинки: разница форматов :: Soul’s Sound

     
По форме пластинки бывают самые разные. Встречаются даже вот такие экземпляры


Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт — есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

     
Винил может отличаться и по своему оформлению: изображения, иллюстрации, фото и т.д


На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок  — это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc, которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны. По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение — книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно — в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже — EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

     
Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал


EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP — это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

Вот так.

На сегодня это все.

soulsound.ru

Винил под микроскопом — Мастерок.жж.рф

 

Кстати, в монофонических пластинках (один звуковой канал)  используются только горизонтальные колебания иглы, а в стереофонических — и горизонтальные, и вертикальные. По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали — их разность, что обеспечивает полную совместимость.

 

Как появились электропроигрыватель, виниловая пластинка и стерео? Появлению хорошо известного моему поколению электропроигрывателя и виниловой пластинки предшествовало несколько важных изобретений. Все они были направлены на то, чтобы избавиться от недостатков граммофонов – сильных шумов при воспроизведении, низкого качества записи, быстрого износа и малой вместимости шеллачных дисков. Уже в 1920-х годах тяжелые звукосниматели граммофонов стали сменяться легкими электромагнитными адаптерами. Если раньше механические колебания иглы напрямую передавались мембране, то теперь они сначала оказывали действие на маленькие электромагниты звукоснимателя.

Так как слабые электромагнитные колебания требовали усиления, то появление адаптеров было неразрывно связано с появлением усилителей, работающих на вакуумных радиолампах. Усиленные электромагнитные колебания на выходе из динамиков превращались в сильный и очищенный от большинства шумов звук. Так ко во второй половине 1930-х годов грубые иглы сменились легкими пьезоэлектрическими корундовыми адаптерами. Они стали самыми распространенными, но не самыми качественными головками. У меломанов ценились более дорогие алмазные электромагнитные адаптеры. Если пьезоэлектрических головок хватало на 50-100 часов проигрывания, то алмазных – на 500-1000 часов. В итоге электродвигатель и электромагнитный адаптер, помноженный на ламповый усилитель, привели к появлению электропатефона (он же – электрофон, он же – проигрыватель, или, как мы его называли в обиходе, «вертушка»). Следующей проблемой, которую предстояло решить, был пятиминутный формат фонограммы. Большего (без ущерба для звучания) одна сторона граммофонной пластинки не вмещала. И вот в 1948 году американская фирма «Columbia» наконец явила миру первую долгоиграющую пластинку – «long play» (LP).

 

 

Для демонстрации ее достоинств провели акцию. В зале одной из гостиниц Нью-Йорка сложили башенку высотой 2,5 метра из старых пластинок на 78 оборотов, а рядом – в семь раз меньший столбик «лонгплэйев», имеющих ту же продолжительность звучания. Конечно же, такой экономии места добились за счет сужения звуковых канавок. Если в старой пластинке глубина канавки составляла 140 мкм, то в новой – всего 55 мкм. Однако добиться узких дорожек на крупнозернистом шеллаке было невозможно, и для долгоиграющих пластинок был найден новый материал – полихлорвинил, который меломаны вскоре сократили до «винила». Кроме пластичности, легкости и тонкости, виниловые пластинки отличались завидной прочностью (особенно зарубежные), и чтобы сломать их, нужно было попотеть. С появлением виниловых пластинок улучшилось и качество воспроизведения, снизились шумы, а диапазон частот практически достиг диапазона человеческого уха. К тому же, в виниловую массу можно было добавлять примеси и варьировать цвет пластинок. Так кроме классических черных появились красные, желтые, зеленые диски… В 1950 году Эдуард Рейн сделал еще один шаг в сторону увеличения длительности звучания пластинки. Он разработал так называемую запись с переменным шагом. Суть ее заключалась в том, что расстояние между канавками менялось в зависимости от амплитуды звуковых сигналов. Если сигнал был с большой амплитудой – канавки были побольше, с маленькой – соответственно, поменьше. В результате всех этих нововведений скорость вращения пластинки удалось снизить до 331/3 оборотов в минуту.

В результате на одну сторону пластинки диаметром 300 мм теперь можно было втиснуть до 30 минут звучания. Однако чрезмерно плотная нарезка дорожек тоже не несла ничего хорошего – игла была неустойчива, сам диск быстро изнашивался. В итоге для одной стороны пластинки на 33 оборота оптимальное время звучания стало составлять 20-22 минуты, соответственно, стандартом альбома стала продолжительность 40-45 минут. Фактически до заката виниловой промышленности продержался и формат пластинок на 45 оборотов в минуту. Они имели диаметр 175 мм, время звучания одной стороны – до пяти минут и изначально предназначались для проигрывания в музыкальных автоматах. До середины 1960-х годов «сорокапятки» были главным форматом для индустрии поп-музыки. Когда же поп-музыкой стали заниматься амбициозные интеллектуалы, главным форматом стал альбом, желательно концептуальный, из которого как бы песню не выкинешь. А «сорокапятки» или «синглы» (SP – Single Play) остались эдаким рекламно-коммерческим аудиороликом. На них записывалась песня, рассчитанная на раскрутку и коммерческий успех, плюс еще одна на другой стороне в нагрузку. Были и расширенные варианты синглов – EP (Extended play) – что-то вроде мини-альбома, вмещающего 4 (редко 6) песен. Кроме основных форматов существовали и так называемые «говорящие книги» – пластинки на 81/3 оборотов для записи речевых фонограмм (на одну сторону вмещалось до 11,5 часов звучания), но особого распространения они не получили. В итоге стандартная вертушка имела три скорости верчения – 33, 45 и 78 оборотов (ведь граммофонные пластинки не сразу вышли из моды).

 

 

Поэтому и иглы тоже обычно имели два конца – для граммофонных и виниловых дисков. В раннем детстве я не сразу понял, зачем нужны еще две скорости, поэтому использовал их для забавы, заставляя, какого-нибудь Кобзона пищать не хуже Преснякова. Впрочем, вращать пластинку можно было и руками. О том, что где-то подобным баловством занимаются взрослые люди – ди-джеи, я тогда и не подозревал… Установились и три стандартных размера пластинок: 300 мм («гигант»), 250 мм («гранд») и 175 мм («миньон»). На этом не закончилось. 1962 год ознаменовался выпуском гибких пластинок, которые прессовали из тонкого пластичного материала. Такие пластинки можно было использовать в виде вкладышей как звуковое сопровождение журналов (иногда – книг). Многие советские дети помнят, к примеру, замечательный журнал «Колобок» с пластинками.

Для взрослых выходил «Кругозор», но он был поскучней. Еще до промышленного выпуска гибких пластинок в СССР в 1950-х годах получило распространение замечательное в своем роде явление – «музыка на костях» (или «на ребрах»). Нет, это не записи похоронных маршей. Это квадратные рентгентовские снимки (наиболее подходящий из доступных простому человеку материал), на которых в подпольных студиях звукозаписи самодельным рекордером нарезались пластинки с запрещенным западным джазом и рок-н-роллом. И. Бродский: «…Что исторгает из глаз ручьи. Полдень. Со стороны мозг неподвижней пластинки, чьи бороздки засорены. Полдень; жевательный аппарат пробует завести, кашлянув, плоский пи-эр-квадрат — музыку на кости». Позже, когда окрепла полуподпольная торговля настоящим западным винилом, а тиражированием занялись магнитофоны, запись гибких дисков по заказу стала производиться в разрешенных точках (естественно, и заказывать вы могли только разрешенное).

 

 

Пленку записанных дисков обычно прикрепляли скобами к плотной бумаге. Нередко диски записывали и на заламинированных фото или открытках. Особую популярность имели звуковые письма с приветами и поздравлениями. Кстати, музыкальная карьера Элвиса Пресли началась именно с момента записи песни в подарок маме. Конторы записи пластинок по заказу работали вплоть до середины 1980-х годов (я успел еще пацаном записать себе популярные тогда песни про волчок и каскадеров). Конечно, качество гибких пластинок было несравнимо с виниловыми. После создания долгоиграющей виниловой пластинки оставалось решить задачу, как сделать звучание фонограмм «объемным», пространственным, приближенным к звучанию «живого» оркестра или ансамбля. Ведь при «живых» выступлениях звук не льется с одного маленького пятачка. Работы по созданию стереоэффекта велись давно. Еще в 1910 году его пытались достичь, записывая один канал эдисоновской глубинной записью, а второй – берлинеровской поперечной. Однако такая запись оказалась одновременно и некачественной, и ненадежной. Не намного удачнее была и идея, высказанная в 1952 году американским инженером Куком. Он предложил записывать два канала отдельно, но с двух сторон одной пластинки. Специальный адаптер с двумя головками должен был считывать оба канала одновременно. Слаженности и синхронности считывания достичь было трудно, и от затеи отказались.

 

 

Зато вспомнили идею, которую еще в 1931 году высказал английский физик Блюмлейн. Тогда технологии были еще не готовы к ее воплощению, но в 1957 году это стало возможным. А советовал Блюмлейн вот что. Стереозапись проводилась в одной канавке, стенки которой были срезаны под углом 45 градусов. Если монофоническая запись была просто извивающейся канавкой, то теперь на каждой стенке был вырезан свой рельеф, имитируя правый и левый канал. Таким образом они без труда считывались одновременно одной головкой. Сначала для стереопластинок выпускалась специальная аппаратура, потом моно- и стереоэффект совместили для одного аппарата. Со времен Берлинера претерпела некоторые изменения и технология производства пластинок. Теперь фонограмму сначала записывали на магнитофонную ленту (так называемый Original Master Tape). А уже с нее механическим способом запись переносилась с помощью рекордера на лаковый диск, представляющий собой лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке. Уже с него путем гальванопластики и нескольких переходных копий изготавливали никелевые матрицы, которыми и прессовали винил.

Главными советскими заводами, выпускающими грампластинки, стали Московский, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Таллиннский, Тбилисский и Бакинский. Так как в СССР фирма «Мелодия» была монополистом в сфере грамзаписи, у всех советских пластинок был один каталог и одна маркировка.

 

Вспомните еще Что такое «Телармониум» и прародителем чего он был ?, а вот тут Давайте придумаем себе мелодию и Почувствуй себя ДИДЖЕЕМ !. А тут можно создать для себя МУЗЫКУ ПРИРОДЫ Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=48827

masterok.livejournal.com

12 самых странных «виниловых» пластинок

Большая часть виниловых пластинок, созданных с момента изобретения граммофона выглядели одинаково и мало чем могли нас удивить (кроме музыки). Но многие музыканты и рекорд‑компании старались выделиться на фоне серой массы релизов. О них мы сегодня и расскажем: о самых странных и необычных грампластинках, изданных минимальными тиражами, чтобы удивить и привлечь к себе наше внимание.

1. Золотая пластинка Вояджера: инопланетянам будет, что послушать

На фото — золотая грампластинка, которая с 1977-го года путешествует в космосе с записями звуков и изображений о жизни и культуре планеты Земля. На случай если развитые инопланетные формы жизни найдут её, то будут иметь представление о том, кто мы и чем занимаемс. Записи были отобраны знаменитым учёным и популяризатором науки Карлом Саганом. Музыкальную культуру человечества представляют записи Баха, Моцарта, Стравинского, Blind Willie Johnson’a и даже Чака Берри с «Johnny B. Goode». Её, кстати, по слухам, хотели исключить из списка потому, что «слишком подростковая». Но Карл Саган сказал, что на Земле достаточно тинейджеров, чтобы их музыкальные пристрастия были представлены на пластинке.

2. Кровавый «винил»: всё на благотворительность

Flaming Lips выпустили ограниченный тираж пластинок, заполненных человеческой кровью. Альбом Heady Fwends выпущен тиражом в 10 экземпляров, цена — 2500 долларов. Весь доход с продаж отдали в благотворительный фонд штата Оклахома. Среди знаменитостей, сдавших кровь для релиза, были Ник Кейв, Эрика Баду, Крис Мартин из Coldplay и Ke$ha.

3. Зоотропный винил: когда не понимаешь что происходит

Зоотроп — это один из видов докинематографической анимации, создающей иллюзию движущихся картинок во время вращения. Винил с зоотропными изображениями действует именно по этому принципу — картинки, нанесенные на пластинки, оживают во время игры. Но чтобы психоделические узоры приобрели осмысленные очертания, нужно применить специальный свет и снимать пластинку на видео со скоростью в 25 кадров в секунду. Или купить специальное устройство для просмотра зоотропной анимации.

Для того чтобы пластинки и дальше радовали превосходным качеством аналогового звучания важно знать как правильно за ними следить. Рекомендую к прочтению статью: Как правильно хранить и мыть виниловые пластинки

Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru

Follow @AudioGeek_ru

audiogeek.ru

Виниловые пластинки: разница форматов :: Soul’s Sound

     
По форме пластинки бывают самые разные. Встречаются даже вот такие экземпляры


Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт — есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

     
Винил может отличаться и по своему оформлению: изображения, иллюстрации, фото и т.д


На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок  — это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc, которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны. По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение — книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно — в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже — EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

     
Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал


EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP — это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

Вот так.

На сегодня это все.

soulsound.ru

Винил под микроскопом — Мастерок.жж.рф

 

Кстати, в монофонических пластинках (один звуковой канал)  используются только горизонтальные колебания иглы, а в стереофонических — и горизонтальные, и вертикальные. По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали — их разность, что обеспечивает полную совместимость.

 

Как появились электропроигрыватель, виниловая пластинка и стерео? Появлению хорошо известного моему поколению электропроигрывателя и виниловой пластинки предшествовало несколько важных изобретений. Все они были направлены на то, чтобы избавиться от недостатков граммофонов – сильных шумов при воспроизведении, низкого качества записи, быстрого износа и малой вместимости шеллачных дисков. Уже в 1920-х годах тяжелые звукосниматели граммофонов стали сменяться легкими электромагнитными адаптерами. Если раньше механические колебания иглы напрямую передавались мембране, то теперь они сначала оказывали действие на маленькие электромагниты звукоснимателя.

Так как слабые электромагнитные колебания требовали усиления, то появление адаптеров было неразрывно связано с появлением усилителей, работающих на вакуумных радиолампах. Усиленные электромагнитные колебания на выходе из динамиков превращались в сильный и очищенный от большинства шумов звук. Так ко во второй половине 1930-х годов грубые иглы сменились легкими пьезоэлектрическими корундовыми адаптерами. Они стали самыми распространенными, но не самыми качественными головками. У меломанов ценились более дорогие алмазные электромагнитные адаптеры. Если пьезоэлектрических головок хватало на 50-100 часов проигрывания, то алмазных – на 500-1000 часов. В итоге электродвигатель и электромагнитный адаптер, помноженный на ламповый усилитель, привели к появлению электропатефона (он же – электрофон, он же – проигрыватель, или, как мы его называли в обиходе, «вертушка»). Следующей проблемой, которую предстояло решить, был пятиминутный формат фонограммы. Большего (без ущерба для звучания) одна сторона граммофонной пластинки не вмещала. И вот в 1948 году американская фирма «Columbia» наконец явила миру первую долгоиграющую пластинку – «long play» (LP).

 

 

Для демонстрации ее достоинств провели акцию. В зале одной из гостиниц Нью-Йорка сложили башенку высотой 2,5 метра из старых пластинок на 78 оборотов, а рядом – в семь раз меньший столбик «лонгплэйев», имеющих ту же продолжительность звучания. Конечно же, такой экономии места добились за счет сужения звуковых канавок. Если в старой пластинке глубина канавки составляла 140 мкм, то в новой – всего 55 мкм. Однако добиться узких дорожек на крупнозернистом шеллаке было невозможно, и для долгоиграющих пластинок был найден новый материал – полихлорвинил, который меломаны вскоре сократили до «винила». Кроме пластичности, легкости и тонкости, виниловые пластинки отличались завидной прочностью (особенно зарубежные), и чтобы сломать их, нужно было попотеть. С появлением виниловых пластинок улучшилось и качество воспроизведения, снизились шумы, а диапазон частот практически достиг диапазона человеческого уха. К тому же, в виниловую массу можно было добавлять примеси и варьировать цвет пластинок. Так кроме классических черных появились красные, желтые, зеленые диски… В 1950 году Эдуард Рейн сделал еще один шаг в сторону увеличения длительности звучания пластинки. Он разработал так называемую запись с переменным шагом. Суть ее заключалась в том, что расстояние между канавками менялось в зависимости от амплитуды звуковых сигналов. Если сигнал был с большой амплитудой – канавки были побольше, с маленькой – соответственно, поменьше. В результате всех этих нововведений скорость вращения пластинки удалось снизить до 331/3 оборотов в минуту.

В результате на одну сторону пластинки диаметром 300 мм теперь можно было втиснуть до 30 минут звучания. Однако чрезмерно плотная нарезка дорожек тоже не несла ничего хорошего – игла была неустойчива, сам диск быстро изнашивался. В итоге для одной стороны пластинки на 33 оборота оптимальное время звучания стало составлять 20-22 минуты, соответственно, стандартом альбома стала продолжительность 40-45 минут. Фактически до заката виниловой промышленности продержался и формат пластинок на 45 оборотов в минуту. Они имели диаметр 175 мм, время звучания одной стороны – до пяти минут и изначально предназначались для проигрывания в музыкальных автоматах. До середины 1960-х годов «сорокапятки» были главным форматом для индустрии поп-музыки. Когда же поп-музыкой стали заниматься амбициозные интеллектуалы, главным форматом стал альбом, желательно концептуальный, из которого как бы песню не выкинешь. А «сорокапятки» или «синглы» (SP – Single Play) остались эдаким рекламно-коммерческим аудиороликом. На них записывалась песня, рассчитанная на раскрутку и коммерческий успех, плюс еще одна на другой стороне в нагрузку. Были и расширенные варианты синглов – EP (Extended play) – что-то вроде мини-альбома, вмещающего 4 (редко 6) песен. Кроме основных форматов существовали и так называемые «говорящие книги» – пластинки на 81/3 оборотов для записи речевых фонограмм (на одну сторону вмещалось до 11,5 часов звучания), но особого распространения они не получили. В итоге стандартная вертушка имела три скорости верчения – 33, 45 и 78 оборотов (ведь граммофонные пластинки не сразу вышли из моды).

 

 

Поэтому и иглы тоже обычно имели два конца – для граммофонных и виниловых дисков. В раннем детстве я не сразу понял, зачем нужны еще две скорости, поэтому использовал их для забавы, заставляя, какого-нибудь Кобзона пищать не хуже Преснякова. Впрочем, вращать пластинку можно было и руками. О том, что где-то подобным баловством занимаются взрослые люди – ди-джеи, я тогда и не подозревал… Установились и три стандартных размера пластинок: 300 мм («гигант»), 250 мм («гранд») и 175 мм («миньон»). На этом не закончилось. 1962 год ознаменовался выпуском гибких пластинок, которые прессовали из тонкого пластичного материала. Такие пластинки можно было использовать в виде вкладышей как звуковое сопровождение журналов (иногда – книг). Многие советские дети помнят, к примеру, замечательный журнал «Колобок» с пластинками.

Для взрослых выходил «Кругозор», но он был поскучней. Еще до промышленного выпуска гибких пластинок в СССР в 1950-х годах получило распространение замечательное в своем роде явление – «музыка на костях» (или «на ребрах»). Нет, это не записи похоронных маршей. Это квадратные рентгентовские снимки (наиболее подходящий из доступных простому человеку материал), на которых в подпольных студиях звукозаписи самодельным рекордером нарезались пластинки с запрещенным западным джазом и рок-н-роллом. И. Бродский: «…Что исторгает из глаз ручьи. Полдень. Со стороны мозг неподвижней пластинки, чьи бороздки засорены. Полдень; жевательный аппарат пробует завести, кашлянув, плоский пи-эр-квадрат — музыку на кости». Позже, когда окрепла полуподпольная торговля настоящим западным винилом, а тиражированием занялись магнитофоны, запись гибких дисков по заказу стала производиться в разрешенных точках (естественно, и заказывать вы могли только разрешенное).

 

 

Пленку записанных дисков обычно прикрепляли скобами к плотной бумаге. Нередко диски записывали и на заламинированных фото или открытках. Особую популярность имели звуковые письма с приветами и поздравлениями. Кстати, музыкальная карьера Элвиса Пресли началась именно с момента записи песни в подарок маме. Конторы записи пластинок по заказу работали вплоть до середины 1980-х годов (я успел еще пацаном записать себе популярные тогда песни про волчок и каскадеров). Конечно, качество гибких пластинок было несравнимо с виниловыми. После создания долгоиграющей виниловой пластинки оставалось решить задачу, как сделать звучание фонограмм «объемным», пространственным, приближенным к звучанию «живого» оркестра или ансамбля. Ведь при «живых» выступлениях звук не льется с одного маленького пятачка. Работы по созданию стереоэффекта велись давно. Еще в 1910 году его пытались достичь, записывая один канал эдисоновской глубинной записью, а второй – берлинеровской поперечной. Однако такая запись оказалась одновременно и некачественной, и ненадежной. Не намного удачнее была и идея, высказанная в 1952 году американским инженером Куком. Он предложил записывать два канала отдельно, но с двух сторон одной пластинки. Специальный адаптер с двумя головками должен был считывать оба канала одновременно. Слаженности и синхронности считывания достичь было трудно, и от затеи отказались.

 

 

Зато вспомнили идею, которую еще в 1931 году высказал английский физик Блюмлейн. Тогда технологии были еще не готовы к ее воплощению, но в 1957 году это стало возможным. А советовал Блюмлейн вот что. Стереозапись проводилась в одной канавке, стенки которой были срезаны под углом 45 градусов. Если монофоническая запись была просто извивающейся канавкой, то теперь на каждой стенке был вырезан свой рельеф, имитируя правый и левый канал. Таким образом они без труда считывались одновременно одной головкой. Сначала для стереопластинок выпускалась специальная аппаратура, потом моно- и стереоэффект совместили для одного аппарата. Со времен Берлинера претерпела некоторые изменения и технология производства пластинок. Теперь фонограмму сначала записывали на магнитофонную ленту (так называемый Original Master Tape). А уже с нее механическим способом запись переносилась с помощью рекордера на лаковый диск, представляющий собой лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке. Уже с него путем гальванопластики и нескольких переходных копий изготавливали никелевые матрицы, которыми и прессовали винил.

Главными советскими заводами, выпускающими грампластинки, стали Московский, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Таллиннский, Тбилисский и Бакинский. Так как в СССР фирма «Мелодия» была монополистом в сфере грамзаписи, у всех советских пластинок был один каталог и одна маркировка.

 

Вспомните еще Что такое «Телармониум» и прародителем чего он был ?, а вот тут Давайте придумаем себе мелодию и Почувствуй себя ДИДЖЕЕМ !. А тут можно создать для себя МУЗЫКУ ПРИРОДЫ Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=48827

masterok.livejournal.com

12 самых странных «виниловых» пластинок

Большая часть виниловых пластинок, созданных с момента изобретения граммофона выглядели одинаково и мало чем могли нас удивить (кроме музыки). Но многие музыканты и рекорд‑компании старались выделиться на фоне серой массы релизов. О них мы сегодня и расскажем: о самых странных и необычных грампластинках, изданных минимальными тиражами, чтобы удивить и привлечь к себе наше внимание.

1. Золотая пластинка Вояджера: инопланетянам будет, что послушать

На фото — золотая грампластинка, которая с 1977-го года путешествует в космосе с записями звуков и изображений о жизни и культуре планеты Земля. На случай если развитые инопланетные формы жизни найдут её, то будут иметь представление о том, кто мы и чем занимаемс. Записи были отобраны знаменитым учёным и популяризатором науки Карлом Саганом. Музыкальную культуру человечества представляют записи Баха, Моцарта, Стравинского, Blind Willie Johnson’a и даже Чака Берри с «Johnny B. Goode». Её, кстати, по слухам, хотели исключить из списка потому, что «слишком подростковая». Но Карл Саган сказал, что на Земле достаточно тинейджеров, чтобы их музыкальные пристрастия были представлены на пластинке.

2. Кровавый «винил»: всё на благотворительность

Flaming Lips выпустили ограниченный тираж пластинок, заполненных человеческой кровью. Альбом Heady Fwends выпущен тиражом в 10 экземпляров, цена — 2500 долларов. Весь доход с продаж отдали в благотворительный фонд штата Оклахома. Среди знаменитостей, сдавших кровь для релиза, были Ник Кейв, Эрика Баду, Крис Мартин из Coldplay и Ke$ha.

3. Зоотропный винил: когда не понимаешь что происходит

Зоотроп — это один из видов докинематографической анимации, создающей иллюзию движущихся картинок во время вращения. Винил с зоотропными изображениями действует именно по этому принципу — картинки, нанесенные на пластинки, оживают во время игры. Но чтобы психоделические узоры приобрели осмысленные очертания, нужно применить специальный свет и снимать пластинку на видео со скоростью в 25 кадров в секунду. Или купить специальное устройство для просмотра зоотропной анимации.

4. Музыка на костях: в СССР рок‑н‑ролл жил на рентгенограммах

В эпоху Холодной Войны в Советском Союзе, энтузиасты изобрели самодельные машины для записи запрещённой музыки на бракованные рентгеновские снимки, которые подпольно доставали из разных больниц. Делалось это так: они копировали фонограмму на рентген, вырезали круг ножницами и с помощью сигареты проделывали дырку посередине — таким образом фонограмму можно было ставить на любой проигрыватель для винила. Выглядит жутковато, звучит не очень, но выбирать не приходилось.

5. Ледяной «винил»: когда ноты тают на глазах

Шведская группа Shout Out Louds сделала грампластинку изо льда, выпустив на ней сингл «Blue Ice» при поддержке рекламного агентства TBWA. Специальный набор с инструкцией, как воссоздать альбом, получили 10 избранных людей. В нём можно было найти специальную форму и бутылку воды.

6. Дополненная реальность и винил: скачал, послушал, посмотрел

К выпуску альбома альбома «Someday World», Брайан Ино и Карл Хайд при поддержке создателя HoloDecks и творческой студии «Toby and Pete» создали интерактивное приложение дополненной реальности для iOS — Eno Hyde. Приложение работает так: вы направляете камеру телефона на пластинку, а поверх неё появляются сюрреалистичные архитектурные узоры зданий‑небоскрёбов.

7. Ярко и шумно: светящийся в темноте винил

Ко «Дню музыкального магазина» 2014-го года выпустили юбилейную версию саундтрека к «Охотникам за привидениями». Пластинка излучала флуоресцентный свет и была выпущена тиражом всего в 5000 копий.

8. Лазером по дереву: сделай сам

Художница Amanda Ghassai записала несколько песен на дерево с помощью лазера. Она подробно описала свой опыт, и при большом желании вы можете его повторить.

9. Шоколадный «винил»: послушал и съел

Французский диджей и продюсер Breakbot сделал ограниченный тираж шоколодных пластинок для сингла «By Your Side». Они были предназначены для одного единственного прослушивания, а потом использованы по назначению (читай «съедены»). Если есть желание чуть больше погрузиться в историю шоколадного винила — посмотрите это видео.

10. Фонограмма из метеорита: звёздная пыль зазвучала по‑новому

Инди‑поп группа Emperor Yes выпустила альбом «An Island Called Earth» тиражом в 100 копий с добавлением настоящей звёздной пыли — остатков метеорита, упавшего на землю. Процесс её создания авторы задокументировали на фото.

11. Музыкальная кремация и «реинкарнация» на виниле

Британская компания And Vinyly предлагает делать винил из праха покинувших вас близких людей. Услуга стоит 3000 английских фунтов и в базовой комплектации включает в себя 30 копий пластинки. Всё, что вам нужно, это отправить прах усопшего на фабрику в Лондоне и выбрать музыку или любые другие звуки, которые запишут на 12-ти дюймовую виниловую пластинку.

12. Брутальная мерзость: винил из мочи и волос

Рок‑группа Eohippus выпустила альбом «Getting Your Hair Wet With Pee» на виниле с человеческими волосами и уриной, предположительно собранными участниками группы. По убеждению музыкантов, «это первый в своём роде волосатый обоссаный винил». Ну что же, из песни слов не выкинешь.

Что ещё почитать:

Почти половина покупателей винила не слушает пластинки.

Стриминг музыки впервые приносит больше денег, чем продажи компакт‑дисков и скачивания.

resprod.ru

Пластинки «на рёбрах»: bujhm — LiveJournal

С началом пятидесятых годов эпоха патефона начала понемногу сворачиваться. По-прежнему на советских заводах выпускались тяжёлые шеллачные пластинки и стальные иглы к ним. Но постепенно начали появляться другие аппараты, на электрическом приводе, с крошечными корундовыми иглами. Началось освоение материала винилита — уж больно шеллак был дорогой, да его к тому же везли из-за границы.
В 1948 году американская фирма «Columbia» впервые выпустила долгоиграющую пластинку — с меньшим шагом нарезки. Хоть она и была тоже на 78 оборотов, но патефоны такую не брали — стальные иглы необратимо портили тонкие дорожки. Для таких пластинок уже нужна была другая техника, более нежная — электрофонная. Наши бросились догонять «загнивающий запад» и стали развивать технологии, в чём сильно помогли трофейные «телефункены», вывезенные из Германии.

Но не только буржуазные музыкальные станки оказались в нашей стране. Вернувшиеся с войны солдаты привезли в своих вещмешках вообще массу удивительных трофейных предметов. Золингеновские ножи, мясорубки, часы, печатные машинки и — в том числе — музыкальные пластинки и фильмы. В советских домах зазвучали «Summertime» и «Chattanooga», на экраны кинотеатров вышла «Серенада Солнечной долины» с оркестром Глена Миллера. Эта музыка непостижимым образом прорастала внутри наших сограждан и словно отмечала их невидимой печатью причастности к тайне. Настало интересное время — когда советская молодёжь впервые начала осваивать двоемыслие. А для тех, у кого это плохо получалось, к статье УК РСФСР 58-10 («Антисоветская агитация и пропаганда») добавилась в 1947 году отягчающая формулировка — «Низкопоклонство перед Западом.» 10 лет.

Тогда и появились «стиляги» — люди, которые выбирали для себя не безликое комсомольское «мы», а робкое но уникальное «я». Сначала это была просто внешняя оболочка — странные костюмы, яркие и вызывающие, перерисованные с буржуазных журналов; невиданные ботинки на платформе-«манке»; вздыбленные пышные причёски. Затем — эта самая музыка, просочившаяся сквозь железный занавес, — фортепианные буги-вуги, завывания саксофона, контрабасный щипковый джаз. Затем — свои собственные танцы, «стилем»: «атомный», «канадский», «тройной гамбургский»… Стиляги искренне верили, что копируют «настоящий» американский образ жизни и ощущали себя свободными людьми.
Стиляг клеймили жёстко и официально — фельетонами, плакатами, фильмами. Об успехе той государственной программы говорит то, что до сих пор само слово «стиляга» в русском языке несёт уничижительный смысл. Стилягам полностью отказывали в интеллекте, описывая их, как тупых молодых людей с нелепыми внешностью и движениями. Когда стало ясно, что это не помогает (молодёжь всё равно рвалась к запретному «стилю»), появились особые наряды комсомольцев — «бригады помощи милиции» или «бригадмильцы». Они выслеживали стиляг по улицам, подстерегали у дверей танцклубов и — либо лупили, либо «социализировали» ножницами. Выстригали клоки из причёсок, распарывали брюки-дудочки, срезали яркие галстуки — что попадётся под руку. Стиляги в ответ естественным образом превращались в плотно закрытый андеграунд со своей контркультурой.
Но о стилягах можно много рассказывать, это отдельная и весьма интересная тема. Я вернусь к музыке.

Идеологически чуждая музыка проникала в советскую страну бесчисленными ручейками. Дипломаты привозили из заграничных командировок тугие портфели пластинок. Матросы сдавали в портовые магазины купленные в дальних странах яркие конверты. Можно было приобрести редкие записи на виниле в «Торгсине» («Торговля с иностранцами») — но только за золото (Upd: до 1936 года, tnx to andreitch). Обычным людям добраться до такой музыки было невозможно.
И тогда — предчувствуя небывалый спрос — появились первые студии подпольной звукозаписи.

Одной из первых появилась питерская студия со смешным названием «Золотая Собака» (в честь пёсика Ниппера). Руководил ей инженер-изобретатель Руслан Богословский, который сумел на основе тех же трофейных «телефункенов» разработать свою модель копировального станка, с лучшим качеством звукопереноса. С одной, купленной за большие деньги, забугорной пластинки-матрицы изготовлялось почти неограниченное количество копий, которые затем выкупали агенты-разносчики. Первоначально для нарезки пластинок шли листы крупноформатной фотоплёнки, применяемой в аэросъёмке, но доставать их было довольно дорого и накладно. Считается, что именно Богословскому принадлежит идея использовать старые рентгеновские снимки, пылящиеся в архивах поликлинник — с костями и черепами. Этот материал не стоил ничего, медперсонал даже благодарил тех, кто выносил «всю эту пылищу» центнерами (пожарники требовали от них сжигать пожароопасные архивы).
В других городах — Москве и Киеве — идею быстро подхватили вместе с технологией. Хотя известны и другие копировальные станки — навроде пантографа с коромыслом.
(История «Золотой Собаки» — http://www.contragallery.com/article.htm)

Особые люди, продавцы-из-под-полы, намётанным взглядом отмечали в шумной толпе на барахолке сосредоточенную молодёжь, подходили и заговорщицки шептали: «Эй, чуваки! У меня для вас есть.» Продавец и покупатель отходили в ближайшую подворотню, где происходил быстрый товарно-денежный обмен, и выбранная пластинка перемещалась из рукава в рукав, блеснув матовым ребром на чёрном фоне. Затем участники сделки, оглядываясь, торопливо расходились. Это было, наверное, особенное чувство такой покупки — знать, что твоя выбранная пластинка абсолютно неповторима и единственна, и пусть на ней записан тысячу раз известный джаз, но зато такого «дизайна» нет ни у кого. Завзятые меломаны даже не утруждали себя чтением карандашных подписей в своей коллекции — а сразу определяли на глаз: «Тазобедренный? А, это Гершвин! Глазница — это Хейли, а где-то у меня тут была кисть такая кривая — так то Эллингтон…»
Я видел в детстве у кого-то пару таких пластинок в домашнем архиве. Смутно помню своё недоумение перед пиететом, с которым они хранились — обёрнутые в мягкую фланель и газету сверху. Хотя, может быть, это были отголоски их вечной маскировки — на случай обыска.

Я решил попытаться найти такие пластинки сейчас. Мне стало интересно, что там может быть записано на этих мощах эпохи полувековой давности и, главное, как это звучит. При этом, понятно, конешно, что всё можно найти в интернете — и картинки, и записи, но это — немного не то. Надо — своими руками опустить звукосниматель на пыльную дорожку — почти что другой планеты — и попробовать сквозь хрипы и трески ощутить те же эмоции, что и мои родители в юности.

Поиски на Марке ничего не дали. Продавцы, предлагающие залежи патефонных пластинок, недоумённо пожимали плечами. На осенней выставке OldTimer я набрал у коллекционеров пачки визиток и смутных обещаний — и после недельных прозвонов один из них отозвался: «Приезжайте, есть штуки три, которых вы ищете…» Это действительно были они — чёрные рентгеновские плёнки со звуковой дорожкой. Я дышал на них и протирал от пыли, но мне не на чем было их послушать — и я продолжал поиски.
А недавно неожиданно выяснилось, что у архивиста Петра Трубецкого есть целая коллекция таких пластинок — оставленная ему Ириной Глебовной Глинкой на вечное хранение. И что самое главное — у него есть какой-то аппарат, могущий их озвучить. Я отправился к нему…

Пластинки хранились в круглой железной коробке из-под киноленты. Едва мы их вытащили оттуда, как они мгновенно скрутились в плотную жёсткую трубку — эмульсия состарилась и сильно стянула поверхность. Там были пластинки и «на костях», и на жёлтых и красных плёнках — их надо было разворачивать осторожно, иначе они трескались.

Самое удивительное, что у Петра оказался тот самый проигрыватель, на котором они и звучали в середине 50-х годов:

Это один из первых советских электрофонов — «Эльфа», тяжеленный, с карболитовым корпусом. Выпуска 1952 года, производства вильнюсского электротехнического завода (МЭТП), который весь так и назывался — «Эльфа». Иначе этот прибор ещё называется УП-1, то есть «универсальный проигрыватель» (потому что двухскоростной). Он оказался на ходу, и мог снимать честный монозвук.
Я провозился у Петра весь день, цифруя пластинку за пластинкой, а потом ещё — несколько дней — реставрируя эти останки звука и чувствуя себя археологом, выдирающим из ила Леты древние голоса.

В итоге у меня получилась небольшая, но зрелищная коллекция, которую я и начну тут выкладывать постепенно. Все записи — на 78 оборотов.
(переводы песен — мои)

продолжение
окончание

St. Louis Blues

Начало прошлого века. Первые блюзы, которые начали записываться и издаваться в нотной записи. Автор этого бессмертного произведения — Вильям Хэнди, которого ещё называли «отцом блюзов» («Father of the blues»). Он первый начал их публиковать собственно под этим названием — «блюз», было ему очень непросто, и чёрная судьба его тяжела — впоследствии его ограбила какая-то белая издательская контора (печальный взор этого черепа напоминает нам об этом). «Сен-Луи Блюз» вышел в 1914 году. Что за оркестр играет — неизвестно.

Heartbreak Hotel

Визитная карточка Элвиса Пресли — «Отель Разбитых Сердец». В 1956 году он впервые попробовал выступить на телевидении — как раз с этой песней — и поимел фантастический, небывалый для Америки успех. Тираж сингла в миллион пластинок разлетелся в считанные месяцы.
Тинейджеры буквально зверели на концертах Пресли — от каждого его сексапильного жеста и даже поворота головы. Концерты его превращались в погромы: однажды какие-то поклонницы, добравшись по головам до сцены, зубами разодрали ему брюки — после этого случая у рампы начала дежурить усиленная охрана, а сам король рок-н-ролла перешёл на крепкие джинсы.
Как правило, эта жалостливая песня — про таинственный отель, куда подался брошенный красоткой лирический герой — исполнялась под истошный женский визг из зала. Особенно, когда шли строчки припева:

Ведь из-за тебя, бэби,
Я так одинок!
Я так одинок — я бы смог умереть!

На рентгене с хирургической точностью показана как раз область сердца. Разбитого.

Well, since my baby left me,
I found a new place to dwell.
It’s down at the end of lonely street
at Heartbreak Hotel.

You make me so lonely baby,
I get so lonely,
I get so lonely I could die.

And although it’s always crowded,
you still can find some room.
Where broken hearted lovers
do cry away their gloom.

You make me so lonely baby,
I get so lonely,
I get so lonely I could die.

Well, the Bell hop’s tears keep flowin’,
and the desk clerk’s dressed in black.
Well they been so long on lonely street
They ain’t ever gonna look back.

You make me so lonely baby,
I get so lonely,
I get so lonely I could die.

Hey now, if your baby leaves you,
and you got a tale to tell.
Just take a walk down lonely street
to Heartbreak Hotel.

Somebody Loves Me

А это Джордж Гершвин. Время создания этой незамысловатой песенки — 1924 год, и за 30 последующих лет её не исполнял только ленивый. Определить по голосу, кто именно из 60 официальных певцов её поёт, я затрудняюсь.
Но с помощью великого schahmatist это удалось сделать. Поёт её Джек Тигарден с оркестром Эдди Кондона, запись 1944 года.

Кто-то меня любит! Ну надо же!
Кто бы это мог быть?.. Вот бы узнать!
Не вы ли, дамочка? Не вы?
А может, вы?..

Somebody loves me, I wonder who,
I wonder who she can be.
Somebody loves me, I wish I knew,
Who she can be worries me.

For ev’ry girl who passes me, I shout,
«Hey! Maybe you were meant to be my lovin’ baby?»
Somebody loves me, I wonder who,
Maybe it’s you!

Характерно, что такие пластинки тоже называли в 60-е годы — «на рёбрах», даже не смотря на то, что никаких костей там не изображено. «Кто-то любит меня» на просторах среднерусской возвышенности…

Swanee

Вот с этой композицией всё сложно. С одной стороны, вроде бы её написал в девятнадцать лет Гершвин — посидев одну ночь со своим другом детства Ирвингом Цезарем. В 1920 году она стала хитом всея Америки. Но что-то по записи непохоже, что это она.
С другой стороны, у Альберта Эммонса и Рея Чарльза тоже были свои «Свани», да и вообще, в честь этой речки, текущей из Джорджии во Флориду написана какая-то тьма всего — даже Дейв Брубек и Битлы в своё время отметились. (Разные образцы минералов на снимке отражают эту множественность).
Мне не хватает теоретической базы, чтобы определить, кому именно принадлежит эта версия. Что-то фокстротообразное и мучительно знакомое.
Upd.: Ещё раз спасибо schahmatist! Это таки Гершвин. А исполняет Эдди Кондон со своим оркестром, 1945 год.

Cheek To Cheek Smoke Gets In Your Eyes

Update: Вот тут-то я лоханулся, наивно доверившись надписи. Это не «Щека к щеке», как совершенно верно заметил day_blue (поклон ему!) Это вовсе даже «Дым Ест Твои Глаза» — песня Джерома Керна на текст Отто Харбака для бродвейского мюзикла, а потом и фильма «Роберта» (1935).
Ошибка на стадии подписывания пластинки, скорее всего, кроется в том, что обе эти песни связаны с Фредом Астэром и Джинджер Роджерс — и с двумя голливудскими фильмами одного и того же 1935 года:
http://www.youtube.com/watch?v=oWiTxsdR6no — «Cheek to cheek» из фильма «Top Hat», 1935
http://www.youtube.com/watch?v=OMOBdQykKQY — «Smoke Gets In Your Eyes» из фильма «Roberta», 1935
В обоих фильмах Фред танцует с Джинджер под эти мелодии — и это выглядит ну ОЧЕНЬ похоже.
Возможно, оттого путаница и произошла.

Тем не менее, всё равно это чувственная и воздушная вещь. Не знаю, насколько случаен выбор области таза для её нарезки.
На этой пластинке — просто композиция, без слов.

Shotgun Boogie

Пластинка подписана с ошибкой: песня называется не «Short Gun..» (Обрез), а «Shotgun…» — «Дробовик Буги». Исполняет её Теннесси Эрни Форд, песня его собственная, поэтому спутать нельзя — так её больше никто не пел. Время записи — примерно 52-53 гг. На фото — некие затейливые кристаллы, плёнка предположительно стянута из какой-то лаборатории.
Сама же песня — непроста, как и эти изображённые наросты. То ли это какой-то среднеамериканский сленг, то ли безумные эвфемизмы самого автора — фиг поймёшь. Суть там примерно такова:

Раз, два, три! Потом четыре, пять —
Я с дробовиком как-то вышел погулять!
Вон жирный кролик тусуется в траве,
Чичас я попаду ему ружжом по голове!

Дробовик-буги, это песня, а не стон!
Осторожно, мистер Кролик — мой курок уже взведён!

Шесть, семь, десять! Одиннадцать в уме —
Вон классная чувиха подмигивает мне!
Отчего бы мне в кусты не прогуляться с ней —
Типа поохотиться на жирных голубей!

Дробовик-буги, всем ни пуха, ни пера!
Осторожно, мистер Голубь — тут такие буфера!

Двадцать пять, пятнадцать — спутался мой счёт,
Вдруг она сказала: «Вон папик мой идёт!
А он мужик суровый: хренак — и все дела,
Не любит потому как всякого фуфла».

Дробовик-буги, не женщина, а шквал!
Осторожно, чувачок — под раздачу ты попал!

Хоть и при знакомстве вежливым я был —
Папику охотник по кустам не покатил.
Ствол уже качнулся, нацеленный в меня —
И пришлось линять быстрее с линии огня.

Дробовик-буги, это песня, а не стон!
Крошка, я вернусь, когда у папы кончится патрон!

чота я увлёкся… 🙂

There it stands in the corner with the barrel so straight
I looked out the winder and over the gate
The big fat rabbits are jumpin’ in the grass
Wait ’till they hear my old shotgun blast

Shotgun boogie, I done saw your track
Look out Mr. Rabbit when I cock my hammer back

Well, over on the ridge is a scaly bark
Hickory nuts so big you can see’em in the dark
The big fat squirrels, they scratch and they fight
I’ll be on that ridge before daylight

With a shotgun boogie, all I need is one shot
Look out bushy-tails, tonight you’ll be in the pot

Well, I met a pretty gal, she was tall and thin
I asked her what she had, she said a Fox four-ten
I looked her up and down, said boy this is love
So we headed for the brush to shoot a big fat dove

Shotgun boogie, boy the feathers flew
Look out Mr. Dove when she draws a bead on you

I sat down on a log, took her on my lap
She said wait a minute bud, you got to see my pap
He’s gotta sixteen gauge choked down like a rifle
He don’t like a man that’s gonna trifle

Shotgun boogie, draws a bead so fine
Look out big boy, he’s loaded all the time

Well, I called on her pap like a gentleman oughter
He said no brush hunter’s gonna get my daughter
He cocked back the hammer right on the spot
When the gun went off I outrun the shot

Shotgun boogie, I wanted weddin’ bells
I’ll be back little gal, when your pappy runs out of shells

The Only Girl I’ll Ever Love

Романтическая песнь про любовь и поцелуйчики. На пластинке с чертежами советской баллистической ракеты написано «Гай Митчелл», но это крайне сомнительно. Скорее всего, это всё же Джонни Рэй, песня 1954 года.

Я знааю, она никогда не исчезнет,
Та, о которой я так грезил!
Она навсегда, навсегдаааа останется
Единственной девушкой, которую я полюблю!..

Delicado

Ну и на закуску — дивная самба бразильского композитора Валдира Азеведо — «Деликадо». В 1952 году она вышла в виде песенки, но мелодия надолго пережила слова. С тех пор она входит в классический репертуар множества исполнителей и поражает слушателей в самую чакру, как и показано на рентгеновском снимке.

продолжение
окончание

ЗЫ. Кстати, а может, и у вас такие пластинки есть? Было бы интересно.

Изображения, приведённые в посте, можно использовать на условиях лицензии GNU GFDL (в частности с обязательным указанием имени автора и, желательно, ссылки).

bujhm.livejournal.com

Пластинки на зубы ребенку — установка, цены в клинике Светофор

Красота улыбки во многом зависит от ровности зубного ряда, правильного прикуса. Хорошо, если у ребенка зубки развиваются правильно, но далеко не все могут этим похвастаться. Что надо сделать, чтобы исправить появившиеся дефекты в развитии челюстей, положении зубов? Обратиться к ортодонту. Наверняка у многих возникли мысли о необходимости установки брекетов. Во-первых, обычно они применяются для детей старше 10-12 лет, а во-вторых, это не единственный способ исправления патологий развития прикуса.

Разновидности зубных пластинок

Пластинки, или как их еще называют – скобки, давно известный и эффективный способ борьбы с неправильно развивающимся прикусом. Они бывают двух типов:

  • Съемные. В основе это безопасный, гипоаллергенный полимерный материал с установленными металлическими крючками, которые крепятся к зубкам. Используются как для верхней, так и для нижней челюстей. Существенное их достоинство – возможность снятия в тех ситуациях, когда их ношение нежелательно. Применяются для коррекции несложных дефектов.
  • Несъемные. Это металлические скобы, воздействующие на зубы с внешней стороны. Как и в случае съемных, используется безопасный пластик и металлические крючки. При необходимости может использоваться система винтов и пружин, которыми дополняется вся конструкция. В отличие от съемных, отличаются большей эффективностью, позволяют справиться со сложными случаями неправильного развития зубов.

В свою очередь зубные пластинки могут разделяться на несколько видов, среди которых одночелюстные, с рестракционной дугой, с толкателем, рукообразным отростком и ряд других. Все они различаются конструкцией, и применяются для исправления конкретных дефектов. Выбор нужных зубных пластинок, длительность их ношения определяются врачом.

Когда применяются зубные пластинки

Надо сказать, что эти конструкции, в отличии от других систем, относятся к щадящим методам выравнивания зубов. Использование их для детей до 10-12 лет – наиболее оптимальный и наименее дискомфортный способ коррекции патологий развития челюстей. Это объясняется активным ростом костей, легкостью коррекции этого развития, а также тем фактом, что, с моральной точки зрения, дети, в отличие от взрослых, легче переносят эту процедуру по ношению неких конструкций на зубах.

Их применяют для решения следующих задач:

  • Остановка смещения зубов на ранних этапах, когда было замечено неправильное развитие челюстей и положение зубов.
  • Фиксация зубов в правильном положении.
  • Коррекция развития челюстей.
  • Исправление развития молочных и постоянных зубов.
  • Коррекция формы неба.

Как устанавливаются пластинки

Зубные пластинки изготавливаются индивидуально для каждого ребенка. Врач-ортодонт снимает слепки челюстей, после чего изготавливаются гипсовые модели. Они должны подходить идеально. Только после этого изготавливаются пластинки.

Установка не доставляет никакого дискомфорта и является простой процедурой. Единственный момент, который надо помнить, это возможные сложности с речью. К пластинкам надо привыкнуть.

Уход за пластинками

Все подробности ношения, ухода за устанавливаемыми пластинками расскажет врач. Основные требования, которые должен выполнять ребенок, и за этим должны следить родители, это:

  • Обязательная чистка зубов дважды в день.
  • Чистка пластинок специальными гелями. Их два вида: для ежедневного применения и для ухода за конструкцией раз в неделю.
  • Раз в неделю на ночь оставлять пластинки в емкости со специальным раствором.
  • Съемные конструкции надо не забывать снимать во время еды.

Внимательное отношение родителей к своему ребенку, самостоятельный контроль развития его зубок, своевременное посещение стоматолога – неоценимый вклад в сохранение здоровья своего отпрыска, минимизация рисков возникновения каких-либо проблем не только в ротовой полости, но и в растущем организме в целом. Наша детская стоматологическая клиника всегда готова прийти на помощь. У нас работают высококлассные врачи, у нас применяется новейшее оборудование, современные методики лечения зубов. Подарите своему ребенку красивую улыбку, уверенность в себе. Сторицей это окупится в его дальнейшей жизни.

svetofor-stoma.ru

Виниловые пластинки — Музыка 70-80-х

 Виниловые пластинки. Возвращение. Поколение 70-80-х прекрасно помнит ажиотаж, неизменно возникающий в любом месте, где появлялись яркие «пласты» с записями известных исполнителей. Купить виниловые пластинки звезд советской эстрады реально было  в магазине грамзаписи «Мелодия» и в « Культтоварах». Записями популярных зарубежных исполнителей торговали нелегально, привозя
 их из — за границы. Это было довольно опасно, т.к. в уголовном кодексе имелась соответствующая статья. Любители музыки платили за «пласты» огромные по тем временам деньги. Самым «крутым» в молодежной среде считался тот, у кого коллекция грампластинок была богаче.Появлением этого аудио-чуда мы обязаны великому американскому изобретателю Томасу Алве Эдисону. В 1877 г., в результате своих опытов, гениальный американец обнаружил возможность сохранения и воспроизведения звука при использовании и соответствующей обработке некоторых материалов. Так появился первый фонограф.  Наилучшим материалом в этом плане оказался винил, а венцом творенья изобретателей — виниловая пластинка. Далее изобретается и легендарное приспособление для ее прослушивания — проигрыватель виниловых пластинок — граммофон. Звуковоспроизводящие устройства с течением времени претерпевали метаморфозы — от патефонов и радиол до мощных стереосистем. С течением времени виниловые пластинки были вытеснены аудио-кассетами и CD дисками. Но, как говорится, то, что действительно хорошее – почему-то становится вечным. В последнее время винил возвращается, усовершенствованный научно-техническим прогрессом, но такой же теплый и живой. Наблюдая за работой высококлассного ди-джея на дискотеке, мы смеем думать, что работает он на «цифре», и виртуозное перебрасывание виниловых дисков – это чистой воды «понты». А ведь это не всегда так. Если ди-джей действительно профессионал высокого класса, то работает он именно с винилом, сам получая удовольствие и даря его окружающим. Дело в том, что виниловые пластинки, не смотря на некоторые недостатки (быстрая изнашиваемость, малое количество треков на 1-й стороне и т.д.) имеет одну волшебную особенность, которую не могут объяснить ученые. Звук, воспроизводимый пластинкой, удивительно теплый и настолько живой, что его хочется потрогать. Ни одна, даже самая дорогая лицензионная «цифра», не в состоянии подарить слушателю столь изумительную палитру звуков.Скептики считают, что «винил» покупают исключительно люди пожилого возраста, чтобы предаться ностальгии у камина, а также снобы или утонченные эстеты. Это утверждение верно, но только отчасти. Основная масса покупателей виниловых пластинок – «продвинутая» в музыкальном отношении молодежь.Человечеству, скорее всего, до смерти надоели заменители и суррогаты, поэтому спрос на виниловые пластинки возрос до такой степени, что открылись специализированные интернет — магазины, торгующие этим чудом. Если у вас сохранился дома проигрыватель пластинок – можете слушать любимых исполнителей на нем. А можете купить проигрыватель виниловых пластинок в тех же магазинах (гораздо более современную и качественную звуковоспроизводящую аппаратуру, чем была в 70-80 годы).

abrgen.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *