Методические рекомендации по применению закона о лесной амнистии – Практика применения «лесной амнистии» | 1k-k.ru

Практика применения «лесной амнистии» | 1k-k.ru

Новый закон, касающийся лесных земель, появился в российском законодательстве. Он значительно упрощает приватизацию, а также правила аренды таких участков. Рассмотрим основные положения этого документа и выясним, каким образом нужно действовать собственнику или арендатору лесных участков согласно новым требованиям.   Речь идёт о Федеральном законе № 280-ФЗ, принятом 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Как видно из названия документа, он призван привести к общему знаменателю ряд противоречий из разных законодательных сводов и федеральных реестров, в частности Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Государственном лесном реестре (ГЛР). Обнаруженные взаимоисключающие сведения  в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории будут устранены путем установления приоритета ЕГРН.   СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ   Почему возникли эти противоречия? Ситуация с лесными землями сложилась довольно сложная, и обусловил её целый ряд причин. Во-первых, исторически сложилось так, что в советское время по решению местных органов самоуправления на лесных землях создавались садоводческие товарищества. Гражданам раздавались наделы и разрешалось вести садово-огороднические работы на выделенных участках и даже строить дачный домик, при этом такие участки оставались числиться в лесном фонде. Таким образом, дачные и лесные земли становились на бумаге разными объектами недвижимости, тогда как фактически являлись одним объектом. Другая, ещё более веская причина, заключается в том, что Лесной кодекс РФ, действовавший в период до 2007 года, не признавал деления лесов на отдельные участки и, соответственно, не имел каких-либо твёрдо установленных правил и критериев относительно них. Лесной реестр в России, который создавался с 2001 года с нуля, тем самым не учитывал ни конкретного описания координат участков и их границ, ни проверки их наложения с участками других категорий земель, также не проводилось согласование границ с собственниками участков прилегающих территорий. Сведения о лесных участках заносились в кадастр по так называемому упрощённому принципу. В результате в кадастровом своде числится множество участков, которые накладываются не только со смежными землями прочих категорий, но и друг с другом, создавая совершенно неправильную общую картину и значительно искажая представление о действительности. Так, заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров приводит яркий пример: если сложить площадь всех участков, отражённых в государственном кадастре недвижимости, общая цифра превысит площадь территории всей страны в два с половиной раза. А со временем, в условиях масштабной застройки и расширения городских и пригородных территорий, земли Рослесхоза оказались в границах не только садоводческих товариществ но и внутри населённых пунктов. По данным Росреестра, спорных участков такого рода имеется 377 тысяч, но этот «официальный» показатель почти в пять раз ниже цифры, которую называют эксперты и которая, судя по всему, намного ближе к реальности. Только в одном лишь Подмосковье, например, насчитывается около 200 тысяч участков, которые, находясь в аренде или личной собственности, попадают на земли лесного фонда (что составляет почти 10 процентов от лесных угодий этого региона). Разумеется, вследствие этого на практике при работе с лесными участками, когда доходило дело до оформления той или иной сделки с ними либо взятия в аренду, возникало множество сложностей, решить которые зачастую не представлялось возможным. Дачники и те, кто проживает в посёлках, расположенных непосредственно рядом с лесными массивами, фактически лишены возможности что-либо строить на них,  поскольку земли остались в Лесном фонде и возводить на них постройки запрещено. А те строения, которые всё же появились, Росреестр не вправе регистрировать, тем самым лишая владельцев их права собственности на законную недвижимость. Да и новые административные постройки или промышленные сооружения требуют в качестве основания для разрешения на строительство документы территориального планирования, а согласовать их с лесным реестром было невозможно, если границы участков пересекались и сами участки накладывались друг на друга. К слову, в разных регионах страны степень сложности в силу разных причин варьируется. Наиболее остро ситуация сложилась в Ленинградской, Новосибирской и Иркутской областях, где таких участков насчитывается больше всего. Не менее актуальна данная проблема и для Краснодарского края. И вот теперь, с принятием вышеназванного закона, все эти полтора миллиона «неподъёмных» участков попадают под так называемую лесную амнистию, суть которой сводится к следующему: если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то его принадлежность будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право собственности лица на землю. Данное правило распространяется на случаи возникновения права на земельный участок в период до 1 января 2016 года. Что касается арендаторов, то благодаря принятому закону приоритет на аренду получают предприниматели малого и среднего уровня. Это связано с тем, что зачастую небольшой бизнес часто неконкурентоспособен перед крупными компаниями, фирмами-гигантами, и  попросту не имеют возможности получить интересующую землю путём аукционов. Данная поправка даёт им реальный шанс на работу с лесными землями, а следовательно, изменится  социальная ситуация – появится больше рабочих мест в регионах, отдалённых от центра.   ОТ АНАЛИТИКИ К ПРАКТИКЕ   В настоящее время законодатели ещё дорабатывают документальную базу, подводя под принятый закон целый ряд необходимых подзаконных актов, однако уже сейчас схема действий при регистрации права собственности на участки, входящие наряду с ЕГРН и в лесной реестр, просматривается прозрачно и вполне осуществима. Чтобы увидеть все несомненные плюсы нововведений, попробуем восстановить алгоритм действий собственника или арендатора земель лесного фонда в самом недавнем прошлом, до момента вступления закона № 280-ФЗ в силу. Задавшись целью выделить участок и оформить его в собственность, гражданин РФ должен был прежде всего обратиться в лесное хозяйство по месту расположения участка, чтобы выяснить, имеется ли факт наложения границ с каким-либо другим участком. Там ему приходилось иметь дело с множеством специфических документов, таких как лесоустроительные карты, схемы, план лесного участка и другие. Требовалось также заказать выписку из лесного реестра. Ознакомившись со всеми данными, собственник тем не менее вместе с представителями Рослесхоза должен был составить акт осмотра участка, в ходе которого зафиксировать факт пересечения границ участков, указав при этом точные координаты наложения. И только после того необходимо было обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот выдал экспертное заключение о наложении границ. К такому заключению прилагалась схема, на которой отражались и координаты, и общая площадь наложения участков. Также в пакет необходимых документов входили свидетельство о праве собственности (либо, в случае аренды, договор аренды) на участок, кадастровый паспорт и кадастровая выписка, а также постановление местной администрации о предоставлении земельного участка. И даже если удавалось собрать все перечисленные бумаги, решение о переводе спорного участка в другую категорию из «лесной» принять не могли ни в Рослесхозе, ни в Росреестре. Ни одно из ведомств не имело это права, и подобные ситуации разрешал суд, причём часто не в пользу собственника. С принятием закона № 280-ФЗ у собственника либо арендатора лесной земли осталось всего три шага: 1 – Заказать межевой план земельного участка у кадастрового инженера. 2 – Собрать пакет документов. В перечень необходимого, помимо межевого плана, входят:

  • свидетельство о праве собственности на земельный участок,
  • кадастровый паспорт,
  • выписка из государственного кадастра недвижимости,
  • документы, по которым изначально земля была выдана собственнику (предоставлена арендатору).

3 – Эти документы следует подать в Росрееестр, обратившись туда с соответствующим заявлением. Если участок прописан и в ЕГРН, и в лесном реестре, то сотки, относящиеся к лесной категории, будут приплюсованы к общей площади вашего участка, тем самым право использования этой земли станет совершенно законным.   ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА   Как уже было сказано, под действие закона № 280-ФЗ подпадают случаи, когда  возникновение права собственности на земельный участок произошло в период до 1 января 2016 года. Однако положение о приоритете Единого государственного реестра недвижимости  теряет свою силу, если выявлены следующие обстоятельства, противоречащие основным законам РФ:

  • На участках из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
  • Участки из земель сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначения или используются с нарушением требований законодательства. Доказать или опровергнуть это позволят сведения уполномоченного органа (Россельхознадзора или Росреестра) о результатах проведения государственного земельного надзора в отношении интересующего участка.
  • Если участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия. Однако при этом границы последних должны быть строго установлены. Если же границы ООПТ или ТОКН не установлены, закон предписывает принять такое решение, вследствие которого личный участок пользователя будет расположен вне границ особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.

Наконец, если выявлены противоречия между реестрами и в орган регистрации прав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок. Если же в течение трех месяцев со дня выявления противоречий они устраняются, общие положения закона № 280-ФЗ применяются к выведенным из-под них участкам.   ЧТОБЫ ЛЕСА НЕ ИСЧЕЗЛИ   При обсуждении закона прозвучала проблема «исчезновения лесов» возле лесных и вахтовых посёлков, военных городков и других подобных поселений – за счёт того, что дома таких поселений могут обрасти значительными площадями, что в разы увеличит зону и плотность застройки лесного массива. Поэтому при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений. С целью охраны лесных земель будут созданы специальные комиссии, в которые войдут не только чиновники, но и представители общественной палаты региона. И эти комиссии будут принимать индивидуальное решение по каждому такому поселению, поскольку ситуация в каждом случае слишком уникальна, чтобы решать её общими, шаблонными мерами. Так или иначе, плотность застройки такого участка около населенного пункта не должна превышать 30 процентов.   Наконец, последний немаловажный вопрос.   НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ СХЕМУ УЧАСТКА?   И в каких случаях? Эта ситуация касается территорий лесничеств и лесопарков. До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения и городского округа, а также разместить такую информацию в интернете. На основе этих данных стает понятно, требуется ли согласование схемы участка. Так, если участок образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН, то его можно не согласовывать. Также согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН или он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком. Согласование схемы участка предписано законом в отношении вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Согласовывать схему такого участка должен региональный исполнительный орган власти. Отказ от этого действия возможен только в случае пересечения границ участка с границами лесного участка или лесничества либо лесопарка, сведения о которых содержатся в Государственном лесном реестре, или в случае расположения данного участка в границах лесничества или лесопарка. И тем не менее участок потребует согласования, если на нём оказался объект недвижимости, не связанный непосредственно с использованием лесов (и права на который возникли до 1 января 2016 года). Отказ от согласования допустим в том случае, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры. Если такие размеры не установлены, то отказ возможен в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.

1k-k.ru

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

18.08.2018

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

 

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

 

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан  на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

 

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре. На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

 

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

 

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное  условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

 

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом  участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

 

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

 

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН –  к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители  прокуратуры и МВД России.

 

Источник: http://orichevskoe.ru/news/detail.php?id=809874

cgiku.ru

Закон о «лесной амнистии» вступает в силу с 11 августа — Российская газета

В пятницу вступает в силу закон о «лесной амнистии», позволяющий легализовать участки, в том числе и дачников, находящиеся на землях лесного фонда.

Росреестр насчитал 377 тысяч спорных участков. Эксперты называют цифру в 1,5 миллиона. Большое количество их находится в Иркутской, Ленинградской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Что касается граждан, то они стали обладателями лесных угодий по большей части на вполне законных основаниях.

Как пояснил «Российской газете» депутат Государственной Думы Олег Валенчук, в законодательных актах с 2001 года соблюдался принцип упрощенного порядка учета лесных участков для различных целей. «А он предусматривал возможность вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ, что в итоге и привело к огромному количеству пересечений лесных участков как между собой, так и с другими землями», — подчеркивает Валенчук.

Еще одна причина того, что елочки стали частью дачных участков, уходит корнями в советское прошлое, когда в рамках действовавшего на тот период земельного законодательства садоводческие товарищества создавались по решению местных органов самоуправления. При этом земли не выводились из лесного фонда, но на них разрешалось разводить огород или строить дачи.

К чему в итоге все это привело? К тому, что земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населенных пунктов. В результате масса проблем: дачники, а также люди, проживающие в поселках вблизи лесов, не могут ничего построить на «лесных» сотках. А если и построят, то строения окажутся вне закона и Росреестр не сможет зарегистрировать право собственности.

Это же касается и строительства новых промышленных, административных и жилых зданий, так как их размещение должно быть основано на документах территориального планирования, которые не согласовываются с органом в области лесного хозяйства, если происходит пересечение границ и наложение участков.

Новый закон устанавливает правило: если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Инфографика «РГ» / Александр Смирнов / Тарас Фомченков

rg.ru

Вопросы

3. Каков порядок взаимодействия с органом лесного хозяйства субъекта РФ с целью исключения из государственного лесного реестра сведений о пересечении лесного фонда с земельным участком в случае, если сведения о таком пересечении отсутствуют в ЕГРН (см. вопрос № 1)?

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. При этом положения статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в государственный лесной реестр (далее — ГЛР) не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (например, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка, включение в градостроительный план земельного участка сведений о пересечении земельного участка с лесным фондом) могут быть оспорены в судебном порядке.

В связи с этим правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (1 января 2023 года). В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, самостоятельно определяют порядок ведения соответствующей работы, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суд. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

xn--80aanoankfd9agm7nh.xn--p1ai

Лесная амнистия: самозахват простят не всем

Закона о лесной амнистии ждали долго и с нетерпением и население, и власти, и лесники. Он был призван разрубить гордиев узел, завязавшийся еще в 1990-е, когда только во Владимирской области тысячи гектаров гослесфонда в результате чиновничьего самоуправства оказались в черте муниципалитетов. Людям выделяли там участки, на которых выросли дома, до сих пор остающиеся вне закона. И вот наконец 29 июля 2017 года закон был принят. «ВВ» узнали, как идет лесная амнистия в нашем регионе.

Генплан с изъяном

Закон о лесной амнистии № 280-ФЗ имеет длинное название — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Громоздкое название, между тем, очень точно отражает суть закона. Он устанавливает приоритет государственного кадастра недвижимости над государственным лесным реестром (ГЛР) в спорных случаях.

Амнистия преследует несколько целей, одна из которых — дать возможность гражданам зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости и землю под ними. Сейчас целые улицы и поселки существуют на птичьих правах. Люди оказались заложниками ситуации по вине недобросовестной работы местных властей, которые при составлении документов территориального планирования не провели, как положено, процедуру согласования с Рослесхозом. Подробно о механизме отчуждения государственных лесов «ВВ» рассказывали в материале «С бору по сосенке, или Как мы теряем лес» еще в 2015 году.

Теперь государству важно понять фактическое положение дел: сколько на самом деле земли в лесном фонде, а сколько отошло населенным пунктам. И это вторая важная цель реформы. Дело в том, что сейчас даже в департаменте лесного хозяйства (ДЛХ) АВО очень осторожно говорят о масштабах потерь. Захват лесных земель имел место во всех без исключения муниципалитетах. На сегодняшний день выявлено около 1700 случаев наложений на площади более 800 гектаров. Однако это только начало.

— Под вопросом еще порядка 10 тысяч гектаров, — говорит сотрудник ДЛХ Галина Шандарина.

Таким образом, в регионе населенным пунктам может быть передано примерно 1,4 процента государственных лесов из 1,466 млн га. Компенсации утраченных площадей лесного фонда законом не предусмотрено.

Амнистированных все еще нет

В ДЛХ уже потянулись граждане, желающие по амнистии узаконить постройки на захваченных землях Гослесфонда. Однако сотрудникам департамента ответить им пока нечего. Механизма реализации 280-ФЗ так и не появилось. Федеральное агентство лесного хозяйства прислало регионам довольно туманные рекомендации, утвержденные Минэкономразвития и разработанные совместно с Росреестром и Рослесхозом. Методические указания описывают 11 вариантов решения проблемы с наложением участков, в том числе и судебный. Рабочая группа по амнистии из представителей Росреестра, Рослесхоза, Кадастровой палаты с 1 сентября собирается дважды в месяц. Но ни одного акта амнистии на территории области пока не свершилось.

— Пока прорабатывается механизм реализации амнистии. Мы можем принять предварительное решение, но будет ли оно являться основанием для внесения изменений в ГЛР — большой вопрос. Пока мы склоняемся к тому, что все же будет судебный путь, — говорит представитель ДЛХ Анна Лю.

К слову, департамент не один год судится с органами местного самоуправления за земли Гослесфонда. Сейчас в судах 16 исков. В одном только Собинском районе исполнены восемь решений суда в пользу Рослесхоза – муниципальные власти внесли изменения в генплан, исключив оттуда земли лесного фонда. Амнистия на уже вступившие в силу судебные решения не распространяется. Пересматриваться такие дела не будут.

Более того, по амнистии захват земель простят не всем. Каждый спорный случай будет рассматриваться отдельно. Лесники постараются отстоять лес, не до конца потерянный.

– Приоритет кадастра над ГЛР определен, но будет рассматриваться и законность предоставления участков. Имела ли право администрация, был ли умысел? Есть случаи, когда участки Гослесфонда включены в черту населенных пунктов, но там ничего не построено, а также растет лес, при этом включение было без согласования. В таких случаях решение суда в нашу пользу возможно, — объясняет Анна Лю.

Амнистия – не индульгенция

Лесная амнистия продлится до 1 января 2023 года. За это время должны быть приведены в соответствие все земельные реестры. И тут возникает опасение, что за ближайшие 5 лет покушений на Гослесфонд станет еще больше. Почему не построиться в живописной роще, пока государство это прощает?

Однако специалисты ДЛХ заверили: закон о лесной амнистии содержит заслон от подобного рода злоупотреблений на будущее. Он еще строже прописывает требования к согласованию с Рослесхозом земельных вопросов. А сама амнистия распространяется только на участки, где объекты недвижимости были построены и зарегистрированы до 1 января 2016 года. С этой даты была изменена процедура кадастрового оформления земельных наделов как раз с целью ликвидации пересечений. Поэтому, если наложение произошло в 2016 году и позже, то действия администрации по предоставлению земели будут рассматриваться с пристрастием.

К слову, зеленые легкие городов защищает и еще одна законодательная новелла – «О зеленом щите». Принятый в 2016 году закон предусматривает создание в границах городских населенных пунктов лесопарковых зеленых поясов зон с ограниченным режимом природопользования и хозяйственной деятельности. Капитальное строительство, например, запрещено. «Зеленый щит» составят не земли лесного фонда, а городские леса, с которыми местные власти до сих пор обращались достаточно фривольно: пускали и под свалки, и под застройку, и под инфраструктурные проекты. Инициаторами создания «зеленого щита» могут выступить некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления. В ДЛХ создана рабочая группа, которая будет рассматривать целесообразность каждого такого предложения. Однако ни одной заявки туда пока не поступило.

Возвращаясь к напечатанному

«ВВ» рассказывали о скандале проектом поправок в Лесной кодекс, разрешающим капитальное строительство в лесах «для целей рекреации».

Напомним, с этой весьма спорной инициативой выступили в 2015 году Минприроды и Московская область. Идея вызвала резкую критику лесников и природоохранных организаций. Против выступил даже «Гринпис». А вот тогдашнего директора ДЛХ АВО Дмитрия Перминова ошибочно записали в сторонники законопроекта, хотя он-то как раз и говорил о том, что поправки приведут к массовому строительству коттеджей на лесных землях, поскольку «гостевой дом» легко можно превратить в жилой. Перминову тогда пришлось разъяснять СМИ свою позицию.

Впрочем, главная новость – в том, что законопроект в феврале 2017-го был снят с рассмотрения, поскольку не нашел поддержки в регионах. По действующему законодательству для целей рекреации участки могут предоставляться даже в лесопарковой зоне, но строить там можно лишь объекты некапитального характера и только в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы в ДЛХ.

vedom.ru

Для граждан, имеющих участки на землях лесного фонда, объявлена «лесная амнистия»

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

 

Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

Предусматривается возможность образования земельного участка без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков в случаях образования из состава земель лесного фонда земельных участков в связи с установлением границ поселков, ранее созданных в целях освоения лесов (лесных поселков), и военных городков.

Одновременно с этим Федеральным законом вводятся дополнительные механизмы защиты лесов, в частности:

обязательное отображение в документах территориального планирования муниципальных образований и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования границ лесничеств и лесопарков;

сохранение режима городских лесов при включении лесных участков в границы населенных пунктов на срок не менее года;

обязанность Рослесхоза обратиться с исковым заявлением в суд об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок в течение 3 месяцев со дня обнаружения реестровой ошибки;

приведение субъектами РФ до 1 января 2023 года сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах;

компенсационное предоставление равных по площади территорий при изменении границ лесопаркового зеленого пояса.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 31.07.2017

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Рабочая группа

Первое заседание рабочей группы по контролю за реализацией закона о «лесной амнистии» состоялось 18 сентября 2017 года

18 сентября состоялось первое заседание рабочей группы по контролю за реализацией закона о «лесной амнистии» при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Рабочая группа создана во исполнение Постановления Государственной Думы от 21 июля 2017 года для осуществления контроля за реализацией вступившего в силу 11 августа 2017 года Федерального закона №280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель». В ее состав вошли представители всех думских фракций, а также представители Правительства, Счётной палаты и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Открывая заседание, председатель Комитета Николай Николаев сообщил, что в рамках работы депутатов в регионах в их адрес поступили многочисленные обращения от граждан, что государственные и муниципальные органы, кадастровые инженеры на местах зачастую отказывают в применении норм Федерального закона №280, ссылаясь не неясность конкретных механизмов его применения. Он обратился с просьбой к представителям профильных министерств и ведомств об ускорении разработки методических рекомендаций по применению закона.

Депутат также сообщил, что для обсуждения первых результатов действия закона о «лесной амнистии» в октябре 2017 года Комитет планирует провести парламентские слушания, что задача созданной рабочей — проведение мониторинга и доклад Госдуме в срок не позднее 1 декабря о результатах парламентского контроля за его правоприменительной практикой. Кроме того, Н.Николаев отметил, что в ходе бесед с избирателями выявилась «некоторая растерянность» органов власти субъектов Федерации, а суды, напротив, уже принимают решения в соответствии с новым законом.

Присутствовавшие на заседании рабочей группы чиновники поделились первым опытом реализации закона. Заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексей Бутовецкий считает, что закон содержит «достаточно сложные положения», что не способствует оперативности в принятии решений, Минэкономразвития сейчас ориентируется на жалобы и обращения подведомственных организаций. В этой связи в министерстве совместно с Рослесхозом были подготовлены рекомендации и разъяснения, и 15 сентября алгоритмы действий в дополнение к закону были направлены в регионы подведомственным организациям, «чтобы корректно принимать решения».

Он сообщил о Постановлении Правительства о проведении сплошной проверки во всех субъектах Федерации на предмет законности принадлежности земель, а также о разработанных формах отчетности региональных межведомственных рабочих групп.

Галина Елизарова, замруководителя Росреестра, подтвердила активную работу межведомственных групп и сообщила о проведении регулярных селекторных совещаний, отметив по обращениям наиболее инициативных граждан из Иркутской и Челябинской областей. По её словам, уже проделан большой пласт работы – при взаимодействии с Рослесхозом – на карту внесены сведения о 56 лесничествах, выявлен ряд пересечений границ земельных участков, а в сентябре-октябре будет доработан проект «кабинет кадастрового инженера». Из 36 тысяч кадастровых инженеров зарегистрировано порядка 15 тысяч, 2600 из них регулярно работают в своих кабинетах.

От Рослесхоза заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Анастасия Винокурова доложила, что субъектам даны указания, но порядок не установлен для работы межведомственных комиссий. Сейчас порядка 150 дел рассматривается о нарушениях только на Камчатке. Говоря о контроле за реализацией закона, А.Винокурова сообщила о том, что 2 раза в месяц в агентство будет поступать отчетность.

В ходе заседания участниками неоднократно поднимались вопросы, связанные с конкретными случаями незаконного использования лесных и особо охраняемых природных территорий, в связи с чем было принято решение обратиться в регионы с просьбой ускорения постановки на учет таких заповедных территорий.

Участники рабочей группы уточняли ряд положений закона. В частности, поднимали вопросы о нормах, отсутствующих в действующем Градостроительном кодексе, по регистрации или переводу лесных поселков в статус деревень, а также остро стоящие для экологов вопросы защитных лесов; было обращено внимание на недостаточность информации о различных видах леса.

По итогам заседания было принято решение до 15 октября аккумулировать информацию в профильном комитете, обменяться данными о поступивших запросах и жалобах граждан. Вся информация будет оперативно размещаться на специальном сайте леснаяамнистия.рф

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям принимает обращения связанные с реализацией закона в разделе сайта — «Обратная связь».

xn--80aanoankfd9agm7nh.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *