Персидские ковры фото – ковры из Персии и Ирана ручной работы, шелковые иранские изделия с цветами, современные овальные модели в интерьере

Содержание

Иранские ковры ручной работы: фото, цены, история

На территории современного Ирана на протяжении пяти тысячелетий существовали персидские государства с разными названиями, которые часто обобщённо называют Персией. Многие помнят детские сказки, где участвуют персидские падишахи, их великолепные дворцы и благоухающие сады, плывущих по пустыне верблюжьих караванах с дорогими товарами, среди которых обязательно были и знаменитые персидские ковры. Что касается современного Ирана, то он продолжает выпуск этих удивительно красивых ковров, которые по традиции называют персидскими. Это в целом и будет ответом на вопрос, где делают настоящий персидский ковёр – в Иране.

Содержание статьи

  • История персидского ковра
  • Классификация персидских ковров
    • Тебриз
    • Исфахан
    • Кум
    • Наин
    • Габе
  • Материал для персидских ковров
    • Уникальная шерсть
    • Окрашивание шерсти
  • Отличия ковров ручной и машинной выделки
  • Технология изготовления ковров
  • Стоимость качественного персидского ковра

История персидского ковра

На Востоке ещё с древности ковёр относили к атрибутам, свойственным раю. Поэтому ни один уважаемый дом не мыслился без ковра, мало того, мерилом состоятельности человека считалось количество ковров, которыми он украшал свой дом. Лишь позора и неодобрения соседей достойна была семья, которая не могла в собственном доме постелить хотя бы один ковёр на пол. Поэтому история персидских ковров очень древняя и поучительная.

Искусство ковроткачества издревле было важной семейной ценностью, бережно передаваемой от старших поколений к младшим. Старинные персидские ковры делались прямо дома и предназначались для домашнего использования или же в качестве подарка. Но с III века нашей эры в Персии появились мастерские, в которых мастера стали ткать ковры на продажу. Фактически изучение истории персидского ковра будет изучением пути развития великой древней цивилизации персов.

Ряд историков предполагает, что ковры были изобретены кочевниками, мигрирующими по Центральной Азии. Для кочевника ковёр служил незаменимым предметом быта, ведь он защищал его от сырости и холода, им можно было завесить вход в шатёр, бросить на пол. Постепенно линии и узоры изделий становились более интересными, замысловатыми и изысканными, а ковёр из обычного предмета обихода превратился в предмет роскоши, обладателями которой стремились стать прежде всего верхние слои тогдашнего общества Персии, которых не слишком волновала стоимость персидского ковра.

Самым старым коврам, которым удалось сохраниться до наших дней, по мнению учёных, где-то 2400-2500 лет. Самый старый антикварный персидский ковёр, датированный V в. до н. э., нашла в 1949 году археологическая экспедиция под руководством С. Руденко во время раскопок на Алтае кургана скифского царя. Причём

Пазырыкский ковёр (так его назвали) великолепно сохранился благодаря… грабителям. Они ещё в древние времена разграбили курган, взяв оттуда всё ценное и бросив лишь громоздкий и тяжёлый ковёр. Закапывать могильник у них и в мыслях не было, поэтому туда начала поступать вода, которой ковёр пропитался и замёрз в вечной мерзлоте, поэтому и не сгнил с веками. Только благодаря этому этот уникальный артефакт украшает своими яркими красками коллекцию петербургского Эрмитажа.

Позднее в Персию пришёл ислам, согласно которому, любые живые творения Аллаха запрещено было изображать. Тогда с ковров исчезли лошади, верблюды и птицы, а ковры, в соответствии с Кораном, покрылись абстракциями и орнаментами. Для посвящённых людей персидский ковёр стал подобием книги, в котором украшающий узор рассказывает о строении мироздания.

В 1038-1194 годах Персией правили турки, имевшие собственную культуру выделки ковров, поэтому этот период стал временем активного обмена приёмами и навыками ковроделия.

После турок Персией до середины XV века владели монгольские племена. Сделанные в этот период ковры утратили истинно персидскую пышность, а их украшение сводилось к простейшим, чаще всего геометрическим орнаментам.

Во времена правления династии Сефевидов (XV век) столица Персии перебралась в Исфахан. В ней и в ряде других городов появились государственные мастерские, в которых лучшие мастера ковроткачества создавали настоящие произведения искусства. Был снят религиозный запрет на изображение птиц и животных, а производство ковров стало существенным источником дохода для государственной казны. Ковры из Персии очень быстро стали популярны в Европе, которая посылала за ними на восток большие торговые экспедиции. В тот период в лучшем своём исполнении персидский ковёр цветы и витиеватую систему стеблей поменял на сложный звёздный медальон, расположенный на ярко-синем фоне.

В период войн с Турцией, Афганистаном и Российской империей высокое искусство персидского ковроткачества было фактически утрачено, и лишь кочевники в отдалённых деревушках сохраняли традиционные навыки изготовления этих изделий. Лишь в XIX веке наступил повторный расцвет персидского ковроткачества, и вновь экспорт их стал значительной статьёй бюджета страны.

Классификация персидских ковров

На сегодняшний день Иран, где делают персидские ковры, является крупнейшим их производителем, выпуская их больше, чем все прочие центры ковроткачества в совокупности. В каждом городе, будь то Тебриз, Наин, Исфахан, Кум или Габе есть свои особенные секреты выделки ковров, поэтому ковры Иран сейчас производит самые разные.

Специалисту достаточно взглянуть на ковёр, чтобы точно определить, виды персидских ковров, то есть в каком уголке Ирана он произведён. Важными оказываются любые детали: используемые цвета фона и орнаменты, материал основы и качество шерсти, тип узла и плотность изделия.

Тебриз

Если давать самое короткое описание персидского ковра, то это ковёр с невообразимыми, но имеющими глубокий смысл орнаментами. В Тебризе чаще всего используют под них синий, красный или кремовый фон. Для тебризской школы характерны ворсовые ковры с сюжетной тематикой, которые отличаются самыми сложными образами и мотивами. Часто источниками вдохновения для сюжетов выступают стихи величайших восточных поэтов, также часто там появляются изображения грозного льва или соколиной охоты.

Шерстяные ковры Тебриз из Ирана легко узнаются по особенностям орнамента – четырём медальонам по углам и одному большому в центре. Центральный медальон обозначает луну, а ромбический узор, имеющий по краям зазубренные листочки, обозначает рыбью чешую, сверкающую в момент, когда рыба всплывает ближе к поверхности воды, чтобы насладиться лунным отражением.

Также в Тебризе делают настоящие картины, изображая на коврах батальные сцены, фрагменты знаменитых мечетей и дворцов. Часто идею для изображения мастера находят на обложках расписанных вручную древних книг. Подобные персидские дизайнерские ковры великолепно выглядят в очень просторных помещениях с роскошным интерьером.

Исфахан

Эти ковры известны больше всего в Европе. Исфахан в VI веке стал столицей Персии, поэтому здесь была открыта работавшая на царя ковровая мастерская, где были собраны для работы лучшие ткачи и художники со всей Персии. В исфаханских коврах используется яркий красный или синий фон, причём чем сложнее и мельче элементы узора ковра, тем изделие становится дороже.

Ворс с исфаханских ковров обрезается коротко, оставляется лишь несколько миллиметров, благодаря чему более чёткими становятся контуры рисунка.

В центре исфаханского ковра находится затейливый сложный медальон, а основное поле и бордюр покрывает плотный растительный рисунок. Здесь придумано очень много точно подогнанных, сильно запутанных персидских узоров в коврах, часто изображаются цветы и птицы. Бордюр контрастно отделён от центральной части. Возможна разная интерпретация рисунка: центральный медальон может означать священный цветок лотоса или всевидящий глаз бога.

Частенько современные ковры из Исфахана являются репликами известных ковров, сделанных в XV-XVII веках – эпоху Сафавидов, которая считается золотым веком для ковроткачества в Персии.

Кум

В бывшей Персии, которая ныне называется Иран, городе Кум ковры производят выдающейся красоты и качества. Но они и стоят дороже, чем иные иранские ковры, за исключением изделий из Тебриза и Исфахана. В коврах из Кума используется необычное сочетание цветов: бежево-коричневые, цвета слоновой кости, даже крайне редкие для персидских ковров светло-зелёные с бирюзовым оттенком.

В Куме используется низкий шелковистый ворс. Лучший шёлковый ковёр Иран поставляет кумской работы, который делается целиком из шёлка – и основа, и ворс, и кромка. Ковры получаются очень пластичными и тонкими, словно платки. В остальных регионах Ирана ковры ткутся либо из шерсти, либо из смешанных волокон.

Но чисто шёлковые ковры на самом деле являются большой редкостью, при этом они в несколько раз дороже шерстяных. Чаще шёлк только добавляют к шерсти для придания блеска изделию. Иногда шёлковой нитью выделываются лишь некоторые элементы коврового узора.

Больших ковров в Куме почти не делают, но если уж берутся за них, то работают над ними скрупулёзно, тратя на работу несколько лет.

У Кума нет своих специфических орнаментов, вместо стремления следовать традициям, местные мастера всегда стремятся проявить фантазию. Зато они оставляют свои своеобразные «автографы» на изделии. Чаще всего на кумских коврах видно разделение поля на квадраты, заполненные растительными орнаментами.

Наин

Поле на коврах из Наина довольно светлое, на котором много светло-зелёного, салатового и синего цветов.

В качестве рисунка обычно фигурируют мелкие переплетающиеся ветки с цветочками.

Из чего делают персидские ковры в Наине? На этот раз из тонкого хлопка. В них хорошо отличим классический персидский стиль, а характерное сочетание цвета слоновой кости с оттенками голубого стало отличительным признаком изделий местных мастеров.

Габе

Стоит отдельно выделить деревенские ковры, изготовляемые в провинции Габе. Их называют «килим» и они очень популярны в Европе, а причина этой популярности кроется в том, что это двусторонний персидский ковёр ручной работы.

Рисунок на нём виден с двух сторон, но цена при этом раза в два меньше, чем у других персидских ковров в среднем.

Эти большие изделия делаются из неравномерно прокрашенной шерсти, поэтому снабжаются лишь незамысловатым крупным рисунком. По внешнему виду они не могут сравниться с прочими «персами», обладающими богатой гаммой цветов и чётко прорисованным орнаментом. Несмотря на это, в какой-то момент они приобрели дикую популярность, и с тех пор стали украшать даже состоятельные дома.

Материал для персидских ковров

Уникальная шерсть

Создатели персидских ковров по большей части работают с овечьей шерстью, которая сама по себе не может обеспечить широкую цветовую палитру. Масти овец позволяют получать с них белую, серую, жёлтую, желтовато-коричневую и коричневую шерсть. На разных участках тела овцы растёт шерсть разного качества. С одной только овцы можно состричь до 10 разновидностей шерсти, поэтому их разборкой после стрижки старательно занимаются специалисты.

Иногда ковры для уюта Иран поставляет сделанными из тканых лоскутков – они выглядят довольно оригинально и достаточно красочно.

Чтобы разобраться с качеством шерсти, специалисты рекомендуют поступить так: поскрести поверхность ковра пальцами руки и посмотреть на них – если на пальцах остались отдельные волокна шерсти, то она имеет среднее качество, но если рука станет «волосатой», то такой ковёр покупать вовсе не стоит.

Окрашивание шерсти

Для окрашивания шерсти используются в основном натуральные красители, добываемые из овощей, трав и различных пород деревьев. Кроме того, красить можно оболочками грецких орехов, корнями марены, стеблями спаржи, листьями винограда, прокисшим молоком и гранатовой кожурой.

Традиционно мастера ковроткачества сами готовили натуральные красители, получая из кошенильского жука красный цвет, из коры дуба или листьев индигоноски синий, из шафрана и виноградных листьев жёлтый, из сафлора или крушины зелёный, а из кожуры граната чёрный.

В процессе окраски применяются также лимонная кислота или каустическая сода, необходимые для химического закрепления красителя на волокнах шерсти, чтобы он быстро не вытирался и не вымывался.

Качественная шерсть – блестящая, гладкая, мягкая на ощупь. Мягкая качественная шерсть лучше пропитывается красителями, нежели более грубая, поэтому уже здесь закладывается яркость рисунка и стойкость цвета изделия. Элитные персидские ковры, изготовленные из шёлка, сильно блестят и переливаются на свету.

Сотканные примерно до 1900 года персидские ковры всегда красились только растительными красками, но позднее шерсть начали красить «швейцарским красителем» и соединениями хрома. Если природные красители со временем линяют и приобретают немного зеленоватый оттенок, то синтетические от времени не изменяются.

Отличия ковров ручной и машинной выделки

К сожалению, Иран сейчас продаёт не только изделия, сделанные вручную, но всё чаще стали встречаться изделия, полученные промышленным способом. Для удовлетворения растущего спроса в мире всё в большем объёме стали выпускаться иранские шерстяные ковры машинной работы, при производстве которых используются синтетические материалы и красители, машинная набивка, и искусственное состаривание. Такой ковёр размером 2х3 метра стоит всего 250-300 долларов, но назвать его персидским нельзя, хотя его и сделали в Иране.

Даже при одинаковом качестве сырья ковры ручной работы будут стоить на порядок дороже, чем машинные иранские ковры. Главным образом это объясняется невероятной трудоёмкостью ручного процесса. Кроме того, связанные вручную узелки всегда немного отличаются, имеют уникальную форму, к тому же есть несколько видов узелков, применяемых при выделке ковров. Поэтому просто не может быть двух идентичных ковров ручной выделки, даже если они сделаны по одному эскизу. Неправильная, немного неровная форма узелков придаёт сделанным вручную коврам особое очарование. Зато машина делает идеальные ковры без изъянов, но все они получаются абсолютно одинаковыми.

Но важнее то, что машина неспособна фиксировать ворс ковра с помощью узелков, она просто протыкает петлю ворса между утком и основой, поэтому изделия ручной выделки получаются намного более прочными и долговечными.

Работа ткача за тысячелетия не изменилась – ему на протяжении лет приходится завязывать и завязывать бесконечные узелки. Опытные мастера или мастерицы способны завязать до 10 000 — 12 000 узлов за день. Кажется много, но следует иметь в виду, что лучшие шёлковые персидские ковры на квадратном метре имеют минимум миллион узелков. Поэтому и получается, что подобный ковёр размером 2х3 метра пара ткачей будет ткать целый год.

Мастера, ткущие ковёр, работают только в тени при солнечном освещении, иначе они могут перепутать нити и взять чуточку другой оттенок. Говорят, что сделав один ковёр, человек расстаётся с половиной диоптрии глаза.

Чтобы удостовериться, что это настоящий персидский ковёр Ирана ручной выделки, нужно перевернуть его и посмотреть на его тыльную сторону. С изнанки петли будут хорошо видны, изделие будет гибким, без заломов, а кончики нитей будут не пришиты машинной строчкой, а вплетены в полотно.

С изнанки ковра ручной работы цвета и рисунок будут чистыми, в то время как в машинном ковре рисунок будет размытым.

Технология изготовления ковров

  1. Вначале художник рисует на бумаге эскиз размером в четверть изделия, а потом завершает рисунок симметричным наложением.
  2. После этого эскиз раскрашивается и переносится на миллиметровку.
  1. Данная схема передаётся мастеру, который по ней и делает ковёр.
  2. На деревянную раму натягивается основа и начинается длительный процесс вплетания в неё ворса.
  1. Каждую нить нужно зафиксировать специальным узелком, на каждый из которых мастер тратит порядка 2 секунд.

Намёки на рисунок начинают проявляться лишь спустя примерно месяц после начала столь кропотливой работы. На скорость плетения влияют качество материала, сложность узора и тонкость работы мастера.

Количество узелков на квадратный метр определяет качество ковра: очевидно, что чем их больше, тем прочнее и плотнее будет ковёр, чётче его рисунок, соответственно вырастает и стоимость персидского ковра.

Но слишком плотный ковёр также имеет свои слабости – если его излишне плотно свернуть, то на сгибах он может потрескаться.

Плотность качественных персидских ковров составляет 1,5-2 миллиона узелков/ кв. м. Желательно, чтобы узелки располагались упорядоченно и были ровными. Гораздо проще завязать тоненький узелок могут тонкие детские пальчики, поэтому в роли ткачей традиционно используются подростки-девочки. Ковёр ручной работы отнимает у мастера время от нескольких месяцев до трёх лет.

  1. Сплетя очередные 7-10 сантиметров ковра, мастерица аккуратно подстригает ворс, оставляя 20-25 мм его длины. Лишь после этого из хаотичного переплетения разноцветных ниток проявится сделанный узор.
  1. Когда ковёр будет окончательно готов, мастер обрабатывает его специальным инструментом и делает бахрому.
  1. На завершающем этапе изготовления ковры подвергаются мойке, которая, кроме прочего, позволяет убедиться в качестве работы.

В прежние времена новый ковёр стелили в песок поперёк дороги, по которой шёл караван верблюдов. Затем хорошо истоптанные ковры долго мыли в проточной воде, после чего сушили под палящими лучами солнца. От всех этих тяжких испытаний ковёр становился только лучше: ворс делился на более тонкие волокна, благодаря чему ковёр становился более гибким, мягким и пушистым. А за механическую стойкость ковра, как и стойкость красителей старинные мастера не волновались, ибо те были надёжны. Но если качество ковра было недостаточным, то на нём подобные суровые испытания сразу выявлялись в виде дефектов самого ковроткачества либо качества использовавшихся красителей.

Сейчас процесс несколько упростился, но до сих пор новые ковры обязательно моют и сушат, после чего они становятся более пластичными, а их слишком яркие цвета слегка приглушаются.

  1. Вместо средневековых верблюдов и пешеходов сегодня используют вибростенд, на котором ковёр механическим способом треплется. При подобной современной обработке изделие становится мягким и пластичным всего за час.

В прежние времена им приходилось валяться на дороге по 3 месяца.

Видео об изготовлении и разнообразии персидских (иранских) ковров:

Стоимость качественного персидского ковра

Совершенно очевидно, что ковры, сделанные вручную, ценятся намного выше машинных. Их даже можно использовать в качестве вложения капитала, поскольку цены на них стабильно растут. Тех, кого интересует, сколько стоит персидский ковёр, мы вряд ли порадуем – цена шёлкового ковра 2х3 метра в Москве составляет 60 000 долларов. Цены на круглые иранские ковры за последние годы выросли в два раза и их рост продолжается. После шёлковых самыми ценными считаются шерстяные ковры. На стоимость изделия оказывает влияние сложность узора: чем он сложнее, тем ковёр дороже.

Что касается цен на эксклюзивных «персов» ручной выделки, то они измеряются числами с семью нулями. Например, шелковый «килим» расшитый золотыми нитями, ушёл с аукциона «Кристи» за 1 400 000 долларов, а за прекрасно сохранившийся «табриз» XIX века легко отдали 2,5 миллиона.

В год персидских ковров продаётся на несколько сотен миллионов долларов. Этот сегмент рынка не столь уж велик, поскольку является элитарным, а покупатели живут, в основном в США и Европе. Но, несмотря даже на существенные цены и ограниченный спрос, производители не могут за ним поспеть.

В последние годы Иран претерпевает бурное экономическое развитие: здесь появилось собственное самолёто- и автомобилестроение, энергетика, нефтехимическая промышленность, строительство жилья и дорог. На всё это требуются рабочие руки, а платят в этих отраслях намного больше, чем изготовителям ковров. В связи с этим молодёжь начала покидать исторические центры ковроткачества, ища лучших перспектив. Поэтому вместе со стариками постепенно отмирают и ручные традиции ковроткачества, а на рынок поступает всё меньше ковров, сделанных вручную.

Поэтому в последние годы цены на ковры известных иранских мастеров подскочили многократно, но даже на этом фоне заказать подобный ковёр становится всё сложнее.

А Вам нравятся персидские ковры? Что из их истории и способа изготовления поразило Вас больше всего? Расскажите об этом в комментариях.

krutopol.com

Восток. Персидские ковры ручной работы – Ярмарка Мастеров

Позволю себе продолжить историю о коврах. Теперь – о персидских. Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно таков, по оценкам ученых, возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае, в одной из усыпальниц Пазырыкских курганов. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.

К первым шедеврам персидских мастеров относится и «Весенний ковер» царя Хосрова I. Он был сплетен в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Это самый дорогой ковер в истории, символ власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. По преданию, длина ковра составляла 122 метра, ширина – 30 метров, вес – несколько тонн. Но главное достоинство – узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода – прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Сегодня Иран производит больше ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе — в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные, самобытные ковры. Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер.

Тебриз

Традиционные сюжеты для персидских ковров — это, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета. Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва.

Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту — медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям — чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны. Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м.

Исфахан

Исфаханские ковры наиболее известны в Европе. В VI веке город Исфахан стал новой столицей Персии. Здесь основали царскую ковровую мастерскую, где работали лучшие художники и ткачихи со всей страны. Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора — чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.

Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные, очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные птицы и цветы. Центральная область ясно отделена от бордюра. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) — золотого века персидского ковроткачества.

Кум

Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы. Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума — шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры.

Только в этой местности ткут шелковые ковры, в остальных — шерстяные или смешанные. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города — здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто «подписаны» мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на квадраты с растительным орнаментом внутри.

Наин

На коврах из Наина очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток.

Основа ковров из Наина — тонкий хлопок. Это образец ковров классического персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей «торговой маркой» здешних мастеров.

Источники: статьи и фото — интернет-магазины по продаже ковров

www.livemaster.ru

Персидские ковры.: gel_mint — LiveJournal

Про персидские ковры я много писал, настало, наконец, время разглядеть их поближе, в месте их, так сказать, происхождения.
Очень часто я вижу персидские (иранские) ковры в наших магазинах.
Но они, что висят в наших магазинах, сделаны из натурального продукта и, судя по цене, не иначе как сплетены вручную из лепестков роз обнажёнными девственницами-наложницами при шахском гареме: 300 тыр за шерстяной ковёр 2 на 3 метра.

Вот эти три снимка мои. Все три сняты на расчёску.
Первый показывает стоимость обычного ковра обычного размера, 2 на 3 метра:

Второй — судя по размерам, коврик в прихожую:

А это как сюда попало? Непонятно, я же про Иран пишу.
Ну пусть будет, что зря пропадать хорошей фотке.

А ковры обычные, синтетические, которые и лежат в каждом иранском доме, у нас если и продаются, то только египетские.
Да и то, в связи с их революцией, может, и египетских скоро не будет.
Хотя цена их у нас уже сравнима с тамошними.

Ну дак вот.
Далее пойдут фотографии не мои.
Эти фотографии сделаны в одной из экскурсионных поездок в Исфахан, в которой было организовано посещение музея ковров.
Те, что содержат наших людей, я постарался не показывать — мало ли, может, люди не стремятся к популярности.
Если не было возможности удалить фотку, я безжалостно отрезал головы у людей.

Музейный экспонат:

Здесь могла быть ваша реклама.
Кстати, видно отлив, специфичный шёлковым коврам.

Интерьер музея.

В музее была проведена лекция о технологии и видах ковров.
Что там говорилось, я не знаю, меня там не сидело.

Вот, отрезал невинному человеку голову.
Она в это время держала образец шёлкового ковра.

Вот ещё полчеловека. Тут намного лучше видно отлив шёлкового ковра.

Вот ещё отрезанная голова. Тот же ковёр, что на предпредыдущей фотке.
Тут стопудово видно во-первых, отлив шёлкового ковра, во-вторых, его назначение.
Назначение его уж никак не лежать на полу, попираемому ногами. А исключительно ему работать (если не висеть в рамке на стене) покрывалом.

Судя по всему, это не только музей, но и выставка-продажа.

Демонстрация технологии плетения. Странно, никаких девственниц…
Заодно можно увидеть, что на стенах висят коврики в рамках, как картины.
Оказывается, многие именно так и поступают, купив шёлковый коврик небольшого размера: забивают его в раму и вешают на стену.
А я хотел такой (ну чуть меньше) под мышь использовать…

А эту женщину обезглавил не я. Тоже шёлковый ковёр.

А это уже не столько ковры, сколько гобелены:

Они все в рамках.

И авторы их чуть ли не подряд носят армянские фамилии.

А вот исконно персидский (не армянский) стиль рисунка:

А вот обычный ковёр 2,5 на 3,5 метра, синтетический (с шёлковыми вставками), купленный нашими людьми за 300 долларов в Бушере.

И ещё один:

gel-mint.livejournal.com

Иранские ковры. – Варламов.ру – ЖЖ

Сегодня поговорим про иранские ковры. Помимо нефти, у Ирана есть 3 главных экспортных продукта, это орехи, икра и ковры. Иран был и остаётся мировым лидером по производству ковров. Такие центры ковроткачества, как Наин, Исфахан, Тебриз, Габе, Кум изготавливают традиционные, но особенные по стилю иранские ковры. Но ковер это не только экспортный товар, в иранских домах мало мебели, поэтому ковёр – главное украшение и показатель достатка в доме. Под катом рассказ про ковры, ковровую мафию и цены.

1. Иранские ковры почти всегда продаются под маркой «персидских». Хотя, Персии давно нет, все знают, что самые мягкие кошки это «Персидские», самые сочные фрукты это «Персики», а самые лучше ковры «Персидские».

2. Это ковровая мафия, самая влиятельная мафия в Иране. В Иране из-за разногласий с США нигде не принимают к оплате пластиковые карты. НИГДЕ, вы не сможете заплатить вашей банковской картой, НИГДЕ не сможете снять наличные, об этом написано во всех путеводителях жирным шрифтом. Есть только одно место, где можно получить с американской карты наличные — это ковровая лавка. Ковровый барон, под большой процент проведет с вашей карты транзакцию через банк в ОАЭ, он же с удовольствием примет карту к оплате дорогого ковра.

3. Ковровый барон давно не имеет к производству ковров никакого отношения. Он размещает заказы у бедных иранских крестьян, которые высоко в горах годами ткут ковры, им он платит от 500 до 1000 долларов за коверогод (то есть если ковер делает пол года, то платит в 2 раза меньше), а потом продает их в 5 раз дороже туристам.

4. Если вы зашли в ковровую лавку в Исфахане, который путеводители описывают, как один из центров ковроткачества, не удивляйтесь не обнаружить там ковров местного производства. Хотя, ушлый продавец легко продаст вам китайский ковер, как местный.

5. Так выглядит типичная ковровая лавка, куда заманивают туристов. Если вы все же решили купить ковер, лучше приходить в лавку самому, как и везде, заманилы или «гид», который привел вас в магазин, получают процент от вашей сделки, который, естественно, платите вы.

6. Стоимость ковра начинается от 20 долларов на китайскую синтетику до десятков тысяч долларов за отличный иранский шелковый ковер. Шерстяные ковры местного производства стоят от 100 долларов. Хороший шерстяной ковер можно купить за 300-400, а шелковый за 3000-5000. Самая лучшая шерсть для ковров срезается с шеи и живота овцы. Считается, что эта шерсть отличается лучшим качеством и блеском.

7. Вот попробуй тут отличи китайский ковер от иранского. Если вы решили купить дорогой ковер, то лучше перед поездкой походить по магазинам и ознакомиться с ассортиментом наших магазинов. Во-первых вы научитесь немного разбираться в коврах, во-вторых, сможете определиться что вам больше нравится и не тратить в Иране много времени на поиски.

8. Ковровые лавки работают каждый день, даже когда весь остальной рынок закрыт.

9. Дешевые ковры даже не убирают на ночь, здесь не воруют.

10. Также ковры бывают ручной или машинной работы. Китайские ковры в основном машинной вязки, красная цена им 200 долларов, конечно, нет смысла везти такой ковер из Ирана. Владельцы лавок ремонтируют свой товар прямо в магазине. С недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты, остерегайтесь подделок! Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

11. Немного заштопаем и будет как новый! В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов.

12. В ковровых лавках зачастую царит безвкусица. Если раньше персидские мастера славились потрясающими орнаментами, тонкой работой, то сейчас 99 процентов это штамповка одинаковых сюжетов по трафарету. Дальше я покажу несколько ковров из музея, чтобы можно было понять, насколько все плохо. Апогеем безвкусицы являются ковровые картины. Такая картина отлично украсит цыганский дом, гостиную Кадышевой или кабинет московского чиновника, остальным надо держаться от них подальше.

13. На фото 3 шелковых ковра. Самый дешевый темный — 2500 долларов, дальше 3500 и самый дорогой желтый 4000. Отличаются они плотностью и качеством работы. На глаз определить очень сложно, чем пользуются нерадивые продавцы. Поэтому лучше всегда сравнивать ковры с аналогичными.

14. А это дешевый китайский ковер, такие покупают местные жители, и дешево и богато! И последнее, ковровая мафия сама назойливая, если вы проявите малейший интерес в коврам, то от вас уже не отстанут. Шидов и добровольных помощников посылайте сразу.

15. Перейдем к музею. В ширазе, на месте бывших бань, около рынка, есть неплохой музей ковров.

16. Ковроткачество — долгий, сложный и трудоемкий процесс. Шерсть окрашивают естественными красителями (в каждой провинции существуют свои методы окрашивания). После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др., необходимыми для того чтобы закрепить краску и предотвратить ее от вымывания и стирания.

17.

18. Какой чудный ковер, на рынке такой не найти.

19. Или вот! Прекрасная работа.

20.

21. Сразу видно, что раньше не было компьютеров и мастер рисовал зверя, как видел. А теперь максимум, что вам предложат это перевод компьютерного трафарета или инкубаторские аляповатые узоры.

22.

23. Как ткут ковры на самом деле, никто не знает, но туристам показывают эту машину. Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладиной натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу (качество ковра зависит, кроме прочего, и от плотности расположения и толщины нитей). На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка (чаще всего хлопчатобумажная) для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка.

Конечно, в Иране можно найти замечательные ковры, главное уметь искать.

Ссылки по теме:
Все записи про Иран
Ткани на иранском базаре
Посуда
Шерстяные нитки
Хлеб
Орехи
Специи
Чай
Фрукты и овощи
Кашанский базар
Большой базар в Тегеране
Базары в выходной день.

Каталог всех моих записей.

varlamov.ru

Персидский ковер: высокое качество | WESTWING

Персидский ковер, история которого насчитывает более 2500 лет, зародился в Персии, но за многие века успел покорить весь мир. Мастера ковроткачества на Востоке всегда отличались умением создавать настоящие шедевры. Их искусство переходило через поколения и тщательно оберегалось от представителей иных культур.

Такие ковры вносили в восточные дома ощущение особого уюта и при этом являлись символом настоящего богатства. Свою актуальность они не утратили даже в современных домах, где до сих пор остаются королями тех стилей интерьера, в которых основной акцент делается на исключительной роскоши.

Персидский ковер: история популярности

Если первые ковры создавались восточными мастерами исключительно с практичной целью, лишь бы внести минимальное ощущение тепла и уюта в юрты кочевников, то со временем на первое место вышла эстетическая привлекательность. Особое внимание стали уделять традиционным узорам и орнаментам, украшающим такие ковры и придающим им особую ценность. Рисунки постепенно приобретают особую изящность, узоры становятся все более замысловатыми, а любой орнамент не просто радует своей красотой, но и несет в себе сакральный смысл.

Так постепенно персидские ковры превратились в предмет особой роскоши, который стал неизменной составляющей в дизайне покоев царских особ. Особого расцвета искусство ковроткачества иранских мастеров достигло к XVI веку, а работы тех времен сейчас представлены в различных музеях мира. В этот же период появились и знаменитые шелковые персидские ковры, орнаменты которых создавались при помощи золотых и серебряных нитей.

Древняя Персия ушла в небытие, уступив место новым государствам. Но традиции ковроткачества до сих пор хранятся жителями Ирана, а их изделия пользуются все той же огромной популярностью во всем мире.

Секреты мастерства

Ручная работа мастера ковроделия всегда ценилась высоко, в процессе которой создавались чудесные полотна. Для их изготовления мастера использовали волокна и красители только натурального происхождения. От плотности плетения и точности рисунка зависела стоимость изделия. Также важным показателем было количество узелков, кропотливо созданных мастером. Чем больше их было, тем уникальнее считался ковер.

Простейший ткацкий станок персидских ремесленников представлял собой примитивную конструкцию из двух палок для размещения на земле. Мобильное приспособление было удобно для кочевого уклада жизни иранцев и легко переносилось с одного места на другое. И теперь традиционный станок является орудием труда во многих иранских семьях потомственных ковроделов.

На изготовление одного ковра на самодельной конструкции уходит от четырех до трех с половиной лет в зависимости от сложности рисунка и величины полотна. Изготовленный вручную по традиционной методике, он и по истечении полувека выглядит роскошно и респектабельно. Долговечность полотну обеспечивают натуральные волокна, шерсть или шелк, и красители природного происхождения.

Виды персидских ковров

В каждом городе современного Ирана существуют свои особые традиции и секреты ковроткачества. Именно поэтому различают и множество видов этого роскошного элемента интерьера в зависимости от места изготовления. Особые отличия могут заключаться даже в незначительных мелочах, начиная от выбора определённого цвета и узора и завершая особенностью вязания узлов. Истинные центры персидского ковроткачества сосредоточены в нескольких городах Ирана, и именно они определяют наиболее популярные виды таких ковров.

Тембриз

Здесь создают красивые ворсовые ковры, которые отличаются сложными узорами с наличием тематического сюжета. Одна из основных их тем – изображение различных сцен из традиционной для стран Востока соколиной охоты. Характерной чертой таких персидских ковров является специфический орнамент с медальонами по углам и в центре. Наиболее популярные цвета – красный, кремовый и синий. Особо дорогими разновидностями считаются изделия с изображением грандиозных битв, изумительных восточных дворцов и мечетей. Такие ковры – идеальное украшение роскошных интерьеров просторных комнат.

Исфахан

Созданные здесь персидские ковры – самые популярные в европейских странах. Будучи в средние века столицей Персии, Исфахан стал грандиозным центром искусств. Это не могло не отразиться и на традициях ковроткачества. Для ковров этого типа характерны очень мелкие узоры и особая четкость рисунка. Чем мельче узор, тем дороже изделие. Используемые цвета как правило- синий и красный. Исфаханские ковры по краям украшены плотным растительным орнаментом.

Кум

Еще один известный центр восточного ковроткачества, где создается наиболее популярный вид ковров, отличающихся особой красотой и высоким качеством. Характерная их черта – необычные цветовые сочетания. Именно в Куме создают роскошные шелковые персидские ковры – невероятно тонкие и изящные. В качестве рисунка используется разделение на отдельные квадраты с изображением внутри растительных узоров. Поскольку создание таких ковров требуют особо тщательной работы, то здесь редко создают большие изделия.

Габе

Здесь создают типичные деревенские ковры с крупным двусторонним рисунком, отличающимся особой простотой. Из всех видов они наиболее дешёвые, но специфический деревенский колорит подарил им особую популярность в мире.

Оригинальное изделие – правила выбора

Персидский ковер – элемент колоритной восточной культуры, который прошел через века и не утратил своей актуальности в современных интерьерах. Он может стать удачным дополнением дизайна в арабском стиле – роскошным и практичным. Вот, только чтобы купить оригинальное ценное изделие, а не банальную подделку по высокой цене, стоит учесть основные рекомендации по выбору шедевра персидского ковроткачества.

Украшение интерьера

Искусно подобранный по стилю и цвету персидский ковер украсит любую комнату, создаст в ней уют и наполнит пространство домашним теплом. Он способен оживить интерьер сочными красками и гармонично подчеркнуть цветовое решение в дизайне практически любого интерьера:

  • Для гостиной в стиле кантри выбирают шерстяной ковер с этническим орнаментом или растительным узором. Он может быть прямоугольным, овальным или квадратным напольным покрытием, на котором размещают стол. Небольшой по размерам ковер изысканно смотрится на полу в центре комнаты, если его очертание повторяет форму столешницы.
  • Для интерьера комнаты в стилеПрованс ковровое изделие служит завершающим штрихом. Оно находится в абсолютной гармонии с текстильным декором помещения, шторами, обивкой мягкой мебели и чехлами декоративных подушек. В соответствии с художественным обликом гостиной напольное покрытие имеет имитацию состаренности и легкой потертости. Светло-фиолетовые, голубые и серые оттенки преобладают в изделии, идеально сочетаясь между собой.
  • Персидскому ковру, предназначенному для гостиной в классическом стиле, свойственны насыщенные сочные цвета и сложный орнамент, подчеркивающие изысканность интерьера и роскошь убранства. Он великолепно подчеркивает достоинство массивной мебели и служит идеальным покрытием для паркетного пола. Длина ворса может быть любой, но более удачным считается средний параметр.

Качество работы

В первую очередь стоит обратить внимание на персидские ковры ручной работы. Такие изделия отличаются повышенной износоустойчивостью и смогут прослужить Вашей семье далеко не одно поколение. Персидские ковры машинной работы в этом плане обладают сравнительно небольшим сроком эксплуатации – около 20-25 лет. Чтобы суметь отличить эти два типа ковров, стоит внимательно присмотреться к их изнаночной стороне. Кончики нитей на ней идеально вплетены в ковровое полотно, а не прострочены машинкой. Еще одно подтверждение высокого ручного качества такого изделия – возможность легкого сворачивания и изгиба ковра не ломающегося при выполнении таких процедур.

Особенности дизайна

Для качественного персидского ковра характерен утонченный орнамент и сложная техника плетения. Уникальный дизайн изделия легко определить по замысловатому рисунку, который изображает целые сцены восточного мировоззрения. Обычно используются исключительно чистые оттенки и изысканные краски. В расцветке таких восточных ковров нашло отражение множество природных особенностей: от заката солнца и бескрайних песков пустыни до призрачных оазисов и синевы небес над этими просторами. Настоящий мастер никогда не станет повторять одни и те же узоры. Каждое изделие – это новый взгляд на окружающий мир и природу, которая меняет краски и всякий раз завораживает своей красотой.

Качество шерсти

Настоящие мастера персидского ковроткачества используют для создания своих изделий исключительно высококачественную шерсть. Чтобы определить ее истинное качество, достаточно чуть поскрести ладонью по поверхности ковра. Если при этом несложном действии у Вас на руках останется совсем немного шерсти, то можно смело утверждать, что она – среднего качества, а если много – лучше поискать иной экземпляр. На вид ковер из качественной шерсти блестящий, а на ощупь – мягкий.

На Ближнем Востоке ковер считается отражением философского отношения к миру и моделью земного рая. Персидские ковры с изумительными узорами наилучшим образом олицетворяют это поверье. Позвольте и себе создать в своем доме маленькую частицу земного рая, приобретя такое изделие. Если же Вы считаете, что купить персидский ковер для гостиной или спальни – недоступная по финансам роскошь, то можете ограничиться небольшими декоративными ковриками ручной работы. Даже маленький персидский ковер внесет в Ваш дом особое очарование от сказочных дворцов иранских шахов.

Творить сказку своими руками способна каждая женщина! Любой из чудесных ковров может украсить Вашу комнату, став изысканным декором для гостиной, спальни или детской комнаты.

В коллекции Westwing собраны изделия из шелка, шерсти, а также комбинации природных волокон, выполненные вручную и на промышленном оборудовании. Каждое из них достойно Вашего выбора, поскольку их красота безгранична и совершена. Вы можете купить любой ковер из коллекции по низкой цене, если станете участником наших ежедневных распродаж. Благодаря членству в клубе скидки и акции будут вам доступны всегда.

www.westwing.ru

Персидский ковер — Блог Резы Саджади


Первое, что у большинства людей ассоциируется со словом «Персия» — это ковер. Персидский ковер.

Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории.  Иранские дети с  младенчества ползают по коврам и играют на них, взрослые не способны даже представить себе свой дом без ковров. Само искусство ковроткачества словно вплетено в души иранцев.

Если перейти к менее романтичным материям: с точки зрения экономики, 2 миллиона иранцев  зарабатывают себе на хлеб благодаря прямой или косвенной связи с производством и продажей ковров.

Иран по праву гордится долгой историей своего ковроткачества.  Старейший из известных нам ковров мира – Пазырыкский ковер — был соткан около 2 500 тысяч лет назад, в Ахеменидскую эпоху. Плотность ковра составляет 49 узелков  на кв. см., размер ковра: 200 х 183 см.

Ковер нашла в 1949 году  команда советских археологов, под руководством Сергея Руденко, в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


К числу других знаменитых ковров относится ковер «Бахарестан» (что означает «Весенний ковер»).  Сасанидский шах, Хосров Ануширван, заказал его для главного приемного зала  королевского дворца Сасанидов в Ктесифоне (нынешний Ирак, в те времена – часть Ирана).  Ковер составлял 140 м в длину и 27 м в ширину.

При плетении использовались шелковые, золотые, серебряные нити и редкие драгоценные камни.  Ковер изображал великолепный сад – «равный Райскому». Увы, в 637 г. н.э. арабы захватили Ктесифон – иранскую столицу. Во время разграбления города, арабы разрезали роскошный ковер на небольшие куски и разделили их, как добычу. Теперь о великолепии этого ковра нам известно лишь по рассказам.


Трейлер документального фильма «Пут» (The Poot) (2009) о персидских коврах ручной работы.
Режиссер: Эльхам Асади (Elham Asadi)
Еще одни известные иранские ковры: «Ардебильские ковры»,  один из которых выставлен в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а второй – в Музее искусства в Лос-Анджелесе. Их соткали во времена правления  сефевидского шаха Тахмаспа I, в середине XVI в., вероятнее всего, в Тебризе.

Эти ковры считаются одними из лучших образцов классической персидской школы ковроткачества. Поначалу ковры находились в мечети Ардебиля, в северо-западном Иране. Основа у них из шелка, ворс – шерстяной, и в общей сложности каждый ковер включает 26 миллионов узелков. Размеры ковра, сейчас находящегося в Лондоне, составляют 10,5 м х 5,3 м.
На ковры нанесена надпись: строки из газели персидского поэта-мистика Хафиза Ширази и подпись изготовителя.


Ниже мы представляем вам небольшое собрание ковров из разных уголков Ирана, ведь у ковроткачества каждой области есть свои, особые характеристики: используемые цвета,  рисунки, размеры, орнаменты и т.п.
Картинки кликабельны.

Ковер из Исфахана, узор «эслими» + медальон в центре + украшенные углы ковра, корк-шерсть, шерсть, дат. 1940 г., 321 х 211 см


Ковер из Мешхеда, хлопок (основа), шерсть (ворс), с подписью «Сабер», 701 х 502 см


Молитвенный коврик из Кермана, узор в виде дерева, дат. 1910 г., шерсть, 211 х 141 см


Бахтиярский ковер, узор «хешти» (мозаичный), Чахар-Махал, хлопок (основа), шерсть (ворс), начало ХХ в., 606 х 454 см


Старинный бахтиярский ковер, начало XIX в., 338 х 300 см


Ковер из Наина, узор «эслими» + медальон в центре + украшенные углы ковра, шерсть, дат. 1910 г., 224 х 141 см


Ковер из Исфахана, узор «Шах-Аббаси» + медальон в центре + украшенные углы ковра, шерсть, дат. 1910 г., 215 х 133 см


Ковер из Исфахана, узор «эслими» + медальон в центре, шерсть, дат. 1910 г., 478 х 337 см


Ковер из Кашана, узор «ваза», частично шелк, дат. 1910 г., 203 х 132 см


Ковер из Кашана, полностью покрыт узором «Шах-Аббаси», шерсть, дат. 1900 г., 201 х 133 см


Молитвенный коврик из Кашана, узор «Древо жизни», шерсть, дат. 1900 г., 204 х 132 см


Ковер из Кума, узор «эслими», с подписью «Гользар», 351 х 242 см


Ковер из Саруга, узор «банди-лузи», хлопок (основа), шерсть (ворс), ХХ в., 417 х 316 см


Ковер из Тафреша, медальон в центре + украшенные углы ковра, ХХ в., 193 х 137 см


Ковер из Фарахана, коллекция Абака (Панама), 189 х 129 см


Ковер из Малайера, медальон в центре, хлопок (основа), шерсть (ворс), дат. 1900 г., 606 х 356 см


Ковер из Сенне, геометрический узор, медальон в центре + украшенные углы ковра, шерсть, 198 х 135 см


Ковер из Саудж-Булага (ныне Мехабад), область Курдистан на западе Ирана, XIX в., при плетение использовано 15 красок, 213 х 124 см


Ковер из Тегерана, узор в виде дерева, шерсть, дат. 1930 г., 320 х 223 см


Ковер из Семнана, узор в виде зверей, шерсть, дат. 1894 г., 207 х 139 см


Ковер из Тебриза, тонкое плетение, на краях изображен поэт Фарид ад-Дин Аттар, дат. 1930 г., 550 х 415 см


Ковер из Тебриза, узор в виде зверей + медальон в центре + украшенные углы ковра, шерсть, дат. 1930 г., 320 х 210 см


Ковер из Тебриза, медальон в центре + украшенные углы ковра, конец XIX в., 447 х 362 см


Ковер из Мешкин-шахра, восточный Азербайджан, геометрический узор, 1950 г., 283 х 132 см


Ковер из Хериза, XIX в., 150 х 185 см


Ковер из Бахшайеша, XIX в., 363 х 524 см


Персидский ковер XVII в., известный как «Португальский ковер», центральный Иран, шерсть, хранится в Австрийском музее изящных искусств, 677 х 312 см


Ковер с узором в виде зверей, скорее всего, изготовлен или в Кашане, или в Казвине, или в Тебризе, начало XVII в., хранится в музее Милана, 227 х 507 см


sajjadi.livejournal.com

ковры из Персии и Ирана ручной работы, шелковые иранские изделия с цветами, современные овальные модели в интерьере

Во многих интерьерах ковер является главным декоративным украшением. Кроме привлекательного внешнего вида, эти изделия обладают функциональными качествами. Ковры защищают напольное покрытие от механических повреждений и всевозможных царапин. Нередко для украшения современных интерьеров используются дорогие и элитные ковры. К таким видам можно отнести персидские изделия, которые уже давно завоевали популярность по всему миру.

Содержание:

Особенности

Персия – древняя страна, о которой многие из нас слышали еще в детстве из сказок. Каждый из нас не раз сталкивался с таким понятием, как «персидский ковер». В настоящее время этим названием именуют изделия из Ирана. Именно эта страна входила в состав древней Персии.

Ковер является неотъемлемым атрибутом любого дома, и именно он указывает на благосостояние владельца жилища. Ранее семья, которая не могла позволить себе украсить пол подобным изделием, относилась к низшему сословию в глазах соседей. Настоящие персидские ковры неразрывно связаны с историей древней страны. Искусство по созданию этих полотен передавалось из поколения в поколение. Именно ковровое изделие считалось настоящей ценностью семьи. Эти дорогостоящие полотна из Персии стали известны миру в III веке н. э. В это время местное население начало производить ковры на продажу.

Стоит отметить, что средневековые персидские ковры считались важным атрибутом, который свидетельствовал о богатстве и знатности фамилии. Полотна, сделанные вручную, были доступны только представителям высшего общества.

Что же касается настоящего времени, то искусство ковроделия, к счастью, сохранилось. Некоторые иранские семьи до сих пор передают из поколения в поколение секреты древних мастеров.

Отличительная особенность персидских ковров заключается в их внешнем виде. Чаще всего в дизайне преобладают растительные и животные мотивы. Еще одной отличительной особенностью изделий является контрастность.

Виды

Современные иранские ковры могут отличаться между собой некоторыми качествами. Первый фактор – название. Оно выбирается в зависимости от местности, где производится изделие. Еще одно отличие заключается в материале, который используется для основы. Чаще всего для этих целей применяется качественная шерсть верблюда или овцы.

Стоит обратить внимание на рисунок ковра:

  • Одним из его видов является келедаст. Характерная особенность такого ковра заключается в наличии шестиугольника, который расположен в центральной части. Для создания изделий применяется плотная и мягкая шерсть.
  • Следующим вариантом изображения является сеней – эти полотна отличаются яркостью и контрастом. Для их создания применяется высококачественный материал. Эти ковры считаются самыми изысканными и элегантными.

Как уже было отмечено выше, внешний вид изделия может определять местностью, в которой оно было изготовлено.

  • Шерстяные полотна Тебриз обладают оригинальными и имеющими глубокий смысл орнаментами. Отличительная особенность этих полотен заключается в наличии красного или синего фона. В оформлении ворсовых ковров применяются сложные образы и мотивы.
  • Наиболее популярным в Европе является такой вид ковров, как Исфахан. В сравнении с предыдущим типом, в оформлении этих изделий преобладают мелкие и сложные элементы. Контуры рисунков прослеживаются довольно четко благодаря тому, что ворс обрезается очень коротко.
  • Особое внимание необходимо обратить на изделия Кум. Они значительно отличаются по дизайну от предыдущих вариантов, так как в оформлении можно увидеть необычные цветовые сочетания. Такие принты придают привлекательный внешний вид изделию. Отличительной особенностью этих ковров является использование шелкового ворса.
  • Для создания изделий Наин применяется тонкий хлопок, окрашенный в цвет слоновой кости и дополненный оттенками голубого.
  • Отдельным видом являются деревенские изделия Габе. Эти двусторонние персидские ковры, изготовленные вручную, пользуются огромной популярностью в Европе.

Формы

Персидские ковры, как и любые другие изделия, могут отличаться между собой по форме. Для больших гостиных и залов подойдут квадратные или прямоугольные модели. Украсить небольшую комнату помогут овальные ковры. Но стоит понимать, что чем он больше, тем выше его стоимость.

Иранские производители выпускают изделия разных форм и размеров. Но даже самые маленькие варианты, изготовленные вручную, отличаются довольно внушительной стоимостью.

Нередко ковры используют исключительно в качестве украшения комнаты. Изделия можно смело стелить на пол и не волноваться, что оно потеряет свой внешний вид. Иранские полотна довольно устойчивы к разным видам воздействия и отличаются долговечностью.

Материалы

Чаще всего для создания персидских ковров применяется качественная натуральная овечья шерсть. Использование такого материала обеспечивает хорошую плотность и мягкость изделия. Кроме этого, они получаются достаточно теплыми, что является одним из их главных преимуществ. Для придания цвета шерсти используются натуральные красители. Нередко для этих целей применяются различные овощи с травами, оболочки растений. Для закрепления цвета на материале используется лимонная кислота. Также в этом вопросе помогает каустическая сода.

Применение натуральных красителей обеспечивает яркость и устойчивость полотна к выгоранию. Особую ценность представляют собой шелковые изделия. Натуральный материал обеспечивает мягкий и красивый перелив покрытия. Особенно это заметно в том случае, если ковер был создан вручную. Гобеленовые персидские ковры способны стать главным украшением просторного зала.

Цвета

Немаловажным моментом является и цветовая композиция в основе ковра. Одно из главных преимуществ иранских ковров заключается именно в уникальной гамме и сочетании необычных палитр. Глубокие цвета выгодно комбинируются с нежными и теплыми тонами. Дорого и элегантно смотрятся изделия с персиковым фоном, дополненные насыщенными цветами.

Как уже было отмечено выше, в оформлении ковров преобладают контрастные оттенки. Красный, синий, черный – все эти цвета отлично сочетаются друг с другом. Натуральные красители, с помощью которых и достигается такой эффект, обеспечивают яркость и насыщенность цвета изделия.

Особое внимание необходимо уделить орнаменту полотен. В оформлении применяются растительные и животные мотивы, сложные узоры, которые являются определенными символами. К примеру, в сюжетах персидских ковров нередко встречаются медальоны, обозначающие луну.

Особенность некоторых видов заключается в наличии контрастного бордюра. В основном, эта часть всегда отделена от центра более яркими и насыщенными рисунками.

В персидских коврах Кум, о которых упоминалось выше, используются самые оригинальные цветовые сочетания. Бежевый комбинируют с коричневым, зеленый с бирюзовым оттенком. Изделия в таком исполнении всегда выглядят дорого и элегантно.

Богатой цветовой гаммой обладают деревенские ковры Габе. При создании этих изделий орнамент всегда прорисовывается четко.

Как выбрать?

Выбирая персидский ковер на пол, необходимо обратить внимание на несколько значимых моментов. Особенно это касается тех случаев, когда вы желаете приобрести изделие ручной работы. Для начала необходимо проверить плотность полотна. Все узлы должны быть ровными, расположенными ровно в один ряд.

Современные иранские производители ставят на них специальные обозначения «hand made». Это свидетельствует о том, что изделие сделано вручную. Машинная вязка ковров также обозначается определенной маркировкой. Обратите внимание на лицевую и тыльную стороны полотна. По дизайну они должны быть идентичными. Еще одним важным моментом является бахрома. На настоящих персидских коврах эти элементы не прошиваются.

Как бы удивительно это не звучало, но оригинальные изделия могут иметь дефекты. Обусловлено это тем, что ковер создается вручную, и любой мастер может допустить маленькую оплошность в работе. Нередко дефекты проявляются в несимметричности узелков. Особое внимание уделите отсутствию стежки, сделанной машиной на том месте, где закрепляется основа полотна и кисть.

Многие специалисты говорят о том, что хороший ковер можно легко определить по таким характеристикам:

  • сложность рисунка. Чем замысловатее и оригинальнее узор, тем лучше изделие;
  • качество материала. Шерсть не должна оставаться на ладони после прикосновения к нему.
  • наличие сюжета. Наиболее интересные мотивы имеют дизайнерские ковры ручной работы.

Обратите внимание на то, что настоящий материал всегда мягкий, гладкий и блестящий. Качественная шерсть быстро и легко впитывает красители. Если же для создания использовался дешевый материал, цвет будет не столь насыщенным.

Немаловажное значение имеет и качество плетения. Многие покупатели полагаются то, что одинаковое количество узлов на внешней и изнаночной стороне и является показателем оригинальности ковра, но это далеко не так. Качество плетения зависит от многих факторов. Главные роли здесь исполняют количество узелков и время.

Как ухаживать?

Несмотря на высокое качество и долговечность иранских ковров, никто из обладателей изделий не застрахован от такой проблемы, как появление пятен не поверхности. Пыль и песок, попадающие на полотно, влияют на качество ворса. Также загрязнения оказывают негативное воздействие на цвет ковра. Во избежание подобных проблем необходимо ознакомиться с некоторыми важными особенностями по уходу за изделием. Для начала стоит сказать о том, что ковры не рекомендуется использовать в помещениях с высоким уровнем влажности. На поверхность персидского полотна не должны воздействовать химические токсичные вещества.

Используя ковер в комнате, необходимо учесть то, что на него нельзя ставить предметы с острыми ножками. Особенно это касается той мебели и тех декоративных элементов, в которых эти элементы изготовлены из металла. Предотвратить неравномерное изнашивание поможет смена положения изделия.

Для сушки персидских изделий нельзя использовать теплый или холодный воздух. Это может негативно отразиться на структуре ворса. Если вы пролили на полотно даже небольшое количество жидкости, необходимо сразу же удалить пятно. В обратном случае влага впитается в основу и испортит внешний вид дорогостоящего ковра.

Варианты в интерьере

Основное преимущество персидских ковров заключается в том, что иранским производителям удалось сохранить в их оформлении старинные традиции и внести элементы современности. Нередко такие изделия используются в классических интерьерах. Гостиную в сдержанном английском исполнении можно гармонично дополнить роскошным персидским ковром. Цветы и растительные элементы, присутствующие в орнаменте, выгодно дополнят собой консервативную и утонченную обстановку.

Многие современные дизайнеры не ограничиваются исключительно классическим стилем. Нередко персидские ковры можно встретить в таком интересном направлении, как лофт. Но для украшения интерьера применяются не совсем обычные изделия. Чаще всего обстановку дополняют ковром, созданным по технологии пэчворк.

Персидские полотна станут отличным дополнением к любому интерьеру, выполненному в духе минимализма. Такие изделия выгодно сочетаются с декоративными элементами, и к тому же делают обстановку более комфортной и уютной.

Персидские ковры часто используются для восточных интерьеров. В такой обстановке персидское полотно выглядит максимально гармонично. Дополнить восточную обстановку можно ковром в контрастных цветах.

Обзор персидских ковров ручной работы смотрите в следующем видео.

Похожие статьи

www.sibear.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *