Здания на рельефе | Архитектура и безопасность
Ранчо Red Rocks, США, 2019Ранчо Red Rocks, США, 2019
The Mountain housing, BIG architectsThe Mountain housing, BIG architects
Эта статья будет посвящена зданиям, расположенным на склонах с уклоном от пятнадцати градусов и выше. Эта тема актуальна не только для южных районов и областей нашей страны, например, Северного Кавказа, но и для Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и многих других.
Если для жилья наиболее комфортны южные, юго-западные и юго-восточные склоны (в связи с требованиями инсоляции), то для общественных, торговых, офисных, научно-исследовательских и других типов зданий могут использоваться и северные склоны.
Использование рельефа помогает создать выразительный образ здания, легко делает его запоминающимся.
Варианты использования рельефа могут быть следующими:
1. Активное противопоставление здания рельефу, когда оно развито против склона, чтобы подчеркнуть его этим контрастом. Здание в этом случае расположено поперек горизонталей склона.
Здание Министерства автомобильных дорог, Грузия, 1975
2. Здания, развивающиеся вдоль рельефа. Это более мягкий способ подчеркнуть крутизну склона. Здания располагаются ярусами вдоль горизонталей.
Rokko housing, Япония, архитектор Тадао Андо, 1981Rokko housing, Япония, архитектор Тадао Андо, 1981
3. Здания на видовых точках, например, на обрывах или на вершинах.
Музей «Ласточкино гнездо», Крым, Россия, 1912 (отреставрировано в 1969г).Музей «Ласточкино гнездо», Крым, Россия, 1912 (отреставрировано в 1969г).
4. Здание, вживленное в рельеф, с минимальным контрастом и противопоставлением, когда оно как бы утоплено вглубь склона.
Вилла Вальс, Швейцария, 2009Вилла Вальс, Швейцария, 2009
Вот несколько современных примеров зданий, возведенных на рельефе:
1. Международный отель/парк развлечений ( Shimao Quarry Hotel ), Шанхай, Китай, 2018
2. Лифт Байлун, Хунань, Китай, 2002
3. Messner mountain museum, Южный Тироль, Италия, Zaha Hadid architects, 2015
4. La Casa del Acantilado, Испания, 2015
5. Huangshan Mountain Village, Хуаньшань, Китай, MAD Architects, 2017
Здания по форме повторяют горы, плавные очертания уменьшающихся постепенно ярусов вторят склонам. Комплекс апартаментов предназначен для гостей природного заповедника, расположенного в желтых горах Хуаншаня, области Китая.
Рельеф и геопластика | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство
В современном ландшафтном искусстве рельеф имеет особое значение. Рост городов заставляет все бережнее относиться к их земельному фонду. При расширении городских границ в их черту также попадают территории, непригодные для строительства по условиям рельефа и геологии,— овраги, откосы, крутобережья, оползневые склоны и т. д., и они, в свою очередь, включаются генпланами городов в состав озеленяемых территорий. Так, в Волгограде овражная сеть занимает 15% территории, в Вильнюсе территория с сильно пересеченным рельефом составляет 20%, в Нижнем Новгороде 30% (верхняя часть города). В отдельных районах страны ложбины, балки и речные долины занимают 10—15% и до 30% территории города. И, наконец, обширные площади нарушенных земель, оставленные после промышленных разработок (карьеры, землеотвалы, терриконники), также отводятся под озеленение и организацию мест отдыха. Сложность освоения этих территорий связана с целым рядом местных условий и в первую очередь с рельефом. Поэтому внимательное изучение его особенностей и использование богатого опыта паркостроения являются основными предпосылками в решении современных объектов ландшафтного искусства.
Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта, он составляет его экологическую и пластическую основу. С помощью существующих классификаций и с учетом особенностей ландшафтного искусства рельеф парковых территорий можно подразделить на 3 группы: рельеф положительных форм, отрицательных форм, нейтральный рельеф. В первую группу входят гребни гор, холмы, горы, склоны (выше условно установленной точки нулевого отсчета), во вторую группу — долины, ущелья, овраги, тальвеги, котлованы, амфитеатры и склоны (ниже условно установленной точки нулевого отсчета). Третья группа представляет собой участки равнинного рельефа с небольшим уклоном (условно до 5—7°). Сюда входят прежде всего самостоятельные, значительные по площади равнины. В процессе изучения территории необходимо выделение небольших равнинных участков (горизонтальных плоскостей), которые входят составными элементами как в группу положительных форм (например, водораздельные плато), так и отрицательных (днища балок), а также горизонтальных площадок на склонах.
Применение этой классификации допустимо на объектах различной величины — от крупных парков, лесопарков и национальных парков, создающихся на таких формах рельефа, как долины рек, овражно-балочные системы, горы, холмы и даже вбирающие в свои границы комплексы этих форм, до небольших участков, занимающих элементы этих форм или их искусственные модели на малых площадях.
Примеры использования растений с учетом рельефа: 1 — акцентирование террас растениями, 2 — усиление холмистого рельефа группами, 3,4 — приемы озеленения, нивелирующие рельеф |
Рельеф оказывает влияние на общий климат страны. Например, заслон Кавказского хребта или Крымских гор, задерживающий движение холодных воздушных масс с севера и способствующий аккумуляции тепла, идущего из южного Средиземноморья, является решающим фактором формирования климата наших черноморских субтропиков. Рельеф оказывает влияние и на местный климат, например сложная циркуляция воздушных масс горных долин. Важно учитывать также высотную зональность горных ландшафтов. Формы рельефа меньшего масштаба определяют микроклимат и экологические особенности своих участков, которые необходимо учитывать так же, как и природные свойства климатической зоны в целом. Экологические свойства рельефа проявляются в формировании температурного и ветрового режимов, почвенных и гидрологических условий.
Эта закономерность особенно ярко проявляется в холодное время года в южных районах, а летом она ощутима в северных районах. Так, участок южной экспозиции с уклоном в 10° на широте Ленинграда по тепловому режиму близок к условиям Харькова. Оценка таких территорий для произрастания растений и создания комфортной среды для отдыха должна проводиться с учетом широты местности и ее общего климата.
Склоны южных экспозиций в северных широтах более благоприятны для организации отдыха и произрастания растений, чем в южных. Наименее благоприятны склоны южных экспозиций в засушливых районах (Саратов, Волгоград). В южных районах северные склоны более пригодны для летнего отдыха, южные — для зимнего.
Аналогичным образом формируется и ветровой режим. В зависимости от направления преобладающих ветров склоны подразделяются на подветренные, защищенные от ветров, и наветренные, подверженные ветрам. Наиболее подвержены ветровому воздействию вершины гор, хребты, повышенные части склонов. Так, скорость ветра на равнине, равная 3 м/с, увеличивается на вершинах холмов до 5—б м/с. Воздушная циркуляция связана также с густотой насаждений. В оврагах и балках, например, они могут задерживать ветер и создавать неблагоприятные условия застоя воздуха.
Эти особенности учитывались и умело использовались в паркостроении. Интересным примером является район Марли в Петергофском парке. Насыпная дамба высотой 4 м, вытянутая вдоль берега Финского залива с запада на восток на 250 м, защищает примыкающий к ней участок от неблагоприятных северных ветров. В полосе этой защиты у подножия склона южной экспозиции был устроен небольшой плодовый сад. В нишах стены дамбы (местах, наиболее благоприятных по условиям) высаживали теплолюбивые растения (известно, что были абрикосы и сливы). Вершина дамбы была решена как место для прогулок, откуда открывались виды на морские панорамы Финского залива и блестящий ансамбль Марли с водоемами и каскадом Шахматная гора.
Территория, выделенная под парк культуры в г. Воронеже, представляла собой балку с крутыми склонами и густой растительностью, что затрудняло ее проветриваемость и создавало неблагоприятные для отдыха условия. Авторы проекта (М. Коржев и М. Прохорова) предусмотрели на склонах систему просек, идущих в направлении преобладающих ветров, и тем самым обеспечили нормальную аэрацию территории.
В условиях сложного рельефа формируются определенные почвенно-гидрологические условия. Склоны теряют значительную часть выпадающих осадков из-за поверхностного стока и плохо сохраняют снежный покров, одновременно происходит смыв почвенного слоя. Поэтому верхние части склона имеют более бедные и сухие почвы, чем нижние. Наиболее благоприятные условия для растений создаются в пониженных частях склона и у его подошвы, наименее — на участках хребтов. Здесь произрастают менее прихотливые растения, в основном ксерофиты. Во впадинах и ложбинах накапливаются влага и питательные минеральные вещества, поэтому создаются более благоприятные для произрастания растений условия. Эти закономерности по-своему проявляются в различных географических районах, где формируются соответствующие почвенно-гидрологические условия, растительный состав и микроклимат. Они во многом определяют организацию парковых территорий.
Формы рельефа активно включаются в объемную структуру парка и влияют на организацию его пространства. Композиционные возможности рельефа в сильной степени определяются визуальными взаимосвязями частей парка и тем, как его формы влияют на восприятие парковых элементов — сооружений, растительности и пр.
В зависимости от преобладания форм рельефа парки можно подразделить на следующие основные группы: парки на равнинном рельефе, склонах, холмах, в горных долинах, оврагах и балках. Особую группу составляют парки на нарушенных территориях.
Представленная группировка несколько условна, поскольку парковая территория может располагаться не только в пределах одной формы рельефа, но и включать в свои границы несколько форм — овраги, естественные и искусственные холмы и т. д.
Например, общая территория парка Архангельское включает относительно равнинную территорию, подходящую к береговому откосу речной поймы, склон (откос) поймы, овраги, выходящие к пойме, террасированный регулярный парк.
Однако принципиальный подход к этим формам независимо от их масштаба в целом можно считать однозначным.
Парки на равнинном рельефе. К равнинному рельефу можно отнести территории с небольшим малозаметным уклоном. Участки с нулевым или близким к нему уклоном не имеют стока и представляют собой заболоченности. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Рельеф не влияет на направление видов (или влияет слабо — в случае наличия небольших уклонов). Главные вертикальные и объемные акценты образованы древесной растительностью. Объемно-пространственное разнообразие территории формируется с помощью закрытых, полуоткрытых массивов, древесных групп и открытых пространств полян, образующих пейзажные картины. Эти положения можно проиллюстрировать на примере рассмотренных выше парков. Инертность можно уменьшить путем выявления малейших уклонов, усиления их пластики и умелого включения в ландшафт как средства, раскрывающего его достоинства.
Блестящим примером такого использования рельефа являются мягкотеррасированный склон в парке Во-ле-Виконт, насыпная терраса перед дворцом в Версале, выделяющая его центр и усиливающая направление главной оси, или луговой склон в парке Стоу, спускающийся от дома к пруду и обрамленный насаждениями, углубляющими перспективу.
Небольшой уклон на спокойном рельефе можно пластически усилить прокладкой плавно (незначительно) изгибающейся дороги, рисунок которой как бы подчиняется уклону местности и тем самым выявляет его.
Статический характер плоского ландшафта иногда имеет свою выразительность — его пейзажи могут быть величественно спокойными, монументальными, широта их охвата вносит мажорное или торжественное настроение. В таких случаях нет необходимости в преобразовании рельефа. Выявление характера ландшафта или его потенциальных возможностей, его сохранение и усиление при формировании пейзажей — прямая задача ландшафтного искусства, решение которой характеризует уровень мастерства паркостроителя. Примерами такого мастерства являются районы Белой березы и Парадного поля в Павловском парке, созданные Гонзаго; парк Шарлоттенхоф в Сан-Сусси (Германия), созданный Ленне, а также сформированные им сельскохозяйственные ландшафты в окрестностях Потсдама (Германия).
Парки на склонах, как правило, располагаются в гористой местности (например, итальянские сады) или вдоль рек и крупных водоемов. В последнем случае парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протяженность (ЦПКиО им. Горького с полосой Ленинских гор до р. Сетунь имеет протяженность около 7 км; Нагорный парк в Киеве — 3 км, в Горьком—3,6 км). Это позволяет организовывать маршруты большой протяженности.
Развитие композиций направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтально развернутые и замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и включают как внутренние пейзажи, воспринимающиеся вниз по склону, так и внешние панорамы окружающего ландшафта.
Рельеф часто террасируется, в таких случаях бровки террас являются точками наиболее активного восприятия пейзажей. Террасы имеют как прямолинейные очертания, так и более свободные, соответствующие направлению горизонталей. Дороги прокладываются по террасам или свободно вдоль склона.
Трассировка дорог должна учитывать внешние виды и обеспечивать их чередование с внутренними. При этом маршруты, проложенные по верхним, средним или нижним частям склона, существенно различаются по характеру воспринимающихся видов. Они соединяются серпантинными дорогами, лестницами, пандусами.
Примером интересного решения парка на сложном рельефе является Нагорный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова в г. Баку, созданный по проекту арх. Л. Ильина. Парк занимает территорию так называемого Бакинского амфитеатра (горного склона со своей сложной внутренней структурой). Он расположен на отметках от 4 до 180 м над ур. м. и развернут на панораму городского центра. Внизу к нему примыкает бульвар. Парк имеет ярусную многоступенчатую композицию, в которую умело включены различные зоны —спортивная, детская, массовых действий, открытого театра. Композиционный узел — площадь с монументом С. М. Кирова, расположенная на одном из холмов второго уровня. Монумент воспринимается с разных точек парка и из города. Особенностью парка является архитектурная обработка рельефа в виде прямолинейных террас и подпорных стен в сочетании с естественными формами, подчеркивающая тектонику горного ландшафта. Однако по завершении строительства выяснилось, что в расчет не были приняты сложные условия жаркого климата, и многие участки парка оказались в дискомфортных для пребывания посетителей условиях.
Парки на холмах имеют центрическую точку на вершине или в верхней части холма (Аналогично решаются холмы, входящие в состав парка как его элементы.). Планировка может быть центрической с ярко выраженной главной осью или свободной. В первом случае обработка холма более жестко подчиняется требованиям архитектурной композиции. Это такие парки, как Высокий Замок во Львове, Холм освобождения в Пловдиве. Во втором случае решение скорее подчиняется возможностям территории, не внося конструктивных изменений в общую тектонику объекта. Например, лесопарк на г. Ахун в Сочи, по южному склону которого проложен серпантинный подъем, завершающийся башней.
Интересны парки в Берлине и Мюнхене, созданные после войны на насыпных холмах из разобранных руин, строительного лома и мусора. Так, в парке Фридрихсхайн в Берлине была насыпана гора высотой около 30 м. Серпантинный подъем ближе к вершине переходит в спиральный. С видовых площадок на маршруте открываются виды на нижние участки парка и панораму города.
В трассировке дорог парков этого типа определяющую роль играют внешние виды. Они раскрываются в процессе движения в направлении по касательной к линии маршрута. Умелое использование этой особенности позволяет создать интересный ритм смены впечатлений.
Поучителен отрицательный пример парка Сухумская дорога, спиралевидный маршрут которого трассирован без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений. На нем почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей. Примером сочетания центрального и свободного решения является мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, созданный по проекту арх. Я. Белопольского и скульптора Е. Вучетича, под руководством ландшафтного арх. Л. Розенберга. Склон Мамаева кургана, обращенный к Волге, решен как мощный скульптурный мемориал, с ярко выраженной осью подхода к подножию монумента матери-Родины, венчающего вершину холма. Не менее интересно и решение остальных («тыльных») частей склона. Здесь структуру парка определили насаждения на террасах, ступенчато поднимающихся от подножия холма к вершине и вторящих формам рельефа. Они выделяют мягкий контур объема холма, «читающийся» с городских магистралей.
Планировалось создание внутренних замкнутых мемориальных узлов, сохраняющих исторический характер мемориала — дота и захоронений военного времени со своими небольшими обелисками, от которых маршруты выводили бы к внешним видам на город и Волгу.
Парки в горной долине имеют ярко выраженную продольную ось, проходящую по нижним точкам. Пространство ограничено склонами, определяющими направление оси. Горизонтальные плоскости располагаются главным образом по днищу, иногда в отдельных точках склона. Примерами являются парк в долине р. Куры (г. Боржоми), парк в долине р. Раздан (г. Ереван), Агурский лесопарк, расположенный в горном каньоне р. Агуры.
Парки на овражной территории располагаются в оврагах и балках, иногда овраги входят в состав равнинных парков. По пространственной характеристике овраги и балки близки к долинам, однако имеют свои особенности. Это, как правило, их меньший масштаб по протяженности, глубине, более упрощенная форма откосов, своя структура частей, включающая ствол оврага, откосы, днище, вершину, устье и боковые отвершки, а также склоны, межовражные водоразделы. Горизонтальные плоскости располагаются на верхних частях — склонах межовражных водоразделов, примыкающих к бровкам оврагов, а у обширных овражно-балочных систем и по днищу. Откосы, как правило, непригодны для устройства мест отдыха и прокладки дорог. Визуальные связи направлены по продольной оси, а также по поперечным осям отвершков. Внешние виды на водораздельных частях — у бровки откосов, а также в устьевых частях, в местах выхода оврагов на открытое пространство равнины, реки или ее долины. Особую ценность приобретают мысообразные выступы в местах слияния оврагов, имеющие широкий угол обзора местности и дающие возможность восприятия композиций оврага с верхних точек открытого пространства.
В настоящее время под парковые территории осваиваются овраги в ряде городов нашей страны (например, в Волгограде). Один из красивейших парков страны — Стрыйский парк во Львове, созданный на овражном рельефе.
Особое место занимают парки на нарушенных территориях — в местах выработки горных пород, карьеров, свалок, отвалов вскрышных пород, террикоников и т. д.
К числу первых таких парков можно отнести Бют-Шомон в Париже, созданный еще в 1864—1867 гг. на месте каменоломни и в настоящее время являющийся образцом ландшафтного искусства.
Широкий масштаб промышленных разработок и интенсивная хозяйственная деятельность — добыча ископаемых открытым способом, городские свалки, складирование отработанного грунта — увеличивают площади нарушенных территорий. Размещение их вблизи городов и дефицит земель, удобных для строительства и сельского хозяйства, требуют освоения таких территорий под озеленение. В последнее десятилетие половина новых парков создается на таких землях. К их числу относятся парки культуры в Польской Народной Республике — г. Катовице, созданный на месте «лунного ландшафта», оставленного после выработки угольных шахт, и в г. Кельце — разбитый в 1971 г. на месте отработанных известняковых карьеров; парк на горе Ликкебетос в Афинах, созданный на месте карьера на вершине горы; парк Сток-он-Трент, построенный к 1986 г. в Англии для национального фестиваля декоративного садоводства; парк олимпийского комплекса в Мюнхене, разбитый на месте свалки, превращенной в искусственную гору высотой 60 м. В нашей стране еще в 1962—1963 гг. был создан Александровский ландшафтный парк в г. Орджоникидзе (Владикавказ) на отвалах марганцевого карьера (площадь 230 га). Число таких парков постоянно пополняется все новыми интересными объектами.
Особую сложность представляет освоение террикоников. И здесь уже накоплен значительный отечественный и зарубежный опыт. Многолетние исследования позволили разработать комплекс последовательных мероприятий по созданию условий для произрастания насаждений, выполаживанию и террасированию откосов в противоэрозионных целях, включению конусов террикоников в объемно-пространственную структуру городской и парковой среды, их пластической обработке и даже полной разборке.
Специфика нарушенных территорий, отводимых под озеленение, разнообразна и связана с характером их прошлого промышленного использования. Поэтому важно знать особенности каждого нарушения и технологические требования его рекультивации. Для паркостроения они определяются следующими условиями:
1) Растительными характеристиками оставленного грунта. В лучшем случае это песчаные и глиняные отвалы, горные породы со слабым отрицательным химизмом воздействия на корневую систему. Намного сложнее вести освоение свалок, насыщенных практически неперегнивающими отходами производства, террикоников, а также территорий, вышедших из-под химического производства. В каждом случае необходим индивидуальный подход, требующий данных о составе субстрата и его химизации. В представленном перечне самым сложным является восстановление почв, вышедших из-под химического производства. До последнего времени освоение таких территорий ведется только после насыпки мощного слоя растительного грунта.
2) Формами рельефа, оставшимися после выработки. Отрицательные формы обычно используются под водоемы, положительные преобразуются для сооружений и приспосабливаются для насаждений. Обработка рельефа под зрелищные или спортивные сооружения (амфитеатры, игровые площадки) подчиняется определенным техническим требованиям. Устройство пластически выразительных и эстетически интересных форм рельефа — это целая область ландшафтного искусства, которая в последнее время стала называться геопластикой.
Геопластика — один из способов пластической обработки рельефа путем искусственного создания его форм с учетом эстетических и функциональных требований объекта. Этот прием издавна существовал в ландшафтном искусстве (искусственные террасы, холмы, валы, амфитеатры, дамбы). В настоящее время технический уровень позволяет производить земляные работы в больших масштабах и создавать любые формы рельефа.
При создании искусственных земляных объемов решается ряд задач.
Эстетические. Они находят место в создании холмов в виде пьедесталов или обзорных площадок, возвышающихся над равниной в виде откосов, амфитеатров или цепи холмов, изолирующих участки от окружения, ориентирующих виды и линию маршрута в нужном направлении, закрывающих нежелательные объекты, и, наконец, в виде так называемого скульптурного рельефа.
Функциональные. Создание горизонтальных плоскостей всех размеров для организованного отдыха от небольших площадок до комплексов спортивных плоскостных сооружений: амфитеатров — для зрелищных мероприятий, насыпных гор — для санного и лыжного спусков.
Технические. Повышение уровня комфортности территории для отдыха введением при необходимости ветрозащитных валов и дамб, защищающих от наводнения (парк Верлитц в ГДР), инсолируемых, защищенных от ветров склонов-соляриев и др.
Приемы пластической обработки рельефа определяются замыслом проекта. Это может быть воссоздание форм, подражающих естественному ландшафту. Такой прием является традиционным как в русском, так и зарубежном паркостроении. Он находит свое применение и в настоящее время («острова сказок» в детском парке Анапы, участки горных ландшафтов, созданные ландшафтным арх. Л. Розенбергом в Главном ботаническом саду АН СССР, насыпная гора олимпийского комплекса в Мюнхене и др.).
Создание форм подчеркнуто регулярных, геометрических можно наблюдать в мемориальных парках (холм-постамент для монумента Воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине, Холм Славы под Минском, являющийся одновременно и видовой площадкой), а также в детских парках в виде пирамид, кратеров, лабиринтов (так называемый игровой рельеф устроен в саду жилого района в г. Эркарте в ФРГ). Интересным решением комплекса разнообразных задач, поставленных перед паркостроителями, является насыпной холм в ЦПКиО им. С. М. Кирова в г. Ленинграде. Холм сооружен в западной оконечности Крестовского острова и играет важную композиционную роль в парке — это его высотная доминанта. Издали холм воспринимается как естественное возвышение, а вблизи — как монументальное сооружение с галереями, лестницами, скульптурой. Устройство игрового поля стадиона и трибун «внутри» холма позволило защитить зрителей от неблагоприятных ветров со стороны Финского залива. Во внешних откосах сооружения были размещены служебные помещения. Верхняя кольцевая дорога, окружающая чашу стадиона, служит не только для распределения посетителей, но и является своего рода эспланадой для обзора внешних видов Финского залива, городской панорамы, зелени парков на островах.
Если выбор нужного приема определяется идеей (замыслом) парка, то и сама идея в сильной степени зависит от характера участка и технической целесообразности ее воплощения. Воспроизведение естественного ландшафта на рекультивируемых территориях иногда нежелательно, так как создает впечатление ненужной его искусственности. В таких случаях целесообразнее эту искусственность не маскировать природными формами, а использовать другие приемы. Экологические и объемно-пространственные свойства форм рельефа диктуют определенный подход к оценке территории, отводимой под парк, целью которого является выбор наилучшего варианта его планировочного решения.
Первым этапом оценки является выделение территориальных единиц (ландшафтных участков, выделов и т. п.) и определение визуальных связей как внутри территорий, так и с внешним ее окружением.
Территориальные единицы выделяются по наиболее типичным или важным критериям, отражающим физиономические, экологические и функциональные особенности участка. В каждом конкретном случае принимается свой набор критериев. В то же время не исключено, что для разных объектов с одним типом местности может быть принят общий набор. Так, для равнинных условий нужно выделять малейшие перепады рельефа. Для склонов — участки с различными уклонами, создающими разные возможности их доступности и освоения, для оврагов — их морфологические составляющие.
В условиях сложного рельефа выделяются все его формы, а также их части. Например, для горных лесов Черноморского побережья Кавказа при организации лесопарков по формам рельефа были выделены следующие типы ландшафтных участков: гребни гор, тальвеги (или ущелья), русла рек, склоны пологие (до 10°), средние (11—20°), крутые (21—30°), очень крутые (31° и более), холмы. Особую ценность в условиях сложного рельефа приобретают горизонтальные участки всех размеров вплоть до небольших площадок (20—25 м2).
Определение визуальных связей — это учет и фиксация видовых точек, выявление воспринимающихся с них пейзажей и оценка их значения для парка. Интересные виды необходимо сохранить и использовать в структуре парка, нежелательные объекты устранить или изолировать. Особо выделяются участки, многократно попадающие в створ видовых лучей из различных точек. Внутренние виды характерны для отрицательных форм рельефа, внешние — для положительных. Часто именно внешние виды, воспринимающиеся с повышенных отметок, определяют облик парка. Трассировка дорог подчиняется техническим требованиям их устройства в соответствии с уклоном местности, причем маршрут обычно прокладывают по наиболее интересным видовым точкам для получения необходимого пейзажного разнообразия. Сюда включаются и внешние виды, и внутренние замкнутые композиции, и участки для более близкого рассмотрения отдельных крупных экземпляров деревьев, цветущих растений, тектоники горных обнажений, каменных нагромождений.
Естественный камень занимает особое место в оформлении парковых композиций. В парковый ландшафт часто включаются геологические обнажения горных пород, скалы или естественные каменные россыпи (например, каменные «реки» в лесопарке на горе Витоша в Болгарии, «хаос» в Воронцовском парке в Крыму и т. д.). Присутствие камня усиливает звучание рельефа, подчеркивает горный характер, поэтому даже незначительные перепады рельефа, умело оформленные камнем, выглядят выразительно. При этом тематическая трактовка таких композиций может быть самой разнообразной.
Источник: Ландшафтное проектирование. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Архитектура-С. Москва. 1991
Ландшафтная архитектура и дизайн. Рельеф как компонент садово-паркового ландшафта. — Путешествия и культура
В современном ландшафтном искусстве рельеф имеет особое значение. Именно рельеф, с одной стороны, создает пластическую основу сада или парка, а с другой, является наиболее стабильным, малоподвижным компонентом ландшафта, сохраняя его идеологический смысл. Начнем наш разговор с рассмотрения естественных форм рельефа.Согласно существующим классификациям рельеф парковых территорий подразделяют на 3 группы: положительных, отрицательных и нейтральных форм. Критерием служит нулевая точка отсчета. Обычно за нулевую точку отсчета принимают относительную высоту той местности, на которой находится город с принадлежащими ему садами и парками.
Первая группа (положительные формы): горы и холмы, их склоны и вершины; если город находится в нижней части долины реки, то террасы и коренной берег этой долины (выше условно установленной точки нулевого отсчета).
Вторая группа (отрицательные формы): склоны и подножья гор, склоны и днища балок и оврагов, амфитеатры, ущелья (тальвеги) и участки межгорных долин (ниже условно установленной точки нулевого отсчета).
Третья группа (нейтральные формы): участки собственно равнинного рельефа с небольшим уклоном (до 5-7 град), широкие межгорные долины и котловины, плато, речные поймы и террасы и горизонтально ровные участки на склонах. Некоторые такие участки могут находиться несколько ниже точки нулевого отсчета, но это именно равнинные участки.
По преобладанию какой-либо определенной группы форм парки подразделяют на группы: парки на равнинном рельефе, парки на оврагах и балках (с сильно расчлененным рельефом), парки на холмах, парки на склонах (гор или берегах крупных рек), парки в горных долинах. Данная группировка несколько условна, поскольку на территориях крупных парков встречаются формы рельефа разных групп. Рассмотрим особенности рельефа как пластическую основу садово-парковых ландшафтов каждой из групп.
Парки на равнинном рельефе. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Главные вертикальные и объемные акценты в равнинных парках образованы древесной растительностью. Объемно-пространственное разнообразие территории создается чередованием закрытых, полуоткрытых и открытых пространств: рощ, древесно-кустарниковых массивов и боскетов, лент и групп с опушками, полянами, газонами и цветниками, образующими пейзажные картины. Плавно изгибающиеся парковые дорожки или небольшие искусственные сооружения создают новые видовые образы, усиливая динамику впечатлений. Равнинных парков и садов в России много, поэтому можно привести великое множество примеров.
Главный ботанический сад, Москва
Вместе с тем необходимо отметить, что малоподвижный характер плоского рельефа обретает особую роль и выразительность, когда речь идет о величественно спокойных монументальных парковых ландшафтах, минорное или мажорное торжественное настроение которым придает визуальная широта охвата пейзажей. Например, созданные Гонзаго, районы Белая береза и Парадное поле в Павловском парке, СПб, Россия.
Белая береза Парадное поле
Другая типичная форма использования – организация массовых спортивных и зрелищных досугово-развлекательных мероприятий в Городских и Детских парках культуры и отдыха. Расчлененность рельефа в этом случае неуместна и может сыграть роль ограничивающего или сдерживающего фактора. Например, парк Сокольники в Москве, Россия.
Сокольники. Типичный пейзаж парка.
Парки на овражно-балочной территории. На территории таких парков находится довольно много оврагов и балок, причем каждый из них имеет разную, но небольшую протяженность, глубину и структуру. Типичная структура оврага: ствол, склоны и откосы (очень крутые, осыпающиеся склоны), днище, вершина, устье, боковые отвершки. Понятно, что большинство оврагов в естественном состоянии непригодно к использованию, поэтому в парках овраги облагорожены: укреплены склоны, выровнены днища, закреплены вершины и устья (для остановки роста оврага), ликвидированы отвершки.
Структура балки более проста и пригодна для садово-паркового использования: относительно широкое и плоское днище, пологие склоны.
Наиболее благоприятные участки – горизонтальные, расположены наверху, на овражно-балочных водоразделах, по днищам (главным образом балок), а также участки в верхних, более пологих частях склонов. Внутренние визуальные связи и обеспечивающие их парковые дорожки проложены по продольным и поперечным осям оврагов и балок. Внешние виды – на верхних, водораздельных участках: у бровки, устьях – местах выхода оврага или балки на равнину или речную долину. Особо ценные видовые точки – мысообразные выступы в местах слияния оврагов и балок. Они обеспечивают широкий охват местности и соответственно обзор многих парковых композиций. Например, Стрыйский парк, Львов, Украина.
Парки на холмах. Центр таких парков обычно размещается на вершине или в верхней части самого высокого холма. Планировка парка бывает центрической с ярко выраженной главной осью или свободной. Часто в таких парках по склону идет серпантинный подъем, иногда, ближе к вершине переходящий в лестничный или спиральный участок. Склон высоких холмов, возможно, террасирован. Внешние виды играют большую роль в эстетике таких парков, поэтому на вершине холма или близ нее, а также вдоль маршрута (по касательной к нему) размещены видовые площадки, с которых открываются виды на нижние участки парка и панораму города. Например, парк Победы на Соколовой горе, Саратов, РФ.
Парки на склонах расположены либо в гористой местности, либо по высоким берегам рек, крупных озер или морей. Как правило, парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протяженность. ЦПКиО им. Горького с полосой Ленинских гор в Москве имеет протяженность около 7 км, в Нижнем Новгороде – около 4 км.
Развитие ландшафтных композиций направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтально развернутые и внутренние, замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и включают как внутренние пейзажные композиции, простирающиеся вниз по склону, так и внешние – панорамы окружающего ландшафта, в том числе собственно города и прилегающего водоема.
курортный парк в Железноводске, РФ парк – дендрарий в Сочи, РФ
Рельеф таких парков часто террасирован. Террасы имеют прямолинейные или свободные очертания (соответствующие направлению горизонталей). В первом случае создается система подпорных стенок, во втором используется сочетание подпорных стен с естественными формами. Внутри парковые дорожки прокладываются по террасам или/и свободно вдоль склона. Между собой эти дорожки соединяются серпантинными дорогами, лестницами или пандусами. В результате парки – ярусная многоступенчатая композиция, в которую включены различные зоны: историко-мемориальная, рекреационная, спортивная, детская, развлекательная и др. Композиционный узел такого сложного парка расположен обычно либо в нижней равнинной его части, либо на одном из нижних ярусов. Более подробно о террасах, пандусах и подпорных стенках в одной из следующих тем.
дворцовый сад на южном склоне вилла д Эсте, вид сверху, Рим, Италия
Пражского града, Прага, Чехиятеррасный сад в графстве Суррей, Нагорный парк в Баку, Азербайджан
Великобританияпарк Швейцария, Нижний Новгород, РФ Приокский парк (верхний парк), Нижний Новгород, РФ
Все это позволяет организовывать маршруты большой протяженности, при этом трассировка дорог обеспечивает сочетание/чередование зрительного восприятия внешних и внутренних видов. Это особенно важно, поскольку практически каждый ярус имеет свою особую специализацию и занимает свою собственную нишу в общем калейдоскопе впечатлений. В таких парках серии видовых площадок располагаются вдоль бровок террас, обеспечивая максимальную полноту зрительских восприятий.
Парки в горной долине. Пространство таких паров обычно невелико и ограничено склонами, поэтому горизонтальные плоскости располагаются, главным образом, по днищу долины и, иногда, в отдельных точках нижней части склонов горных хребтов, окружающих долину.
курортный парк Боржоми, Грузия парк Раздан, Ереван, Армения
Подводя итог рассмотрению рельефа как компонента садово-парковых ландшафтов можно сделать два важных замечания: первое, чтобы оценить рельеф, место в ландшафтных композициях парка его нужно увидеть! Отсюда роль и значение видовых площадок в структуре любого парка.
Второе, любой сад и парк создается для людей: посетителей, зрителей, поэтому огромное значение имеет ритм смены зрительских впечатлений, создаваемый изменениями ландшафтных композиций, разнообразием используемых насаждений и их соответствием различным формам рельефа. Чем выше степень разнообразия садово-парковых ландшафтов, тем ярче, красочней и интересней будет парк, а значит и наша жизнь.
Следующий раз поговорим об искусственных формах рельефа, которые занимают в садово-парковых ландшафтах достойное место.
Ландшафтная архитектура: карьера с неповторимым рельефом | Учеба и работа в Германии | DW
Природный комплекс на месте пустыря с невзрачными ухабинами, миниатюрный Версальский парк в центре города или просто искусно спланированная площадка для отдыха во дворе дома? Как сделать окружающий мир более красивым и более функциональным? Есть идея? Тогда специальность «Ландшафтная архитектура» (Landschaftsarchitektur) — для вас. Поучиться ландшафтному проектированию у европейских мастеров сегодня можно в Берлине, Дрездене, Эрфурте, Ганновере, Касселе, Оснабрюке и других немецких городах.
Ландшафтный ноу-хау
Несколько сотен лет назад законодателями «садово-парковой» моды по праву считались англичане и французы. Однако пионерами в благоустройстве зеленых зон отдыха на территориях городов стали именно немцы. «Первые парки, созданные с учетом городской инфраструктуры и санитарных норм, появились в Германии в начале XX века», — рассказывает Катрин Шмидт (Catrin Schmidt), директор Института ландшафтной архитектуры в Техническом университете Дрездена.
В современном понимании ландшафтная архитектура — это не только создание зеленых оазисов в центре города. В выстраиваемой художественной композиции должны быть задействованы все элементы ландшафта — рельеф, растительность и строительные объекты. Создание здоровой окружающей среды и борьба с изменением климата сегодня также входят в круг профессиональных обязанностей ландшафтного архитектора.
Ландшафтная архитектура как специальность
Одно из зданий Технического университета Дрездена
Специальность «Ландшафтная архитектура» в Техническом университете Дрездена (Technische Universität Dresden) пользуется особой популярностью. Число подающих сюда заявки превышает количество учебных мест. Нынешним абитуриентам дрезденский Технический университет предлагает как бакалавриат, так и магистратуру. А решает судьбу претендентов средний балл аттестата: он должен быть высоким.
Обучение бакалавров проходит по пяти направлениям: планирование объектов в городах (Freiraumplanung), планирование крупных ландшафтов с учетом принципов сохранения экосистемы (Landschaftsplanung), технологии строительства и эксплуатации ландшафтных объектов (Landschaftsbau) и уход за памятниками ландшафтной архитектуры (Gartendenkmalpflege). Разумеется, студенты изучают основные сорта и виды растений, а также знакомятся с принципами их совместимости (Pflanzenverwendung).
Углубить знания по одному из направлений можно, продолжив обучение в магистратуре. Правда, как и в большинстве других немецких вузах, предлагающих специальность «Ландшафтная архитектура», магистратура в дрезденском Техническом университете — «последовательная» (konsekutiv), то есть поступить сюда может только тот, кто уже получил высшее образование (как минимум, диплом бакалавра) по этой же специальности.
Одно из направлений обучения — планирование объектов
Нередко еще до поступления на отделение бакалавриата или магистратуры по специальности»Ландшафтная архитектура» абитуриенты должны подкрепить к документам справку о прохождении стажировки (Vorpraktikum). В Техническом университете Дрездена такого требования не предъявляют. Практические навыки студенты приобретают во время учебы. Обязательный пункт учебной программы — прохождение практики в одной из фирм, по выбору самих студентов. На отделении бакалавриата такая стажировка длится пять недель, а в магистратуре – 11 недель.
Обучение на обоих отделениях Института ландшафтной архитектуры в Техническом университете Дрездена проходит в основном на немецком языке. Хотя в магистратурах некоторых вузов (например, в Техническом университете Берлина) преподавание осуществляется только на английском языке.
Дело мастера боится
Диплом дипломом, ну а какие же перспективы трудоустройства открываются на горизонте? «Спрос на ландшафтных архитекторов сегодня ниже, чем десять лет назад. Но профессия остается востребованной», — обнадеживает представитель Союза ландшафтных архитекторов Кристоф Гондезен (Christoph Gondesen).
Вот уже 40 лет он занимается проектированием ландшафтов, открыв вместе с партнерами собственное архитектурное бюро. Помимо частного бизнеса диплом ландшафтного архитектора позволяет найти работу в архитектурной студии, в администрации по благоустройству парков, в институтах по охране природы и исследовательских обществах.
У тех, для кого немецкий язык не родной, при трудоустройстве нередко возникают трудности. «Но основное препятствие — не язык, а знание немецкого законодательства в области ландшафтного планирования, охраны природы и окружающей среды», — отмечает Кристоф Гондезен, не раз сталкивавшийся с проблемами при наборе сотрудников. Проект ландшафтно-строительных работ должен быть составлен с учетом всех норм и согласован в соответствующих ведомствах. Без специального разрешения вы не можете спилить даже больное дерево у себя во дворе.
Кроме юридической подкованности, профессия ландшафтного архитектора немыслима без любви к природе, эстетического вкуса, развитого пространственного мышления и технических способностей. Помимо этого, отмечает собеседник из Любека, независимо от должности, хороший проектировщик ландшафтов должен обладать так называемыми «мягкими навыками» (soft skills). «Надо быть готовым к работе в команде со специалистами в других областях – архитекторами, инженерами, биологами, геодезистами. Кроме того, нужно уметь руководить работой других», — перечисляет требования Кристоф Гондезен.
Правда, проектировать и руководить приходится, не покидая офиса. «Делаю наброски, пишу проекты, составляю сметы, координирую работу коллег по телефону. Во второй половине дня я встречаюсь с заказчиками. Время от времени выезжаю на участки, чтобы произвести ландшафтный анализ территории или посетить строительные площадки», — рассказывает Кристоф Гондезен. Он убежден: лишь любя свое дело, можно придать карьере неповторимый рельеф.
Рельеф на объектах ландшафтной архитектуры
1. Рельеф на объектах ландшафтной архитектуры
Доцент Куприянова А.Г.Кафедра ландшафтной архитектуры
СПбГЛТУ
2. Рельеф – пластическая первооснова объектов ландшафтной архитектуры
Определяет планировочнуюструктуру и композиционное
решение
Создает естественное
членение территории на
обособленные ландшафтные
районы с различным
пространственным
характером
Определяет композицию
прогулочных маршрутов
Определяет размещение
видовых точек
Влияет на функцию объекта
Определяет экологические условия
Условия инсоляции –
температурный режим
Условия влажности почв
Плодородие
Определяет эмоциональное
восприятие
3. Формы рельефа
► похарактеру
высотных отметок
► Равнинные
► Положительные
► отрицательные
► Макрорельеф
► По
крупности
► Мезорельеф
► Микрорельеф
► По
происхождению
► Естественные
► Искусственные
(геопластика)
4. парк на отрицательных формах рельефа Иматра
5. иматра
6. Ущелье Leutasch Gorge Австрия 500 м дорога 2 моста
7. Ущелье Vintgar Gorge Словения длина 1.6км
8. Люксембург смотровые площадки
9. Хельсинки старая железнодорожная ветка Ревилитация
10. Склон
11. Париж Сакре-Кёр
12. Микрорельеф. Хельсинки
13. Микрорельеф. Люксембург
14. мадрид
15. Стокгольм
17. Дания
19. Дротнингхольм. Швеция
21. Париж, Ля-Вилетт
22. Копенгаген
23. Гамбург
The New AmericanGarden in Washington
Хельсинки
26. геопластика
32. Флориада
33. Парк космических размышлений
34. Парк космических размышлений. Шотландия
36. Пирамида Пюклера, парк Браница, Мюскау
37. Париж. Ля-Вилетт
39. Форма определена функцией
40. Игровые комплексы
Дом с футуристическими формами на искусственном рельефе | Архитектурные проекты
Авторы проекта: архитекторы Станислав Николаев (архитектурная студия Niko architect), Д. Кулич, А. Салов, Т. Осецкая
Конструкторы: А. Цукерман, А. Мосякин
Дизайнеры: С. Николаев, Д. Климов
Декораторы: С. Николаев, Д. Межевова
Ландшафтный дизайн: А. Петелин, О. Сухова
Органическая архитектура — настоящая философия. В ее основе лежит идея гармонии человека с окружающим миром. Проект, созданный и реализованный под руководством Станислава Николаева, стал наглядным тому подтверждением. Построенный в Подмосковье неординарный дом с футуристическими формами архитекторы органично вписали в искусственный ландшафт.
Общая площадь – 300,0 м². План дома
Свой проект авторы назвали «Дом в ландшафте». А начался он с того, что в одном из подмосковных поселков на совершенно обычном участке без каких-либо возвышенностей и тем более водоемов архитекторам предстояло создать не просто жилой объект, а среду, которая бы подчеркивала единство архитектурного замысла и природного окружения. Чтобы вся композиция смотрелась органично, надо было придумать ландшафт и максимально гармонично вписать в него дом. В результате получился футуристичный ансамбль с непредсказуемой на первый взгляд архитектоникой.
Особняк практически не заметен со стороны поселка. Искусственный рельеф создан таким образом, что закрывает основной объем строения, поэтому оно производит впечатление большого, поросшего зеленью холма. К тому же кровлю его тоже озеленили и разбили на ней сад.
Чтобы не нарушить эту природную идиллию, все коммуникации, в том числе и электрические провода, спрятали если не под землю, то в конструкцию самого здания, каркас которого выполнен из бетона и покрыт силиконовой штукатуркой.
Для того чтобы граница между внешним и внутренним пространством стала еще менее условной, в доме уставлены панорамные моллированные (радиусные) безрамные окна. Дополнительно к ним в кровле спроектированы световые фонари, которые привносят в интерьер тонкую игру нюансов света и тени. К ним подведена вентиляция, которая обеспечивает приток свежего воздуха в помещения, а также предотвращает запотевание стекол.
Форма дома U-образная. Два его крыла образуют закрытый от посторонних взглядов внутренний двор, в который выходят окна всех основных комнат. Таким образом хозяевам обеспечена полная конфиденциальность. Во дворе перед площадкой, выложенной террасной доской из тика, находится искусственно созданный пруд и оборудован бассейн с переливом. На всей территории проложены прогулочные дорожки и установлена ландшафтная подсветка от Erco (Германия).
Дом органично выглядит не только снаружи, но и внутри, словно повторяя естественные изгибы холма. Такой плавности линий удалось достичь с помощью обычного бетона. Форма круга как символ равновесия использована в интерьере повсеместно. Один из ярких примеров — мягкая группа в зоне камина.
На первом этаже обустроены гостиная, кухня-столовая и лаунж-зона — единственное помещение, окна которого выходят на соседние дома, на втором — спальни и кабинет. Чтобы обеспечить полную темноту, в спальнях установлены раздвижные системы автоматических штор.
Однородность отделочных материалов фасада и внутренних стен только усиливает ощущение сопричастности с природой.
Проект стал лауреатом премии Russian Project 2019 в номинации «Архитектура. Загородный дом».
Фото: Василий Хуртин (фасад), Сергей Ананьев (интерьер)
Подписывайтесь на наш канал
Скульптура. Классификация и разновидности
Рельеф
Рельеф (от итал. rilievo — выступ, выпуклость, подъем) — скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
Барельеф (от фр. bas-relief — низкий рельеф) — низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема. | |
Горельеф (от фр. haut-relief — высокий рельеф) высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. В горельефе фигуры могут восприниматься круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. | |
Контррельеф (от лат. cotra — против и рельеф) — вид углубленного рельефа, представляющий собой своего рода негатив барельефа. В контррельефе изображение не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. | |
Койланаглиф — вид углубленного рельефа с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, само изображение обычно находится на уровне фона. |
Барельеф — Проектирование зданий
IHBC NewsBlog
IHBC на COP26 — Сохранение наших мест сохраняет нашу планету 1–12 ноября 2021 г.
IHBC стремится повысить осведомленность и понимание того, как философия и практика сохранения окружающей среды способствуют решению проблемы изменения климата.
Последний КОНТЕКСТ IHBC исследует «Лидерство людей в области сохранения окружающей среды»
От благотворительных обществ и Вентворта Вудхауса до Курта Швиттерса, городов Шотландии, Честера и других мест…
Королевская средняя школа Эдинбурга станет «национальным музыкальным центром стоимостью 55 млн фунтов стерлингов»
Бывшее здание Королевской средней школы в Эдинбурге должно быть преобразовано в национальный музыкальный центр стоимостью 55 миллионов фунтов стерлингов после того, как городской совет Эдинбурга согласился на аренду исторической собственности.
IHBC, CIfA, IEMA запускают Принципы оценки воздействия на культурное наследие
Документ объединенного института направлен на помощь в сохранении культурного наследия, обеспечивая согласованную основу для различных секторов и географических регионов.
Присоединяйтесь сейчас, чтобы выиграть: IHBC’s GASA Awards 2021
IHBC’s Gus Astley Student Awards 2021: выиграйте 500 фунтов стерлингов и место в школе Абердина IHBC 2022 года с вашей курсовой работой по искусственной среде / наследию, закрывается 31 июля!
Бывший особняк мясной фабрики Харриса в Калне, Уилтс, подлежит восстановлению
Последние уцелевшие здания на месте исторического особняка семьи Харрис, занимающегося мясной фабрикой, восстанавливаются до прежнего величия и превращаются в новые дома.
CICV Forum представляет руководство по страхованию профессиональной ответственности
Форум строительной индустрии по коронавирусу (Форум CICV) представил новое руководство по критически важному и постоянно усложняющемуся вопросу страхования профессиональной ответственности (PII).
Комитет всемирного наследия (WHC): Ливерпуль должен утратить свой статус всемирного наследия.
ИКОМОС сообщил, что предложение о новом футбольном стадионе, в случае его реализации, окажет совершенно неприемлемое серьезное негативное влияние на его подлинность и целостность.
CSIC Шотландии: новые планы по преобразованию общественных пространств в устойчивые офисные центры
В ответ на меняющиеся модели работы в Шотландии после COVID, Инновационный центр Construction Scotland (CSIC) раскрыл новые планы по модернизации общественных пространств в загородные альтернативы офисам в центре города.
Последний контекст IHBC исследует «Применение цифровых технологий»
Онлайн-выпуск о бесплатном доступе сочетает в себе актуальное и практическое, чтобы изучить, как отрасль может лучше всего адаптироваться к цифровым инновациям.
Барельеф и высокий рельеф в скульптуре
Рельефная техника для всех известных рельефных скульптур имеет несколько разновидностей. Среди них — барельеф и горельеф в скульптуре. Их общая черта — наличие выступающих над поверхностью фона осколков. Но есть разница между барельефом и горельефом. Давайте подробнее рассмотрим каждый тип такого изображения и выясним разницу между ними.
Что такое облегчение?
Давайте начнем с определения слова «облегчение». Он образован от латинского «релево», что переводится как «лифт».
Первые образцы рельефной скульптуры в искусстве с использованием техники рельефа были созданы еще в эпоху палеолита, более 10 тысяч лет назад. Наибольшее развитие это направление в искусстве получило в древности.
Есть четыре типа облегчения:
- барельеф;
- горельеф;
- контррельеф;
- копия анаглифа.
Но наиболее распространены:
Барельеф
Барельефная техника (барельеф) как вид скульптурного искусства создается из камня, дерева, пластика и глины. Применяя лепку или резьбу, мастера преобразуют материал таким образом, чтобы получился объемный сюжет.
Люди пытались освоить образцы барельефной скульптуры еще в каменном веке. Тогда рабочей поверхностью были могучие скалы. Обращаясь к культуре Древнего мира, мы также можем заметить, насколько важны здесь были барельефы.Барельефные скульптуры, например, украшали фронтоны храмов, что свидетельствовало о величии таких построек.
Искусство барельефа не прекратило свое существование в средние века, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы. А в наше время, когда высоко ценится любое ремесло, есть мастера, способные превратить обычную поверхность, будь то постамент памятника или часть фасада здания, в изысканное произведение искусства.
Отличительные особенности барельефов
- отдельно стоящих фигур нет;
- фигуры погружены в задний план;
- нет элементов, которые бы сильно выступали над плоскостью — если есть копье или целая морда лошади, которая выступает перпендикулярно фону, это уже горельеф.
Фронтоны храмов украшали барельефы в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Отличительной чертой здания были красочные скульптурные композиции. Но стены — не единственный фон для барельефов. Они также могут возвышаться над колоннами и другими частями скульптуры.
Высокий рельеф
Немного о художественном определении горельефа: С французского горельефа слово переводится как «горельеф». Такая скульптурная композиция выступает над плоскостью более чем на 50%.На изображении присутствует перспектива, иногда анатомия игнорируется, но этот прием встречается реже.
Для создания горельефа необходимы те же материалы и техника, что и для создания барельефа. Первые его образцы тоже появились очень давно — в античном искусстве. В Древнем Риме объемная лепка и горельефная резьба часто использовались для украшения триумфальных арок. И в наше время вы можете найти дублирование этого использования горельефа — великолепные сюжеты предстают перед нами при взгляде на Триумфальную арку (Париж).
Отличительные особенности горельефа
- выдано выше фона на 50% и более;
- могут встречаться отдельно стоящие фигуры;
- не запрещены сильно выступающие элементы, практически не соприкасающиеся с плоскостью;
- Больше внимания уделено перспективе и анатомии.
Итак, что такое горельеф? Горельеф используется для создания сложных композиций с множеством персонажей. Техника также подходит для отображения пейзажей, если вам нужно передать в них перспективу.
Горельефы встречаются на колоннадах, триумфальных арках, древних и современных храмах и алтарах. Круглые статуи, которые физически не связаны со стеной, но плотно прикреплены к ней до создания единой композиции, также являются горельефами.
Сравнение двух методов
А теперь перейдем к главному и выявим разницу между барельефом и горельефом. Об этом можно судить по вторым названиям этих видов скульптурных изображений — барельеф (барельеф) и, соответственно, горельеф (горельеф).
Между горельефом и низким рельефом есть различия и сходства.
Но единство заключается в следующих особенностях горельефа и низкого рельефа:
- разновидностей скульптурной техники;
- неразрывно связаны с плоским фоном;
- происходят от объемных наскальных рисунков.
Но разница между произведениями искусства намного больше.
Рассмотрим подробно каждое различие:
- Соотношение объема и плоскости.Горельеф имеет объем более 50%, барельеф — меньше. Барельеф выглядит как закопанная на заднем плане круглая скульптура. Напротив, горельеф как бы стремится разделиться.
- Перспектива. При создании горельефа неукоснительно соблюдаются его принципы. В барельефах перспектива не учитывается, чтобы сэкономить время и ресурсы на создание скульптуры.
- Отдельно стоящие элементы. В барельефах детали не сильно выступают над основанием.Они кажутся сплющенными, вдавленными в нее. А в горельефах часто встречаются элементы, едва связанные с фоном. Они могут быть вытянуты даже на всю длину скульптуры, но соединены с плоскостью тонким перешейком и при этом принадлежат к рельефной скульптуре.
- Сложность создания. Горельефы сложнее для мастеров, поэтому они появились позже. Техника барельефов применялась и пещерными людьми в эпоху палеолита.
А как насчет отдельно стоящей скульптуры или рельефной скульптуры?
Их главный отличительный критерий — соотношение рабочего фона и объема изображаемых элементов.Если представить себе полный объем фигур, то в барельефе он выступает над фоном максимум наполовину, а зачастую и меньше. Горельеф более выпуклый — зрителю видна значительная часть собственного объема элемента (более половины). А некоторые фигуры могут даже существовать сами по себе, полностью отделенные от фона. Это считается чуть ли не единственным, но определяющим отличием.
Прочие виды помощи
Контррельеф — это что-то вроде «негатива» барельефа.его отпечаток углубился на задний план. Контррельеф используется в матрицах и уплотнениях. Другое понимание контррельефа наблюдается в авангардном искусстве ХХ века, в частности, в творчестве В. Татлина. Здесь контррельеф интерпретируется как «гипертрофированный» рельеф, полностью избавившийся от фона — засветки реальных предметов.
Скрытый анаглиф — это изображение, высеченное на плоскости. Он не выступает из фона и не углубляется в него — углубляются только контуры фигур.Такое изображение выгодно отличается от барельефа и горельефа тем, что ему не грозит сколы, поэтому оно лучше сохраняется. Глифы койаны встречаются в искусстве Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Востока.
Итак, мы выяснили, чем отличается барельеф от образцов горельефа. В остальном, с нашей точки зрения, эти виды изображений скульптур очень похожи.
12 проектов по оказанию помощи при стихийных бедствиях от Shigeru Ban Architects
Изобретательность — ключ к практике Сигеру Бан.Он хорошо известен тем, что находит структурное применение скрытым материалам, включая бумагу и картон. И он проявляет тот же дух изобретательности при планировании и проектировании жилья для оказания помощи при стихийных бедствиях. Несколько проектов по ликвидации последствий стихийных бедствий Ban, Hon. FAIA был отмечен жюри, которое наградило его Притцкеровской архитектурной премией 2014 года.
Самый последний из них, Картонный собор, построенный в 2013 году, дал общине Крайстчерч, Новая Зеландия, новый символ силы после землетрясения 2011 года, разрушившего излюбленную англиканскую церковь 19 века в городе.Другие бедствия вынудили Shigeru Ban Architects немедленно предоставить жилье пострадавшим. В проектах по оказанию помощи бумажным бревенчатым домам, разработанным для Японии, Турции и Индии после землетрясений в 1995, 1999 и 2001 годах, соответственно, используются водостойкие бумажные трубы. В своих проектах по оказанию помощи при стихийных бедствиях Бэн также использовал такие материалы, как пивные ящики, древесину и даже щебень, чтобы обеспечить немедленное убежище для пострадавших.
Бумага — не единственный материал, который Ban использует в проектах по оказанию помощи при стихийных бедствиях; Например, в Онагаве, Япония, архитектор использовал транспортные контейнеры для размещения жертв землетрясения 2011 года, проживающих в районе, где мало плоской земли.Иногда материалы Бана могут быть такими же простыми, как жест: используя бумажные трубы и холст, Бэн разделил территорию внутри эвакуационных пунктов, где искали убежище жертвы землетрясения 2011 года в Японии, создавая ощущение стабильности и убежища во время большой нужды.
Ниже представлена выборка из 12 наиболее примечательных проектов Бана по оказанию помощи при стихийных бедствиях:
Картонный собор
Стивен Гуденаф Картонный собор, Крайстчерч, Новая Зеландия, 2013 год.Временная начальная школа Хуалинь
Ли Цзюнь Временная начальная школа Хуалинь, Чэнду, Китай, 2008 г.Киринда Хаус
Эреш Вирасурия Дом Киринды, Шри-Ланка, 2007 год.Временное жилище для контейнеров Onagawa
Хироюки Хираи Временное жилье для контейнеров Онагава, Мияги, Япония, 2011 г.Бумажная церковь
Хироюки Хираи Бумажная церковь Такатори, Кобе, Япония, 1995 г.Бумажный концертный зал L’Aquila
Фабио Мантовани Концертный зал Paper, Аквила, Италия, 2011 г.Бумажное убежище для УВКБ ООН
Shigeru Ban Architects Бумажное убежище для Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, лагерь беженцев Юмба, Руанда, 1999.Бумажный бревенчатый дом (Индия)
Картиека Шодхан Бумажный бревенчатый дом, Индия, 2001 г.Бумажный бревенчатый дом (Япония)
Хироюки Хираи Бумажный бревенчатый дом, Кобе, Япония, 2005 г.Paper Log House (Турция)
Shigeru Ban Architects Бумажный бревенчатый дом, Турция, 2000 г.Система бумажных перегородок
Сеть добровольных архитекторов Система бумажных перегородок, Япония, 2011 г.Бумажный приют
Shigeru Ban Architects Сигеру Бан со своим бумажным убежищем на Гаити (2010)Барельефная скульптура: что это такое и как ее можно использовать в современном интерьере?
Как художники-декораторы здесь, в Pigmentti, мы используем ряд навыков, чтобы восстановить высокое качество изготовления и декора в современном дизайне интерьеров.Одна из таких техник — барельефная скульптура; это ремесло, которое мы представили на Decorex в сентябре 2018 года из натурального материала Marmorino, который требует этого умения для создания мельчайших деталей. Интерес к этой необычной технике резко возрос, поэтому мы, естественно, захотели раскрыть факты об этом очень желательном эффекте и объяснить, почему мы считаем, что его важно использовать в дизайне интерьера сегодня.
Pigmentti на Decorex 2018 — Барельеф из гипса ScagliolaPigmentti на Decorex 2018 — Барельеф из MarmorinoЧто такое барельеф?
Произносится как барельеф, этот термин первоначально происходит от итальянского словосочетания basso-relievo, которое напрямую переводится как барельеф.Художники создают барельеф, лепя на 2D-плоскость, чтобы создавать и подчеркивать фигуры и объекты, создавая трехмерный вид, который можно рассматривать со всех сторон с небольшими искажениями. В качестве альтернативы материал можно вырезать из двухмерной плоскости, используя технику под названием Graffito. Выступающие фигуры, вырезанные на поверхности или добавленные к ней, остаются довольно мелкими. Если объект выглядит более чем наполовину приподнятым над фоном, это считается горельефом.
Пигментти создает образец барельефа с использованием MarmorinoКраткая история
Некоторые из самых ранних известных барельефов были найдены на стенах пещер и иначе известны как петроглифы.Эти работы являются одними из первых известных художественных творений человека, и они также были обработаны красками, чтобы еще больше подчеркнуть рельеф. Каменные здания и пирамиды, созданные египтянами и ассирийцами, были следующими, кто перенял этот стиль работы, и барельефные скульптуры в значительной степени доминировали в греческих и римских зданиях, таких как фриз Парфенона, который украшает верхнюю часть наоса Парфенона и имеет рельефные скульптуры Посейдон, Аполлон и Артемида.
Популярность барельефа продолжалась и в Средневековье (с 5 по 15 века), когда эта техника стала популярной в церквях, особенно в романских храмах, где она использовалась для празднования жизни важных религиозных событий и деятелей.Это был один из первых шагов в западной культуре, позволивший барельефам процветать, прежде чем они стали основным продуктом роскошного дизайна. В период Возрождения (с 14 по 17 век) художники, такие как Донателло, сочетали его с горельефом для создания перспективы, а в 19 веке скульптура барельефа использовалась для возведения исторических памятников, таких как скульптура на Парижской Триумфальной арке. .
Барельеф на Триумфальной арке Этуаль, Париж Пигментти создает барельефную скульптуру в стиле Маскероне с использованием МармориноБарельеф в современную эпоху
Сегодня барельеф используется в основном для небольших работ и, по инициативе Донателло, в значительной степени сочетается с горельефом, чтобы получить ощущение перспективы и придать глубину произведению.В частности, в роскошном дизайне интерьера барельеф может использоваться для создания координационных центров в комнате, а также для украшения стен, потолков, куполов, дверных проемов, колонн, фонтанов и других архитектурных элементов в помещении. Эта традиционная техника больше не используется в религиозной иконографии, и вместо этого художники, такие как мы, могут создавать пейзажи, архитектурные детали или причудливые повествования в секции барельефа.
Импрессионизм и модернизм легко перенести на детализацию барельефов, и это позволило мастерству оставаться современным или подвергаться обновлению в зависимости от пожеланий клиентов.Элементы ар-деко, ар-нуво и искусства и ремесла пользуются большой популярностью среди дизайнерских идей на текущем рынке.
Дизайн интерьера: Katz InteriorsPigmentti тщательно добавляет последние детали в замысловатую барельефную скульптуру.Как дизайнеры интерьеров могут использовать барельефы?
Если вы дизайнер роскошных интерьеров, это очень уникальная и альтернативная отделка интерьера, которая обязательно произведет вау-фактор. Изысканная отделка этого вида мастерства является предметом разговора и идеальным дополнением к деревянной мебели ручной работы и высококачественным мраморным предметам, которые в последние годы возродились в роскошном декоре.
Цветочный барельеф Pigmentti, гордо стоящий в студии в SolagnaPigmentti, барельеф на потолкеПрелесть барельефа в том, что вы можете использовать любую среду, что делает эту технику чрезвычайно универсальной для дизайна интерьера. Камень и металл являются популярными материалами, но в Pigmentti мы любим использовать материалы неожиданными способами и традиционно выбираем Marmorino, который предлагает широкий выбор отделки в зависимости от краткости, от матового до сатинированного и полированного конечных эффектов.
Touch является жизненно важным элементом в современных домах, и это то, что дизайнеры должны учитывать, привнося в свой дизайн сущность тактильности.У потребителей есть желание улучшить свои сенсорные ощущения, а добавление элемента осязания и визуальной сложности помогает удовлетворить это естественное чувство любопытства. Барельеф привносит текстуру и глубину в комнату, что вызывает необходимость исследовать. Клиенты из мира роскошного дизайна хотят завязать разговор и произвести впечатление на своих званых обедах и развлекательных мероприятиях. Барельеф дает нечто совершенно уникальное, красивое и дает возможность для образования.
Фото Ролана Бофра — Дом Мириам Чатеньер Дизайн интерьера от Uglova DesignНа основе текущего рынка, возрождение кустарного декора и высококачественного мастерства стало обычным явлением, и потребители сейчас, как никогда, ценят мастерство, связанное с созданием скульптур и роскошных украшений. .Барельеф является идеальным фокусом для внутренней комнаты или экстерьера здания, и Pigmentti может предложить эту уникальную отделку, работая с домовладельцами, дизайнерами интерьеров и архитекторами.
Pigmentti sculpting MarmorinoСвяжитесь с нами сегодня для консультации или для получения дополнительной информации о том, как включить барельеф, натуральные пигменты, фрески, фрески, сусальное золото и verre églomisé в свои проекты.
Архитектура рельефной бумаги | ТУ Делфт Репозитории
Заголовок Рельефная архитектура из бумаги
Латка, Ю.Ф.
Электротехника, математика и информатика
Устойчивая электроэнергетика
15.09.2014
В статье представлены два современных проекта рельефной архитектуры бумажных структур, спроектированные и построенные Shigeru Ban Architects и Добровольной архитектурной сетью.Автор статьи принимал участие в проектировании и строительстве одного из проектов. Проект детского сада Яань, который был построен с ноября 2013 года по март 2014 года, представлен в сравнении с другим проектом, реализованным Shigeru Ban и VAN в городе Чэнду после землетрясения в Сычуани в 2008 году. архитектура и ее история, и показаны оба проекта с их отличиями, а также эволюция подходов к конструктивным решениям.Разница в возрасте между проектами — 5 лет. Попытка определения качества бумаги как строительного материала сделана путем сравнения их состояния и процесса износа старого здания. В конце статьи представлены мысли автора об обоих проектах, их реализациях, плюсах и минусах.
бумага в архитектуре
рельеф
аварийная архитектура
бумажные тубы
Shigeru Ban Architects
http: // resolver.tudelft.nl/uuid:1f300dde-5527-411d-8b1f-54148e190ed6
ИздательМеждународная ассоциация по оболочкам и пространственным конструкциям (IASS)
ИсточникТруды симпозиума IASS-SLTE 2014 «Оболочки, мембраны и пространственные структуры: следы», Бразилиа, Бразилия, 15-19 сентября 2014 г.
Часть коллекцииИнституциональный репозиторий
Тип документа доклад конференции
(в) 2014 Автор (ы)
как дизайн вселяет надежду после катастрофы
После геноцида в Руанде в 1994 году гуманитарные усилия столкнулись с неожиданной проблемой.Алюминиевые каркасы палаток, построенные для беженцев, воровались и перепродавались. Японский архитектор Шигеру Бан помог решить проблему, используя материал со схожими структурными свойствами, но не имеющий ценности при перепродаже — бумажные трубки. Год спустя, когда произошло землетрясение в Кобе, Бан еще раз продемонстрировал универсальность материала. С тех пор он стал мальчиком с плаката гуманитарной помощи.
«Первоначальное развертывание бумажных трубок было весьма блестящим, — говорит американский архитектор и эксперт по оказанию помощи при стихийных бедствиях Эрик Дж. Сезал, директор специальных проектов некоммерческого фонда Curry Stone Foundation.«Но есть много обстоятельств, при которых трубы не имеют никакого смысла. Мы должны думать о восстановлении после стихийных бедствий более целостным образом. Сообщество дизайнеров постоянно одержимо поиском какого-нибудь невероятного универсального« плоского надувного »жилищного решения, потому что оно поражает нас больше внутренне «.
Хостел Fitzroy Crossing Renal. Кредит: Питер Беннеттс
Вместо того, чтобы импортировать бумажные тубы или бросать в переделанные транспортные контейнеры, архитекторы могли использовать местные ресурсы, стимулировать местную экономику и одновременно ограничивать углеродный след.
Ключевым моментом является общение с местными жителями, — говорит Сесал, чей опыт простирается от урагана «Катрина» до 10 лет работы с американской благотворительной организацией «Архитектура для человечества».
Эрик Сезал говорит, что архитектура катастроф заключается в том, чтобы «задавать 10 вопросов на каждое заявление, которое вы делаете». строит приют и исчезает », — говорит Чезал по телефону из столицы Руанды Кигали.«Это, конечно, продолжается, но это считается ошибочной практикой. Это разговор и желание слушать. Он задает 10 вопросов на каждое ваше заявление».
В рамках Недели гуманитарной архитектуры выставка в RMIT Design Hub — День из жизни архитектора-гуманитарного архитектора — рассказывает о восстановлении нескольких населенных пунктов по всему миру после таких стихийных бедствий, как ураганы на Гаити и землетрясения. в Пакистане. Гуманитарная архитектура, как демонстрирует выставка, занимается не только стихийными бедствиями.В основе этого лежит удручающая правда о том, что кризисы распространяются на антропогенные катастрофы, от геноцида в Руанде до социального неблагополучия в отдаленных общинах аборигенов.
На выставке представлены работы Сезала о школе на Гаити, а также девять австралийских архитекторов, работающих в гуманитарной сфере. Среди тех, кто имеет большое социальное влияние, — Watson Architecture and Design с детским домом Kesho Leo в Танзании и Iredale Pedersen Hook (IPH) для хостела Fitzroy Crossing Renal.
IPH сотрудничает с общинами коренных народов в течение 25 лет, выполняя различные работы, от жилья до школ, тюрьмы и здания суда. Его почечное общежитие является домом для людей из отдаленных районов, которым в противном случае пришлось бы переехать за 250 километров, чтобы получать диализ трижды в неделю.
Архитектура RELIEF — Обзор, конкуренты и сотрудники
26 апреля, время Эскудье-Фермо, отклонение архитектуры RELIEF, архитектура для нового, динамичного, нового поколения.\\ Apprécié для сына écriture Architecturale contemporaine et n …26 апреля, l’agence Escudié-Fermaut Архитектура Devient RELIEF Architecture pour un nouveau départ, un nouvel élan Dynamisant. \\ Apprécié для сына écritureEFRECTRICTURES, NO. Архитектурный канал, депутаты плюс 26 человек, все типы проектов региональных и национальных, общественных или частных: оборудование (в домах культуры, Санте, Услуги), Locaux Tertiaires et Commerciaux (Bureaux, Sièges Sociaux, Centres Commerciaux…), Logements Collectifs (Привилегированное и социальное продвижение); projets pouvant s’inscrire dans le cadre de programme neufs, de rehabilitation or mixtes.\\ Le cabin, qui compte plus de trente сотрудничества, est organisé en trois «pôles»: Etudes, Maîtrise d’uvre d’Exécution (M.O.E) et Gestion. \\ La Conception et les Etudes, de l’esquisse aux dossiers, sont assurées par une équipe d’Architectes expérimentés, dont 8 Responsables de Projets et dirigées par 3 Architectes Associés. d’Exécution interne, composée d’Ingénieurs et Techniciens expérimentés, dotée d’un secrétariat method, est un atout majeur de l’agence en réponse aux members de ses maîtres d’ouvrages.