Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

Первое условие: вид права, на котором вам принадлежит земля.
Второе условие: местонахождение земельного участка.
Третье условие: группа, к которой отнесены старый и новый виды разрешенного использования земельного участка.
Всего существует 5 видов прав, на которых можно владеть участком.
Среди них выделяют:
- собственность,
- аренда,
- безвозмездное пользование,
- постоянное (бессрочное) владение,
- пожизненное наследуемое владение.
В этой статье рассмотрим изменение разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности и аренде.
1-ый способ.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.
Для начала коротко разберемся:
- что такое разрешенное использование земельного участка,
- что такое территориальная зона,
- что такое градостроительный регламент,
- что такое карта градостроительного зонирования,
- что такое Правила землепользования застройки.
Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.
Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.
Что такое разрешенное использование земельного участка?
В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.
Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.
Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.
Существует 113 видов разрешенного использования земельных участков.
Все виды разрешенного использования (сокращенно – ВРИ) изложены в Классификаторе.
Безопасно скачать Классификатор видов разрешенного использования по ссылке.
Что такое территориальная зона?
В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.
К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.
Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.
Некоторые примеры территориальных зон:
- жилая зона,
- деловая зона,
- промышленная зона,
- сельскохозяйственная.
В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.
Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.
Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.
Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:
- основные виды разрешенного использования,
- вспомогательные виды разрешенного использования,
- условно разрешенные виды использования.
Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.
Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.
Что такое градостроительный регламент?
В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.
Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.
Где найти градостроительный регламент?
Ответ прост.
Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).
Для справки.
В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.
Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.
На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.
Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.
Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?
В законе (статья 1 ГрК) дано определение.
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.
Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.
Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.
Подведем предварительный итог.
Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.
Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.
Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.
Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.
Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.
Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности?
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.
Напомню, виды разрешенного использования участка распределяются по 3-м группам:
- основные виды разрешенного использования,
- вспомогательные виды разрешенного использования,
- условно разрешенные виды использования.
В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.
Смена основных видов разрешенного использования.
Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.
Образец декларации на смену основного вида разрешенного использования можно безопасно скачать с Яндекс.Диска.
Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.
Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.
Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.
Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.
Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.
Никаких разрешений и согласований получать не нужно.
Важный нюанс.
Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.
Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.
Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).
Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.
Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.
Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.
Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.
1. Направить в местную администрацию заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Единой формы заявления нет.
Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.
В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.
В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.
2. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.
Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.
Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.
Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.
По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.
На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.
Отказ можно обжаловать в суде.
3. Изменение условно разрешенного использования участка.
Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.
2-ой способ.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.
По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.
Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.
В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.
Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.
Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.
Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.
Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.
Арендатор не может изменить вид разрешенного использования даже с согласия собственника в следующих случаях:
— арендатор получил участок по результатам торгов.
Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).
— участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.
Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.
Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.
Для справки.
Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.
Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.
В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.
Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.
И в завершение, рассмотрим случай,
когда изменение вида разрешенного использования не допускается как для собственников, так и для арендаторов.
Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.
Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.
Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:
- минимальный размер земельных участков,
- максимальный размер участков.
Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.
Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.
Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.
Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.
Указанное ограничение состоит в следующем.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.
Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.
Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.
Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.
Как быть, если нужно
изменить вид разрешенного использования участка, на который Правила землепользования и застройки не распространяются.
К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.
Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.
Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.
Желаю вам удачного дня и достойной жизни.
paruslex.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка — 2018
В 2018 году в правила изменения вида разрешенного использования земельного участка внесли новшества. Эксперт разъясняет, как работают новые правила и какие правовые позиции поддержал ВС РФ.
Содержание статьи:
Какие правила изменения вида разрешенного использования земельного участка действуют в 2018 году
Все земельные участки на территории Российской Федерации подразделяются на определенные категории в соответствии со своим целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Все существующие виды разрешенного использования земельных участков систематизированы в действующем в 2018 году Классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ № 540 от 01.09.2014).
При этом необходимо знать, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору.
Данное правило закреплено ч. 11 статьи 34 ФЗ № 171-ФЗ. При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором.
Скачайте документы по теме:
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Реалии настоящего времени таковы, что многие собственники земельных участков желают изменить вид разрешенного использования своего актива, дабы увеличить его экономическую рентабельность. Если использовать землю не по назначению, владельца оштрафуют. Такой штраф можно оспорить.
Внимание! Читайте, как оспорить штраф,
Решив реализовывать проект по изменению, собственник должен знать, что в соответствии с изменениями, внесенными в текущем году в земельное и градостроительное законодательство, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
- Основной вид разрешенного использования.
- Условно разрешенный вид использования.
- Вспомогательный вид разрешенного использования, который допустим только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному и осуществляемый совместно с ними.
Любое изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды использования участков.
Итак, рассмотрим порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на примере участка с видом использования «для размещения производственного здания» (земли промышленности) на вид «объекты придорожного сервиса»:
- В рамках производственной территориальной зоны (П) оба данных вида разрешенного использования являются основными и, соответственно, собственник данного участка может изменить вид самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ; ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
- Если сведения об участке, в отношении которого меняется вид использования, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственнику участка необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Аналогична процедура и в отношении установления вспомогательного вида дополнительно к основному.
Наиболее сложна в части реализации процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Поэтому более детально остановимся на основных этапах данной процедуры. Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования собственник земельного участка обязан обратиться в уполномоченный орган государственной власти (в каждом субъекте РФ данные органы различны).
Так, в отношении земельных участков, расположенных на территории Московской области, решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка выдает Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектура). Свои полномочия данный орган осуществляет в соответствии с Административным регламентом от 21.12.2017 № 31-РВ-314.
При первичном обращении Главархитектура проверяет:
- надлежащее ли лицо подало обращение;
- не находится ли земельный участок под арестом, залогом, иными обременениями;
- не выявилось ли наложение земель лесного фонда на границы земельного участка.
Наложением земель лесного фонда на границы земельных участков, находящихся в частной собственности, является острой проблемой на территории всей Московской области. Около 80% отказов выдается собственникам земельных участков именно по данному основания.
В случае получения отказа собственнику необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства с заявлением о применении, в соответствии с ФЗ 280-ФЗ, лесной амнистии в отношении земельного участка.
После того, как вопрос о применении амнистии рассмотрен на заседании соответствующей комиссии и в отношении земельного участка принято положительное решение, все данные из Комитета лесного хозяйства передаются в Главархитектуру. Главархитектура Московской области обеспечивает извещение администрации городского округа о необходимости проведения публичных слушаний по данному вопросу. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом городского округа и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит официальному опубликованию и размещается на официальном сайте городского округа.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения и протокол публичных слушаний в установленный срок направляются в Главархитектуру Московской области для подготовки проекта рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении. Проект в установленном порядке рассматривается на заседании Комиссии и Градостроительного совета Московской области. Главархитектура принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении с учетом рассмотрения рекомендаций на заседании Комиссии.
Министерство имущественных отношений Московской области в случае принятия Главархитектурой решения о предоставлении собственнику разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка уведомляет его о размере платы за изменение вида использования, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Внимание! Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и Московской области является платным! Стоимость изменения рассчитывается по определенной формуле, установленной законодательными актами данных субъектов, и применяемой на основании кадастровой стоимости данного участка до и после изменения вида использования.
При этом собственник участка не должен забывать о возможности оптимизации данной платы путем пересмотра кадастровой стоимости участка.
Читайте, как оспорить кадастровую стоимость участка
Собственник земельного участка обязан внести в полном объеме плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления от Министерства имущественных отношений Московской области о размере такой платы.
Главархитектура Московской области в случае невнесения собственником указанной платы по истечении установленного срока на основании уведомления Министерства имущественных отношений Московской области о невнесении платы выносит решение об отмене разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и уведомляет об этом собственника земельного участка.
Заинтересованное физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Выше были рассмотрены варианты изменения вида разрешенного использования земельного участка его собственником. Что же касается изменения вида арендатором земельного участка, то он имеет право изменять вид только с согласия собственника. Наиболее актуальным это является при аренде государственных и муниципальных земель.
Как изменить вид использования, если нужного нет в градостроительном регламенте
В рамках обсуждения темы изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратить внимание, что в случае, если собственник выразил желание изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, то в этом случае
Собственник земельного участка вправе направить в соответствующую комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате:
- земельные участки не используются эффективно;
- причиняется вред правообладателям земельных участков;
- снижается стоимость земельных участков;
- не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
При этом любое из данных обстоятельств необходимо надлежащим образом обосновать и подкрепить соответствующими заключениями.
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации.
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Верховный суд рассмотрел новую практику по спорам об изменении вида использования участков
Законодательство в части изменения вида разрешенного использования земельного участка в том виде, который был рассмотрен в данной статье, стало применяться только с начала 2018 года.
В частности, в Обзоре приводятся следующие наиболее актуальные правовые позиции судов.
1. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно.
Так, Общество «П» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования земельного участка со «строительство многоквартирного дома 4 — 5 этажей» на «строительство многоквартирного дома 5 — 9 этажей» и внести соответствующие изменения в договор аренды земельного участка.
Судом установлено, что спорный земельный участок по результатам торгов был предоставлен обществу «Н» для строительства 5-этажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством многоквартирный дом по договору купли-продажи перешло к обществу «П».
Администрация муниципального образования и общество «П» заключили договор аренды упомянутого земельного участка для завершения строительства объекта.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены — в соответствии с назначением имущества.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.
Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество «П» как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку отсутствовали основания для изменения условий договора аренды, а также обращение общества «П» с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов.
2. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, суд кассационной инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в правилах застройки и землепользования муниципального образования, согласно которым виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования вспомогательный вид использования не считается разрешенным.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». К нему примыкает испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в указанной зоне, отнесены в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка является вспомогательным видом использования земельных участков в указанной зоне.
Поскольку Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (то есть для одного участка, а не для двух различных, когда на одном осуществляется основной вид разрешенного использования, а на другом, самостоятельном участке, вспомогательный, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования), и истец не представил доказательств использования данного участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд кассационной инстанции правомерно принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
3. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.
Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка, обосновывая свое требование тем, что вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении.
Удовлетворяя заявление, суд указал следующее.
В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например, свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.
Данные положения были утверждены Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018.
Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод, что всего за 1 год функционирования новой системы изменения вида разрешенного использования земельного участка уже наработан достаточный теоретический и практический опыт ее применения, что во многом упростит работу собственников со своими земельными активами.
www.law.ru
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Разрешенное использование – это особенности земельных участков, которые определяют их правовой режим. В свою очередь, он должен соответствовать разграничению территорий. Правовым режимом будет являться уже утвержденный вид использования, а территориальная зона будет главным понятием ВРИ.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и Московской области
Санкт-Петербург и область
Федеральный номер
Другими словами, разграничение территорий – это выделение её части, которая имеет особенность – правовой режим. Границы такого использования определены законодательством РФ (ЗК РФ, Федеральные законы по налогам и сборам, лесное, водное законодательство и т. д.) и, если оно не противоречит основному законодательству РФ, то законами и нормативными актами субъектов РФ.
Пошаговая процедура изменения ВРИ земельного участка
Когда требуется получить решение на перевод в другую категорию, к примеру, под капитальную застройку жилыми объектами в определенной области, то здесь будет заниматься таким вопросом Инвестсовет при Губернаторе данной области.
Инвестору в таком случае необходимо:
- Подать соответствующее ходатайство.
- Сдать необходимый пакет документов.
- После регистрации, в течение одного рабочего дня, документы уходят в областное министерство по инвестиционной политике.
- В течение 14 дней такое министерство собирает заключения от исполнительной власти и задействованных компаний, министерства госимущества, министерства с/х, департамента градостроительного развития территорий области, местном органе самоуправления муниципалитета, Роспотребнадзоре РФ, и других структур, чтобы рассмотреть возможность такого перевода в другую категорию.
- Затем, министерство приступает к подготовке проекта решения инвестсовета при Губернаторе определенной области и вносит прошение на рассмотрение.
- По его рассмотрению, а также рассмотрению всех заключений, инвестсовет принимает соответствующее решение.
Необходимый пакет документов:
- Заявление на изменение ВРИ.
- Копия паспорта гражданина РФ.
- Заверенные надлежащим образом копии правоустанавливающих документов на участок земли.
- Согласие собственника участка на изменение ВРИ.
- Заключение результатов проведения публичных слушаний (если их проведение обязательно).
- Фотографии земельного участка.
- Акты проверок муниципального земельного контроля (зависит от конкретной ситуации).
- Иллюстрации границ участка со всеми прилегающими территориями.
- Государственная экспертиза по охране природных ресурсов и экологии.
Сроки рассмотрения и принятия решения:
- На стадии местных органов самоуправления: регламентированы определенным субъектом Федерации и местным самоуправлением. В подавляющем большинстве областей (субъектов РФ), срок рассмотрения заявления составляет до 80 рабочих дней – включая публичные слушания.
- На стадии министерства областного имущества: 17 рабочих дней.
- Пересылка пакета документов из одной структуры, в другую: 3 рабочих дня.
- Максимальный срок рассмотрения составит до 4 месяцев.
Способы изменения ВРИ
Вопрос перевода с/х земель в земли поселений, ввиду нехватки земли под индивидуальное строительство стоит особенно остро. К тому же, стоимость данных категорий земель, значительно отличается.
Также, сегодня земельное законодательство РФ предусматривает возможность построить хорошее капитальное жилье, не беспокоясь о хлопотах перевода земли в другую категорию.
Получить разрешение на строительство большого дома на сельскохозяйственной земле, с возможностью получить прописку и постоянно проживать в нем можно 2 способами:
- N172-ФЗ (03.12.2004 г.) – о переводе в другую категорию.
- N191-ФЗ (29.12.2004 г.) – о введении в действие ГрК РФ.
Внутри одной категории
Второй вариант наиболее распространен, он проще, но у него тоже имеется определенная процедура:
- Изменить ВРИ земли можно, исходя из схем освоения территории муниципалитета, генпланов поселений, городов и градостроительным регламентом, при соблюдении технических регламентов.
- Заявление об изменении ВРИ относят в орган самоуправления.
- Требуется проведение публичных слушаний, где участниками будут граждане, проживающие в рамках территориальной и смежной зонах.
- Существует требование обязательной публикации результатов указанных слушаний.
- Комиссия по организации слушаний делает заключение и выносит рекомендации, на основании которых глава местного органа самоуправления принимает соответствующее решение.
При переводе участка из одной категории в другую
Имеется определенный список, регламентирующий возможность перевода из одной категории земельного надела, в другую:
- Находящиеся в Федеральной собственности – решается Правительством Российской Федерации.
- В собственности субъектов РФ – органом власти конкретного субъекта Российской Федерации.
- Сельскохозяйственные земельные территории, находящиеся в собственности муниципалитетов – решается органом власти данного субъекта Российской Федерации.
- Земли частных собственников / сельскохозяйственного направления – исполнительная власть конкретного субъекта РФ.
- Земли иных назначений – местным органом самоуправления.
Основные виды разрешённого использования земельных участков
Исчерпывающий список всех ВРИ закреплен в классификаторе, который призван упорядочить и выделить наиболее значимые виды жизнедеятельности человека и общества на участках земли.
Зачастую, территориальная определенная зона включает ряд земельных участков и ВРИ на конкретный участок, что способствует развитию всей территории в целом. Кроме того, он определяет рыночную цену исходя из направления использования земли, отсюда и выходит размер налоговой ставки на неё.
Условно-разрешенные виды пользования
К основным данные ВРИ относиться не будут, но их введение градостроительный регламент допускает, только в границах определенной территории. Требуется дополнительное утверждение в комиссии по землепользованию муниципалитета. Также, необходимо проведение слушаний.
Вспомогательные виды пользования
Дополняют остальные ВРИ. Не являются преимущественными, могут существовать только совместно. Выбрать такие виды без основного будет незаконно. Например, направление земельного участка под гаражную застройку либо объекты инфраструктуры.
ВРИ земельных участков определяются классификатором. Он имеет свои отличия:
- Всем ВРИ земельного участка присвоен свой код (обозначается числом). В содержании указывается список возможной деятельности, позволенной вести на конкретном участке, разрешенные к размещению объекты.
- В содержании предусмотрены 12 обобщенных и 81 уточненный вид. Если дальнейшее развитие территории ещё не известно, устанавливают обобщенный без уточнений ВРИ. Если он установлен как основной, то в этом случае на участке можно заниматься всеми видами хозяйственной деятельности, главное, чтобы он был предусмотрен уточненным ВРИ.
- Некоторые ВРИ описываются достаточно полно и развернуто. В классификаторе нет подразделения на условные, вспомогательные или основные ВРИ. Например, жилищное строительство допускает посадку и выращивание определенных сельскохозяйственных культур. Более того, для размещения линии ЛЭП, системы водопровода и похожих объектов, призванных обеспечивать жизнедеятельность человека, установление дополнительных или основных ВРИ не требуется.
Основные виды пользования
- Сельскохозяйственное: выращивание лекарственных культур, звероводство, птицеводство, рыбоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства и прочее.
- Жилая застройка: среднеэтажная жилая застройка, передвижное жилье и т. д.
- Использование объектов строительства: здравоохранение, религиозное использование, культурное развитие и прочее.
- Предпринимательство: рынки, гостиничный сервис, банковская и страховая деятельность, сервис автотранспорта и т. д.
- Рекреация: спортивная охота и рыбалка, поля для конных прогулок, пирсы для маломерных судов и т. п.
- Производственная деятельность: энергетика, связь, тяжелая и легкая промышленность, нефтяная промышленность и т. д.
- Транспорт: авто, железнодорожный транспорт и прочий.
- Безопасность и оборона: охрана гос. границ Российской Федерации, деятельность в области исполнения наказаний и далее по списку.
- Охрана и изучение природных объектов: охрана территорий природных объектов, курортный сервис, историческая деятельность.
- Лесное использование: заготавливание лесного ресурса, древесины, лесной резерв.
- Объекты на воде: общее пользование объектами на воде, гидротехнические конструкции.
- Общее пользование территории: ритуальная деятельность, специальная, запас.
Для каких целей проводится процедура?
В постановлениях и приказах исполнительной власти о наделении участками, в договорах и других документах, где подтверждается получение права владения, всегда описывается категория, которая имеет свой ВРИ. Например, индивидуальная застройка и ведение сельского хозяйства и т. д.
Сегодня, зачастую приходится сталкиваться с переводом участков земли, предназначенных под садоводство – в дачный участок земли, так как на последних разрешено возведение здания с правом регистрации проживания в них, и многие владельцы коттеджей желают получить официальную прописку.
Нюансы проведения публичных слушаний
При отсутствии публичных слушаний
Целесообразность проведения таких слушаний при переводе земельных участков (например, для инвестора) решается комиссией по проектированию застройки (землепользования).
Кроме того, комиссия решает вопрос – насколько проведенные слушания отвечают реальному порядку вещей, и возможно ли обратить внимание на результаты проведения (заключение) данных слушаний. Утверждается главой администрации.
Если проведение публичных слушаний необходимо
Общие правила регламентирует ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ и Устав муниципалитета:
- Участниками слушаний могут быть только собственники земельных участков либо арендаторы расположенных в границах этой территории участков, где запрашивается разрешение.
- Участники могут представлять свои замечания и предложения относительно предмета слушаний, что обязательно заносится в протокол данных слушаний.
- Результаты проведенных слушаний подлежат обязательной публикации в сети интернет на официальном ресурсе муниципалитета.
- Срок от начала сообщения участникам о проведении слушаний, и до опубликования заключения – не может составлять больше одного месяца.
- При положительном решении комиссия представляет рекомендации, при отказе указывает причины такого решения. Указанные документы направляются главе администрации.
- Лицо, заинтересованное в проведении публичных слушаний и получении решения, берет на себя все расходы, связанные с проведением такого слушания.
homeurist.com
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Главная » Земля » Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Изучите информацию о смене допустимых видов применения земельных участков, чтобы наглядно представлять, чем является ВРИ участка земли. Каким образом допускается его поменять, осуществляя определенный порядок действий?
Что такое вид разрешенного использования земельного участка
Допустимый вид применения участка земли представляет собой одну из дополнительных характеристик, имеющую юридическую важность, потому что носит правовой статус, определяющий пользование землей. Владелец участка земли по этому критерию знает, как возможно применять земельный участок, что на нем возводить можно, а что запрещено.
Немаловажно, что ВРИ является основным пунктом, формирующим кадастровую стоимость участка земли. Также сведения о ВРИ фиксируют в обязательном порядке в государственный кадастр недвижимости и в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как определяется вид допустимого использования земельного участка?
Вариант применения земельного ресурса определенного участка территории определяется на основании классификатора ВРИ, который принимается в качестве обязательного с 1.09.2014 года после утверждения приказом Минэкономразвития под номером 540. Согласно этому классификатору, на сегодняшний день осуществляется установление вида допустимого использования территории участка.
До вступления в силу данного классификатора применялись регламенты градостроительной деятельности, которые были составной частью правил осуществления застройки и землепользования. То есть раньше владелец участка земли самостоятельно без согласований определял для себя вид разрешенного землепользования, подавал заявку в уполномоченный орган кадастрового учета. Затем объявлялось решение об осуществлении внесения изменений в ВРИ участка земельного массива.
Кто может изменить вид разрешенного использования земельного участка
Поменять ВРИ может владелец территории либо его представитель, действующий с применением нотариально заверенной доверенности.
Если собственник не обратился заранее в администрацию поселения и органы государственной власти, то он имеет возможность с помощью органов государственного кадастрового учета осуществить межведомственный запрос для получения готового решения, которое обязаны вынести сотрудники муниципалитета, для оформления заключительного решения о возможности изменения ВРИ земельного участка либо об отказе в смене ВРИ.
Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка

Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка можно здесь
При потребности осуществления смены категории землепользования участка владелец обращается в государственные органы власти или в администрацию муниципалитета с просьбой принять решение о сопоставлении текущего ВРИ участка земли с классификатором видов допустимого применения территорий земли.
Через месяц представители муниципалитета или уполномоченного органа обязаны принять решение по данному вопросу. Это решение является основополагающим для последующего принятия решения Земельным комитетом или иными уполномоченными органами об изменении ВРИ или отказе заявителю в этом.
Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка
Нужные документы, которые должен предъявить заявитель в МФЦ:
- Письменное обращение с внесенным в текст номером участка в кадастровом реестре земли;
- Паспорт гражданина РФ;
- Документы, позволяющие доказать права пользования и распоряжения в отношении территории у собственника, и правоудостоверяющие документы в том случае, если земля была приобретена до 2.03.1998 года, так как в отношении таких участков при запросе данных в ЕГРН будет выдана пустая справка.
Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка
На сегодняшний день срок составляет 10 суток с момента подачи заявления собственником, чтобы осуществить смену категории землепользования в отношении территории собственника.
Срок может быть увеличен, если документы передавались через МФЦ, отсчет времени в таком случае начнется с момента передачи документов из МФЦ в государственный орган.
Основания для отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка
Поводом для отказа поменять ВРИ территории являются:
- Ситуации, связанные с ненадлежащей подачей документов, наличие искаженных, противоречивых, недостоверных данных в письменном обращении или в документах, являющихся приложениями к обращению;
- Несовпадение требуемого ВРИ участка земельного массива с государственными категориями землепользования, существующими в специальном госкадастре недвижимого имущества и сделок с ним;
- Если нет данных о территории собственника в ЕГРН;
- Несовпадение ВРИ территории собственника с Классификатором вариантов допустимого землепользования, принятым 1.09.2014 года;
- Если нет согласия любого владельца участка земли, в отношении которого требуется сменить ВРИ;
- Если инициатор смены ВРИ владеет территорией на правах аренды, полученных в результате проведения ОМС аукциона;
- Если координаты территориальных зон не зафиксированы в едином государственном кадастре недвижимости, а ВРИ земли не совпадает с основными видами допустимого применения ПЗЗ, ППТ, ПМТ;
- В случае если территория, в отношении которой намереваетесь провести изменение ВРИ, расположена в санитарной зоне производственного комплекса. Информацию об этом можно получить в выписке из ИСОГД;
- В случае, если пределы территории собственника накладываются на границы территории, находящейся в собственности государственных структур или муниципалитета. Аналогичная ситуация в случае совмещения границ территории с землями лесного фонда;
- Если запрашивается проведение смены ВРИ земли относительно общих придорожных территорий существующих объектов дорожного строительства и объектов, находящихся на стадии разработки и планирования;
- При несовпадении ВРИ территории владельца с категорией землепользования, которое допустимо к эксплуатации в охраняемой зоне с объектами культурного наследия;
- Если требуемый ВРИ территории не совпадает с видами допустимого распоряжения землей в зоне водоохранной и прибрежной полосы;
- Если заявитель отказывается оплатить объявленную стоимость за проведение смены ВРИ.
Выше перечислены базовые причины отказа в смене ВРИ территории, принадлежащей собственнику.
uropora.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Весь земельный фонд России разделен на основные категории, на основании которых установлен определенный вид разрешенного использования для каждого участка. Владельцы данного надела и все, кто им пользуются на определенных правах, обязаны соблюдать установленный вид использования. В противном случае они будут привлечены к административной ответственности.
Порядок действий
Если возникла необходимость в изменении разрешенного вида использования имеющейся земли для реализации определенных видов целей, необходимо действовать в следующем порядке:
- Определиться с итоговой целью, для которой необходимо данное изменение.
- Необходимо подготовить юридическое обоснование и веские аргументы в пользу необходимости планируемых изменений.
- Собрать подписи владельцев участков прилегающих территорий о том, что они не против данных преобразований.
- Далее нужно подготовить остальной обязательный пакет документов.
- После этого нужно подать заявку в администрацию населенного пункта, которым подведомственен данный участок.
- Дождаться письменного ответа администрации в течение 30 дней с момента подачи заявки.
- При получении положительного ответа необходимо явиться в кадастровую службу и переоформить вид разрешенного использования земли.
- Получить новые документы на землю с измененными данными.
- В случае отказа администрации нужно разобраться в причине. Если ее можно исправить, то тогда можно подать повторную заявку с учетом исправленных недочетов. Если отказ вынесен на основании несоответствия требования заявителя нормам Градостроительного кодекса, то в этом случае изменить принятое решение не возможно.

Также могут быть и другие основания для отказа, когда решение выносится не только в интересах одного землевладельца, а учитываются интересы многих граждан.
Исключения
Отказ может быть получен и по причине того, что определенный земельный надел относится к категории земель, подпадающих под исключение из правил. И ним разрешенное пользование нельзя изменить. К таким относятся участки, принадлежащие государству:
- территории, выделенные под космические нужды;
- лесные, водные объекты;
- земли, используемые для военной обороны;
- заповедники.
Поэтому перед тем, как начинать определенное планирование, важно уточнить, к какой категории принадлежит данный участок.
Категоризация
Законодательством установлено 7 основных видов категорий земли:
- Сельскохозяйственные земли используются для производства сельскохозяйственных продуктов. Сюда относятся все пастбища, луга, поля, территории, находящиеся под фермами.
- Территории населенных пунктов, к которым относятся полностью все земли, с расположенными на них градостроительными объектами, а также с коммуникациями, необходимыми для обеспечения населенного пункта всеми необходимыми коммунальными услугами.
- Лесной фонд, в том числе и поля, болота, приравненные к ним.
- Водные ресурсы, а также территории, где расположены дополнительные объекты водных ресурсов.
- Земли запаса. Они полностью выведены из оборота, не участвуют в сделках, с ними не проводятся никакие действия. Для того чтобы начать использовать эту категорию земли, обязателен ее перевод в другую категорию.
- Территории заповедников и особых зон, охраняемые государством. Сюда могут относиться не только важные природные объекты, но и земли, несущие историческую ценность, культурную, научную и прочие.
- Территории, выделенные под строительство инженерных объектов. Они могут быть использованы в качестве средств коммуникации, для космических объектов, а также иной связи, в том числе военной.
Для каждой категории земель устанавливается определенный вид использования, который должен соблюдаться абсолютно всеми.
Виды
В каждой категории существует несколько видов разрешенного использования. Данный вид может быть один и тот же для разных категорий земель. Но в целом от самой категории земли во многом зависит возможное разрешенное использование.
Так, например, сельскохозяйственные земли имеют следующие возможные виды:
- для организации садоводства;
- для строительства полноценного жилого дома;
- для подсобного хозяйства;
- для строительства маленьких дачных домиков и прочих строений;
- для фермерского хозяйства;
- для организации сельскохозяйственных работ и переработки продукции.
Внешне все эти виды использования схожи, но если вдаваться в организационные подробности, то они имеют существенные отличия. Поэтому важно знать особенности законодательной базы для каждого вида использования. Так, например, на землях для огородничества разрешается строительство дома, но зарегистрироваться в нем гражданин не может. Поэтому на данной категории земли нецелесообразно возводить капительный полноценный дом.
Но участку можно присвоить другое использование, предназначенное как раз для строительства капитальных строений, где разрешена регистрация граждан. И тогда строительство на этом участке будет самым идеальным вариантом. При этом имеющийся участок не нужно будет продавать.
Документация
Для смены разрешенного вида использования потребуется собрать установленный перечень документов, с которым нужно обращаться в местный муниципалитет:
- оригинал и копию личного паспорта заявителя;
- заявление от него с просьбой перевести участок с одного вида на другой;
- декларацию;
- оригиналы и копии правоустанавливающих документов на участок, при этом важно знать, что в последние годы выдается только выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве;
- первичные правоустанавливающие бумаги, к которым относятся договоры купли-продажи, дарственные и прочие документы;
- кадастровый паспорт, а также размежеванный план, он обязателен для регистрации любых видов сделок с 2019 года;
- выписка из реестра, если собственником участка является юридическое лицо;
- копии и оригиналы организационных документов юридического лица: ОГРН, устав;
- кадастровые паспорта строений, если они являются капитальными и подлежат регистрации;
- доверенность, если обращается с заявлением представитель, а не сам собственник участка.
Основной сложностью может стать заполнение заявления, потому что от правильности его составления во многом зависит принятое решение. Заявление должно излагать суть изменений и необходимость в них. Цель должна иметь конкретное точное обоснование и острую необходимость владельца земли изменить установленный вид использования.
Заявление необходимо составлять в следующем порядке:
- Первоначально указывается наименование муниципального органа, куда подается данный документ.
- После этого нужно написать персональные сведения о заявителе, его паспортные или организационные данные, а также место регистрации и почтовый адрес для получения обратной связи. Желательно оставить контактный телефон.
- Наименование документа.
- Далее нужно изложить суть требования с указанием кадастрового номера участка, площади. Нужно изложить также целесообразность и обоснования необходимости изменения вида использования.
- Далее нужно указать перечень приложенных к заявлению документов.
- Поставить подпись и дату.
После подачи всех документов решение должно быть принято в течение 30 дней с момента его подачи. Лучше всего составлять заявление в 2 экземплярах. На одном из них принимающий сотрудник муниципалитета должен поставить отметку о дате получения входящего документа.
Важно знать, что если установленный вид использования земли будет нарушен, то за это правонарушение придется заплатить административный штраф собственнику земли или законному ее пользователю. При определенных условиях и регулярных нарушениях участок может быть изъят из собственности. И тогда вернуть его обратно будет уже невозможно. Поэтому к данным нормам нужно относиться серьезно и контролировать их соблюдение.
grazhdaninu.com
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Главная » Земля » Порядок изменения вида разрешенного использования
Исходя из позиции российского права, решения по замене вида разрешенного землепользования выносится главой местной администрации, а содержание данной бумаги зависит от итогов публичных слушаний.
При этом в обстоятельствах, когда требуемый вид разрешенного землепользования предполагает возведение жилого жилья, принятие решения происходит, минуя выполнение вышеуказанного мероприятия. Однако будущий ВРИ земли обязательно должен отвечать ее целевому назначению.
Условия изменения вида разрешенного использования земельного участка
Замена вида разрешенного использования земли регламентируется Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ, при условии, что документация по территориальному планированию не утверждена.
Если же имеются акты градостроительного зонирования, территориального планирования, то при наличии утвержденного генерального плана, замена вида разрешенного использования не допускается и осуществляется через изменения в генеральном плане.
Та же ситуация возникает при внесении Правил землепользования и застройки в ЕГРН с координатами. В указанном случае замена вида разрешенного пользования землей происходит в декларативной форме, путем подачи соответствующей декларации в органы, осуществляющие кадастровый учет.
Соответственно, если документация территориального планирования и градостроительного зонирования находятся на стадии разработки, замена ВРИ представляется возможной на основании решения соответствующего органа местной власти, вынесенного в результате подачи заявления заинтересованным лицом.
В настоящее время разработан административный регламент по смене и установлению вида разрешенного пользования землей, а также определению соответствия вида разрешенного землепользования Классификатору. Обозначенные процедуры зафиксированы на едином сайте государственных услуг, где размещен административный регламент.
Сегодня местные органы власти обновляют свои административные регламенты, тем самым происходит переведение услуги в электронный формат.
Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка
Обозначенная процедура предполагает такую последовательность:
- обращение в многофункциональный центр с целью поступления соответствующего заявления органам местной власти по месту расположения имущества, то есть по месту, где находится земельный участок;
- далее происходит процедура межведомственного взаимодействия, делаются запросы документов ЕГРН, выписки, сведения, которые предоставляет архитектура. При необходимости органы местного самоуправления после получения всех межведомственных запросов либо сразу отказывают вам ввиду того, что документы утверждены, и изменить вид разрешенного пользования землей невозможно, либо направляют документы на межведомственную комиссию строительства. Впоследствии документация направляется в Градостроительный совет, при условии, что не нужны публичные слушания, если ситуация относится к категории, которая требует их проведения для смены ВРИ, а они, в соответствии с позицией, обозначенной российскими правовыми актами, не нужны только тогда, когда замена вида обусловлена ведением ИЖС и рекреацией. В любых прочих обстоятельствах смена вида требует публичных слушаний.
Документы для изменения разрешенного вида использования земельного участка
Первым делом для смены ВРИ земли соберите требуемую документацию и подайте ее администрации по месту, где располагается землевладение.
В качестве такой документации потребуется предоставление:
- заявления, адресованного главе местной администрации, о замене имеющегося ВРИ земли на иной;
- документа, удостоверяющего вашу личность;
- доверенности на имя поверенного, если он представляет ваши интересы;
- ксерокопии бумаг, являющихся основаниями возникновения прав на данную недвижимость;
- схемы расположения земельного участка;
- ксерокопий документации государственного кадастра недвижимости на обозначенный в ходатайстве объект;
- согласия арендодателя земли относительно замены ВРИ в случае, если земля передана вам в эксплуатацию по соглашению об аренде;
- ксерокопий правоустанавливающей и правоподтверждающей документации на постройку, возведенную на территории конкретного участка;
- утвержденного проекта по планировке территории, в пределах которой находится указанная земля.
Исходя из категории земли, вышеуказанный список бумаг может подвергаться изменениям. По этой причине заблаговременно выясните пакет требуемой документации и формы ее предъявления.

Скачать образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка можно здесь
Бумаги можно предоставить лично либо через доверенное лицо ( в этом случае такое лицо должно располагать доверенностью, оформленному согласно действующему законодательству), а также можно направить документы почтой.
Вам либо вашему поверенному должны вручить расписку в получении документации с обозначением дня ее принятия и точного ее списка.
Обычно поданные бумаги рассматриваются, не дольше двух месяцев, если проводятся публичные слушания, и один месяц – если их проведения не требуется.
Решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка
После сбора бумаг получите решение о смене разрешенного пользования землей. Для получения документации имейте при себе ваш документ, удостоверяющий личность, либо нотариальную доверенность. Вам будет выдано разрешение, которое оформляет глава местной администрации, о смене вида разрешенного землепользования или оформленный в письменно и обоснованный отказ в исполнении процедуры.
В случае получения отказа возможно его обжалование как во внесудебном порядке, так и путем обращения в судебную инстанцию.
Решение об изменении ВРИ представляет собой основание для внесения записи в ЕГРН. Такого рода сведения подлежат направлению в ЕГРН.
Как внести изменения в кадастровый учет земельного участка
На текущий момент подача ходатайства о кадастровом учете изменений земли возможна посредством сайта Росреестра.
Для этого потребуется пакет документации, состоящий из:
- межевого дела в форме электронного документа. При отправлении скана данной бумаги следует подписать ее электронной подписью;
- при предоставлении заявления поверенным лицом – доверенности, предоставляющей право на совершение подобных действий, подписанная при помощи ЭЦП.
При невозможности воспользоваться электронными услугами, заявление совместно с требуемой документацией можно представить лично на бумажных носителях либо отправить по почте заказным письмом в территориальный орган Росресстра по месту расположения вашей земли.
Кроме написанного заявления, предъявите следующие бумаги:
- подлинник либо удостоверенную нотариусом копию свидетельства о государственной регистрации права на участок;
- решение, вынесенное главой местной администрации, являющееся основанием для смены ВРИ;
- межевое дело;
- ваш паспорт.
Представленные бумаги будут рассмотрены в десятидневный срок, после чего вам будет выдана кадастровая выписка о земельном участке, которая отражает зафиксированную в ЕГРН информацию в отношении обновленного вида землепользования.
Помните, что итогом замены ВРИ может стать изменение кадастровой стоимости земли, а это оказывает непосредственное влияние на размер земельного налога. В случае, если вы не согласны с установленной оценкой участка и считаете, что она завышена, вы вправе обратиться в регистрирующий орган либо в суд для обжалования установленного размера.
Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка
После того, как уполномоченными органами будет согласован проект решения органа местного самоуправления о смене вида землепользования, оно поступает органам местной власти. В трехдневный период указанными органами принимается соответствующее решение, которое в порядке межведомственного взаимодействия направляется органам, производящим государственный кадастровый учет, а его копия предоставляется заявителю посредством МФЦ.
Как узнать об изменении вида разрешенного использования земельного участка
С внедрением электронной услуги на сайте, собственники недвижимости получили больше возможностей в области реализации своих прав, что устранило необходимость посещения различных инстанций, а это, в свою очередь, значительно сократило временные затраты на совершение необходимых процедур.
Сегодня существует возможность предварительной записи, право на подачу документации в электронной форме, с последующей необходимостью сверки представленных бумаг с оригиналами, а также выдача соответствующего решения посредством личного кабинета на сайте государственных услуг.
uropora.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Современное российское законодательство о земле не дает четкого определения понятию вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка. Однако именно оно обуславливает правовой режим земли, а также характеризует ее рациональное использование по категориям земельных ресурсов РФ.
С практической же точки зрения – вид участка земли прямо влияет на его стоимость как кадастровую, так и рыночную, либо на величину арендной платы за этот участок.
Кроме того, суть одного из требований земельного законодательства (см. пункт 2 статьи Кодекса) заключается в использовании земли строго по целевому назначению. Невыполнение этого требования чревато административной ответственностью и другими малоприятными последствиями.
Юридически грамотный землевладелец не нарушит правовой режим своего участка земли, если изучит все виды его разрешенного российским законодательством использования.
Как установить и при необходимости изменить на более подходящий ВРИ?
В самых общих чертах – нужно выяснить требования законодательства по этому вопросу в отношении интересующего вас земельного участка.
В связи с новым этапом земельной реформы в России, начатым в 2012 году, к настоящему моменту любое муниципальное образование должно иметь актуальные Правила землепользования и застройки (далее – ПЗиЗ), обеспечивающие территориальное зонирование.
ВРИ земельного участка прописаны в градостроительном регламенте в составе ПЗиЗ и зависят от принадлежности земли к определенной территориальной зоне (статьи 34 и 35 Кодекса).
Важно: уточните наличие ПЗиЗ в интересующем вас муниципальном образовании.
В целом по стране, работа по подготовке и утверждению этого документа практически завершена. Однако, есть и исключения, и самым ярким из них является город Москва. По состоянию на 14 июля 2015 г., утвержденный проект ПЗиЗ г. Москвы отсутствует. Если ПЗиЗ не утверждены, процедура изменения ВРИ участка земли будет иной.
Виды разрешенного использования могут быть:
- Основными.
- Условно разрешенными.
- Вспомогательными (дополняют первые два вида, и возможны только вкупе с ними).
Вся эта информация по конкретному участку земли в обязательном порядке (подпункт 2 пункта 1) указывается в составе его градостроительного плана (ГПЗУ). Также ее можно получить в виде выписки из ПЗиЗ, или справки о зонировании, в аналогичном порядке.
Получение ГПЗУ и выяснение ВРИ
- Подаем заявление в орган местного самоуправления по месту расположения участка – о выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), пункт 17 Кодекса. Подать такое заявление может собственник, равно как и арендатор, или любое другое заинтересованное лицо.
- Местная администрация подготавливает и утверждает ГПЗУ – не позднее 30 дней с момента получения заявления, и без взимания платы.
- Получаем ГПЗУ и в графе № 2.1 «Информация…» находим сведения обо всех – основных, условно разрешенных и вспомогательных – ВРИ данного участка земли.
Важно: обоснование целей истребования ГПЗУ не требуется. Подготовка ГПЗУ – обязанность местной администрации, законодательно закрепленная законом.
Вся информация, необходимая для заполнения ГПЗУ, должна собираться администрацией самостоятельно, в порядке информационного межведомственного взаимодействия ее различных структур. При попытках запроса иных документов (за исключением самого заявления о выдаче ГПЗУ), обращайтесь в прокуратуру.
Форма ГПЗУ утверждена в 2011 г. Приказом Минрегиона РФ, а полный перечень ВРИ земель можно увидеть в Классификаторе, утвержденном в 2014 г. Приказом Минэкономразвития России. Оба этих документа можно найти в общем доступе любой правовой базы данных, но только в нерабочее время, либо заказать электронную версию документа на свой адрес электронной почты.
Как выбрать и изменить ВРИ?
Располагая всей информацией, правообладатель участка (будь то его собственник, или арендатор), вправе выбрать любой ВРИ земельного участка из списка основных и вспомогательных ВРИ, допустимых для него. Достаточно просто подать заявление в Комиссию при администрации по месту нахождения земельного надела.
Сведения о принятом решении передаются в кадастровую палату местной администрацией в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя. Никаких действий со стороны заявителя для этого не требуется. Останется только получить свидетельство о госрегистрации права с выбранным вами ВРИ участка земли.
Как изменить?
Теоретически сделать это будет просто при выполнении двух условий (см. пункт 3 статьи Кодекса):
- В муниципальном образовании существуют утвержденные ПЗиЗ (а точнее – градостроительный регламент в составе ПЗиЗ).
- Присутствие необходимого ВРИ участка земли в перечне ВРИ для конкретного участка (см. выписку из ПЗиЗ или ГПЗУ).
На практике же, в законе масса недоработок, ведущих ко множественным судебным спорам. Ознакомьтесь с судебной практикой.
Несоблюдение законодательно закрепленных процедур на любой стадии процесса, может позднее повлечь за собой отмену вынесенного решения – как в порядке прокурорского надзора, так и в порядке самоконтроля местной администрации.
Обязательно поинтересуйтесь стоимостью этой процедуры. Например, Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 г. № 593-ПП, в отдельных случаях предусмотрен более чем внушительный размер платы за изменение ВРИ земли.
Меняем вид участка земли из перечня основных и вспомогательных ВРИ (статьи 30 и 37 Кодекса):
- Подаем заявление в Комиссию (см. пункт 3 указанной статьи) при администрации по месту нахождения земли – о предоставлении выписки из ПЗиЗ на участок земли, с указанием его кадастрового номера. Примерную форму такого заявления можно найти в сети, либо воспользоваться формой Комиссии.
- Убеждаемся в возможности смены вида участка (см. Классификатор и полученную выписку, или ГПЗУ, если таковой имеется).
- Самостоятельно выбираем нужный ВРИ (кроме условно разрешенного) из всего перечня ВРИ участка, предусмотренных ПЗиЗ.
- Подаем заявление в кадастровую палату об изменении одного ВРИ участка земли на другой, вновь выбранный. Вместе с заявлением подается выписка из ПЗиЗ (см. пункт 1) и правоустанавливающие документы на землю.
- Получаем в кадастровой палате кадастровый паспорт участка с новым ВРИ земли. Этот документ необходим для оформления всех видов сделок с землей.
- Получаем в Росреестре свидетельство о государственной регистрации права с измененным ВРИ земельного участка.
Важно: право изменения ВРИ, несомненно, принадлежит его правообладателю. Теоретически это может быть как собственник, так и арендатор. Однако на практике арендатор не всегда вправе самостоятельно изменять ВРИ земельного участка.
Чтобы арендатор имел возможность регистрировать изменения объекта недвижимости (чем и является по сути изменение ВРИ участка земли), срок действия договора аренды должен превышать пять лет. В ином случае, кадастровая палата откажет вам в регистрации изменения ВРИ участка земли. Подробнее – см. статью 450 Кодекса, пункт 3 статьи 20 ФЗ и Определение ФАС РФ.
Процесс получения разрешения на условно разрешенный вид земли носит публичный характер. Решение выносит глава местной администрации.
Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)
- Подаем заявление в профильную Комиссию (см. пункт 3 указанной статьи) при органе местного самоуправления.
- Проходим процедуру публичных слушаний с участием заинтересованных лиц – это могут быть как граждане, проживающие в данной территориальной зоне, так и правообладатели соседних участков земли, чьи интересы могут быть затронуты.
- Получаем кадастровый паспорт и свидетельство о госрегистрации права – с новым условно разрешенным ВРИ земли.
По итогам слушаний, комиссией подготавливается протокол, фиксирующий предложения и замечания участников слушаний. На его основе готовится заключение комиссии о результатах слушаний. Заключение должно быть обязательно опубликовано в официальном порядке и (если это возможно) размещено в интернете на официальном сайте муниципального органа.
Комиссия готовит свои рекомендации – выдать разрешение, либо обоснованно отказать в выдаче разрешения. Документ направляется главе местной администрации. Принятие же окончательного решения – прерогатива главы местной администрации. Принимается оно в трехдневный срок, публикуется в аналогичном порядке (см. п. 4). Обжалование решения возможно в судебном порядке.
Сроки организации и проведения слушаний строго ограничены законодателем, и не могут быть нарушены. В целом, с момента начала работы по организации слушаний до момента опубликования заключения комиссии не может пройти срок более 1 месяца.
Важно: расходы по организации и проведению слушаний несет заявитель.
При необходимости изменения границ населенных пунктов (статья 84 Кодекса) применяется статья 4.1 ФЗ. Она требует публичности и согласования с региональным и (по ситуации) федеральным органом исполнительной власти.
При переводе участка земли из одной категории в другую (поскольку это влечет за собой изменение вида его разрешенного использования) руководствуемся Земельным кодексом РФ и соответствующим Федеральным законом.
Из соображений охраны земельных ресурсов страны и их целевого использования, в отношении целого ряда земель смена категории в принципе невозможна, либо допускается в исключительных случаях.
Препятствием в этом вопросе может стать, к примеру, отнесение земли к категории:
- Особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий – поскольку такое решение принимается каждым субъектом РФ самостоятельно.
- Лесного фонда – их запрещено предоставлять гражданам для дачного хозяйства, садоводства, огородничества.
Кроме того, существуют земли, к которым не относится действие градостроительных регламентов (пункты 4 и 6 Кодекса). Для этих земель определение и изменение ВРИ осуществляется (пункт 5 указанной статьи) уполномоченными органами исполнительной власти (федерального, регионального или местного уровня) в соответствии с федеральными законами. Однако порядок реализации этого принципа в законе четко не прописан.
Блицсоветы
- Учитывайте возможные ограничения и прямые законодательные запреты на смену ВРИ земельных участков некоторых категорий.
- Обязательно уточняйте наличие ПЗиЗ.
- Внимательно ознакомьтесь с содержанием Классификатора вида и перечнем ВРИ конкретного земельного участка.
Помните, что сейчас законодательство в этом вопросе переживает бурный период становления, поэтому будьте внимательны к его изменениям, и относитесь критически к необоснованным требованиям исполнительных органов власти.
Получите ответ юриста за 5 минут
consultbook.ru