Подземные шедевры. 10 самых красивых станций петербургского метро | События | Город
Рейтинг 12 самых впечатляющих станций метро из разных городов мира опубликовало издание «The Guardian». В список также вошли «Toledo» в Неаполе, «Olaias» в Лиссабоне и «Fulton Center» в Нью-Йорке. SPB.AIF.RU составил перечень других петербургских станций, которые могли бы посоперничать с «Автово».
Автово
Станция «Автово» была открыта в 1955 году. Именно отсюда в сторону станции «Площадь Восстания» отправился первый поезд ленинградского метрополитена. «Автово» стала первой станцией без эскалаторов, а с советского времени здесь сохранилось табло, указывающее, пойдет ли поезд дальше или отправится в депо. Потолок станции поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, а остальные – мрамором.

Удивительно, но внутри стеклянных колонн благодаря граненому рельефу невозможно рассмотреть бетонный стержень. Станция оформлена в тематике обороны Ленинграда: стены и люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, а в вестибюле расположено мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем.
Бухарестская
Станцию «Бухарестская» строили около 20 лет: работа периодически замораживалась из-за отсутствия финансирования. Колонны и стены станции облицованы белоснежным мрамором, а пол выстелен полированным гранитом.

В вестибюле находится смальтовое панно «Осень в парке». Сначала станцию хотели назвать «Метростроевская», но потом было решено дать станции название улицы, на которой она расположена. Авторы заложили в мозаику «сюрприз» для пассажиров – самые внимательные могут попробовать отыскать среди лиственных орнаментов птичку-синичку. Говорят, она приносит удачу.
Звенигородская
На центральной стене нижнего вестибюля станции находится большое панно «Семеновский полк». Такое оформление станция получила благодаря тому, что много лет назад на этом месте располагался плац Семеновского гвардейского пехотного полка.
Изначально станцию хотели сделать колонной, но во время строительства тоннель немного деформировался, и пространство между колоннами решено было застроить наглухо. Пол «Звенигородской» облицован зеленым гранитом, а стены – мрамором.
Кировский завод
Оформление станции «Кировский завод» посвящено развитию индустрии в стране. Горельефы над колоннами отражают каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию. Потолок подземного зала поддерживают 62 колонны.

Международная
Вестибюль станции «Международная» посвящен зарождению цивилизации в мире. Главное украшение станции – смальтовое панно с изображением Атланта, традиционного символа Петербурга. Стены облицованы белым мрамором, пол – серым гранитом, а металлические колонны станции кажутся золотыми.

Свое название станция получила по месту расположения. «Международная» находится в районе, где улицы названы в честь освобожденных во время войны городов. Рядом со станцией пролегают Софийская, Будапештская и Пражская улицы, а неподалеку находится парк Интернационалистов.
Нарвская
Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других.

Первоначально на центральной стене подземного вестибюля находилось огромное мозаичное панно «Сталин на трибуне». В 1961 году его закрыли фальш-стеной. По словам сотрудников метрополитена, панно со Сталиным до сих пор находится на прежнем месте.
Обводный канал
На этой станции петербуржцы совершают путешествие в прошлое: здесь пассажиры переносятся на набережную Обводного канала конца XIX века. Путевые стены станции украшают 300-метровые стеклянные панорамы с видами дореволюционного Обводного канала.

На панорамах изображены церкви, заводы, мосты и первые машинные фабрики. Полы «Обводного канала», облицованы серым гранитом, а на стенах и в переходах размещены видовые панорамы.
Пушкинская
Станция полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – над эскалатором размещен барельеф поэта, а в подземном вестибюле установлен памятник, к которому петербуржцы регулярно приносят цветы.

За памятником находится панно, изображающее Царскосельский парк. Благодаря арочной композиции создается впечатление, что за памятником находится не панно, а настоящий парк. Станция очень изящна по своей архитектуре: в нишах колонн установлены торшеры с хрустальными чашами, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки.
Спасская
Тема оформления вестибюля станции «Спасская» — зодчество Петербурга. Станция украшена мозаичными панно с изображением жизни Сенной площади, а напротив выхода в город находится памятный знак «Зодчеству Петербург», на котором выбиты фамилии известных городских архитекторов.

Правда, сразу же после открытия станции петербуржцы заметили, что фамилии архитекторов написаны с ошибками: «Деламот» вместо Валлен-Деламот, «Детомон» вместо Тома де Томон, а фамилия Огюста Монферрана и вовсе написана с одной буквой «р». Сотрудники метрополитена пообещали исправить ошибки, однако это до сих пор не сделано.
Спортивная
Станция «Спортивная» — единственная в Петербурге двухъярусная станция. Ее оформление посвящено спорту. Вестибюль украшен мозаичными панно на тему Олимпийского движения, среди которых – большая картина с изображением древнегреческих богов.

На центральной стене верхнего яруса расположен текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена. Светильники на станции выполнены в виде факелов. Изначально архитекторы собирались установить на светильниках скульптуры в виде античных фигур, но дирекция метрополитена не одобрила проект.
Смотрите также:
spb.aif.ru
Самые красивые станции метро в Санкт-Петербурге: обзор и фото
Привыкнув воспринимать метро как удобный вид транспорта, мы в повседневной суете не замечаем неповторимости его архитектуры и интерьеров. Но петербургская подземка заслуживает более пристального внимания. Строгий и величавый стиль Северной столицы воплощен и в оформлении метрополитена.
По праву самыми красивыми остаются восемь станций первой ветки, положившие начало питерскому метро. Открытые в 1955 году, своим роскошным убранством они напоминают дворцовые интерьеры и объявлены культурным наследием регионального значения. Станции брежневского периода отличаются более лаконичным, минималистическим дизайном. В конце 90-х в украшении снова появились мозаичные полотна, барельефы, скульптуры. Многие новые станции по красоте и неповторимости не уступают построенным ранее. Кроме того, оформление петербургского метрополитена это еще и своеобразный гимн российской культуре, науке, истории.
Площадь Восстания
Площадь Восстания по праву можно назвать петербургскими воротами. Гости, прибывающие на Московский вокзал Санкт-Петербурга, начинают знакомство с городским метрополитеном именно с этой станции. В ее оформлении отражено знаковое историческое событие в жизни России — Октябрьское восстание 1917 года. На круглых медальонах, украшающих пилоны центрального и боковых залов отображены ключевые моменты этого события. До устройства второго входа на торцевой стене в основном зале был размещен барельеф В.И. Ленина. И в то же время белые колонны, светильники в форме подсвечников при входе в центральный зал, лепные карнизы и арки, низкий сводчатый потолок напоминают дворцовые интерьеры эпохи классицизма. За счет необычного светового решения и контраста теплого цвета стен и красного гранитного пола станция выглядит очень светлой и торжественно нарядной.
Автово
Оформление первой открывшейся станции посвящено героической обороне Ленинграда. Торец стены подземного зала украшает картина из мозаики «Победа», а наземный вестибюль панно, посвященное защитникам Ленинграда. В декорировании светильников, решеток и люстр тоже использованы элементы воинской доблести: мечи, лавровые венки. Отличительная особенность интерьера Автово это облицовка части колонн, поддерживающих свод, стеклянными панелями. Специфическая огранка создает иллюзию хрустальных монолитов. На самом деле опорные конструкции просто не видны из-за граненых искрящихся рельефов. Стекло применено и в отделке потолков в виде больших витражей с подсветкой. Эта станция по праву считается одной из самых красивых в мире.
Пушкинская
Станция, тесно связанная с именем нашего великого поэта. Ее наземный вестибюль выходит к Витебскому вокзалу, откуда идут электрички в Царское Село. Часть царскосельского парка отображена на панно в подземном зале станции. Также его украшает статуя поэта работы знаменитого скульптора М.К. Аникушина и барельеф над эскалатором. Особую торжественность залу придают контрастное сочетание темно-красного гранитного пола с белоснежными пилонами и интересное световое решение. В нишах установлены высокие светильники из черного металла с позолоченным декором и хрустальными чашами. Изящные люстры освещают перрон. Мягкая рассеянная подсветка зала создает впечатление легкости и воздушности.
Нарвская
Дизайн интерьера этой станции отражает тему трудовой доблести советских тружеников. На боковых стенах зала расположены горельефы с изображениями людей разных профессий. Созданы они самыми известными советскими скульпторами. Декоративные венки с символикой Страны Советов дополняют украшение зала. В потолочных хрустальных арках спрятано освещение. Фризы из пурпурного мрамора и бронзовые гирлянды на пилонах, высокие кованые двери на входе придают излишнюю помпезность оформлению. Что, впрочем, неудивительно, так как по задумке архитекторов дизайн станции был посвящен, в первую очередь, восславлению И.В.Сталина.
Технологический институт
А оформление этой станции посвящено деятелям российской и советской науки. В первом зале на стенах расположены 24 барельефа с изображениями выдающихся русских ученых от М.Ломоносова до Н.Жуковского. Во втором на пилонах из мрамора запечатлена своеобразная летопись научных и технических достижений. Для облицовки стен, как и для многих других станций использован уральский мрамор. Строгий и торжественный вид подземному залу придают светлые стены, пол из черного гранита и оригинальные светильники. На сводчатом потолке они напоминают сосуды, а на колоннах перрона в виде факелов. В переходе раньше была укреплена световая схема метрополитена, но позже ее демонтировали.
Площадь Александра Невского
Еще одна славная страница русской истории запечатлена в дизайне интерьера станции метро. Ледовому побоищу посвящено монументальное панно в вестибюле, а в подземном зале планировалось установить бронзовую статую великого полководца. К сожалению, ниша декорированная золотистой смальтой до сих пор пустует. Но станция, построенная в 80-х годах все равно очень красивая и оригинальная. Стены с алюминиевыми дисками золотистого цвета похожи на кольчуги русских воинов, светильники решены в виде бойниц. А само решение подземного зала, по замыслу архитекторов, напоминает крепость. Через витражи в круглом эскалаторном зале проникает дневной свет, что создает эффект дополнительного пространства.
Комендантский проспект
Станция построена в начале нашего века. Ее оформление посвящено покорению воздушного пространства. Бело-голубой цвет, преобладающий в дизайне подчеркивает эту тему. Мозаичные панно в вестибюле и подземном зале посвящены авиации, ее героям. Изображения русских летчиков и воздушных боев можно увидеть и на 18 медальонах, украшающих стены. Для отделки пола по-прежнему использован гранит пяти оттенков. А вот стены уже облицованы современным материалом: металлокерамическими панелями бежевого и темно-синего цвета. За счет цветового решения станция выглядит очень светлой и воздушной.
vivareit.ru
Самые красивые станции санкт-петербургского метрополитена.
«Ленинградская ночь застыла в фазе луны,И с вечерней смены едет гордость нашей страны,
Их везет домой метро,
Сотрясая нутро
Тротуаров.
Ленинградское время — 0 часов 0 минут
Ленинградское время — 0 часов 0 минут
Ленинградское время…»
Бит-квартет «Секрет»
Здравствуйте уважаемые!
Серфингуя по блоггам Живого журнала наткнулся недавно на обсуждение древней темы – какая из станций Московского метро является самой красивой. За последние лет 30 вокруг этого спора сломано уже столько копий, что даже о том, чтобы помыслить в нем участвовать, не стоит и думать (сорри за тавтологию) :-))). Однако это только относитльно московского метро. А как же наш санкт-петербургский (ленинградский) метрополитен? Разве у нас мало красивых станций? Вовсе нет! Давайте, что-ли, уж попробуем разобраться и выявить подземно-наземную красоту 🙂
Это не то, о чем Вы подумали…. Этор просто перевернутая реклама ночного поезда-челнока 🙂
На первый взгляд, лидерство среди наиболее красивых станций городского метро однозначно удерживает старейшая из всех линий Кировско-Выборгская, она же Красная, она же Первая. Процентов 70 наверняка посчитают, что самой яркой и запоминающейся по красоте станцией санкт-петербургской подземки является «Автово», а остальные 30 распределятся между другими терминалами этой линии, таких как «Площадь Восстания (кстати, а Вы знаете, что это единственная станция нашего метро, в которой можно разглядеть изображение Сталина. Если посмотреть внимательно на один из 4 барельефов, которые размещены в центральном зале, а именно на «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», то стоячая фигура сразу за Лениным – это и есть будущий советский генералиссимус. Инфа – 100 % :-)))) или «Площадь Ленина». Так-то оно так, НО….. (вот люблю я всякие НО – с ними жить интереснее)
Тот самый барельеф со Сталиным
Если верить многочисленным словарям, красота — это некая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Сиречь, говоря о красоте, вступают в ход больше субъективные причины, неразрывно связанные с отдельновзятым индивидуумом, а вовсе не объективные. Отсюда возникает понимание, что эталоны красоты различны, и зависят от стандартов, задаваемых каждой мыслящей личностью индивидуально. Вот лично для меня красота в архитектуре напрямую связана не только и не сколько с гармоничностью линий, сочетанием цветов и фактур, игрой света/тени и замыслом творца, сколько с оригинальностью, необычностью, уникальностью. Исходя из этого своего *в очередной раз подчеркну субъективного) понимания объектов архитектурного наследия, я представляю Вам свою 5-ку наиболее красивых, на мой взгляд, станций петербургского метрополитена. Естественно, было бы интересно в комментариях прочитать и Ваши варианты.
Наземный павильон «Пушкинской»
Итак, на 5 позиции у меня одна из самых эстетических и запоминающихся станций городского метро – «Пушкинская». Прекрасен как и наземный павильон станции, выполненный по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, так и подземные сооружения. На этой станции я себя всегда чувствую как то более гармонично, что ли. Сразу же привлекает внимание статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина, расположенная в конце подземного зала. Можно сказать, что это был самый первый подземный мемориал на территории бывшего СССР, так как до этого под поверхностью, да еще и так глубоко (около 60 метров) памятники не устанавливали.
Не меньше мне лично нравится и панно, за спиной у статуи, изображающее Царскосельский сад. Оно светлое, красивое, яркое. Создателем этого панно является М. А. Энгельке.
Вот такая вот красота…
Сразу же обращаешь внимание на пол – он выстелен из красного токовского гранита, а по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня. Светильники, конечно же, в глаза бросаются – они в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху. Стены станции светло-коричневые мраморные. На потолке и на стене перрона много лепнины. Цвет плитки стены перрона – строгий черно-белый. Очень, лично мне, нравятся люстры над перроном. Большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких. Очень красиво.
Пушкинская немного выбивается из всех имеющихся в наличии у нас станций метро, и это неудивительно. Это единственная станция спроектированная ленинградцем по происхождению, но все же, по сути, московским архитектором – Леонидом Поляковым. Интересно также, что его проект в отличие от проектов других станций, был принят вне конкурса.
«Технологический институт 1»
На 4 позиции у меня станция метро «Технологический институт». Она в любом случае должна была попасть в рейтинг, так как это единственная действующая в городе по системе кроссплатформенного узла, то есть когда пересадка с одной линии на другую, осуществляется переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Но, кроме того «Технологический институт 1» еще и красива сама по себе. И это неудивительно. Ведь в наземном вестибюле находится Управления Петербургского метрополитена. Те, кто не проживает в Санкт-Петербурге, но бывал в нашем замечательном городе, наверняка обратили внимание на полукруглое трехэтажное бежевое здание с колоннадой, облицованное гранитом расположенное на углу Московского и Загородного проспектов. Вот это и есть наземный вестибюль станции.
В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных: И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.
Единственная дама в окружении мужчин — С. Ковалевская 🙂
Первоначально было 24, но 2 А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли и их можно видеть сейчас в музее Метрополитена. Кроме того в центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса тоже убрали.
Была там еще на переходе между станциями красивая медная схема метрополитена, но потом и он нее избавились, к великому сожалению.
«Адмиралтейская».
На 3 позиции у меня станция метро «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской (он же Пятая, он же фиолетовая) линии и на это есть несколько причин. Во-первых, в течение 14 лет она была «станцией-призраком» нашего метро, что неизменно привлекало внимание к ней всех, кто проезжал от Садовой на Спортивную и обратно. Во-вторых, Адмиралтейская – самый глубокий в России и один из самых глубоких в мире метротерминалов — его глубина составляет 86 метров. В третьих она имеет промежуточный зал между эскалаторами, а в Санкт-Петербурге подобное можно видеть только на станции «Пролетарская». Ну и наконец, в четвертых — она просто красива.
Ведь на станции мы можем лицезреть и барельефы 6 знаменитых флотоводцев: адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова,Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича работы скульпторов В. Д. Свешникова и А. С. Чаркина, и 4 мозаичных панно («Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун» ( все — художник А. К. Быстров), и красивый стеклянный витраж с часами. Не будем забывать и о наземном вестибюле, в котором на потолке сделана стилизованная роза ветров.
Кораблик на стене можно разглядеть.
Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым (под цвет Балтийского моря) моря. Даже название станции на стенке перрона сделано латунью с изображением одного из символов нашего города – корабликом Адмиралтейства.
Не знаю, как Вам, уважаемые читатели, но лично мне эта станция всегда радует глаз
«Спортивная» Переход на уровень ниже.
Почетное второе место у меня занимает станция «Спортивная». Это первая у нас в стране двухъярусная станция, пусть пока и работающая не на полных оборотах. Мы сейчас не будем говорить о плюсах и минусах этой конструкции, хотя плюсов существенно больше. Мы скажем лишь об ее уникальности. Она действительно одна такая, причем не только в России, но и вообще на всей территории бывшего Советского Союза.
Внутреннее убранство станции сделано в спортивном стиле – нижний уровень украшен мозаиками в античном стиле, изображающая бегунов, над путями верхней станций светильники имитируют олимпийские факелы. Кроме того, в глухой торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Оды Спорту» Пьера де Кубертена.
Мозаика на нижнем уровне
Путевые стены верхнего яруса и колонны нижнего облицованы белым мрамором, путевые стены нижнего — красным мрамором и украшены мозаиками в античном стиле с названием станции, выполненном из анодированного металла. Пол облицован белым гранитом. Обращает внимание большое мозаичное панно «Олимпийский огонь» вестибюля, в котором и боги и атлеты изображены в первозданном естестве, а также там же в вестибюле можно видеть медальоны в античной тематике с изображением различных видов спорта.
Определенно с точки зрения эстетики это отнюдь не самая красивая станция городского метрополитена, однако ее уникальность обусловила ей в моем скромном рейтинге столь высокое место.
Вот такой вот «Парк Победы»
Ну а первое место занимает…. «Парк Победы». Да-да, уважаемые, и не удивляйтесь. Все дело в том, что эта станция представляет собой так называемую «станцию закрытого типа» или по-другому «горизонтальный лифт». То есть на ней отсутствуют боковые посадочные платформы, а по обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Нигде в мире (!) станций подобного типа больше нет, а нас же их целых 10. Просто я считаю «Парк Победы» самой красивой. Она была бы еще красивее, если бы был реализован первоначальной план сделать двери «горизонтального лифта» не полностью металлическими как сейчас, а наполовину из крепкого матового стекла. Но по разным причинам от этого плана отказались. Кстати, некоторые двери на станции остались с тех времен и на них можно разглядеть, каким именно способом должно было крепиться стекло.
Мне очень нравятся на этой станции светильники – они сделаны в виде лавровых венков. Красные треугольники на полу платформы имитируют победоносные знамёна, а на глухой торцевой стене — год открытия и название станции. В обще то и все изыски.
Если внимательно присмотреться к дверям, то….. 🙂
Еще надо отметить, что на перегоне между Московской и Парком победы можно в окно наблюдать встречный поезд (немного у нас таких перегонов), а также еще то, что этот перегон, единственный во всем нашем метрополитене, который приходилось прокладывать с помощью взрывчатки.
Вот и все, что я хотел сообщить Вам, мои уважаемые читатели. Жду Ваших отзывов, и, конечно же, вариантов самых красивых на Ваш взгляд станций городского метро.
Хорошего времени суток!
При написании данного поста я использовал фото http://wiki.nashtransport.ru/
blogomarathon.livejournal.com
Самые красивые станции метро в Санкт-Петербурге — 🏕 Европа
Метро в Санкт-Петербурге — это не просто средство передвижения. Он также известен красотой и архитектурной изобретательностью своих станций. Первая линия была построена в 1955 году, и все восемь станций на этой линии имеют статус мест культурного значения. С тех пор метро расширилось, введя новые, творческие станции в систему. Вот те, на что стоит остановиться, находясь в пути.
Автово
Великие колонны и мраморный интерьер станции заставляют странствовать, если они прибыли на остановку метро или во дворец. Потолок станции поддерживается 46 колоннами, 30 из мрамора и 16, украшенными стеклом. Тема станции — защита Ленинграда во время блокады Второй мировой войны. В конце платформы есть большая мозаичная роспись, изображающая женщину с ребенком. Именно с этого момента в 1955 году первый поезд ушел, сделав петербургский метрополитен вторым оперативным метрополитеном в стране после Москвы.
Кировский завод
Название станции происходит от Кировского завода, расположенного в непосредственной близости, и общей темой станции является развитие социалистической промышленности. На стенах станции изображены барельефы, изображающие различные отрасли бывшего СССР: электричество, нефть, добыча угля и производство металлов. Станция украшена мрамором серого цвета. Станция первой использовала систему освещения, которая имитировала дневной свет, но позже была заменена обычным электрическим освещением.
Нарвская
Нарвская следует за Кировским заводом на красной линии и также является советской тематической станцией. Основная идея здесь — отметить различные профессии на всей территории Советского Союза. На стенах есть хау-рельефы врачей, строителей, фермеров, моряков и других высоко оцененных профессий. Станция имела большую мозаику Сталина, которая была закрыта в 1961 году. Название станции происходит от Нарвских триумфальных ворот, расположенных снаружи, в память о победе России над Наполеоном в 1812 году.
Пушкинская
В России знаменитый поэт Александр Пушкин не нуждается в представлении, поэтому неудивительно, что в Москве и Санкт-Петербурге есть станция метро, названная в его честь. В конце станции в Санкт-Петербурге есть скульптура Пушкина, в которой регулярно размещаются цветы под ней местных жителей. За ним изображен Царское Село (ныне Пушкин), пригород Санкт-Петербурга, где он провел большую часть своей юности и получил образование.
Площадь Восстания
Название станции буквально переводится как «Квадрат восстания», где действительно находится метро. Конструкция станции также посвящена теме, которая является Октябрьской революцией 1917 года. Это была первая станция с двумя выходами. На выходе, который ведет к Московскому вокзалу, есть четыре барельефа. Один изображает, как Ленин произносит речь после прибытия в Санкт-Петербург после многих лет изгнания, другой — из Ленина в своей хижине, другой показывает, что Ленин произносит речь в Таврическом двор
rus.worldtourismgroup.com
— Рекорды петербургского метро
Санкт-Петербург.ру решил напомнить читателям, какими рекордами славится петербургская подземка.
Самая загруженная станция России
Станция метро «Проспект Ветеранов» является самой загруженной станцией не только в Северной столице, но и во всей России и странах бывшего СССР. Пассажиропоток станции 193,1 тыс. человек в сутки.
Это объясняется отсутствием метро в ближайших пригородах и Красносельском районе Петербурга, а также наличием огромных жилых районов: Ульянка, Лигово, Сосновая Поляна.
Название свое станция получила от одноименной магистрали, правда, на ней ни один из выходов не расположен. Первоначально станцию хотели назвать по нынешнему Дачному проспекту, который на тот момент именовался улицей III Интернационала.
Фото: commons.wikimedia.org
Самая глубокая станция России
Станция «Адмиралтейская» открыта одной из последних, хотя с 1997 года она была «станцией-призраком» — поезда от «Спортивной» до «Садовой» следовали без остановок, медленно проезжая слабо освещенную станцию.
Из-за глубины залегания (86 метров, абсолютный показатель в России, в мире также является одной из самой глубоких) и расположения станции относительно вестибюля, наклонный ход имеет два марша эскалаторов с промежуточным подземным залом. Второй марш эскалатора расположен практически в обратном направлении по отношению к первому.
Фото: ru.wikipedia.org
Станция могла стать 500-й станцией метрополитена в СНГ, если бы ее открыли на два дня раньше. Но в итоге 500-й стала станция «Выставочный центр» в Киеве, а «Адмиралтейская» — 501-й.
Фото: baltinfo.ru
В 2012 году несколько сотен человек встретили Новый год на эскалаторах станции, которые остановились за 15 минут до полуночи.
Одна из самых красивых в мире
Станция «Автово» считается одной из самых красивых в мире, она регулярно попадает в соответствующие рейтинги. Например, в 2014 году The Guardian включил ее в ТОП-12 самых красочных станций. The Telegraph, в свою очередь, признал «Автово» одной из самых красивых станций метро в Европе.
Фото: kazanskie-vehi.com
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причем, именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Единственная в первой очереди станция мелкого заложения (всего 12 метров).
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них отделаны мрамором, а 16 облицованы декоративным стеклом. Наземный вестибюль соединяется с посадочными платформами широкой винтовой лестницей.
По проекту все колонны должны были быть стеклянными. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем. Но после выступлений Н. С. Хрущева против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались. И все же газеты окрестили-таки метро не иначе как «Хрустальным дворцом».
Фото: piter.tv
Первая в России двухъярусная станция
«Спортивная» — первая на территории бывшего СССР двухъярусная односводчатая станция. Нижний и верхний ярусы соединяются между собой малыми эскалаторами, объединенными в две группы по три эскалатора.
Станция открыта 15 сентября 1997 года в составе участка «Садовая» — «Чкаловская». Название связано с близостью двух крупных спортивных объектов — стадиона «Петровский» и дворца спорта «Юбилейный».
Благодаря компактности она занимает минимум подземного пространства, затраты на содержание также минимальны, а вот пропускная способность при минимуме времени на пересадку гораздо выше, чем у других типов станций.
Фото: wikiwand.com
В этом году на День города петербуржцам преподнесли подарок — был открыл второй выход со станции на Васильевский остров. Выход расположен в южном торце нижнего яруса. Для облегчения передвижения тоннель под Малой Невой оснащен траволаторами. Это первый подобный опыт в петербургской подземке.
Фото: malenkov.blogspot.com
Станции закрытого типа
Станции закрытого типа или как их еще называют «горизонтальный лифт» строились в советское время. Первоначально предложение о применении таких станций было выдвинуто относительно станции «Чернышевская». Но впервые в мире по типу «горизонтальный лифт» был построен подземный зал станции «Парк Победы».
Фото: sdelanounas.ru
В качестве преимуществ строительства подобных станций приводились следующие аргументы: быстрее строится и дешевле, работы максимально механизированы, такие станции безопаснее и менее шумные.
Всего было построено десять станций закрытого типа — «Парк Победы», «Петроградская», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского-1», «Московская», «Елизаровская», «Ломоносовская» и «Звездная».
Станция «Петроградская», фото: no-exit.org
Однако со временем стало понятно, что у такого типа строительства масса недостатков. Так, в конечном итоге они оказались сложнее и дороже в эксплуатации. Оборудование станционных дверей потребовало дополнительного обслуживания. Пропускная способность станций снижалась из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, а это приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, к увеличению интервалов движения поездов.
m.saint-petersburg.ru
ФотоТелеграф » Самые красивые станции метро Москвы и Санкт-Петербурга
Красота Москвы и Санкт-Петербурга распространяется не только на длинные улицы, масштабные площади и роскошные здания. Спускаясь вниз, в “подземку”, попадаешь словно в залы музея или дворца. Канадский фотограф David Burdeny добился для себя права побыть на станциях метро столицы после их закрытия, чтобы заснять, насколько они прекрасны, особенно когда безлюдны. Самые красивые работы мастера – в нашей подборке.

Станция метро “Таганская”, Москва

Станция метро “Киевская”, Москва

Станция метро “Автово”, Санкт-Петербург

Станция метро “Маяковская”, Москва

Станция метро “Комсомольская”, Москва

Станция метро “Новослободская”, Москва

Станция метро “Киевская”, Москва

Станция метро “Белорусская”, Москва

Станция метро “Проспект Мира”, Москва

Станция метро “Маяковская”, Москва

Станция метро “Сокол”, Москва

Станция метро “Электрозаводская”, Москва

Станция метро “Арбатская”, Москва

Станция метро “Кропоткинская”, Москва

Станция метро “Новочеркасская”, Санкт-Петербург
fototelegraf.ru
Экскурсия по метро Санкт-Петербурга
История строительства, метро Санкт-Петербурга в наши дни
Проишествия и интересные факты о метро Санкт-Петербурга
Карта (схема) метро Санкт-Петербурга
Практическая информация о транспорте Санкт-Петербурга
Мы привыкли, что метро в Санкт-Петербурге – это удобный транспорт и торопясь на работу или по делам, не замечаем архитектуру и убранство его станций. Самые красивые из них расположены на первой пусковой линии метро от Площади Восстания до Автово. Открытые в 1955 году и выполненные по новейшим технологиям того времени они спроектированы в одном стиле.
Это восемь станций – Площадь Восстания и Владимирская, Пушкинская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово, входящие в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Совершим небольшую экскурсию по этим станциям и отметим также необычную двухэтажную станцию Спортивную и, конечно, самую популярную у туристов – Невский проспект.
Начнем экскурсию со станции метро Автово, ведь именно сюда 15 ноября 1955 года прибыл первый поезд метро Санкт-Петербурга. Название Автово в переводе с финских слов аутио и аутто и означает пустынный. Есть версия, что слово Автово происходит от финского обозначения медведя.
Станция Автово – оформление посвящено обороне Ленинграда
Вход в павильон украшает двойной шестиколонный портик и купол на большом световом барабане. Глубина станции Автово – всего 15 метров, это трехпролетная станция. Здесь потолочное перекрытие поддерживается двумя рядами колонн. Необычность состоит в том, 30 колонн облицованы мрамором, а 16 выглядят хрустальными. Создать эту иллюзию удалось благодаря решению ряда технических задач профессором Пермского университета Виктором Гершуни и архитекторами Андреем Грушке и Евгением Левинсоном. Таких стеклянных колонн нет ни на одной станции метрополитена России. Тема оформления станции Автово – оборона Ленинграда и поэтому для украшения светильников и решеток использованы элементы воинской доблести – золоченые мечи и лавровые ветви. Торцовая стена украшена мозаичным панно «Победа», выполненным художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым и изображающим женщину с младенце.
Станция Нарвская – трудовая доблесть советского народа
Станция глубокого заложения пилонного типа расположена на глубине 52 метра. В центральном подземном зале на боковых сторонах пилонов расположены горельефы с изображением людей различных профессий, а на торцевой стене первоначально находилось мозаичное панно работы Александра Герасимова, изображающее Иосифа Сталина на трибуне. В 1961 году панно было отгорожено мраморной фальшь стеной. Говорят, что мозаика сохранилась до настоящего времени. Станция выглядит торжественно благодаря светящемуся потолку и рубиновой облицовке карнизов.
Станция Пушкинская – Петербург и великий русский поэт
Эта станция считается одной из самых красивых в метро Санкт-Петербурга и особенно любима петербуржцами за воплощение в ее архитектуре характера Северной столицы. Это строгость и изящность, гранит и мрамор, Пушкин и Царское село. Пилоны облицованы белым мрамором, а пол отделан красным гранитом. Черные мраморные торшеры в нишах создают приглушенный свет, а в торцевой части расположен памятник Александру Сергеевичу Пушкину, выполненный скульптором Михаилом Аникушиным, автором также памятников поэту на станции Черная речка и у Русского музея.
Станция Владимирская – благосостояние советского народа
Павильон встроен в четырехэтажное здание, ниша которого украшена дорическими колоннами. Станция выходит на Владимирскую площадь и расположена рядом с Владимирским собором. Над эскалатором мы видим выполненное художниками А.А. Мыльниковым, А.Л. Королевым и В.И. Сноповым мозаичное панно «Изобилие». В газетах 1955 года писали, что оформление станции посвящено росту благосостояния Советского народа. На самом же деле, на ее оформление повлиял расположенный рядом Кузнечный рынок. Вестибюль облицован золотисто-желтым мрамором, а купол подсвечивается снизу. Весь подземный зал облицован белым мрамором, гармонично сочетающимся с бронзовой отделкой. Темный пол и массивные люстры выглядят контрастно со светлыми стенами. На декоративных решетках изображен год открытия станции – 1955.
Станция Площадь Восстания — вооруженное восстание 1917 года
Находится на пересечении Невского и Лиговского проспектов рядом с Московским вокзалом и является станцией глубокого заложения. Цоколь облицован красным уральским мрамором, потолок украшен ослепительно белыми арками и световыми дугами. В отделке зала использованы элементы архитектуры классицизма. Теме революции и вооруженного восстания посвящены 4 барельефа на пилонах центрального подземного зала — «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» и «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», «Выстрел Авроры» и «Штурм Зимнего Дворца». Интересна также оформленная красной смальтой станция Маяковская, расположенная в этом же пересадочном узле.
Станция Технологический институт – развитие советской науки
Расположена на пересечении Загородного и Московского проспектов рядом с Технологическим институтом. Вход в метро встроен в трехэтажное полукруглое здание бежевого цвета, в котором расположено Управление метрополитеном. Это первая кросс-платформенная станция, на которой, чтобы перейти с одной линии на другую, надо только пересечь платформу. Станция имеет два зала, первый из них Колонный, его еще называют Круглым, был открыт в 1955 году в составе первой Кировско-Выборгской линии метро в Санкт-Петербурге, а второй пилонный зал открыт в 1961 году в составе Московско-Петроградской линии. Из первого колонного зала поезда отправляются в южном направлении в сторону станций Балтийская по красной линии и Фрунзенская – по синей линии. Из второго пилонного зала поезда отправляются в северном направлении к станциям Пушкинская и Сенная площадь. В центре Круглого колонного зала расположен переход в пилонный зал.
Стены Колонного зала отделаны светлым Уральским мрамором, а пол – черным гранитом. Здесь можно видеть медальоны с изображениями Карла Маркса и Владимира Ленина, а на колоннах – 24 барельефа с изображением ученых, внесших значительный вклад в развитие Российской науки. Это Иван Мичурин и Владимир Бехтерев, Дмитрий Менделеев и Константин Циолковский, Николай Пржевальский и Михаил Ломоносов, Александр Попов и другие ученые. Особенность станции еще и в том, что она стала первым пересадочным узлом метро Санкт-Петербурга.
Станция Кировский завод — развитие советской индустрии
Павильон напоминает древнегреческий храм, в который ведут широкие гранитные лестницы. 44 дорические колонны, украшенные каннелюрами — вертикальными желобками, образуют прямоугольник. Подземный зал оформлен дымчато-серым кавказским мрамором, а 31 пара колонн образует стройные ряды. Наверху колонн установлены горельефные картуши с эмблемой промышленности. Чеканка горельефов отполирована и поэтому выглядит как серебряная. Изображения посвящены электрификации, каменноугольной, металлургической и нефтяной промышленности. Потолок в центральном зале украшен лепниной, где в окружении листьев и звезды можно увидеть букву К, символизирующую Кировский завод. В торцевой стене установлен бюст В.И. Ленину. Для оформления впервые для метрополитена было применено люверсное освещение, когда мягкий свет струится сверху из квадратных световых плафонов.
Станция Балтийская – мощь и слава Советского Союза как морской державы
Павильон станции пристроен к восточному флигелю Балтийского вокзала. Над входными дверями в нише расположены барельефы с портретами адмиралов Федора Ушакова, Михаила Лазарева и Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова. Серо-голубой мрамор в отделке стен подземного зала напоминает нам о Балтийском море, а если посмотрим наверх, обрамление свода в виде голубых лент создает иллюзию взвившегося над нами паруса. Декоративные решетки украшены изображением якоря. На торцевой стене – мозаичное панно «1917 год» из цветных камней и мрамора, изображающее моряков Балтики и рабочих, идущих на штурм Зимнего Дворца.
Станция Спортивная – О спорт, ты жизнь
Рядом со спортивными объектами стадионом Петровский и Дворцом спорта Юбилейный расположена станция метро Спортивная, открывшаяся 15 сентября 1997 года. Это первая двухэтажная станция в России и возможно, в мире. Станция проектировалась как пересадочная на кольцевую линию метро, которая так и не была построена. Поэтому с одной стороны платформ ходят поезда 5-й (фиолетовой) линии, а с другой стороны платформы даже не уложены рельсы. На втором этаже станции (ближе к поверхности) останавливаются поезда в сторону центра города, на первом этаже — в сторону метро «Комендантский проспект».
Украшение кассового зала – мозаичное полотно «Олимпийский огонь» – работа художника А.К. Быстрова, рассказывающая о событиях в древней Греции. Все светильники и торшеры выполнены в виде Олимпийского факела. В оформлении олимпийская тематика явно преобладает — видимо, авторы проекта все же склонялись назвать станцию Олимпийская, а не Спортивная. На торцевой стене верхнего этажа можно прочитать сокращенный вариант оды спорту « О спорт! Ты — наслажденье…» Полированный гранитный пол как зеркало отражает вестибюль станции. На втором этаже интересна центральная мозаика А.К. Быстрова с изображением спортивного состязания античных времен. Кроме изображения основных персонажей, мы видим ангела из христианской иконографии. Особенность станции в том, что она закрывается во время домашних матчей команды Зенит, а одна из сторон метровокзала находится в ожидании запуска кольцевой линии.
Станция Невский проспект – одна из самых «экономных»
Находится в самом центре Санкт-Петербурга, открыта в 1963 году, во времена повсеместной хрущевской экономии, что и послужило ее скромному оформлению. Вместо керамики для оформления стен использовалось стекло, окрашенное изнутри красным цветом, а позже оно было заменено на искусственный камень такого же цвета. Пилоны отделаны алюминиевыми ребрами, пол выложен – габбро и лабрадоритом — минералами, похожими на гранит. Это первая станция метро в Санкт-Петербурге, не имеющая наземного павильона
Станция Горьковская – «летающая тарелка»
Свое название станция получила в честь писателя Алексея Максимовича Горького, проживавшего на проспекте Максима Горького – ныне Кронверкском проспекте. Современный облик в виде летающей тарелки приобрела после реконструкции 2008-2009 годов, тогда же под куполом павильона была установлена композиция – абстрактная розовая зарождающаяся планета с кратерами. Авторы проекта настойчиво именуют ее луной, хотя по цвету она больше похожа на Марс. Символично, что кроме многих исторических памятников, в том числе Петропавловской крепости, неподалеку расположен Планетарий.
Стены подземного зала отделаны сааремским известняком, а в торцевой стене из этого же камня выполнен рельефный портрет Максима Горького. Кабельные шкафы украшают изображения буревестника – героя известной Песни о буревестнике.
Станция Маяковская – оформление посвящено советскому поэту
Стихи, написанные лесенкой, стали визитной карточкой поэта. Похожим образом — красной «лесенкой» оформлены стены зала и ступенчато выполнен переход к эскалаторам в коридоре.
Перед входом в эскалаторный зал расположен пилон, на котором мы видим изображение советского поэта и его стихи, в том числе знаменитые строки:
Отечество | |||
Славлю, | |||
Которое есть, | |||
Но трижды — | |||
Которое будет! |
Стены центрального зала отделаны смальтой темно-красного цвета и напоминают красные стяги. В концах зала – мозаичные портреты поэта, выполненные художником Юрием Могилевским, в торцах — оригинально оформленное название станции метро — Маяковская.
Станция Гражданский проспект – призыв к объединению граждан
Относится к немногим станциям метрополитена, имеющим шандоры – металлоконструкции, перекрывающие двери в вестибюль для защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Подземный зал выглядит золотистым, поскольку путевые стены и колонны облицованы желтовато-бежевым мрамором, а торцевые стены и светильники выполнены из анодированного алюминия желтого цвета. В центре торцевой стены расположен бронзовый герб Советского Союза диаметром около трех метров с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанным на всех языках бывших советских республик. Изображение герба СССР указывает на связь оформления залов с названием станции метро Гражданский проспект. Интересна также большая люстра в наземном вестибюле в виде розы, выполненной из переплетений металлических спиралей, сходящихся к центру.
www.spb-guide.ru