Функции населенных пунктов таблица – Функции городов. Классификация городов по функциям: примеры

Лекция по географии «Функции городов» (9 класс)

Функции городов

Функции города – это его роль, его назначение в обществе.

Каждый город выполняет определённые хозяйственные функции, которые могут быть поделены на экономические и неэкономические. К экономическим функциям относят деятельность в сфере производства и обращения: промышленность, транспорт, финансовую деятельность, торгово-распределительные, заготовительные и снабженческие функции. Промышленный город представляет собой своеобразный производственный комплекс предприятий, подчинённых общим закономерностям территориальной организации производительных сил. Наибольший хозяйственный эффект дают те города, в которых сконцентрированы предприятия, взаимосвязанные друг с другом, в которых сконцентрированы предприятия, взаимосвязанные друг с другом путём комбинирования и кооперирования производства.

Транспортные и торгово-распределительные функции, хотя и в меньшей степени, присущи и многим сельским населённым пунктам – центрам небольших сельскохозяйственных районов. Экономическое значение транспорта, обслуживающего межрайонные связи, в жизни любого города очень велико, особенно тех городов, в которых он – основной градообразующий фактор.

Города осуществляют экономические, административно-политические, культурные, научные и организационные функции, и тем шире и многообразнее, чем больше город как экономический центр. Взаимосвязь экономических и неэкономических функций – характерная особенность городов. В некоторых странах (США, Канаде, Австралии, ЮАР и др.) административно-политические функции стремятся придать городам, лишённым промышленности и специализирующимся на роли столиц.

Любая функция города – и экономическая, и неэкономическая – имеет градообразующее и градообслуживающее значение. Экономическая, культурная, административная деятельность города, распространяющаяся за его пределы, –

градообразующая (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города). Удовлетворение потребностей самого города, в том числе промышленных и транспортных, относится к градообслуживанию (отрасли производства, обслуживающие население города). Практически трудно определить значение функций в чистом виде, так как все они взаимосвязаны.

Градообразующие функции делятся на центральные (разнообразное обслуживание окружающей город территории) и специальные (специализирующие на какой-либо отрасли в масштабах всей страны или ее крупной части).

Соотношение различных сторон деятельности городов определяется их функциональную структуру. Города делятся на полифункциональные и монофункциональные. Полифункциональные, как правило, крупные города, выполняют сразу несколько функций (хотя и среди этих функций обычно можно выделить преобладающую). Монофункциональные выполняют только одну функцию (например, административный центр, курортный посёлок, специализированный промышленный посёлок – рудничный, шахтный или фабричный). Города такого типа встречаются сравнительно редко, преимущественно среди мелких городских поселений.

Под функциональными назначениями городов подразумеваются основные направления деятельности их жителей. Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо и П. Мерлен выделили следующие функции городских поселений:

  • промышленная,

  • аграрная (сельскохозяйственная),

  • торговая,

  • транспортная,

  • религиозная,

  • научная,

  • образовательная,

  • литературно-художественная,

  • административно-политическая,

  • военная,

  • рекреационная.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции городских поселений России в условиях процесса ускоренной модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.:

  • промышленная,

  • сельскохозяйственная,

  • транспортная,

  • торговая,

  • административно-военная,

  • культурная,

  • сфера услуг (третичная).

Типы городов России: центральные места и специализированные (отраслевые) центры.

Центральные места: — столица (например, Москва),

— центры экономических районов (напр., Воронеж),

— центры субъектов (Майкоп),

— межрайонные центры (Орск),

— районные центры (

Козельск),

— внутрирайонные центры (Апрелевка).

Специализированные: — промышленные центры (Тольятти),

— транспортные (Новороссийск),

— научные (Пущино),

— туристические центры (Суздаль),

— курортные города (Сочи).

В России на 1 января 2010 года 1099 населённых пунктов имеют статус города. По итогам переписи 2002 года их было 1098.

В 2007 году городское население распределено следующим образом:

Группа городов

Население, тыс. чел.

Количество городов в группе

Суммарное население, тыс. чел.

Процент городского населения

Города-миллионники

свыше 1 000

11

25 568

27

Крупнейшие города

500 – 1 000

23

14 903

16

Крупные города

250 – 500

41

13 953

15

Большие города

100 – 250

93

14 061

15

Средние города

50 – 100

160

11 143

11

Малые города

Менее 50

732

15 563

16

Закрытые города возникли и стали развиваться в послевоенное время, с началом «холодной войны» между СССР и западными странами. Они не имели имён и скрывались под кодовыми обозначениями: Свердловск-45, Челябинск-70, Красноярск-26 и др. В 1994 году специальным постановлением Совета Министров Российской Федерации были утверждены их официальные географические названия. Жителей этих населённых пунктов официально не существовало, и только в 1995 году впервые рассекретили численность населения 19 закрытых городов и 18 закрытых посёлков городского типа.

Подобные города и посёлки составляют официальную категорию закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) со строгим режимом деятельности расположенных в них предприятий и учреждений и жизни их обитателей. О том, что означает закрытость, сказано в соответствующих президентских указах, предусматривающих ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, на полёты летательных аппаратов над территорией ЗАТО, наличие контролируемой и запретной зон. ЗАТО обнесены ограждением, проход и проезд осуществляются только через контрольно-пропускные пункты. Они напоминают острова, изолированные от своего окружения.

Закрытые города созданы для выполнения особо важных государственных программ, связанных с укреплением обороноспособности страны. О характере выполняемой работы нельзя было ни писать, ни говорить. Статус города они получали на основе секретных указов. Достижения трудовых коллективов и работников отмечались высокими наградами, но в секретных постановлениях.

Закрытые города (сейчас их известно 21) делятся на две почти равные группы: «атомные» города, находящиеся в ведении Министерства атомной энергетики (10 городов), и «военные» города – Министерства обороны: морские и космические базы (11 городов).

Литература:

Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. – М.: Прогресс, 1967.

Лаппо Г.М. География городских поселений в СССР (Состояние и задачи исследований) // Теоретические и прикладные вопросы экономической географии. – М., 1975.

Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). – М., 1991.

— Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущёва. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.

infourok.ru

Классификация городов (по численности, по функциям) | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Единого понятия «город» не существует. В разных странах крите­рии выделения города различны. Основными критериями выделения города в США, например, являются административные функции насе­лённого пункта, в Нидерландах — численность населения более 20 ты­сяч человек, а в Исландии городом будет любой населённый пункт с численностью населения более 200 человек. В России критериями вы­деления города являются: численность населения (не менее 12 тысяч человек) и высокая занятость населения в промышленности или сфере услуг (больше 65%).

По численности различают малые города — менее 20 тысяч жителей, средние — 20-100 тысяч жителей, крупные — 100-500 тысяч человек, крупнейшие — от 500 тысяч до 1 миллиона жителей и города-миллионеры (более 1 миллиона человек). Именно города-миллионеры растут наиболее быстрыми темпами, особенно в развивающихся странах. Пер­вым в мире городом-миллионером был Рим в период расцвета Римской империи в I — III веках нашей эры. В начале XIX века был 1 город-миллионер (Пекин), в начале XX века — 10, в настоящий момент — бо­лее 300. В настоящее время крупнейшим городом мира по численности населения является Токио (более 20 млн. человек). Материал с сайта http://worldofschool.ru

Другой классификацией городов является деление городов по их

функциям. Различают города — промышленные центры (Норильск, Магнитогорск, Череповец, Питтсбург, Эссен, Аныиань), города-порты (Находка, Дампир, Тубаран, Сет-Иль, Рас-Таннура), административные центры и города-столицы (Вашингтон, Канберра, Оттава, Абуджа, Ис­ламабад, Берн, Бразилиа), научные центры (Кембридж, Оксфорд, Гей­дельберг, Дубна), города-курорты (Сочи, Кисловодск, Анталия, Сан-Ремо, Ницца, Акапулько), туристические центры (Суздаль, Лас-Вегас) и т.д. Однако наиболее часто встречаются многофункциональные города (Москва, Берлин, Гамбург, Париж, Рим, Лондон, Токио, Шанхай, Син­гапур, Нью-Йорк, Мехико, Рио-де-Жанейро, Сидней и т.д.).

На этой странице материал по темам:
  • Доклад на тему хозяйство россии по географии

  • Сообщение на тему классификация городов по численности населения

  • Рассмотреть классификацию городов по функциям и численности.

  • Классификация населенных пунктов по численности населения

  • Классификация городо в сша

worldofschool.ru

Функции города — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

городские и сельские поселения, их виды

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Территориальная организация населения

на тему

Типология населенных пунктов: городские и сельские поселения, их виды

Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Типология населенных пунктов: городские и сельские поселения

2. Классификация городских поселений

3. Классификация сельских поселений

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Термин «расселение» характеризует исторический процесс заселения территории, распределение населения на территории и его пространственную организацию. Расселение следует за более динамично изменяющейся географией производства, что представляет собой одну из основных его закономерностей, но вместе с тем усиливается и ориентация производства на сложившиеся системы расселения, с которыми связано и размещение главной производственной силы — трудящихся.

Развитие общественного разделения труда привело к возникновению в истории общества двух основных типов поселений — городских и сельских.

1.ТИПОЛОГИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ: ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Развитие общественного разделения труда привело к возникновению в истории общества двух основных типов поселений — городских и сельских.

Города, оставаясь основными местами концентрации промышленного производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения.

Такое понимание города положено у нас в основу законодательной практики отнесения населенных пунктов к числу городских или сельских. Введены и определенные количественные критерии (цензы). Так, к категории городов могут быть отнесены пункты с населением не менее 12 тыс. жителей при наличии 85% рабочих, служащих и членов их семей. При этом должны также приниматься во внимание административное значение данного пункта, перспективы его развития, благоустройство, развитие коммунального хозяйства и сети социально-культурных учреждений. Рабочие поселки или поселки городского типа должны насчитывать 3 тыс. жителей при наличии в их составе до 85% рабочих, служащих и членов их семей (в отдельных случаях ими могут быть и пункты, имеющие меньше 3 тыс. жителей, например при особо важных стройках, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока).

К сельским относят (у нас и за рубежом) все населенные пункты, не отвечающие цензам городских поселений. Основную и преобладающую часть их составляют села, деревни, поселки сельскохозяйственных предприятий. Сюда же к особой группе относят небольшие промышленные, транспортные, лесохозяйственные поселки, не связанные с сельским хозяйством, которые, однако, нельзя причислить к городским, так как они имеют мало жителей. Наконец, много сельских населенных пунктов смешанного типа, занимающих по своим функциям и народнохозяйственному значению промежуточное место между городскими и сельскими поселениями. Часть их постепенно превращается в города за счет развития в них промышленности или обслуживания транспорта (например, поселки при железнодорожных станциях). Широкое распространение получают аграрно-индустриальные поселки, которые производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию.

В ряде районов создаются сезонные обитаемые пункты — полевые станы на дальних полях пашни и сенокосах, используемые в периоды самых напряженных сельскохозяйственных работ, «летники» и «зимники» в районах отгонно-пастбищного животноводства, одиночные строения для промысловиков — охотников и рыболовов, небольшие лесопромышленные поселения.

При освоении полезных ископаемых в районах с экстремальными условиями строят вахтенные поселки, на которые сменный персонал доставляют воздушным или вездеходным наземным транспортом.

С развитием промышленного и транспортного строительства в малозаселенных районах появились мобильные поселки для временного размещения строителей, буровых бригад и геологоразведочных экспедиций.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Несмотря на большое разнообразие городских поселений России, среди них выделяются многочисленные группы, объединяемые рядом общих признаков, что позволяет выработать единые принципы решения научно-практических задач для городов определенного типа. Экономико-географическая классификация городов проводится и по отдельным признакам, и по их совокупности.

Классификация по численности населения широко применяется не только в экономической географии. Для последней она имеет немаловажное значение, несмотря на то что дает лишь статистическую характеристику. От величины города зависят темпы его роста, некоторые элементы демографической и функциональной структуры, планировки. При разработке типологии городов численность населения учитывается как неотъемлемый их признак. В статистических источниках и градостроительной практике выделяют следующие группы городов: малые — до 50 тыс. человек, средние — 50—100 тыс., большие — 100—250 тыс., крупные — 250—500 тыс., крупнейшие — от 500 тыс. до 1 млн человек,

Классификация по экономико-географическому положению позволяет определить общие черты экономической структуры и направления дальнейшего развития исходя из потенциальных возможностей, которые заложены в районе или какой-то его фокусной точке. В зависимости от географического положения могут быть выделены города, расположенные, например: в узлах пересечения транспортных путей — Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород; в крупных горнодобывающих районах — Новокузнецк, Кемерово, Магнитогорск, Шахты; в районах крупной обрабатывающей промышленности — Ярославль, Иваново, Серпухов; в районах интенсивного сельского хозяйства — Краснодар, Ставрополь и др. Классификация по народнохозяйственным функциям, выявляющая их наиболее важные особенности, по существу является синтетической. На основании функциональной классификации города (рис.1) делят на:

— полифункциональные — сочетающие административно-политическую, культурную и экономическую деятельность (промышленность и транспорт). К таким городам относят столицы, все краевые и областные центры, а также многие большие города страны, в которых каждая из перечисленных функций имеет градообразующее значение;

— с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Все города можно условно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные. Промышленные очень разнообразны, среди них выделяют города узкой производственной специализации, например центры металлургии, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Типов специализированных городов очень много;

— выполняющие административные и организационные функции «местных центров» в низовых районах, национальных округах, наряду с промышленными и транспортными, — это главным образом небольшие поселения городского типа;

— особую группу составляют города-курорты. В последние годы быстро развиваются научные и научно-производственные центры.

Рисунок 1 – Функциональная типология городов

Классификация по степени их участия в территориальном разделении общественного труда , которая зависит от величины города, функций, связей, которые они поддерживают, — локальные или межрайонные. Одни обслуживают небольшие территории, будучи местными центрами, другие — крупный район по линии межрайонного разделения труда, значение третьих выходит за рамки страны, так как они участвуют в международных экономических и культурных связях.

Классификация по генетическим признакам . Объективные закономерности развития и качественных преобразований хозяйственных Функций оказывают большое влияние на тип современного города. Рудничный поселок, основанный в крупном железорудном бассейне, в процессе развития превращается в металлургический город, последний может стать также центром машиностроения. Нефтепромысловый поселок имеет основания превратиться в город с нефтеперерабатывающей и нефобходимых видов энергии, рабочей силы, воды, рынка сбыта и т. д. Все это следует учитывать при отборе генетических признаков.

Генетический тип города — понятие, включающее совокупность признаков, формирующих его определенные качества. Отбор таких признаков подчинен задаче, для которой проводится классификация. При прогнозировании экономического развития горо

mirznanii.com

§ 8. Городское расселение | Социальная и экономическая география Украины, 9 класс

ТЕМА 5. Системы расселения и развитие поселений

 

§ 8. Городское расселение

 

1.     Вспомните из предыдущих курсов географии, которые населены пункты относятся к городским населенным пунктам, а какие — к сельским.

2.     В каких городах Украины вам приходилось бывать?

3.     К какому типу населенных пунктов относится тот, в котором вы живете?

 

Населения проживает в различных по населением, внешним видом и типом деятельности населенных пунктах. Населенный пункт (Поселение) — это место проживания и деятельности людей. Различают два типа населенных пунктов — городские и сельские.

 

Рис. Размищення населения

 

ТИПЫ МОСТ по размеру. Городские населенных пунктов — это города и поселки городского типа. Городом считается населенный пункт, жители которого заняты преимущественно в несельскохозяйственных отраслях. В Украине к городам относят поселения, имеющие более 10 тыс. жителей, а также меньше населением поселения, которые исторически сложились как города.

В нашей стране насчитывают 457 городов. Больше всего их в восточных областях Украины, всего - в южных и северных. Наибольшая концентрация городов — в Львовской, Харьковской, Луганской, Донецкой областях.

По людностью города разделяют на малые (До 50 тыс. жителей), средние(50 — 100 тыс.), большие (100 — 500 тыс.), очень большие(500 — 1000 тыс.), города-миллионеры (Более 1 млн жителей). Больше всего в Украину малых городов: они составляют более 74% от всей их количестве. Эта группа охватывает очень разные города как за населением, так и по уровню социально-экономического развития, внешним видом, функциями, которые они выполняют.

В девяти крупнейших городах Украины  проживает более трети городского населения. Это города-миллионеры (Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса) И очень крупные города (Львов, Запорожье, Кривой Рог).

 

Рекорды Украине

Наибольшим по количеству населения среди городов Украины является Киев (2,7 млн. человек), наименьшим — город Угнев Львовской области (1,2 тыс. человек).

 

 

ТИПЫ МОСТ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. По времени возникновения среди городов различают старые, среднего возраста и молодежи.

До старых городов относятся первые города в Украине, возникших еще более 2,5 тыс. лет назад. Это были поселения, основанные древними греками. Их остатки найдены вблизи современных городов Белгород-Днестровского (Тира), Очакова (Ольвия), Севастополь(Херсонес) и Керчи (Пантикапей), Феодосии. К старых городов, основанных во времена Киевской Руси, относятся и Киев, Чернигов, Галич, Теребовля, Львов, Збараж, НовгородСеверский, Переяслав, Чернобыль, Владимир-Волынский, Луцк и др. Они были центрами ремесел, торговли, образования и культуры, а также оборонительными укреплениями. Многие города появились в XV – XVII века: Симферополь, Тульчин, Берестечко, Никополь, Рахов, Коростышев, Тернополь, Измаил, Очаков, Кременчуг, Харькови др. Эти города стали торго-тельных центрами, которые возникали в основном на перекрестках путей.

З розвитком промышленности у XVIII – XIX ст. возникли и начали активно развиваться миста основном на востоке и юге Украины – Николаев, Одесса, Херсон, Алчевск, Луганск, Горловка, Донецк, Дебальцево и др. их относят к городов среднего возраста.

Молодыми городами в Украине есть те, которые возникли в XX века, в частности после Второй мировой войны. Они размещены преимущественно в промышленных регионах — Приднепровье и Донбассе. Среди них Верхнеднепровск, Светлодарск, Вишневое, Припять, Светводский, Северодонецк, Теплодар, Энергодар и др. Есть на территории Украины и «мертвые города» — Чернобыль и Припять, которые обезлюдели вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 р.

 

Рекорды Украине

Старейшими городами Украины есть Белгород-Днестровский (Тира), Севастополь (Херсонес), Керчь (Пантикапей) и Федосья, основанные еще в VII в. до н.э. Самым молодым городом в Украине Славутич, построенный в 1987 г. для обслуживания Чорствий Чернобыльской АЭС.

 

Рис. Львов — старинный город Украина

 

ФУНКЦИИ ГОРОДОВ. Города в Украину выполняют разные функции. По этому признаку различают таки их типа: многофункциональные (областные центры), Промышленные (Кривой Рог, Мариуполь, Горловка), транспортные (Жмеринка, Чоп), лечебно-оздоровительные (Ялта, Трускавец), Центры агропромышленных комплексов (Хорол, Яготин) И др.

Отдельно выделяют столицу Украиным. Киев (2,7 млн человек). Это крупнейший город государства, его административный, культурный, госнию центр. Основанный более 1500 лет назад, Киев уже тогда стал политическим центром Киевской Руси. Это способствовало его развитию, наланию различных связей. В 1497 г. город получил магдебургское право, т.е. право на самоуправление. Столица могущественного государства в центре Европы издавна является и значительным культурным центром. Еще в X ст. там было открыто школы, с XVII ст. начала функционировала Киево-Могилянская коллегия (поздниеше — академия), которые стали центрами Украинский просвещения. С XIX ст. начал действовать Владимирский университет (Ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).С XVIII ст. в городе развивается промышленность, строятся железные в Одессу и Курска. С того же времени город превращается в большой промышленный центр. В 1918 г. Киев стал столицей УНР, с 1934 г. — столицей УССР, а с 1991 г. — столицей независимойной украинский государства.

Сейчас Киев не только важный промышленный центр предприятиями машиностроения, химической, легкой, пищевой и других отрасзей промышленности, не только транспортный центр, от которого во все концы Украины пролегли железные и автомобильные пути, но и духовный центр украинского народа. В городе сохранились многочисленные уникальные памятники культуры — Золотые ворота, Софийский собор, Выдубицкий монастырь, Киево-Печерская Лавра, Андреевская церковь, Владимирский собор и др. В последние годы отстроен разрушен Златоверхий Михайловский собор (Па-мьятка XI век) — место захоронения киевских князей и церковных деятелей. Возобновлено обучение в Киево-Могилянской академии, которую  был закрыт в 1817 г. царским правительством.  В городе много музеев и театров, посетить которые  приезжают люди со всех уголков Украины.

Киев — большой научный и образовательный центр Украины. В нем працюють Национальная академия наук Украины, научно-исследовательские институты, почти сто высших и полтысячи средних учебных заведений. С обретением Украиной независимости ее столица постоянно оновлюеть-ся и отстраивается. Сохраняют свой вид и упорядочиваются улицы Киев, реставрируются старые и появляются новые здания. Живописные ландшафты, старинные и новые здания, многочисленные памятники культуры делают Киев неповторимым и очаровательным городом, одним из лучших в Европе.

 

Рис. Сердце Украины — киевский Майдан Независимости

 

ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА. Поселки городского типа — это населенные пункты с населением более 2 тыс. человек, в которых не менее 2 / 3 населения составляют рабочие, служащие и члены их семей (Т.е. жители, не занятые в сельскохозяйственном производстве).

Поселка возникающие при промышленных предприятиях, стройках, железных дорогах. На их территории нередко размещены средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские учрежде-вы, лечебные и оздоровительные учреждения. По внешнему видом и функциональной структуре они подобны малых городов. В Украине насчитывается 886 поселков городского типа, всего их — в промышленных районах.

Урбанизации. В городах и поселках городского типа в Украине проживает почти 68% населения (в начале XX ст. этот показатель составлял лишь 16%). Как видим, количество и доля городского населения постоянно растет. Процесс увеличения числа городов, городских жителей и распространения городского образа жизни  называется урбанизацией.

 

Рис. Общая густота населения. Урбанизация

 

Самые высокие темпы урбанизации наблюдались в Украину в середине XX века, когда происходила индустриализация — создание промышленного производства. Сейчас эти темпы значительно замедлились вследствие прекращения притока мигрантов из сельской местности, депопуляции населения (табл. 2). Наивысшие уровне урбанизации имеют области в промышленных регионах — Донецкая, Днипропетровська, Луганская(80 — 90%), а самые низкие — Закарпатская, Черновицкая, Тернопольская (40%).

Субурбанизация — Это процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате оттока населения из городов. В результате таких процессов формируются городские агломераций]. Агломерация (В переводе с латинского означает «накапливаю») это сосредоточение взаимосвязанных городских поселений, ядром которых является большой город, быстро растет. Агломерация представляет собой систему расселения, которая характеризуется сближением и также территориальным сращиванием поселений, имеющих между собой тесные связи. Признаками агломерации является высокая плотность городского населения и непрерывность застройки, наличие большого города-центра и многочисленных меньших городов-спутников, имеющих с ним тесные связи, трудовые и культурно-бытовые внутренние миграции населения. Крупнейшими агломерациями в Украине Донецко-Макеевская, Днепропетровско-Днепродзержинска, Киевская, Харьковская.

В условиях общей экономической кризиса происходит значительный отток городских жителей на заработки за пределы своих поселений (преимущественно за границу), а также возвращение выходцев из сел обратно в своих сельских жилищ.

 

Таблица. Численность городского и сельского населения и его Доля от общего количества населения Украины

Годы

Городское население

Сельское население

млн лиц

%

млн лиц

%

1897

4,6

16,0

24,2

84,0

1913

6,8

19,5

28,4

80,5

1940

13,7

33,5

27,3

66,5

1959

19,1

45,5

22,8

54,5

1979

30,5

61,2

19,3

38,8

1989

34,6

66,9

17,1

33,1

2001

33.5

67,2

15,8

32,8

2005

32,0

67,7

15,3

32,3

 

 

Рекорды Украине

Самый высокий уровень урбанизации у Донецкой области (90%), самый низкий — Закарпатская (37%).

 

Запомните

Населенный пункт (поселение) — это место проживания и деятельности людей; различают два типа населенных пунктов — городские и сельские.

Город — это населенный пункт, имеющий более 10 тыс. жителей, занятых преимущественно в несельскохозяйственных отраслях.

Города различают по людностью (Малые, средние, большие, очень большие, города-миллионеры; по времени возникновения (старые, среднего возраста, молодежи), по выполнением различных функций (многофункциональные, промышленные, транспортные, лечебно-оздоровительные, агропромышленные центры).

Поселки городского типа это населенные пункты с населением более 2 тыс. человек, в которых не менее 2 / 3 населения занятые в несельскохозяйственном производстве.

Урбанизацияэто процесс увеличения количества городов, городских жителей и распространения городского образа жизнь .

Субурбанизация — Это процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате оттока населения из городов.

 

Вопросы и задания

1. Сравните разные регионы Украины по плотности населения и уровню урбанизации. Какие факторы влияют на эти показатели?

2. Как разделяют города Украины по количеству населения? Пользуясь картой, приведите примеры городов с разной населением.

3. Какие группы городов различают по времени возникновения? Приведите примеры старейших и молодых городов государства.

4. Какие функции могут выполнять города?

5. Чем отличаются процессы урбанизации и субурбанизации? Каковы причины этих явлений в Украине?

 

 

 

  

geomap.com.ua

Модели размещения городов | Рефераты KM.RU

МОДЕЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДОВ

http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/020/Gloss.htm

— Идеальные системы расселения. Правило Ципфа
— Модель центральных мест (В. Кристаллер)
— Модель А. Леша
— Периодические центральные места: ярмарки и рынки
— Методы управления системами городского расселения

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.

ОБЩИЕ СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. На любой карте, показывающей размещение населенных пунктов можно выделить 3 основные составные части. ЛИНЕЙНАЯ, в которой размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями — автомобильными или железными дорогами, судоходными реками; АГЛОМЕРАЦИОННАЯ, где скопление населенных пунктов с различными пунктами в системе расселения вокруг крупного города связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением. РАВНОМЕРНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ — характерно для населенных пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

ИДЕАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве — на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.

Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории — результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

Прежде чем перейти к собственно распределению городских поселений в пространстве, давайте попробуем ответить на вопрос — есть ли какие-нибудь закономерности в количественном соотношении больших, малых и средних городов?

ИЕРАРХИЯ ГОРОДОВ. ПРАВИЛО ЦИПФА. В 1913 году немецкий ученый Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров выявил закономерность, что людность города и его порядковый номер находятся в следующей зависимости: численность населения любого города равна численности жителей крупнейшего города, деленного на порядковый номер (ранг) первого. Закон Ауэрбаха не получил широкой известности, однако, вскоре подобная закономерность в распределении других видов человеческой деятельности была вновь найдена социологом Джоржем Зипфом (в другой русской транскрипции — Ципфом), по имени которого она сейчас называется как правило Ципфа «ранг-размер».

Согласно правилу Ципфа, если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города.

Nr = N1/r,

где r — ранг данного города
Nr — численность населения города ранга r
N1 — численность населения самого крупного города

Таким образом, если численность населения самого крупного города (города с рангом 1) гипотетической страны равняется 1 млн. чел, то расчетная численность 2-го города — 500 тыс. чел., 3-го — 333 тыс. чел., 4-го — 250 тыс. чел., 5-го — 200 тыс. чел.

Отклонения распределения городов от правила «ранг-размер» связаны с историей и особенностями развития экономики, природными условиями, нарушениями естественного хода формирования государственного пространства.

Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства.

Крупнейшие города в большинстве развивающихся стран расположены на побережьях и основаны европейцами как колониальные столицы — «ворота» для экономического освоения территории, порты вывоза минерального сырья и продуктов тропического земледелия. Вся остальная территория длительное время была лишенной крупных городов, а нередко и городов вообще. Огни столиц, где концентрировалась вся современная промышленность, банки, образование и культура западного типа, а нередко и почти все городское население, притягивали сельских мигрантов со всей страны в поисках более высоких заработков и лучшей жизни.

По мере развития система расселения все ближе соответствует кривой Ципфа.

По графику, построенному по правилу Ципфа, можно судить о распределении городов и о сформированности системы городского расселения, в которой сосуществуют крупные, средние и малые города, и, при наличии соответствующих статистических данных — о динамике во времени системы городского расселения изучаемой территории.

Если в стране имеется лишь один крупный город, где сконцентрирована основная часть городского населения, кривая будет иметь вид так называемого «приматного» распределения.

Такой тип характерен для страны с короткой историей развития экономики современного типа, неразвитой системой городов при доминирующей роли единственного крупного города, работающего в большей степени «вовне», а не на территорию страны.

Если для территории характерна высокая плотность населения и она «насыщена» городами, то реальная кривая будет располагаться выше идеальной.

Правило Ципфа выполняется при ранжировании городов, численность населения которых превышает 1 тыс. чел.

МОДЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ В. КРИСТАЛЛЕРА Докторская диссертация немецкого ученого Вальтера Кристаллера «Центральные места Южной Германии» была опубликована в 1933 г. В ней была изложена теория оптимального размещения городов, призванная улучшить территориальную организацию общества и усовершенствовать административно-территориальное деление Германии.

Прежде чем разобраться в логике рассуждений В.Кристаллера, необходимо рассмотреть термины, используемые в модели:

  • ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО — синоним города, центр для всех других населенных пунктов данного района, обеспечивающий их «центральными товарами» и «центральными услугами»;
  • ДОПОЛНЯЮЩИЕ РАЙОНЫ— территории, обслуживаемые центральными местами;
  • КОНУС СПРОСА — радиус зоны сбыта центральных товаров, нижний предел которого определяется пороговым размером рынка, а верхний — расстоянием, вне которого центральное место уже неспособно сбывать свой товар(количество сбываемого товара сокращается с ростом расстояния, т.к. увеличиваются транспортные расходы). В размещении городов в модели Кристаллера существует четкая зависимость между их размерами и уровнем развития функций центра розничной торговли.

Центры более высокого порядка большей людности представляют широкий набор товаров и услуг, низкого (меньшей по сравнению с первыми людности) порядка — меньший набор товаров и услуг. Наглядный пример организации территории по принципу центральных мест — размещение учебных заведений: в городе — областном центре обязательно есть 1-2 высших учебных заведения, где учатся преимущественно жители данной области, в районных центрах данной области вузов, как правило нет, зато есть стандартный набор средних учебных заведений, где обучается молодежь данного района; а в деревнях, в зависимости от числа жителей, работают средние или только начальные школы. Таким образом, по мере продвижения вверх по лестнице образования, число учебных центров уменьшается, количество обучающихся растет, растут и дополняющие районы. Аналогичная зависимость существует, например, и в размещении больниц.

Кристаллер сформулировал выявленные закономерности следующим образом: группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы, а сами центральные места образуют правильную треугольную решетку.

Размещение городов в модели Кристаллера обеспечивает оптимальное перемещение потребителей товаров и услуг — к самым близким к месту их проживания центральным местам. Таким образом рыночная, транспортная инфраструктура и административная структура оптимизируются.

Шестиугольная (гексагональная) структура возникает в результате стремления разместить на плоскости максимально возможное количество конусов спроса. Если города размещаются в узлах решетки, это значит, что территория будет обслуживаться минимальным числом центральных мест и данное размещение будет отвечать критериям оптимизации рыночной структуры (к — число обслуживаемых населенных пунктов, т.е. само центральное место и 2 его ближайших соседа). Если города размещаются в середине ребер, то оптимальным становится транспортное сообщение между центральными местами.

Оптимизация административной структуры происходит, когда внутри рыночной зоны центрального места более высокого порядка располагается населенный пункт более низкого порядка. Это ведет к стабилизации размещения экономического и административного (иерархия К=7).

Идеальное размещение городов может существовать только на так называемой изотропной поверхности — бесконечной однородной равнине с одинаково равномерной плотностью и покупательной способностью населения, равномерным размещением ресурсов, одинаковым транспортным сообщением. Предполагается также, что покупка центральных товаров осуществляется в ближайшем центральном месте (то есть поездки за товарами и услугами — оптимальны), и ни одно из центральных мест не получает избыточной прибыли. Очевидно, что наличие полезных ископаемых ведет к повышению плотности населения и сближению центральных мест.

Многочисленные критики Кристаллера пытались найти в реальной жизни схему, предложенную им. И, не найдя, обвиняли автора в оторванности от реальной жизни. Действительно, идеальной шестиугольной решетки нигде на Земле практически не существует. Ее действительно нет, как нет в реальной жизни многих идеальных явлений, например, идеального газа, абсолютного нуля. Однако, предположение их существования является чрезвычайно важным для анализа и сопоставления реальных и идеальных моделей, что позволяет делать важные выводы, предсказывать будущие изменения. Модель Кристаллера, например, позволяет предсказывать расстояния между городами одинаковых размеров. Так, очевидно, что при всех прочих равных условиях крупные города будут находится на более далеком расстоянии друг от друга, чем малые.

“ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ” АВГУСТА ЛЕША

В 1954 г. вышла работа немецкого экономиста А. Леша «Географическое размещение хозяйства» (в 1959г. она была переведена на русский язык), где была представлена более сложная модель размещения городов, максимально приближенная к реальному миру. А.Лешем были введены дополнительные факторы, главный из которых — общее для всех населенных пунктов данной территории центральное место: самый крупный и важный город, экономический центр всей системы населенных пунктов. Логика дальнейших рассуждений сводилась к следующему: сетки распределения с К=3,4,7 и вращали их вокруг общего центрального места, чтобы добиться совпадения максимально возможного числа центров при К=3, К=4, К=7. Это позволило оптимизировать все три структуры сразу — рыночную, транспортную и административную.

По мере удаления от главного центрального места, система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в «секторальную» структуру, где чередуются сектора, «богатые» и «бедные» населенными пунктами.

МОДЕЛЬ КОЛЬБА Модель Кольба условно называют «моделью правильного распределения гнезд». Суть модели вкратце сводится к следующему: наиболее оптимальным является размещение населенных пунктов в виде «сгустков»: крупный город занимает центральное положение в системе расселения, вблизи границы его влияния — его конуса спроса располагаются малые города; деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕСТА: ЯРМАРКИ И РЫНКИ.

Во многих удаленных районах менее развитых в экономическом отношении стран, где плохо развита инфраструктура и существуют лишь сезонные дороги, потребители — преобладающие в структуре населения сельские жители, не могут регулярно ездить за товарами и услугами в удаленные города — постоянные центральные места. Их функции по снабжению центральными товарами и услугами выполняют разъездные торговцы. Как правило, они переезжают от деревни к деревне, вызывая к жизни широко распространенное явление как ярмарки, то есть периодические рынки. По мере роста численности и плотности населения, развития экономики, роста доходов, стандартов и уровня потребления, увеличивается общий объем торговли, а периодичность появления ярмарки в данном месте учащается.

При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ осуществляется двумя главными способами — экономическими и политическими мерами. Как правило, системы расселения достаточно инерционны и резкое их изменение практически невозможно.

К главным методам регулирования, называемым экистической политикой относятся: строительство новых городов и размещение новых базовых отраслей в городах, людность и значение которых надо увеличить. Как правило, развитие транспорта -подведение железнодорожных магистралей, улучшение коммуникаций ведет к развитию городской экономики, и наоборот.

Хорошо известны случаи, когда процветавшие в определенные исторические периоды города. Например, Тобольск — «матерь городов сибирских» динамично развивался в 16-17 вв., когда был форпостом русского освоения Сибири, где в то время было всего две губернии — Томская и Тобольская. Город, наряду с Москвой имел право принимать иностранных послов. Однако, в 19 в. Московско-Сибирский тракт, а позднее и Транссибирская магистраль прошли южнее Тобольска. Развитие города затормозилось, его значение упало за счет преимущественного роста городов, расположенных на транспортных магистралях. Таким образом, город, лишенный в последующие эпохи выгод своего географического положения затух, теряя импульс развития.

К регулированию систем расселения относится так же проекты, широко осуществляемые в ряде развивающихся стран проекты переноса столиц во внутренние слабоосвоенные районы для стимулирования их развития.

В СССР экистическая политика сводилась к ограничению прописки и строительства новых промышленных предприятий в крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде (введено с 1931г.), попыткам стимулирования развития наиболее перспективных из числа малых и средних городов. Как правило, экистическая политика не была сопряжена с экономической, и поэтому большая часть целей осталась недостижимой.

Регулирование системы городского расселения в ЮАР в условиях апартеида — обязательного раздельного проживания черного, цветного и белого населения. Для обслуживания развивающейся промышленности в «белых» городах была необходима рабочая сила — африканцы, в них, однако, не проживающие. Местом жительства коренного населения стали специально построенные т.наз. «тауншипы» — черные пригороды, соединенные транспортными магистралями с крупнейшими городами. Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР — Дурбана, Йоханнесбурга. В настоящее время, когда апартеид был осужден и отменен законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться, и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Черные жители с низкими уровнем доходов не смогут позволить себе изменить место жительства.

Сегодня ученые продолжают поиск закономерностей развития и размещения городов.

Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 — 1990. — М.: Наука, 1994.

Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. — М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

Модели в географии/ Под ред. П.Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.

Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1997.

Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. — М.: ИЛА РАН, 1993.

Хаггет П. География: синтез современных знаний. — М.: Прогресс, 1979.

Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. — М.: Прогресс, 1968.

Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). — М.: Прогресс, 1974.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

www.km.ru

2. Понятие границ населенных пунктов, состав земель населенных пунктов.

Землями НП признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских НП и отделенные их границей от земель других категорий. Граница НП – внешняя черта земель городского или сельского НП, которая отделяет указанные земли от иных категорий земельного фонда.

Все земли внутри границы города и села относятся к категории земель НП и попадают под ее правовой режим.

Согласно ст. 83 ЗК РФ землями НП признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития НП.

Границы городских, НП не могут пересекать границы МО или выходить за их границы, а также пересекать границы зем.уч., предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согл ст. 84 ЗК РФ 1. Установлением или изменением границ НП является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы НП, расположенных в границах соответствующего МО;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских НП, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и СПб осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

3. Включение зем.уч. в границы НП не влечет за собой прекращение прав собственников зем.уч., землепользователей, землевладельцев и арендаторов зем.уч.

Ст. 85 ЗК РФ. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

1. В состав земель НП могут входить зем.уч., отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим ТЗ:

1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В пределах границ НП могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются зем.уч., имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Для каждой ТЗ градостроительным регламентом предусматриваются определенные виды разрешенного использования и собственники зем.уч. могут использовать принадлежащие им зем.уч. в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным для данной ТЗ.

Так, например, в составе жилых зон земельные участки могут использоваться:

для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения.

для индивидуальной жилой застройки,

для малоэтажной смешанной жилой застройки,

для среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки,

а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Зем.уч. в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Зем.уч. в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Зем.уч. в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Зем.уч. в составе рекреационных зон, в том числе зем.уч., занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *